Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2003 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
===========На=правах=рекламы=========================================== Юридические семинары в Москве: Пятидневный семинар-практикум "ЭФФЕКТИВНАЯ ДОГОВОРНАЯ И ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА В ОРГАНИЗАЦИИ" (Москва, 26 -- 30 января 2004г.) с участием Витрянского В.В. -- д.ю.н., заместителя Председателя ВАС РФ; Новоселовой Л.А. - д.ю.н., судьи ВАС РФ; Сарбаша С.В. - к.ю.н., заместителя начальника Управления ВАС РФ; Маковской А.А. - к.ю.н., заместителя начальника Управления ВАС РФ; Тел.(095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru ======================================================================= АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 22 декабря 2003 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности Президент Российской Федерации 8 декабря 2003 года подписал Федеральный закон N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", который вступит в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. Этот Закон заменит Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Со вступлением в силу нового Закона утратят силу и отдельные нормы некоторых законодательных актов Российской Федерации. Принятие Закона обусловлено развитием внешнеторговых связей России, интеграцией в мировую экономику и, как следствие, необходимостью адаптации национального законодательства к общепризнанным нормам и правилам международной торговли, в первую очередь - нормам и правилам Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим при разработке Федерального закона учитывались основные положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, Генерального соглашения по торговле и услугам, а также Соглашения по процедурам импортного лицензирования. Как и прежний Закон, Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. В Законе определены основные цели, методы и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Он направлен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности как российских, так и иностранных предпринимателей, на защиту экономических и политических интересов России. Федеральный закон разграничивает предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности, а также устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, определены полномочия Президента РФ и Правительства РФ в этой области. В соответствии с принятым Законом любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, самим Федеральным законом и другими федеральными законами. Отличительными особенностями принятого документа являются более точное разграничение положений, касающихся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, наличие обособленного понятийного аппарата. В Законе уточняются определения основных понятий - внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт и другие, а также вводится ряд новых понятий - транзит, зона свободной торговли, таможенный союз и прочее. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Законом, осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, установления мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных самим Законом. Перечисленные методы регулирования включают в себя установление и отмену импортных и экспортных таможенных сборов и пошлин, применение в исключительных случаях временных ограничений и запретов как экспорта, так и импорта товаров, заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, а также о приграничной торговле. В тех случаях, когда принятым Законом допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта, применение таких ограничений должно быть недискриминационным, то есть не зависеть от страны происхождения товара. Законом предусмотрено предоставление иностранным товарам при их продаже или использовании не менее благоприятного режима на внутреннем рынке РФ, чем режим, установленный для аналогичных товаров российского происхождения. Для товаров, происходящих из государств, не имеющих международных договоров с Российской Федерацией, предусматривающих предоставление товарам российского происхождения аналогичного режима, может быть установлен другой режим регулирования. Такой порядок создает благоприятные условия для свободной конкуренции товаров. Следует отметить включение в Закон статьи, посвященной гласности при разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, предусмотрены консультации с заинтересованными лицами (субъектами РФ, российскими организациями и индивидуальными предпринимателями), экономические интересы которых могут быть затронуты, при принятии решений по регулированию внешнеторговой деятельности. В Законе более точно, чем ранее, сформулированы основания для установления запретов и ограничений в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях обеспечения международной безопасности и стабильности, защиты прав и законных интересов России, субъектов Федерации, муниципальных образований и российских участников внешнеторговой деятельности. Вступление в силу нового Закона даст возможность Правительству РФ принимать соответствующие ответные и защитные меры в области внешнеторговой деятельности. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности, касающейся продукции военного назначения, устанавливаются международными договорами РФ, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами и об экспортном контроле. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров Вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (далее - Федеральный закон). Федеральный закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров и имеет целью защитить экономические интересы российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом и субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, заявления о проведении которых зарегистрированы после вступления в силу Федерального закона. Действие Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля. Принятие Федерального закона вызвано необходимостью приведения мер защиты российских производителей в соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО), куда Россия стремится вступить. Регулировавший эти правоотношения Федеральный закон от 14.04.1998 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" не отвечает названным выше нормам, что в целом затрудняло его применение на практике при проведении расследований. Следует отметить, что со дня вступления в силу нового Федерального закона ряд положений Федерального закона от 14.04.1998 N 63-ФЗ утратили силу, а большая часть статей этого Закона утратят силу по истечении двенадцати месяцев. Позитивными особенностями нового Федерального закона являются: наличие большего количества норм прямого действия, соблюдение гласности при осуществлении расследования, более четкий порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, облегчение процедуры начала расследований. В главе 1 Федерального закона уточняются определения основных понятий. Так, в частности, под специальной защитной мерой понимается мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Антидемпинговой мерой является мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Компенсационной мерой, в свою очередь, является мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Установлено, что введению защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование, которое проводится федеральным органом исполнительной власти, определяемом Правительством РФ, в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли российской экономики. Последующие главы определяют порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер: устанавливаются общие принципы применения этих мер; порядок установления ущерба отрасли российской экономики; порядок введения предварительных специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин; сроки действия и пересмотр специальной защитной, антидемпинговой и компенсационной меры. Особый интерес вызывает глава 5 Федерального закона, которая в отличие от Федерального закона от 14.04.1998 N 63-ФЗ более подробно регламентирует проведение расследований. Основанием для проведения расследования является заявление поданное: российским производителем непосредственно конкурирующего товара или аналогичного товара; объединением российских производителей, большинство участников которого производят непосредственно конкурирующий товар или аналогичный товар; объединением российских производителей, в число участников которого входят производители более пятидесяти процентов общего объема производства в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара или аналогичного товара. Расследование может быть начато и по собственной инициативе органа, проводящего расследования. Установлены исчерпывающие требования к содержанию заявления и к прилагаемым доказательствам поддержки заявления. До принятия решения о начале расследования орган, проводящий расследование, уведомляет уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, который может стать объектом расследования, о поступлении для рассмотрения заявления о применении антидемпинговой меры или компенсационной меры. В течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления орган, проводящий расследования, в целях принятия решения о начале расследования изучает достаточность и точность доказательств и сведений. В течение названного выше срока принимается решение о начале расследования или об отказе в его проведении. При принятии решения о начале расследования орган, проводящий расследования, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также других известных ему заинтересованных лиц о принятом решении и обеспечивает в срок не более чем 5 рабочих дней со дня принятия решения о начале расследования публикацию уведомления о начале расследования. День публикации уведомления о начале расследования признается днем начала расследования. Установлены сроки проведения расследования. Так, срок проведения расследования не должен превышать: девять месяцев со дня начала расследования на основании заявления о применении специальной защитной меры; двенадцать месяцев со дня начала расследования на основании заявления о применении антидемпинговой меры или компенсационной меры. Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на шесть месяцев. В день представления органом, проводящим расследования, в Правительство РФ доклада о результатах расследования расследование считается завершенным. Правительство РФ в течение 14 календарных дней со дня регистрации доклада, который содержит предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры, принимает решение о введении, о применении, о пересмотре или об отмене такой меры либо о ее неприменении. Федеральный закон предусматривает проведение публичных слушаний по ходатайству любого из участников расследования. В ходе публичных слушаний участники расследования могут изложить свое мнение и представить доказательства, относящиеся к расследованию. Кроме того, Законом обеспечивается защита конфиденциальной информации. Так, информация, представляемая заинтересованным лицом в орган, проводящий расследования, рассматривается в качестве конфиденциальной при представлении этим лицом обоснований, свидетельствующих о том, что раскрытие такой информации предоставит преимущество в условиях конкуренции третьему лицу либо повлечет за собой неблагоприятные последствия для лица, представившего такую информацию, или для лица, у которого данное лицо получило такую информацию. Конфиденциальная информация не должна разглашаться без разрешения представившего ее заинтересованного лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Возникшие экономические споры и иные дела, связанные с регулированием Федеральным законом отношений будут, рассматриваться арбитражными судами. Федеральный закон позволит существенно повысить эффективность защиты как отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны импорта, так и экономических интересов Российской Федерации в целом. Об изменении некоторых законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Закон вносит ряд изменений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, направленные на совершенствование налогового законодательства. Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением трех положений, вступивших в силу с момента официального опубликования Закона, а именно, с 16 декабря 2003 года. Среди них следует отметить следующие взаимосвязанные положения. Во-первых, положение, касающееся расходов налогоплательщика на научные исследования или опытно-конструкторские разработки, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Напомним, эти расходы признаются для целей налогообложения налогом на прибыль организаций в пределах 0,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика (п. 3 ст. 262 НК РФ). Согласно новому Закону действие этой нормы в 2002 - 2003 годах не распространяется на расходы отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития. Действие указанной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. Во-вторых, средства, поступившие в 2003 году на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, образованных при федеральных органах исполнительной власти, отныне рассматриваются для целей исчисления налога на прибыль организаций в качестве имущества, полученного в рамках целевого финансирования, и не учитываются при определении налоговой базы по этому налогу. Эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года. Другие отмечаемые ниже изменения вступают в силу с 1 января 2004 года. Это изменение в ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Оно предусматривает списание в порядке, предусмотренном Правительством РФ, задолженности организаций по состоянию на 1 января 2001 года по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по начисленным пеням и штрафам, не погашенной по экономическим, социальным или юридическим причинам. Списание указанной задолженности будет осуществляться согласно ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно изменению, внесенному в пункт 3 ст. 213 части второй Налогового кодекса, увеличивается до 5 тысяч рублей в год на одного работника размер не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц сумм страховых взносов, внесенных работодателями по договорам добровольного пенсионного страхования. Прекращают действие с 1 января следующего года дополнительные льготы по налогу на прибыль, установленные органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков, реализующим инвестиционные проекты, по состоянию на 1 июля 2001 года. Такое изменение внесено в Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Наконец, статья 174 части второй Налогового кодекса РФ дополняется следующими новеллами, касающимися налога на прибыль организаций. Так, в случае реализации работ, услуг на территории Российской Федерации налогоплательщиками - иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой или перечислением денежных средств этим налогоплательщикам. При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности средств для уплаты всей суммы. О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" 16 декабря 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2003 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии". Внесены изменения в ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", признаны утратившими силу прежние положения, касающиеся награждения оружием, и введена новая статья 20.1 "Наградное оружие". Прежде всего, дано более полное определение наградного оружия, по сравнению с определением, ранее содержавшимся в статье 20 Закона. Это как гражданское, так и боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами России в качестве награды на основании указа Президента РФ, постановления Правительства РФ, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций. Порядок выдачи разрешения на хранение и ношение наградного оружия остался прежним - разрешение выдается органами внутренних дел по месту жительства. Граждане, не являющиеся военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, обязаны для его получения предоставить в органы внутренних дел медицинское заключение в соответствии со ст. 13 Закона. Закон предусматривает, что виды, типы, модели боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться российские граждане, а также порядок награждения указанным оружием отныне устанавливаются Правительством РФ. Следует отметить, что в прежней редакции Закон не содержал детальной регламентации того, какое оружие могло считаться наградным. Предусматривалось лишь, что наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями и запрещенное к обороту на территории РФ. Изменениями оговаривается, что продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются. При этом о продаже, дарении и наследовании наградного гражданского короткоствольного ручного стрелкового оружия ничего не говорится. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О максимально допустимой доли расходов москвичей на оплату жилищных и коммунальных услуг Московская городская Дума приняла Закон от 19.11.2003 N 71 "О стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи", который вступит в силу с 1 января 2004 года. Документом установлен стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг - компенсационный стандарт. Компенсационный стандарт используется для расчета субсидии малообеспеченным гражданам на оплату жилищных и коммунальных услуг. Субсидия рассчитывается в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Состав семьи, на которую распространяется действие Закона, определяется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В настоящее время правом на получение жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг пользуются семьи, чьи платежи за эти услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг превышают 13% от совокупного дохода семьи. Закон понижает стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг до 10%, а также вводит ступенчатую шкалу для малообеспеченных граждан. В соответствии с Законом москвичи могут рассчитывать на субсидию из горбюджета, если их коммунальные платежи за площадь в пределах социальной нормы превышают 10% совокупного дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), а среднедушевой доход превышает 2000 рублей в месяц. Для семей, имеющих среднедушевой доход выше 1500, но не более 2000 рублей в месяц, стандарт допустимой доли расходов понижается до 6%. Семьи со средним доходом от 600 до 1500 рублей в месяц не будут платить за квартиру больше 3% своего бюджета, а семьи со средним доходом 600 и менее рублей в месяц вообще освобождаются от уплаты жилищных и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. О правовом положении Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края 7 декабря 2003 года одновременно с выборами в Государственную Думу в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе прошел первый в современной российской истории референдум об укрупнении регионов. На референдуме большинство жителей области и автономного округа поддержали объединение своих регионов в единый субъект Российской Федерации - Пермский край. Законом Пермской области от 04.12.2003 N 1091-221 утверждено Соглашение между Пермской областью и Коми-Пермяцким автономным округом о правовом положении Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края, подписанное главами регионов 11 ноября 2003 года. Предметом Соглашения являются основные положения, определяющие особый статус Коми-Пермяцкого округа (далее - округ) в составе Пермского края. Округ будет образован на существующей территории Коми-Пермяцкого автономного округа как административно-территориальная единица в составе Пермского края с единой территорией и особым статусом, определяемым Уставом Пермского края. Глава округа и 20 депутатов первого созыва Коми-Пермяцкой окружной Думы будут избраны сроком на пять лет одновременно с первым губернатором Пермского края - в декабре 2005 года, когда истекут полномочия действующих губернатора Пермской области и главы администрации Коми-Пермяцкого округа. Дальнейший порядок избрания и функционирования органов государственной власти округа будет определен Уставом Пермского края и Уставом Коми-Пермяцкого округа. Несмотря на появление нового органа представительной власти - Коми-Пермяцкой окружной Думы, нынешний состав Законодательного собрания округа продолжит работу до окончания срока своих полномочий. В документе оговаривается, что бюджет Коми-Пермяцкого округа является составной частью консолидированного бюджета Пермского края. До 2005 года включительно передача средств бюджету округа из федеральной казны будет осуществляться в соответствии с федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год. В 2006 - 2008 годах федеральные деньги будут направляться в округ через бюджет Пермского края в объеме, полученном из российского бюджета. А с 2009 года распределение доходов между бюджетом Пермского края и бюджетом округа будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края. При этом уровень бюджетной обеспеченности округа должен быть не меньше, чем до объединения. Органы государственной власти Пермского края выступают гарантом сохранения национальной самобытности округа, развития коми-пермяцкого языка, национальной культуры и истории коми-пермяцкого народа. Соглашение вступит в силу после принятия соответствующего Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" и действует до принятия Устава Пермского края. ЗАКОНОПРОЕКТЫ О внесении изменений и дополнений в Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 5 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесенный Правительством Российской Федерации. Данный законопроект разработан и внесен в Государственную Думу в связи с реализацией Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П, признавшего некоторые положения ст. 5 и 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствующими Конституции РФ. Во-первых, изменения, вносимые в часть 3 ст. 5 названного Закона от 15.05.1991 N 1244-1, устанавливают четкий порядок ежемесячных денежных выплат и позволяют предусмотреть заранее при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год необходимые ассигнования с учетом прогнозов темпов инфляции. Во-вторых, дополнение, предусмотренное законопроектом в пункт 11 ч. 1. ст. 15, устанавливает, что сохраняются ежемесячные денежные компенсации, назначенные до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ в большем размере (т.е. превышающие 250 руб.). В-третьих, важные изменения и дополнения вносятся в ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ. Законопроект отменяет ограничение максимального размера выплат (10000 руб.), предусмотренное действующей редакцией частей 1 и 2 ст. 2, и устанавливает правовое основание для сохранения размеров ранее назначенных сумм в возмещение вреда участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, трудоспособность которых в результате воздействия этой катастрофы снижена, в том числе лицам, получающим свыше 10000 руб. в месяц, исходя из норм и в пределах, предусмотренных федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год. Новый критерий повышения сумм в возмещение вреда, предлагаемый законопроектом в новой редакции части 3 ст. 2, распространяется на выплаты, предусмотренные ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, и позволяет устранить неопределенность в применении этой нормы, гарантируя всем гражданам, на которых распространяется указанная норма, равное право на повышение выплат в связи с инфляцией в порядке, определяемом Правительством РФ. Предусмотренное законопроектом дополнение части 4 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ носит уточняющий характер. Данной поправкой учтено, что право на возмещение вреда распространяется на участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, утративших трудоспособность без установления инвалидности. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации" (под ред. Е.Н. Сидоренко) (Издательство "Юрайт", 2003) Материал включает постатейные комментарии к трем Федеральным законам: от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При анализе Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающего основания возникновения и порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии, рассматриваются условия назначения каждого вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. При этом характеризуются юридические факты, влекущие за собой возникновение пенсионных правоотношений в связи с каждым из видов пенсий. Особое внимание уделяется новому порядку исчисления размеров трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, введенному комментируемым Законом. Раскрываются порядок и сроки назначения, перерасчета, выплаты и доставки трудовых пенсий, а также порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных прав. В комментарии к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" авторы анализируют условия назначения и размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению федеральным государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и нетрудоспособным гражданам, порядок назначения пенсии, перерасчета ее размера и перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки пенсий. Комментарий Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" включает анализ положений о правовом статусе и положении страховщика, страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Кроме того, уделяется внимание порядку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Определяются тариф страхового вноса, расчетный период, порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||