Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================

Юридические семинары в Москве:

"ЭФФЕКТИВНАЯ ДОГОВОРНАЯ И ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА В ОРГАНИЗАЦИИ"
(Москва, 20-24 сентября 2004г.)
с участием Витрянского В.В. - засл. юриста РФ, д.ю.н., зам. Председателя ВАС
РФ;
Розенберга М.Г. - засл. юриста РФ, д.ю.н., арбитра МКАС при ТПП РФ; Новоселовой
Л.А. -
д.ю.н., судьи ВАС РФ; Маковской А.А. - к.ю.н., зам. начальника управления ВАС
РФ и др.

Тел. (095) 244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru Http://www.m-logos.ru

=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    
    Выпуск 12 июля 2004 года
    
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    О референдуме Российской Федерации
    
    30 июня 2004 года вступил в силу Федеральный  конституционный  закон
от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации". Одновременно
утратили силу фактически  все  положения  Федерального  конституционного
закона от 10.10.1995 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".
    Новый Закон расширил круг субъектов,  обладающих  правом  выдвижения
инициативы проведения референдума. Теперь наряду с гражданами Российской
Федерации и Конституционным Собранием в  предусмотренных  международными
договорами случаях  инициировать  референдум  могут  федеральные  органы
государственной  власти  (ст.  14).   Такая   процедура   предусмотрена,
например,  Договором  от  08.12.1999  между  Российской   Федерацией   и
Республикой Беларусь о создании Союзного государства. В соответствии  со
статьей 62 Договора на референдумы  обоих  государств  выносится  проект
Конституционного Акта, определяющего устройство Союзного  государства  и
его правовую систему.
    Существенные изменения претерпел  порядок  реализации  принадлежащей
гражданам  Российской  Федерации  инициативы   проведения   референдума.
Согласно статье 15 Закона создаваемая инициативная группа по  проведению
референдума должна состоять из региональных подгрупп,  образуемых  более
чем  в  половине  субъектов  Российской  Федерации  (т.е.  не  менее  45
субъектов). При этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не
менее 100 граждан Российской Федерации, обладающих правом на  участие  в
референдуме и постоянно проживающих  на  территории  того  региона,  где
образована данная подгруппа (т.е. в сумме не менее 4500 граждан).
    На  собраниях  региональных   подгрупп   утверждается   формулировка
вопросов   референдума,   после   чего    в    избирательную    комиссию
соответствующего субъекта Российской Федерации направляется  ходатайство
о регистрации региональной подгруппы.
    Для проведения собраний региональных подгрупп отводится  два  месяца
со дня регистрации первой из  региональных  подгрупп,  затем  проводится
собрание  инициативной  группы  по  проведению  референдума,  в  котором
принимают участие уполномоченные  представители  региональных  подгрупп.
Регистрация названной  инициативной  группы  осуществляется  Центральной
избирательной   комиссией    Российской    Федерации.    В    выдаваемом
регистрационном свидетельстве указывается срок окончания сбора  подписей
(ч. 23 ст. 15).
    Как следует из статьи 17 Закона, в поддержку  инициативы  проведения
референдума в течение 45 дней необходимо собрать не менее двух миллионов
подписей участников референдума. При этом собирать подписи могут  только
члены региональных подгрупп, а  на  один  субъект  Российской  Федерации
должно приходиться не более 50 тысяч подписей.
    При  наличии  необходимого  для  назначения  референдума  количества
достоверных подписей соответствующие документы  направляются  Президенту
Российской Федерации (ч. 2 ст. 20), а в случае недостаточного количества
таких  подписей  все  процедуры  по  реализации  инициативы   проведения
референдума прекращаются (ч. 3 ст. 20).
    Не менее серьезные изменения касаются условий и  порядка  собственно
проведения  референдума.  В  целях  проведения  агитации   по   вопросам
референдума граждане Российской Федерации и  политические  партии  могут
образовывать инициативные агитационные группы.  Инициативная  группа  на
основании статьи 9 Закона обязана создать собственный фонд  референдума.
Статья 48 Закона ограничивает все расходы из средств  фонда  референдума
250 миллионами рублей. В то же время инициативной группе  по  проведению
референдума, равно как и инициативным  агитационным  группам,  созданным
политическими партиями, федеральные списки кандидатов  которых  получили
не менее 3 процентов голосов  избирателей  на  последних  предшествующих
референдуму  выборах  депутатов  Госдумы,   предоставляется   бесплатное
эфирное время (ч. 1 ст. 66).
    Референдум  признается  состоявшимся,  если  в  голосовании  приняло
участие  более  половины  участников  референдума,  внесенных  в  списки
участников референдума.  Решение  считается  принятым,  если  за  вопрос
референдума  проголосовало  более   половины   участников   референдума,
принявших участие в голосовании.
    В целях наиболее полного обеспечения  права  граждан  на  участие  в
референдуме впервые предусматривается возможность проведения  повторного
голосования  (ст.  81  Закона).  Повторное  голосование  на  референдуме
проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения
Центральной избирательной комиссии о признании  результатов  референдума
недействительными.
    
    О налогах на игорный бизнес и спортивные призы
    
    30 июня 2004 года Президентом РФ подписаны Федеральные  законы  N  N
60-ФЗ и 62-ФЗ, вносящие изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ.
    Закон N 60-ФЗ вносит изменения в главу 29 "Налог на игорный бизнес",
которые состоят в следующем.
    Объекты  налогообложения  (игровой  стол,  игровой  автомат,   касса
тотализатора,  касса  букмекерской  конторы)  подлежат   регистрации   в
налоговом органе по  месту  установки  этих  объектов,  а  не  по  месту
регистрации организации  или  индивидуального  предпринимателя  в  сфере
игорного бизнеса в качестве налогоплательщика, как это было раньше. В то
же время налогоплательщики налога на игорный  бизнес,  не  состоящие  на
учете  в  налоговых  органах  на  территории  того  субъекта  Российской
Федерации, где устанавливается объект налогообложения, обязаны встать на
учет в налоговых органах по месту установки такого объекта.
    По месту регистрации объектов налогообложения регистрируется и любое
изменение количества объектов налогообложения,  а  также  представляется
налоговая декларация и уплачивается налог.
    Изменен  порядок  исчисления  налога  в  случаях  установки   новых,
дополнительных объектов налогообложения, либо их  выбытия  до  истечения
налогового периода (для налога на игорный бизнес таким периодом является
календарный месяц). При установке новых объектов  налогообложения  после
15-го числа текущего налогового периода либо выбытии объектов  до  15-го
числа включительно сумма налога, соответственно по  новым  или  выбывшим
объектам, исчисляется с уменьшением ставки  налога  вдвое.  До  внесения
изменений сумма налога в указанных  случаях  исчислялась  с  уменьшением
ставки налога вдвое в отношении общего количества объектов данного вида,
и была, таким образом, меньше.
    Закон N 60-ФЗ вступает в силу с 1 января 2005 года,  за  исключением
той его части, в которой установлен новый порядок исчисления налога  для
случаев  изменения  количества  объектов  налогообложения  до  истечения
налогового периода; в этой части Закон  вступает  в  силу  по  истечении
одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го  числа
очередного  налогового  периода  по  налогу  на  игорный  бизнес.  После
вступления Закона в силу полностью (т.е. после 01.01.2005)  Минфином  РФ
должны  быть  утверждены  новые  формы  заявления  налогоплательщика   о
регистрации объектов налогообложения и налоговой декларации по налогу на
игорный бизнес, а  также  форма  свидетельства  о  регистрации  объектов
налогообложения, введение которой предусмотрено Законом N 60-ФЗ.
    Закон N 62-ФЗ внес изменения в перечень  доходов,  освобождаемых  от
обложения  налогом  на  доходы  физических  лиц.  К   видам   спортивных
соревнований, призы за места в которых не облагаются  налогом,  отнесены
также   Параолимпийские   и    Сурдоолимпийские    игры    с    участием
спортсменов-инвалидов и Всемирные шахматные олимпиады.
    
    О расчетах по аккредитивам
    
    Банком России издано Указание от 11.06.2004  N  1442-У  "О  внесении
изменений в Положение Банка России от 3  октября  2002  года  N  2-П  "О
безналичных расчетах в Российской Федерации". Документ зарегистрирован в
Минюсте РФ 30.06.2004 N 5880.
    Изложены в новой редакции главы  4  --  6  части  первой  Положения,
определяющие  порядок  расчетов  по  аккредитивам  и  работы  с  ними  в
банке-эмитенте и исполняющем банке.
    При  расчетах  по  аккредитиву  банк,   действующий   по   поручению
плательщика  об  открытии   аккредитива   --   банк-эмитент,   обязуется
произвести  платежи  в   пользу   получателя   средств,   представившего
документы, соответствующие всем условиям аккредитива. Банк-эмитент может
предоставить  полномочие  другому  банку  --  исполняющему,   произвести
платежи по аккредитиву. В качестве исполняющего  банка  может  выступать
банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк.
    Указано, что аккредитив обособлен и независим от основного договора.
    Определены виды аккредитивов, которые могут открываться Банками. Это
покрытые (депонированные) и  непокрытые  (гарантированные);  отзывные  и
безотзывные (могут быть подтвержденными) аккредитивы.
    Предусмотрено, что в случае изменения условий или  отмены  отзывного
аккредитива банк-эмитент обязан направить уведомление получателю средств
не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий  или  отмены
аккредитива.
    Детально  определены  условия  каждого  из  аккредитивов.  Так,   не
допускается частичное принятие  получателем  средств  изменений  условий
безотзывного аккредитива.
    Об  открытии  аккредитива  и  его  условиях  банк-эмитент   сообщает
получателю средств через исполняющий банк  либо  с  согласия  получателя
средств через его банк.
    Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.
    Размер и порядок оплаты услуг банков при  расчетах  по  аккредитивам
регулируются   условиями   договоров,   заключаемых   с   клиентами,   и
соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.
    Изменен  порядок  работы  с  аккредитивами  в  банке-эмитенте.  Срок
проверки банком-эмитентом представленных исполняющим  банком  документов
по аккредитиву и их реквизитов не должен превышать  семи  рабочих  дней,
следующих за днем  получения  документов,  если  иное  не  предусмотрено
соглашением исполняющего банка и банка-эмитента.
    Установлена   процедура   расчетов   по   аккредитиву.    Плательщик
представляет в банк-эмитент заявление  на  открытие  аккредитива.  Форма
заявления разрабатывается  банком-эмитентом,  однако  сведения,  которые
должны  указываться  в  заявлении,  предусмотрены  Положением.  Это,   в
частности, вид  аккредитива  (отзывный  или  безотзывный),  условие  его
оплаты, перечень и характеристика документов, представляемых получателем
средств.
    На  основании  заявления  на   открытие   аккредитива   банк-эмитент
составляет аккредитив.
    В случае  изменения  условий  или  отмены  аккредитива  плательщиком
представляется в банк-эмитент распоряжение,  в  соответствии  с  которым
банк-эмитент сообщает исполняющему банку об изменении условий или отмене
аккредитива.
    Получатель средств может быть уведомлен  об  изменении  условий  или
отмене аккредитива банком-эмитентом через исполняющий  банк  либо  через
банк получателя средств.
    Банк-эмитент  проверяет   соответствие   представленных   документов
условиям аккредитива. При выявлении несоответствия в принятии документов
может быть отказано.
    Определен  порядок  работы  с  аккредитивами  в  исполняющем  банке,
который незамедлительно сообщает о  поступлении  аккредитива  получателю
средств.
    Для получения денежных средств  по  аккредитиву  получатель  средств
представляет  в  исполняющий  банк  четыре  экземпляра  реестра   счетов
установленной формы (приведен в приложении) и предусмотренные  условиями
аккредитива документы.
    Исполняющий банк обязан проверить соответствие  документов  условиям
аккредитива и правильность оформления реестра счетов.
    Платеж  по   аккредитиву   производится   исполняющим   банком   при
соответствии  документов  условиям  аккредитива.  В   противном   случае
исполняющий банк вправе отказать в  принятии  документов,  а  получатель
средств  вправе  повторно  представить  документы  до  истечения   срока
действия аккредитива.
    Закрытие аккредитива производится в исполняющем банке  по  истечении
срока его действия, при  отказе  получателем  средств  от  использования
аккредитива до  истечения  срока  его  действия,  если  это  допускается
условиями аккредитива. О закрытии аккредитива  исполняющий  банк  должен
направить в банк-эмитент уведомление в произвольной форме.
    
    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    Об использовании земельных участков в целях сохранения
    научно-промышленного потенциала города Москвы
    
    26 мая 2004 года принят Закон города Москвы N  35  "Об  особенностях
использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного
потенциала города Москвы" (далее -- Закон N 35), вступающий в силу через
10 дней после его официального опубликования.
    Необходимость     в     принятии      закона,      регламентирующего
земельно-имущественные отношения в производственных зонах города  Москвы
и направленного на  обеспечение  развития  промышленности  города,  была
отмечена в Постановлении Правительства Москвы от 24.02.2004 N 107-ПП  "О
Целевой  программе  реорганизации  производственных  территорий   города
Москвы на 2004 -- 2006 гг." в качестве одного из основных мероприятий  в
рамках реализуемой программы.
    До принятия Закона N 35 вопросы использования земель города, занятых
объектами научно-промышленной сферы,  не  были  четко  регламентированы.
Какого-либо  специального  законодательного   или   иного   нормативного
правового  акта,  касающегося  общего  порядка  использования  земельных
участков в  пределах  промышленных  зон  города  Москвы  и  одновременно
направленного  на   создание   условий   для   сохранения   и   развития
научно-промышленного потенциала города, не существовало.
    Законодательное   отражение   находили   лишь   отдельные    моменты
промышленного землепользования. Например,  Постановлением  Правительства
Москвы от  29.10.2002  N  902-ПП  была  утверждена  Концепция  повышения
эффективности использования земельных  участков,  занятых  промышленными
предприятиями    (организациями)    оборонно-промышленного    комплекса,
расположенными на территории  города  Москвы.  Однако  цель  утверждения
данной Концепции  ограничивалась  лишь  созданием  механизмов  повышения
эффективности  функционирования  предприятий  оборонного   комплекса   и
предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ,  расположенных
на территории города Москвы.
    Частично вопрос использования земельных участков в  производственных
зонах  затронут  в  проекте   закона   города   Москвы   "О   сохранении
имущественных комплексов организаций промышленности в городе Москве".  В
законопроекте  установлены  гарантии   сохранения   земельных   участков
предприятий промышленности, заложены основы специфики  правового  режима
земельных  участков  промышленных  предприятий,  подлежащих  сохранению,
регламентируется порядок застройки  и  резервирования  данных  земельных
участков. Однако проект указанного закона все еще находится  в  процессе
рассмотрения (в соответствии с Постановлением Московской городской  Думы
от  05.11.2003  N  355  проект  принят  в  первом  чтении  и  внесен  на
рассмотрение Московской городской Думы во втором чтении).
    Принятый Закон N 35 заложил долгожданные основы  землепользования  в
рамках  производственных  территорий  в  целях  сохранения  научного   и
промышленного потенциала  города.  В  соответствии  с  преамбулой  Закон
регулирует отношения, связанные с использованием  земель  города  Москвы
при осуществлении научной и промышленной деятельности,  и  направлен  на
сохранение и создание условий для повышения эффективности  использования
имущественных комплексов организаций науки  и  промышленности  в  городе
Москве,   на   обеспечение   сбалансированности   в   развитии    науки,
промышленности и иных  отраслей  городского  хозяйства,  на  обеспечение
занятости населения в условиях сложившегося  в  результате  приватизации
сочетания частной и государственной собственности.
    Для реализации поставленной цели статьей 1 Закона N  35  установлены
основные принципы использования земель, занятых научными и промышленными
объектами, такие как сосредоточение научных и промышленных предприятий в
промышленных зонах города  Москвы,  сохранение  и  развитие  действующих
производств, в том числе посредством перебазирования, в  соответствии  с
утвержденной градостроительной документацией.
    Принцип  сосредоточения  научных  и   промышленных   предприятий   в
промышленных зонах города  Москвы  подробнее  раскрывается  в  статье  3
Закона,  согласно  которой  земельные  участки   предприятий   науки   и
промышленности  могут  включаться  в  состав   промышленной   зоны   при
градостроительном  зонировании  территории  города  Москвы.   В   состав
промышленной  зоны  включаются  также  земельные  участки,  на   которых
расположены объекты инженерной и транспортной инфраструктуры,  земельные
участки, зарезервированные для  последующего  строительства  предприятий
науки и  промышленности,  иные  земельные  участки,  которые  по  своему
местоположению не могут быть отнесены к другим зонам.
    Статус промышленной зоны регулируется в градостроительном регламенте
промышленной зоны.  Основу  градостроительного  регламента  промышленной
зоны составляет  требование  об  использовании  земельных  участков  для
осуществления  научной  и   промышленной   деятельности.   Установленные
градостроительным регламентом требования и ограничения  к  использованию
земельных участков, входящих в состав промышленной зоны,  указываются  в
правоустанавливающих документах на земельный участок.
    Использование земельных участков,  входящих  в  состав  промышленной
зоны,  а  также  расположенных  на  таких  участках  зданий,   строений,
сооружений  для  целей,  не  связанных  с   осуществлением   научной   и
промышленной    деятельности,    является    нарушением     разрешенного
использования земельных участков  и  влечет  последствия,  установленные
законодательством. Самим Законом N 35 в пункте 2  статьи  5  установлено
одно  из  таких   последствий   --   применение   временных   повышающих
коэффициентов к ставкам арендной платы.
    Статьей   2   Закона   N   35   введена   процедура    обязательного
государственного кадастрового учета земельных участков предприятий науки
и промышленности в качестве земель с целевым назначением для  размещения
на них зданий, строений, сооружений, входящих в имущественные комплексы,
предназначенные для научной  и  промышленной  деятельности.  Результатом
такого учета является невозможность  без  согласования  с  собственником
земельного  участка  изменения  цели  использования  земельных  участков
предприятий  науки   и   промышленности   как   землепользователем   или
арендатором земельного участка, так и собственником или обладателем иных
прав на предприятие, расположенное на земельном участке.
    Соответственно, решение об изменении целей  использования  земельных
участков предприятий науки и промышленности, находящихся в собственности
города Москвы, а также находящихся в государственной собственности до ее
разграничения, должно приниматься Правительством Москвы в соответствии с
градостроительной документацией. При этом Закон N 35  устанавливает  ряд
случаев, обусловливающих возможность принятия такого решения, к  которым
относятся:  предварительное  создание  производства   аналогичной   (или
большей) мощности в промышленной зоне, перевод в  установленном  порядке
за пределы города экологически вредных  производств,  задействованных  в
производственно-технологическом   цикле    предприятия,    передача    в
установленном  порядке  части   земельного   участка   предприятия   для
реализации проектов по строительству, благоустройству и других  проектов
на  основании  решения  Правительства  Москвы,  а  также  иные   случаи,
предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города
Москвы.
    Статьей  4  предусмотрено  резервирование  земельных  участков,   не
занятых зданиями, строениями, сооружениями,  входящими  в  имущественные
научно-промышленные комплексы, и находящихся в  промышленной  зоне,  для
последующего строительства предприятий науки  и  промышленности,  в  том
числе для создания  производственных  мощностей,  аналогичных  мощностям
перебазируемых предприятий. Однако  процедуру  резервирования  земельных
участков Закон N 35 не определяет,  отсылая  к  порядку,  установленному
федеральным  законодательством,  законами  города  Москвы,  нормативными
правовыми актами Правительства Москвы, а также к положениям утвержденной
градостроительной документации.
    Следует  также  отметить,  что  в  течение  шести  месяцев  со   дня
вступления в силу Закона N 35 должны быть приведены в соответствие с его
положениями нормативные  правовые  акты  органов  исполнительной  власти
города Москвы. Принятые до вступления в силу Закона нормативные правовые
акты города Москвы применяются в  части,  не  противоречащей  настоящему
Закону.
    Данные положения вместе с заложенными Законом принципами, основами и
процедурами позволяют надеяться на приведение в систему всей нормативной
документации  города  Москвы,  касающейся  вопросов  землепользования  в
производственных зонах. Только с учетом упорядочения законодательства  в
данной сфере, а также при  условии  дальнейшей  детальной  регламентации
названных, но не урегулированных Законом процедур и механизмов  возможно
достижение  объявленной  Законом   цели   --   сохранения   и   развития
научно-промышленного потенциала города Москвы.
    
    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
    
    Кредитор вправе подать заявление
    в арбитражный суд о признании ликвидируемого
    должника банкротом
    
    Президиум Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  принял  Постановление  от
20.04.2004  N  1560/04,  которым  отменил  определение  и  постановления
нижестоящих  судебных  инстанций  по  заявлению  ООО  "АНС  холдинг"   о
признании банкротом Дорожно-эксплуатационного муниципального  унитарного
предприятия  Южного  административного  округа   Оренбурга   (далее   --
"предприятие") и направил дело на новое рассмотрение.
    Предприятие ликвидировано распоряжением главы  города  Оренбурга  от
27.06.2003. ООО "АНС холдинг" 09.07.2003 обратилось  в  Арбитражный  суд
Оренбургской области с заявлением о признании предприятия банкротом.
    Прекращая производство по делу о банкротстве,  суды  трех  инстанций
(последняя -- 04.11.2003) полагали, что у ООО "АНС холдинг"  отсутствует
право на подачу заявления о признании ликвидируемого должника банкротом,
поскольку с заявлением о признании банкротом  должника,  находящегося  в
стадии ликвидации, правомочна обратиться только ликвидационная комиссия.
Иные лица, в том числе кредиторы, в силу статьи 224 Федерального  закона
"О несостоятельности  (банкротстве)"  соответствующими  полномочиями  не
обладают.
    В отзыве на заявление  о  пересмотре  предыдущих  судебных  актов  в
порядке надзора предприятие обратило  внимание  также  и  на  статью  63
Гражданского кодекса РФ, определившую  порядок  ликвидации  юридического
лица. В соответствии с ним ликвидационная комиссия может начать расчет с
кредиторами  только  после  утверждения  промежуточного  ликвидационного
баланса, а сам промежуточный баланс может  быть  составлен  не  ранее  2
месяцев после окончания срока для предъявления требования кредиторами.
    Статьей 64 ГК РФ установлена очередность требований кредиторов после
утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
    Кроме того, предприятие сообщило, что по его заявлению оно  признано
банкротом как ликвидируемый должник (в  порядке,  установленном  статьей
224 Федерального закона "О  несостоятельности  (банкротстве)")  решением
Арбитражного суда Оренбургской области от 10.02.2004, и в отношении  его
открыто конкурсное производство сроком на один год.
    Также  была  утверждена  кандидатура  конкурсного   управляющего   и
рассмотрено  заявление  ООО  "АНС  холдинг"  о  включении   кредиторской
задолженности в реестр требований кредиторов должника.  Определением  от
18.03.2004  рассмотрение  требований   кредитора   было   назначено   на
19.05.2004.
    Президиум ВАС РФ, однако, счел необходимым отменить  судебные  акты,
предшествовавшие рассмотрению дела в порядке надзора, принятые в  рамках
первого  процесса,  и  направил  дело  на  новое  рассмотрение,  приведя
следующие доводы.
    Согласно статьям 7 и 11  Федерального  закона  "О  несостоятельности
(банкротстве)" нахождение организации-должника  в  стадии  ликвидации  и
работа ликвидационной комиссии не лишают  заявителя-кредитора  права  на
обращение в арбитражный суд с заявлением  о  признании  такого  должника
банкротом.  Положения  статей  224  --  226   Федерального   закона   "О
несостоятельности (банкротстве)", являющиеся специальными нормами права,
устанавливающими особенности  банкротства  ликвидируемого  должника,  не
исключают   возможности   возбуждения    производства    по    делу    о
несостоятельности (банкротстве) на  общих  основаниях  --  по  заявлению
кредитора.
    Таким образом, оспариваемые судебные акты  нарушают  единообразие  в
толковании и применении судами норм права, и по этому основанию подлежат
отмене.
    При новом рассмотрении дела,  как  указал  Президиум  ВАС  РФ,  суду
следует принять во внимание, что, поскольку решением суда от  10.02.2004
должник  признан  банкротом  и  в  отношении  его   открыто   конкурсное
производство,  требования  кредитора  подлежат  рассмотрению  в  деле  о
банкротстве с учетом изложенного.
    
    ЗАКОНОПРОЕКТЫ
    
    О жилищно-накопительных кооперативах
    
    10 июня 2004 года Госдумой России  в  первом  чтении  принят  проект
Федерального  закона  "О   жилищно-накопительных   кооперативах   и   их
деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан".
    Законопроект определяет правовые,  экономические  и  организационные
основы  удовлетворения   потребностей   граждан   в   приобретении   или
строительстве жилых помещений.
    Для   успешного   решения   жилищного    вопроса    проект    Закона
предусматривает создание  специальных  потребительских  кооперативов  --
жилищно-накопительных.  Жилищно-накопительным  кооперативом   признается
некоммерческая организация,  учрежденная  как  добровольное  объединение
физических лиц на основе членства. Число  членов  жилищно-накопительного
кооператива не может быть менее десяти и более двадцати тысяч.
    Основной  деятельностью  этих   юридических   лиц   будет   являться
привлечение   и   использование   накоплений   граждан,   финансирование
строительства многоквартирных домов, покупка жилых помещений.
    Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов его  членов,
доходов кооператива от осуществляемой им деятельности, а также  за  счет
иных взносов, пожертвований и иных не  запрещенных  законом  источников.
Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности.
    Членами жилищно-накопительного  кооператива  могут  быть  физические
лица,  достигшие  шестнадцатилетнего   возраста   и   внесшие   членские
вступительные взносы  и  первоначальный  паевой  взнос.  Понятие  паевых
взносов в  законопроекте  определено  следующим  образом:  это  денежные
средства, включая начисляемые на них проценты, а равно жилые помещения и
иное имущество,  в  том  числе  имущественные  права,  имеющие  денежную
оценку,  вносимые  членом   кооператива   на   цели   приобретения   или
строительства жилых помещений.
    После  внесения  части  паевого  взноса,  соответствующей  выбранной
членом  кооператива  форме  участия  в  деятельности  по  привлечению  и
использованию накоплений граждан, член кооператива  вправе  получить  от
кооператива   жилое   помещение   в   пользование.   При   этом   размер
паенакоплений, дающий  членам  кооператива  право  на  приобретение  или
строительство  жилых   помещений,   устанавливается   решением   органов
управления кооперативом.
    Жилое помещение предоставляется  кооперативом  в  пользование  члену
кооператива  совместно  с  членами  его  семьи   непосредственно   после
приобретения  жилого  помещения,  а  при   выборе   членом   кооператива
строящегося жилого помещения -- после  приобретения  кооперативом  права
собственности на такое жилое помещение (по окончании его строительства).
    После того как член кооператива полностью внесет свой паевой  взнос,
он  приобретает  право  собственности  на  жилое  помещение  в  порядке,
установленном  пунктом  четвертым  статьи   218   Гражданского   кодекса
Российской Федерации.
    Члены кооператива имеют право передавать свои права и обязанности по
паенакоплению другому члену кооператива или третьему лицу  (при  условии
вступления последнего в члены кооператива).
    Членство в жилищно-накопительном кооперативе прекращается  в  случае
добровольного выхода из кооператива, исключения  из  членов  кооператива
при задержке уплаты  установленных  паевых  или  дополнительных  взносов
более чем на четыре месяца, передачи  (уступки)  прав  на  паенакопление
другому члену кооператива или третьему лицу.
    В  случае  прекращения  членства  в  кооперативе,  банкротства   или
ликвидации  кооператива  паенакопления,  внесенные  членом  кооператива,
возвращаются в течение трех месяцев.
    Если жилое помещение выбывающему члену кооператива не приобреталось,
размер  возвращаемой  кооперативом  денежной  стоимости  доли  имущества
кооператива равен сумме внесенных им паевых взносов.
    В тех случаях, жилое  помещение  для  предоставления  в  пользование
приобреталось, размер возвращаемой кооперативом денежной стоимости равен
доле  денежных  средств,  вырученных  от  продажи   предоставленного   в
пользование  члену  кооператива   жилого   помещения,   пропорциональной
отношению размера внесенного им паенакопления к затратам кооператива  на
приобретение или строительство этого жилого помещения.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное