Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================


Юридические семинары в Москве:

"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ: анализ практики применения и рассмотрения споров"
(Москва, 30 сентября - 01 октября 2004г.)
с участием Орловского Ю.П. - засл. деятеля науки, д.ю.н., зам. директора
Института законодательства при Правительстве РФ (ИЗиСП); 
Нуртдиновой А.Ф. - д.ю.н., зав. отделом ИЗиСП;
Горохова Б.А. - судьи Верховного суда РФ и другие.

Тел. (095) 244-77-88, 244-76-56  info@m-logos.ru  Http://www.m-logos.ru 
=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    
    Выпуск 26 июля 2004 года
    
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    О валютном регулировании и валютном контроле
    
    18  июня  2004  года  вступила  в  силу  основная   часть   правовых
предписаний Федерального закона  от  10.12.2003  N  173-ФЗ  "О  валютном
регулировании  и  валютном  контроле".   Закон   заменил   собой   ранее
действовавший Закон Российской  Федерации  от  09.10.1992  N  3615-1  "О
валютном регулировании и валютном контроле". При этом новый  Закон  стал
актом  максимально  прямого  действия,  поэтому   многие   ведомственные
нормативные акты, изданные на основании Закона 1992 года, были  признаны
утратившими силу, например, Положение Банка России N  02-29/36,  Минфина
России N 11-05-02, ГТК РФ N  01-20/10075  от  06.10.1993  (см.  Указание
Банка России N 1464-У, Минфина России N 55н, ГТК России  N  01-10/12  от
29.06.2004).
    Закон разграничил валютные операции  в  зависимости  от  состава  их
участников на валютные операции между резидентами, между  резидентами  и
нерезидентами  и  между  нерезидентами  (п.  9  ч.  1  ст.   1).   Такая
классификация валютных операций приведена в соответствие  с  положениями
международных  договоров,   в   том   числе   со   Статьями   Соглашения
Международного валютного фонда.
    Часть  3  статьи  5  Закона  содержит  не  предусмотренный   прежним
отечественным  законодательством   запрет   на   установление   органами
валютного   регулирования   требования   о   получении   резидентами   и
нерезидентами индивидуальных  разрешений.  Кроме  того,  не  допускается
установление   органами    валютного    регулирования    требования    о
предварительной  регистрации,  за  исключением   установленных   Законом
случаев (ч. 3 ст. 12 и ч. 5 ст. 15).
    Впервые  законодательно  закреплен   перечень   валютных   операций,
осуществляемых без  ограничений,  между  резидентами  и  уполномоченными
банками, который к тому же не является исчерпывающим (ч. 3 ст. 9).
    Согласно  Закону  купля-продажа  иностранной  валюты  в   Российской
Федерации производится исключительно через уполномоченные банки.
    По  общему  правилу  не  допускается  установление   требования   об
идентификации личности при  купле-продаже  физическими  лицами  наличной
иностранной валюты.  Сведения,  идентифицирующие  личность,  могут  быть
внесены в документы,  оформляемые  при  купле-продаже  физическим  лицом
наличной иностранной валюты, лишь по просьбе самого физического лица.
    Одним  из  важных  изменений  является   предоставление   физическим
лицам-резидентам  и  нерезидентам  возможности  осуществлять  сделки   с
внешними ценными бумагами без ограничений на сумму до 150 тыс.  долларов
США в течение календарного года. В Законе 1992 эта сумма  составляла  75
тыс.
    Закон закрепил право резидентов открывать без  ограничений  счета  в
банках, расположенных на территории иностранных  государств,  являющихся
членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)  или
Группы разработки финансовых мер борьбы с  отмыванием  денег  (ФАТФ),  в
уведомительном порядке, в  иных  случаях  --  в  порядке,  установленном
Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию
(ч. 1 -- 3 ст. 12).
    Переводы резидентами средств на свои счета,  открытые  в  банках  за
пределами    Российской    Федерации,    осуществляются    в    порядке,
устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
    Статья 15 Закона детально регламентирует порядок ввоза в  Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации  валютных  ценностей,  валюты
Российской Федерации и внутренних  ценных  бумаг.  Ввоз  и  пересылка  в
Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации  валюты
Российской Федерации и внутренних ценных  бумаг  в  документарной  форме
осуществляются  резидентами   и   нерезидентами   в   порядке,   который
устанавливается Правительством Российской Федерации  по  согласованию  с
Центральным  банком  Российской  Федерации   и   может   предусматривать
требование о предварительной регистрации.
    Порядок предварительной регистрации установлен статьей 18 Закона. Он
включает в себя  исчерпывающий  перечень  представляемых  резидентами  и
нерезидентами  документов  и   срок   для   рассмотрения   заявлений   о
предварительной регистрации, а также основания отказа в  предварительной
регистрации.
    Закон  сохранил  требование  о  репатриации  валютной  выручки  и  о
последующей  ее  обязательной  продаже  в   сочетании   с   возможностью
регулирования порядка купли-продажи  иностранной  валюты  на  внутреннем
валютном рынке. Эти меры объясняются тем, что в  условиях  недостаточной
устойчивости российской банковской системы резиденты, получив  право  не
репатриировать валютную выручку, будут стремиться  размещать  получаемую
иностранную валюту на счетах в иностранных банках. Следует отметить, что
требование обязательной продажи экспортной валютной выручки  установлено
в 75 странах -- членах МВФ. Из них в 42 государствах экспортеры  обязаны
продавать 100%  валютной  выручки.  В  33  государствах  --  членах  МВФ
действует требование частичной продажи  экспортной  валютной  выручки  в
объемах  от  80%   до   25%.   При   этом   ряд   государств   применяет
дифференцированный  подход  к  продаже  экспортной   валютной   выручки,
базирующийся на особенностях структуры национального экспорта.
    
    О выплате компенсаций
    отдельным категориям граждан в 2004 году
    
    Правительством Российской Федерации издано Постановление от  9  июля
2004 г. N 343 "О  выплате  в  2004  году  отдельным  категориям  граждан
Российской  Федерации  предварительной  компенсации   (компенсации)   по
вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и вкладам  (взносам)
в  организациях  государственного  страхования   (Открытом   акционерном
обществе "Российская государственная  страховая  компания"  и  обществах
системы Росгосстраха).
    Постановлением утверждены "Правила выплаты  в  2004  году  отдельным
категориям  граждан  Российской  Федерации  предварительной  компенсации
(компенсации) по вкладам в Сберегательном  банке  Российской  Федерации,
являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О
восстановлении  и  защите  сбережений  граждан   Российской   Федерации"
(Правила выплаты компенсаций в Сбербанке) и "Правила выплаты в 2004 году
отдельным  категориям  граждан  Российской   Федерации   предварительной
компенсации  (компенсации)   по   вкладам   (взносам)   в   организациях
государственного страхования (Открытом акционерном обществе  "Российская
государственная страховая компания" и обществах системы  Росгосстраха)",
являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О
восстановлении  и  защите  сбережений  граждан   Российской   Федерации"
(Правила выплаты компенсаций в Росгосстрахе).
    Правилами выплаты компенсаций в Сбербанке определен порядок  выплаты
компенсаций по вкладам по состоянию на 20  июня  1991  г.,  а  Правилами
выплаты компенсаций в Росгосстрахе -- по состоянию на 1 января 1992 г.
    Оба  документа  устанавливают,  что  предварительной  компенсации  в
размере до 1 тыс. рублей  подлежат  вклады,  принадлежащие  определенным
категориям граждан РФ, а также целевые  вклады  на  детей  и  вклады  на
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Категории  граждан  РФ,  которые  имеют  право  на   предварительную
компенсацию  по  вкладам,  предусмотренные  как  теми,  так  и   другими
Правилами, одинаковы. Это: граждане по 1947 год  рождения  включительно,
инвалиды I группы, инвалиды II группы по 1955 год рождения включительно,
родители,  а  также  опекуны  детей-инвалидов  и  инвалидов  с  детства,
родители, сыновья которых погибли (умерли) в период  прохождения  службы
по призыву в мирное время.  На  компенсацию  по  вкладу  имеют  право  и
наследники первой очереди указанных категорий граждан (в  случае  смерти
владельца вклада).
    Положения Правил во многом сходны.
    Размер предварительной компенсации зависит от срока хранения  вклада
и определяется с применением коэффициентов, установленных Правилами.
    Выплата предварительной компенсации гражданам  1946  --  1947  годов
рождения будет производиться с 1 сентября 2004 года.
    Предварительной  компенсации  подлежит  1  тыс.  рублей  (исходя  из
нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) с  каждого  вклада,
превышающего эту сумму, или полностью весь вклад,  если  его  размер  не
превышает 1 тыс. рублей.
    Гражданам РФ по 1934 год рождения включительно и инвалидам I  группы
выплачивается  компенсация  в  размере  остатка   вкладов   (исходя   из
нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
    Размер   компенсации   уменьшается   на   сумму   ранее   полученной
предварительной  компенсации  по   вкладам.   Но   размер   компенсации,
выплачиваемой наследникам первой очереди, не уменьшается на сумму  ранее
полученной компенсации на оплату ритуальных услуг.
    Определены   условия   получения   дополнительной    предварительной
компенсации.
    Аналогичны положения двух документов в отношении выплаты компенсации
на  оплату  ритуальных  услуг  физическим  лицам  либо  наследникам.   В
частности,  при  наличии  у  владельца  нескольких  вкладов   в   разных
подразделениях  выплата   компенсации   на   оплату   ритуальных   услуг
осуществляется только в одном из них. Компенсация на  оплату  ритуальных
услуг  в  размере  до  6  тыс.  рублей   выплачивается   независимо   от
компенсаций, полученных владельцем вкладов  при  жизни.  В  определенных
случаях Правилами предусмотрена доплата компенсации на оплату ритуальных
услуг.
    Правилами установлена процедура выплат  предварительной  компенсации
(компенсации)  по  вкладам,  определены  документы,   обязательные   для
предъявления каждой из категорий граждан, которым положена  компенсация.
Так, родителям, сыновья которых проходили военную службу  по  призыву  и
погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время, компенсация
будет выплачиваться на основании выданной военным комиссариатом  справки
о призыве на военную службу (действительную срочную службу) и сроках  ее
прохождения, документа, подтверждающего факт гибели  (смерти)  в  период
прохождения военной службы по призыву (действительной срочной службы), и
документа, подтверждающего родственные отношения  с  погибшим  (умершим)
военнослужащим.
    Сведения о  выплате  предварительной  компенсации  (компенсации)  по
вкладам отдельно по каждой категории граждан и об использовании  средств
федерального бюджета на эти цели  будут  представляться  в  Министерство
финансов РФ Сберегательным банком РФ еженедельно, а открытым акционерным
обществом "Российская государственная страховая компания" -- ежемесячно.
    Министерство финансов РФ должно обеспечить  финансирование  расходов
на  компенсационные  выплаты   в   пределах   средств,   предусмотренных
Федеральным законом  "О  федеральном  бюджете  на  2004  год",  а  также
возместить за счет  средств  федерального  бюджета,  предусмотренных  на
обслуживание государственного внутреннего долга РФ в 2004 году,  расходы
ОАО  "Российская  государственная  страховая  компания"  в  размере   10
процентов суммы фактически произведенных выплат.
    
    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    О правилах выпуска и погашения
    областных жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным
    льготным категориям граждан в Пермской области
    
    13 июля 2004 года вступил в силу Указ Губернатора  Пермской  области
от 05.07.2004 N 98 "Об утверждении правил выпуска и погашения  областных
жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным льготным категориям  граждан
в  2004  году",  утверждающий  Правила  выпуска  и  погашения   жилищных
сертификатов, а также форму жилищного сертификата.
    Указом до 31 декабря  2004  года  приостанавливается  действие  ряда
положений, регулирующих вопросы предоставления жилья льготным категориям
граждан.
    Согласно  утвержденным  Правилам   областной   жилищный   сертификат
является  именным  документом,   подтверждающим   право   на   получение
безвозмездной субсидии за счет средств областного бюджета, который может
быть  использован  на  приобретение  (строительство)  жилого  помещения.
Сертификат не является ценной бумагой, выдается один раз и  не  подлежит
купле-продаже или передаче другому лицу.
    Право на получение жилищных сертификатов  имеют  дети-сироты,  дети,
оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа; инвалиды  войны  и
участники ВОВ,  ветераны  боевых  действий,  лица,  награжденные  знаком
"Жителю  блокадного  Ленинграда",   бывшие   несовершеннолетние   узники
фашизма, а также члены семей погибших инвалидов войны и участников  ВОВ,
ветеранов  боевых  действий;  ветераны  подразделений   особого   риска,
участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,  участники
ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк", а также члены семей погибших
участников ликвидации последствий  аварий  на  Чернобыльской  АЭС  и  ПО
"Маяк",   граждане,   переселившиеся   из   радиоактивно    загрязненных
территорий; реабилитированные лица и  члены  их  семей;  сотрудники  ОВД
(подразделений милиции общественной безопасности).
    Эти категории граждан должны быть признаны нуждающимися в  улучшении
жилищных условий и имеющими право на получение бесплатного жилья.
    Размер субсидии рассчитывается на дату  выдачи  сертификата  органом
местного самоуправления, осуществляющим выдачу сертификатов, указывается
в сертификате и является неизменным на весь срок  действия  сертификата.
Размер определяется исходя из состава семьи гражданина, социальной нормы
общей площади жилого помещения, а также из средней расчетной стоимости 1
кв. м общей площади жилья на территории  муниципального  образования  по
месту получения сертификата.
    Выдача  сертификата  осуществляется  при  условии,  что   гражданин,
проживающий  в  жилом  помещении  по  договору  социального  найма,  или
проживающий в жилом помещении, приобретенном в собственность в  процессе
приватизации, представит письменное  обязательство  о  передаче  данного
жилого помещения в государственную и муниципальную собственность. Данное
обязательство  не  оформляется,  когда  жилищный   сертификат   выдается
гражданину для приобретения дополнительной жилой площади на расширение.
    Сертификат дает  право  его  владельцу  приобрести  на  первичном  и
вторичном рынке  жилья  у  любых  физических  и  юридических  лиц  жилое
помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть
дома),  одну  или  несколько  квартир  (комнат).  Последующие  изменения
жилищных  условий  граждан,  которые   приобрели   жилые   помещения   с
использованием сертификатов, осуществляются на общих основаниях.
    Для оплаты жилого помещения полученный сертификат, а  также  договор
купли-продажи   жилого   помещения,   зарегистрированный    в    органе,
осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое  имущество
и сделок с ним, или договор  долевого  участия  в  строительстве  жилого
помещения, строительство которого ведется за счет  бюджетных  средств  и
заказчиками  по  которому  выступают  органы  местного   самоуправления,
передаются в  орган  местного  самоуправления.  Сертификат  должен  быть
предъявлен в орган местного самоуправления до 10 декабря 2004 года.  При
невозможности использования жилищного сертификата  его  владелец  обязан
возвратить сертификат в орган местного самоуправления.
    
    ЗАКОНОПРОЕКТЫ
    
    О проекте Федерального закона N 36754-4
    "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс
    Российской Федерации"
    
    Законопроект вносит изменения и  дополнения  в  главу  19  Семейного
кодекса Российской Федерации -- "Усыновление (удочерение) детей" в целях
расширения возможностей для усыновления детей российскими гражданами.
    Предлагается  внести  изменение  в  пункт  4  статьи  124  "Дети,  в
отношении которых допускается усыновление (удочерение)"  для  устранения
противоречий между нормами Семейного кодекса и  Федерального  закона  "О
государственном  банке  данных  о  детях,   оставшихся   без   попечения
родителей" от 16.04.2001 N  44-ФЗ.  Для  обеспечения  прав  усыновляемых
детей и российских усыновителей  устанавливается  срок,  равный  четырем
месяцам, по истечении которого возможно усыновление (удочерение)  детей,
оставшихся   без   попечения   родителей,   гражданами   РФ,   постоянно
проживающими за ее пределами, иностранными  гражданами  или  лицами  без
гражданства, не являющимися родственниками данных детей.
    Законопроект также предлагает внести дополнение в пункт 1 статьи 127
Семейного  кодекса  "Лица,  имеющие   право   быть   усыновителями",   в
соответствии с которым суд вправе в интересах ребенка вынести решение об
усыновлении лицами, которые на  момент  установления  не  имеют  дохода,
обеспечивающего ребенку прожиточный минимум,  установленный  в  субъекте
Российской  Федерации,  на  территории  которого  проживают  усыновители
(усыновитель), а равно лицами, не имеющими постоянного места жительства,
а  также  жилого  помещения,  отвечающего  установленным  санитарным   и
техническим требованиям.
    Также  законопроект  предлагает  внести  дополнения  в  статью   135
Семейного кодекса -- "Изменение  даты  и  места  рождения  усыновленного
ребенка".  Так,  суду  предоставляется  право  изменить  дату   рождения
усыновленного ребенка не  только  до  1  года,  но  и  после  указанного
возраста.
    
    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    
    "Комментарий к Закону Российской Федерации
    "О средствах массовой информации"
    (под ред. В.В. Погуляева)
    (Юридический Дом "Юстицинформ", 2004)
    
    В публикации представлен постатейный комментарий к Закону Российской
Федерации от 27  декабря  1991  года  N  2124-1  "О  средствах  массовой
информации".
    Структура Комментария соответствует структуре Закона. В первой главе
раскрывается содержание понятия свободы массовой информации -- основного
принципа  информационных  отношений  в  современном  обществе,  основных
понятий, используемых в Законе, и законодательства о СМИ.
    В  главе,  посвященной  организации  деятельности  средств  массовой
информации, дается подробная  характеристика  учредителя  (соучредителя)
средства  массовой   информации,   освещаются   вопросы,   связанные   с
регистрацией СМИ.
    Далее авторы останавливаются  на  порядке  распространения  массовой
информации. Здесь проанализированы положения о выходных данных  средства
массовой информации, его тираже, предоставлении обязательных экземпляров
изданий, хранении материалов, распространении рекламы и лицензировании в
данной сфере.
    В  следующих  главах  рассматриваются  отношения  средств   массовой
информации с  гражданами,  государственными  органами,  организациями  и
общественными объединениями, а также права и обязанности журналиста.
    В    заключительной    главе    "Ответственность    за     нарушение
законодательства  о   средствах   массовой   информации"   перечисляются
субъекты, на которые может быть возложена уголовная, административная  и
гражданская ответственность, характеризуются конкретные виды нарушений в
рассматриваемой сфере.  Обращается  внимание  на  моменты,  связанные  с
возмещением  морального  вреда,  причиненного  гражданину  в  результате
распространения  средством  массовой   информации   не   соответствующих
действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо
причинивших ему иной неимущественный вред.
    Кроме законодательства о  СМИ,  в  Комментарии  анализируются  нормы
смежных отраслей  права,  затрагивающих  деятельность  средств  массовой
информации: о выборах и референдумах, о рекламе, о защите информации, об
авторском праве, о межгосударственном сотрудничестве в области  массовой
информации.
    
    
    
    

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное