Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================

Юридические семинары и конференции в Москве:
1. "ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ"
(24-28 ноября 2003г.) с участием Витрянского В.В. - 
зам. Председателя ВАС РФ; Большовой А.К. - Председателя 
Арбитражного суда г. Москвы и др.
2. "НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ" (1-2 декабря 2003г.) с участием
зам. Председателя ГТК РФ Азарова Ю.Ф., руководителя Правового управления
ГТК РФ Баландиной Г.В. и др.
Тел. (095) 244-77-88, 244-76-56 
E-mail:info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru/

=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 24 ноября 2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О приобретении гражданства 
    Российской Федерации

    15 декабря 2003 года  вступит  в  силу  Федеральный  закон  от
11.11.2003   N   151-ФЗ  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
    Закон упрощает  порядок  приобретения  гражданства  Российской
Федерации.
    По общему правилу действующего законодательства лица, желающие
стать российскими гражданами,  должны  соблюдать  законодательство
Российской   Федерации,   иметь   законный   источник   средств  к
существованию, отказаться от имеющегося гражданства (в монархиях -
подданства).  Они  также  обязаны владеть русским языком.  Уровень
владения языком и  порядок  его  подтверждения  установлен  Указом
Президента   Российской   Федерации   от  14.11.2002  N  1325  "Об
утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов  гражданства
Российской  Федерации".  Кроме  того,  для  получения  гражданства
Российской Федерации,  как правило,  необходимо непрерывно прожить
на  ее  территории  определенный период времени (от одного года до
пяти лет).
    В настоящее  время  срок   проживания   для   всех   категорий
иностранных  граждан  и  лиц без гражданства исчисляется с момента
получения  вида   на   жительство.   После   вступления   в   силу
рассматриваемого   документа   для  лиц,  прибывших  в  Российскую
Федерацию до 1 июля 2002 года и не  имеющих  вида  на  жительство,
этот срок будет исчисляться со дня регистрации по месту жительства
(иначе говоря, - со дня прописки).
    По действующей  редакции Закона без соблюдения условий о сроке
проживания  могут  получить   российское   гражданство   лишь   те
совершеннолетние   лица,   которые   имеют  особые  заслуги  перед
Российской Федерацией (ч.  3 ст.  13) либо имеют  хотя  бы  одного
нетрудоспособного  родителя  - гражданина Российской Федерации (п.
"а" ч. 1 ст. 14), а также лица, которые имели союзное гражданство,
проживали  и  проживают  в государствах,  входивших в состав Союза
ССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без
гражданства (п. "б" ч. 1 ст. 14).
    Новый Закон  значительно  расширяет  круг лиц,  которые вправе
принять гражданство Российской Федерации без соблюдения требования
о сроке.
    Во-первых, это граждане государств,  входивших в состав  Союза
ССР,  которые  после  1  июля  2002 года окончили в России среднее
профессиональное или высшее учебное заведение (ч. 3 ст. 1).
    Во-вторых,   граждане  государств,  входивших  в состав  СССР,
которые  проходят  не  менее  3 лет  военную службу по контракту в
Вооруженных Силах Российской Федерации,  других войсках,  воинских
формированиях или в органах (п. "в" ч. 2 ст. 1).
    В-третьих, без  соблюдения  условия  о  сроке проживания и без
представления вида  на  жительство  российское  гражданство  могут
получить   нетрудоспособные   иностранные   граждане  и  лица  без
гражданства,  прибывшие  в  Российскую  Федерацию  из  государств,
входивших в состав СССР,  и зарегистрированные по месту жительства
в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года (ч.  3 ст.
1).
    В-четвертых, это  те  лица,  которые  имеют  хотя  бы   одного
родителя   -   гражданина   России,   проживающего  на  территории
Российской Федерации (ч. 3 ст. 1).
    Рождение на  территории  РСФСР и наличие в прошлом гражданства
СССР;  состояние в браке с гражданином России не менее  трех  лет;
наличие  у  нетрудоспособного лица совершеннолетнего дееспособного
сына или дочери  -  граждан  России,  -  все  это  обстоятельства,
которые  в  соответствии  с  новым  Законом  (ч.  3  ст.  1) также
исключают требование о сроке проживания.  Кстати, в соответствии с
действующей редакцией названные обстоятельства лишь сокращают срок
необходимого проживания с 5 лет до 1 года (ч. 2 ст. 13).
    Самые   существенные   льготы   по   приобретению  гражданства
адресованы  лицам,  которые  имели  гражданство  СССР,  прибыли из
входивших  в состав  СССР  государств  и успели зарегистрироваться
(прописаться) по месту жительства в Российской Федерации по 1 июля
2002  года  включительно,  либо  получили  разрешение на временное
проживание   в  Российской  Федерации.   Чтобы  стать  российскими
гражданами,  им  не  обязательно  проживать установленное время на
территории России,  не обязательно декларировать наличие средств к
существованию, доказывать владение русским языком.  Проживающие на
территории  Российской  Федерации  ветераны  Великой Отечественной
войны,  имевшие ранее союзное гражданство,  кроме того, не обязаны
отказываться от имеющегося у них иностранного гражданства.

    О налоге на имущество 
    организаций

    11 ноября 2003 года Президентом РФ подписан Федеральный  закон
N  139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20
Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в
Российской Федерации",  а также о признании утратившими силу актов
законодательства  Российской  Федерации  в части налогов и сборов"
(далее - Федеральный закон).
    Часть вторая Налогового кодекса дополнена главой 30 "Налог  на
имущество  организаций",  вступающей  в силу с 1 января 2004 года,
которая заменит Закон Российской Федерации от 13.12.1991 N  2030-1
"О налоге на имущество предприятий".
    Принятие Федерального    закона   направлено   на   дальнейшую
реализацию концепции объединения всех нормативных правовых актов о
налогах  и  сборах  в  рамках единого правового акта -  Налогового
кодекса Российской Федерации.
    В соответствии  с  Федеральным  законом  налог  на   имущество
организаций  вводится  в  действие  законами  субъектов Российской
Федерации.  При  этом  законодательные  (представительные)  органы
субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют налоговую
ставку в пределах,  установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и
сроки уплаты налога,  форму отчетности по налогу. При установлении
налога  законами  субъектов  Российской  Федерации   могут   также
предусматриваться    налоговые   льготы   и   основания   для   их
использования налогоплательщиками.
    Налогоплательщиками налога признаются российские организации и
иностранные организации,  осуществляющие деятельность в Российской
Федерации  через  постоянные  представительства  или   имеющие   в
собственности   недвижимое   имущество  на  территории  Российской
Федерации,  на   континентальном   шельфе   и   в   исключительной
экономической зоне Российской Федерации.
    Объектом налогообложения  признается  движимое  и   недвижимое
имущество  (включая  имущество,  переданное во временное владение,
пользование,  распоряжение или доверительное управление, внесенное
в  совместную деятельность),  учитываемое на балансе организации в
качестве объектов основных средств в соответствии с  установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
    Не признаются объектами налогообложения:  земельные участки  и
иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные
ресурсы), а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного
ведения    или   оперативного   управления   федеральным   органам
исполнительной  власти,  в  которых  законодательно  предусмотрена
военная  и  (или)  приравненная  к ней служба,  используемое этими
органами  для  нужд  обороны,  гражданской  обороны,   обеспечения
безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
    Из объектов   налогообложения,   по  сравнению  с  действующим
законодательством,   исключены   нематериальные   активы,   сырье,
материалы, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция и затраты.
    Налоговая база   определяется   как   среднегодовая  стоимость
имущества, признаваемого объектом налогообложения.
    Среднегодовая стоимость  имущества,   признаваемого   объектом
налогообложения,  за  налоговый (отчетный) период определяется как
частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин
остаточной   стоимости  имущества  на  1-е  число  каждого  месяца
налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым
(отчетным)  периодом  месяца,  на  количество  месяцев в налоговом
(отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
    Налоговым периодом признается  календарный  год,  а  отчетными
периодами  признаются  первый квартал,  полугодие и девять месяцев
календарного года.
    Вместе с   тем,   законодательный   (представительный)   орган
субъекта  Российской  Федерации  при установлении налога вправе не
устанавливать отчетные периоды.
    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации  и  не  могут  превышать  2,2 процента.  По действующему
законодательству предельный размер налоговой ставки  на  имущество
предприятия  не  может  превышать  2 процентов от налогооблагаемой
базы. Повышение налоговой ставки вызвано необходимостью сохранения
поступлений  по данному налогу на сложившемся уровне ввиду сужения
налоговой базы.
    Кроме того,   установлен   ограниченный,   по   сравнению    с
действующим  законодательством,  перечень  исключений  из  объекта
налогообложения   и   налоговых   льгот.   Отдельные   организации
освобождаются    от   налогообложения   в   отношении   имущества,
используемого для осуществления возложенных на  них  функций.  Это
вызвано  тем,  что  налог  на  имущество,  как  указывалось  выше,
является региональным,  и  субъекты  Российской  Федерации  вправе
устанавливать  дополнительные  налоговые льготы и основания для их
использования.
    Следует отметить,  что предоставление ряда налоговых льгот  на
федеральном   уровне   будет   носить   временный  характер.  Так,
освобождение  от  налогообложения  объектов  жилищного   фонда   и
инженерной    инфраструктуры    жилищно-коммунального   комплекса,
содержание которых полностью или частично  финансируется  за  счет
средств   бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  или  местных
бюджетов,  объектов социально-культурной сферы,  используемых  для
нужд  культуры  и  искусства,  образования,  физической культуры и
спорта,   здравоохранения   и   социального   обеспечения,   будет
применяться только до 1 января 2006 года.
    С вступлением  в силу с 1 января 2004 года Федерального закона
и одновременным признанием утратившим силу Закона РФ от 13.12.1991
N   2030-1   "О   налоге   на   имущество  предприятий"  возникает
необходимость  своевременного  принятия  законов   о   налоге   на
имущество организаций в субъектах Российской Федерации.

    О правилах заполнения 
    трудовых книжек

    Трудовая книжка  является  основным  документом   о   трудовой
деятельности  и трудовом стаже работника.  Она содержит сведения о
работнике,  выполняемой им работе,  переводах на другую постоянную
работу  и  об увольнении работника,  а также основания прекращения
трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
    Порядок внесения  этих сведений в настоящее время определяется
Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974  N  162.  Но  совсем
скоро,  30  ноября  2003 года,  его заменит Постановление Минтруда
России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению
трудовых книжек".
    В целом новый документ сохраняет структуру и  содержание  ныне
действующего.
    Он устанавливает общие правила внесения  сведений  в  трудовую
книжку,   правила  внесения  сведений  о  работнике,  его  работе,
прекращении  трудового  договора,   а   также   включает   раздел,
специально  посвященный особенностям заполнения дубликата трудовой
книжки.  Правила  оформления  сведений  о  награждениях  в   новом
Постановлении  представлены  очень  скупо,  а порядок фиксирования
времени обучения,  службы,  трудовой деятельности в качестве члена
колхоза - отсутствуют вовсе.
    Записи дат  во  всех  разделах  трудовых  книжек  производятся
арабскими цифрами.  Причем, сначала число и месяц - двузначными, а
потом  год  - четырехзначными.  Например,  если работник принят на
работу  1  декабря  2003  в  трудовой  книжке   делается   запись:
"01.12.2003".
    Записи допускается производить перьевой  или  гелевой  ручкой,
ручкой-роллером   (в   том   числе  шариковой),  световодостойкими
чернилами (пастой, гелем) черного, синего или фиолетового цвета.
    Сокращения в   трудовой   книжке   недопустимы.  Например,  не
допускается  писать  "пр."   вместо   "приказ",   "расп."   вместо
"распоряжение", "пер." вместо "переведен" и т.п. В графе 3 раздела
"Сведения о работе" трудовой книжки в виде  заголовка  указывается
полное наименование организации,  а также сокращенное наименование
организации (при его наличии).
    Как и прежде,  фамилия,  имя и отчество работника  указываются
полностью,  без сокращения или замены имени и отчества инициалами,
дата  рождения  записывается  полностью  (число,  месяц,  год)  на
основании  документа,  удостоверяющего  личность.  Причем перечень
таких документов выглядит достаточно либерально:  паспорт, военный
билет, заграничный паспорт, водительские права и т.д.
    Записи о   наименовании   должности  (работы),  специальности,
профессии с указанием квалификации производятся,  как  правило,  в
соответствии со штатным расписанием организации.
    Внесение в    трудовую    книжку    наименования    должности,
специальности или профессии, а также квалификационных требований в
соответствии   с   квалификационными  справочниками  Постановление
связывает только со случаями, когда федеральным законом выполнение
данных  работ  по  этим должностям,  специальностям или профессиям
предусматривает предоставление льгот либо наличие ограничений.
    Изменения и дополнения,  внесенные в установленном  порядке  в
квалификационные   справочники,  штатное  расписание  организации,
доводятся до сведения работников,  после чего в их трудовые книжки
на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя
вносятся соответствующие изменения и дополнения.
    Особое внимание  стоит уделить разделу о прекращении трудового
договора. В нем подробно, с примерами описывается порядок внесения
записей  о прекращении трудового договора по различным основаниям:
инициатива работника,  инициатива работодателя, обстоятельства, не
зависящие от воли сторон.
    Датой увольнения (прекращения  трудового  договора)  считается
последний  день  работы.  Однако  иное  может  быть  предусмотрено
федеральным законом,  трудовым  договором  или  соглашением  между
работодателем  и  работником.  Данная особенность также отражена в
рассмотренном документе.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О порядке передачи приватизированных жилых помещений
    в муниципальную собственность в Тамбовской области

    Закон  Тамбовской  области  от  29.10.2003  N 162-З "О порядке
передачи   приватизированных   жилых   помещений   в муниципальную
собственность"    определяет    порядок   передачи   муниципальным
образованиям приватизированных гражданами жилых помещений.
    Согласно Закону    органы    местного     самоуправления     и
уполномоченные   ими   лица   обязаны  принимать  в  муниципальную
собственность жилые помещения, являющиеся для граждан единственным
местом проживания,  принадлежащие гражданам на праве собственности
и свободные от обязательств.
    Для передачи вышеуказанных помещений гражданин  должен  подать
заявление  в  органы  местного самоуправления по месту жительства.
Заявление  должно  быть  подписано  всеми  собственниками   жилого
помещения    и    согласовано    всеми    совместно   проживающими
совершеннолетними членами семьи,  а также  несовершеннолетними,  в
возрасте  от  14  до 18 лет.  Жилые помещения,  собственниками или
сособственниками которых являются несовершеннолетние,  могут  быть
переданы    в    собственность    муниципального   образования   с
предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
    В  2-месячный  срок  со  дня  подачи  заявления орган местного
самоуправления   заключает  с гражданами  договор  о безвозмездной
передаче жилых помещений в муниципальную собственность. Оформление
договора передачи жилых помещений, собственниками которых являются
исключительно несовершеннолетние дети-сироты или дети,  оставшиеся
без  попечения  родителей,  производится  за  счет средств местных
бюджетов.
    На основании  договоров   о   безвозмездной   передаче   жилых
помещений  и  свидетельств  о  государственной  регистрации  права
муниципальной   собственности   органы   местного   самоуправления
заключают  с  гражданами,  передавшими приватизированные ими жилые
помещения,  и постоянно проживающими в них,  договоры  социального
найма.
    В договоре  социального  найма  указываются  наниматель  и все
члены его семьи,  обладающие  самостоятельным  правом  пользования
жилым   помещением   на   дату   подачи   заявления   о   передаче
приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность.
Граждане,   не  являющиеся  членами  семьи  бывшего  собственника,
сохраняют право пользования  жилым  помещением  в  соответствии  с
соглашением  о порядке пользования жилым помещением,  которое было
оформлено при вселении в жилое помещение.

    Об исполнении судебных актов о взыскании средств
    за счет казны Ивановской области

    Указом Губернатора  Ивановской  области от 21.10.2003 N 169-УГ
утверждены Правила исполнения судебных актов о взыскании  денежных
средств  за  счет  казны  Ивановской  области,  которые определяют
порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств  за
счет  областной казны при самостоятельном предъявлении взыскателем
исполнительных документов к взысканию.
    Для исполнения судебного акта взыскатель должен представить  в
главное  финансовое  управление  Ивановской области исполнительный
документ,  заверенную копию судебного акта и заявление с указанием
наименования  и  места  нахождения  взыскателя - юридического лица
(если взыскателем является физическое  лицо,  то  указываются  его
фамилия,  имя,  отчество,  место  жительства,  паспортные данные),
реквизитов банковского (лицевого) счета.
    Главное финансовое управление в течение 3-х  рабочих  дней  со
дня   предъявления  исполнительного  документа  проверяет  его  на
соответствие требованиям,  установленным законодательством  РФ.  В
случае  необходимости  управление  в течение 5 рабочих дней со дня
поступления вышеуказанных  документов  может  направлять  в  орган
государственной   власти   или   иную   организацию,  указанные  в
исполнительном документе,  ксерокопии исполнительного документа  и
судебного  акта  для получения информации об обжаловании судебного
акта по данному делу. Орган государственной власти или организация
должны  в  течение  5  рабочих  дней  со  дня получения документов
предоставить в управление необходимую информацию.
    Исполнение судебного   акта   на   основании   исполнительного
документа  осуществляется  управлением  через  органы федерального
казначейства Министерства финансов РФ по Ивановской области  путем
перечисления денежных средств главным распорядителям и получателям
средств  областного  бюджета.   Кроме   того,   распорядителям   и
получателям  бюджетных  средств направляются сведения,  содержащие
расшифровку   произведенного   финансирования    для    исполнения
требований  по конкретным взыскателям,  причитающимся им суммам по
видам  исполняемых  обязательств,  с   указанием   оснований   для
исполнения.
    Главные распорядители  и получатели средств областного бюджета
при получении денежных средств не позднее 5 рабочих  дней  со  дня
получения    вышеуказанных   сведений   осуществляют   расчеты   с
взыскателем    непосредственно,    либо    через    уполномоченные
организации.
    Исполнение судебного   акта   на   основании   исполнительного
документа осуществляется в 5-месячный срок со дня его предъявления
взыскателем в главное финансовое управление.
    Исполнительный документ,   взыскание   денежных   средств   по
которому  произведено  или  прекращено,  возвращается  управлением
заказной  почтой  с уведомлением в суд или другой орган,  выдавший
исполнительный документ.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    О некоторых вопросах назначения
    пенсии лицам без гражданства

    Кассационной коллегией Верховного Суда РФ вынесено Определение
от  18  сентября  2003  г.  N  КАС  03-407,  связанное с вопросами
назначения пенсии лицам без гражданства по месту их пребывания или
фактического проживания.
    Заявитель просил  Верховный  Суд  признать недействующими и не
подлежащими  применению  две  нормы,  регламентирующие   указанные
вопросы.  Первой  из  оспариваемых норм предусмотрено обязательное
предъявление   вида   на   жительство   лицом   без   гражданства,
обратившимся  за  назначением  пенсии  (ч.  2 п.  16 Постановления
Минтруда РФ и Пенсионного  фонда  РФ  от  27.02.2002  N  16/19па).
Вторая  оспариваемая  норма ограничивает право лиц без гражданства
на  обращение  за  пенсией  по  месту  пребывания  или  по   месту
фактического проживания   (п.  6  "Правил  обращения  за  пенсией,
назначения пенсии и перерасчета размера пенсии,  перехода с  одной
пенсии на   другую  в  соответствии  с  Федеральными  законами  "О
трудовых пенсиях в  Российской  Федерации"  и  "О  государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
    В обоснование заявленного требования заявитель сослался на то,
что федеральное законодательство не содержит указанных ограничений
для  реализации  пенсионных  прав без получения вида на жительство
лицами,  имевшими гражданство СССР,  проживавшими  на  территориях
государств,  входивших в состав СССР, и не получившими гражданства
этих государств.
    Верховный Суд РФ пришел к  выводу  о  соответствии  оспоренных
положений   нормативных   актов   федеральному  закону  и  оставил
кассационную жалобу без удовлетворения.
    Позиция Верховного Суда РФ такова.  Согласно  ч.  2 п. 1 ст. 3
Федерального закона "О государственном  пенсионном  обеспечении  в
Российской   Федерации"  право  на  пенсию  возникает  у  лиц  без
гражданства,  постоянно проживающих на территории РФ,  на  тех  же
условиях, что и у граждан Российской Федерации, и в соответствии с
ч.  3 ст.  3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в  Российской
Федерации"   лица   без   гражданства,   постоянно  проживающие  в
Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию также наравне
с гражданами Российской Федерации.
    Таким образом,  обязательным условием назначения пенсии  лицам
без  гражданства  является  их постоянное проживание на территории
Российской Федерации.  В соответствии со ст. 2 Федерального закона
"О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
и ст.  3 Федерального закона "О гражданстве Российской  Федерации"
постоянно  проживающим иностранным гражданином,  а также лицом без
гражданства признается лицо,  имеющее вид на жительство. Положения
Федерального   закона  "О  гражданстве  Российской  Федерации"  не
свидетельствуют о том,  что бывшие граждане СССР, имеющие право на
упрощенный  порядок вступления в гражданство Российской Федерации,
имеют право на пенсию наравне с  гражданами  России  до  приема  в
гражданство без наличия у них вида на жительство.
    Вторую из  оспариваемых  норм  Верховный  Суд   также  считает
правомерной,  поскольку в силу своего статуса лица без гражданства
при  наличии  у  них  вида  на  жительство  имеют постоянное место
жительства,  в  связи  с  чем  назначение  им  пенсии  связано   с
обращением  в  территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту
жительства (как и у  других  граждан  России,  имеющих  постоянное
место  жительства)  в отличие от граждан России,  которые могут не
иметь места жительства и пребывания,  подтвержденное регистрацией,
и  которые  (лишь они) вправе обращаться с заявлением о назначении
пенсии в орган Пенсионного  фонда  по  месту  своего  фактического
проживания или непосредственно в Пенсионный фонд РФ.

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ
                        
    О внесении изменений
    и дополнений в Кодекс Российской Федерации
    об административных правонарушениях
            
    Государственной Думой    Федерального    Собрания   Российской
Федерации в первом чтении принят  проект  Федерального  закона  "О
внесении  изменений  и дополнений в Кодекс Российской Федерации об
административных  правонарушениях",   внесенный   членами   Совета
Федерации.
    Рассматриваемым законопроектом   предусматривается    внесение
изменений  и  дополнений в две статьи Кодекса Российской Федерации
об  административных  правонарушениях  от  30.12.2001  N   195-ФЗ,
затрагивающие  вопросы  обеспечения  общественной  безопасности  и
общественного порядка,  в частности, при совершении правонарушений
лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
    Так, предполагается   усиление   ответственности   за    такие
административные правонарушения в области дорожного движения,  как
управление  транспортным  средством   водителем,   находящимся   в
состоянии    алкогольного   опьянения,   и   передача   управления
транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного
опьянения (статья 12.8 Кодекса).
    В соответствии  с  действующими  редакциями  пунктов  1  и   2
указанной   статьи   за  данные  правонарушения  предусматривается
ответственность  в  виде  наложения  административного  штрафа   в
размере  от  десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда,
или лишение права управления транспортными средствами на срок один
год.
    По мнению  разработчиков   законопроекта,   первая   из   двух
указанных   санкций  является  неоправданно  мягкой,  а  вторая  -
достаточно жесткой.  Законопроектом предусмотрен срок,  на который
правонарушитель  может  быть  лишен  права управления транспортным
средством, в пределах от шести месяцев до двух лет.
    Кроме того,  предусматривается, что начальники территориальных
управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к  ним  органов
внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов
(отделений) милиции,  их заместители (подпункт 1 пункта  2  статьи
23.3  Кодекса) от имени органов внутренних дел будут рассматривать
в упрощенном порядке  дела  об  административных  правонарушениях,
предусмотренных  статьей  20.21  Кодекса "Появление в общественных
местах в состоянии опьянения".

    О саморегулируемых 
    организациях

    Государственной Думой   Федерального    Собрания    Российской
Федерации  в  первом  чтении  принят проект Федерального закона "О
саморегулируемых  организациях",   внесенный   группой   депутатов
Государственной Думы и членов Совета Федерации.
    Проект Закона направлен на реализацию  единой  государственной
экономической    политики    по    защите    интересов   субъектов
предпринимательской  деятельности,  усилению  их   ответственности
перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и снижению
бюджетных затрат,  связанных с  государственным  регулированием  и
контролем деятельности участников саморегулируемых организаций.
    Организация признается  саморегулируемой  только  при  условии
соответствия  следующим  требованиям:  создана  с  некоммерческими
целями;  объединяет субъектов предпринимательской деятельности  по
признаку   единства   отрасли   или   субъектов   профессиональной
деятельности одного вида;  число участников составляет не менее 10
субъектов   предпринимательской  деятельности  или  не  менее  100
субъектов профессиональной деятельности;  опубликованы  правила  и
стандарты,   обязательные   для   выполнения   всеми  участниками;
действует    механизм    обеспечения     ответственности     перед
потребителями;      существуют      специализированные     органы,
осуществляющие   контроль   выполнения   правил    и    стандартов
предпринимательской  (профессиональной)  деятельности  участниками
организации.
    В законопроекте  устанавливаются  основные  функции,  права  и
обязанности  саморегулируемой   организации.   Основной   функцией
является   разработка   и   установление   правил   и   стандартов
предпринимательской  (профессиональной)  деятельности.   Важнейшим
правом  саморегулируемой  организации является право обжаловать от
своего имени акты,  действия органов  государственной  власти  или
органов  местного  самоуправления,  затрагивающих права и интересы
как  самой  саморегулируемой  организации,  так  и  любого  из  ее
участников в отдельности или коллегиально.
    Главная обязанность саморегулируемой организации - контроль за
выполнением участниками организации требований законодательства, а
также  установленных  правил  и  стандартов,  за  раскрытием   ими
информации,  подлежащей  раскрытию.  В законопроекте указаны формы
контроля:  контроль с использованием  информации,  предоставляемой
участниками  организации, и  инспекционные  проверки участников по
месту их нахождения.
    Отдельно закрепляется  положение  о раскрытии саморегулируемой
организацией    информации    о    своей    деятельности.     Так,
саморегулируемая   организация   обязана  не  только  предоставить
указанную информацию в  федеральный  орган  исполнительной  власти
Российской Федерации  в  порядке,  установленном законодательством
Российской Федерации,  но и опубликовать ее в  средствах  массовой
информации,  а  также в информационной системе общего пользования.
Исключение  составляет  информация,   раскрытие   которой   влечет
возникновение  конфликта  интересов саморегулируемой организации и
ее участников.
    Подробно регламентируется       организационная      структура
саморегулируемой    организации;     источники     финансирования;
ограничения   деятельности   саморегулируемой   организации  и  ее
сотрудников; требования к уставу и наименованию.
    Кроме того, устанавливается порядок и основания взаимодействия
саморегулируемых    организаций    с    регулирующими    органами.
Саморегулируемые    организации    привлекаются    к   участию   в
нормотворческой деятельности -  участвуют  в  подготовке  проектов
нормативно-правовых  актов  по  вопросам,  связанным  с  предметом
саморегулирования,   направляют   заключения   на   представленные
проекты.  При этом саморегулируемая организация обязана направлять
в регулирующий орган (по принадлежности) правила  и  стандарты  по
предмету  саморегулирования,  а также изменения и дополнения к ним
не позднее 7 дней после их принятия.  Регулирующий орган,  в  свою
очередь, не вправе принимать решения, обязывающие саморегулируемую
организацию к совершению действий,  нарушающих требования правил и
стандартов  организации,  либо к уклонению от совершения действий,
являющихся обязательными для данной организации.

    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    "Комментарий к Гражданскому кодексу
    Российской Федерации (Часть первая)"
    (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина)
    (Издательство "Юрайт", 2003)

    Постатейный научно-практический    комментарий    Гражданского
кодекса  РФ  вобрал в себя наряду с непосредственным рассмотрением
норм  упомянутого  кодифицированного  документа  также  и   анализ
отдельных положений практически всех основных нормативных правовых
актов,  составляющих  национальное  гражданское  законодательство,
включая   и   обширную   судебную   практику,   которая   способна
ликвидировать  пробелы  нормативной  базы  и  уточнить   некоторые
разночтения закона, случающиеся как среди ученых правоведов, так и
среди юристов-практиков.
    В  комментарии  показана  взаимосвязь  институтов гражданского
права,  регулируемых  частью  первой  Кодекса (гражданские права и
обязанности,  лица, объекты гражданских прав, сделки, сроки, право
собственности,  общие положения об обязательствах и т.д.), с более
чем  350  законодательными актами и подзаконными актами Президента
РФ,  Правительства  РФ,  федеральных органов исполнительной власти
Российской  Федерации,  актами  и разъясняющими документами высших
судебных органов России, а также международными договорами.

    "Комментарий к Федеральному закону
    "О транспортно-экспедиционной деятельности"
    от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ"
    (Б.Д. Завидов)

    Многочисленные участники  гражданского оборота:  перевозчики и
грузополучатели, грузоотправители и посредники-экспедиторы, причем
на   всех   видах   транспорта:   автомобильном,  железнодорожном,
воздушном,  водном,  морском, - уже несколько лет ожидали принятия
специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
    Существующей  в Гражданском  кодексе РФ главы 41 "Транспортная
экспедиция"  уже  не  достаточно  для  полноценного  регулирования
правоотношений  в области  экспедиционной  деятельности.  И вот 11
июня  2003  года был принят Государственной Думой,  а 30 июня 2003
года  подписан  Президентом Российской Федерации Федеральный закон
"О  транспортно-экспедиционной  деятельности".  Опубликован  он  в
"Российской  газете"  3 июля  2003  года  и с этой даты официально
вступил в силу.
    Настоящая работа     является     постатейным     комментарием
Федерального     закона     от     30.06.2003     N    87-ФЗ    "О
транспортно-экспедиционной деятельности".  Структурно  Комментарий
повторяет Федеральный закон - 14 статей объединены в 4 главы.
    Помимо этого,  в  Комментарии   имеются   еще   два   раздела,
предваряющие  собственно  анализ Федерального закона.  Один из них
посвящен      толкованию       терминов       "экспедитор"       и
"транспортно-экспедиционная  деятельность",  упомянутых в названии
Закона,  и определению понятия "договор транспортно-экспедиционной
деятельности",  его элементов и предназначения,  а другой содержит
анализ   основных   причин   принятия   Федерального   закона   "О
транспортно-экспедиционной   деятельности"  и  характеристику  его
структуры.
    Еще одной особенностью Комментария является то, что в нем идет
речь о предъявлении претензий и исков  к  экспедитору  и  нюансах,
возникающих   при  рассмотрении  таких  претензий  (исков).  Также
раскрывается своеобразие действия других законов и правовых  актов
в  связи  с  принятием  Федерального закона,  в частности,  Правил
транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий,  организаций
и учреждений в РСФСР,  утвержденных 6 февраля 1981 года.  Основные
положения  этих  Правил  тоже   представлены   в   рассматриваемом
материале.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное