Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

========================================================================
     Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее
важных документов регионального законодательства из базы  данных  по  79
субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве".  Эта
и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ  ЗНАТЬ,  ЧЕМ
ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion
========================================================================

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 13 октября 2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О минимальном размере оплаты 
    труда

    1  октября  2003  года  вступил  в силу  Федеральный  закон от
01.10.2003   N  127-ФЗ   "О   внесении  изменений  и дополнений  в
Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда".
    С  момента  вступления Закона в силу минимальный размер оплаты
труда повышен с 450 до 600 рублей в месяц.
    Таким  образом,  минимальный  размер  оплаты  труда  все более
приближается  к заветной отметке,  которая установлена статьей 133
Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно предписаниям этой
статьи  минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера
прожиточного минимума трудоспособного человека.
    И  все  же в настоящее время разрыв между минимальным размером
оплаты   труда   и  величиной  прожиточного  минимума  по-прежнему
остается   весьма  существенным.   Как  следует  из  Постановления
Правительства  Российской Федерации от 09.08.2003 N 483,  величина
прожиточного  минимума  в целом  по  Российской  Федерации  за  II
квартал  2003  года  в расчете  на  душу населения составляет 2137
рублей,  для  трудоспособного населения - 2328,  для пенсионеров -
1629, и для детей - 2119 рублей.
    Очевидно,  что  в этих  целях  рассматриваемый Закон позволяет
органам  власти  субъектов  Российской  Федерации  (за исключением
субъектов   Российской   Федерации   -  получателей   дотаций   из
Федерального   фонда  финансовой  поддержки  субъектов  Российской
Федерации)  принимать  законы,  устанавливающие  более  высокий по
сравнению  с общероссийским  размер  минимальной заработной платы.
При  этом решения региональных органов власти должны приниматься с
учетом    мнения    трехсторонней    комиссии   по   регулированию
социально-трудовых отношений соответствующего уровня.
    Размер   и  сроки  введения  минимальной  заработной  платы  в
субъекте    Российской    Федерации    подлежат   согласованию   с
Правительством    Российской   Федерации   в  части,    касающейся
компенсации дополнительных расходов организаций,  финансируемых за
счет средств федерального бюджета.
    Размер  минимальной  заработной  платы  в субъекте  Российской
Федерации  устанавливается  для всех работодателей,  действующих в
данном субъекте Российской Федерации.
    Более  высокий  уровень  государственных  гарантий в субъектах
Российской   Федерации,   связанный   с установлением  минимальной
заработной  платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или
уменьшению  бюджетных  доходов,  обеспечивается  за  счет  средств
бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
    Закон   подчеркивает,   что  минимальная  заработная  плата  в
субъекте  Российской  Федерации  может  использоваться  только для
установления  оплаты труда.  Порядок,  условия и сроки компенсации
дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств
федерального  бюджета,  в связи с введением минимальной заработной
платы    в   субъекте    Российской    Федерации   устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

    О порядке опубликования национальных 
    стандартов

    9   октября   2003   года   вступило   в  силу   Постановление
Правительства   Российской   Федерации  от  25.09.2003  N 594  "Об
опубликовании     национальных    стандартов    и   общероссийских
классификаторов  технико-экономической  и социальной информации" и
утратило  силу  Положение  о порядке опубликования государственных
стандартов  и общероссийских классификаторов технико-экономической
информации,  утвержденное  Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.02.1994 N 100.
    Постановление  регулирует  порядок  опубликования национальных
стандартов и общероссийских классификаторов,  их перечней, а также
соответствующих изменений и дополнений.
    Напомним,   что   в  соответствии   с Федеральным  законом  от
27.12.2002  N 184-ФЗ  "О техническом регулировании" под стандартом
понимается  документ,  в  котором  устанавливаются  характеристики
продукции,   правила   осуществления   и характеристики  процессов
производства,  эксплуатации,  хранения,  перевозки,  реализации  и
утилизации,  выполнения  работ или оказания услуг.  Стандарт также
может  содержать требования к терминологии,  символике,  упаковке,
маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
    Здесь  важно обратить внимание,  что в отличие от технического
регламента  стандарт  содержит  правила,  предназначенные лишь для
добровольного многократного использования. Сами же стандарты могут
быть   как   национальными,   так   и  корпоративными  (стандартам
организаций).
    В  отличие  от  ранее  действовавшего  Положения опубликование
национальных стандартов и общероссийских классификаторов возложено
исключительно  на  Государственный комитет Российской Федерации по
стандартизации и метрологии.  Предусматривается, что опубликование
будет   осуществляться   на   государственном   языке   Российской
Федерации.
    Постановление  называет  две  формы официального опубликования
национальных   стандартов  и общероссийских  классификаторов  - на
бумажном носителе (книги,  брошюры, сборники) и в электронном виде
(на   официальном   сайте   Государственного  комитета  Российской
Федерации по стандартизации и метрологии).
    В  то  же  время  установлено,  что  в соответствующих случаях
стандарты   и  классификаторы  могут  не  издаваться  типографским
способом.   Эти   случаи  совпадают  с теми  критериями,   которые
существовали   ранее:    если   объем   документа   превышает   30
учетно-издательских  листов  или если количество ежегодно вносимых
изменений   превышает   2 процента  общего  объема  стандарта  или
классификатора.
    На  титульном  листе  и первой  странице  текста  национальных
стандартов    и   общероссийских    классификаторов,    официально
публикуемых   в  печатных   изданиях   и  на   официальном   сайте
Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и
метрологии, помещается надпись "Издание официальное".

    Об изменениях Правил оказания
    платных ветеринарных услуг

    Постановлением    Правительства    Российской   Федерации   от
25.09.2003   N 596  утверждены  изменения  и дополнения  в Правила
оказания платных ветеринарных услуг.
    Утвержденные изменения и дополнения внесены с целью приведения
Правил   в  соответствие   с  Гражданским  кодексом  РФ  и Законом
Российской  Федерации  "О  защите  прав  потребителей" (в редакции
Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ).
    Прежде  всего,  в  Правилах  изложены  понятия "потребитель" и
"исполнитель"  в том виде,  в котором они представлены в Законе "О
защите прав потребителей".
    Изменения  коснулись также порядка предоставления информации о
платных  ветеринарных  услугах.  Из  пункта  5 Правил  справедливо
исключено  требование  о предоставлении  лицензии на осуществление
деятельности по оказанию платных ветеринарных услуг, поскольку оно
дублирует  аналогичное  положение,  предусмотренное  пунктом 6,  и
относится   к  информации  об  услуге,   а  не  об  индивидуальном
предпринимателе.
    В  новой  редакции изложены пункты 11,  12 Правил,  касающиеся
информирования  потребителя  о соблюдении  его  указаний,  которые
могут снизить качество оказываемой ветеринарной услуги или повлечь
невозможность ее завершения в срок.  Если потребитель, несмотря на
своевременное   и  обоснованное  информирование  исполнителем,   в
разумный  срок  не  заменит  непригодный  или  недоброкачественный
материал,  не  изменит  указаний  о способе  оказания ветеринарной
услуги либо не устранит иных обстоятельств,  которые могут снизить
качество   оказываемой  услуги,   исполнитель  вправе  расторгнуть
договор   о  выполнении  работы  (оказании  услуги)  и потребовать
полного возмещения убытков.
    Более  подробно прописаны вопросы составления смет на оказание
ветеринарных  услуг,  оплаты  и исполнения  договора  на  оказание
ветеринарных    услуг    при    возникновении    необходимости   в
дополнительных   расходах,   не  предусмотренных  в первоначальной
смете.
    Так,  в  частности,  предусматривается,  что если при оказании
платной   ветеринарной   услуги  возникла  необходимость  оказания
дополнительных  ветеринарных  услуг  и существенного превышения по
этой    причине   приблизительной   сметы,    исполнитель   обязан
своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не
дал  согласие  на  превышение  приблизительной  сметы,  он  вправе
отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может
требовать  от  потребителя  уплаты  цены за оказанную ветеринарную
услугу. Если исполнитель своевременно не предупредил потребителя о
необходимости   превышения   приблизительной   сметы,   он  обязан
исполнить договор,  сохраняя право на оплату ветеринарной услуги в
пределах приблизительной сметы.

    О разделении денежных средств брокера 
    и его клиентов

    12 октября 2003 года вступило в силу Постановление Федеральной
комиссии  по  рынку  ценных  бумаг  от  13.08.2003  N 03-39/пс  "О
Положении  о требованиях  к разделению  денежных средств брокера и
денежных  средств  его  клиентов  и обеспечению  прав клиентов при
использовании  денежных  средств  клиентов в собственных интересах
брокера"  и утратило  силу  Постановление  Федеральной комиссии по
рынку  ценных  бумаг  от  22.09.2000  N 18  "Об утверждении Правил
осуществления  брокерской  деятельности  на  рынке  ценных бумаг с
использованием денежных средств клиентов".
    Как и прежде, новое Постановление обязывает брокеров зачислять
денежные средства, полученные ими от клиентов для инвестирования в
ценные бумаги, а также полученные для клиентов по заключенным в их
интересах  сделкам,  на  отдельный банковский счет.  Брокер вправе
открыть  несколько  отдельных  банковских  счетов,   в  том  числе
банковские  счета для обособленного учета денежных средств каждого
клиента.
    Вновь  изданный  правовой  акт  дозволяет  зачислять  денежные
средства  с собственного  счета  брокера на специальный брокерский
счет. При этом перечень случаев, когда такие операции допускаются,
строго  ограничен  (например,  предоставление  займа  клиенту  для
совершения маржинальных сделок;  возврат клиенту денежных средств,
которые брокер использовал в своих интересах;  возврат клиенту его
денежных средств, ошибочно поступивших на расчетный счет брокера).
    Новое Постановление,  в отличие от ранее действовавшего, более
полно регулирует условия и порядок использования брокером денежных
средств   клиента   в собственных  интересах.   Денежные  средства
клиентов  могут  использоваться  брокером  в своих  интересах  при
условии,   что  такое  право  предоставлено  клиентом  брокеру  на
основании  договора  о брокерском обслуживании.  Этим же договором
определяются  размер  и порядок  уплаты брокером вознаграждения за
пользование денежными средствами клиентов.
    Денежные  средства  клиентов,  предоставивших брокеру право их
использования в своих интересах, со специального брокерского счета
(счетов)   могут  быть  зачислены  брокером  на  собственный  счет
брокера.  При этом при поступлении от клиента поручения на покупку
ценных   бумаг   брокер  вправе  осуществлять  расчеты  по  сделке
(сделкам),  совершенной  во  исполнение поручения,  с собственного
счета  брокера  без предварительного перечисления денежных средств
клиента на специальный брокерский счет.
    Между  тем,  вышеназванные  полномочия  брокера компенсируется
предписаниями,  обеспечивающими права его клиентов.  Так,  брокер,
использующий  денежные средства клиента в своих интересах,  обязан
гарантировать  клиенту  исполнение его поручений за счет указанных
денежных  средств.  Это  во-первых.  Во-вторых,  денежные средства
клиентов, предоставивших брокеру право использовать их в интересах
брокера,   должны   находиться  на  специальном  брокерском  счете
(счетах), отдельном от специального брокерского счета (счетов), на
которых  находятся  денежные средства клиентов,  не предоставивших
такого  права  брокеру.  Кроме  того,  клиент вправе в любое время
потребовать  возврата  всей  суммы  или  части  принадлежащих  ему
денежных  средств,  находящихся  на  специальном  брокерском счете
(счетах)  или на собственном счете брокера.  Это требование брокер
обязан  исполнить в сроки,  предусмотренные договором о брокерском
обслуживании,  но  не  позднее  рабочего  дня,  следующего за днем
получения  требования  клиента  о возврате  денежных средств.  Как
видим,  срок  исполнения  требования  клиента  о возврате денежных
средств сокращен втрое.
    Брокер  в соответствии  с утвержденными  им  Правилами ведения
внутреннего   учета   сделок  обязан  обеспечить  раздельный  учет
денежных  средств  каждого  клиента,  находящихся  на  специальном
брокерском  счете  (счетах) и/или на собственном счете брокера,  и
предоставление   каждому   клиенту   отчетов  об  операциях  с его
денежными средствами, в том числе по требованию клиента.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О государственной поддержке инновационной
    деятельности в Нижегородской области

    24  сентября  2003  года  вступил  в силу  Закон Нижегородской
области   от   15.09.2003   N 79-З  "О  государственной  поддержке
инновационной   деятельности  в Нижегородской  области",   который
регулирует   отношения,   возникающие   в  связи  с осуществлением
органами   государственной   власти  области  мер  государственной
поддержки инновационной деятельности.
    Согласно    Закону   государственная   поддержка   оказывается
гражданам  России,  лицам без гражданства и иностранным гражданам,
индивидуальным  предпринимателям и юридическим лицам независимо от
организационно-правовых    форм,    осуществляющим   инновационную
деятельность на территории области.
    Поддержка оказывается вышеуказанным субъектам только на период
осуществления ими инновационной деятельности в виде финансирования
инновационной  деятельности  за  счет  средств областного бюджета;
предоставления налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита
и   государственных   гарантий  области  по  обеспечению  возврата
привлекаемых  денежных  средств  для  осуществления  инновационной
деятельности;  частичной компенсации процентной ставки по кредитам
коммерческих  банков;  освобождения от арендной платы за земельные
участки,    используемые    в   целях   реализации   приоритетного
инновационного проекта.
    Государственная  поддержка предоставляется на срок окупаемости
инновационного  проекта,  но  не  более  3-х  лет с момента начала
производства. При реализации приоритетного инновационного проекта,
срок окупаемости которого превышает 3 года,  период предоставления
государственной поддержки может быть продлен, но не более чем на 5
лет.
    Для  получения  статуса приоритетного инновационного проекта и
получения  государственной  поддержки  инновационный проект должен
пройти  обязательную  экспертизу  и конкурсный  отбор.   Основными
критериями    отбора    являются:     значимость    проекта    для
социально-экономического     развития    области;     соответствие
приоритетным    направлениям   социально-экономического   развития
области,    а   также   экономическая,   бюджетная   и  социальная
эффективность.
    Государственная   поддержка  в виде  предоставления  налоговых
льгот оказывается путем снижения налога на прибыль, зачисляемого в
бюджет  субъекта  РФ,  по  ставке  пропорционально  удельному весу
выручки,  полученной  от  реализации  приоритетного инновационного
проекта, в общей сумме выручки. При этом ставка налога на прибыль,
зачисляемая  в бюджет  субъекта  РФ,   не  может  быть  ниже  13%.
Налоговая  льгота  также  предоставляется  путем освобождения:  от
налогообложения имущества, участвующего в реализации приоритетного
инновационного проекта,  в части,  зачисляемой в областной бюджет,
при  условии  раздельного  учета  видов  деятельности;  от  уплаты
земельного  налога  на  земельные  участки,  на  площадях  которых
реализуются приоритетные инновационные проекты.
    Для   поддержки  субъектов  инновационной  деятельности  могут
создаваться    инновационные    и  венчурные   фонды   на   правах
некоммерческой  организации.   Данные  фонды  оказывают  поддержку
субъектам    инновационной   деятельности   путем   предоставления
кредитов,  беспроцентных  ссуд,  краткосрочных займов,  средств на
безвозвратной   основе,   а  также  путем  выступления  в качестве
поручителей   или   гарантов   по  обязательствам  физических  или
юридических лиц.

    Об аренде земельных участков на территории
    Кабардино-Балкарской Республики

    19   сентября   2003   года  вступил  в силу  Указ  Президента
Кабардино-Балкарской  Республики  от 15.09.2003 N 61-УП "Об аренде
земельных    участков,    находящихся    в   государственной   или
муниципальной  собственности  на  территории  Кабардино-Балкарской
Республики".
    Указом  установлено,   что  до  разграничения  государственной
собственности   на  землю  земельные  участки,   расположенные  на
территории  Республики,  могут  быть  переданы  органами  местного
самоуправления   или   Министерством   имущественных   и земельных
отношений Республики в аренду сроком до 7 лет.
    Утверждено  Временное  положение  об оформлении документов при
передаче    в   аренду    земельных   участков,    находящихся   в
государственной  или  муниципальной  собственности  на  территории
Республики, которое устанавливает процедуру оформления документов,
базовые   размеры  и расчет  годовой  арендной  платы,   сроки  ее
внесения.    Данное    положение    действует    до   установления
Правительством   Российской   Федерации  общих  начал  определения
арендной  платы  за  аренду  земельных  участков,   находящихся  в
государственной или муниципальной собственности.
    Согласно     утвержденному    Временному    положению    лица,
заинтересованные  в получении  земельных  участков,  на  основании
публикуемой  органами  местного  самоуправления  или Министерством
имущественных  и земельных отношений информации о предлагаемых для
передачи  в аренду  земельных участках должны направить письменную
заявку  в соответствующие  органы.  В заявке им необходимо указать
цель использования земельного участка,  его предполагаемые размеры
и     местоположение,     а     также     сведения     о   наличии
материально-технических и финансовых ресурсов.
    Передача   земельных   участков   в аренду  осуществляется  на
основании договора аренды, который подлежит регистрации.
    За  пользование земельными участками взимается арендная плата.
Базовые ставки годовой арендной платы устанавливаются на основании
ставок  земельного  налога  за единицу площади пашни и многолетних
насаждений,  сенокосов и пастбищ.  Так, арендная плата для ведения
сельскохозяйственного  производства,  в  том  числе животноводства
устанавливается  в размере  не  менее  7-кратной ставки земельного
налога;  под  автозаправочными и газонаполнительными станциями - в
черте  поселений - не менее 5-кратной,  а за чертой поселений - не
менее   10-кратной  ставки  земельного  налога;   под  гаражами  и
автостоянками, объектами торговли, общественного питания, бытового
обслуживания  - не  менее 3-кратной ставки земельного налога;  для
индивидуальной  жилищной  застройки,  ведения  личного  подсобного
хозяйства,    дачных   и  садоводческих   объединений,    объектов
негосударственных  учреждений  и организаций  - не менее 2-кратной
ставки  земельного  налога;  под  домами  многоэтажной  застройки,
объектами   промышленности,    энергетики,    транспорта,   связи,
радиовещания,  телевидения,  информатики  и объектами специального
назначения   - не  менее  1,5-кратной  ставки  земельного  налога.
Арендная   плата   за   земли,   передаваемые   для   иных  целей,
устанавливается  в размере  не  менее  3-кратной ставки земельного
налога за единицу площади.
    Сроки   внесения   арендаторами  арендной  платы  определяются
договором  аренды.  При этом оплата должна производиться не реже 1
раза  в квартал до 15 числа первого месяца квартала.  При неуплате
арендной  платы в установленные договором сроки начисляется пеня в
размере, равном процентной ставке пени по налогам и сборам.

    О бесплатной юридической помощи
    в Республике Татарстан

    Постановлением  Кабинета  Министров  Республики  Татарстан  от
11.09.2003   N 481  "Об  оказании  бесплатной  юридической  помощи
гражданам,   проживающим   на   территории  Республики  Татарстан"
утверждено  Положение  об  оказании  бесплатной юридической помощи
гражданам, проживающим на территории Республики Татарстан.
    Согласно утвержденному Положению бесплатная юридическая помощь
оказывается  гражданам  России,  среднедушевой  доход которых ниже
величины   прожиточного  минимума,   установленного  в Республике.
Помощь   оказывается   истцам  по  рассматриваемым  судами  первой
инстанции   делам   о  взыскании   алиментов,   возмещении  вреда,
причиненного  смертью  кормильца,  увечьем  или  иным повреждением
здоровья,  связанным  с трудовой деятельностью;  ветеранам Великой
Отечественной    войны    по    вопросам,     не    связанным    с
предпринимательской    деятельностью;    гражданам    России   при
составлении  заявлений  о назначении пенсий и пособий;  гражданам,
пострадавшим от политических репрессий,  по вопросам,  связанным с
реабилитацией.   Несовершеннолетним,   содержащимся  в учреждениях
системы     профилактики     безнадзорности     и   правонарушений
несовершеннолетних, юридическая помощь во всех случаях оказывается
бесплатно.
    Для получения бесплатной помощи гражданину необходимо подать в
адвокатское  образование или адвокату заявление,  паспорт или иной
документ,   удостоверяющий  личность,   справку  о составе  семьи,
справку  о доходе  заявителя  и всех  членов  семьи,  а также иные
документы,    перечень   которых   содержится   в  рассматриваемом
документе.

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ

    Об общественном контроле за обеспечением
    прав человека в местах принудительного содержания
    и о содействии общественных объединений их деятельности
 
    Государственной   Думой   Федерального   Собрания   Российской
Федерации  в первом  чтении  принят проект Федерального закона "Об
общественном  контроле  за  обеспечением  прав  человека  в местах
принудительного содержания и о содействии общественных объединений
их деятельности", внесенный группой депутатов.
    Проект  Закона  разработан  с целью  регулирования  отношений,
возникающих  в связи  с осуществлением  общественного  контроля за
обеспечением  неотъемлемых  прав человека в местах принудительного
содержания   на  жизнь,   охрану  здоровья  и медицинскую  помощь,
равенство  перед  законом,   защиту  от  пыток,  насилия,  другого
жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или
наказания,  ограждения  от  злоупотреблений властью,  и определяет
порядок  оказания  общественными  объединениями  содействия работе
учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под
стражей.
    В  первой  главе  даются определения основных  понятий ("места
принудительного   содержания",    "лица,   находящиеся   в  местах
принудительного содержания"), используемых в тексте законопроекта.
По  мнению  авторов проекта,  общественный контроль не должен быть
ограничен   только   следственными   изоляторами   и  учреждениями
уголовно-исполнительной   системы.   Безусловное  соблюдение  прав
человека необходимо в отношении всех лиц,  подвергаемых задержанию
или  заключению в какой бы то ни было форме.  Поэтому законопроект
предусматривает   осуществление  общественного  контроля  также  в
установленных законом местах административного или дисциплинарного
задержания  и ареста,  изоляторах  временного содержания,  центрах
временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.
    Также    в  первой   главе   определяются   цели   и  принципы
общественного   контроля   и содействия  общественных  объединений
работе учреждений пенитенциарной системы.  Субъектом осуществления
общественного   контроля   являются   общественные  наблюдательные
комиссии.     Членом    общественной    наблюдательной    комиссии
(общественным  контролером)  может  быть  гражданин РФ,  достигший
возраста  25  лет.  Кандидатуры членов общественных наблюдательных
комиссий   утверждаются   Уполномоченным   по  правам  человека  в
Российской   Федерации.   Не   могут   быть  членами  общественной
наблюдательной  комиссии  лица,  имеющие неснятую или непогашенную
судимость  либо  признанные  по  решению  суда недееспособными или
ограниченно  дееспособными,  а также судьи,  адвокаты,  сотрудники
органов    внутренних   дел,    уголовно-исполнительной   системы,
прокуратуры  и юстиции,  органов  Федеральной службы безопасности,
федеральных  органов  налоговой  полиции,   лица,  находящиеся  на
действительной военной службе.
    Во  второй  главе  проекта  Закона определен порядок наделения
членов  общественных  наблюдательных  комиссий  полномочиями,   их
приостановление и прекращение.
    В    третьей    главе   регулируется   порядок   осуществления
общественного    контроля,    порядок   согласования   мероприятий
общественного  контроля.  Кроме  того,  устанавливаются полномочия
общественной  наблюдательной  комиссии и основания для ограничения
деятельности  членов  этих  комиссий,   порядок  принятия  мер  по
результатам мероприятий общественного контроля.
    Основные   направления   содействия  общественных  объединений
деятельности  мест  принудительного содержания установлены в главе
четвертой Закона.
    В  главе  пятой  документа  определены  гарантии осуществления
общественного  контроля,  а также порядок осуществления надзора за
деятельностью   субъектов   осуществления   контроля  и содействия
общественных   объединений   деятельности   мест   принудительного
содержания.

    О взаимном
    страховании

    Государственной   Думой   Федерального   Собрания   Российской
Федерации  в первом  чтении  принят  проект Федерального закона "О
взаимном страховании", внесенный Правительством РФ.
    Основной  целью  взаимного  страхования  является  страхование
рисков, связанных с имуществом (имущественными интересами) граждан
и  юридических  лиц,   на  взаимной  основе  путем  объединения  в
некоммерческих   организациях  (обществах  взаимного  страхования)
необходимых   для  этого  средств.   В  настоящее  время  правовое
положение обществ взаимного страхования определяет ст.  968 ГК РФ,
Федеральный  закон  от  12.01.1996  N 7-ФЗ  РФ  "О  некоммерческих
организациях"  и Закон  РФ  от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации
страхового дела в Российской Федерации".
    В то же  время,  как  показала  практика,  для  устойчивого  и
эффективного   функционирования   обществ  взаимного  страхования,
защиты   интересов   их  членов,   а  также  роста  инвестиционной
активности    предпринимательства   имеющейся   нормативной   базы
недостаточно.  Кроме того,  пунктом 2 ст.  968 ГК РФ предусмотрено
принятие специального закона о взаимном страховании, определяющего
особенности  правового  положения  обществ взаимного страхования и
условия их деятельности.
    Данный законопроект является реализацией положений ст.  968 ГК
РФ.   Цель   принятого   законопроекта   - правовая  регламентация
деятельности   обществ  взаимного  страхования,   направленная  на
создание  наиболее  благоприятных  стартовых  условий  для обществ
взаимного  страхования,  обеспечения  их  конкурентоспособности на
рынке страховых услуг.
    Предметом  регулирования  представленного проекта Федерального
закона  являются  отношения  физических  и юридических лиц в сфере
взаимного   страхования,   правовое  положение  обществ  взаимного
страхования и условия их деятельности.
    Законопроект состоит из четырех глав.

    В  первой  главе  закрепляются  общие положения.  Так,  помимо
определения  предмета регулирования,  устанавливается,  что данный
проект   Федерального  закона  распространяется  на  все  общества
взаимного   страхования,   создаваемые   в  форме   некоммерческой
организации  и осуществляющие страховую деятельность на территории
РФ.
    Во   второй   главе   регламентируется  порядок  осуществления
взаимного страхования. Общество взаимного страхования осуществляет
страхование   имущества  и имущественных  интересов  своих  членов
непосредственно   на   основании  членства,   если  учредительными
документами  не  предусмотрено  заключение  в этом случае договора
страхования.  Последний  представляет собой договор присоединения.
Условия,   на   которых   осуществляется   взаимное   страхование,
определяются  в правилах  страхования,  принятых на общем собрании
членов общества.
    Законопроект  закрепляет принципы взаимного страхования членов
общества   (общность   их   страховых   имущественных   интересов;
добровольность   вступления   в общество;   обязательность  уплаты
взносов;  равенство прав и обязанностей;  доступность информации о
деятельности общества),  а также объекты взаимного страхования.  К
таковым законопроект относит имущественные интересы,  связанные: с
владением, пользованием, распоряжением имуществом членов общества;
с  возмещением  членом общества причиненного им вреда личности или
имуществу   физического   лица,   а   также  вреда,   причиненного
юридическому лицу; с предпринимательскими рисками.
    Третья  глава посвящена правовому положению общества взаимного
страхования   и статусу  его  членов:   дается  понятие  общества;
регламентируются предмет его деятельности и момент создания,  виды
учредительных документов и требования к ним, порядок реорганизации
и    ликвидации   общества,    государственный   надзор   за   его
деятельностью;  закрепляются  права и обязанности членов общества,
случаи  прекращения  их  членства;  определяются органы управления
обществом, порядок их деятельности и полномочия.  Отдельные статьи
законопроекта устанавливают виды имущества, которое общество может
иметь в собственности, и источники его формирования.
    Четвертая глава содержит заключительные положения. Установлена
норма  о разрешении  споров,  связанных с осуществлением взаимного
страхования, только судами в соответствии с их компетенцией. Кроме
того, учредительные документы организаций, созданных до введения в
действие Федерального закона, должны быть приведены в соответствие
с его требованиями.

    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    "Комментарий к Федеральному закону "Об охране
    атмосферного воздуха" (под ред. С.А. Боголюбова)
    (Юридический Дом "Юстицинформ", 2002)

    Предлагаемый   материал   является  первым  и единственным  на
сегодняшний   день  постатейным  научно-практическим  комментарием
Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999
года N 96-ФЗ.
    Комментарий   содержит   разъяснения   и  толкования  основных
положений  этого  нормативного  правового  акта.  В нем приводятся
нормы  федеральных  законов,  законов субъектов Федерации,  указов
Президента  и постановлений  Правительства  РФ,   конкретизирующие
положения комментируемого Федерального закона.  Используются нормы
нового КоАП РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и
другие.
    В  соответствии  со  структурой  комментируемого  Федерального
закона   в  первой  главе  даются  дефиниции  основных  понятий  и
определяется  система  законодательных и иных нормативных правовых
актов  Российской  Федерации,   регулирующих  отношения  в области
охраны атмосферного воздуха.
    Во  второй главе регламентируются вопросы управления в области
охраны атмосферного воздуха.  Здесь раскрываются основные принципы
государственного управления в области охраны атмосферного воздуха,
полномочия  органов  государственной  власти  РФ,  субъектов  РФ и
органов  местного  самоуправления  в области  охраны  атмосферного
воздуха.
    Далее  рассмотрена  организация  деятельности в области охраны
атмосферного воздуха.  В том числе требования к юридическим лицам,
а   также   к  специально   уполномоченным   федеральным   органам
исполнительной  власти  по осуществлению планирования деятельности
по  охране  атмосферного  воздуха;  финансирование программ охраны
атмосферного  воздуха  и мероприятий  по  его  охране;  требования
относительно  нормирования качества атмосферного воздуха и вредных
физических   воздействий  на  него;   нормативы  выбросов  вредных
веществ;    правила    государственной   регистрации   вредных   и
потенциально опасных веществ.
    Четвертая   глава  затрагивает  государственный  учет  вредных
воздействий  на  атмосферный  воздух  и их  источников,   а  также
инвентаризацию   выбросов   вредных   (загрязняющих)   веществ   в
атмосферный воздух,  вредных физических воздействий на атмосферный
воздух и их источников.
    В следующих главах авторы останавливаются на вопросах контроля
за охраной атмосферного воздуха, раскрывая особенности мониторинга
атмосферного   воздуха,    государственного,    производственного,
общественного    контроля    и   экономический   механизм   охраны
атмосферного   воздуха.   Особое   внимание   уделено   правам   и
обязанностям   государственных   инспекторов  по  охране  природы,
осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха,  граждан,
юридических   лиц   и общественных  объединений  в рассматриваемой
области.
    В   главе   VIII,   касающейся  ответственности  за  нарушение
законодательства    Российской    Федерации    в  области   охраны
атмосферного  воздуха,  характеризуются  четыре  вида  юридической
ответственности      -     дисциплинарная,       административная,
гражданско-правовая (имущественная) и уголовная.
    В   заключение   комментируются   положения   о  международном
сотрудничестве  Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха.

    

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное