Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================

    Юридические семинары в Москве:
    1. "СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ И ПРОБЛЕМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  РЕГИСТРАЦИИ"
(8-10 декабря 2003г.) с участием Киндеевой  Е.А.  --  зам.  руководителя
Москомрегистрации.
    2. "НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  ОБ  АО"  (16-17  декабря)  с  участием
Глушецкого А.А. -- ген. директора АО "Центра деловой информации".
    3. "НОВЫЙ ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ" (18-19 декабря) с участием  Орловского
Ю.П. -- д.ю.н., зам. директора ИЗиСП.
    Тел. (095) 244-77-88, 244-76-56;
    info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru/

=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 8 декабря 2003 года
                 
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры
    железнодорожного транспорта общего пользования

    С тех  пор  как  Федеральный  закон  от   10.01.2003  N  17-ФЗ
"О железнодорожном    транспорте    в    Российской     Федерации"
организационно   разделил  ранее  единый  процесс  железнодорожных
перевозок на услуги инфраструктуры и  услуги  перевозки,  возникла
необходимость  правового регулирования отношений между субъектами,
которые эти услуги предоставляют,  - перевозчиками  и  владельцами
инфраструктуры.
    Общий   порядок   взаимодействия   перевозчиков   и владельцев
инфраструктуры  установлен  вступившим  в силу  3 декабря текущего
года   Постановлением   Правительства   Российской   Федерации  от
20.11.2003   N  703  "Об  утверждении  Правил  оказания  услуг  по
использованию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта общего
пользования",   тогда   как  особенности  доступа  перевозчиков  к
инфраструктуре  в условиях  ее  ограниченой пропускной способности
определены  Постановлением  Правительства  Российской Федерации от
25.11.2003   N 710  "Об  утверждении  Правил  недискриминационного
доступа  перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта
общего  пользования".   В  ближайшее  время  данное  Постановление
вступит в силу.
    Вновь изданные  нормативные  правовые  акты  ограничивают  все
отношения между перевозчиком и владельцем  инфраструктуры  рамками
договора  возмездного оказания услуг (гл.  39 Гражданского кодекса
Российской  Федерации).
    Согласно договору   об   оказании   услуг   по   использованию
инфраструктуры владелец    инфраструктуры    обязуется     оказать
перевозчику    услуги    по   использованию   инфраструктуры   для
осуществления перевозок пассажиров,  грузов, багажа и грузобагажа,
а перевозчик обязуется указанные услуги оплатить.
    Здесь следует   обратить   внимание,   что   по   сравнению  с
Гражданским кодексом Постановление значительно расширяет  перечень
условий,  отсутствие  которых  в  договоре  влечет  признание  его
незаключенным,  - существенных  условий.  Существенными  условиями
договора являются предполагаемые объем и сроки перевозок, перечень
и стоимость  услуг,  порядок  расчетов  и  способы  оплаты  услуг,
ответственность  сторон.  Положения  об организации вагонопотоков,
регулирование  обращения  локомотивов  и   вагонов,   установление
порядка  технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного
подвижного   состава,   а   также   ответственность   сторон    по
обязательствам,  вытекающим  из договора перевозки железнодорожным
транспортом, также отнесены к существенным условиям договора.
    При осуществлении   неоднократных   перевозок  перевозчик  для
каждой   конкретной   перевозки   должен   представить   владельцу
инфраструктуры   запрос   об   оказании   услуг  по  использованию
инфраструктуры.
    Запросы    необходимо    направлять    заблаговременно:    для
осуществления перевозок пассажиров,  багажа и грузобагажа в прямом
железнодорожном  сообщении  - не менее чем за 45 календарных дней;
для перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и в прямом
и  непрямом  смешанном железнодорожных сообщениях - 25 календарных
дней;  для  осуществления  перевозок  грузов  в прямом  и непрямом
международном сообщениях - 30 календарных дней.
    Договор является публичным, то есть владелец инфраструктуры не
вправе отказать перевозчику в заключении договора,  кроме случаев,
предусмотренных законодательством.
    При отсутствии   возможности   полного  удовлетворения  спроса
перевозчиков  на  услуги  по   использованию   инфраструктуры   на
конкретном  направлении движения поездов в связи с ограничением ее
пропускной способности владелец инфраструктуры  обязан  обеспечить
оказание  услуг  по  использованию  инфраструктуры для перевозок в
зависимости  от  приоритета  той  или  иной   перевозки.
    Сначала осуществляются перевозки для  восстановления  движения
поездов,  тушения пожаров и воинские перевозки.  Затем - перевозки
пассажиров  в  международном  сообщении,  перевозки  пассажиров  в
пределах  Российской  Федерации  в  дальнем следовании,  перевозки
пассажиров  в  пределах   Российской   Федерации   в   пригородном
сообщении.  И только после этого осуществляются перевозки почтовых
отправлений,   багажа,   грузобагажа,    специальные    перевозки,
грузопассажирские и людские перевозки, перевозки грузов.
    При наличии   нескольких   запросов   об   оказании  услуг  по
использованию  инфраструктур,  относящихся  к   перевозкам   одной
очередности,   одновременное   удовлетворение  которых  ограничено
пропускной    способностью    инфраструктуры,    рассмотрение    и
согласование  запросов осуществляется владельцем инфраструктуры по
мере их поступления.

    О квотах на вылов и добычу
    водных биологических ресурсов

    20 ноября 2003  года  издано  Постановление  Правительства  РФ 
N 704 "О квотах  на вылов (добычу) водных биологических ресурсов".
Документ изменяет порядок распределения квот  на  вылов  и  добычу
водных   биологических   ресурсов   и   признает  утратившим  силу
Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1010 "О  квотах  на
вылов  (добычу)  водных  биологических ресурсов внутренних морских
вод,   территориального   моря,    континентального    шельфа    и
исключительной экономической зоны Российской Федерации".
    Новым Постановлением предусматривается,  что общие объемы квот
на  вылов  или  добычу водных биологических ресурсов во внутренних
морских водах,  в территориальном море, на континентальном шельфе,
в  исключительной  экономической зоне РФ,  в Азовском и Каспийском
морях  и  низовьях  впадающих  в  моря  рек,  а  также  в  районах
регулирования рыболовства Российско-Норвежской смешанной комиссией
по рыболовству по районам вылова, добычи, видам этих ресурсов и по
направлениям   их  использования  утверждаются  Правительством  РФ
ежегодно в пределах установленных общих допустимых уловов.
    Общие объемы  квот  утверждаются  Правительством  РФ на основе
предложений об  общих  объемах  квот  на  вылов  и  добычу  водных
биологических ресурсов Государственного комитета РФ по рыболовству
(Госкомрыболовство РФ). Первое место в списке предложений занимают
сведения  об  общих  объемах квот для личного потребления коренных
малочисленных народов и  этнических  общностей  Севера,  Сибири  и
Дальнего  Востока,  образ  жизни,  занятость  и  экономика которых
традиционно основываются на промысле этих ресурсов.
    Устанавливается долевой  порядок  распределения  квот на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов  в  промышленных  целях  на
континентальном  шельфе  и  в исключительной экономической зоне РФ
(за исключением  Балтийского  и  Черного  морей),  квот  на  вылов
(добычу)  водных  биологических  ресурсов,  выделяемых  Российской
Федерации  в  исключительных   экономических   зонах   иностранных
государств и в районах действия международных договоров Российской
Федерации по рыболовству.  Для их  определения  и  закрепления  за
российскими   заявителями   Приказом   Госкомрыболовства   РФ   от
28.11.2003 N  420,  изданным  в  развитие  Постановления,  создана
межведомственная комиссия.
    Определение долей   осуществляется   на   основании   лицензий
(разрешений)  на промысел и изъятие водных биологических ресурсов,
выданных за предыдущие 3 года,  а  также  информации  Министерства
экономического  развития  и  торговли  РФ  за  предыдущие 3 года о
победителях аукционов,  оплативших в полном  объеме  приобретенные
лоты на вылов водных биологических ресурсов.
    Для получения  доли   заявителю   необходимо   представить   в
межведомственную   комиссию   заявку   о   закреплении   долей  по
установленной   форме   и   пакет   документов,    предусмотренных
Постановлением.   В   ряде  случаев,  указанных  в  Постановлении,
комиссия может отказать в рассмотрении заявки.
    На основании  протоколов  заседаний  межведомственной комиссии
Госкомрыболовством  РФ  заключаются  договоры  с   заявителями   о
закреплении  за  ними  долей на 5 лет.  Непременным (существенным)
условием  данных  договоров  предусматривается  их  расторжение  в
случаях,  указанных в Постановлении, например, в случае причинения
заявителем ущерба водным биологическим ресурсам на сумму более 1,8
млн.    рублей,   который   доказан   в   порядке,   установленном
законодательством РФ.
    Доли в   общем   объеме   квот   на   вылов   (добычу)  водных
биологических  ресурсов,  вновь  разрешаемых  к  использованию   в
промышленных целях, а также на вылов (добычу) водных биологических
ресурсов во  вновь  осваиваемых  районах  промысла  распределяются
между  заявителями  на  аукционах и закрепляются за ними на 5 лет.
Квоты на вылов  (добычу)  этих  ресурсов  распределяются  ежегодно
Госкомрыболовством РФ.
    Распределение рыбопромысловых   участков    для    прибрежного
рыболовства  между заявителями осуществляется на конкурсной основе
в субъектах РФ, территории которых прилегают к морскому побережью,
и производится на основании договоров, заключаемых Государственным
комитетом РФ по рыболовству с заявителями также на 5 лет.

    О Совете по борьбе 
    с коррупцией

    Вступил в силу Указ Президента РФ  от  24.11.2003  N  1384  "О
Совете   при   Президенте   Российской   Федерации   по  борьбе  с
коррупцией".
    Указом образован  Совет  при  Президенте  РФ   по   борьбе   с
коррупцией   и   утверждено  Положение  о  нем.
    Совет является   совещательным   органом  при  Президенте  РФ,
основной задачей которого является оказание содействия  Президенту
РФ в определении приоритетных направлений государственной политики
в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.
    При Совете создаются две комиссии: Комиссия по противодействию
коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.
    Совет вносит   предложения   Президенту  РФ  о  составе  обеих
комиссий;  ежегодно заслушивает доклад Генерального прокурора РФ о
состоянии   дел   в   сфере  борьбы  с  коррупцией;  рассматривает
предложения по предупреждению и пресечению коррупции; представляет
ежегодно доклад Президенту РФ о результатах своей работы.
    Вместе с тем  в задачи Совета не входит рассмотрение сообщений
о преступлениях и правонарушениях и проведение проверок по  фактам
нарушения служебной дисциплины.
    В состав   Совета   входят   Председатель   Правительства  РФ,
председатели обеих палат Федерального  Собрания  РФ,  председатели
высших судебных инстанций.
    Комиссия по   противодействию   коррупции  должна  заниматься:
анализом  деятельности  органов  власти  всех  уровней   в   целях
выявления   причин   и  условий,  способствующих  возникновению  и
распространению    коррупции;    подготовкой    предложений     по
совершенствованию  механизма  функционирования  органов  власти  в
целях устранения причин и условий,  способствующих возникновению и
распространению коррупции, в том числе разработкой соответствующих
законопроектов;  подготовкой  предложений   по   совершенствованию
правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения
и  пресечения  должностных  преступлений  и  иных  злоупотреблений
властью; рядом других задач.
    Для реализации этих задач Комиссия имеет право:  запрашивать и
получать необходимые документы и информацию;  приглашать  на  свои
заседания  должностных лиц органов власти,  а также представителей
организаций;   формировать   постоянные   и   временные    рабочие
(экспертные) группы;  привлекать для осуществления отдельных работ
ученых и специалистов.
    В свою очередь  Комиссия  по  разрешению  конфликта  интересов
создается    в    целях   рассмотрения   вопросов,   связанных   с
урегулированием ситуаций,  когда  личная  заинтересованность  лиц,
замещающих  государственные  должности Российской Федерации (кроме
военнослужащих),   и   государственных    гражданских    служащих,
назначаемых  на должность и освобождаемых от должности Президентом
РФ и Правительством РФ,  влияет или может повлиять на  объективное
исполнение ими должностных (служебных) обязанностей.
    Основанием для рассмотрения Комиссией поведения указанных выше
лиц является:
    - наличие  конфликта  интересов  -  ситуации,   когда   личная
заинтересованность   влияет  или  может  повлиять  на  объективное
исполнение должностных (служебных) обязанностей;
    - совершение поступков,  умаляющих  авторитет  государственной
власти  или вызывающих сомнение в объективности,  справедливости и
беспристрастности  соответствующего   лица   при   исполнении   им
должностных (служебных) обязанностей.
    Комиссия имеет  право:  запрашивать  необходимые  документы  и
информацию от органов власти,  а также от организаций;  приглашать
на   свои  заседания  должностных  лиц  органов  власти,  а  также
представителей организаций.
    Решения Комиссии  носят  рекомендательный   характер   и   при
необходимости  могут  быть направлены Президенту РФ и Председателю
Правительства РФ.

    О порядке приема, регистрации
    и рассмотрения в органах прокуратуры
    сообщений о преступлениях

    Приказом Генерального   прокурора   РФ   от  21.10.2003  N  45
утверждена   Инструкция   "О   порядке   приема,   регистрации   и
рассмотрения  в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений
о преступлениях",  которая вводится в действие  с  1  января  2004
года.
    Инструкция устанавливает единый порядок приема,  регистрации и
рассмотрения в органах прокуратуры сообщений  о  преступлениях,  а
также принятия по ним решений.
    К сообщениям о преступлениях относятся:

    - заявления о преступлениях,  как в устном, так и в письменном
виде,  в которых содержатся сведения о совершенном или готовящемся
преступлении  и имеется достаточно данных,  указывающих на наличие
признаков преступления;
    - явка с повинной;

    - рапорты   прокурорских    работников,    составленные    при
непосредственном обнаружении ими признаков преступления;
    - поручения  прокуроров  о  производстве  проверки сообщений о
преступлениях, опубликованных в средствах массовой информации.
    Анонимные заявления поводом для возбуждения уголовного дела не
являются.  Между  тем  допускается  их использование в оперативных
целях.
    Прием сообщений о преступлениях осуществляется в  прокуратурах
всех уровней, причем вне зависимости от места и времени совершения
преступления,  а  также  полноты  сообщаемых  сведений   и   формы
представления.
    Сообщения о  преступлениях  докладываются  в  день поступления
прокурору либо лицу,  его замещающему,  которые в  зависимости  от
характера   информации   принимают   решения  о  порядке  проверки
сообщения или передачи его по подследственности.
    Сообщение о  преступлении  регистрируется  в книге регистрации
сообщений   о   преступлениях   и   передается   исполнителю   для
рассмотрения.
    Если гражданин на личном  приеме  сделал  устное  заявление  о
преступлении,  то  оно  заносится  в протокол.  При этом заявитель
предупреждается об уголовной ответственности  за  заведомо  ложный
донос,  о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется
подписью заявителя.
    В случае   если   сообщение   о   преступлении   поступило   в
прокуратуру   при  личном  обращении  заявителя,  то  прокурорский
работник,  принявший  заявление,  при  его  регистрации  в   книге
регистрации обязан выдать заявителю документ (талон-уведомление) о
принятии сообщения с указанием данных о  лице,  его  принявшем,  а
также даты и времени его принятии.
    Должностные лица,       осуществляющие       проверку       по
зарегистрированным   сообщениям   о   преступлениях,   вправе    в
соответствии  с УПК РФ получать объяснения,  истребовать и изучать
необходимые документы и материалы,  назначать по ним  исследования
специалистов.
    Решение по поступившему сообщению о преступлении принимается в
срок не позднее 3 суток со дня его поступления в прокуратуру.
    Вместе с тем при наличии большого объема проверочных действий,
необходимости их производства вне города,  района, где расположена
прокуратура,  и  по  иным  объективным  причинам срок рассмотрения
может быть продлен прокурором либо лицом,  его замещающим,  до  10
суток,  а в соответствии с ч.  3 ст. 144 УПК РФ, при необходимости
проведения документальных проверок или ревизий, - до 30 суток.
    По сообщениям о преступлениях принимаются следующие решения:

    - о возбуждении уголовного дела в порядке,  установленном  ст.
146 УПК РФ;
    - об отказе в возбуждении уголовного дела;

    - о  передаче сообщения по подследственности в соответствии со
ст.  151 УК РФ,  а по уголовным делам частного обвинения - в суд в
порядке ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
    О принятом    решении   письменно   сообщается   заявителю   и
разъясняется его право обжаловать это решение.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О налоге на имущество организаций 
    в Ивановской области

    В   Ивановской  области  в соответствии  с Налоговым  кодексом
Российской  Федерации и Уставом Ивановской области принят Закон от
24.11.2003 N 109-ОЗ "О налоге на имущество организаций",  согласно
которому с 1 января 2004 года на территории области вводится налог
на имущество организаций.
    Законом установлена  единая  налоговая  ставка  в размере  2%,
несмотря на то,  что законодательные  органы  субъектов  РФ  могут
дифференцировать   ставки   налога   в  зависимости  от  категории
налогоплательщиков или имущества.
    Определены порядок и сроки уплаты налога. Авансовые платежи по
налогу уплачиваются в пятидневный  срок  со  дня  представления  в
налоговые  органы  налоговых  расчетов  по  авансовым  платежам за
соответствующий период;  налог,  подлежащей  уплате  по  истечении
налогового  периода,  уплачивается  в  десятидневный  срок  со дня
представления  в  налоговые  органы  налоговой  декларации.  Сроки
представления  налоговых расчетов и налоговой декларации по налогу
установлены Налоговым кодексом РФ.
    От уплаты  налога  на  имущество  согласно  Закону освобождены
органы   государственной   власти   и   местного   самоуправления;
государственные   и  муниципальные  учреждения,  финансируемые  из
областного и местных бюджетов;  предприятия  и  организации  любой
организационно-правовой  формы  -  в  отношении  жилищного фонда и
объектов социально-культурной  сферы,  учитываемых  на  балансе  в
соответствии   с  установленным  порядком  ведения  бухгалтерского
учета.

    О государственной поддержке
    благотворительной деятельности
    в Ставропольском крае

    26 ноября 2003 года вступил в действие  Закон  Ставропольского
края   от   20.11.2003   N   43-кз  "О  государственной  поддержке
благотворительной  деятельности  на   территории   Ставропольского
края".  Закон  принят  в  соответствии  с  Федеральным  законом от
11.08.1995  N   135-ФЗ   "О   благотворительной   деятельности   и
благотворительных организациях".
    Краевой закон регулирует  отношения,  возникающие  в  связи  с
установлением  и  осуществлением  органами  государственной власти
Ставропольского     края     мер     государственной     поддержки
благотворительной    деятельности    и   направлен   на   создание
благоприятных   условий   для   благотворительной    деятельности.
Необходимо   отметить,   что   в  Ставропольском  крае  отношения,
возникающие в связи с государственной поддержкой благотворительной
деятельности, в форме краевого Закона урегулированы впервые.
    В соответствии   с   Законом  под  государственной  поддержкой
благотворительной  деятельности,  понимается   совокупность   мер,
принимаемых органами государственной власти Ставропольского края и
направленных на создание и обеспечение правовых,  экономических  и
организационных   условий,   гарантий   и   стимулов  деятельности
участников благотворительной деятельности.
    В Законе   предусмотрены   различные   формы   государственной
поддержки участников благотворительной деятельности,  в том  числе
предусмотрено бюджетное финансирование благотворительных программ,
прошедших конкурсный отбор.
    Законом установлены   налоговые   льготы   для  юридических  и
физических лиц,  осуществляющих благотворительную деятельность  по
приоритетным     направлениям,     определяемым     Правительством
Ставропольского края.  В частности,  на суммы средств,  полученных
благотворительными    организациями,    не   начисляются   налоги,
подлежащие зачислению в бюджет Ставропольского края.
    Участники благотворительной деятельности могут в установленном
порядке получать в пользование имущество,  находящееся  в  краевой
собственности.   Кроме   того,   органы   государственной   власти
Ставропольского края могут  устанавливать  льготы  для  участников
благотворительной   деятельности   при   пользовании   имуществом,
находящимся в их распоряжении.
    Благотворительная организация  приобретает  право на налоговые
льготы   и   льготы,   связанные   с   использованием    имущества
Ставропольского   края,   со   дня   государственной   регистрации
благотворительной организации,  но  не  ранее  вступления  в  силу
закона  Ставропольского  края  о  бюджете  Ставропольского края на
очередной  финансовый  год,   предусматривающего   соответствующие
льготы.   Право   на  льготы  утрачивается  в  случае  прекращения
деятельности благотворительной организации или установления  факта
нарушения законодательства о благотворительной деятельности.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
    
    Отсутствие документа о праве
    пользования землей не освобождает налогоплательщика
    от уплаты налога на землю

    Налоговая   инспекция   по   результатам  проверки  соблюдения
акционерным  обществом  (АО)  налогового  законодательства выявила
факт  неуплаты  налогоплательщиком  земельного налога на земельный
участок,   занятый   зданиями   и  сооружениями  производственного
назначения,   в  связи  с чем  вынесла  решение  о взыскании  с АО
недоимки  по  земельному  налогу,  пеней  за  его  несвоевременную
уплату, штрафа за неуплату налога (п. 1 ст. 122 Налогового кодекса
РФ  - НК  РФ)  и штрафа  за  непредставление  в установленный срок
налоговой декларации (п. 2 ст. 119 НК РФ).
    АО обратилось  с  иском  к  налоговой  инспекции  о  признании
недействительным ее решения. Налоговая инспекция иск не признала и
заявила  встречный  иск  о взыскании налоговых санкций за неуплату
земельного налога и непредставление в установленный срок налоговой
декларации.
    Суд первой  инстанции  в  удовлетворении  иска  АО  отказал  и
удовлетворил  встречный  иск  налоговой инспекции.  Постановлением
суда апелляционной инстанции Решение было оставлено без изменения.
Кассационная инстанция судебные акты отменила, руководствуясь тем,
что в силу ст.  15 Закона РФ "О плате  за  землю"  основанием  для
установления  земельного налога является документ,  удостоверяющий
право собственности,  владения или пользования земельным участком.
Поскольку  такого  документа у АО в спорный период не имелось,  по
мнению  суда,  обязанности  платить  земельный  налог  у   АО   не
возникало.
    Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ (ВАС РФ) рассмотрел
заявление   налоговой  инспекции  о пересмотре  в порядке  надзора
постановления  кассационной инстанции и отменил его Постановлением
от  14.10.2003  N 7644/03,  оставив  в силе  решение  суда  первой
инстанции и постановление апелляционной инстанции.
    Свое решение ВАС РФ принял, исходя из следующего.

    Статьей 1  Закона  РФ  "О  плате за землю" предусмотрено,  что
использование  земли  в  Российской  Федерации  является  платным.
Земельным   налогом  облагаются  как  собственники  земли,  так  и
землепользователи,  кроме  арендаторов.  Статьей   37   Земельного
кодекса  РСФСР  также  было  установлено,  что  при переходе права
собственности  на  строение  вместе  с  объектом  переходит  право
собственности на ту часть земельного участка,  которая занята этой
недвижимостью и необходима для ее использования.
    Однако АО,  зарегистрировав право собственности  на  здания  и
сооружения, не оформило своих прав (собственности или владения) на
земельный участок,  занятый этим  недвижимым  имуществом.  Договор
аренды  данного  земельного  участка  был  заключен АО значительно
позднее оформления права собственности на  недвижимость.  Арендная
плата за землю уплачивалась,  соответственно, с момента заключения
договора.
    Таким образом,   образовался   период,   когда   АО,   являясь
собственником зданий и  сооружений,  находящихся  на  определенном
земельном участке, не уплачивало земельный налог на этот участок и
не представляло налоговую декларацию.
    Между тем,  по  мнению  ВАС  РФ,  отсутствие документа о праве
пользования землей,  получение которого зависит  исключительно  от
волеизъявления  самого  пользователя,  не может служить основанием
для освобождения его от уплаты налога на  землю.  Поэтому  ВАС  РФ
пришел  к  выводу,  что  кассационная инстанция допустила ошибку в
применении  закона,  поскольку  АО  в  спорный   период   являлось
фактическим пользователем земельного участка.  Кроме того,  ВАС РФ
отметил,  что в нарушение требований п.  2 ч.  1 ст.  287  АПК  РФ
кассационная  инстанция,  отменив  состоявшиеся  по  делу судебные
акты,  не  приняла  новый  судебный  акт.   С   учетом   указанных
обстоятельств Постановление кассационной инстанции было отменено.

    О некоторых вопросах регистрации по месту
    пребывания или жительства

    Кассационной коллегией Верховного Суда РФ вынесено Определение
от  30  октября  2003  г.  N  КАС  03-489,  связанное с вопросом о
необходимости  наличия  в  заявлении  о   регистрации   по   месту
пребывания  или  жительства  подписи лица,  предоставляющего жилое
помещение желающему зарегистрироваться.
    Заявитель  в своей  кассационной  жалобе  просил Верховный Суд
признать  незаконными  и недействующими положения,  содержащиеся в
Приложениях N N 1 и 6 к Инструкции о применении Правил регистрации
и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и
по  месту  жительства  в пределах Российской Федерации (утверждена
Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393).
    В соответствии с указанной Инструкцией граждане,  прибывшие  к
месту   пребывания   или   изменившие  место  жительства,  обязаны
представить должностным лицам,  ответственным за регистрацию,  ряд
документов,   в   том  числе  заявление  о  регистрации  по  месту
пребывания  в  жилом  помещении  (Приложение   1),   Заявление   о
регистрации по месту жительства (Приложение 6).
    Заявитель оспаривал   необходимость   наличия   в    названных
заявлениях   подписи   лица,   предоставляющего  жилое  помещение,
заверенной должностным лицом.  По его  мнению,  это  положение  не
основано    на   законе,   препятствует   исполнению   обязанности
регистрироваться, чем нарушает права и охраняемые законом интересы
заявителя.
    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила  жалобу  без
удовлетворения.   Основаниями   для   такого   решения   послужило
следующее.
    В соответствии со ст.  6 Закона РФ "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения,  выбор места пребывания и места
жительства  в  пределах  Российской   Федерации"   гражданин   РФ,
изменивший  место  жительства,  обязан не позднее семи дней со дня
прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу,
ответственному  за  регистрацию,  с  заявлением  по  установленной
форме.  При этом  предъявляются  паспорт  и  документ,  являющийся
основанием  для  вселения  гражданина  в  жилое  помещение (ордер,
договор,  заявление   лица,   предоставившего   гражданину   жилое
помещение, или иной документ).
    Пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от  17.07.1995  N  713,  предусмотрено,   что   формы   заявлений,
свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан
по месту пребывания или месту жительства, устанавливаются МВД РФ.
    Таким образом, МВД РФ действовало в пределах своих полномочий,
утверждая формы заявлений о регистрации.
    Из  анализа  содержания утвержденных форм заявлений суд сделал
вывод,  что  оспариваемая  подпись  требуется  лишь в тех случаях,
когда регистрация производится в жилом помещении,  предоставленном
регистрируемому   другим   лицом.   Инструкцией   не   установлено
требования  о представлении  дополнительного  документа о праве на
вселение, подписанного лицом, предоставившим жилое помещение, если
подпись этого лица имеется в заявлении о регистрации.
    Кассационная коллегия пришла к мнению, что при таком положении
правильным  является  вывод  о  том,  что  оспариваемые  положения
направлены  на  защиту  интересов  лиц,  при  отсутствии  согласия
которых   на   вселение  в  предоставленное  ими  жилое  помещение
регистрация произведена быть не может.  Законных интересов и  прав
заявителя эти положения не нарушают.
    Суд указал,  что  утверждение  заявителя  об  отказе   ему   в
регистрации на основании договора, в котором имелась подпись лица,
предоставившего  жилое  помещение,  не  влечет  отмены   судебного
решения, поскольку это обстоятельство не может быть основанием для
отмены нормативного правового  акта,  не  содержащего  запрета  на
регистрацию в подобных случаях.  Заявитель, считающий данный отказ
в регистрации необоснованным,  может  обжаловать  его  в  судебном
порядке.

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ

    О внесении изменений и дополнений
    в Бюджетный кодекс Российской Федерации

    Государственной Думой   Федерального    Собрания    Российской
Федерации  в  первом  чтении  принят проект Федерального закона "О
внесении изменений и  дополнений  в  Бюджетный  кодекс  Российской
Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", внесенный
Правительством Российской Федерации.
    Данным законопроектом    предусматривается    внесение    ряда
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, необходимость в
которых возникла в связи с принятием нового Федерального закона от
06.10.2003 N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления".  Так,  изменения  вносятся  в  главу  2  Кодекса,
определяющую компетенцию органов государственной власти и местного
самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. В
частности,  определяются   порядок   предоставления   межбюджетных
трансфертов  и  особенности  бюджетных полномочий органов местного
самоуправления.
    Также предусматривается  разделение  местных  бюджетов  на два
типа - муниципальных районов и  поселений,  введенное  Федеральным
законом  "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В связи с этим вносится ряд уточнений в терминологию Кодекса.
    Нормативы отчислений  от  федеральных  налогов  предполагается
закрепить в Кодексе  и  сделать  их  едиными  для  каждого  уровня
бюджетной  системы.  Одновременно  предусматривается  установление
нормативов отчислений в местные бюджеты  органами  государственной
власти субъекта Российской Федерации. По общему правилу  их размер
должен   быть   единым   для   всех   муниципальных    образований
соответствующего субъекта Российской Федерации.
    В отношении   налога   на   доходы   физических   лиц   органы
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  обязаны
передавать местным бюджетам 20% соответствующих налоговых доходов.
Кроме   того,   данный   налог  является  единственным,  нормативы
отчислений  по  которому  могут  быть  различными  для   некоторых
муниципальных  образований  в  границах одного субъекта Российской
Федерации.
    В сфере   разграничения   расходов  между  уровнями  бюджетной
системы предлагается внесение целого ряда изменений и дополнений в
главу 11 Бюджетного кодекса.  Так,  в отличие от ныне действующей,
новая редакция данной главы вводит понятие расходных  обязательств
вместо  существующих перечней расходов бюджетов различных уровней.
Основной целью введения института расходных обязательств  является
устранение   не обеспеченного    соответствующим   финансированием
делегирования полномочий одних уровней  власти  другим.  При  этом
сохраняется  понятие  "вмененных"  расходных обязательств,  однако
введение  в  действие  соответствующих  законов  предусматривается
ежегодным законом о федеральном бюджете при условии их финансового
обеспечения субвенциями.
    В сфере  регулирования межбюджетных трансфертов предполагается
закрепление в главе 16 Кодекса методологии  распределения  дотаций
Федерального  фонда  финансовой  поддержки субъектов,  определения
порядка  исчисления  субвенций   и   установление   требований   к
дополнительным  формам  поддержки  субъектов Российской Федерации.
Также  предполагается   создание   фондов   финансовой   поддержки
поселений в составе бюджетов муниципальных образований.
    Рассматриваемый законопроект  вводит  два  типа  новой   формы
межбюджетных трансфертов - субвенций из местных бюджетов в бюджеты
других  уровней  бюджетной  системы.  Первый  подчиняется   режиму
"отрицательного  трансферта" и направлен на выравнивание бюджетной
обеспеченности  местных  бюджетов.   Второй   представляет   собой
перечисления из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов
и имеет целью обеспечение межмуниципальных функций.
    Данный законопроект предусматривает также введение новой главы
19-1,  регламентирующей правовое  положение  и  функции  временной
финансовой администрации, порядок ее назначения и срок действия.
    Устанавливается, что  кассовое  обслуживание   бюджетов   всех
уровней  осуществляется  Федеральным  казначейством  только  через
счета, открытые в Центральном банке.
    Предусматриваются дифференцированные  сроки  вступления в силу
различных положений законопроекта.  Так, нормы, касающиеся местных
бюджетов,  планируется  ввести в действие с 1 января 2006 года,  а
главу,  посвященную  временной   финансовой   администрации,   для
субъектов  Российской  Федерации - с 2007 года,  для муниципальных
образований - с 2008 года.

    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    "Комментарий к Гражданскому кодексу
    Российской Федерации (Часть вторая)"
    (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина)
    (Издательство "Юрайт", 2003)

    В данном постатейном Комментарии проводится  анализ  отдельных
видов  обязательств,  правовые  конструкции  которых закреплены во
второй части Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Разъяснения норм  каждой  статьи Комментария авторы основывают
на анализе целого ряда  федеральных  законов  и  иных  нормативных
правовых  актов,  относящихся к сфере его действия,  использовании
материалов   судебной   практики,   прежде   всего   постановлений
Верховного  Суда  РФ  и  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ,  а также
международных   договоров.   Комментарий   учитывает   нормативные
правовые  акты,  принятые,  в том числе, после введения в действие
части второй ГК РФ.
    Кроме того,   в   Комментарии   содержится  не  только  анализ
соответствующих статей второй части Гражданского кодекса РФ,  но и
рассматривается  практика реализации его положений,  в том числе и
тех,  которые,  с точки зрения авторов,  нуждаются в изменении или
дополнении.
    Таким образом,  по мнению авторов,  данный  Комментарий  будет
содействовать  правильному  пониманию  и  применению  этого  очень
важного закона.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное