Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Законодательство в интерактивной технологии!
Подключите на выгодных условиях блок "Законодательство в схемах"


Удобное и наглядное представление информации экономит время
и позволяет легко разобраться в сложных вопросах

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 11 июля 2009 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Бюджетная система
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2009 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"
Существующий порядок, в соответствии с которым государственные вузы должны исполнять обязанность по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду федерального имущества, не соответствует Конституции РФ.
Как указал КС РФ, налогообложение таких доходов не противоречит конституционным требованиям, поскольку оно по сути используется законодателем для перераспределения доходов между бюджетами (поступающий налог на прибыль распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ). Между тем сам порядок уплаты государственными вузами налога с этих доходов не отвечает критериям ясного, понятного, непротиворечивого порядка уплаты налога. Он не учитывает специфику бюджетно-правового статуса таких учреждений.
Для федеральных бюджетных учреждений образования установлен специальный бюджетно-правовой режим указанных доходов. Эти доходы признаются дополнительным источником их бюджетного финансирования. После поступления указанных средств на единый счет федерального бюджета они отражаются на лицевых счетах учреждений как средства, предназначенные для их содержания. Учреждения не обладают в отношении средств, находящихся на указанном едином счете, какими-либо распорядительными полномочиями. Они не вправе давать поручение на списание с него средств для уплаты налогов. В то же время в силу БК РФ предполагается, что налог с указанных доходов должен быть уплачен до учета средств в составе доходов федерального бюджета.
Таким образом, действующее законодательное регулирование не обеспечивает определенность в порядке самостоятельной уплаты такими учреждениями налога с указанных доходов.
Федеральный законодатель должен урегулировать данный порядок с учетом специфики правового статуса указанных учреждений в срок до 1 марта 2010 г. Вместе с тем, до внесения в законодательство необходимых изменений эти учреждения обязаны платить налог в существующем порядке. При этом нужно учитывать разъяснения, содержащиеся в правовых актах уполномоченных федеральных органов власти.


Банковская деятельность

Указание ЦБР от 2 июня 2009 г. N 2242-У "О внесении изменения в пункт 5.2 Указания Банка России от 16 января 2004 года N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов"
Для оценки финансовой устойчивости банка, достаточной для участия в системе страхования вкладов, применяется несколько групп показателей. К группе показателей оценки доходности относится показатель рентабельности активов - процентное отношение финансового результата банка к средней величине активов.
Изменен порядок расчета финансового результата банка (далее - ФР).
ФР представляет собой показатель "Прибыль до налогообложения" либо "Убыток до налогообложения", увеличенный на размер налогов и сборов, относимых на расходы, и величину отрицательной переоценки ценных бумаг и уменьшенный на величину положительной переоценки ценных бумаг.
Показатели прибыли и убытка, а также размер налогов и сборов содержатся в отчете о прибылях и убытках (с 1 октября 2008 г. изменена форма этого отчета), величина переоценки - в форме "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации" (изменена с 1 января 2009 г.).
Если выплаты из прибыли банка после налогообложения (распределения между акционерами, отчисления в резервный фонд) превышают величину прибыли после налогообложения или если данные выплаты произведены при допущенном убытке после налогообложения, то ФР уменьшается на сумму превышения таких выплат над прибылью после налогообложения или на сумму таких выплат при убытке после налогообложения.
Ранее ФР представлял собой показатель "Прибыль (убыток)", увеличенный на размер налогов и сборов и уменьшенный на величину расходов, произведенных за счет нераспределенной прибыли. В определенном случае предусматривалось увеличение ФР на сумму налогов, уплаченных из прибыли.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июня 2009 г. Регистрационный N 14120

Указание ЦБР от 14 апреля 2009 г. N 2214-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством передачи заявления через нотариуса"
Заемщик вправе получить информацию о бюро кредитных историй, в котором хранится его кредитная история, подав запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) через нотариуса. В таком же порядке может подать запрос и банк - потенциальный кредитор.
Нотариус обязан установить личность обратившегося к нему лица. При этом банк - потенциальный кредитор должен представить нотариусу документально зафиксированное согласие заемщика на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита). Если в качестве заемщика выступает организация или предприниматель, нотариусу представляется оригинал либо заверенная копия свидетельства о его госрегистрации. Экземпляр согласия и свидетельство остаются у нотариуса на хранение.
Нотариус направляет по электронной почте в Федеральную нотариальную палату запрос для последующей передачи его в ЦККИ. Приведен перечень ключевых реквизитов запроса. Обратившемуся может быть выдано свидетельство о передаче запроса.
После получения ответа ЦККИ из Федеральной нотариальной палаты нотариус информирует об этом заемщика (банк) не позднее следующего рабочего дня. Ответ может быть передан по адресу и способом, указанными обратившимся лицом. Установлены порядок и форма направления ответов ЦККИ.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2009 г. Регистрационный N 14161

Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2009 г. N 903-р
Минфину России поручено направить Росимуществу бюджетные ассигнования в размере 180 млрд. руб. на увеличение уставного капитала Банка ВТБ. Росимущество должно будет обеспечить оплату дополнительных акций Банка ВТБ, размещаемых в связи с увеличением его уставного капитала, и оформление на них права собственности РФ.
Таким образом, Правительство РФ воспользовалось своим новым правом принимать в 2009 г. решения о направлении средств федерального бюджета на реализацию мер по поддержке банковской системы.


