Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

========================================================================
     Если Вы хотите получать  информацию  об  изменениях  в  федеральном
законодательстве  своевременно  --  от  разработчиков   профессиональных
справочных систем КонсультантПлюс -- подпишитесь на  рассылку  "Новое  в
федеральном законодательстве". Вам будет представлен еженедельный  обзор
федерального законодательства (последние законы, указы, постановления) с
краткими аннотациями к документам. Эта  и  другие  рассылки  на  cервере
www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklyrus
========================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    
    Выпуск 5 июля 2004 года
    
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    О собраниях, митингах,
    демонстрациях, шествиях и пикетированиях
    
    3 июля 2004 года вступил в силу Федеральный закон  от  19.06.2004  N
54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
    Закон  определяет  условия  и  порядок  организации   и   проведения
собраний, митингов,  демонстраций,  шествий  и  пикетирований,  права  и
обязанности их организаторов, участников, органов исполнительной  власти
и органов местного самоуправления. Закон также устанавливает основания и
порядок приостановления и прекращения упомянутых публичных мероприятий.
    Организатором публичного мероприятия может быть как гражданин, так и
организация.   В    последнем    случае    назначается    уполномоченный
представитель. Организатором митинга и  собрания  может  быть  гражданин
России, достигший 16 лет, а демонстрации, шествия и пикетирования --  18
лет.
    Не может быть организатором публичного мероприятия общественное  или
религиозное  объединение,  деятельность  которого   приостановлена   или
запрещена, а также недееспособное либо ограниченно дееспособное  лицо  и
лицо, содержащееся в местах лишения свободы.
    Организатор   публичного   мероприятия   обязан   подать   в   орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или  орган  местного
самоуправления  уведомление   о   проведении   публичного   мероприятия.
Уведомление (за исключением  уведомления  о  собрании  и  пикетировании,
проводимом одним участником) подается в письменной форме не ранее  15  и
не позднее 10 дней до дня его проведения. При  проведении  пикетирования
группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней  до
дня его проведения.
    В уведомлении отражается цель  публичного  мероприятия,  его  форма,
место проведения, маршруты движения, дата,  время  начала  и  окончания,
предполагаемое количество участников. В  уведомлении  также  указываются
формы  и  методы  обеспечения   организатором   публичного   мероприятия
общественного  порядка,  медицинской  помощи,   намерение   использовать
звукоусиливающие технические средства и некоторые другие сведения.
    При  выборе  места  проведения  публичного  мероприятия   необходимо
учитывать,  что   Закон   запрещает   их   проводить   на   территориях,
непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным
объектам, эксплуатация которых  требует  соблюдения  специальных  правил
техники  безопасности,  на  территориях  путепроводов,   железнодорожных
магистралей  и  полосы  отвода   железных   дорог,   нефте-,   газо-   и
продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи.  Не  допускается
проведение  публичного  мероприятия   на   территории,   непосредственно
прилегающей к резиденциям Президента Российской  Федерации,  к  зданиям,
занимаемым судами,  к  территориям  и  зданиям  учреждений,  исполняющих
наказание в виде лишения свободы.
    Порядок проведения публичного мероприятия на  территориях  объектов,
являющихся  памятниками  истории  и   культуры,   определяется   органом
исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
    Порядок   проведения   публичного    мероприятия    на    территории
Государственного  историко-культурного   музея-заповедника   "Московский
Кремль",  включая  Красную  площадь  и   Александровский   сад,   должен
определить Президент Российской Федерации.
    Публичное  мероприятие  не  может  начинаться  ранее   7   часов   и
заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или  орган
местного самоуправления вправе предложить иное место и время  проведения
публичного мероприятия. В этом случае не позднее чем за три дня  до  дня
проведения публичного  мероприятия  организатор  публичного  мероприятия
обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта  Российской
Федерации или орган местного самоуправления о принятии (непринятии)  его
предложения.
    На  публичном  мероприятии  обязан   присутствовать   уполномоченный
представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
или  органа  местного   самоуправления.   Уполномоченный   представитель
совместно  с  организатором  публичного  мероприятия  и   уполномоченным
представителем органа внутренних дел  обязан  обеспечивать  общественный
порядок и  безопасность  граждан.  При  этом  организатор  должен  иметь
отличительный знак организатора публичного мероприятия.
    Уполномоченный представитель органа исполнительной  власти  субъекта
Российской Федерации или  органа  местного  самоуправления  имеет  право
принимать  решение  о   приостановлении   или   прекращении   публичного
мероприятия.
    Основанием приостановления публичного мероприятия является  виновное
нарушение участниками публичного мероприятия правопорядка,  не  влекущее
угрозы для жизни и здоровья его участников.
    Если это нарушение  не  было  устранено,  то  публичное  мероприятие
прекращается. Публичное  мероприятие  также  прекращается  при  реальной
угрозе для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических  и
юридических  лиц,  при  совершении  участниками  публичного  мероприятия
противоправных действий и умышленное нарушение организатором  публичного
мероприятия   правил,   касающихся   порядка    проведения    публичного
мероприятия.
    Статьей  20.2  Кодекса  Российской  Федерации  об   административных
правонарушениях установлена ответственность за нарушение  установленного
порядка организации либо  проведения  собрания,  митинга,  демонстрации,
шествия или пикетирования.
    
    О внесении изменений в Федеральный конституционный закон
    "О Правительстве Российской Федерации"
    
    Вступил в силу Федеральный конституционный  закон  от  19.06.2004  N
4-ФКЗ "О внесении  изменений  в  Федеральный  конституционный  закон  "О
Правительстве Российской Федерации" (далее --  Закон).  Принятие  Закона
связано с реформированием федеральных органов исполнительной власти РФ в
процессе осуществления административной реформы.
    В  новой  редакции  изложена  статья,  посвященная  общим   вопросам
руководства федеральными министерствами и  иными  федеральными  органами
исполнительной  власти.  К   полномочиям   Правительства   РФ   отнесено
распределение функций между федеральными органами исполнительной власти.
Установлено, что Правительство РФ назначает на должность  и  освобождает
от   должности   заместителей   федеральных   министров,   руководителей
федеральных  органов  исполнительной  власти,  находящихся   в   ведении
Правительства РФ, и их заместителей, руководителей  федеральных  органов
исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по
представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций
при Правительстве РФ.
    В соответствии с Законом Председатель Правительства РФ  распределяет
обязанности  между  членами  Правительства  РФ,  а   не   между   своими
заместителями, как было ранее.
    Внесены изменения, касающиеся полномочий  заместителей  Председателя
Правительства РФ. Предусмотрена возможность осуществления ими --  помимо
установленных -- иных полномочий, если  они  предусмотрены  федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами  Президента  и
постановлениями Правительства РФ.
    Расширены полномочия федеральных министров. Теперь они  координируют
и контролируют деятельность федеральных органов  исполнительной  власти,
находящихся в их ведении, а также назначают и освобождают  от  должности
заместителей руководителей федеральных  органов  исполнительной  власти,
находящихся  в  ведении  федеральных   министерств,   по   представлению
руководителей этих органов.
    В  новой  редакции   изложена   статья,   определяющая   особенности
руководства Президентом РФ деятельностью некоторых  федеральных  органов
исполнительной власти. Так, федеральные  органы  исполнительной  власти,
ведающие вопросами юстиции, отнесены  к  органам,  руководство  которыми
осуществляет  Президент.  Кроме  того,  статья   дополнена   положением,
уточняющим, что  Президент  России  руководит  непосредственно  и  через
федеральных министров деятельностью федеральных  органов  исполнительной
власти,  отнесенных  к  его  ведению,  а  также  находящихся  в  ведении
соответствующих  федеральных  министерств,  отнесенных  к  его  ведению.
Установлено, что Президент РФ распределяет  функции  между  федеральными
органами исполнительной власти, находящимися в его ведении, а  в  случае
изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной  власти
до принятия федеральных законов  о  внесении  соответствующих  изменений
может  перераспределять  функции  федеральных   органов   исполнительной
власти, деятельностью которых он руководит.
    
    О военной службе граждан,
    избранных на выборные государственные
    и муниципальные должности
    
    С  1  сентября  2004  года  вступит  в  силу  Федеральный  закон  от
19.06.2004 N 53-ФЗ "О внесении  изменений  в  отдельные  законодательные
акты   Российской   Федерации".   Изменения    вызваны    необходимостью
упорядочения и уточнения законодательных норм, регулирующих  прохождение
военной службы указанной в заголовке категорией граждан.
    Изменения, внесенные Законом N 53-ФЗ в Федеральный закон "О воинской
обязанности и военной службе", состоят в следующем.
    Перечень граждан, которым предоставляется  отсрочка  от  призыва  на
военную  службу,  дополнен   гражданами,   избранными:   а)   депутатами
Государственной   Думы   Федерального   Собрания   РФ;   б)   депутатами
законодательных  (представительных)   органов   государственной   власти
субъектов Российской Федерации; в) высшими должностными лицами субъектов
Российской  Федерации  (руководителями  высших  исполнительных   органов
государственной власти субъектов Российской  Федерации);  г)  депутатами
представительных   органов   местного   самоуправления    или    главами
муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на постоянной
основе.
    Отсрочка предоставляется гражданам, избранным на указанные должности
(далее  --  государственные  и  муниципальные  должности)  на  срок   их
полномочий.
    Отсрочка  от  призыва  на  военную  службу   предоставляется   также
гражданам,  зарегистрированным  в  качестве  кандидатов  на   замещаемые
посредством прямых выборов должности или на членство в органах  (палатах
органов) государственной власти или органах местного  самоуправления  --
на  срок  до  дня  официального  опубликования   (обнародования)   общих
результатов выборов включительно, а при  досрочном  выбытии  --  до  дня
выбытия включительно.
    В соответствии с внесенными в Закон изменениями отсрочка от  призыва
на военную службу  гражданам,  в  перечень  которых  включены  граждане,
избранные  на  государственные  и  муниципальные  должности,   а   также
кандидаты на эти должности, теперь должна предоставляться независимо  от
желания этих граждан отсрочкой воспользоваться.
    Избрание на  государственные  и  муниципальные  должности,  а  также
регистрация в качестве кандидата на эти должности  включены  в  перечень
оснований, по которым предоставляется отсрочка  от  призыва  на  военную
службу гражданам, зачисленным в запас  с  присвоением  воинского  звания
офицера.
    Уточнены  правовые  последствия  избрания   на   государственные   и
муниципальные должности граждан, уже проходящих военную службу.
    Военнослужащим, проходящим  военную  службу  по  контракту,  военная
служба  в  занимаемой  должности  приостанавливается  на  весь  срок  их
полномочий в государственных или муниципальных должностях с прекращением
действия контракта и зачетом  срока  приостановления  военной  службы  в
выслугу лет. Со дня прекращения оснований  для  приостановления  военной
службы военнослужащие заключают  новый  контракт  или  увольняются.  Они
также имеют право на досрочное увольнение с  военной  службы  с  момента
избрания на государственную или муниципальную должность.
    Военнослужащий, проходящий военную службу  по  призыву,  в  связи  с
избранием  на  государственную  или  муниципальную  должность   подлежит
увольнению с военной службы.
    Из Федеральных законов "О статусе члена Совета Федерации  и  статусе
депутата   Государственной   Думы   Федерального   Собрания   Российской
Федерации"   и   "Об   общих   принципах   организации   законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной   власти
субъектов Российской  Федерации"  изъяты  нормы,  регулировавшие  вопрос
призыва  членов  Совета  Федерации,  депутатов   Госдумы   и   депутатов
законодательных органов государственной власти  субъектов  Федерации  на
военную службу и военные сборы,  с  целью  сосредоточения  этих  норм  в
Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе".  При  этом
упоминание  призыва  на  военную  службу  членов  Совета  Федерации   не
появилось и в последнем из указанных Законов, что,  по  всей  видимости,
признано нецелесообразным, т.к. членом Совета Федерации  не  может  быть
избран или назначен гражданин моложе 30 лет (призыву на  военную  службу
подлежат граждане в возрасте от 18 до 27 лет).
    Федеральным  законом  "Об  общих  принципах   организации   местного
самоуправления в Российской Федерации" установлены основания  досрочного
прекращения полномочий глав местных администраций,  а  также  депутатов,
членов выборных органов местного  самоуправления,  выборных  должностных
лиц местного самоуправления. В перечни оснований досрочного  прекращения
полномочий включена норма о призыве  граждан,  занимающих  перечисленные
муниципальные должности, на военную службу или направлении на заменяющую
ее альтернативную гражданскую службу.
    
    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    О порядке и условиях предоставления льгот
    по налогам в Смоленской области
    
    Принят Закон Смоленской области от 03.06.2004 N 23-з  "О  порядке  и
условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской области" (далее --
Закон). В  Законе  определены  принципы,  цели  и  порядок  установления
налоговых   льгот,   виды   налоговых   льгот,   права   и   обязанности
налогоплательщиков   при   использовании   налоговых   льгот,    порядок
рассмотрения обращений  налогоплательщиков  о  предоставлении  налоговых
льгот  и  другие  условия  предоставления  налоговых  льгот.  Закон   не
регулирует отношения, связанные с изменением сроков уплаты налогов.
    Налоговые  льготы  в  Смоленской  области  предоставляются  в  целях
содействия  развитию   приоритетных   направлений   экономики   области;
направления средств на создание, расширение и обновление  производств  и
технологий по выпуску товаров (работ, услуг), а также на  финансирование
социально-экономических     мероприятий;     развития     инвестиционной
деятельности;  культурного  и  духовного  воспитания  населения;  защиты
социально незащищенных групп населения и лиц, пострадавших от  стихийных
бедствий, технологических катастроф или военных действий.
    Налоговые льготы устанавливаются  областными  законами  на  срок  не
менее  одного  налогового  периода  и,  как  правило,  не  более  одного
финансового года. Нормы, устанавливающие основания,  порядок  и  условия
применения льгот, не могут носить индивидуальный характер.
    Налогоплательщики,  претендующие  на  получение   налоговых   льгот,
направляют обращения о предоставлении льгот в Комиссию при Администрации
Смоленской  области  по  укреплению  налоговой  дисциплины   (далее   --
Комиссия).   К   обращению   прилагаются    обоснование    необходимости
предоставления  налоговых  льгот  и  другие  документы,  предусмотренные
Законом. Комиссия рассматривает  обращения,  поступившие  не  позднее  1
августа  текущего  финансового  года,  и   подготавливает   рекомендации
Администрации области о предоставлении или об  отказе  в  предоставлении
налоговых льгот. По обращениям, поступившим  после  1  августа  текущего
финансового года, не могут быть  приняты  положительные  рекомендации  о
предоставлении налоговых льгот в очередном финансовом году.
    Законопроекты  о  налоговых  льготах  на  очередной  финансовый  год
вносятся в Смоленскую областную  Думу  не  позднее  1  октября  текущего
финансового года.  Законопроекты  о  налоговых  льготах  рассматриваются
Смоленской областной Думой при наличии  заключения  Главы  Администрации
области.   Субъект    законодательной    инициативы    одновременно    с
законопроектом о налоговых льготах представляет в законодательный  орган
пояснительную записку, включающую прогнозную  оценку  потерь  областного
бюджета   от    предоставления    льгот,    обоснование    необходимости
предоставления льготы для данной категории налогоплательщиков и сведения
о количестве налогоплательщиков "льготной" категории.
    Налогоплательщики,   использующие    налоговые    льготы,    обязаны
предоставлять по требованию Администрации области или Контрольно-счетной
палаты   Смоленской   областной   Думы   информацию   об   эффективности
использования и условиях применения ими налоговых льгот, а также о сумме
потерь  областного  бюджета  от  предоставленных  льгот.   Администрация
области по требованию Смоленской областной Думы представляет  информацию
об эффективности использования и условиях  применения  налоговых  льгот.
Глава  Администрации  области  одновременно  с  отчетом  об   исполнении
областного бюджета за прошедший финансовый год представляет в Смоленскую
областную Думу аналитическую справку о  результатах  действия  налоговых
льгот, а  также  оценку  потерь  областного  бюджета  от  предоставления
налоговых льгот.
    
    О порядке передачи приватизированных жилых помещений
    в муниципальную собственность в Новосибирской области
    
    29 июня 2004 года вступил в силу Закон Новосибирской области  от  15
июня 2004 г.  N  196-ОЗ  "О  порядке  передачи  приватизированных  жилых
помещений  в  муниципальную  собственность"  (далее  --  Закон).   Закон
определяет порядок передачи приватизированных гражданами жилых помещений
в муниципальную собственность.
    Граждане, приватизировавшие  жилые  помещения,  являющиеся  для  них
единственным   местом   постоянного    проживания,    вправе    передать
принадлежащие им на праве  собственности  и  свободные  от  обязательств
жилые  помещения  в   муниципальную   собственность.   Органы   местного
самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять  передаваемые
жилые помещения  в  муниципальную  собственность  и  заключить  договоры
социального  найма  жилых  помещений  с  гражданами,  передавшими  жилые
помещения.
    Граждане,   желающие   передать   в   муниципальную    собственность
приватизированные  жилые  помещения,  обращаются   в   органы   местного
самоуправления по месту жительства с соответствующим заявлением.  Органы
местного самоуправления не позднее двух месяцев со дня подачи  заявления
заключают с гражданами договор о безвозмездной передаче жилых  помещений
в  муниципальную  собственность.  Жилые  помещения,  собственниками  или
сособственниками которых являются несовершеннолетние или  недееспособные
граждане, передаются в муниципальную  собственность  с  предварительного
разрешения органов опеки  и  попечительства  исключительно  в  интересах
несовершеннолетних или недееспособных.
    Жилые  помещения  включаются  в  муниципальный  жилищный   фонд   на
основании решения органа местного самоуправления  после  государственной
регистрации права муниципальной собственности на данные жилые  помещения
в учреждении юстиции по государственной регистрации прав  на  недвижимое
имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области.
    Органы   местного   самоуправления   обязаны   заключить    договоры
социального  найма  жилых  помещений  в  течение  двух  месяцев  со  дня
государственной регистрации права муниципальной собственности на  данные
жилые помещения.  В  договоре  социального  найма  должны  быть  указаны
наниматель и все члены  его  семьи,  обладающие  самостоятельным  правом
пользования  жилым  помещением  на  дату  подачи  заявления  о  передаче
приватизированного  жилого  помещения  в  муниципальную   собственность.
Граждане,   не   являющиеся   членами   семьи    бывшего    собственника
(сособственников) приватизированного жилого помещения,  сохраняют  право
пользования жилым помещением в  соответствии  с  соглашением  о  порядке
пользования  жилым  помещением,  имевшим  место  при  вселении  в  жилое
помещение.
    
    МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
    
    Соглашения в области космической деятельности
    
    22  мая  2004  года  Российская   Федерация   ратифицировала   пакет
двусторонних  соглашений  в   области   исследования   и   использования
космического пространства в мирных целях -- с Правительством Итальянской
Республики от 28 ноября 2000 г., Правительством Королевства  Бельгия  от
20 декабря 2000 г.,  Правительством  Германии  от  10  апреля  2001  г.,
Правительством Австралии от 23 мая 2001 г.
    Следует отметить, что в России с 10 марта 2004 года изменен  порядок
заключения договоров в  области  космической  деятельности.  Федеральным
законом от 05.03.2004 N 8-ФЗ  были  внесены  изменения  в  Закон  РФ  "О
космической  деятельности"  от  20.08.93  N  5663-1,  в  соответствии  с
которыми договоры в области космической деятельности больше не  подлежат
ратификации, если только стороны не договорились об ином.
    Итак, перейдем к рассмотрению указанных соглашений.
    Документы  содержат  14  --  16  статей,  а  также   приложения   об
интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации.
    Соглашения регулируют  деятельность  государств  по  исследованию  и
использованию  космического  пространства  в  мирных   целях.   Согласно
Договору  о  принципах  деятельности  государств   по   исследованию   и
использованию космического пространства, включая Луну и другие  небесные
тела 1967 г., деятельность по исследованию и использованию  космического
пространства  должна  осуществляться  в  соответствии  с   международным
правом,  включая  Устав  ООН.  Надо  сказать,  что  Соглашения  как   бы
восполняют недостаток,  содержащийся  в  Договоре  1967  г.,  в  котором
говорится об использовании в мирных целях только Луны и других  небесных
тел. В отношении космического пространства в целом этого не говорится. В
принципе, военную деятельность в околоземном пространстве пока запрещать
нецелесообразно.
    В ст.  2  Соглашений  говорится  о  правовых  основах  осуществления
сотрудничества.  Так,  Согласно  п.  1  ст.  2  Соглашения  с  Германией
сотрудничество  между  Сторонами  "осуществляется   в   соответствии   с
законодательством государств Сторон, с соблюдением общепризнанных норм и
принципов международного права и без  ущерба  для  выполнения  Сторонами
обязательств  по  другим  соглашениям  и  договоренностям,   участниками
которых является каждая из них". На первом месте стоит  законодательство
государств,  а   далее   следуют   общепризнанные   принципы   и   нормы
международного права.  Надо  сказать,  что  изначально  правовые  нормы,
регулирующие деятельность  по  исследованию  космического  пространства,
развивались  в  международном  космическом  праве,  а  уже  потом  --  в
национальном.
    В настоящее время в разных странах существует много  законодательных
актов, регулирующих деятельность по  освоению  космоса  государством.  В
Российской Федерации действует Закон  РФ  "О  космической  деятельности"
1993 г. Есть и акты, регулирующие  прикладную  деятельность  в  освоении
космоса, например,  использование  навигационных  спутниковых  систем  и
позиционирование.   Считается,   что   наиболее   развитое   космическое
законодательство   имеют   США.   Выдвигались   идеи   о   существовании
космического права в широком  смысле,  которое  охватывало  бы  и  нормы
международного космического права, и нормы внутригосударственного права.
Но  это  не  получило   признания   в   практической   деятельности   по
регламентации космического  пространства.  Государствами  --  партнерами
России по Соглашениям, кроме Соглашения  с  Австралией,  являются  члены
Европейского Союза.  Их  законодательство  включает  нормы  европейского
права,  действующие  в  Европейском   Союзе.   Как   видно,   в   статье
общепризнанные принципы и нормы международного права выделены особо. Это
объясняется ролью международного  обычая,  в  том  числе  общепризнанных
принципов и  норм,  в  регулировании  отношений  в  области  космической
деятельности.  Например,  на  притязания   на   геостационарную   орбиту
некоторых  участников   Боготской   декларации   делегаты   Юридического
подкомитета  ООН   по   космосу   ответили,   что   принцип   запрещения
национального присвоения космического пространства не только закреплен в
Договоре по космосу  1967  г.,  но  и  остается  международным  обычаем,
обязательным для всех государств мирового сообщества.
    Когда в 1957 г. СССР запустил первый спутник Земли, возникла норма о
праве  пролета  космических   аппаратов   иностранных   государств   над
территорией государства при запуске и спуске космического аппарата.  Это
право  получило  название  "моментальное  право",  так  как  возникло  в
результате  молчаливого  признания  его  государствами  сразу  же  после
запуска первого спутника Земли.
    Кроме того, многие нормы космического права имеют значение для  всех
государств и отклоняться от них недопустимо. Так,  положения  Декларации
правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию
и использованию космического пространства от 13 декабря 1963 г., которая
носит  рекомендательный  характер,  со  временем   стали   международным
обычаем, т.е. стали юридически обязательными, причем для всех государств
мира,  в  результате  признания  их  таковыми  подавляющим  большинством
государств.
    Статья 3 во всех Соглашениях  Российской  Федерации  с  иностранными
государствами  --  идентична  и  касается   направлений   сотрудничества
государств. Сотрудничество  осуществляется  по  следующим  направлениям:
исследование   космического   пространства,   включая    астрофизические
исследования и изучение  планет;  дистанционное  зондирование  Земли  из
космоса; космическое материаловедение; космическая медицина и  биология;
космическая связь и связанные с ней  технологии;  системы  и  технологии
спутниковой навигации; разработка, производство, запуск  и  эксплуатация
космических   систем;   пилотируемые   полеты;   услуги   по   запускам;
исследования по  вопросам  предупреждения  и  сокращения  отрицательного
воздействия на космическую среду; применение  космической  технологии  и
промышленное  внедрение  результатов  технологий,  полученных   в   ходе
космических   исследований;   дополнительные   области    сотрудничества
определяются по взаимной договоренности между компетентными ведомствами.
    Дистанционное  зондирование  --  сбор  информации  об   объекте   на
расстоянии. Дистанционное зондирование Земли (далее -- ДЗЗ)  из  космоса
-- сбор информации о Земле из космоса. Согласно Конвенции о  передаче  и
использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса от  19
мая 1978  г.  ДЗЗ  --  это  "наблюдения  и  измерения  энергетических  и
поляризационных  характеристик  собственного  и  отраженного   излучения
элементов  суши,  океана  и  атмосферы  Земли  в  различных   диапазонах
электромагнитных  волн,  способствующие   определению   местонахождения,
описанию  характера  и  временной  изменчивости  естественных  природных
параметров и явлений, природных  ресурсов  Земли,  окружающей  среды,  а
также антропогенных объектов и образований". Из определения  видно,  что
ДЗЗ применяется не только в отношении суши,  но  и  Мирового  океана,  а
также атмосферы Земли. ДЗЗ должно осуществляться, как это подчеркивается
в Принципах по дистанционному зондированию Земли из космоса 1986 г.,  "с
целью  лучшего  распоряжения  природными  ресурсами,   совершенствования
землепользования и охраны окружающей среды".
    Какие перспективы сотрудничества для России в этой области?
    ДЗЗ из космоса осуществляет  более  15  стран.  Что  касается  числа
спутников, задействованных для этих целей, то их уже несколько десятков.
За рубежом ДЗЗ занимаются в странах Европейского Союза и в США. На рынке
ДЗЗ первое место в мире занимает Франция. Ее система изучения  природных
ресурсов СПОТ ориентирована на потребности  пользователя.  Россия  с  ее
научно-техническим потенциалом могла бы занимать первое место в  мире  в
области ДЗЗ, как и во  многих  других  видах  космической  деятельности.
Необходимо  перенимать  опыт  других  стран  в  этой  области  в   плане
продвижения космических услуг на рынке. С 1991  г.  в  Европе  действует
система  ДЗЗ  ЕРС.  Наибольшая  доля  в  ее  финансировании  принадлежит
Германии. На базе ЕРС Европейским космическим  агентством  была  создана
программа ПОЭОМ (Polar Orbit Earth Observation Mission).
    Таким образом, в  Европе  существуют  развитые  системы  ДЗЗ.  Можно
представлять информацию по ДЗЗ странам, у  которых  нет  соответствующих
систем, например Австралии. ДЗЗ осуществляется двумя видами спутников --
геостационарными (зависают над определенной  точкой  экватора  Земли  на
высоте 32 тыс. километров)  и  полярноорбитальными  (через  определенные
промежутки  времени  проходят  над   определенной   точкой   на   земной
поверхности).  В  последнее  время  для  ДЗЗ  используются  относительно
недорогие малые космические аппараты массой до 500 кг. Они несут  меньше
аппаратуры, чем крупные спутники. Из  партнеров  России  по  соглашениям
системы  таких  спутников  созданы  Германией  и  Италией  (совместно  с
Испанией и Грецией). Если государства --  партнеры  России  участвуют  в
Конвенции о передаче и использовании данных дистанционного  зондирования
Земли  из  космоса  1978  г.,  то  первичные  данные,   получаемые   при
дистанционном зондировании Земли из космоса, с разрешением на  местности
лучше 50 метров не должны передаваться  другим  странам  без  разрешения
государства-партнера.
    Сотрудничество в рамках Соглашений будет осуществляться в  следующих
формах: планирование, подготовка и осуществление совместных  программ  и
проектов;     осуществление     совместной     научно-исследовательской,
конструкторской    и    экспериментальной    деятельности;    совместное
проектирование,  производство,  испытание  и  использование  космической
техники и технологий; обмен опытом, научной информацией  и  техническими
данными;  предоставление  на  взаимной  основе  оборудования  и   услуг;
проведение специализированных симпозиумов, конференций, семинаров и иных
мероприятий; подготовка кадров и осуществление программ обмена  учеными;
использование ракет-носителей и иных космических систем  для  проведения
совместной деятельности.
    Компетентными органами по выполнению Соглашений являются: со стороны
России  --  Российское  авиационно-космическое  агентство;  со   стороны
государств-партнеров -- их космические ведомства. Например,  со  стороны
Бельгии компетентными организациями являются федеральные службы по делам
науки. Кроме  того,  "Стороны  или  их  компетентные  организации  могут
дополнительно   назначать    иные    организации    для    осуществления
специализированных видов деятельности  в  рамках  отдельных  программ  и
проектов сотрудничества". Ими могут  быть  как  государственные,  так  и
частные организации.
    Соглашения вступают в силу с даты получения уведомлений Сторонами  о
выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления
в силу.
    
    ЗАКОНОПРОЕКТЫ
    
    О проекте Федерального закона
    "О присяжных заседателях Федеральных судов
    общей юрисдикции в Российской Федерации"
    
    Законопроект устанавливает основы рассмотрения уголовных дел  судами
первой инстанции с участием  присяжных  заседателей.  В  соответствии  с
нормами проекта присяжными заседателями могут быть только  граждане  РФ,
включенные в списки присяжных заседателей и призванные  в  установленном
порядке к участию в рассмотрении уголовного дела судом.  Кроме  того,  в
статье 3 проекта приводится исчерпывающий перечень  из  семи  оснований,
препятствующих участию граждан в судебном процессе в качестве присяжных.
К таким основаниям, в частности, относятся недостижение возраста 25 лет,
наличие  непогашенной  или   неснятой   судимости,   невладение   языком
судопроизводства.
    Проект устанавливает требования к  спискам  кандидатов  в  присяжные
заседатели. Обязанность по их  составлению  возложена  на  высший  орган
исполнительной власти субъекта РФ с периодичностью раз  в  четыре  года.
Причем составляются как общий, так и  запасной  списки  кандидатов.  Оба
списка  подлежат  опубликованию  в  местной   печати.   Проектом   также
закрепляются сроки и процедура составления таких списков.  В  частности,
председатель суда не позднее  чем  за  три  месяца  до  истечения  срока
полномочий кандидатов в присяжные заседатели  представляет  руководителю
высшего  органа  субъекта  РФ  необходимое  количество   кандидатов   на
следующие четыре года. Однако это количество не  может  превышать  более
чем на 10 процентов  количество  кандидатов  в  присяжные  заседатели  в
предыдущем периоде.
    Граждане исключаются из списка кандидатов в присяжные заседатели при
выявлении одного из семи оснований, перечисленных в  части  2  статьи  7
проекта. Среди них названы достижение лицом 65 лет,  невладение  языком,
на котором ведется судопроизводство, неспособность исполнять обязанности
присяжного   заседателя   по   состоянию   здоровья,   поступление    на
государственную службу или занятие выборной должности в органах местного
самоуправления и ряд других.
    Кроме того, проект закрепляет порядок и срок исполнения  гражданином
обязанностей   присяжного   заседателя,   гарантии   его   материального
обеспечения, а также независимости и неприкосновенности.
    Законопроект принят в первом чтении.
    

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное