Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 18.10.2004
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Юридические семинары в Москве:
"СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ"
(Москва, 21-22 октября 2004г.)
с участием Савкина С.Ф. - судьи ВАС РФ; Суховой Г.И. - засл. юриста РФ,
судьи ВАС РФ; Маковской А.А. - к.ю.н., зам. начальника управления ВАС РФ;
Киндеевой Е.А. - зам. Председателя Московского комитета по регистрации
недвижимости; Попова М.В. - к.ю.н., старшего юриста Фирмы "Пепеляев,
Гольцблат и партнеры" и другие.
Тел.(095) 244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выпуск 18 октября 2004 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Об изменениях в земельном законодательстве
3 октября 2004 г. Федеральным законом N 123-ФЗ (далее - Закон) были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Основанием для внесения изменений явились следующие обстоятельства. Во-первых, религиозные организации были отстранены от решения вопросов, связанных с использованием земли и подготовкой соответствующих решений, в том числе касающихся предоставления земельных участков для нового строительства (такое право было оставлено только за гражданами и общественными объединениями).
Далее. Большинство канонических подразделений Русской Православной Церкви, других религиозных организаций на территории РФ использовали земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с нормами земельного законодательства, на праве постоянного пользования земельные участки предоставлялись только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все остальные юридические лица обязаны были в срок до 1 января 2004 г. (в настоящее время - до 1 января 2006 г.) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию.
Таким образом, по мнению законодателя, нормы земельного законодательства находились в противоречии со статьей 22 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которой передача религиозным организациям земельных участков, относящихся к храмам и другим объектам религиозного назначения, осуществляется безвозмездно.
Кроме того, статьей 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" также предусмотрена возможность бесплатной передачи в собственность религиозным организациям движимого и недвижимого имущества религиозного назначения (в том числе зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками).
Следовательно, предлагаемые изменения были призваны устранить имеющиеся противоречия между земельным законодательством и законодательством о религиозных организациях (объединениях), четко определить статус земель, уже находящихся в пользовании религиозных организаций, сформировать общие для региональных законодателей принципы в сфере регулирования оборота земель религиозных организаций, обеспечить их право на участие в решении земельных вопросов.
С учетом изложенного, в Земельный кодекс Законом был внесен ряд изменений. Так, теперь земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса. Ссылка на данные статьи Кодекса имеет для религиозных организаций немаловажное значение. Например, пункт 3 статьи 30 Кодекса определяет, что земельные участки для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование только на срок их строительства.
В свою очередь пунктом 1 статьи 36 установлено, что если на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены здания, строения, сооружения, уже являющиеся собственностью религиозных организаций, то такие земельные участки предоставляются им в собственность бесплатно. В том же случае, когда недвижимость принадлежит религиозным организациям на праве безвозмездного пользования, то земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на весь срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
Кстати, религиозные организации теперь имеют право наравне с гражданами, общественными организациями и органами территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также затрагивающих их интересы и связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В целях систематизации законодательства Закон внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Так, Федеральным законом N 137-ФЗ теперь установлено, что религиозные организации, имеющие здания, строения, сооружения на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны их переоформить на право безвозмездного срочного пользования на весь срок пользования. Переоформление необходимо провести до 1 января 2006 г.
Что касается Федерального закона N 101-ФЗ, то он был дополнен положением о том, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут быть бесплатно переданы им в собственность в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Компенсация расходов, связанных с реализацией права
на бесплатный проезд граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу
В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу (далее - "альтернативная служба", "служба"), имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
1) к месту прохождения альтернативной службы;
2) в связи с переводом на новое место службы;
3) к месту жительства при увольнении со службы;
4) к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год).
В первых трех случаях расходы на бесплатный проезд компенсируются за счет средств федерального бюджета. Расходы на бесплатный проезд при использовании ежегодного отпуска компенсируются за счет средств работодателя. Порядок компенсации определяется Правительством РФ.
Во исполнение Закона Постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 N 518 утверждены "Правила компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы" и "Правила компенсации за счет средств работодателя расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно".
Установленный первыми из упомянутых "Правил" порядок компенсации расходов на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной службы, к новому месту прохождения службы при переводе из одной организации-работодателя в другую и к месту жительства при увольнении со службы представляет собой следующее.
Гражданам, направляемым для прохождения альтернативной гражданской службы, военными комиссариатами, в которых они состоят на воинском учете, выдаются воинские перевозочные документы.
Транспортными организациями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в обмен на воинские перевозочные документы для проезда к месту прохождения службы гражданам выдаются проездные документы. По прибытии в организации, в которых граждане проходят альтернативную службу, проездные документы в 3-дневный срок сдаются в отдел кадров для последующей отправки по почте в военкоматы, выдавшие воинские перевозочные документы.
Возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом граждан к месту прохождения альтернативной службы, осуществляется соответствующими учреждениями Министерства обороны РФ на основании предъявляемых транспортными организациями счетов, в порядке, который Министерство обороны РФ должно установить.
Проездные документы для проезда граждан к новому месту прохождения альтернативной службы при переводе из одной организации-работодателя в другую и к месту жительства при увольнении со службы приобретаются по заявкам организаций-работодателей учреждениями федеральной государственной службы занятости населения по месту прохождения гражданами альтернативной службы.
"Правила" содержат оговорку о том, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом граждан к месту прохождения альтернативной службы, и оплата расходов на приобретение проездных документов для проезда граждан к новому месту альтернативной службы или к месту жительства при увольнении со службы, осуществляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов на указанные цели, учтенными на лицевых счетах, открытых учреждениям Минобороны РФ и учреждениям службы занятости в органах федерального казначейства.
Вторые из утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ "Правил" определяют порядок компенсации расходов, связанных с бесплатным проездом граждан, проходящих альтернативную службу, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно.
Для граждан, проходящих альтернативную службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проездные документы на проезд к месту жительства при использовании отпуска и обратно приобретаются за счет организации-работодателя (правоотношения, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, должны быть урегулированы в соответствии со специальным федеральным законом).
В случае невозможности приобретения организацией-работодателем проездных документов на весь путь следования заранее (при наличии пересадок, смене видов транспорта и др.) гражданам по предварительной договоренности выдается аванс.
Граждане, проходящие альтернативную службу, могут приобрести проездные документы для проезда при использовании отпуска к месту жительства и обратно за свой счет, и компенсация им расходов производится позднее на основании заявления и документов, эти расходы подтверждающих. Указано, что компенсации также подлежат расходы на уплату страховых сборов на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, а также расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями.
При отсутствии проездных и иных документов, подтверждающих расходы, компенсация осуществляется в размере минимальной стоимости проезда. При этом из расчета стоимости проезда исключаются воздушный транспорт, поезда повышенной комфортности и мягкие автобусы, возмещение расходов на проезд в которых в связи с прохождением гражданами альтернативной службы допускается во всех других перечисленных случаях.
Действие Постановления Правительства РФ от 05.10.2004 N 518 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г.
О порядке осуществления контроля за проведением лотерей
Приказом Министерства финансов РФ от 16 сентября 2004 г. N 83н утверждены "Правила осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования" (зарегистрировано в Минюсте РФ 30 сентября 2004 г. N 6053).
Правила устанавливают порядок осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, а также за целевым использованием выручки от проведения этих лотерей.
Напомним, что организаторами лотерей могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством РФ и получившее право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора. Оператор лотереи - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Проверка соответствия лотерей их условиям и действующему законодательству осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю за проведением лотерей и целевым использованием выручки от проведения лотерей, является Федеральная налоговая служба России.
Контроль осуществляется посредством проведения проверок, которые могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка, как следует из ее названия, проводится по утвержденному уполномоченным органом плану и не чаще одного раза в год.
Внеплановая проверка может проводиться в случае необходимости проверки достоверности представленных сведений либо получения от органов государственной власти или местного самоуправления информации о нарушении организатором условий лотереи и действующего законодательства. Обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов также являются основанием для осуществления внеплановой проверки.
В процессе проведения любой проверки организатор лотереи обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации и лотерейному оборудованию, а также присутствие соответствующих должностных лиц для предоставления сведений и объяснений по проведению лотереи.
В случае выявления нарушения условий проведения государственной или негосударственной лотереи соответствующий уполномоченный орган обращается к организатору, от чьего имени проводится та или иная лотерея, с предложением об устранении выявленных нарушений либо приостановлении (отмене) решения на проведение лотереи и расторжении соглашения между организатором лотереи и ее оператором.
Приказом также утверждены формы и сроки предоставления отчетности о проведении лотерей. Следует иметь в виду, что квартальная форма отчетности предоставляется до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая - до 25 марта года, следующего за отчетным годом.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О поддержке субъектов малого предпринимательства
в Калужской области
Постановлением Правительства Калужской области N 293 от 13.09.2004 "О финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства в Калужской области" утверждены "Положение о предоставлении субсидий малым предприятиям на частичную компенсацию сумм расходов по уплате процентов по кредитам банков" и "Положение о предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства на частичную компенсацию лизинговых платежей по договору лизинга".
Согласно утвержденным Положениям субсидии предоставляются на конкурсной основе малым предприятиям при реализации социально значимых проектов с целью упрощения доступа малых предприятий к кредитным ресурсам банков, а также субъектам малого предпринимательства - лизингополучателям, исходя из необходимости решения приоритетных задач. Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета на условиях безвозмездности и безвозвратности.
Субсидия на частичную компенсацию суммы расходов по уплате процентов банкам малым предприятиям предоставляется в размере 50% ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент подачи заявки, но не более 100 тыс. рублей по одному договору, заключенному между ним и Министерством промышленности, науки и малого предпринимательства области. Субсидия на частичную компенсацию затрат лизинговых платежей предоставляется субъектам малого предпринимательства в размере не более 50% общих затрат по проекту, возникающих у заявителя при применении услуг лизинга. При этом предельный размер субсидии по одному договору, заключенному между Министерством и субъектом малого предпринимательства, не может превышать 200 тыс. рублей.
Для получения субсидии претенденты должны подать в Министерство секретарю конкурсной комиссии заявку на предоставление субсидии не позднее 2-х месяцев со дня заключения кредитного договора с банком или договора лизинга, копию бизнес-плана, копию кредитного договора или договора лизинга и другие необходимые документы.
Необходимыми условиями участия претендентов в конкурсе на получение субсидии являются отсутствие задолженности в бюджеты всех уровней по уплате налоговых платежей, по выплате заработной платы персоналу, а также задолженности по ранее выданным на возвратной основе средствам из областного бюджета.
При определении победителей конкурса основными критериями являются: увеличение объемов налоговых поступлений и объемов выпускаемой продукции, создание новых рабочих мест, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
О праве обвиняемого на обжалование
в кассационном порядке принятого судом решения
по вопросу о подсудности уголовного дела
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав граждан частью седьмой статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В ней определено, что судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания, обжалованию не подлежит, за исключением решений о прекращении уголовного дела и (или) о назначении судебного заседания в части разрешения вопроса о мере пресечения.
По мнению заявителя, указанная правовая норма является препятствием для кассационного обжалования постановления о назначении судебного заседания в части решения вопроса о подсудности уголовного дела и тем самым не соответствует статьям 46 и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ установил следующее.
Вопрос о праве на кассационное обжалование определений и постановлений суда первой инстанции, в том числе вынесенных в стадии подготовки к судебному заседанию, ранее уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда. В Постановлении от 2 июля 1998 г. N 20-П Конституционный Суд РФ указал на необходимость обеспечения заинтересованным участникам судопроизводства возможности еще до завершения производства в суде первой инстанции обжаловать судебные решения, если ими ограничиваются их конституционные права и свободы, в том числе право на доступ к правосудию и судебную защиту, поскольку проверка таких решений одновременно с рассмотрением кассационной жалобы на приговор не может быть признана эффективным средством защиты нарушенных прав. Данная правовая позиция получила свое развитие в определениях Конституционного Суда РФ от 25 марта 2004 г. N 127-О и от 9 июня 2004 г. N 223-О.
Важнейшей составной частью права на судебную защиту является гарантированное статьей 47 (часть 1) Конституции РФ право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Необоснованное решение о подсудности уголовного дела способно привести к отсрочке рассмотрения уголовного дела судом, а тем самым - и к нарушению права обвиняемого на рассмотрение его дела в разумные сроки. В этой связи принимаемые судами решения по вопросам, связанным с определением подсудности уголовного дела и передачей уголовного дела из одного суда в другой, как затрагивающие во всяком случае право на судебную защиту, подлежат обжалованию и проверке в кассационном порядке до завершения производства в суде первой инстанции.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ Определением от 30 сентября 2004 г. N 252-О установил, что часть седьмая статьи 236 УПК РФ в ее конституционно-правовом истолковании не исключает право обвиняемого обжаловать в кассационном порядке принятое судом по результатам предварительного слушания решение по вопросу о подсудности уголовного дела. Данное Определение является общеобязательным, а выявленный в нем конституционно-правовой смысл части седьмой статьи 236 УПК РФ исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
"Комментарий к Федеральному закону
"О мировых судьях в Российской Федерации"
(Б.Д. Завидов) (Юридический Дом "Юстицинформ", 2004)
Данная работа представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
В Комментарии рассматриваются новеллы правовых норм анализируемого Закона и примыкающих к ним нормативно-правовых актов с учетом новых норм Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации, а также показывается взаимосвязь законов, регулирующих деятельность мировых и федеральных судей.
"Исполнение решений международных коммерческих
арбитражей. Комментарий к Нью-Йоркской конвенции
1958 г. и Главам 30 и 31 АПК РФ 2002 г."
(Б.Р. Карабельников) (Издательский дом "ФБК-ПРЕСС", 2003)
В материале представлен комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 года "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений", а также к статьям Арбитражного процессуального кодекса РФ, связанным с деятельностью международных коммерческих арбитражей: главе 30, касающейся оспаривания решений третейских судов, вынесенных на территории Российской Федерации, и процедуры выдачи исполнительного листа на решения таких третейских судов и главе 31, непосредственно регулирующей процедуру признания и приведения в исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных арбитражей.
Автор анализирует отечественную и зарубежную судебную практику, связанную с направлением государственными судами в международные арбитражи споров, в отношении которых существуют арбитражные соглашения, а также изучает практическое взаимодействие Нью-Йоркской конвенции и Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже".
Кроме этого, рассматриваются форма и содержание арбитражных оговорок и особенности применения оговорки о публичном порядке.
"Как посчитать дивиденды?"
(О. Вилесова, А. Казакова) ("ЭЖ-Юрист", N 20, 2004)
Ведение предпринимательской деятельности связано не только с рисками в процессе хозяйственной деятельности, но и с достижением главной цели - получением финансового результата. В статье рассматриваются особенности получения дивидендов организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.
"Проценты по кредиту как цена сделки"
(Д. Пристансков) ("ЭЖ-Юрист", N 19, 2004)
Платность - одно из основных условий банковского коммерческого кредитования. За пользование кредитными средствами заемщик уплачивает банку проценты. Являются ли проценты по кредиту ценой сделки? Допустимо ли рассматривать банковское кредитование как разновидность услуг? Должны ли стороны кредитного договора подчиняться принципам определения цены услуг для целей налогообложения? Анализ арбитражной практики свидетельствует о различии мнений в понимании данных вопросов.
"Сохранность информации - залог здоровья бизнеса"
(В. Погуляев, А. Теренин) ("Бизнес-адвокат", N 14, 2004)
Авторы рассматривают проблемы обеспечения сохранности информационной безопасности хозяйствующих субъектов в отношениях с партнерами, конкурентами и собственными работниками. В связи с этим перечисляются организационные меры, которые должны быть направлены на обеспечение информационной безопасности, выделяются формальные и неформальные способы обеспечения безопасности. Дополнительно отмечается важная роль разработки такого внутреннего документа, как Политика информационной безопасности.
Авторами изучены юридические аспекты технической составляющей информационной безопасности, а также специфика использования электронной цифровой подписи и технических средств борьбы с компьютерными вирусами.
"Статья УК для юридического лица"
(А. Зрелов, М. Краснов) ("Бизнес-адвокат", N 14, 2004)
Представленная статья посвящена теме уголовной ответственности за налоговые преступления. Авторы рассматривают способы совершения таких преступлений и его субъект. Также освещаются вопросы, связанные с оценкой размера нанесенного ущерба и правильной квалификацией налогового преступления. Приводятся конкретные примеры из судебной практики.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||