Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Уважаемые господа! Издательство ЮРАЙТ представляет ПЕРВЫЙ в России КОМПЛЕКСНЫЙ "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РФ" (трех частей) от авторитетнейшего авторского коллектива под руководством Т.Е. Абовой (ИГП РАН). Книги основаны на новейшем российском законодательстве и актах международного права. Имеют практическую направленность: конкретные примеры применения норм ГК РФ. Есть уникальная возможность задать СВОЙ вопрос автору. Приобрести книгу оптом и в розницу: Книготорг ЮРАЙТ (095) 744-00-12, http://www.urait.ru, e-mail: office@urait.ru Интернет-магазин: http://www.books.urait.ru АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 22 марта 2004 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О порядке обращения взыскания на денежные средства профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов 21 марта 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2004 N 11-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Закон устанавливает особенности обращения взыскания на денежные средства профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов. Закон, во-первых, запрещает обращение взыскания по долгам профессионального участника рынка ценных бумаг на денежные средства его клиентов, находящиеся на специальном счете, - отдельном банковском счете, открытом в кредитной организации профессиональным участником рынка ценных бумаг. Являясь условием благоприятного инвестиционного климата, подобный запрет был известен российскому законодательству и прежде. Он был установлен в сфере брокерской деятельности (см. ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Однако круг профессиональных участников рынка ценных бумаг далеко не ограничивается брокерами. Например, по тому же Закону "О рынке ценных бумаг" профессиональными участниками рынка ценных бумаг признаются юридические лица, которые осуществляют брокерскую, дилерскую, депозитарную, клиринговую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ст. 2). Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 N 1008 дополняет этот список кредитными организациями, инвестиционными фондами различных типов и фондовыми биржами. Во-вторых, Закон устанавливает особенности обращения взыскания на имущество клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг. На основании постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан немедленно приостановить операции с денежными средствами клиента-должника, находящимися на специальном счете, в размере, который требуется для исполнения исполнительного документа. Обращение взыскания на денежные средства клиента-должника, находящиеся на специальном счете, производится на основании определения суда в присутствии понятых (ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Обращаем внимание, что новый Закон позволяет судебному приставу-исполнителю запрашивать у профессиональных участников рынка ценных бумаг сведения о находящихся на специальном счете денежных средствах клиента-должника. И если, например, руководствоваться вышеупомянутым Законом "О рынке ценных бумаг" и Указом Президента от 01.07.1996 N 1008, то можно сделать вывод, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с соответствующим запросом к любому названному в них профессиональному участнику рынка ценных бумаг, который привлекает денежные средства клиентов. В то же время информация о денежных средствах, находящихся на специальном счете, ограничивается размером, который требуется для исполнения исполнительного документа. Следовательно, в запросе судебного пристава-исполнителя, адресованном профессиональному участнику рынка ценных бумаг, должна быть указана конкретная денежная сумма. И эта сумма, разумеется, не может выходить за рамки требований исполнительного документа. Закон устанавливает трехдневный срок для исполнения требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации. Изменения в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" 5 марта 2004 года принят Федеральный закон N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога". Несколько запоздавшие изменения, внесенные в Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного страхования" Законом N 10-ФЗ, связаны с принятием части второй Налогового кодекса РФ, содержащей главу 24 "Единый социальный налог"; введением единого социального налога многочисленные платежи по обязательному социальному страхованию были объединены в рамках налоговой системы. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" установил самые общие положения обязательного социального страхования и его терминологию, которые приведены Федеральным законом от 05.03.2004 N 10-ФЗ в соответствие с законодательными актами, принятыми позднее, а также предполагаемыми к принятию. Из текста Закона исключено понятие "обязательные платежи" и включено понятие "налоги", уплата которых в соответствии с законом предполагается вместо или кроме "страховых взносов" (это понятие в законе сохранено). Так, например, в формулировку, раскрывающую понятие страхового стажа, добавлено упоминание налогов, время уплаты которых кроме или вместо страховых взносов составляет страховой стаж; "страховые взносы", эквивалентность которых страховому обеспечению является условием устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, заменено на более широкую формулировку "средства обязательного социального страхования", включающие теперь, главным образом, средства от налогов, и т.д. В статьях Закона, устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования и определяющих финансовую систему обязательного социального страхования, широкое понятие "бюджеты обязательного социального страхования" заменено на "бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования"; нормами Закона предусмотрено принятие специальных федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования. В статье Закона, определяющей порядок начисления и внесения страховых взносов, признан утратившим силу пункт, устанавливающий, что страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем (порядок уплаты единого социального налога, ставки налога и налоговые льготы установлены статьями упомянутой главы 24 Налогового кодекса РФ). Изменения в Законе "Об акционерных обществах" 24 февраля 2004 года принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Изменены требования к количеству членов, порядку избрания и досрочного прекращения полномочий совета директоров акционерного общества (другое название этого органа в соответствии с законом - "наблюдательный совет"). Установлено, что количество членов совета директоров не может быть менее пяти человек; при этом сохранено условие, в соответствии с которым для акционерного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более одной тысячи число членов совета директоров не может быть менее семи человек, а для акционерного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более десяти тысяч - менее девяти человек. Члены совета директоров должны избираться "кумулятивным голосованием". При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. До внесения изменений кумулятивное голосование было обязательным только для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более одной тысячи. Общее собрание акционеров вправе досрочно прекратить полномочия совета директоров, но только всего состава совета, а не отдельных его членов, что было возможно в отношении совета директоров, избранного обычным голосованием. Упоминание кумулятивного голосования в качестве одного из возможных способов избрания совета директоров исключено из других статей Закона. Федеральный закон от 24.02.2004 N 5-ФЗ опубликован в "Российской газете" 17 марта 2004 года и вступил в силу с этой даты. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О порядке управления земельными участками, находящимися в собственности Костромской области В Костромской области принят Закон от 24.02.2004 N 167-ЗКО "О порядке управления земельными участками, находящимися в собственности Костромской области" (далее - Закон). Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Костромской области. Земельные участки Костромской области являются составной частью казны и учитываются в реестре государственного имущества области. Права собственника земельных участков от имени Костромской области осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти области по управлению земельными участками. Земельные участки могут передаваться физическим и юридическим лицам в собственность, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям земельные участки передаются в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование на срок не более 1 года. Кроме указанных организаций в безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются работникам, имеющим право на получение служебного надела в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области, на время выполнения трудовых обязанностей. Земельные участки передаются в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе государственным унитарным предприятиям. Размер арендной платы определяется в соответствии с порядком, установленным Администрацией области, и указывается в договоре аренды. Максимальный срок аренды составляет 49 лет. Физические и юридические лица - собственники объектов недвижимости обладают исключительным правом аренды земельных участков под этими объектами и исключительным правом на приобретение этих участков. Земельные участки Костромской области предоставляются в собственность физических и юридических лиц за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и Законом. Иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участи предоставляются в собственность только за плату. Законом установлены категории граждан, в собственность которых земельные участки передаются бесплатно, и определены их максимальные размеры. Размеры дифференцированы в зависимости от цели предоставления участка (ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводство, огородничество, животноводство, ведение личного подсобного хозяйства, индивидуальное жилищное строительство). Закон определяет порядок предоставления земельных участков в собственность юридических и физических лиц для строительства. Земельные участки, расположенные на территории городского или сельского поселения и предназначенные под застройку в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки, передаются в собственность физическим и юридическим лицам исключительно по итогам торгов (аукционов, конкурсов) без предварительного согласования мест размещения объектов. Законом установлены категории граждан, которым земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства без выставления на торги. Дополнительные меры социальной поддержки беременных женщин и семей с детьми в Курганской области Постановлением Администрации Курганской области от 17.02.2004 N 67 "О дополнительных мерах по социальной поддержке беременных женщин и семей с детьми" установлены дополнительные виды материальной поддержки беременных женщин и семей с детьми в Курганской области на период с 1 января по 31 декабря 2004 года. Установлены два вида социальных пособий: ежемесячное пособие беременным женщинам и единовременное пособие при рождении ребенка. Выплата пособий финансируется за счет средств областного бюджета. Пособия назначаются и выплачиваются муниципальными органами социальной защиты населения по месту жительства беременной женщины или ребенка. Постановлением утверждены Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного социального пособия беременным женщинам и Положение о порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия при рождении ребенка. Размер ежемесячного социального пособия беременным женщинам составляет 200 рублей. Право на получение пособия имеют женщины, зарегистрированные по месту жительства на территории Курганской области и вставшие на учет в медицинских учреждениях области в ранние сроки беременности (до 12 недель). Пособие выплачивается со дня установления срока беременности 12 недель и до дня родов. Для назначения пособия в муниципальные органы социальной защиты населения представляются заявление о назначении пособия и справка о сроке беременности, выданная клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения. Получатели пособий обязаны ежемесячно до 25 числа текущего месяца представлять в муниципальные органы социальной защиты населения справки о сроке беременности, выданные медицинским учреждением. В случае непредставления справок выплата пособия приостанавливается. Размер единовременного социального пособия при рождении ребенка составляет 500 рублей. Право на единовременное социальное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, зарегистрированные по месту жительства на территории Курганской области. В случае рождения двух и более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. В случаях смерти ребенка на первой неделе жизни или рождения мертвого ребенка пособие не назначается. Для назначения пособия в муниципальные органы социальной защиты населения представляются заявление о назначении пособия, свидетельство о рождении ребенка, справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем (лицом, его заменяющим). К заявлению лица, заменяющего родителей, прилагается выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. Определен порядок финансирования пособий и осуществления контроля за использованием средств, выделенных на выплату пособий. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделенных на выплату пособия, осуществляется главным управлением социальной защиты населения Курганской области. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О подсудности Верховному Суду РФ дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Конституционным Судом РФ вынесено Постановление от 25 февраля 2004 г. N 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции РФ некоторые положения, содержащиеся в пункте 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ. Эти положения предоставляют право Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК) обращаться в Верховный Суд РФ, если в ходе референдума обнаружены нарушения, касающиеся значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. При этом Верховный Суд РФ обязан рассмотреть заявление по существу в качестве суда первой инстанции. По мнению заявителя - Верховного Суда РФ, оспариваемые им положения не соответствуют Конституции РФ, поскольку дают возможность Центральной избирательной комиссии РФ определять компетенцию Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции, содержат неопределенные критерии для установления подсудности Верховному Суду дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме. Рассматривая этот вопрос, Конституционный Суд пришел к выводу, что в оспариваемых положениях неопределенно сформулированы основания для изменения подсудности. Так, не ясно, по каким критериям может определяться "значительное" число граждан, чьи избирательные права или право на участие в референдуме оказались нарушенными; что следует относить к "иным" обстоятельствам, из-за которых нарушение конституционных прав приобрело "особое общественное значение"; какое общественное значение может признаваться "особым", - при том, что в силу своей специфики, дела о защите избирательных прав, как правило, затрагивают интересы большого числа избирателей и имеют широкий общественно-политический резонанс. В соответствии с оспариваемыми положениями, по инициативе ЦИК дело о защите избирательных прав, подсудное районному суду или суду иного уровня, может быть передано для рассмотрения в Верховный Суд РФ. При этом, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о наличии или отсутствии оснований для изменения обычных правил подсудности отнесено к исключительной компетенции ЦИК. Такое решение принимается не только во внесудебной процедуре, но и без учета позиции других сторон и лиц, участвующих в деле, поскольку выяснение их мнения для изменения подсудности дела не требуется. Однако ЦИК не только не может наделяться такими полномочиями, но и не должна ставиться в особое положение по отношению к другим участникам процесса, поскольку это противоречит Конституции РФ, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Таким образом, допускается возможность произвольного изменения подсудности дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме по усмотрению ЦИК. Тогда как в соответствии с Конституцией РФ подсудность дел определяется федеральном законом. Это означает, что в таком законе должны быть закреплены критерии, которые в виде общего правила заранее (до возникновения спора) предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело. При осуществлении правосудия суд действует самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону. Эти конституционные предписания распространяются на все стадии судопроизводства, в том числе и на стадию определения подсудности дела. Оспариваемые же нормы обязывают Верховный Суд РФ принять дело, подсудное в силу общих требований закона другому суду общей юрисдикции, к своему производству во всех случаях, когда ЦИК, опираясь на критерии, не определенные ясно и четко в законе, воспользуется своим правом на изменение подсудности. Это не согласуется с требованиями Конституции РФ. Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ постановил признать не соответствующими Конституции РФ оспариваемые нормативные положения. Следует также отметить, что ранее, в Постановлении от 16 марта 1998 года, Конституционный Суд уже признал не соответствующими Конституции нормы ГПК, допускающие передачу дел из одного суда в другой суд во внесудебной процедуре, при отсутствии указанных в самом процессуальном законе оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Конституционный Суд неоднократно указывал и на то, что равенство всех перед законом и судом может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность произвола, а значит, ведет к нарушению принципов равенства и верховенства закона (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 г., от 15 июля 1999 г., от 11 ноября 2003 г.). КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Комментарий к Федеральному закону "Об инвестиционных фондах" (Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина) (Юридический Дом "Юстицинформ", 2003) В постатейном комментарии Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" анализируются: сфера применения Закона и соотношение его с другими правовыми актами; основные принципы деятельности акционерного и паевого инвестиционного фондов, организация управления ими; порядок ведения реестра владельцев инвестиционных паев; проведение аудита фондов; требования к раскрытию информации о их деятельности; нормы, регулирующие положение саморегулируемых организаций управляющих компаний, а также некоторые ведомственные правовые акты - в первую очередь акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||