Иные вопросы хозяйственной деятельности

Письмо Федеральной налоговой службы от 25 июня 2009 г. N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ"
С 1 июля 2009 г. вступили в силу изменения в Закон об ООО, затронувшие правила госрегистрации обществ с ограниченной ответственностью. В связи с этим ФНС разъясняет следующее.
Нотариус, совершивший нотариальное удостоверение сделки, направленной на отчуждение участником общества принадлежащей ему доли или части доли в уставном капитале, должен в течение 3-х дней передать в регистрирующий орган необходимые документы (в отношении банков документы передаются через территориальный орган ЦБР). Это заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ от участника общества и договор или иной документ, выражающий содержание односторонней сделки и подтверждающий основание перехода доли (ее части). При этом есть случаи перехода доли (ее части), не требующие нотариального удостоверения (например, переход доли к наследникам и правопреемникам участников общества). Приводится перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при таких обстоятельствах.
Сообщается порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений о залоге долей в уставном капитале ООО, а также сведений о размерах и номинальной стоимости долей участников обществ, зарегистрированных до 01.07.2009.
Указано, на основании каких документов вносятся изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества по сделкам, заключенным до 01.07.2009.
Планируется утвердить новые формы заявлений о госрегистрации юридического лица (при создании или реорганизации), о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы. До этого рекомендуется использовать формы заявлений, размещенные на сайте ФНС России.


Бюджетная система

Федеральный закон от 1 июля 2009 г. N 143-ФЗ "Об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году"
Устанавливается особый порядок предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2009 г. Необходимость принятия закона обусловлена риском возникновения недостаточности средств Фонда на осуществление его основной деятельности в 2009 г.
Ранее объем финансовой поддержки, который мог быть предоставлен Фондом в 2009 г., не ограничивался. Согласно принятому ФЗ наблюдательный совет Фонда устанавливает общий объём средств, выделяемых региональным и местным бюджетам до конца 2009 г. на капремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Также ограничивается размер финансовой поддержки, предоставляемой конкретному субъекту РФ.
Вводится запрет на подачу повторной заявки на выделение средств Фонда для проведения капремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья (за исключением заявок на выделение средств для переселения граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья).
Ряд поправок направлен на обеспечение финансирования возникшего дефицита федерального бюджета. В связи с передачей Фондом в федеральный бюджет 75 млрд. руб. Фонд наделяется правом требовать от банков досрочного возврата депозитов, в которые размещены временно свободные средства Фонда, а также продавать принадлежащие ему ценные бумаги на организованных рынках.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2009 г. включительно.


Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Федеральный закон от 1 июля 2009 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Вносимые поправки направлены на обеспечение сохранности средств, предоставляемых на проведение капремонтов многоквартирных домов.
Указанные средства выделяются из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Для их получения ТСЖ, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация открывают отдельные банковские счета.
Установлено, что такие счета должны открываться и обслуживаться только в российских кредитных организациях, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Российской Федерации или Банку России, в размере, позволяющем определять решения указанных кредитных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания их учредителей (участников).
Сведения об указанных российских кредитных организациях будут размещаться на официальном сайте Фонда в сети Интернет.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Средства, уже полученные на капремонт, должны быть переведены на новые счета с учетом установленных требований не позднее 90 дней со дня вступления в силу Федерального закона. О переводе средств необходимо незамедлительно сообщить в соответствующие органы местного самоуправления.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"
Разъяснения затрагивают обширный круг вопросов, связанных с реализацией и защитой прав граждан, организаций и органов власти в сфере жилищных правоотношений.
В разделе разъяснений, касающихся общих вопросов, рассмотрены спорные моменты, затрагивающие определение подсудности таких дел; применение при их рассмотрении сроков исковой давности; применение актов жилищного законодательства к отношениям, возникшим до введения этих актов в действие. Уделено внимание порядку признания помещения жилым; применению актов законодательства к иностранным гражданам или юрлицам, лицам без гражданства.
Затронуты вопросы реализации прав собственности на жилье, а также прав членов семьи (бывших членов) собственников помещений. Отмечены моменты, которые необходимо учитывать при признании лица членом семьи собственника или бывшим членом семьи. Так, указывается, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника или ее отсутствие не предрешает вопрос о признании его членом семьи собственника. Относительно оформления соглашения между собственником и членами (бывшими членами) семьи о пользовании жильем разъясняется, какие вопросы могут включаться в соглашение, в какой форме оно заключается. Указывается, что члены семьи собственника не вправе вселять в помещение других лиц. Однако это не касается несовершеннолетних детей членов семьи. Перечисляются обстоятельства, которые учитываются при отнесении лиц к бывшим членам семьи собственника. Отдельное внимание уделяется правам несовершеннолетних детей. Отменены особенности рассмотрения дел по спорам, связанным с изъятием жилья в связи с изъятием земли для государственных или муниципальных нужд.
В блоке разъяснений, посвященных соцнайму жилья, рассмотрены основания и последствия признания решения о предоставлении жилья недействительным, вопросы о правах членов (бывших членов) семьи нанимателя, о вселении в помещение нанимателем сторонних лиц. Так, указывается, что отказ членов семьи на вселение в помещение других лиц не может быть признан неправомерным. Рассмотрены вопросы использования жилья с нарушением прав соседей либо не по назначению. Также в разъяснениях содержится информация по найму специализированных жилых помещений.
Признаны утратившими силу ранее подготовленные разъяснения, касающиеся применения Закона о приватизации.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги от 10.07.2009

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Вестники арбитражных судов"

Изменилось правовое положение ООО!
1 июля вступил в силу Федеральный закон N 312-ФЗ



Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2009.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное