Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
===========На=правах=рекламы=========================================== Для Вас, профессионалы! ПЕРВЫЙ в России КОМПЛЕКСНЫЙ "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РФ" (трех частей) от авторитетнейшего авторского коллектива под руководством Т. Абовой (ИГП РАН). Этот трехтомник (Издательство ЮРАЙТ) основан на новейшем российском законодательстве и актах международного права (актуальность материала -- декабрь 2003 г.), содержит конкретные примеры применения норм ГК РФ. Каждый читатель может задать СВОЙ вопрос автору. Приобрести книгу оптом и в розницу: Книготорг ЮРАЙТ (095) 744-00-12, http://www.urait.ru, e-mail: office@urait.ru Интернет-магазин: http://www.books.urait.ru (095) 963-00-43 ======================================================================= АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 29 марта 2004 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Правила выплаты пенсий Постановлением Пенсионного фонда РФ и Минтруда РФ от 16.02.2004 N N 15п, 18 утверждены "Правила выплаты пенсий в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в дальнейшем -- "Правила"). Постановление прошло государственную регистрацию в Минюсте РФ (09.03.2004 N 5621) и опубликовано в "Российской газете" 19.03.2004. "Правила" конкретизируют порядок выплаты и доставки пенсии, установленный указанными Федеральными законами от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ по месту жительства или месту пребывания пенсионера (месту нахождения пенсионного дела). Доставка пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ, организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми Пенсионным фондом РФ заключены соответствующие договоры. Оплата доставки пенсии осуществляется в пределах средств, предусмотренных для этих целей в бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год. Доставка пенсии через организации федеральной почтовой связи и кредитные организации осуществляется по письменному заявлению пенсионера. "Правила" установили подробный порядок выплаты пенсии через организации связи и кредитные организации, в котором можно выделить следующее. На территории субъекта Российской Федерации организацией связи по согласованию с территориальным органом Пенсионного фонда РФ определяется период, в течение которого ежемесячно производится доставка пенсии. В пределах этого периода каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии. Доставка пенсии за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику. В том случае, если праздничный день приходится на 1 число текущего месяца, доставка пенсии за этот день может быть произведена в последний рабочий день предшествующего месяца по согласованию с Пенсионным фондом РФ. В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее выдача может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время, с соблюдением установленных законом условий, т.е. в любом случае должна выплачиваться пенсия за текущий месяц. Кредитная организация доставляет пенсию на банковский счет, счет по вкладу, счет банковской карты или другой вид счета. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда РФ, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения пенсии. При этом следует отметить, что в качестве места выплаты пенсии "Правила", в отличие от закона, кроме места жительства и места пребывания, подтверждаемых документами о регистрации, упоминают также "место фактического проживания", факт проживания в котором подтверждается письменным заявлением пенсионера (в действующих в настоящее время "Правилах обращения за пенсией, назначения пенсии...", утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N N 17, 19пб, статус "места фактического проживания" определен более четко -- в этом нормативном акте прямо указано, что в случае отсутствия у гражданина подтвержденных регистрацией "места жительства" и "места пребывания" наличие "места фактического проживания", подтвержденное письменным заявлением, является достаточным условием среди прочих для подачи заявления о назначении пенсии). Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены основания приостановления, прекращения, возобновления и восстановления выплаты пенсии (эти основания распространяются на пенсии, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Выплата пенсии приостанавливается в случае ее неполучения в течение шести месяцев подряд, а также при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы; выплата пенсии прекращается по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии в связи с ее неполучением, в случае смерти пенсионера, признания его умершим или безвестно отсутствующим, а также утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, и т.д.). Выплата пенсии возобновляется в случае ее приостановления или восстанавливается в случае ее прекращения при устранении соответствующих обстоятельств, в сроки, подробно регламентированные законом. "Правила" воспроизводят эти нормы закона, дополняя их некоторыми техническими деталями, среди которых можно обратить внимание на срок, в течение которого рассматриваются заявление пенсионера о возобновлении выплаты пенсии, приостановленной в связи с ее неполучением, и заявление о восстановлении выплаты пенсии, выплата которой прекращена (заявление о возобновлении выплаты рассматривается не позднее чем через пять дней со дня его приема, заявление о восстановлении выплаты -- не позднее чем через десять дней после его приема). О процедурах госрегистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Правительство РФ приняло Постановление от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Этим Постановлением утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Также утверждены и изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам госрегистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" и от 19 июня 2002 г. N 440 "Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации". В принятом Постановлении содержатся разнообразные формы документов -- заявления, сведения, уведомления, расписки. Приведенные формы документов необходимы при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, преобразовании, регистрации изменений в учредительных документах, ликвидации и т.п. Изданное Постановление является частью законодательной базы, направленной на реализацию концепции "одного окна", которая предполагает создание условий, обеспечивающих возможность в одном и том же месте в короткие сроки зарегистрировать юридическое лицо и поставить его на налоговый учет. Таким регистрирующим органом сегодня являются налоговые инспекции. Согласно Постановлению ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) осуществляется налоговыми органами на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации. Прием документированной информации производится налоговыми органами в порядке, установленном для приема и передачи конфиденциальной информации. Ведение ЕГРН осуществляется с использованием средств вычислительной техники и включает в себя ведение государственных баз данных, формируемых по территориальному признаку, а также последующее автоматизированное объединение их в единый банк данных. Сведения представляются в налоговые органы в электронном виде при условии обеспечения защиты от несанкционированного доступа и искажений. При невозможности передачи сведений в электронном виде они представляются на бумажном носителе. Документы на бумажных и электронных носителях, содержащие налоговую тайну, должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями. Доступ к сведениям, содержащимся в реестре и составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, указанные в специальных перечнях. Использование должностными лицами сведений, содержащихся в реестре, в ущерб интересам организаций и физических лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Ведение ЕГРН заключается во внесении в него представленных в соответствии с утвержденными Правилами сведений, их обновление при изменении данных об организациях и физических лицах и исключение из реестра сведений о лицах, снятых с учета в предусмотренных законодательством случаях. Перечень сведений, которые должны быть включены в ЕГРН, содержится в Приложении к Правилам ведения ЕГРН. Сведения, исключенные из ЕГРН, должны храниться в архиве. ЕГРН содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным Налоговым кодексом РФ (с указанием идентификационного номера налогоплательщика, а для организаций -- также кода причины постановки на учет). Постановка на учет и снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменение сведений о них осуществляются на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Открытая информация из ЕГРН предоставляется пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон. Порядок получения такой информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур) определяется соответствующим налоговым органом. При отсутствии в реестре сведений о конкретной организации или физическом лице либо при отсутствии возможности определить конкретное лицо на основании информации, содержащейся в запросе, налоговым органом предоставляется справка об отсутствии запрашиваемой информации. Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются как на бесплатной, так и на платной основе. Бесплатно сведения предоставляются организациям (сведения о них), физическим лицам (сведения о них), а также органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов и иным лицам, определенным федеральными законами. На платной основе информация предоставляются организациям и физическим лицам -- при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты. В этом случае оплата составляет 200 рублей, а размер платы за срочную выдачу -- 400 рублей. За плату предоставляются сведения также организациям и физическим лицам -- при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет. Размер оплаты в этом случае составляет 100 рублей, а размер платы за срочную выдачу указанной информации -- 200 рублей. Срок предоставления сведений за плату составляет не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса. Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации установлено, что государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации осуществляется путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В частности, госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица. Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц. Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица. Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, осуществляется по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридического лица. Госрегистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо. О деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг 4 марта 2004 года Минюст России зарегистрировал Постановление ФКЦБ России от 26.12.2003 N 03-54/пс "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг". Положение существенно повышает требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по организации торговли. Прежде всего, Постановление затрагивает интересы фондовых бирж. В ближайшее время фондовые биржи обязаны сформировать новый консультативный орган -- биржевой совет. При наличии на фондовой бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т.п.) вместо биржевого совета могут создаваться советы для каждой секции. Основная обязанность совета -- предварительное обсуждение документов, которые содержат правила допуска к участию в торгах, правила допуска к торгам ценных бумаг, правила проведения торгов, списки ценных бумаг, допущенных к торгам, в том числе котировальные списки фондовых бирж и т.д. Количественный состав биржевого совета не может быть менее пяти человек, при том что работники фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже могут составлять не более одной трети его состава. Остальные члены совета -- представители организаций, заинтересованных в создании справедливого рынка ценных бумаг (например, эмитенты и управляющие компании), а также независимые эксперты и т.п. На заседаниях совета вправе присутствовать представитель Федеральной службы по финансовым рынкам -- правопреемницы упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Фондовая биржа, созданная в форме акционерного общества, должна избирать совет директоров кумулятивным голосованием. При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Постановление резко повышает требования к форме и содержанию раскрываемой фондовой биржей информации. В частности, установлено, что фондовая биржа должна размещать на своем сайте в сети Интернет информацию о судебных спорах фондовой биржи с ее акционерами и участниками торгов, о нарушениях, совершенных участниками торгов или эмитентами, и принятых к ним дисциплинарных мерах. Другие важные изменения касаются самих участников торгов. Например, в целях стимулирования оборота вновь эмитируемых либо малоликвидных финансовых инструментов организаторы торговли вправе заключать договоры о выполнении обязательств маркет-мейкера, то есть об одновременной подаче заявок на покупку и продажу в отношении соответствующих ценных бумаг. В то же время, как следует из Постановления, услуги маркет-мейкера не могут быть платными. Существенно преобразованы условия листинга. Для включения в котировальный список акций рыночная стоимость всех акций (если ее невозможно оценить -- капитал и резервы эмитента, включая прибыль или убытки за последний финансовый год) должна составлять не менее 300 млн. руб. Для облигаций -- не менее 30 млн. руб. Для инвестиционных паев -- не менее 3 млн. руб. Включение ценных бумаг в котировальный список "А" первого уровня предполагает соблюдение дополнительных условий. В частности, стоимость чистых активов эмитента ценных бумаг (паевого инвестиционного фонда) должна составлять не менее 500 млн. руб. На фондовую биржу возложены обязанности проведения обширного мониторинга деятельности эмитентов, ценные бумаги которых включены в ее котировальный список. Основная цель мониторинга -- выявление нестандартных сделок и заявок, а его объект -- соблюдение эмитентом условий, необходимых для включения ценных бумаг в котировальные списки "А" и "Б", установленных приложениями к рассматриваемому Постановлению. В свою очередь эмитенты должны представлять фондовой бирже всю необходимую информацию и документы (устав, внутренние документы, ежеквартальные и годовые отчеты, сообщения о фактах, существенно затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, информация о проведении заседаний совета директоров и т.д.). РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О семейном детском доме в Белгородской области Закон Белгородской области от 3 марта 2004 года N 119 "О семейном детском доме" (далее -- Закон) в соответствии с Семейным кодексом РФ предусматривает создание на территории Белгородской области самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, -- семейного детского дома. Семейный детский дом образуется на базе семьи, если супруги согласны взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. Основанием для образования семейного детского дома является договор о передаче детей на воспитание, заключаемый между родителями-воспитателями и органом опеки и попечительства, а также правовой акт органа местного самоуправления. В договоре определяются социальные гарантии, условия оплаты труда родителей-воспитателей, порядок выплаты денежных средств на содержание детей, срок пребывания детей в семейном детском доме и формы контроля за воспитанием и содержанием детей. Оплата труда родителей-воспитателей зависит от количества детей, принятых на воспитание, и состояния их здоровья. При подборе кандидатов в родители-воспитатели учитываются личные качества, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, отношения между кандидатами и ребенком, отношение к ребенку членов семьи кандидатов, а также желание самого ребенка. Не могут быть родителями-воспитателями: лица, находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине. Орган опеки и попечительства выносит заключение о возможности быть родителями-воспитателями на основании документов, представленных кандидатами, результатов психологического тестирования и акта обследования условий жизни. На воспитание в семейный детский дом передаются дети в возрасте от рождения до совершеннолетия. С 10-летнего возраста ребенок передается в семейный детский дом исключительно при его согласии. В Законе определены права и обязанности родителей-воспитателей. Родители-воспитатели должны воспитывать детей, заботиться об их здоровье и всестороннем развитии; обеспечить совместное проживание и получение детьми основного общего образования. При наличии уважительных причин каждый родитель-воспитатель имеет право с разрешения органа опеки и попечительства временно прекратить исполнение своих обязанностей. На содержание каждого ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Родители-воспитатели ведут отчетность по приходу и расходу этих средств. Передача семейному детскому дому общественными организациями и фондами, иными юридическими и физическими лицами средств и имущества не влечет сокращения финансирования со стороны государства и не замещает его. Средства расходуются исключительно в интересах ребенка. Контроль за деятельностью семейного детского дома осуществляет орган опеки и попечительства. Деятельность семейного детского дома прекращается в случаях: смерти обоих родителей-воспитателей; достижения всеми детьми, переданными в семейный детский дом, совершеннолетия, а в случае обучения детей в учреждениях профессионального образования -- 23 лет, или вступления их в брак; выбытия всех детей из семейного детского дома в связи с возвращением их родителям, усыновлением или по другим причинам; когда количество детей стало менее 5, и родители-воспитатели не желают взять на воспитание ребенка (детей); когда дальнейшее проживание детей с родителями-воспитателями нарушает интересы детей. Об инновационной деятельности в Ставропольском крае Принят Закон Ставропольского края от 11.03.2004 N 13-кз "Об инновационной деятельности в Ставропольском крае" (далее -- Закон), который вступит в силу с 1 января 2005 года. Закон направлен на развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае и создание режима максимального благоприятствования для субъектов инновационной деятельности. Под инновационной деятельностью в Законе понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. Закон устанавливает порядок формирования и реализации инновационной политики Ставропольского края. Перечислены основные направления инновационной политики. Правительство Ставропольского края ежегодно определяет приоритетные направления инновационной деятельности Ставропольского края и на их основе формирует инновационную целевую программу. Определены субъекты, объекты и содержание инновационной деятельности. Субъектами инновационной деятельности могут быть: физические и юридические лица; собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности; а также инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность. Объектами инновационной деятельности являются: новые технологии; новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации; новые и значительно улучшенные продукты различного характера. Государственное регулирование инновационной деятельности в Ставропольском крае осуществляется, в частности, путем: принятия и исполнения нормативных правовых актов об инновационной деятельности и инновационных краевых целевых программ; включения инновационных проектов в краевые целевые программы; предоставления финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности за счет средств бюджета Ставропольского края. Государственная поддержка инновационной деятельности в Ставропольском крае осуществляется через инновационную краевую целевую программу, инновационный проект, повышение квалификации кадров в инновационной сфере, а также в иных формах. Инновационные проекты, претендующие на получение государственной поддержки и включение в инновационную краевую целевую программу, проходят экспертизу инновационного проекта и (или) конкурсный отбор. Государственная поддержка инновационного проекта предоставляется на срок его окупаемости. Государственная поддержка, предусматривающая расходы за счет средств бюджета Ставропольского края, не может быть оказана субъектам инновационной деятельности: находящимся в стадии реорганизации или ликвидации; на имущество которых в установленном законом порядке наложен арест или обращено взыскание; имеющим просроченную задолженность по уплате налогов в бюджеты любого уровня, по бюджетным кредитам, ранее выданным из бюджета Ставропольского края, либо допустившим нецелевое использование ранее предоставленных средств из бюджета Ставропольского края. Финансирование инновационной деятельности в Ставропольском крае осуществляется за счет средств субъектов инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Средства, выделяемые из бюджета Ставропольского края, направляются: на финансирование инновационной краевой целевой программы; предоставление финансовой поддержки и гарантий субъектам инновационной деятельности; закупки для государственных нужд наукоемкой продукции, передовой техники и новейших технологий; развитие инновационной инфраструктуры; проведение семинаров и конференций, конкурсов и выставок инновационных проектов и разработок. Правительство края определяет порядок предоставления финансовой поддержки и гарантий субъектам инновационной деятельности за счет средств краевого бюджета. Финансирование инновационной деятельности в крае за счет средств бюджета Ставропольского края осуществляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели краевым законом о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Конвенция ООН против коррупции 9 декабря 2003 года в Мериде (Мексика) на специально созванной конференции, в которой принимало участие более 100 государств, Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции. Конвенция является первым запрещающим коррупцию договором, в котором могут участвовать все государства. В течение последних лет в этой области было заключено несколько региональных договоров -- Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией 1996 г., Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и о гражданской ответственности за коррупцию, принятые Комитетом министров Совета Европы в 1999 г., Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней 2003 г. Конвенция предусматривает принятие мер, связанных с предупреждением коррупции, в частности, криминализацию коррупции в национальном праве, правоохранительную деятельность по делам о коррупции, правовую помощь, выдачу, передачу осужденных лиц, приостановление операций (замораживание), арест, конфискацию и возвращение доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией. Конвенция содержит ряд установок по противодействию коррупции. В частности, говорится о необходимости наличия в государстве органов, осуществляющих предупреждение коррупции с помощью проведения политики предупреждения и противодействия коррупции. Таким органам следует в определенных случаях осуществлять надзор и координировать антикоррупционную политику. Перед подписанием Конвенции в России был принят Указ Президента РФ "О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией" от 24.11.2003 N 1384, предусматривающий создание специального Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией. Совет, как отмечается в Положении о нем, является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий. В Конвенции не дается определение коррупции. Это определение было включено в Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г. В соответствии со ст. 2 Конвенции 1999 г. "коррупция" означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового. По российскому законодательству коррупция не является самостоятельным составом преступления, а является собирательным понятием, включающим ряд составов преступлений. Одним из актов коррупции является подкуп. В Конвенции криминализируется подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп иностранных публичных должностных лиц и предусматривается возможность криминализации подкупа в частном секторе. Подкуп сводится не только к взятке, но и к любому неправомерному преимуществу. Кроме того, в Конвенции криминализируется подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; отмывание доходов от преступлений; воспрепятствование осуществлению правосудия. Кроме обязанности предусмотреть уголовное наказание за совершение включенных в Конвенцию преступлений, в ней говорится о рассмотрении в каждом государстве возможности принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяний ряд противоправных действий: злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; хищение имущества в частном секторе; сокрытие или непрерывное задержание имущества, если известно, что такое имущество получено в результате совершения преступлений, признанных таковыми Конвенцией. Конвенция требует от государств установить длительный срок давности для возбуждения производства в отношении любых преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией. Детально разработан в Конвенции порядок выдачи лиц. В уже существующие договоры о выдаче в качестве преступлений, которые могут повлечь выдачу, вводятся преступления в сфере коррупции. Конвенция вступит в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение тридцатой ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ" (А.Н. Королев, О.В. Плешакова) (Юридический Дом "Юстицинформ", 2004) В комментарии раскрывается содержание понятий, используемых в Градостроительном кодексе РФ (градостроительная документация, зонирование, инфраструктура, красная линия, градостроительный объект и др.); исследуются регламентированное законом право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и формы обеспечения данного права при осуществлении градостроительной деятельности; определяются место и роль органов государственной власти и местного самоуправления в области градостроительства. Материал содержит анализ вопросов градостроительного планирования развития территорий (Российской Федерации, ее субъектов, городов, сельских поселений, муниципальных образований), рационального использования объектов градостроительства, применения государственных градостроительных нормативов и правил, порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга градостроительной деятельности. Рассматриваются меры контроля за осуществлением градостроительной деятельности, виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве, включая вопросы возмещения вреда, причиненного среде жизнедеятельности вследствие нарушения предусмотренных законом правил. Кроме этого, в работе говорится об экономических аспектах градостроительной деятельности (источниках ее финансирования), а также об участии Российской Федерации в международных отношениях (международном сотрудничестве) в области градостроительства.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||