Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Ноябрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
===========На=правах=рекламы=========================================== Пятидневные семинары-конференции в Москве: 1. "ЭФФЕКТИВНАЯ ДОГОВОРНАЯ И ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА" (17-21 ноября 2003г.) с участием Розенберга М.Г. - арбитра МКАС при ТПП РФ; Новоселовой Л.А. - судьи ВАС РФ и др. 2. "Практика применения нового процессуального законодательства РФ" (24-28 ноября 2003г.) с участием Витрянского В.В. - зам. председателя ВАС РФ; Большовой А.К. - председателя Арбитражного суда г. Москвы и др. Тел. (095) 244-77-88, 244-76-56 E-mail:info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru/ ======================================================================= АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 17 ноября 2003 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О способах обеспечения уплаты таможенных платежей 1 января 2004 года вступит в силу Распоряжение ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей". Обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой совокупность мер имущественного характера, побуждающих участников таможенных правоотношений (в специально предусмотренных таможенным законодательством случаях) к исполнению обязанностей по уплате пошлин и налогов. Обобщая правила Таможенного кодекса Российской Федерации, Распоряжение приводит перечень обстоятельств, при которых могут использоваться меры, обеспечивающие уплату таможенных платежей. Это, например, предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, условный выпуск товаров, перевозка или хранение иностранных товаров, осуществление деятельности в области таможенного дела. Однако перечень, закрепленный Распоряжением, не исчерпывающий и может быть расширен актами таможенного законодательства. Обратим внимание, что обеспечительные меры применяются только тогда, когда сумма таможенных платежей составляет не менее 20 тысяч рублей. Об этом сказано в рассматриваемом документе. Но существует и еще одно обстоятельство, позволяющее отказаться от применения мер обеспечения. Это - доверие к плательщику таможенных пошлин и налогов. В соответствии со статьей 337 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства плательщика будут выполнены. В качестве способов обеспечения таможенных обязательств может использоваться банковская гарантия, залог товаров и иного имущества, поручительство, а также такое специфическое средство, как денежный залог (внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе). При этом плательщик пошлин и налогов вправе самостоятельно избрать наиболее приемлемый из них. Если планируется обеспечить исполнение обязательств банковской гарантией, то следует обращаться в кредитную или страховую организацию, которая включена в специальный реестр. В настоящее время такой реестр утвержден Приказом ГТК России от 18.09.2003 N 1039 "Об утверждении реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами". Он включает 99 кредитных организаций (не считая обособленных подразделений) и 5 страховых. Банковскую гарантию, выданную не включенной в список организацией, таможенный орган не примет. Распоряжение рекомендует таможенным органам принимать банковские гарантии, срок действия которых не превышает 14 месяцев. Если предпочтительными способами являются залог или поручительство, в таможенный орган необходимо представить подписанный и удостоверенный проект соответствующего договора. Содержание договора должно удовлетворять закрепленным Распоряжением требованиям (п. п. 50 и 62). Залогодателем может являться как лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин и налогов, так и любое иное лицо. Поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица. Предмет залога - товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, способное быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством. Предмет денежного залога - валюта Российской Федерации или иностранная валюта, курс которой котируется Банком России. Проценты на сумму денежного залога не начисляются. Наиболее оперативным способом обеспечения таможенных обязательств, очевидно, является банковская гарантия. Решение о принятии либо об отказе в принятии банковской гарантии принимается в течение двух рабочих дней со дня ее представления в таможенный орган. Способы заключения договора залога и договора поручительства аналогичны. Сначала таможня в течение месяца рассматривает проект договора. Затем, также в течение месяца, проект согласовывается с ГТК России. И только потом он подписывается таможней (в течение 3 дней). Правда, ГТК России вправе установить случаи и категории лиц, с которыми договор поручительства может заключаться без согласования с ГТК России. Однако такого документа пока нет. Об изъятии или замене товаров, перемещаемых через таможенную границу, при осуществлении контролируемой поставки Согласно ст. 436 нового Таможенного кодекса РФ порядок изъятия или замены товаров, перемещаемых через таможенную границу, при осуществлении контролируемой поставки определяется Правительством РФ. При этом речь идет о товарах, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 05.11.2003 N 671, вступающим в силу с 1 января 2004 года, утверждено Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров при осуществлении контролируемой поставки (далее - Положение). Положение устанавливает порядок полного или частичного изъятия или замены перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров при осуществлении контролируемой поставки, осуществляемой в соответствии с международными договорами Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств. Напомним, что контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров. Использование метода контролируемой поставки предусмотрено во многих двусторонних соглашениях о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах между Правительством РФ и правительствами других государств. В соответствии с Положением полное или частичное изъятие или замена перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению, осуществляется в каждом случае на основании договоренности органа, осуществляющего контролируемую поставку, с компетентными органами иностранных государств, участвующими в осуществлении контролируемой поставки. Полное или частичное изъятие или замена перемещаемых через таможенную границу товаров при осуществлении контролируемой поставки производится органом, осуществляющим контролируемую поставку, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Для этого создается комиссия, состоящая из представителей таможенных органов, а при необходимости иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Изъятие или замена товаров оформляется актом комиссии. О порядке определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг 28 октября 2003 года издан Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) N 374 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.10.2003 N 5207). Порядок установлен МАП РФ по согласованию с Банком России на основании Федеральных законов от 23.06.2003 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Прежде всего, напомним, что доминирующее положение финансовой организации - это объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (или несколькими финансовыми организациями), позволяющий оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднять доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям. При этом само по себе доминирующее положение кредитной организации на рынке банковских услуг не является нарушением антимонопольного законодательства. Состав правонарушения образует лишь злоупотребление доминирующим положением посредством совершения действий, предусмотренных статьей 5 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Доминирующее положение кредитной организации на рынке банковских услуг устанавливается: по заявлению Банка России, органов исполнительной власти и местного самоуправления, организаций, граждан, индивидуальных предпринимателей; ходатайств и уведомлений, поданных в соответствии с порядком контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг; а также на основании решения коллегии федерального антимонопольного органа. Доминирующее положение может определяться в отношении группы кредитных организаций. Для установления доминирующего положения кредитной организации определяется доля кредитной организации в границах рынка банковских услуг (независимо от ее места нахождения, определенного в учредительных документах). Подчеркивается, что не является доминирующим положением кредитной организации на рынке банковских услуг положение, при котором ее доля на федеральном рынке банковских услуг составляет менее 10 процентов или на части территории России - менее 20 процентов. Этапами установления доминирующего положения являются: определение границ рынка банковских услуг, оборота (объема) банковских услуг и долей кредитных организаций на рынке. При этом следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 N 194 утверждена методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций. Границы рынка банковских услуг определяются путем исследования спроса и предложения банковской услуги. Особое внимание при этом уделяется спросу населения. Кроме того, исследование рынка банковских услуг, проводимое в целях определения его границ, включает определение вида банковской услуги (банковской операции или сделки) и места ее предоставления потребителям на территории Российской Федерации или ее части. Факторы, учитываемые при определении границ рынка, следующие: наличие возможности потребителей приобрести банковскую услугу в другой части территории Российской Федерации; экономическая целесообразность приобретения банковской услуги в данной части территории Российской Федерации, в том числе существенность дополнительных расходов (в том числе транспортных) потребителя на получение банковской услуги в другой части территории Российской Федерации и другие факторы. Установлено, что анализ доминирующего положения кредитной организации на рынке банковских услуг осуществляется на основе получаемой информации от Центрального банка РФ, кредитных организаций, саморегулируемых организаций, объединений, союзов, экспертов, иных юридических и физических лиц. Источниками информации о рынке банковских услуг являются, в частности: данные государственной статистической отчетности; информация государственных органов власти, Центрального банка РФ, органов местного самоуправления; сведения об объеме банковских услуг, полученные антимонопольными органами непосредственно от кредитных организаций. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О регулировании некоторых вопросов адвокатской деятельности в Республике Карелия В Республике Карелия принят Закон от 27.10.2003 N 715-ЗРК "О регулировании некоторых вопросов адвокатской деятельности" (далее - Закон). Закон регулирует условия и порядок создания, материально-технического обеспечения юридических консультаций; оказания бесплатной юридической помощи, а также участия Законодательного Собрания Республики Карелия в формировании квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Карелия. Согласно Закону юридическая консультация создается Адвокатской палатой по представлению Правительства Республики, если на территории одного судебного района число адвокатов во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью. Образуемым юридическим консультациям предоставляются в аренду нежилые помещения, находящиеся в республиканской собственности, по ставкам арендной платы, установленным для органов государственной власти, и нормативам площади, установленным федеральным законодательством. При отсутствии в населенном пункте нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, юридическим консультациям возмещаются расходы по аренде помещения в размере, исчисляемом исходя из ставок арендной платы, установленных для органов государственной власти при аренде нежилых помещений. Для получения бесплатной юридической помощи гражданам России необходимо предоставить адвокату справку органа социальной защиты о том, что среднедушевой доход обратившегося за помощью ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия, и документ, удостоверяющий личность. Ветераны Великой Отечественной войны для получения бесплатной юридической помощи по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, кроме того, должны предоставить удостоверение ветерана войны. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должны предоставить свидетельство о рождении и справку учреждения системы профилактики безнадзорности о том, что несовершеннолетний содержится в указанном учреждении. Законом установлен порядок избрания представителей от Законодательного Собрания Республики Карелия в квалификационную комиссию при Адвокатской палате и требования, предъявляемые к ним. Так, в квалификационную комиссию при Адвокатской палате избираются два представителя от Законодательного Собрания сроком на два года. Представителями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Право на выдвижение кандидатур предоставлено депутатам Законодательного Собрания и Главе Республики. О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики (КБР) от 27.10.2003 N 305-ПП "О передаче полномочий по предоставлению гражданам КБР субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг департаментам труда и социального развития районов и городов Республики" рекомендовано местным администрациям районов и городов Республики передать до 1 января 2004 года департаментам труда и социального развития районов и городов республики соответствующую штатную численность отделов жилищных субсидий с материально-технической, информационной базой, необходимой для осуществления деятельности по начислению субсидий. Указанным Постановлением утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно которому субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах или общежитиях, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности. Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на субсидию. Субсидии предоставляются департаментами труда и социального развития городов и районов Республики в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. При этом в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать 1/2 МРОТ на человека. Положением установлены два варианта расчета величины субсидий. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за содержание жилья и коммунальные услуги. Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается Правительством КБР. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О конституционности пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ Конституционным Судом РФ в связи с жалобой гражданки И.Н. Ивановой рассмотрен вопрос о соответствии Конституции РФ пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и вынесено Определение от 10.07.2003 N 316-О. Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации. Пунктами 1 и 2 этой статьи установлены санкции в виде штрафов, размер которых зависит от сроков задержки представления в налоговый орган налоговой декларации. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2002 с И.Н. Ивановой в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ взыскан штраф за несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации на реализацию горюче-смазочных материалов за III и IV кварталы 2000 года. И.Н. Иванова просила Конституционный Суд признать п. 2 ст. 119 НК РФ не соответствующим Конституции РФ, так как, по ее мнению, во взаимосвязи с п. 1 той же статьи он позволяет применять двойную ответственность за одно и то же нарушение. Правовая позиция Конституционного Суда по данному вопросу такова. Налоги могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков и иные существенные элементы налоговых обязательств. Только при соблюдении этих условий на налогоплательщика может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы и ответственность за ее неисполнение. Налоговые декларации (которые не входят в перечень обязательных элементов налогообложения) представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, то есть ответственность за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в частности Инструкции МНС РФ, принимаемые по вопросам, связанным с налогообложением, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут его изменять или дополнять (ст. 4 НК РФ). Статьей 4 Закона РФ от 18.10.1991 "О дорожных фондах в РФ", утратившей силу с 1 января 2001 г., устанавливался налог на реализацию горюче-смазочных материалов, но при этом Законом не были установлены ни обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы декларации, ни сроки их представления. Соответствующая обязанность налогоплательщиков была предусмотрена Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59. В этом случае, согласно правовой позиции Конституционного Суда (высказанной также ранее в Определении от 05.11.2002 N 319-О), ведомственный акт (в данном случае Инструкция МНС РФ) не может рассматриваться как основание для издания актов, ограничивающих права или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом. Таким образом, в рассматриваемом случае п. 2 ст. 119 НК РФ, устанавливающий ответственность за непредставление налоговой декларации, не содержит оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации, поскольку соответствующая обязанность предусмотрена ведомственным правовым актом. Конституционно-правовой смысл положения п. 2 ст. 119 НК РФ является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. ЗАКОНОПРОЕКТЫ О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный группой депутатов. Данный законопроект вносит в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ряд изменений и дополнений, имеющих содержательный и редакционный характер. В области административных правонарушений на транспорте ответственность за нарушение правил погрузки и разгрузки судов предполагается распространить на всех граждан и должностных лиц, совершающих данное нарушение, и установить ее исключительно в форме штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда - для граждан и от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда - для должностных лиц. Далее изменениями предусматривается, что субъектом нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, наряду с гражданами и должностными лицами, могут быть признаны юридические лица. В сфере контроля за использованием и охраной водных объектов из перечня органов, осуществляющих государственный контроль и уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в этой сфере, исключаются высшие должностные лица администрации Северного морского пути (применительно к административным правонарушениям, совершенным на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах). Также рассматриваемый законопроект вносит изменения в главу 20 Кодекса "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" - исключается статья 20.2.1 "Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности" и вводится статья 20.28 с аналогичным содержанием. При применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предполагается предоставить должностным лицам органов, проводящих контртеррористическую операцию, право принудительного препровождения физического лица для составления протокола о невыполнении в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию. Данное право предоставляется в случае, если составление протокола является обязательным, а на месте выявления административного правонарушения его составление невозможно. Кроме того, указанный законопроект предусматривает устранение ряда технических неточностей, затрудняющих применение соответствующих норм Кодекса. Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект Федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", внесенный Президентом РФ. Целью данного законопроекта является законодательное закрепление правового статуса основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В настоящее время их юридическая значимость определяется актами Правительства РФ и подчиненных ему ведомств. По мнению разработчиков, детальная регламентация требований к основным документам и порядка их оформления, выдачи, замены, сдачи и изъятия позволит защитить интересы граждан, существенно стабилизировать миграционную ситуацию в стране, пресечь преступления и правонарушения, совершаемые с использованием этих документов. В законопроекте дается понятие основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, устанавливается их исчерпывающий перечень, рассмотрены обязанности граждан по бережному хранению своих основных документов и обязанности органов внутренних дел по оформлению, выдаче (замене) и приему этих документов, требования к ним, основания для замены или временного отказа в выдаче основного документа. Согласно законопроекту, к основным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (далее - основные документы), относятся: паспорт гражданина Российской Федерации; заграничный паспорт; дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. В соответствии с законопроектом основные документы должны иметь систему защиты от их несанкционированного изготовления и подделки. Законопроект регламентирует вопросы, касающиеся паспорта гражданина РФ - определяется возраст граждан, обязанных иметь паспорт (14 лет), срок действия паспорта и исчерпывающий перечень сведений и отметок, содержащихся в нем. Регулируется порядок оформления и выдачи (замены) паспорта, а также порядок его сдачи в определенных законопроектом случаях. Установлен перечень органов и должностных лиц, наделенных правом осуществлять изъятие этого основного документа. Аналогичные вопросы рассматриваются относительно других основных документов.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||