Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 04.04.2006
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 4 АПРЕЛЯ 2006 ГОДАФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 N 38-ФЗ 1 июля 2006 года вступит в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и утратит силу принятый более 10 лет назад Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ с аналогичным названием и предметом регулирования. Новый Закон уточнил общие требования к рекламе, детализировал условия различных способов рекламирования и сформулировал новые правила рекламы отдельных видов товаров - алкогольной продукции, пива, табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, продуктов детского питания, ценных бумаг, финансовых услуг, основанных на риске игр и пари. Общие требования к рекламе Закон существенно расширяет перечень видов рекламы, которая может быть признана недостоверной. В частности, к недостоверной рекламе отнесено искажение сведений об ассортименте, комплектации товара, месте и сроках его продажи, о правилах и сроках проведения стимулирующих лотерей и тому подобных мероприятий, о лице, обязавшемся по ценной бумаге, об изготовителе рекламируемого товара и т.д. Здесь важно обратить внимание, что помимо упомянутых случаев к недостоверной рекламе Закон также относит не соответствующие действительности материалы, содержащие сведения о преимуществах рекламируемого товара перед продукцией, произведенной или реализуемой другими лицами. Подчеркнем, что речь идет именно о сравнениях, не соответствующих действительности. Что же касается некорректных сравнений, то такая информация является разновидностью недобросовестной рекламы и запрещается как новым Законом, так и действующим. Как и действующее в настоящее время законодательство, Закон не допускает демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, но при этом распространяет данный запрет на пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. С момента вступления в силу рассматриваемого Закона использование в рекламе образов медицинских и фармацевтических работников будет допускаться только в отношении медицинских услуг и средств личной гигиены, а также в материалах, специально ориентированных на медицинских и фармацевтических работников. Указание в рекламе на положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования (за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств и медицинских услуг) не допускается. Развивая нормы действующего законодательства, защищающего интересы несовершеннолетних, Закон запретил размещение рекламы в учебниках для начального общего и основного общего образования, в школьных дневниках и тетрадях. В нем также содержится достаточно неординарная норма, которая не допускает формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с внешними данными. Впервые на законодательном уровне затронуты вопросы рекламирования товаров при дистанционном способе их продажи и установлены правила рекламирования стимулирующих мероприятий. В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров - наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в котором является приобретение определенного товара, во-первых, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и, во-вторых, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Установлен срок действия оферты (предложения заключить договор). Если в рекламе не указан срок действия оферты, то она действует в течение двух месяцев. Особенности отдельных способов распространения рекламы Вновь принятый документ уделяет особое внимание рекламе в телепрограммах и радиопередачах. Закон сохраняет действующее в настоящее время правило, согласно которому радиопрограммы, не зарегистрированные в качестве СМИ рекламного характера, не могут содержать рекламы более 20% эфирного времени. На телевидении же эта норма вскоре будет изменена. Начиная с 1 июля 2006 года и до 1 января 2008 года общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы, прерывания телепрограммы рекламой и ее совмещения с телепрограммой (например, посредством "бегущей строки") не должна превышать 20% времени вещания в течение часа и 15% в течение суток. В дальнейшем объем рекламы не будет превышать 15% времени вещания в течение часа, независимо от времени суток. Указанные требования распространяются на такие виды рекламы, как телемагазины и спонсорская реклама. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой (в том числе спонсорской), только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок. Трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой только таким образом, чтобы это не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования. В дни траура распространение рекламы на телевидении и в радиопрограммах будет запрещено. Закон запрещает прерывать рекламой и совмещать с ней фильмы, которые демонстрируются посредством кино- и видеообслуживания. Впрочем, такой запрет не исключает возможности демонстрации рекламы в перерывах между сериями или частями фильма, как это сейчас прямо предусмотрено правилами действующего Закона. По сравнению с действующим, новый Закон более подробно регламентирует правила наружной рекламы и установки рекламных конструкций. Приведем лишь наиболее важные из них. Как следует из Закона, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Учитывая, что такого документа пока нет, при установке наружной рекламы следует руководствоваться предписаниями ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст). Как и в настоящее время, установка рекламной конструкции на объекте недвижимости будет осуществляться на основании договора с собственником этого объекта или иным уполномоченным лицом при наличии разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа. Для получения разрешения собственник недвижимого имущества (иной законный владелец) либо владелец рекламной конструкции должен подать в указанный орган заявление. К заявлению прилагаются: 1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции. При этом Закон подчеркивает, что орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Отдельные изменения предусмотрены и в отношении рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств. С 1 января 2007 года использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций будет запрещено. Между тем, данное предписание не распространяется на размещенные на транспортном средстве отличительные знаки, указывающие на их принадлежность каким-либо лицам. Особенности рекламы отдельных видов товаров В соответствии с новым Законом реклама алкогольной продукции с использованием рекламных конструкций, располагаемых на элементах зданий или вне их, будет запрещена с 1 июля текущего года, а табачных изделий - с 1 января следующего. Так же, как и сейчас, реклама пива на телевидении будет разрешена только с 7 до 22 часов местного времени. После вступления Закона в силу диапазон времени, доступного для рекламы пива по радио, сместится на два часа вперед (с 9 до 24 часов м.в.). Не допускается реклама алкогольной продукции и табачных изделий на всех видах транспортных средств общего пользования. В отношении рекламы лекарственных средств Закон, в частности, запрещает ссылаться на случаи излечения от заболеваний, на улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, на его преимущества, выявленные путем исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования. Реклама лекарственного средства также не должна содержать предположений о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, гарантировать положительное действие объекта рекламирования. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем доходности вложений, в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая доходность не может быть определена на момент заключения договора. Такая реклама также не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут эти лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из условий. Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ. Закон также тщательно урегулировал правила рекламы ценных бумаг. В частности, запрещена реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг. Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам, а реклама эмиссионных ценных бумаг - наименование эмитента и источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере. Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем. |
В избранное | ||