Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
===========На=правах=рекламы=========================================== Юридические семинары в Москве: Пятидневный семинар-конференция "ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ: АПК, ГПК, БАНКРОСТВО, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО" (Москва, 02 -- 06 февраля 2004г.) с участием Витрянского В.В. -- д.ю.н., заместителя Председателя ВАС РФ; Большовой А.К. -- Председателя Арбитражного суда г. Москвы; Жуйкова В.М. -- д.ю.н., заместителя Председателя Верховного суда РФ и др. Тел.(095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru Http://www.m-logos.ru ======================================================================= АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 26 января 2004 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О применении отдельных статей Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП РФ) издан Приказ от 27.10.2003 N 373 "О применении статей 5, 17, 18, 19 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта". Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 13 января 2004 г. N 5401. Документом разъясняется, что установление доминирующего положения является обязательным: при рассмотрении дел, связанных с нарушением статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон); при рассмотрении ходатайств и уведомлений о совершении сделок или действий в соответствии со статьями 17, 18 Закона; при принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта (ст. 19 Закона). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается на основании оценки его доли и рыночного потенциала на определенном товарном рынке. При этом доля на рассматриваемом товарном рынке устанавливается в соответствии с пунктом 5.4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом МАП РФ от 20.12.96 N 169, исходя из продуктовых и географических границ товарного рынка, а также объема товарного ресурса. В свою очередь, рыночный потенциал на отдельном товарном рынке определяется на основании количественных и качественных показателей структуры товарного рынка, исходя из его продуктовых и географических границ, объема товарного ресурса, состава продавцов и покупателей. Положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим и антимонопольным органам не требуется оценивать его рыночный потенциал в случае, если доля на товарном рынке составляет менее 35%. При доле на товарном рынке от 35% до 65% для установления наличия или отсутствия доминирующего положения хозяйствующего субъекта необходимо оценить рыночный потенциал хозяйствующего субъекта. Если доля на товарном рынке составляет 65% и более, положение такого хозяйствующего субъекта признается доминирующим и антимонопольным органам не требуется оценивать его рыночный потенциал, кроме случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. В случае если хозяйствующий субъект оспаривает наличие у него доминирующего положения при доле на рынке 65% и более, антимонопольные органы могут принимать во внимание факты, доказывающие наличие или отсутствие рыночного потенциала хозяйствующего субъекта. Кроме того, предусматривается, что положения Приказа, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц. О регистрации юридических и физических лиц в качестве страхователей 5 января 2004 года Фондом социального страхования Российской Федерации издано Постановление N 1 "Об организации работы по реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Постановление развивает принцип "одного окна", который предполагает однократное обращение юридического лица либо индивидуального предпринимателя в государственный орган, применительно к процедуре регистрации страхователей. Вместе с тем порядок постановки на учет (регистрации в качестве страхователя) юридических лиц, с одной стороны, и физических лиц, а также юридических лиц по месту нахождения обособленного подразделения, с другой, имеет некоторые отличия. Так, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения, необходимые для регистрации юридического лица в качестве страхователя, представляются в региональное отделение Фонда социального страхования соответствующей инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. После этого структурное подразделение регионального отделения Фонда, ответственное за регистрацию страхователей (филиал регионального отделения Фонда), осуществляет регистрацию юридического лица в качестве страхователя. О состоявшейся регистрации юридическое лицо уведомляется заказным письмом по юридическому адресу страхователя, указанному в выписке из единого государственного реестра юридических лиц. Письмо содержит экземпляр страхового свидетельства и Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Регистрация в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц происходит иначе. Заявление о регистрации юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения подается в региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) по месту нахождения обособленного подразделения, а физического лица - в региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) по месту жительства. Одновременно с заявлением юридическое лицо представляет копии документов, подтверждающих факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, постановку на налоговый учет, создание обособленного подразделения. Кроме того, юридическое лицо должно представить копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, копию страхового свидетельства юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Физические лица обязаны представить паспорт и копию документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); документа, подтверждающего постановку на налоговый учет (при наличии), лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, удостоверения адвоката (для адвокатов), трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров. Если на момент подачи заявления о регистрации в качестве страхователя юридическому лицу или обособленному подразделению юридического лица либо физическому лицу открыты банковские счета в кредитных организациях, эти лица представляют справку из кредитной организации об указанном счете. Обратим внимание, что вышеприведенные перечни отличаются от тех, которые закреплены Постановлением Фонда социального страхования от 04.12.2000 N 119, но данное Постановление применяется в части, не противоречащей Федеральному закону и Постановлению Фонда социального страхования от 05.01.2004 N 1. Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц Министерством Российской Федерации по налогам и сборам издано Письмо от 29.12.2003 N ММ-6-09/1384 "Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие с 1 января 2004 года Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В Письме напоминается, что с 1 января 2004 года вводятся в действие изменения в Налоговый кодекс РФ (далее - Кодекс) в части осуществления постановки на учет организаций и физических лиц (включая физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов) на основании сведений соответственно единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, сведений, сообщаемых органами в соответствии со статьей 85 Кодекса. Отмечается, что в настоящее время готовятся изменения в Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 N 266, от 19.06.2002 N 438, N 439, N 440, от 16.10.2003 N 630. Кроме того, готовится новая редакция Приказа МНС РФ от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговых органах юридических и физических лиц" (далее - Приказ 309). До введения в действие указанных выше документов рекомендуется руководствоваться ими в действующей редакции в части, не противоречащей положениям Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ. В связи с вышеизложенным с 1 января 2004 года не применяются ряд форм документов, утвержденных Приказом 309 (NN 12-1-1, 12-1-2, 12-1-4, 12-1-5, 12-2-1, 12-2-3). Основанием для постановки на учет организации (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе по месту нахождения (месту жительства) являются сведения, внесенные соответственно в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Для постановки на учет в налоговом органе организации (индивидуального предпринимателя) и внесения сведений в единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) используется выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Налоговый орган осуществляет постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), вносит сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдает заявителю Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). В Письме разъясняются особенности осуществления налоговыми органами снятия с учета в связи с ликвидацией организации; снятия с учета организации в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования (снятия с учета индивидуального предпринимателя в случае прекращения им деятельности); снятия с учета индивидуального предпринимателя в случае его смерти; внесения изменений в сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях. Отмечается, что заявительный порядок постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения сохраняется. В то же время изменен порядок постановки на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам и в порядке, которые устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Указаны особенности осуществления постановки на учет в налоговом органе физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, включая адвоката, учредившего адвокатский кабинет. В Письме также отмечается, что постановка на учет частных охранников в налоговых органах не предусмотрена. Частные детективы, являясь индивидуальными предпринимателями, учитываются в составе данной категории налогоплательщиков в порядке, установленном для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Курганской области 5 января 2004 года вступил в силу Закон Курганской области от 24.12.2003 N 362 "Об отдельных положениях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области" (далее - Закон). Документ регулирует отношения в области оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Определены полномочия органов государственной власти Курганской области в этой сфере, предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, средства массовой информации, где подлежат обязательному опубликованию сведения о предполагаемых сделках с землями сельскохозяйственного назначения, и прочее. Закон содержит важную норму, определяющую момент, с которого в Курганской области начнется приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Это произойдет через 49 лет с момента вступления в силу Закона. Урегулирован порядок реализации преимущественного права Курганской области и муниципальных образований на покупку земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если другие участки долевой собственности откажутся от покупки доли), за исключением случаев продажи с публичных торгов. Первоначально преимущественное право на покупку участка (доли) принадлежит Курганской области. Администрация области должна принять распоряжение о выкупе земельного участка (доли) или об отказе в выкупе не позднее трех недель с момента получения извещения собственника о намерении осуществить соответствующую сделку. В случае отказа Курганской области выкупить земельный участок (долю) преимущественное право покупки переходит к муниципальному образованию по месту нахождения земельного участка. Если часть земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, не используется в течение двух лет, Администрация Курганской области вправе выделить неиспользуемую часть в самостоятельный земельный участок. В случае отказа Администрации области от выдела самостоятельного участка соответствующее решение вправе принять орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В качестве переходного положения определено, что до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления предоставляют в аренду гражданам и юридическим лицам земельные участки из земель фонда перераспределения и заключают договоры аренды земельных участков. Об управлении собственностью Омской области 1 января 2004 года вступил в силу Закон Омской области от 22.12.2003 N 497-ОЗ "Об управлении собственностью Омской области" (далее - Закон), который устанавливает основы управления собственностью Омской области и порядок реализации правомочий собственника органами государственной власти Омской области. Под управлением собственностью понимается осуществляемая от имени Омской области и в интересах ее населения деятельность органов государственной власти области и иных органов, организаций, должностных лиц по реализации в рамках их компетенции правомочий владения, пользования и распоряжения собственностью Омской области. Закон устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Омской области, правовой режим имущества этих организаций. Решение о создании (реорганизации, ликвидации) предприятий и учреждений Омской области принимает Правительство Омской области. Уставы унитарных предприятий и учреждений утверждает отраслевой орган исполнительной власти, осуществляющий функции учредителя. Урегулированы отношения, связанные с участием Омской области в коммерческих и некоммерческих организациях. Лица, представляющие интересы области в органах управления и контроля организаций с областным участием, обязаны не реже, чем два раза в год, представлять отчет о результатах своей деятельности в орган исполнительной власти Омской области в сфере управления областной собственностью. Установлен порядок заключения сделок, связанных с приобретением имущества в собственность Омской области, а также с использованием и отчуждением имущества. Обязательная оценка рыночной стоимости имущества области, вовлекаемого в оборот, осуществляется на конкурсной основе. Законодательное Собрание Омской области принимает решение о приобретении в казну или отчуждении из казны Омской области имущества, если рыночная стоимость имущества в сто и более тысяч раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный на день принятия решения. Если рыночная стоимость имущества составляет менее ста тысяч минимальных размеров оплаты труда, решение принимает Правительство Омской области. Определены особенности приватизации объектов собственности Омской области. В прогнозный план (программу) приватизации, утверждаемый ежегодно Законодательным Собранием области, включаются объекты, рыночная стоимость которых в сто и более тысяч раз превышает минимальный размер оплаты труда. Приватизация объектов, рыночная стоимость которых составляет менее ста тысяч минимальных размеров оплаты труда, осуществляется на основании решения Правительства Омской области. Не подлежат отчуждению объекты собственности Омской области, имеющие особо важное историческое, культурное, социальное или экономическое значение. Одна из глав Закона регулирует отношения, возникающие в связи с безвозмездным отчуждением объектов собственности Омской области в муниципальную собственность и безвозмездным принятием объектов муниципальной собственности в собственность Омской области. Установлено, что все объекты собственности Омской области, в том числе расположенные за ее пределами, подлежат учету, который ведется в Едином банке данных объектов собственности Омской области. Внесены изменения в Закон Омской области от 27.11.1997 N 120-ОЗ "О перечне объектов государственной собственности Омской области, не подлежащих отчуждению". Признаны утратившими силу Законы Омской области от 12.05.1996 N 57-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Омской области" и от 18.07.1997 N 111-ОЗ "О порядке безвозмездного отчуждения объектов государственной собственности Омской области в муниципальную собственность и о порядке безвозмездного принятия объектов муниципальной собственности в государственную собственность Омской области". МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Хартия Шанхайской организации сотрудничества 19 сентября 2003 года вступила в силу Хартия Шанхайской организации сотрудничества. 6 июня 2003 года Хартия была ратифицирована Российской Федерацией. Хартия учреждает Шанхайскую организацию сотрудничества (далее - ШОС). Предшественницей ШОС была Шанхайская пятерка. ШОС является региональной международной организацией. Государствами - учредителями ШОС, кроме России, являются Казахстан, Китай, Кыргызия, Таджикистан и Узбекистан. Все они, за исключением Китая, - члены СНГ и трое из них - члены Евразийского экономического сообщества. Право на вступление в ШОС государств, помимо государств - учредителей, предусмотрено в ст. 13 Хартии: "решение вопроса о приеме в ШОС новых членов принимается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел на основе официального обращения заинтересованного государства, направляемого действующему председателю Совета министров иностранных дел". В Хартии подтверждено суверенное право на выход из ШОС. Кроме того, членство в ШОС может быть прекращено по решению органа ШОС в случае невыполнения международных обязательств по документам, принятым в рамках ШОС. Цели, принципы и задачи ШОС перечислены в ст. ст. 1, 2 Хартии. ШОС создавалась, в частности, с целью укрепления безопасности в Центральной Азии и для борьбы с терроризмом. Членами ШОС являются два постоянных члена Совета Безопасности ООН. Ее появлению предшествовало заключение Соглашений между Россией, Казахстаном, Кыргызией, Таджикистаном и Китаем об укрепления доверия в военной области в районе границы 1996 года и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы 1997 года. Один из принципов ШОС - принцип отказа от одностороннего военного превосходства в регионе. Однако сотрудничество в рамках ШОС охватывает и многие другие направления. ШОС - не военный блок и ее деятельность не направлена против других государств и международных организаций. Высшим органом ШОС является Совет глав государств. Совет определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности ШОС, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет глав государств принимает решения о создании других органов ШОС. Также им утверждаются положения об органах ШОС. Так, 29 мая 2003 г. Решением Совета были утверждены, в частности, положения о самом Совете, Совете глав правительств (премьер-министров), Совете министров иностранных дел и о Секретариате ШОС. Совет заседает раз в год. Председательствует на заседаниях глава государства, в котором проходит заседание Совета. Место проведения очередного заседания Совета определяется в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС. Вторым основным органом ШОС является Совет глав правительств (премьер-министров). Он принимает бюджет организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках ШОС (ст. 6 Хартии). Совет заседает раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства государства, в котором проходит заседание Совета. Место проведения заседаний предварительно согласовывается главами правительств. Третьим основным органом ШОС является Совет министров иностранных дел. Он рассматривает вопросы текущей деятельности Организации и подготавливает заседания Совета глав государств и Совета глав правительств. В Совете также рассматриваются вопросы проведения консультаций по международным проблемам в рамках ШОС. Совет собирается за месяц до проведения заседания Совета глав государств. Кроме очередных заседаний Совет собирается на внеочередные заседания. В ст. 8 Хартии предусмотрена возможность проведения регулярных Совещаний руководителей министерств и/или ведомств. Если Совет правительств решает общие вопросы сотрудничества в отдельных областях, то руководители отраслевых органов занимаются решением конкретных проблем в соответствующих областях. Решения о проведении Совещаний руководителей министерств и/или ведомств принимаются Советом глав государств и Советом глав правительств. Для подготовки совещаний на постоянной или временной основе могут создаваться группы экспертов. Совет национальных координаторов осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации. Согласно ст. 8 Хартии Совет национальных координаторов проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел. Совет национальных координаторов состоит из лиц, назначаемых государствами - членами ШОС. Этот орган является первым органом ШОС. Он был создан как орган ШОС еще в соответствии с положениями Декларации о создании ШОС 2001 г. и существовал при Шанхайской пятерке. Кроме того, Советом национальных координаторов была разработана Хартия ШОС. Особым статусом среди органов ШОС обладает Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Она создана для борьбы с терроризмом. Функции и порядок работы РАТС, в отличие от других органов ШОС, не определяются положением, утверждаемым Советом глав государств. 7 июня 2002 г. было подписано Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры в рамках ШОС. Оно регулирует различные аспекты деятельности РАТС. РАТС - постоянно действующий орган. Исполнительный секретариат РАТС находится в Ташкенте. Создание РАТС было предусмотрено статьей 10 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. Совет глав государств ШОС может учреждать отделения РАТС на территориях членов ШОС. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета. Совет может создавать вспомогательные органы. В ст. 15 Хартии говорится о правоспособности организации. ШОС, как и любая другая международная организация, обладает международной правоспособностью и правоспособностью по национальному праву. Напомним, что международная правоспособность - способность приобретать права и исполнять обязанности по международному праву, в том числе заключать договоры. Международная правоспособность - элемент международной правосубъектности. Согласно ст. 15 Хартии ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Правоспособность по национальному праву необходима для выполнения организацией своих функций. Так, ШОС пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач. Решения в органах ШОС принимаются консенсусом. Исключение составляют решения о приостановке членства или об исключении из Организации. Согласно ст. 16 Хартии в случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов. Речь в статье идет о неучастии в определенных проектах, а не о неучастии в отдельных решениях. Такой подход позволяет государству или государствам не участвовать в проектах, в которых они не заинтересованы. В результате создается основа для использования ШОС в узких проектах, затрагивающих интересы нескольких государств-членов, а не всех государств-членов одновременно. В соответствии со ст. 17 Хартии решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством. Хартия запрещает заявление оговорок, которые противоречат принципам, целям и задачам Организации, а также могут препятствовать исполнению каким-либо органом ШОС своих функций. В случае если не менее 2/3 государств-членов имеют возражения, оговорки должны быть сочтены как противоречащие принципам, целям и задачам Организации или препятствующие исполнению каким-либо органом своих функций и не имеющие юридической силы (ст. 24). В Хартии ничего не говорится о принятии органом ШОС оговорок, сделанных государствами-членами. Согласно п. 3 ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., когда договор является учредительным актом международной организации и если в нем не предусматривается иное, оговорка требует принятия ее компетентным органом этой организации. СССР на основании Указа Президиума ВС СССР "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Венской конвенции о праве международных договоров" от 4 апреля 1986 г. N 4407-XI сделал оговорку к этому положению Венской конвенции, что не считает себя связанным им, так как оно противоречит международной практике. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Об отмене нормы, ограничивающей совмещение должностей Верховным Судом РФ вынесено Решение от 20 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1072, которым признана недействующей норма, ограничивающая права главных специалистов организаций на совмещение профессий (должностей). Подпунктом "а" пункта 15 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" предусматривалось, что это Постановление не распространяется на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников, главных специалистов. То есть фактически указанным категориям работников запрещалось совмещение профессий (должностей). Заявитель просил Верховный Суд РФ признать недействующей эту норму в части указания на главных специалистов, поскольку она противоречит законодательству и ограничивает трудовые права работника. Заявитель указывал, что, работая главным юрисконсультом и исполняя обязанности отсутствующего сотрудника, он не имеет права на доплату за совмещение. Верховный Суд согласился с доводами заявителя, исходя из следующего. 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс РФ, статьей 423 которого предусмотрено, что до приведения в соответствие с Трудовым кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, эти акты, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу. Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ устанавливает свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается (статья 2). Статьей 3 Трудового кодекса РФ запрещена дискриминация в сфере труда. При этом предусмотрено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Следует учесть, что не существует федерального закона, ограничивающего права главных специалистов предприятий, учреждений и организаций на совмещение профессий (должностей). Также эти работники не относятся к лицам, нуждающимся в повышенной социальной и правовой защите. Трудовым кодексом (ст. 151) предусмотрена доплата работнику за совмещение профессий (должностей) или исполнение им обязанностей временно отсутствующего работника, если дополнительная работа выполняется у одного и того же работодателя наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором. В таких случаях размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора. Таким образом, оспариваемая норма, ограничивая право главных специалистов предприятий, учреждений и организаций на совмещение профессий (должностей), противоречит требованиям Трудового кодекса РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, который относится к данной категории работников. При принятии решения Суд учитывал также вынесенное ранее решение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, которым признаны недействующими положения подпункта "а" пункта 15 Постановления Совета Министров СССР в части слов: "руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей". На основании изложенного Верховный Суд РФ решил признать недействующим подпункт "а" пункта 15 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" в части слов: "...главных специалистов..." со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии со статьей 209 Гражданского процессуального кодекса РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||