Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
======================================================================== Рассылка "Консультации по бухучету и налогообложению" предоставит Вам разъяснения специалистов нашей компании по практическим вопросам налогообложения, бухучета, банковской и инвестиционной деятельности в форме вопросов и ответов, схемы корреспонденции, а также материал журнала "Главная книга". Эта и другие рассылки на сервере www.consultant.ru ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ. Коды рассылок в Subscribe.Ru: - Вопросы/ответы:law.russia.consult.consqa - Схемы корреспонденций:law.russia.consult.conscorr - Материалы журнала "Главная книга":law.russia.advice.consgk ======================================================================== АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 5 января 2004 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Изменения в законодательстве о страховой деятельности 10 декабря 2003 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Изменения в упомянутый Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" имеют целью упорядочение государственного регулирования страховой деятельности, либерализацию рынка страховых услуг и в то же время повышение их качества через усиление некоторых требований к участникам страховой деятельности. Настоящий Закон распространен на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ их регулирования; в нем приводится перечень положений, обязательных для содержания федеральных законов о конкретных видах обязательного страхования. В качестве субъектов, интересы которых могут защищаться в порядке страхования, помимо физических и юридических лиц, определены также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Конкретизированы объекты личного страхования, а перечень объектов имущественного страхования дополнен "предпринимательским риском", понятие которого было ранее введено Гражданским кодексом РФ. Для устранения недобросовестной конкуренции и облегчения идентификации субъектов страховой деятельности Законом установлено, что они не вправе использовать фирменное наименование, повторяющее частично или в целом фирменное наименование другого субъекта страховой деятельности. Это положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страховой деятельности. Значительно изменены нормы Закона о страховщиках, т.е. юридических лицах, осуществляющих страхование. Установлено разделение страховщиков по специализации. Страховщики, осуществляющие имущественное страхование, не вправе осуществлять некоторые виды личного страхования, а именно страхование имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни). Облегчен доступ на рынок страховых услуг страховщикам с иностранным участием в уставном капитале. С 15 до 25 процентов повышена общая квота участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, превышение которой влечет прекращение выдачи лицензий организациям, имеющим определенные признаки (являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов). В то же время такие организации, получившие лицензию, допущены к осуществлению добровольного страхования имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование). В Закон включен пункт, содержащий оговорку о нераспространении ограничений, установленных Законом для страховых организаций с иностранным участием, на страховые организации, имеющие в своем капитале участие организаций стран - членов "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны" от 24.06.1994. Страховщикам предоставлено право организации "страховых пулов", т.е. совместных действий на основании договора простого товарищества в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования. Одним из главных факторов обеспечения финансовой устойчивости страховщика является уставный капитал, требования к минимальному размеру которого в Законе изменены. Теперь он определен твердой суммой (на данный момент - 30 миллионов рублей), которая должна быть вдвое выше для организаций, осуществляющих личное страхование, и вчетверо выше для организаций, осуществляющих перестрахование (страховую защиту страховщиками имущественных интересов друг друга), а также страхование в сочетании с перестрахованием. Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Заметным новшеством является появление среди участников страховой деятельности "страховых актуариев" - оценщиков страховых тарифов, страховых резервов страховщика и его инвестиционных проектов. При этом результаты актуарной оценки страховых обязательств (страховых резервов), проводимой страховщиками по итогам каждого финансового года, начиная с 2007 года должны представляться в орган страхового надзора. В Закон внесены дополнения, подробно регламентирующие порядок лицензирования страховой деятельности, среди которых можно отметить введение классификации видов страхования (всего Законом установлено 23 вида страхования), которые должны указываться в лицензии, а также, в частности, установление квалификационных требований, которым должны отвечать некоторые ведущие работники страховых организаций. О валютном регулировании и валютном контроле 10 декабря 2003 года Президентом РФ подписан Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон), направленный на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка. Новый Федеральный закон включает в себя все принятые в последнее время меры по либерализации валютного законодательства и заменит действующий в настоящее время Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Остановимся подробнее на новшествах валютного регулирования. Уточнены понятия иностранной валюты, валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Кроме того, введены понятия внешних ценных бумаг и внутренних ценных бумаг, специального счета, валютных бирж. Изменилось понятие валютных ценностей. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни, обращение которых регулируется иным федеральным законом. К валютным ценностям теперь относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Исчезло из нового Закона разграничение валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Валютные операции разграничиваются в зависимости от состава их участников на операции: между резидентами, между резидентами и нерезидентами, между нерезидентами и нерезидентами. В отличие от действующего Закона в Федеральном законе закреплены принципы валютного регулирования и валютного контроля. Основными принципами являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Раскрывается понятие валютного законодательства, которое включает сам Федеральный закон и принятые в соответствии с ним федеральные законы. При этом органы валютного регулирования, к которым Федеральный закон относит Центральный банк РФ и Правительство РФ, могут издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, но только в случаях, предусмотренных Федеральным законом. В соответствии с принципами валютного регулирования, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Не предусматривается Федеральным законом ограничений для валютных операций между резидентами и нерезидентами. Исключение составляют валютные операции движения капитала, регулирование которых осуществляется Правительством РФ и Центральным банком РФ, а также операции купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на внутреннем валютном рынке. Ограничения в отношении таких валютных операций устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство РФ и Центральный банк РФ будут регулировать осуществление валютных операций движения капитала. К таким мерам относятся: требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции на определенный срок; требование об использовании специального счета; требование об открытии счета в уполномоченном банке. Следует отметить, что регулирование Правительством РФ и Центральным банком РФ валютных операций движения капитала осуществляется только до 1 января 2007 года. Одним из важных изменений является предоставление физическим лицам - резидентам и нерезидентам возможности осуществлять сделки с внешними ценными бумагами без ограничений на сумму до 150 тыс. долларов США в течение календарного года. В действующем Законе эта сумма составляет 75 тыс. долларов США. Федеральный закон содержит общее правило, согласно которому валютные операции между резидентами запрещены. В то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации может производиться только через уполномоченные банки. При этом не допускается установление требования об идентификации личности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом на резидентов возлагается обязанность уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии таких счетов не позднее месяца со дня заключения договора об открытии счета. В иных случаях резиденты могут открывать счета в банках за пределами страны в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета. Из действующего Закона в новый Федеральный закон перешли нормы, регулирующие вывоз физическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты. Сохранено требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже, что позволяет обеспечить стабильность курса национальной валюты, а также сбалансировать спрос и предложение на внутреннем валютном рынке. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки. При этом Центральный банк РФ вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки, но не свыше 30 процентов. Норма об обязательной продаже части валютной выручки действует до 1 января 2007 года. Валютный контроль, в соответствии с Федеральным законом, осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ) и агентами валютного контроля. Подробно регламентированы права и обязанности органов валютного контроля и их должностных лиц, резидентов и нерезидентов. Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Внесены изменения и дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации 16 декабря 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" (далее - Закон). В настоящее время работа над изменением лесного законодательства РФ идет по двум направлениям. С одной стороны, вносятся изменения в действующий Лесной кодекс, с другой - продолжается создание новой редакции этого Кодекса. Изменения и дополнения, внесенные в действующий Лесной кодекс, в первую очередь направлены на приведение его положений в соответствие с Земельным кодексом РФ. Помимо этого, принятие Закона обусловлено необходимостью уточнения оснований и порядка перевода лесных земель в нелесные и земель лесного фонда в земли иных категорий. Законом урегулированы вопросы застройки участков лесного фонда, а также некоторые иные вопросы. Принятие поправок в Лесной кодекс способствует достижению целей лесного законодательства - обеспечение рационального использования лесов, их охрана и воспроизводство, исходя из принципов сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого использования. Внесенные изменения касаются важных в экологическом отношении вопросов - перевода из лесных земель в земли иных категорий, в том числе и лесов первой группы, земель государственных природных заповедников и национальных парков, имеющих большое природоохранное и оздоровительное значение. Терминология Лесного кодекса приведена в соответствие с терминологией Земельного кодекса. В частности, понятия, используемые в Лесном кодексе применительно к землям "населенных пунктов" (поселений)" и "городских поселений", изменены на используемые в Земельном кодексе понятия "земли поселений". Претерпела изменение статья 10 Лесного кодекса. Теперь леса, расположенные на землях сельских поселений, не входят в лесной фонд. В соответствии с прежней редакцией этой статьи в лесной фонд не входили леса, расположенные только на землях обороны и городских поселений - городские леса. Существенные изменения внесены Законом в ст. 63 Лесного кодекса. Именно этой статьей устанавливается порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Определены основания для такого перевода. Установлено, что перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или же необходим для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Закон уточняет, что перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд сельского хозяйства, а также в случаях необходимости обороны страны, безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения в установленном порядке объектов здравоохранения, культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных, установленных земельным и лесным законодательством РФ случаях. Исключены из ст. 63 положения, касающиеся возмещения убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда. Эти вопросы детально регулирует Земельный кодекс. Важным является дополнение статей 66 и 123 Кодекса положениями, определяющими необходимость наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы как обязательного условия для проведения строительства объектов недвижимости на участках лесного фонда, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. В этой же статье указано: площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений, не может превышать десять процентов общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О предоставлении гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита в Ростовской области Постановлением Администрации Ростовской области от 01.12.2003 N 549 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита. Положение разработано в целях обеспечения исполнения Областного закона от 19.03.2002 N 226-ЗС "Об областной целевой программе развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства в Ростовской области на 2002 - 2005 годы". Бюджетная субсидия предоставляется гражданам для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита. Положение устанавливает категории граждан, имеющих право на получение субсидии, порядок определения размера субсидии, порядок предоставления субсидии. Субсидия представляется лицам, постоянно проживающим на территории Ростовской области, которые оформили кредит для приобретения (строительства) жилья в соответствии с условиями, установленными вышеназванным Законом. Субсидию получают, в частности, следующие категории граждан: федеральные государственные служащие; лица, замещающие государственные должности Ростовской области и государственные должности государственной службы Ростовской области; лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы в Ростовской области; граждане, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, расположенных на территории Ростовской области. Правом на получение субсидии пользуются лица: состоящие на квартирном учете по месту жительства или месту работы; обеспеченные жильем меньше социальной нормы; проживающие в ветхом или неприспособленном жилье. Первоочередным правом на получение субсидии пользуются граждане, состоящие на квартирном учете по месту жительства. Размер субсидии составляет 35% от стоимости приобретаемого (строящегося) жилья в пределах социальной нормы жилья на каждого члена семьи. При расчете учитывается состав семьи на дату внесения проекта постановления о предоставлении субсидии. Расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья определяется на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории Ростовской области, установленной областным комитетом государственной статистики за последний отчетный период. При этом размер субсидии не может превышать размера предоставленного кредита (займа), а также не может превышать разницу между общей стоимостью приобретаемого жилья и размером предоставленного кредита (займа). Размер субсидии определяется индивидуально для каждого получателя субсидии. Для получения субсидии гражданин представляет заявление в Государственное областное учреждение "Агентство жилищных программ" с приложением необходимых документов. Агентство формирует предварительный список граждан, имеющих право на получение субсидии, с указанием суммы субсидии по каждому гражданину, и представляет его на рассмотрение областной межведомственной комиссии по распределению средств областного бюджета для обеспечения жильем льготных категорий граждан. Комиссия в течение 14 дней принимает решение о постановке на учет граждан с целью получения субсидии или отказывает в постановке на учет. Агентство составляет уточненные списки получателей бюджетных субсидий исходя из объемов бюджетного финансирования на текущий квартал, в которые включаются лица, поставленные на учет. Данный список утверждается постановлением администрации области. На основании постановления с гражданами заключается договор о предоставлении бюджетной субсидии. Субсидия предоставляется гражданину путем перечисления средств Агентством жилищных программ на его лицевой счет в кредитной организации. Об объектах культурного наследия в Республике Бурятия 1 января 2004 года вступил в силу Закон Республики Бурятия от 01.12.2003 N 542-III "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)". Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Республиканский закон регулирует отношения, связанные с сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, а также предметов материальной культуры. Законом определены полномочия Республики Бурятия и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны вышеназванных объектов, а также полномочия органа охраны объектов культурного наследия Республики Бурятия. Предусмотрено, что в республике разрабатываются региональные целевые программы охраны объектов культурного наследия. В составе республиканского бюджета может быть создан целевой бюджетный фонд для обеспечения целевого использования средств, выделенных на финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Средства, получаемые от использования находящихся в республиканской собственности памятников культуры и искусства, используются исключительно на мероприятия по их сохранению, популяризации и государственной охране. Законом предусмотрены льготы для лиц, вложивших свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия. Лицам, арендующим объекты культурного наследия и направляющим собственные средства на их сохранение, устанавливается льготная арендная плата. Закон определяет порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального или местного значения в единый реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения, порядок государственного учета предметов материальной культуры. Предусмотрены обязанности юридических и физических лиц, имеющих в собственности или пользовании предметы материальной культуры, по их сохранению. Владельцы предметов материальной культуры обязаны: обеспечить надлежащую охрану предметов материальной культуры и надлежащие условия их содержания; пользоваться предметами материальной культуры с соблюдением условий, гарантирующих их сохранность; производить в установленном порядке за свой счет реставрационные работы; незамедлительно сообщать о случаях их хищения и порчи в правоохранительные органы и орган охраны объектов культурного наследия Республики Бурятия. Определены особенности проведения проектно-строительных, земляных, мелиоративных и иных работ на территории достопримечательного места и в зонах охраны объектов культурного наследия, а также особенности правового режима историко-культурных заповедников и исторических поселений, расположенных на территории Бурятии. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Соглашение между Россией и Грузией о принципах взимания косвенных налогов 1 августа 2003 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) от 10 июля 2001 г. Предметом соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами России и Грузии. Фактически это означает, что товары, кроме нефти и газа, и некоторые услуги облагаются косвенными налогами только в стране, в которую ввозится товар (принцип "страны назначения"). Если в стране вывоза товаров были уплачены косвенные налоги, то оплаченные суммы возвращаются или зачитываются в счет других налоговых платежей. Соглашение содержит 9 статей. Статьи 3 - 5 регулируют непосредственно взимание косвенных налогов при экспорте товаров (работ, услуг). Специальная статья (ст. 6) отведена контролю за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов. Для этого используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ. В ст. 6 ничего не говорится о контроле за выполнением работ (услуг). В указании на это нет необходимости, так как согласно п. 2 ст. 5 Соглашения факт осуществления работ (услуг) должен быть подтвержден в соответствии с законодательством государств - Сторон. В рамках СНГ было заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) от 25 ноября 1998 г. Россия в нем не участвует. Оно предусматривает налогообложение на основании принципа "страны назначения". Долгое время Россия придерживалась принципа "страны происхождения" в торговле со странами СНГ. Во время заключения рассматриваемого Соглашения для России было невыгодно использовать принцип "страны назначения". Невыгодно это и сейчас в отношении природного газа и нефти, включая газовый конденсат. Это не позволило и не позволяет России участвовать в Соглашении от 25 ноября 1998 г. Если бы использовался принцип "страны назначения" для нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, то российский бюджет не досчитался бы больших средств. Косвенными налогами являются налоги, устанавливаемые к цене товаров, работ, услуг. Российско-грузинское Соглашение, как и другие соглашения по косвенным налогам, применяются к налогу на добавленную стоимость и к акцизу. В п. 1 ст. 1 Соглашения уточняется, что акциз включает акцизный налог и акцизный сбор. Эта формулировка традиционна для договоров по косвенным налогам. В ст. 3 Соглашения установлен принцип налогообложения при вывозе товаров: "Товары, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке. Настоящее правило не распространяется на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат". Нулевая ставка равнозначна освобождению от налогообложения и возмещению налога на добавленную стоимость и акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров, и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение. Положение статьи, согласно которому "настоящее правило не распространяется на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат", делает исключение из общего правила налогообложения товаров при экспорте. Как подчеркивалось выше, оно очень важно для России - крупного экспортера нефти и газа. На наш взгляд, в российско-грузинском Соглашении есть недостаток - оно не делает исключения из принципа "страны назначения" для природных ресурсов, иных чем нефть и природный газ, а ведь в России нет ренты для всех природных ресурсов. Статья 4 Соглашения регулирует налогообложение при ввозе товаров. Ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны товары, которые вывезены с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Государство, которое импортирует товары, облагает товары в соответствии с требованиями своего законодательства. Оно может снизить ставку налогов в отношении тех категорий товаров, которые нужны для ее рынка. Например, могут быть понижены ставки налогов на ввозимые нефть и природный газ. Соглашение не регулирует порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Для этого должен быть заключен специальный протокол. А до введения в действие данного протокола работы (услуги), согласно п. 1 ст. 5 Соглашения, облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих работ (услуг): - работы (услуги) по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; - работы (услуги) по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; - услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении. Для обложения таких работ (услуг) налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого выполняют эти работы (услуги), должен быть подтвержден факт их оказания в соответствии с законодательством сторон (п. 2 ст. 5 Соглашения). Статья 5 Соглашения России с Грузией отличается от соответствующих статей Соглашений о взимании косвенных налогов, заключенных Россией с другими государствами - членами СНГ. Если в ст. 5 Соглашения говорится о работах (услугах), то в соответствующих статьях других соглашений говорится только об услугах. Вероятно, это объясняется требованиями законодательства Грузии. Что касается Соглашения о принципах взимания косвенных налогов 1998 г., то оно установило принцип "страны назначения" как для товаров, так и для работ и услуг. Россия пошла по пути ограниченного использования принципа "страны назначения" для взимания налога на добавленную стоимость с оказания услуг, предусмотрев применение этого принципа только в отношении категории услуг, указанных в п. 1 ст. 5 Соглашения. Косвенные налоги взимаются таможенными или налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. В ст. 7 Соглашения Стороны оговорили свое право "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей и национального рынка". Такие положения есть и в соглашениях России с другими государствами - участниками СНГ о принципах взимания косвенных налогов. Меры, о которых идет речь в данной статье, могут быть как тарифного, так и нетарифного характера. Например, если возникнет ущерб национальной экономике России и (или) Грузии от создания льготных условий в торговле между Россией и Грузией, то могут быть введены тарифные (пошлины, налоги) и нетарифные (количественные) ограничения для определенных товаров и услуг, которые могут компенсировать потери экономики страны. Кроме того, могут быть введены также качественные критерии. В силу суверенитета каждое государство устанавливает собственные налоги, пошлины, нетарифные критерии. В соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства государства должны уважать налоги, пошлины и т.п., установленные другим государством для защиты своих производителей и экономики, и не вмешиваться в экономическую политику какого-либо другого государства. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Постатейный комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин) (Издательство "Дело", 2001) Авторы постатейного комментария анализируют нормы Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" во взаимосвязи с иными источниками, составляющими антимонопольное законодательство. Текст Комментария построен в соответствии со структурой рассматриваемого правового акта. В работе детально исследуются основные понятия, содержащиеся в Законе, и выявляются особенности, отличающие конкуренцию на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках, а также на товарных рынках. Особое место в Комментарии отведено порядку определения доминирующего положения финансовых организаций, в том числе на рынках услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, лизинговых и страховых услуг. Значительная часть работы посвящена вопросам контроля, проводимого в случаях ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг, где в числе прочего раскрываются правила о соглашениях или согласованных действиях, подлежащих запрету, поскольку они имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на финансовом рынке, либо не подлежащих таковому. Далее разъясняется порядок проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, которые привлекаются для осуществления отдельных операций с бюджетными средствами; говорится о формах недобросовестной конкуренции (распространение ложной информации, копирование товаров и услуг, разглашение коммерческой тайны и др.). В отдельной главе Комментария рассматриваются проблемы государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг: основания осуществления контроля, порядок получения предварительного согласия (включая порядок уведомления) федерального антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, правила отклонения ходатайств о получении ранее упомянутого согласия, разрешение споров в связи с данным контролем. Затрагиваются вопросы государственного регулирования деятельности по защите конкуренции на финансовом рынке - перечень осуществляющих антимонопольное регулирование федеральных органов, их задачи и функции, полномочия, координация деятельности по антимонопольному регулированию, обязанности по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу и др. В заключительной части работы исследуются положения об ответственности субъектов на рынке финансовых услуг за нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции, а также порядок принятия, обжалования и исполнения решений и предписаний федерального антимонопольного органа.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||