Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Ситуация знакома, не правда ли:
приобретенный товар вышел из строя
в пределах гарантийного срока?!
Какие требования предъявить продавцу?
Читайте в новом номере журнала "Законодательство"


ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Интернет-версия ГАРАНТ | Горячие документы | Интернет-конференции | Форум юристов


Версия от 14 апреля 2007 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Банковская деятельность

Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Страховая деятельность

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Административные правонарушения , административная ответственность


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Приказ Минфина РФ от 19 февраля 2007 г. N 16н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 г. N 66н "Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по ее заполнению"

Скорректированы форма Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу, а также Рекомендации по его заполнению.

Изменения коснулись титульного листа Расчета и раздела 1 "Сумма авансового платежа по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу.

Так, в титульном листе Налогового расчета вместо обязательного ранее ОГРН или ОГРНИП должен указываться код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Расчете, необходима подпись руководителя организации, подписи главного бухгалтера организации не требуется. Полномочия на подписание Расчета могут быть переданы представителю налогоплательщика. В этом случае указываются фамилия, имя, отчество представителя полностью и проставляется дата подписания Расчета. Если в качестве представителя выступает организация, то при подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации и проставляется дата подписания. Кроме того, при заполнении титульного листа необходимо указать наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика и приложить его копию к Расчету.

Также внесены изменения в порядок заполнения уточненного Расчета. Кроме того, налогоплательщики получили право представлять Расчет в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. Рекомендации по заполнению налогового расчета переименованы в Порядок.

Приказ вступает в силу, начиная с представления Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за первый отчетный период 2007 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 апреля 2007 г. Регистрационный N 9228.

Приказ Минфина РФ от 9 февраля 2007 г. N 14н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности"

Утверждена форма квитанции на оплату услуг газификации и газоснабжения. Форма предназначена для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению. Указанный бланк строгой отчетности приравнивается к кассовому чеку, поэтому при его выдаче не нужно использовать контрольно-кассовую технику.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2007 г. Регистрационный N 9203.


Банковская деятельность

Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2007 г. N 201 "О выплате в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации"

Утверждены Правила выплаты в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке РФ, которыми определен порядок выплаты предварительной компенсации по вкладам по состоянию на 20 июня 1991 г.

Предварительная компенсация по вкладам выплачивается в размере до 1 тыс. рублей гражданам по 1953 год рождения включительно и инвалидам II группы. Предварительной компенсации по вкладам подлежит 1 тыс. рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) со вклада, превышающего эту сумму, или полностью весь вклад, если его размер не превышает 1 тыс. рублей.

Гражданам РФ по 1947 год рождения включительно, инвалидам I группы либо инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, родителям и опекунам детей-инвалидов и инвалидов с детства, родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время, а также по целевым вкладам на детей и вкладам на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются компенсация в

размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 г. и дополнительная компенсация в размере остатка вкладов по состоянию на эту дату. Размер компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации по вкладам.

Выплата компенсаций производится с 1 октября 2007 г. в подразделениях Сбербанка России.

Информационное письмо ЦБР от 26 марта 2007 г. N 11 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"

Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо эквивалентной сумме в иностранной валюте. Первым днем указанного трехмесячного срока является день внесения регистрирующим органом записи о государственной регистрации юридического лица в государственный реестр.

Поскольку действующее законодательство не относит дорожный чек к ценным бумагам, операция по приобретению физическим лицом дорожных чеков за наличный расчет не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Передача в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве, а также сделки купли-продажи закладной (пула закладных) не являются сделками с недвижимым имуществом, подлежащими обязательному контролю.


Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 марта 2007 г. N 07-ОВ-03/5724 "Об оплате акций иностранной валютой"

С 1 января 2007 г. прекратило действовать правило, согласно которому денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами должны осуществляться в валюте РФ, если иное не установлено Центральным банком России.

В этой связи разъяснено, что оплата нерезидентами акций российских акционерных обществ, в том числе при их размещении, может осуществляться иностранной валютой, поскольку ограничения, предусмотренные законодательством в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами, не распространяются на случаи, связанные с оплатой приобретаемых акций российских акционерных обществ иностранной валютой.

Однако оплата резидентами приобретаемых акций российских акционерных обществ иностранной валютой не допускается, т.к. валютные операции между резидентами запрещены, за исключением прямо определенных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Не применяется ранее изданное письмо ФСФР России, где указано на недопустимость оплаты акций, размещаемых российскими акционерными обществами, иностранной валютой.


Страховая деятельность

Приказ Минфина РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам от 1 февраля 2007 г. N 7н/07-10/пз-н "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ"

Установлен новый порядок оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ. Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Иными словами, речь идет о реальной стоимости имеющегося у общества имущества, которая определяется ежегодно за вычетом долгов. Оценка стоимости чистых активов проводится для определения степени ликвидности страховой организации.

В соответствии с новым порядком в состав активов, принимаемых к расчету, включены отложенные налоговые активы, то есть часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Также в состав активов, принимаемых к расчету, может входить сумма фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включены отложенные налоговые обязательства, то есть часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Также уточнено, что в состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты и займы.

Приведена новая форма расчета оценки стоимости чистых активов страховой организации.

Приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2007 год. С этого момента прежний порядок оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ, утвержденный приказом Министерства финансов РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 сентября 2003 г. N 83н/03-158/пз, отменяется.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2007 г. Регистрационный N 9235.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N 13377/06

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал, что размер восстановительных расходов в целях выплаты страхового возмещения по ОСАГО должен определяться без учета износа деталей автомобиля.

Отмечено, что необходимость учитывать износ частей, узлов, агрегатов и деталей при определении размера восстановительных расходов предусмотрена п. 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263. Указанные Правила были изданы в целях реализации положений Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Однако этот Закон не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда. Президиум подчеркнул, что подобное ограничение противоречило бы положению гражданского законодательства о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего, поскольку необходимость расходов, которые он должен будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда. Содержащееся же в п. 63 Правил положение противоречит указанному Федеральному закону и общим правилам гражданского законодательства о полном возмещении убытков. Поэтому Президиум, рассмотрев спор между двумя страховыми компаниями о взыскании ущерба, причиненного лицом, чья ответственность была застрахована, руководствовался положениями Закона как акта, имеющего большую юридическую силу, и удовлетворил требование страховой компании о возмещении ущерба, предъявленное в порядке суброгации, в размере стоимости ремонта автомобиля без учета его износа.


Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан"

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г.

Согласно положениям указанного Закона, до 1 января 2005 г. законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем указанных граждан признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов РФ за счет средств федерального бюджета.

В силу внесенных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменений в указанный Закон, с 1 января 2005 г. граждане, вставшие на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование по договорам социального найма, сохранили лишь право на получение жилищных сертификатов. В то же время те военнослужащие, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи сертификатов, либо в иных формах, в частности, посредством приобретения для них жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Как разъяснил Конституционный Суд, законодатель вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем данной категории граждан. При этом такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции РФ, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан. Таким образом, законодатель был вправе освободить органы местного самоуправления с 1 января 2005 г. от обязанности предоставлять жилье по договору социального найма при одновременном возложении обязанности по обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов РФ. Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан не противоречит Конституции РФ, но только в той мере, в какой с их помощью обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.

Федеральному законодателю предписано урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

В то же время, вопрос об определении используемой для расчета субсидии для приобретения жилья по сертификатам расчетной стоимости жилого помещения, устанавливаемой исходя из норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, конкретная величина которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Конституционный Суд признал не относящимся к своей компетенции.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации право на получение пенсии по случаю потери кормильца предоставлено детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Учащимся детям умерших кормильцев - участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС пенсия по случаю потери кормильца выплачивается до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не дольше чем до достижения ими 25-летнего возраста.

В свою очередь дети, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", получают социальную пенсию только до достижения ими возраста 18 лет.

Изменениями предусмотрено продление срока выплаты социальной пенсии таким детям до окончания ими обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г.

Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2007 г. N 202 "О выплате в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе "Российская государственная страховая компания" и обществах системы Росгосстраха)"

Федеральным бюджетом на 2007 г. предусматривается выделение средств на выплату отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации (компенсации) вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (ОАО "Российская государственная страховая компания" и общества системы Росгосстраха) по состоянию на 1 января 1992 г., являющихся гарантированными сбережениями.

Утверждены Правила, определяющие порядок осуществления указанных выплат.

Гражданам по 1953 год рождения включительно и инвалидам II группы, в том числе наследникам первой очереди из числа данных лиц, выплачивается предварительная компенсация в размере до 1 тыс. руб.

Компенсация в размере остатка вкладов (взносов) по состоянию на 1 января 1992 г. и дополнительная компенсация в размере остатка вкладов (взносов) по состоянию на эту дату выплачивается гражданам РФ по 1947 год рождения включительно, инвалидам I группы либо инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, родителям и опекунам детей-инвалидов и инвалидов с детства, родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время, а также по целевым вкладам (взносам) на детей и вкладам (взносам) на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан).

Размер компенсаций зависит от года окончания (прекращения) действия договора страхования и года выплаты страховой (выкупной) суммы владельцу вкладов (взносов).

Определены документы, которые необходимо предъявить для получения предварительной компенсации (компенсации), а также порядок выплаты компенсации на оплату ритуальных услуг в случае смерти в 2001-2007 гг. владельца вкладов (взносов) или лица, застрахованного по целевым вкладам (взносам) на детей, и ее размер.

Письмо Фонда социального страхования РФ от 14 марта 2007 г. N 02-13/07-1985

По вопросу учета премий при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, имевшей место в январе 2006 г., разъяснено, что в указанном случае в среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, включая премии и вознаграждения, начисленные в расчетном периоде.

Все начисленные премии (кроме ежемесячных премий) учитываются пропорционально отработанному времени в расчетном периоде, т.е. сумма премий делится на количество рабочих дней в расчетном периоде и умножается на количество фактически отработанных в расчетном периоде дней.

Вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, учитываются в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода.

Если премии начисляются пропорционально отработанному времени, то они учитываются при определении среднего заработка из фактически начисленных сумм.


Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам"

По вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, а также постановления Президиума ВАС РФ после вступления их в законную силу. Если арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанций либо Президиум ВАС РФ оставил оспариваемый судебный акт без изменения или оставил в силе один из ранее принятых по делу судебных актов, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам оставленного без изменения или оставленного в силе оспариваемого судебного акта производится судом, принявшим этот акт.

Обстоятельства, которые являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы арбитражного суда при принятии судебного акта. Существенность обстоятельств определяет арбитражный суд при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. К названным обстоятельствам могут быть также отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, допущенные при принятии судебного акта судом кассационной инстанции. Если оспоримая сделка признана судом недействительной и прекращена на будущее время, то признание такой сделки недействительной не может являться основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы на определения о возвращении заявлений и на определения судов об отказе в удовлетворении заявлений не облагаются государственной пошлиной.


Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Изменениями предусматривается увеличение максимального наказания за преступления (нарушение авторских и смежных прав), предусмотренные статьями 146 и 180 УК РФ, с пяти до шести лет лишения свободы. Кроме того, за незаконное использование товарного знака повышается максимальный размер штрафа - с 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Изменения направлены на усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Увеличиваются размеры санкций за нарушение требований антимонопольного законодательства. При этом размер штрафной санкции исчисляется не в величине, кратной МРОТ, а в величине, кратной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг). Одновременно с этим за ряд правонарушений в области антимонопольного законодательства в отношении должностных лиц хозяйствующих субъектов будет применяться ответственность в виде дисквалификации.

Кодекс также дополнен рядом новых составов административных правонарушений в названной сфере: статьей 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке", статьей 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий", статьей 14.33 "Недобросовестная конкуренция".

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10.6 и 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Изменениями увеличиваются размеры административных штрафов за нарушение правил карантина животных или ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, а также других ветеринарно-санитарных правил.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2007
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


В избранное