Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================
ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ В МОСКВЕ:
 Новое в законодательстве и судебно-арбитражной практике /10-14 ноября/
 Эффективная договорная и претензионная работа в организации /17-21 ноября/
 Практика применения нового процессуального законодательства РФ /24-28 ноября/
 Новый Таможенный кодекс РФ /1-2 декабря/
 Внешнеторговый контракт /3 декабря/
 Новое в правовом обеспечении договоров ж/д перевозки грузов /4-5 декабря/ и
другие
тел. (095) 244-76-56, 244-77-88, info@m-logos.ru, www.m-logos.ru
=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 3 ноября 2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О внесении изменений и дополнений в законодательство
    Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов

    23 октября 2003 года Президентом Российской Федерации подписан
Федеральный закон N 132-ФЗ "О внесении изменений  и  дополнений  в
некоторые  законодательные  акты  Российской Федерации по вопросам
реабилитации инвалидов".
    Цель принятия   рассматриваемого   Закона   -  уточнение  норм
отдельных законодательных актов  в  части  регламентации  вопросов
реабилитации  инвалидов,  предоставления  инвалидам  технических и
иных средств  реабилитации,  установления  их  прав  на  получение
компенсаций  расходов  на транспортное обслуживание и эксплуатацию
транспортных средств.  Принятие рассматриваемого  Закона  особенно
актуально в свете проведения в 2003 году в России Года инвалидов в
соответствии  с  Указом   Президента   Российской   Федерации   от
01.04.2003 N 383.
    Прежде всего,   внесены   изменения  в  Федеральный  закон  от
24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите  инвалидов  в  Российской
Федерации"   -   изменилось   понятие   реабилитации  инвалидов  и
перечислены  основные   направления   реабилитации.   Реабилитация
инвалидов   -   это  система  и  процесс  полного  или  частичного
восстановления способностей инвалидов к  бытовой,  общественной  и
профессиональной    деятельности.   Реабилитация   направлена   на
устранение  или  возможно  более  полную  компенсацию  ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.
    Одновременно предусматриваются      основные       направления
реабилитации инвалидов, в частности: восстановительные медицинские
мероприятия;  профессиональная ориентация, обучение и образование,
содействие    в    трудоустройстве;   физкультурно-оздоровительные
мероприятия и спорт.
    В этот   же   Закон  вводится  понятие  "технические  средства
реабилитации инвалидов",  перечисляются виды  технических  средств
реабилитации  (средства  для  передвижения,  включая  транспортные
средства  с   ручным   управлением;   специальные   средства   для
самообслуживания;  протезные изделия   и т.д.),  предусматривается
порядок обеспечения ими инвалидов  в  зависимости  от  медицинских
показаний и противопоказаний, а также социальных критериев.
    Изменениями предусматривается предоставление инвалидам,  в том
числе  детям-инвалидам,  достигшим  пятилетнего возраста,  имеющим
соответствующие   медицинские   показания,   транспортных  средств
(легковых  автомобилей,  включая  автомобили с ручным управлением,
или мотоколясок) органами социальной защиты населения субъектов РФ
или  Фондом  социального  страхования РФ бесплатно или на льготных
условиях.  Право вождения транспортного средства, предоставленного
ребенку-инвалиду,     передается     взрослому     члену     семьи
ребенка-инвалида или его законному представителю.
    Кроме того,  изменения,  касающиеся  предоставления  инвалидам
бесплатно   в   пользование  транспортного  средства  при  наличии
соответствующих     медицинских     показаний     и     отсутствии
противопоказаний к его вождению,  внесены в Закон РФ от 15.05.1991
N 1244-1 "О социальной защите  граждан,  подвергшихся  воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",  Закон РФ от
18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических  репрессий"
и  Федеральный  закон  от  24.07.1998  N  125-ФЗ  "Об обязательном
социальном страховании от несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний".

    Об условиях содержания лиц,
    задержанных за административное правонарушение

    Административное задержание представляет собой кратковременное
ограничение  свободы  физического   лица   в   целях   обеспечения
правильного и своевременного рассмотрения дела об административном
правонарушении, а также исполнения постановления по этому делу.
    Срок административного  задержания  по общему правилу не может
превышать трех часов, а в случаях,  прямо указанных в законе, - 48
часов.
    Административное задержание применяется исключительно в  целях
пресечения административного правонарушения, установления личности
нарушителя,  обеспечения своевременного и правильного рассмотрения
дела  об административном правонарушении и исполнения принятого по
делу постановления.  Для составления протокола об административном
правонарушении данная мера принуждения применяется лишь в случаях,
когда отсутствует возможность составить  его  на  месте  выявления
проступка.
    Как правило,  основанием  для   административного   задержания
являются   деяния,  бросающие   вызов  моральным  устоям  общества
(злоупотребление спиртными  напитками,  хулиганство,  проституция,
хищения  и  т.п.).  В  то  же время причиной задержания могут быть
действия,  которые приобретают общественно опасный характер только
в   определенных   условиях.  Например,  нарушение  установленного
порядка проведения  собрания,  митинга,  демонстрации,  проведение
предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее
проведение  запрещено,  нарушение  правил  производства,  продажи,
коллекционирования,   экспонирования,   учета,  хранения,  ношения
оружия и патронов к нему и т.д.
    Порядок содержания  подвергнутых  административному задержанию
лиц  определен  вступившим   в   силу   28   октября   2003   года
Постановлением  Правительства Российской Федерации  от  15.10.2003
N 627 "Об утверждении  Положения  об  условиях   содержания   лиц,
задержанных  за административное правонарушение,  нормах питания и
порядке медицинского обслуживания таких лиц".
    И поскольку административное задержание все-таки не наказание,
а,  как  отмечалось  выше, - мера   процессуального   принуждения,
Постановление содержит ряд правил, гарантирующих некоторые права и
свободы.
    Так, задержанные   лица   должны   содержаться  в   специально
отведенных для этого помещениях,  норма площади в которых не может
быть менее 2 квадратных метров для одного задержанного.
    Постановление запрещает  размещать  в  специальных  помещениях
беременных женщин,  лиц с заболеваниями (травмами) средней тяжести
или  тяжелыми,  страдающих  средней или тяжелой степенью сахарного
диабета, взрослых граждан, имеющих при себе детей в возрасте до 14
лет   (если   отсутствует   возможность   передать  малолетних  их
родственникам или иным законным представителям).
    В специальном   помещении   раздельно  размещаются  мужчины  и
женщины, несовершеннолетние и совершеннолетние лица, лица, имеющие
признаки  инфекционных  заболеваний  или признаки,  указывающие на
наличие у них таких заболеваний.
    В целях  выявления у задержанного психических,  инфекционных и
угрожающих  жизни  заболеваний   производится   опрос   и   осмотр
задержанного лица.
    При необходимости задержанному оказывается медицинская помощь.

    Задержанные на   срок   более   3   часов   в   ночное   время
обеспечиваются  местом  для  сна и питанием по норме N 3 суточного
довольствия,  утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации  от  1 декабря 1992 г.  N 935.  Эти лица вправе получать
предметы первой необходимости и продукты питания от  родственников
и других лиц.

    Об оплате труда адвоката,
    участвующего в уголовном деле по назначению

    В соответствии  с  Постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от  04.07.2003  N 400 "О размере оплаты труда адвоката,
участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве  по
назначению  органов дознания,  органов предварительного следствия,
прокурора или суда" размер оплаты  труда  адвоката  за  один  день
участия  в  качестве  защитника  в  уголовном  судопроизводстве по
назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора
или  суда  может  варьироваться  от  четверти минимального размера
оплаты труда до одного минимального размера оплаты труда.
    С 1 октября текущего года это соответственно 150 - 600
рублей  в  день.  Учитывая,  что  Федеральный закон от  01.10.2003 
N 127-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О
минимальном  размере  оплаты  труда"  позволяет   органам   власти
субъектов   Российской   Федерации   (за   исключением   субъектов
Российской Федерации - получателей дотаций из  Федерального  фонда
финансовой  поддержки  субъектов  Российской  Федерации) принимать
законы,   устанавливающие   более   высокий   по    сравнению    с
общероссийским  размер  минимальной  заработной  платы,  названные
показатели могут быть даже несколько выше.
    31 октября  2003 года вступил в силу совместный Приказ Минюста
Росси N 257 и Минфина России N 89н от 06.10.2003  "Об  утверждении
порядка  расчета  оплаты  труда адвоката,  участвующего в качестве
защитника  в  уголовном  судопроизводстве  по  назначению  органов
дознания,  органов предварительного следствия, прокурора или суда,
в зависимости от сложности уголовного дела".
    Приказ дифференцировал   величину  вознаграждения  адвоката  в
зависимости от судебной инстанции,  подсудности  уголовного  дела,
состава  суда,  личности  и  количества  подзащитных,  сложности и
объема уголовного дела, а также особенностей его рассмотрения.
    Так, по   уголовным  делам,  рассматриваемым  Верховным  Судом
Российской Федерации,  судом с участием присяжных заседателей,  по
делам,   отнесенным  к  подсудности  Верховного  Суда  республики,
краевого или областного суда,  суда города федерального  значения,
автономной  области,  автономного  округа  и окружного (флотского)
военного суда вновь изданный Приказ устанавливает оплату труда  на
уровне одного минимального размера оплаты труда.
    По уголовным делам  в  отношении  трех  или  более  обвиняемых
(подсудимых) лиц,  а также в случае предъявления обвинения по трем
или более инкриминируемым преступлениям либо при объеме материалов
уголовного дела более трех томов - семьдесят пять процентов МРОТ.
    За день  участия  по  делам,  рассматриваемым  в  закрытых или
выездных судебных заседаниях;  в отношении  несовершеннолетних,  в
отношении   лиц,   не   владеющих   языком,   на  котором  ведется
судопроизводство;  а  также  в  отношении  лиц,  которые  в   силу
физических  или  психических  недостатков  не могут самостоятельно
осуществлять свое право на защиту, - пятьдесят процентов МРОТ.
    По другим уголовным делам - двадцать пять процентов МРОТ.

    Размер оплаты труда адвоката по уголовным делам (кроме тех, за
которые установлена оплата  на  уровне  одного  МРОТ)  может  быть
увеличен   на   двадцать   пять   процентов   МРОТ   на  основании
мотивированного  постановления  (определения)   органа   дознания,
предварительного   следствия,   прокурора   или  суда.  Основанием
увеличения в данном случае  является  степень  тяжести  вменяемого
преступления,  количества подозреваемых,  обвиняемых (подсудимых),
объема материалов дела,  необходимости выезда адвоката в  процессе
ведения  дела  в другой населенный пункт и совершение преступления
отдельными категориями граждан.
    Время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат
был фактически занят  выполнением  поручения  вне  зависимости  от
длительности работы в течение дня.

    Об утверждении Единых требований к формированию
    и формализации налоговых деклараций

    МНС России, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 31 и
80  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  по  разработке   и
утверждению   форм   налоговых   деклараций  и  инструкций  по  их
заполнению,  в целях совершенствования порядка  ввода  в  действие
новых  форм налоговых деклараций утвердило новые Единые требования
к формированию и формализации налоговых деклараций (далее - Единые
требования).  Единые  требования содержатся в приложении к Приказу
МНС России от 01.09.2003 N БГ-3-06/484, которым вносятся изменения
и  дополнения  в  Приказ МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 "О
порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций".
    Единые требования   являются  документом,  который  определяет
содержание и структуру  налоговых  деклараций.  В  соответствии  с
Едиными   требованиями   разрабатываются   новые  формы  налоговых
деклараций и/или вносятся изменения и  дополнения  в  существующие
формы налоговых деклараций.
    Приказом поручено методологическим департаментам и управлениям
МНС  России  в  месячный  срок подготовить и внести на утверждение
согласованные изменения и дополнения в действующие формы налоговых
деклараций  и  инструкции  по  их заполнению с учетом утвержденных
Единых требований.
    Изданным Приказом  дополнен   перечень   документов,   наличие
которых  обязательно  при  вводе  в  действие новых форм налоговых
деклараций.  Теперь,  помимо инструкции  по  заполнению  налоговых
деклараций   и   документов,  содержащих  контрольные  соотношения
показателей налоговых деклараций для проведения автоматизированной
камеральной    проверки,   обязательными   являются   методические
рекомендации  по   проведению   камеральной   проверки   налоговой
декларации.
    Новые Единые требования полнее и подробнее прежних  определяют
состав  и  структуру  налоговой  декларации.  Налоговая декларация
должна состоять из следующих частей -  титульный  лист;  раздел  1
декларации,  содержащий  информацию о суммах налога,  подлежащих к
уплате в бюджет по данным  налогоплательщика;  раздел  декларации,
содержащий   основные   показатели,   участвующие   в  контрольных
соотношениях  и  используемые  для  исчисления  налога,  а   также
необходимые  для  формирования статистической отчетности налоговых
органов  (налоговые  базы,   налоговые   ставки,   суммы   налога,
подлежащие  уплате  или  возврату,  иные  показатели  -  налоговые
льготы,  вычеты   и   др.);   разделы   (приложения),   содержащие
дополнительные  данные об отдельных показателях,  используемых при
исчислении налога (при необходимости).
    Единые требования дополнены новым разделом - Единые требования
к формализации налоговых деклараций и иных документов, связанных с
исчислением  и  уплатой  налогов,  который определяет требования к
бланкам  налоговых  документов,   к   табличной   форме   разделов
деклараций   и   использованию  общероссийских  классификаторов  и
справочников.
    Увеличено количество  приложений,  которые  теперь содержат не
только типовую форму и порядок заполнения  титульного  листа  (что
было  и ранее),  но и типовую форму раздела 1 декларации,  а также
требования к бланкам налоговых документов на бумажных носителях  и
требования к структуре налоговых деклараций.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О сертификате законопослушного
    налогоплательщика Хабаровского края

    Постановлением  Губернатора  Хабаровского  края  от 10.10.2003
N 291  утвержден  Порядок  выдачи   сертификата   законопослушного
налогоплательщика   Хабаровского   края,   который   вручается  за
соблюдение налогового законодательства.
    Сертификат предоставляет  его владельцу преимущественное право
на  государственную  поддержку   при   получении:   инвестиционных
налоговых  кредитов;  гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы,
направляемые на развитие производства;  льготных кредитов за  счет
средств   краевого   или   местного  бюджетов;  права  пользования
природными ресурсами при проведении конкурсов,  тендеров,  а также
при   проведении   подрядных   торгов   при   размещении   заказов
Правительства края и органов местного самоуправления.
    Согласно утвержденному   Порядку  претендентами  на  получение
сертификата  могут  быть  лица,  зарегистрированные   в   качестве
налогоплательщиков   и   осуществляющие   свою   деятельность   на
территории Хабаровского  края,  не  имеющие  нарушений  налогового
законодательства,   а   также   победители   и  лауреаты  конкурса
"Предприниматель года".
    Сертификат вышеуказанным  категориям  налогоплательщиков может
быть предоставлен при условии отсутствия налоговых правонарушений,
а также уплаты налогоплательщиком за предшествующий финансовый год
совокупной суммы обязательных платежей в бюджеты всех  уровней  не
менее 5 млн.  руб., в том числе в краевой бюджет - не менее 2 млн.
руб.
    Для получения  налогоплательщиком  сертификата  орган местного
самоуправления или  государственный  орган  исполнительной  власти
края   должен   подать   в   Совет   по   взаимодействию  органов,
осуществляющих контроль за поступлением  доходов  в  бюджет  края,
ходатайство  о  рассмотрении  претендента  для выдачи сертификата,
заявление и  иные  документы.  После  рассмотрения  представленных
документов совет выносит решение о подготовке проекта распоряжения
Губернатора Хабаровского края о выдаче сертификата либо об отказе.
    Сертификат выдается   на  срок  не  более  2-х  лет.  Действие
сертификата  прекращается  в  случае  выявления  фактов  нарушения
налогового законодательства в период его действия, либо проведения
налогоплательщиком процедуры реорганизации, ликвидации.

    Об обороте земель сельскохозяйственного
    назначения в Рязанской области

    14 октября 2003 года вступил в силу Закон Рязанской области от
06.10.2003  N  64-ОЗ  "Об  обороте  земель   сельскохозяйственного
назначения  на  территории  Рязанской  области",  который принят в
целях реализации Федерального закона от 24.07.2002  N  101-ФЗ  "Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения".
    Принятый Закон регулирует отношения,  связанные  с  владением,
пользованием и распоряжением земельными участками, и устанавливает
правила,  применяемые к обороту земельных участков и долей в праве
общей    собственности    на    земельные    участки   из   земель
сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области.
    Согласно Закону  начало  приватизации  земельных  участков  из
земель    сельскохозяйственного    назначения,    находящихся    в
государственной или муниципальной собственности,  расположенных на
территории области,  осуществляется через 5 лет после вступления в
силу рассматриваемого Закона.
    Законом   установлены  предельные  минимальные  и максимальные
размеры   земельных   участков   из  земель  сельскохозяйственного
назначения   при  их  предоставлении.   Так,   минимальный  размер
земельных участков устанавливается:  при предоставлении земельного
участка  из  государственных  или муниципальных земель - в размере
дифференцированной  нормы  бесплатной передачи земли,  принятой на
территории   соответствующего   муниципального   образования   при
реорганизации  сельскохозяйственных предприятий;  для искусственно
орошаемых или осушаемых земель - 100%  данного земельного участка.
Предельный  максимальный  размер  общей площади земельных участков
сельскохозяйственных  угодий,  которые  расположены  на территории
одного   административно-территориального   образования   и  могут
находиться  одновременно  в собственности гражданина,  его близких
родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин
или  его  близкие родственники имеют право распоряжаться более чем
50% общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие
уставные  капиталы  данных  юридических лиц,  составляет 10% общей
площади    сельскохозяйственных    угодий    в   границах   одного
административно-территориального образования.
    Законом также  предусмотрено  преимущественное  право  покупки
администрацией   области   и   органом   местного   самоуправления
земельного участка при его продаже из земель сельскохозяйственного
назначения.  Администрация области  имеет  преимущественное  право
покупки земельного участка при продаже земельного участка по цене,
за которую  он  продается,  за  исключением  продажи  с  публичных
торгов.  Такое  право  возникает  у  администрации  области,  если
продаваемый  земельный  участок  занимает  5  и   более   гектаров
сельскохозяйственных  угодий  либо  если  размер  каждого  из  них
составляет менее 5 гектаров,  но  они  имеют  общие  границы  и  в
совокупности  составляют  общий  земельный  участок размером 5 или
более гектаров.  При этом не допускается  искусственное  дробление
продаваемого  земельного участка,  в результате которого изменится
преимущественное право администрации на его приобретение,  если до
продажи согласно землеустроительным документам в течение 6 месяцев
земельный участок занимал 5 и более гектаров.
    Преимущественное право покупки продаваемого земельного участка
возникает у  муниципального  образования  только  в  случае,  если
размер земельного участка составляет менее 5 гектаров.
    На продавца  земельного  участка  возложена   обязанность   по
уведомлению администрации области или муниципального образования о
продаже земельного участка с указанием цены и других  существенных
условий   договора.   Администрация   области   или  муниципальное
образование в течение 1 месяца принимают  решение  о  приобретении
земельного участка.
    При продаже доли в  праве  общей  собственности  на  земельные
участки,  в  случае  отказа  участников  долевой  собственности от
покупки доли или отсутствии  заявки  о  намерении  приобрести  ее,
продавец  также  обязан известить в письменной форме администрацию
области, а в случае, если на долю приходится  менее  5 гектаров, -
муниципальное  образование  о  намерении продать долю на земельный
участок.
    Установлено, что  в  случае  неиспользования в течение 2-х лет
части находящегося в долевой собственности земельного  участка  из
земель  сельскохозяйственного назначения муниципальное образование
вправе   выделить его в  самостоятельный  земельный  участок.  Для
признания  права  собственности  на  указанный  земельный  участок
муниципальное  образование  должно  подать  в  суд   заявление   о
признании права собственности.  Данное заявление может быть подано
в  случае,  если  участник  или  участники  долевой  собственности
неизвестны.  Если  участник  или  участники  долевой собственности
известны, муниципальное образование может подать в суд заявление о
прекращении  права  собственности участника или участников долевой
собственности на долю в праве  общей  собственности  на  земельный
участок  и  о признании права собственности на указанный земельный
участок.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    Общепризнанные принципы, нормы международного
    права и международные договоры Российской Федерации
    как часть ее правовой системы

    10 октября 2003 года издано Постановление  Пленума  Верховного
Суда   Российской   Федерации  N  5  "О  применении  судами  общей
юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права  и
международных договоров Российской Федерации".
    Постановление определяет понятие  общепризнанных  принципов  и
норм    международного    права,    характеризует    разновидности
международных договоров,  уточняет сложные вопросы их  толкования,
действия   во   времени   и  условия  применения.  Документ  также
затрагивает проблемы исчисления процессуальных сроков.
    Отмечается, что  под общепризнанными принципами международного
права  следует  понимать   основополагающие   императивные   нормы
международного  права,  принимаемые  и  признаваемые международным
сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К   общепризнанным   принципам,  в  частности,  относятся  принцип
всеобщего  уважения  прав  человека  и   принцип   добросовестного
выполнения международных обязательств.
    Общепризнанной нормой международного  права  является  правило
поведения,  принимаемое  и  признаваемое международным сообществом
государств в целом в качестве юридически обязательного.
    При решении   вопроса   о  допустимости  применения  положений
международного  договора  следует  исходить  из   следующих   трех
обстоятельств.
    Во-первых, международный договор  должен  вступить  в  силу  и
стать обязательным для Российской Федерации.
    Международный договор вступает в силу  в  порядке  и  в  срок,
предусмотренные   в   самом   договоре   или  согласованные  между
участвовавшими в переговорах государствами.  При отсутствии такого
положения  или договоренности договор вступает в силу,  как только
будет  выражено  согласие   всех   участвовавших   в   переговорах
государств  на  обязательность для них договора (статья 24 Венской
конвенции о праве международных договоров 1969 года).
    Международный договор  подлежит  применению,  если  Российская
Федерация  в  лице  компетентных  органов  государственной  власти
выразила  согласие  на  обязательность  для   нее   международного
договора посредством одного из действий,  перечисленных в статье 6
Федерального  закона   "О   международных   договорах   Российской
Федерации"    (подписание   договора;   обмен   документами,   его
образующими;   ратификация;   принятие;   утверждение    договора;
присоединение  к  договору;  иной  способ,  о  котором  условились
стороны).  Кроме того,  этот договор должен вступить  в  силу  для
Российской Федерации. Например, Конвенция о защите прав человека и
основных  свобод   была   ратифицирована   Российской   Федерацией
Федеральным  законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ,  а вступила в силу для
Российской  Федерации  5  мая  1998  года  -   в   день   передачи
ратификационной  грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета
Европы согласно статье 59 этой Конвенции.
    Во-вторых, непосредственному  применению  подлежат  только  те
положения  международного  договора,  которые  не  требуют издания
внутригосударственных актов для их  применения  и,  следовательно,
способны порождать права и обязанности для субъектов национального
права.   К   признакам,    свидетельствующим    о    невозможности
непосредственного  применения  положений  международного  договора
Российской  Федерации,  относятся,  в  частности,  содержащиеся  в
договоре   указания   на  обязательства  государств-участников  по
внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.
    В-третьих, исходя  из  смысла статьи 15 Конституции Российской
Федерации, статьи 5 Федерального закона "О международных договорах
Российской   Федерации"   непосредственно   могут  применяться  те
вступившие в силу международные договоры,  которые были официально
опубликованы  в Собрании законодательства Российской Федерации или
в   Бюллетене   международных   договоров.   При   этом    порядок
опубликования   должен   соответствовать   требованиям  статьи  30
названного Закона.
    Международные договоры  Российской Федерации межведомственного
характера  опубликовываются   по   решению   федеральных   органов
исполнительной власти,  от имени которых заключены такие договоры,
в официальных изданиях этих органов.
    Международные договоры   СССР,   обязательные  для  Российской
Федерации как государства - правопреемника Союза ССР, опубликованы
в официальных изданиях Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.
Тексты  указанных  договоров  публиковались  также   в   сборниках
международных  договоров  СССР,  но  эта  публикация  не  являлась
официальной.

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ

    О парламентских расследованиях
    Федерального Собрания Российской Федерации

    Государственной Думой    Федерального    Собрания   Российской
Федерации в первом чтении принят  проект  Федерального  закона  "О
парламентских   расследованиях  Федерального  Собрания  Российской
Федерации", внесенный группой депутатов.
    Цель законопроекта   -   развитие   демократических   начал  в
деятельности      российского      государства,       установление
институционального  контроля федеральной законодательной власти за
деятельностью    федеральных    органов    и    должностных    лиц
государственной власти (кроме Президента РФ).
    Учреждение независимого института парламентских расследований,
по  мнению  разработчиков,  позволит  официально оценивать факты и
события,  имеющие большую  общественную  значимость,  сформировать
традиции нормальной этики государственной службы,  поднять степень
доверия к  власти  и  ее  представителям,  сделать  прозрачной  их
деятельность и усилить ответственность за действия, не совместимые
с высоким государственным статусом.
    Согласно законопроекту    парламентские    расследования    не
подменяют собой предварительное следствие  и  рассмотрение  дел  в
судах,   а   также  не  обязывают  суды  принять  без  проверки  и
доказательств факты, ранее установленные парламентской комиссией.
    Законопроект определяет    основания,    порядок    и    сроки
парламентских расследований, компетенцию комиссий по расследованию
и  особенности  статуса  их членов,  обязанности и ответственность
государственных    и    муниципальных    органов,    граждан     и
негосударственных    организаций    в   связи   с   парламентскими
расследованиями.
    В первой  главе  законопроекта  закрепляются  общие положения:
дается понятие "парламентских расследований",  устанавливаются  их
правовая   основа,   субъекты,   основания  для  проведения  таких
расследований.  Парламентские расследования определяются как  одна
из   форм  контроля  Федерального  Собрания  РФ  за  деятельностью
федеральных органов  и  должностных  лиц  государственной  власти.
Целью    парламентских    расследований    являются:    укрепление
демократического   порядка    организации    и    функционирования
государственной власти; информирование общества об обстоятельствах
и причинах негативных событий,  имеющих  общественную  значимость;
выработка рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их
недопущению и наказанию виновных.
    Парламентские расследования проводятся комиссиями, образуемыми
для проведения конкретного расследования отдельно каждой из  палат
Федерального   Собрания  из  состава  членов  Совета  Федерации  и
депутатов Государственной Думы. Образование совместных комиссий не
допускается.
    Основаниями для   проведения    парламентских    расследований
являются:  грубое  нарушение прав и свобод человека и гражданина в
период  действия   чрезвычайного   положения;   грубые   нарушения
Конституции  РФ  и  федерального законодательства при подготовке к
проведению выборов в органы государственной власти и ее субъектов;
совершение  судьей  Конституционного Суда РФ,  Верховного Суда РФ,
Высшего  Арбитражного  Суда  РФ,  Генеральным  прокурором   РФ   и
нижестоящими прокурорами, заместителем Председателя Счетной палаты
РФ, членами ЦИК РФ действий, не совместимых с их статусом.
    Законопроект содержит     исчерпывающий    перечень    случаев
проведения парламентских расследований комиссиями Совета Федерации
и Государственной Думы.
    Право инициативы  парламентских   расследований   принадлежит,
соответственно, в Совете Федерации - его членам, в Государственной
Думе - депутатам.
    Во второй    главе   регламентируется   порядок   формирования
комиссий,  их  вспомогательного  аппарата,  устанавливается   срок
парламентских  расследований,  который  не  может  превышать  трех
месяцев с момента начала работы комиссии.
    В третьей   главе   рассматривается  компетенция  комиссий  по
расследованию:  функции   комиссий,   полномочия   и   ограничения
деятельности.   Устанавливается,  что  результатом  парламентского
расследования  является   доклад,   утвержденный   двумя   третями
присутствующих членов комиссии.
    В четвертой главе регулируется порядок  деятельности  комиссий
по расследованию, формы их работы: заседания; слушания; проведение
проверок и сбор сведений в местах событий;  направление запросов в
государственные,   муниципальные   и  негосударственные  органы  и
организации,  раскрывается их содержание. Определяются обязанности
членов  комиссий  и  их  ответственность,  порядок  финансирования
деятельности комиссий.
    В   пятой  главе,   закрепляющей  заключительные  и переходные
положения,  предусматривается  внесение  соответствующих изменений
(касающихся   комиссий   палаты   Федерального   Собрания   РФ  по
расследованию) в ст.  287 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также предлагается новая редакция п.  10 ч.  1 ст.  2 Федерального
закона  от  20.04.1995  N 45-ФЗ  "О  государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

    О внесении изменения
    в Федеральный закон "Об основах муниципальной службы
    в Российской Федерации"

    Государственной Думой   Федерального    Собрания    Российской
Федерации  в  первом  чтении  принят проект Федерального закона "О
внесении изменения в статью 20  Федерального  закона  "Об  основах
муниципальной службы в Российской Федерации",  внесенный Алтайским
краевым Советом народных депутатов.
    Законопроект вносит   изменение   в  часть  третью  статьи  20
Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной
службы  в  Российской Федерации",  излагая ее в новой редакции.  В
настоящий момент частью третьей  статьи  20  устанавливается  лишь
одно  основание,  при  котором  гражданин  не может быть принят на
муниципальную службу и находиться на ней - лишение его  вступившим
в   законную   силу   решением   суда   права  занимать  должности
муниципальной службы в течение определенного срока.
    В проекте Закона существенно расширен перечень оснований,  при
которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу,  а
также  находиться на ней.  При этом данный перечень унифицирован с
ограничениями,  установленными   для   граждан   при   приеме   на
государственную   службу   и   нахождении  на  ней,  указанными  в
Федеральном  законе   от   31.07.1995   N   119-ФЗ   "Об   основах
государственной   службы  Российской  Федерации".  Так,  например,
проектом в качестве оснований устанавливаются признание гражданина
вступившим  в  законную  силу  решением  суда  недееспособным  или
ограниченно  дееспособным;  наличие  подтвержденного   заключением
медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им
должностных   обязанностей;   отказ   от   прохождения   процедуры
оформления  допуска  к  сведениям,  составляющим государственную и
иную  охраняемую  законом  тайну,  если   исполнение   должностных
обязанностей  по муниципальной должности муниципальной службы,  на
которую  претендует  гражданин,  связано  с  использованием  таких
сведений, и др.
    По мнению разработчиков,  вносимые изменения позволят повысить
эффективность муниципальной службы.

    

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное