Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

========================================================================
     Рассылка "Консультации по бухучету и  налогообложению"  предоставит
Вам разъяснения специалистов нашей  компании  по  практическим  вопросам
налогообложения, бухучета, банковской и  инвестиционной  деятельности  в
форме вопросов  и  ответов,  схемы  корреспонденции,  а  также  материал
журнала  "Главная   книга".   Эта   и   другие   рассылки   на   сервере
www.consultant.ru ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Коды рассылок в Subscribe.Ru: 
  - Вопросы/ответы:law.russia.consult.consqa
  - Схемы корреспонденций:law.russia.consult.conscorr
  - Материалы журнала "Главная книга":law.russia.advice.consgk
========================================================================


    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 20 октября 2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    О внесении изменений и дополнений
    в Правила дорожного движения Российской Федерации

    Постановлением Правительства  РФ  от  25.09.2003 N 595 внесены
изменения и дополнения в  Правила  дорожного  движения  Российской
Федерации  и  Основные положения по допуску транспортных средств к
эксплуатации  и  обязанности  должностных   лиц   по   обеспечению
безопасности   дорожного   движения,  утвержденные  Постановлением
Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090,  которые
вступят в силу с 1 января 2004 года.
    Дополнены основные понятия и термины, используемые в Правилах.

    Появились термины:   "автопоезд",  "опасность  для  движения",
"перестроение".
    Так, "автопоездом"    является    механическое    транспортное
средство,  сцепленное с прицепом (прицепами).  Таким образом,  под
понятие  "автопоезд"  подпадают  как  грузовые,  так  и   легковые
автомобили с прицепами и полуприцепами.
    Под "опасностью для движения" понимается ситуация, возникшая в
процессе дорожного движения,  при которой продолжение  движения  в
том   же   направлении   и  с  той  же  скоростью  создает  угрозу
возникновения дорожно-транспортного происшествия. В соответствии с
Правилами  участники  дорожного  движения должны действовать таким
образом,  чтобы  не  создавать  опасности  для  движения,  а   при
возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии
обнаружить,  он должен принять возможные меры к снижению  скорости
вплоть до остановки транспортного средства.
    "Перестроение" -   это   выезд   из   занимаемой   полосы  или
занимаемого  ряда  с   сохранением   первоначального   направления
движения.    Согласно    Правилам,    перед    началом   движения,
перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан
подавать  сигналы  световыми указателями поворота соответствующего
направления.  Таким образом,  световой указатель  поворота  должен
подаваться  и при перестроении в пределах одной размеченной полосы
движения.
    Дополнено также  имевшееся  в  Правилах  определение   термина
"прилегающая   территория":  движение  по  прилегающей  территории
должно осуществляется в соответствии  с  Правилами.  В  предыдущей
редакции Правил регулирование движения по дворам,  жилым массивам,
автостоянкам, АЗС, предприятиям фактически отсутствовало.
    Изменились и общие обязанности водителя.

    Так, предоставлять  транспортное  средство  водители   обязаны
сотрудникам милиции,  федеральных органов государственной охраны и
органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных
законодательством,   а   также   медицинским   и  фармацевтическим
работникам     для     перевозки     граждан      в      ближайшее
лечебно-профилактическое   учреждение  в  случаях,  угрожающих  их
жизни.  Из этого списка исключены  сотрудники  налоговой  полиции,
дружинники,  внештатные сотрудники милиции, а добавлены сотрудники
федеральных  органов  государственной  охраны  и  фармацевтические
работники.  Кроме того,  в предыдущей редакции Правил требование о
предоставлении  транспортного  средства  сотрудникам   федеральных
органов   государственной   безопасности  не  распространялось  на
транспортные средства, принадлежащие гражданам.
    Лица, воспользовавшиеся  транспортным  средством,  должны   по
просьбе  водителя  выдать  ему  справку установленного образца или
сделать запись в  путевом  листе  (с  указанием  продолжительности
поездки,  пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера
служебного удостоверения, наименования своей организации).
    По требованию  владельцев  транспортных  средств   федеральные
органы   государственной   охраны   и  органы  федеральной  службы
безопасности возмещают  им  в  установленном  порядке  причиненные
убытки,  расходы  либо  ущерб  в соответствии с законодательством.
Вместе с тем  в  упомянутом положении  обойден  вопрос  возмещения
ущерба, причиненного сотрудниками милиции.
    Согласно предыдущей  редакции  Правил  грузовые  автомобили  с
разрешенной максимальной массой более  3,5  т  не  могли  занимать
крайнюю  левую  полосу, за  исключением  необходимости  совершения
поворота  налево  или  разворота.  В  соответствии  с   внесенными
изменениями  такие  требования теперь распространяются на грузовые
автомобили с разрешенной максимальной массой более  2,5  т.  Такое
изменение  должно  способствовать  снижению  заторов  на дорогах и
уменьшить риск выезда грузовых автомобилей на встречную полосу.
    Изменились требования и к объезду препятствий.

    Так, на  дорогах  с  двусторонним  движением  при   отсутствии
разделительной  полосы  островки  безопасности,  тумбы  и элементы
дорожных сооружений (опоры мостов,  путепроводов и тому подобное),
находящиеся на середине проезжей части,  водитель должен объезжать
справа,  если знаки и разметка не предписывают иное. Это изменение
также    направлено    на    исключение   возможности   встречного
столкновения.
    Внесены изменения в правила стоянки  транспортных  средств  на
краю  тротуара.  Согласно действующей редакции Правил   стоянка на
краю тротуара,  граничащего с проезжей частью,  разрешается только
легковым  автомобилям (параллельно краю проезжей части в один ряд,
если иное  не  предусмотрено  знаками  и  разметкой),  мотоциклам,
мопедам и велосипедам при условии, что это не будет препятствовать
движению пешеходов.  В соответствии с внесенными изменениями такая
стоянка  допускается  лишь  в  местах,  обозначенных знаком "Место
стоянки"  с  одной из табличек  "Способ  постановки  транспортного
средства  на  стоянку".  Такое  изменение  направлено на повышение
безопасности пешеходов.
    Дополнены  также  правила проезда нерегулируемых перекрестков.
На  таких  перекрестках  трамвай  теперь  имеет преимущество перед
безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или
встречном  направлении  по  равнозначной  дороге,   независимо  от
направления   его   движения.   То   есть  транспортные  средства,
двигающиеся  по  равнозначной  с трамваем  дороге  в попутном  или
встречном  направлении,  должны  будут  уступить  ему  дорогу  вне
зависимости от того, куда он движется.
    Постановлением Правительства  РФ  от  25.09.2003 N 595 внесены
изменения  и  дополнения  и  в  Основные  положения   по   допуску
транспортных  средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц
по обеспечению безопасности дорожного движения.
    Так, механическое  транспортное  средство,  используемое   для
обучения   вождению,   должно   быть  оборудовано  дополнительными
педалями привода сцепления и тормоза,  зеркалом заднего  вида  для
обучающего   и   опознавательным   знаком   "Учебное  транспортное
средство".
    Кроме того,  запрещается  эксплуатация  транспортных  средств,
владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    О Правилах передачи документов
    об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных
    до 1 января 2004 года

    Постановлением Правительства РФ от 09.10.2003 N 617 утверждены
Правила передачи документов  об  индивидуальных  предпринимателях,
зарегистрированных до 1 января 2004 года. Постановление вступает в
силу с 1 января 2004 г.
    Правила утверждены  во исполнение статьи 2 Федерального закона
от 23.06.2003  N  76-ФЗ  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".
    В соответствии    с    указанной    статьей    документы     о
зарегистрированных   до   1   января   2004   года  индивидуальных
предпринимателях,    хранящиеся    в    органах,    осуществлявших
государственную    регистрацию    физических    лиц   в   качестве
индивидуальных  предпринимателей,  подлежат  передаче   в   орган,
осуществляющий   государственную  регистрацию  юридических  лиц  и
индивидуальных предпринимателей,  до 1 января 2005 года в порядке,
установленном Правительством РФ.
    Правилами    установлено,    что    документы   об   указанных
индивидуальных   предпринимателях   подлежат   передаче  органами,
осуществлявшими   государственную  регистрацию  физических  лиц  в
качестве индивидуальных предпринимателей, в территориальные органы
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
    Списки (реестры)       индивидуальных        предпринимателей,
зарегистрированных  до  1 января 2004 г.,  с указанием их фамилии,
имени,  отчества,  адреса  (места  жительства),   регистрационного
номера   и  даты  регистрации  формируются  на  бумажном  и  (или)
электронном    носителе    органами,     ранее     осуществлявшими
государственную  регистрацию,  и передаются регистрирующим органам
по их запросам.
    Списки группируются  регистрирующими органами в зависимости от
места жительства указанных индивидуальных предпринимателей.
    Регистрирующий орган   по   согласованию   с   органом,  ранее
осуществлявшим государственную регистрацию,  устанавливает  график
передачи  регистрационных  дел  индивидуальных  предпринимателей в
зависимости от их количества. При этом регистрирующий орган вправе
вне  графика  затребовать  регистрационное  дело  при  поступлении
запроса   о   предоставлении   копии    документа    (документов),
содержащегося в регистрационном деле.
    Передача регистрационных дел осуществляется на основании  акта
приема-передачи  дел,  подписываемого уполномоченными должностными
лицами органов,  ранее осуществлявших государственную регистрацию,
и регистрирующих органов.
    В акте  приема-передачи  дел   должен   содержаться   перечень
регистрационных дел, передаваемых и принимаемых по данному акту, с
указанием   следующих   сведений   о   каждом   физическом   лице,
зарегистрированном  до 1 января 2004 г.:  фамилия,  имя,  отчество
физического лица;  номер регистрационного дела; количество листов,
содержащихся   в   регистрационном   деле.   Кроме  того,  в  акте
приема-передачи  дел  указывается  общее  количество  передаваемых
регистрационных дел.
    С момента принятия регистрационного  дела  ответственность  за
его  хранение  возлагается  на  регистрирующий  орган.  До момента
передачи    регистрирующему    органу    регистрационного     дела
ответственность за его хранение несет орган,  ранее осуществлявший
государственную регистрацию.
    Предусматривается, что  регистрационные  дела,  находящиеся на
хранении в государственных и  муниципальных  архивах,  могут  быть
затребованы  регистрирующими  органами  по согласованию с органами
управления архивных дел субъектов РФ.

    О порядке проведения
    проверок кредитных организаций и их филиалов
    Центральным банком Российской Федерации

    Центральным банком  Российской  Федерации издана Инструкция от
25 августа 2003  года  N  105-И  "О  порядке  проведения  проверок
кредитных     организаций     (их     филиалов)    уполномоченными
представителями Центрального  банка  Российской Федерации (далее -
Инструкция  N  105-И).  Инструкция  N  105-И  (зарегистрирована  в
Минюсте России 26.09.2003 N 5118) вступит в силу по  истечении  10
дней  после  дня  официального  опубликования  в  "Вестнике  Банка
России".
    Со дня   вступления   в   силу   указанного  документа  нормы,
относящиеся к вопросам проведения проверок  кредитных  организаций
(их  филиалов),  установленные  нормативными  актами Банка России,
применяются в части,  не противоречащей Инструкции  N  105-И.  Это
положение  относится  и к применяемой в настоящее время Инструкции
от 19  февраля  1996  г.  N  34  "О  порядке  проведения  проверок
кредитных    организаций    и    их    филиалов    уполномоченными
представителями Центрального  банка  Российской  Федерации  (Банка
России)" (далее - Инструкция N 34).
    Инструкция N 105-И распространяется:
    - на  действующие на территории Российской Федерации кредитные
    организации;
    - на обособленные подразделения кредитных организаций (филиалы
и    представительства    кредитных   организаций)   и  внутренние
структурные    подразделения    вне    местонахождения   кредитных
организаций   и  филиалов  кредитных  организаций  (дополнительные
офисы,  операционные  кассы вне кассового узла,  обменные пункты и
иные  внутренние структурные подразделения кредитных организаций и
филиалов кредитных организаций);
    - на   филиалы   и  представительства  кредитных  организаций,
получивших лицензию Банка России на проведение валютных  операций,
находящиеся   за   пределами  Российской  Федерации  (при  наличии
соглашения между  Банком  России  и  органом  банковского  надзора
иностранного  государства  о  сотрудничестве  в области надзора за
деятельностью кредитных организаций);
    - на  дочерние  кредитные  организации  уполномоченных банков,
находящиеся  за  пределами  Российской  Федерации   (при   наличии
соглашения).
    Основной  целью  проведения  Банком  России проверок кредитных
организаций,  как  и ранее,  является  оценка на месте финансового
состояния   и  перспектив   деятельности   кредитной  организации,
выявление факторов,  угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.
Однако в отличие от Инструкции N 34, Инструкция N 105-И уточняет и
конкретизирует   цели  проведения  проверок.   Это  оценка  общего
состояния  кредитной  организации  либо  отдельных  направлений ее
деятельности,  в  том  числе:  соблюдения  законодательства  РФ  и
нормативных актов Банка России,  достоверности учета (отчетности),
размеров рисков,  активов,  пассивов, качества активов, величины и
достаточности  собственных  средств (капитала),  систем управления
рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации.
    При осуществлении   Банком    России    функций    банковского
регулирования  и  банковского надзора основой для оценок и выводов
об  общем  состоянии  кредитной  организации  либо  об   отдельных
направлениях  ее  деятельности  является информация,  полученная в
результате проверки в дополнение  к  данным  отчетности  кредитной
организации.
    Инструкцией N   105-И   изменена   периодичность    проведения
проверок.  Установлено,  что  проверки  кредитных  организаций (их
филиалов) проводятся не реже одного раза в год.  В соответствии  с
Инструкцией   N  34  предусматривалось  осуществление  комплексных
проверок,  как правило,  не реже чем один раз в два года  (понятие
"комплексная проверка" не применяется в Инструкции N 105-И). Более
частое  проведение  проверок  предполагает  усиление  контроля  со
стороны  Банка  России  за  деятельностью  кредитных организаций и
своевременное принятие необходимых мер в целях обеспечения  защиты
интересов   вкладчиков,   кредиторов   и  стабильности  банковской
системы.
    По-прежнему в  первую  очередь  (а  также  вне  очереди) будут
проверяться кредитные организации,  в  отношении  которых  имеются
данные  об  их  неустойчивом  финансовом  положении или допущенных
грубых нарушениях. Решение о проведении проверки принимается также
с учетом результатов предыдущих проверок.
    В соответствии  с  Инструкцией  N  105-И  проверки   кредитных
организаций проводятся уполномоченными представителями (служащими)
Банка России на основании  документа  -  поручения  на  проведение
проверки,  подтверждающего  полномочия представителей Банка России
на  проведение  проверки.  В  поручении  указывается  персональный
состав уполномоченных представителей, образующих рабочую группу.
    Проверка кредитной   организации    начинается    с    момента
предъявления  руководителем рабочей группы поручения на проведение
проверки  и  завершается  после  передачи  акта  проверки  органам
управления кредитной организации для ознакомления.
    Проверяемый период  не  может  превышать  пяти  лет  до   года
проведения проверки. Проверка, осуществляемая по ходатайству самой
кредитной организации,  проводится по  вопросам,  за  период  и  в
сроки, согласованные с кредитной организацией.
    Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной
организации  по  одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный
период.  Исключение  составляют   два   случая:   когда   проверка
проводится  в  связи  с  реорганизацией  или ликвидацией кредитной
организации;   если   проведение   проверки   осуществляется    по
мотивированному    решению   Совета   директоров   Банка   России.
Мотивированное решение может приниматься  в  порядке  контроля  за
деятельностью    территориального    учреждения    Банка   России,
проводившего    проверку,    или    на    основании    ходатайства
соответствующего    структурного   подразделения   Банка   России,
содержащего   выявленные   признаки   неустойчивого    финансового
состояния   кредитной  организации,  создающего  угрозу  интересам
кредиторов и вкладчиков.
    Проведение повторной  проверки  на  основании  мотивированного
решения по одним и тем же вопросам  за  один  и  тот  же  отчетный
период  осуществляется  при  участии  представителей  центрального
аппарата Банка России.
    Инструкцией N  105-И предусмотрена возможность приостановления
и  прекращения  проверки   кредитной   организации   при   наличии
обстоятельств,  свидетельствующих  об  объективной невозможности и
нецелесообразности дальнейшего проведения проверки.
    Определена процедура   приостановления   проверки   и  указаны
случаи,  при которых невозможно продолжение  проведения  проверки.
Это,  в  частности,  угрозы жизни и здоровью руководителя и членов
группы.
    Согласно  Инструкции  N 105-И  наличие  оснований для отзыва у
кредитной   организации   лицензии   на  осуществление  банковских
операций, а также угроза законным интересам кредиторов, вкладчиков
и стабильности банковской системы РФ дают возможность должностному
лицу  Банка  России,   поручившему  проведение  проверки,  принять
решение о ее прекращении.
    Инструкция N  34  не  содержит  положений  о приостановлении и
прекращении  проверки,  за   исключением   одного   упоминания   о
возможности отмены проверки.
    Следует отметить,  что   Инструкцией   N   105-И   значительно
подробнее,   чем   Инструкцией   N   34,  регламентированы  права,
обязанности и ответственность  как  уполномоченных  представителей
Банка России, так и кредитной организации при проведении проверки.
    Уполномоченным представителям Банка России предоставлено право
запрашивать  и  получать  от руководителя и работников проверяемой
кредитной  организации  все  необходимые  для   достижения   целей
проверки    документы    (информацию)    за   проверяемый   период
(учредительные документы,  положения,  регламенты,  правила,  иные
внутренние   документы  кредитной  организации,  материалы  службы
внутреннего  контроля  и  аудита,   документы   аналитического   и
синтетического учета кредитной организации по операциям,  счетам и
вкладам   физических    и    юридических    лиц,    бухгалтерская,
статистическая,   финансовая  отчетность,  справки,  письменные  и
устные   разъяснения   руководителя   и    работников    кредитной
организации, документы валютного контроля, документы по исполнению
Федерального закона  "О  противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов,    полученных    преступным   путем,   и   финансированию
терроризма").
    Руководитель и  члены рабочей группы вправе входить в здания и
другие служебные помещения проверяемой  кредитной  организации,  в
том   числе   занимаемые  подразделениями,  осуществляющими  сбор,
обработку и хранение информационных ресурсов,  а также  занимаемые
подразделениями,  осуществляющими  операции  с наличными денежными
средствами и другими ценностями.
    Документы, необходимые      для      проведения      проверки,
предоставляются членам  рабочей  группы  на  основании  заявки  на
предоставление документов,  составленной по типовой форме, в срок,
устанавливаемый в заявке.
    Кредитная организация  обязана  содействовать  руководителю  и
членам  рабочей  группы  в   проведении   проверки.   Руководитель
кредитной  организации обязан определить должностных лиц кредитной
организации  и  работников,  которые  должны  взаимодействовать  с
членами  рабочей  группы.  Руководитель  и  работники  проверяемой
организации обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ в здания
и  другие служебные помещения проверяемой организации,  обеспечить
доступ  к  документам  (информации),  необходимым  для  проведения
проверки,  доступ к автоматизированным банковским и информационным
системам кредитной организации,  обязаны неукоснительно  исполнять
заявки  рабочей группы в полном объеме и в сроки,  установленные в
заявках.
    Наличие в    документах   сведений,   содержащих   банковскую,
коммерческую,  служебную и иную тайны, не может служить основанием
для  отказа  в  их  предоставлении рабочей группе.  Уполномоченные
представители несут ответственность за разглашение  ими  сведений,
полученных   в  ходе  проверки  кредитной  организации,  повлекшее
нарушение банковской, коммерческой, служебной и иной тайн.
    В случае    отсутствия   документов   и   возникновения   иных
обстоятельств,  препятствующих их предоставлению  в  установленные
заявкой   сроки,   руководитель   и  главный  бухгалтер  кредитной
организации должны предоставить  руководителю  рабочей  группы  до
истечения   установленного   срока  письменное  объяснение  причин
неисполнения заявки.
    Отдельные разделы   Инструкции   N  105-И  посвящены  вопросам
подготовки к проведения проверок,  процедуре проведения  проверок,
порядку  оформления  акта  о  противодействии  проведению проверки
кредитной организации.
    Инструкция N  105-И детально определяет структуру и содержание
акта,  который оформляется  по  типовой  форме  в  соответствии  с
приложением  к  Инструкции  и  должен  состоять  из  трех  частей:
вводной, аналитической и заключительной.
    Кредитная   организация   должна   быть   ознакомлена  с актом
проверки.  В  случае  ее  несогласия  с достоверностью  и полнотой
сведений   или  выводами  рабочей  группы  руководитель  кредитной
организации вправе представить письменные возражения или замечания
по акту проверки.
    В отличие от Инструкции N 34,  Инструкция N  105-И  регулирует
больший круг вопросов. В нее включены существенные по значимости и
объему информации  разделы,  посвященные  особенностям  проведения
проверок    выполнения    кредитными    организациями   нормативов
обязательных   резервов;    особенностям    проведения    проверок
организации работы,  совершения и учета отдельных видов операций с
наличной иностранной валютой в  обменных  пунктах  и  операционных
кассах   вне   кассового  узла;  отражены  особенности  проведения
проверок зарубежных дочерних  кредитных  организаций,  филиалов  и
представительств уполномоченных банков.  Установлены формы типовых
документов,  изложенные в 11 приложениях (в Инструкции  N  34  два
приложения).
    Инструкция N 105-И подробно  и  четко  регламентирует  порядок
осуществления  проверок кредитных организаций (их филиалов) Банком
России,  что способствует совершенствованию  банковского  надзора,
устранению  возможности  злоупотреблений  и  нарушений  со стороны
банков,  защите  законных  интересов  вкладчиков,   кредиторов   и
направлено на повышение стабильности банковской системы.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О гражданской законодательной
    инициативе в Калининградской области

    Закон   Калининградской   области   от   22.09.2003  N 309  "О
гражданской  законодательной инициативе в Калининградской области"
принят  в целях  установления  дополнительных гарантий обеспечения
учета   интересов  населения  при  осуществлении  законодательного
регулирования   общественных   отношений   и  определяет   порядок
реализации     гражданской     законодательной     инициативы    в
Калининградской области.
    Согласно Закону    правом    на     реализацию     гражданской
законодательной  инициативы обладают граждане России,  проживающие
на  территории  Калининградской  области,  независимо  от   сроков
проживания,  места рождения, национальности, и обладающие активным
избирательным  правом.   Реализация   законодательной   инициативы
осуществляется  путем  внесения  в  Калининградскую областную Думу
обращения от имени не менее 7 тысяч жителей области с предложением
о принятии, изменении или отмене Закона области и соответствующего
проекта Закона.  Обращение может  вноситься  только  по  вопросам,
находящимся   в   совместном   ведении   Российской   Федерации  и
Калининградской области либо в ведении Калининградской области.
    Законом указаны  ограничения,  связанные  с подачей обращения.
Так,  проект Закона области,  вносимый в порядке реализации  права
законодательной   инициативы,   не   должен   быть   направлен  на
ограничение или  отмену  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,
конституционных  гарантий  реализации  таких прав и свобод.  Кроме
того,  он не должен содержать вопросы о досрочном прекращении  или
продлении срока полномочий органов государственной власти области,
органов местного самоуправления,  о приостановлении  осуществления
ими  своих  полномочий,  а  также о проведении досрочных выборов в
вышеуказанные органы либо об  отсрочке  выборов;  о  принятии  или
изменении областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и
бюджетов государственных внебюджетных фондов, изменении финансовых
обязательств  области  и  муниципальных  образований;  о введении,
изменении и отмене налогов и сборов,  а также освобождении  от  их
уплаты  в  течение  текущего  финансового  года и некоторые другие
вопросы.
    Для осуществления   права  законодательной  инициативы  жители
области должны образовать  инициативную  группу  в  количестве  50
человек,   которая  из  своего  состава  избирает  председателя  и
заместителя председателя. Инициативная группа подлежит регистрации
в областной Думе.  При положительном решении вопроса о регистрации
инициативной  группе  выдается  регистрационное  свидетельство  со
сроком  действия  60  дней.  После получения данного свидетельства
инициативная  группа   вправе   собирать   подписи   в   поддержку
законодательной   инициативы.  Количество  собранных  подписей  не
должно превышать количество подписей,  необходимое для регистрации
гражданской законодательной инициативы, более чем на 15%. При этом
подписи     жителей     области,     проживающих      в      одном
административно-территориальном образовании,  должны составлять не
более 10% от общего числа подписавшихся под обращением.
    По окончании  сбора  подписей,  в  срок  не  позднее окончания
действия  регистрационного  свидетельства,  инициативная   группа:
подсчитывает   количество   собранных   подписей;   избирает  лиц,
уполномоченных присутствовать при проверке правильности оформления
подписных  листов;  назначает  лицо,  уполномоченное  представлять
проект  закона  при  рассмотрении  в  областной  Думе;  направляет
итоговый протокол в областную Думу.
    Областная  Дума  проверяет  правильность  оформления подписных
листов,  достоверность  содержащихся  в них  сведений  и принимает
решение  о регистрации гражданской законодательной инициативы либо
об отказе в регистрации.  В регистрации,  в частности,  может быть
отказано:  в  случае  обнаружения  в подписных  листах  более  10%
недействительных  или  недостоверных  подписей;   если  количество
действительных   или   достоверных  подписей  менее  7 тысяч  либо
количество   подписей   жителей   области,   проживающих   в одном
административно-территориальном  образовании  области,  составляет
более 10% от общего числа подписавшихся под обращением.

    О переводе жилых помещений
    в нежилые и нежилых помещений в жилые
    на территории Республики Мордовия

    25 сентября 2003 года вступил в силу Закон Республики Мордовия
от  22.09.2003  N  50-З  "О  переводе  жилых помещений в нежилые и
нежилых помещений в  жилые  на  территории  Республики  Мордовия",
который   устанавливает   общий   порядок  регулирования  правовых
отношений,  возникающих при переводе жилых помещений в  нежилые  и
нежилых помещений в жилые на территории Республики Мордовия.
    Согласно Закону  в  нежилой  фонд   могут   быть   переведены:
помещения  в  виде  отдельных  квартир в эксплуатируемых строениях
нежилого фонда;  помещения,  не являющиеся  предметом  действующих
договоров  найма или аренды;  помещения,  расположенные на верхних
этажах,  начиная со второго,  если  все  помещения  нижних  этажей
данного  подъезда  являются нежилыми,  а также помещения на первых
этажах и имеющие отдельные изолированные входы либо возможность их
оборудования;  помещения,  признанные непригодными для постоянного
проживания граждан.
    Согласно Закону   не   допускается   в  вышеуказанных  нежилых
помещениях,  в частности,  организация магазинов с наличием в  них
пожароопасных    и    взрывоопасных    веществ    и    материалов;
специализированных  магазинов  по   продаже   рыбной   и   овощной
продукции;  станций телефонной и сотовой связи;  похоронных бюро и
иных заведений с услугами ритуального характера.
    Перевод   нежилых  помещений  в жилые  осуществляется  в целях
обеспечения  граждан,  нуждающихся  в улучшении  жилищных условий,
жилыми   помещениями   и  возможен   в  случае   признания   факта
целесообразности  изменения функционального назначения помещения и
возможности его перепланировки. Для достижения вышеуказанных целей
допускается   перевод  помещений  в виде  отдельной  квартиры  или
прилегающей   к  отдельной   квартире   комнаты  в эксплуатируемых
строениях  жилого  фонда,  а  также  помещений,  расположенных  на
верхних  этажах,  начиная  со  второго,  если все помещения нижних
этажей данного подъезда являются жилыми.
    Для перевода  жилых  помещений  в  нежилые  и  нежилых в жилые
собственник должен представить в жилищный отдел при исполнительном
органе  местного  самоуправления заявление о разрешении перевода с
приложением  необходимых  документов.  При  подаче   заявления   о
переводе  жилого помещения в нежилое собственник должен обосновать
необходимость   такого   перевода   и    указать    предполагаемое
функциональное  назначение  помещения  после перевода.  При подаче
собственником заявления о переводе нежилого помещения в  жилое  он
должен указать причины, побудившие его принять решение о переводе.
    Межведомственная комиссия в  течение  1  месяца  рассматривает
заявление и принимает решение о переводе либо об отказе в переводе
помещения.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    Об исключении из состава участников общества
    с ограниченной ответственностью

    Особым способом  защиты  участниками  общества  с ограниченной
ответственностью своих интересов является их право обращения в суд
с требованием об исключении одного из участников.
    Такое право установлено  статьей  10  Федерального  закона  от
08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Согласно названной  статье  участники  общества,  доли  которых  в
совокупности  составляют  не  менее чем десять процентов уставного
капитала общества,  вправе требовать в судебном порядке исключения
из  общества  участника,  который  грубо нарушает свои обязанности
либо   своими   действиями   (бездействием)   делает   невозможной
деятельность общества или существенно ее затрудняет.
    Судебной практике  известны  случаи,  когда  данное   правовое
предписание   вызывает   определенные  затруднения,  обусловленные
многообразием конкретных жизненных ситуаций.
    Так, 26  августа 2003 года Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации  рассмотрел  дело,  связанное  с  применением
данной  нормы  в  отношении  участника  общества,  являющегося его
генеральным директором.
    Как следует из материалов дела, решением суда первой инстанции
заявитель был исключен из числа участников общества с ограниченной
ответственностью.
    Постановлениями суда апелляционной  инстанции  и  Федерального
арбитражного  суда  решение  суда  первой  инстанции оставлено без
изменения.
    Основанием для  исключения  из  состава участников общества по
статье  10  Федерального  закона  "Об  обществах  с   ограниченной
ответственностью"   стало   грубое   нарушение   заявителем  своих
обязанностей  в  качестве  его  участника.  Грубое  нарушение  суд
усмотрел в инициировании договора купли-продажи 50 железнодорожных
вагонов-цистерн, обремененных залогом.
    В заявлении,  поданном  в  Высший  Арбитражный  Суд Российской
Федерации,  отмечается,  что  решение  суда  первой  инстанции  не
соответствует  законодательству  в силу того,  что заявитель в тот
период являлся генеральным директором общества. И следовательно, в
данной   ситуации   следовало  бы  применить  пункт  5  статьи  44
Федерального    закона    "Об     обществах     с     ограниченной
ответственностью", который предусматривает ответственность в форме
возмещения убытков.
    Между тем,  по  мнению  Президиума  Высшего  Арбитражного Суда
Российской  Федерации,  поскольку  ответчик   являлся   участником
общества,  на  него в полной мере распространялись предусмотренные
уставом общества обязанности участника.
    Учитывая, что  сделка,  инициированная  генеральным директором
общества,   повлекла   для   общества   негативные    последствия,
Постановлением  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
Федерации от 26.08.2003 N 7325/03 решение суда  первой  инстанции,
постановление   суда   апелляционной   инстанции  и  постановление
Федерального арбитражного оставлены без изменения.

    О налоге на пользователей
    автомобильных дорог

    5 августа  2003  года  Президиум  Высшего  Арбитражного   Суда
Российской  Федерации  рассмотрел заявление инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам о  пересмотре  в  порядке
надзора  постановлений суда апелляционной инстанции и Федерального
арбитражного  суда  по  делу  о  взыскании  пеней  по  налогу   на
пользователей автомобильных дорог.
    Из  материалов  дела  следует,   что  инспекцией  Министерства
Российской   Федерации  по  налогам  и сборам  проведена  выездная
налоговая  проверка закрытого акционерного общества,  в результате
которой   была   выявлена   несвоевременная   уплата   налога   на
пользователей    автомобильных    дорог.    В    связи   с  данным
обстоятельством   обществу   предложено   уплатить   сумму  пеней,
исчисленных  по  данному  налогу  с 16-го  числа  каждого  месяца,
следующего за прошедшим месяцем.
    Решением суда первой инстанции акт налогового органа  в  части
взыскания   пени   до  даты  фактической  уплаты  сумм  налога  на
пользователей автомобильных дорог признан действительным.
    Суды апелляционной  и  кассационной инстанций по этому вопросу
заняли несколько иную позицию.  С их точки зрения, пени могут быть
начислены  только  по  истечении налогового или отчетного периода.
При  этом  налоговый  период  и  порядок  исчисления   налога   на
пользователей  автомобильных  дорог  не  установлены  ни  в Законе
Российской Федерации "О дорожных фондах в  Российской  Федерации",
ни  в  Порядке  образования  и  использования средств Федерального
дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  23.01.92  N 2235-1.
Налоговая база по данному налогу не может быть  определена  исходя
из  объема  реализованной  продукции  за  истекший месяц,  так как
налоговый период по этому налогу соответствует календарному  году.
Следовательно,   пени  могут  быть  начислены  лишь  по  окончании
календарного года.
    В то же  время  Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации  отметил,  что  срок  уплаты  налога  на   пользователей
автомобильных   дорог   в  Федеральный  дорожный  фонд  Российской
Федерации  установлен  в   пункте   10   Порядка   образования   и
использования  средств  Федерального  дорожного  фонда  Российской
Федерации.  Что касается срока  уплаты  налога  в  территориальный
дорожный   фонд  города  Москвы,  то  он  установлен  пунктом  2.3
Положения о порядке образования и использования  средств  целевого
внебюджетного  территориального  дорожного  фонда  города  Москвы,
которое утверждено Постановлением  Московской  городской  Думы  от
27.11.96 N 101.
    В этой связи Постановлением  Президиума  Высшего  Арбитражного
Суда  Российской  Федерации  от  05.08.2003  N  3350/03 акты судов
апелляционной и надзорной инстанций в соответствующей  части  были
отменены, а решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ

    Об игорном бизнесе в 
    Российской Федерации

    Государственной Думой   Федерального    Собрания    Российской
Федерации  в  первом  чтении принят проект Федерального закона "Об
игорном  бизнесе  в  Российской  Федерации",   внесенный   группой
депутатов.
    Принятие данного законопроекта обусловлено отсутствием четкого
законодательного регулирования данной отрасли предпринимательства.
В  настоящее  время  этот  вид  предпринимательской   деятельности
регулируется  главой 58 Гражданского кодекса Российской Федерации,
Федеральным   законом   "О    лицензировании    отдельных    видов
деятельности" от 13.07.2001 N 128-ФЗ, Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июля 2002 года N 525 "О  лицензировании
деятельности  по  организации и содержанию тотализаторов и игорных
заведений",  а   также   нормативно-правовыми   актами   субъектов
Российской Федерации.
    В целях   обеспечения   эффективного  правового  регулирования
отношений в сфере игорного  бизнеса  и  усиления  государственного
контроля   данной   деятельности  в  представленном  законопроекте
рассматриваются следующие вопросы.
    Во-первых,  определен  круг  основных понятий в сфере игорного
бизнеса,  таких  как  выигрыш,  игорное  заведение,  игровой жетон
(билет),  участник  и другие.   Законодательно  закрепляется  само
определение игорного бизнеса как предпринимательской деятельности,
не являющейся реализацией работ или услуг, связанной с извлечением
игорным заведением дохода от эксплуатации игорного оборудования, а
также  дохода  от участия в азартных играх и пари в виде выигрыша.
Это позволит устранить множественность толкования данных элементов
и закрепит их правовой статус.
    Во-вторых, статья  5 указанного проекта содержит исчерпывающий
перечень видов  деятельности  в  сфере  игорного  бизнеса.  К  ним
отнесены  организация  и  содержание казино,  электронного казино,
тотализатора,  букмекерской  конторы,  содержание   зала   игровых
автоматов.
    В-третьих, предлагается регламентировать условия осуществления
деятельности  в сфере игорного бизнеса.  Так,  субъектами игорного
бизнеса признаются индивидуальные предприниматели  и  коммерческие
организации,   созданные   и   зарегистрированные   на  территории
Российской Федерации,  действующие на основании лицензии.  Порядок
получения  лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного
бизнеса,  а также сфера действия лицензии определены  в  статье  6
законопроекта.
    Проект     закона    устанавливает    общие    требования    к
местонахождению,   режиму   работы,   порядку   посещения  игорных
заведений   и  проведению   азартных  игр  и пари.   В  частности,
запрещается  размещать  игорные  заведения  в зданиях  действующих
образовательных,  медицинских и культовых учреждений.  Запрещается
участие   в азартных  играх  и пари  лиц,   моложе  18  лет.   При
круглосуточном   режиме  работы  игорного  заведения  должен  быть
предусмотрен  технический перерыв.  Сотрудники игорного заведения,
моложе 18 лет, не могут принимать непосредственное участие в играх
и пари.
    Также  в зависимости от вида осуществляемой игорным заведением
деятельности устанавливаются специальные требования.  Например,  в
казино число игровых столов и автоматов регулируется в зависимости
от  численности  жителей  населенного  пункта,  а для зала игровых
автоматов  минимальное  число  игровых  автоматов   определено   в
количестве пяти.
    Впервые в  российском   законодательстве   появляются   нормы,
регулирующие деятельность электронных казино.  Данный вид игорного
бизнеса на сегодняшний день  является  одной  из  наиболее  быстро
растущих  и наименее поддающихся контролю отраслей.  Проект закона
определяет правовой режим электронного казино,  обязательный объем
информации  для  участников,  порядок  расчетов между участником и
игорным  заведением,  а  также  устанавливает  ответственность  за
достоверность представленной на сервере информации.
    Для защиты   посетителей   от   злоупотреблений   со   стороны
организаторов   игорных   заведений   разработан  ряд  специальных
положений.  В любом игорном заведении в доступном для  посетителей
месте  должны  быть  помещены  правила  посещения соответствующего
заведения и правила проведения игр и пари.  По  требованию  игрока
казино обязано выдать документ,  подтверждающий получение денежной
суммы в обмен на игровые жетоны, а в случае выигрыша представитель
игорного   заведения   обязан   выдать   документ,  подтверждающий
получение  денежной  суммы  из  кассы  зала   игровых   автоматов.
Выполнение   последних   требований   позволит  облегчить  порядок
налогообложения соответствующих категорий доходов.
    В проект  включены  также  положения,  направленные  на защиту
интересов игорного заведения.  Так,  не  допускается  установление
иных,  не  предусмотренных  настоящим  законопроектом требований и
условий к игорным заведениям, при осуществлении ими деятельности в
сфере   игорного  бизнеса.  Игорное  заведение  вправе  установить
дополнительные  ограничения  на  свободное  посещение.  Статья  14
проекта   закрепляет   за   субъектами   игорного   бизнеса  право
объединяться в саморегулируемые организации для обеспечения  своей
деятельности,   соблюдения   требований  и  условий  осуществления
игорного  бизнеса  и  защиты  своих  интересов,   основываясь   на
обобщенном опыте.
    В связи с необходимостью обеспечения надлежащего контроля  над
созданием  игорных заведений законопроект предусматривает внесение
поправок в Федеральный закон  "О  лицензировании  отдельных  видов
деятельности".

    О создании Стабилизационного фонда 
    Российской Федерации

    Государственной Думой    Федерального    Собрания   Российской
Федерации в первом чтении принят  проект  Федерального  закона  "О
внесении  дополнений  в  Бюджетный  кодекс  Российской Федерации в
части  создания  Стабилизационного  фонда  Российской  Федерации",
внесенный Правительством РФ.
    Принятие данного  законопроекта   обусловлено   необходимостью
законодательной    регламентации    механизма    формирования    и
использования   средств   Стабилизационного   фонда   РФ.   Проект
предусматривает  дополнение  Бюджетного  кодекса  РФ  главой  13.1
"Стабилизационный фонд Российской Федерации".
    Законопроектом определены     понятие    и    цель    создания
Стабилизационного  фонда  РФ  -  финансовое  обеспечение  расходов
федерального бюджета в условиях снижения цен на нефть.
    Согласно тесту данного законопроекта  Стабилизационным  фондом
РФ (далее - фондом)  является  часть средств федерального бюджета,
образующаяся за счет превышения цены на нефть над  базовой  ценой,
подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях
обеспечения сбалансированности федерального бюджета  при  снижении
цены на нефть ниже базовой.  Под ценой на нефть понимается цена на
нефть сырую  марки  "Юралс"  ("Urals"),  определяемая  в  порядке,
предусмотренном   для   установления  ставки  вывозной  таможенной
пошлины на нефть сырую.  Также дается определение базовой цены  на
нефть,  под  которой  понимается цена на нефть сырую марки "Юралс"
("Urals"),  эквивалентная 146  долларам  США  за  одну  тонну  (20
долларов США за один баррель).
    Законопроект устанавливает   порядок    формирования    фонда.
Основными   источниками   формирования  фонда  определены  доходы,
непосредственно зависящие от цены на  нефть:  вывозные  таможенные
пошлины на нефть,  товары, выработанные из нефти, а также налог на
добычу полезных  ископаемых  (нефть).  Также  в  фонд  планируется
зачислять  полностью  или  частично  остатки  средств федерального
бюджета  на  начало  финансового  года.  Решение  о   перечислении
указанных  остатков  средств   принимается  Правительством  РФ при
рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный
финансовый год.
    Средства фонда   могут   использоваться   для   финансирования
дефицита  федерального  бюджета  при  снижении  цены на нефть ниже
базовой.
    Управление средствами  фонда  осуществляется  Минфином  РФ,  а
отдельные  полномочия  могут  быть  предоставлены  ЦБ  РФ.   Также
законопроектом   устанавливается,   что   средства   фонда   могут
размещаться  в  долговых  обязательствах  иностранных  государств.
Доходы   от   размещения   средств  фонда  учитываются  в  доходах
федерального бюджета.

    Об отмене обязательной ратификации
    международных договоров Российской Федерации
    в области космической деятельности

    Государственной Думой   Федерального    Собрания    Российской
Федерации  в  первом  чтении  принят проект Федерального закона "О
признании утратившей силу статьи 26 Закона Российской Федерации "О
космической деятельности", внесенный Правительством РФ.
    Данный законопроект    предполагает    отмену     обязательной
ратификации международных договоров Российской Федерации в области
космической деятельности.
    С момента   вступления   в   силу   Федерального   закона   "О
международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года
N  101-ФЗ  в  сфере  применения  отдельных  его положений возникли
противоречия,  обусловленные необходимостью выполнения  требований
обязательной ратификации всех международных договоров и соглашений
Российской Федерации по космической деятельности. Такое требование
закреплено   в   статье  26  Федерального  закона  "О  космической
деятельности" от 20.08.1993 N 5663-1.
    Принятие данных      изменений      позволит     унифицировать
законодательство  Российской  Федерации  в  области  международной
деятельности,     устранить     определенные     разночтения     в
правоприменительной практике и даст основания применять  положения
статьи   15   Федерального   закона   "О  международных  договорах
Российской Федерации" от 15  июля  1995  года  N  101-ФЗ  ко  всем
категориям  международных  договоров  России в области космической
деятельности.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное