Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================

    Юридические семинары в Москве:
    1. "НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  ОБ  АО"  (16-17  декабря)  с  участием
Глушецкого  А.А. --  ген.  директора  АО  "Центра  деловой  информации",
Маковской А.А. -- к.ю.н., зам. начальника Управления ВАС РФ;
    2. "НОВЫЙ ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ" (18-19 декабря) с участием  Орловского
Ю.П. --  д.ю.н.,   зам.   директора   Института   законодательства   при
Правительстве РФ (ИЗиСП), Нуртдиновой А.Ф. " д.ю.н., зав. отделом ИЗиСП.
    Тел. (095) 244-77-88, 244-76-56;
    info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru

=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 15 декабря 2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О перемещении физическими лицами через российскую
    таможенную границу товаров для личного потребления

    1 января  2004 года вступит в силу Постановление Правительства
Российской Федерации от 27.11.2003 N 715 "Об утверждении Положения
о  порядке  таможенного  оформления  товаров,  перемещаемых  через
таможенную границу Российской  Федерации  физическими  лицами  для
личного пользования".
    Постановление определяет   порядок   таможенного    оформления
товаров  (в  том  числе  автомобилей),  которые перемещаются через
российскую   государственную   границу   физическими   лицами    и
предназначены   для  личного,  семейного,  домашнего  и  иного  не
связанного  с  осуществлением   предпринимательской   деятельности
использования.   Предназначение  товаров  определяется  таможенным
органом  исходя  из  заявления  физического  лица  о  перемещаемых
товарах,  их  характера,  количества,  а также частоты перемещения
(ст. 281 Таможенного кодекса Российской Федерации).
    Место  таможенной  процедуры,  ее  форма и содержание,  состав
необходимых документов зависит от способа перемещения товара через
границу: в сопровождаемом багаже (вместе с владельцем товара) либо
в несопровождаемом багаже (отдельно от него). 
    Таможенное  оформление товаров,  перемещаемых в сопровождаемом
багаже,  производят  таможенные  органы,  в  регионе  деятельности
которых расположены пункты пропуска через государственную границу.
    Местами таможенного оформления таких товаров,  при пересечении
государственной границы железнодорожным,  автомобильным или водным
транспортом в международном пассажирском сообщении,  как  правило,
являются  купе,  каюта,  вагон,  пассажирский  салон транспортного
средства. Там же уплачиваются таможенные пошлины и налоги.
    Декларирование товаров,   перемещаемых  физическими  лицами  в
сопровождаемом багаже, производится в устной форме, за исключением
товаров,  подлежащих в соответствии с российским законодательством
декларированию в письменной форме.  Случаи,  когда товары подлежат
письменному   декларированию,   указаны  в  пункте  2  статьи  286
Таможенного кодекса.
    Таможенное оформление  товаров,  перемещаемых через таможенную
границу в несопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в
регионе  деятельности  которых  постоянно  проживает  или временно
пребывает их владелец.
    Физические лица  при  следовании через государственную границу
обязаны указать сведения о  наличии  несопровождаемого  багажа  (в
пассажирской   таможенной   декларации).  Декларирование  товаров,
перемещаемых   физическим   лицом   в   несопровождаемом   багаже,
производится  путем  подачи  в  таможенный  орган  заявления  либо
грузовой таможенной декларации  в  случае  декларирования  товаров
иным  лицом.  К  заявлению  прилагаются  соответствующие документы
(документы,   подтверждающие   факт   приобретения   и   стоимость
декларируемых   товаров,  транспортные  (перевозочные)  документы,
пассажирская таможенная декларация и т.д.).
    Декларирование автомобилей, перемещаемых через государственную
границу  в  несопровождаемом  багаже,  производится  в  таможенных
органах по месту временного пребывания либо постоянного проживания
лица, их вывозящего (ввозящего).
    Таможенное оформление   автомобилей,   временно   ввозимых  на
таможенную территорию Российской Федерации,  а также  вывозимых  с
этой территории,  в случае их перемещения через таможенную границу
Российской  Федерации  следующими  на   них   физическими   лицами
производят  таможенные  органы,  расположенные  в  местах прибытия
(убытия) этих автомобилей.
    Начиная с  1 января 2004 года порядок применения единых ставок
таможенных пошлин,  налогов в отношении  товаров,  предназначенных
для  личных нужд физических лиц, будет определяться Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  29.11.2003  N  718   "Об
утверждении   Положения  о  применении  единых  ставок  таможенных
пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
границу   Российской  Федерации  физическими  лицами  для  личного
пользования".   Названное   Постановление   учитывает    положения
Таможенного  кодекса  Российской  Федерации о квотах беспошлинного
ввоза товаров.  В следующем году без уплаты  таможенных  пошлин  и
налогов   физические   лица   могут  ввозить  в  сопровождаемом  и
несопровождаемом  багаже  товары  (за   исключением   транспортных
средств),  общая  стоимость которых не превышает 65 тыс.  рублей и
общий вес которых не превышает 50 килограммов.

    Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам,
    проживающим на Крайнем Севере

    29 ноября  2003  года  Президент  России  подписал Федеральный
закон N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам,
проживающим  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях", вступающий в силу с 1 января 2004 года.
    Законом определено,  что  размер базовой части трудовой пенсии
лицам,  проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях,  в  которых  решениями  органов государственной власти
СССР или федеральных органов власти к заработной плате установлены
районные коэффициенты, определяется с применением соответствующего
районного коэффициента на весь период проживания в  таких  районах
(местностях).  В случае,  если установлены разные коэффициенты, то
применяется  коэффициент,  действующий   в   данном   районе   для
работников непроизводственных отраслей.
    При выезде пенсионера за пределы районов Крайнего  Севера  или
приравненных к ним местностей размер базовой части трудовой пенсии
рассчитывается  в  общем  порядке  без  увеличения   на   районный
коэффициент, а при переезде в другие районы Крайнего Севера размер
базовой части трудовой  пенсии  определяется  с  учетом  районного
коэффициента по новому месту жительства.
    Следует отметить,  что  в   дальнейшем   разработчики   Закона
планируют  внести  в  него  изменения  с  тем,  чтобы  пенсионеры,
выезжающие из районов Крайнего Севера, сохраняли право на пенсию с
учетом коэффициентов, действующих в этих районах.
    Аналогичные дополнения,   касающиеся   трудовых   пенсий    по
старости,  инвалидности  и  по случаю потери кормильца,  внесены в
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ  "О  трудовых  пенсиях  в
Российской Федерации".
    Законом  предусматривается,  что  при  установлении  пенсии  в
соответствии  с Федеральным  законом  от  15.12.2001  N 166-ФЗ  "О
государственном  пенсионном  обеспечении в Российской Федерации" и
иных  выплат,  размеры  которых  определяются  исходя  из  размера
базовой  части трудовой пенсии,  регламентированный данным Законом
порядок  увеличения  размера  базовой  части  трудовой  пенсии  не
применяется.
    Наконец, финансирование  выплаты базовой части трудовой пенсии
с  учетом  районного  коэффициента   предусматривается   за   счет
источников,   из   которых  финансируется  выплата  базовой  части
трудовой пенсии.

    О некоторых вопросах установления 
    трудовых пенсий

    Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 по  согласованию
с   Пенсионным  фондом  РФ  утверждено  разъяснение  "О  некоторых
вопросах установления трудовых пенсий в соответствии  со  статьями
27,  28,  30  Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".
    Разъясняются  следующие  два  вопроса:  о  порядке  исчисления
продолжительности   страхового  стажа  для  определения  права  на
трудовую пенсию по старости,  в том числе досрочно назначаемую,  и
об оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
    Что касается    первого    вопроса,    то    при    исчислении
продолжительности   страхового   стажа   и    (или)    стажа    на
соответствующих  видах работ в целях определения права на трудовую
пенсию по старости,  в том числе досрочно назначаемую, в указанный
стаж  включаются  все  периоды  работы и иной общественно полезной
деятельности,  которые  засчитывались  в  общий  и  в  специальный
трудовой   стаж   при   назначении   пенсии  по  законодательству,
действовавшему  в  период   выполнения   работы,   с   применением
действующих на тот период правил подсчета стажа.
    Такой порядок подсчета стажа применяется в  том  случае,  если
гражданин   (независимо   от   его   возраста)   до   дня   отмены
соответствующего закона  или  иного  нормативного  правового  акта
полностью  выработал  необходимый  общий  трудовой  стаж  и  (или)
специальный трудовой стаж,  дававшие право на пенсию  по  старости
или  за  выслугу  лет.  Если же такой выработки нет на день отмены
закона или нормативного правового акта,  то исчисление  страхового
стажа  и  стажа  на  соответствующих  видах  работ  производится в
соответствии с законодательством, действующим на день установления
трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
    По второму вопросу дано следующее разъяснение.

    По желанию застрахованного лица при оценке его пенсионных прав
в соответствии со статьей 30  Федерального  закона  от  17.12.2001
N 173-ФЗ  "О  трудовых  пенсиях  в Российской Федерации" расчетный
размер   трудовой   пенсии   может   быть   исчислен   исходя   из
предусмотренного законодательством,  действовавшим до вступления в
силу названного выше Закона,  размера пенсии,  рассчитываемого без
применения   индивидуального   коэффициента   пенсионера  (включая
правила подсчета общего трудового  стажа,  специального  трудового
стажа  и  среднемесячного  заработка пенсионера) и определяемого с
учетом продолжительности общего  трудового  стажа  этого  лица  по
состоянию  на 1 января 2002 г.  и его среднемесячного заработка за
2000    -    2001     гг.     по     сведениям     индивидуального
(персонифицированного)    учета    в    системе   государственного
пенсионного страхования либо за любые  60  месяцев  подряд  (до  1
января   2002   г.)   на   основании   документов,   выдаваемых  в
установленном   порядке   соответствующими   работодателями   либо
государственными (муниципальными) органами.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О налоге на имущество организаций 
    в городе Москве

    С 1 января 2004 года  вступит  в  силу  Федеральный  закон  от
11.11.2003   N  139-ФЗ  "О  внесении  дополнения  в  часть  вторую
Налогового кодекса Российской Федерации  и  внесении  изменения  и
дополнения  в  статью  20  Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации",  а  также  о  признании
утратившими  силу  актов  законодательства  Российской Федерации в
части налогов и сборов", который дополняет часть вторую Налогового
кодекса РФ главой 30 "Налог на имущество организаций".
    Согласно Федеральному  закону  налог  на имущество организаций
должен  вводиться  в  действие   законами   субъектов   Российской
Федерации.  При  этом  законодательные  (представительные)  органы
субъектов    Российской    Федерации     наделены     полномочиями
самостоятельно    определять    налоговую   ставку   в   пределах,
установленных  Налоговым  кодексом  РФ,  порядок  и  сроки  уплаты
налога, форму отчетности по налогу и налоговые льготы.
    В  городе  Москве  в соответствии с Федеральным законом принят
Закон  от  05.11.2003  N 64  "О  налоге  на имущество организаций"
(далее  - Закон),  который  вступит  в силу с 1 января 2004 года и
заменит Закон г.  Москвы от 02.03.1994 N 2-17 "О ставках и льготах
по налогу на имущество предприятий".
    Закон определяет   ставку  налога  на  имущество  организаций,
порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и формы отчетности
по налогу.
    Следует сразу  отметить,  что  налоговая ставка по сравнению с
действующим Законом г. Москвы от 02.03.1994 N 2-17 увеличилась с 2
до  2,2  процентов,  что является верхним пределом по Федеральному
закону.  Такое увеличение  налоговой  ставки  связано  с  сужением
налоговой  базы (среднегодовой стоимости имущества,  признаваемого
объектом налогообложения) ввиду исключения в Федеральном законе из
объектов    налогообложения    нематериальных    активов,   сырья,
материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции и затрат.
    Налог, подлежащий  уплате  по  истечении  налогового  периода,
уплачивается  не  позднее  30  марта года,  следующего за истекшим
налоговым периодом.
    Авансовые платежи  по  налогу  по  итогам  отчетного   периода
уплачиваются  не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего
отчетного периода.  Отчетными периодами признаются первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года.
    Сумма налога зачисляется в бюджет города.

    Изменился перечень      организаций,      освобождаемых     от
налогообложения.
    Так, в частности, освобождаются от налогообложения:
    бюджетные учреждения,  финансируемые из бюджета города  Москвы
или  бюджетов  муниципальных  образований  города Москвы на основе
сметы доходов и расходов;
    органы государственной власти города Москвы и органы  местного
самоуправления города Москвы;
    организации -     в     отношении    имущества,    являющегося
собственностью города Москвы,  предназначенного для водоснабжения,
водоотведения,  теплоснабжения, газоснабжения, освещения городских
территорий, переработки мусора;
    организации - в отношении находящихся в  собственности  города
Москвы  автомобильных  дорог  и дорожно-мостовых сооружений общего
пользования,   а   также   сооружений,   являющихся   неотъемлемой
технологической частью указанных объектов;
    организации -  в  части  стоимости  находящихся  на их балансе
многоэтажных гаражей-стоянок.
    Вместе с тем, ряд организаций исключен из списка льготников.

    Законом также установлено,  что формы  налогового  расчета  по
авансовым  платежам по налогу и налоговой декларации по налогу,  а
также порядок их заполнения утверждаются Правительством Москвы.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    При отсутствии в натуре имущества,
    полученного по недействительной сделке, его стоимость
    возмещается в деньгах

    Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ вынес Постановление от
30.09.2003   N  6802/03,   связанное   с  применением  последствий
недействительности ничтожной сделки.
    Истец обратился  в  Высший  Арбитражный  Суд  с  заявлением  о
пересмотре в порядке надзора постановлений  суда  апелляционной  и
кассационной инстанций, которые отменяли решение арбитражного суда
первой инстанции об  удовлетворении  искового  заявления  истца  с
требованием  обязать ответчика возвратить истцу акции,  полученные
ответчиком по недействительной сделке.
    В ходе рассмотрения заявления было установлено следующее.

    Истец и ответчик учредили акционерное общество и  распределили
между  собой  его  акции  в  установленном законом порядке.  Затем
учредители подписали  новый  протокол  о  перераспределении  акций
созданного   общества,   в   результате   чего   ответчик  получил
дополнительное количество акций,  а пакет акций истца  уменьшился.
Впоследствии   протокол  о  перераспределении  акций  был  признан
недействительным решением арбитражного суда по другому  делу  (это
решение  было оставлено в силе судами апелляционной и кассационной
инстанций).  С  учетом  этого  обстоятельства  истец  обратился  в
арбитражный  суд  с  исковым  заявлением  о применении последствий
недействительности ничтожной  сделки  в  виде  обязания  ответчика
возвратить  акции  путем  списания их с лицевого счета ответчика и
перевода на счет истца в реестре акционеров созданного общества.
    Суд первой   инстанции,   удовлетворяя   исковое   требование,
руководствовался ст. 167 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и исходил
из того,  что факт ничтожности недействительной сделки  установлен
вступившим  в  законную  силу  решением суда (по другому делу),  а
доказательств возвращения акций ответчиком не представлено.
    Суды же апелляционной и кассационной инстанций пришли к  иному
выводу,  основываясь  на следующем.  На момент подачи иска спорный
пакет  акций  у  ответчика  отсутствовал  -  акции  были   проданы
физическим  лицам по трем договорам,  о чем имелись доказательства
оплаты акций покупателями  и  в  передаточных  распоряжениях  была
отметка регистратора об исполнении. В соответствии с пунктом 2 ст.
167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из  сторон  обязана
возвратить   другой   все   полученное   по  сделке,  а  в  случае
невозможности возвратить полученное в натуре, возместить стоимость
полученного  в  деньгах.  Поскольку  в данном случае спорный пакет
акций к моменту подачи иска уже был  продан,  возвратить  акции  в
натуре  ответчик  не  мог.  Решение  суда  первой  инстанции  было
отменено.
    Президиум Высшего  Арбитражного  Суда  согласился  с  позицией
апелляционной и кассационной инстанций,  оставив без изменения  их
решения, а заявление истца - без удовлетворения.

    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    "Комментарий к Федеральному закону "О благотворительной
    деятельности и благотворительных организациях"
    (под ред. В.И. Шкатуллы)
    (Юридический Дом "Юстицинформ", 2003)

    Данная работа представляет  собой  постатейный  комментарий  к
Федеральному  закону  от  11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях".
    Во вступительной  части  к  Комментарию  подробно раскрываются
достоинства и недостатки системы благотворительности,  а также  ее
социально-экономическое значение в современном обществе.
    При анализе  норм  Закона   используются   акты   федерального
законодательства,  нормативные  правовые  акты федеральных органов
исполнительной  власти,  органов  власти г. Москвы  и   Московской
области,   материалы  арбитражной  практики,  а  также  публикации
зарубежных печатных изданий.
    Комментируя заключительные  положения Закона,  авторы обращают
внимание на порядок его вступления  в  силу  и  связанную  с  этим
необходимость  перерегистрации  ранее  созданных благотворительных
организаций.
    Кроме того,   авторы   приводят  перечень  нормативных  актов,
принятых  органами  исполнительной  власти  в   целях   приведения
правовой базы в соответствие с комментируемым Законом.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное