Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 25 февраля 2003 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте 28 февраля 2003 года вступит в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте". Названные Правила регулируют отношения между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов на внутреннем водном транспорте, и гражданами, использующими данные услуги исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Так, лица, оказывающие услуги, связанные с перевозкой, должны обеспечивать безопасность и качественное обслуживание пассажиров как на судах, так и на береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров. Своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа лежит на лице, предоставляющем услугу. В то же время забота о сохранности провозимой ручной клади (легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 метра или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 метра) лежит на пассажире. Постановление запрещает без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Лица, оказывающие услуги по перевозке, обязаны обеспечить потребителей данных услуг информацией о стоимости проезда и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа. Постановление предусматривает возможность доставки билетов и багажа по указанному адресу за отдельную плату. Прием заказов может быть организован по телефону, на основании заявки, присланной по почте или телеграфу, и лично от заказчика. Кроме того, на судах транзитных и туристских маршрутов могут быть организованы на платной основе прием от пассажиров заказов на подачу к причалам такси, бронирование мест в гостиницах, переноска ручной клади и (или) багажа пассажиров с берега на судно и обратно, стирка и глажение белья, мелкий ремонт и чистка верхней одежды. По предъявлении пассажиром билета исполнитель услуг, связанных с перевозкой, обязан принять багаж для перевозки и отправить его на судне, на котором следует пассажир, или с его согласия на другом судне, имеющем остановку в порту назначения пассажира. О подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Постановлением Правительства РФ от 07.02.2003 N 79 утверждено Положение о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, регулирующее порядок подготовки, принятия решений о подписании и подписания от имени Правительства РФ с правительствами иностранных государств либо с международными организациями или их органами международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации. Напомним, что порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определен Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Положение распространяется на международные акты независимо от их наименования и не распространяется на акты международных организаций, межправительственных комиссий и иных международных органов. Консультации по подготовке международных актов проводятся, как правило, Министерством иностранных дел РФ с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Международные акты составляются в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, планов и программ сотрудничества и не должны содержать юридически обязывающих положений. При этом в международных актах допускаются ссылки на обязательства, принятые сторонами по международным договорам. Предложения о подписании международных актов согласовываются с заинтересованными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и представляются в Правительство РФ Министерством иностранных дел РФ. Решения Правительства Российской Федерации о подписании международных актов принимаются в форме распоряжений. Международные акты подписываются Председателем Правительства РФ либо по его поручению одним из его заместителей или федеральным министром. При необходимости международные акты могут быть опубликованы в изданиях Правительства РФ, Министерства иностранных дел РФ, других федеральных органов исполнительной власти. О проведении оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 24.09.2002 N 426 (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.02.2003 N 4196) утверждена Инструкция о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции (далее - Инструкция). Инструкция регламентирует проведение опроса как оперативно-розыскного мероприятия с применением технических средств, в частности полиграфов. Такой опрос может быть проведен при наличии соответствующих оснований: возбужденного уголовного дела; сведений о подготовке и совершении противоправных деяний или об уже совершенных противоправных деяниях; сведений о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической безопасности страны; сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; других оснований. Инициаторами опроса с применением полиграфа являются подразделения ФСНП России и территориальные органы налоговой полиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Лицо, подлежащее опросу, должно дать письменное согласие на его проведение, при этом для получения такого согласия запрещается оказывать давление на указанное лицо. Специалист-полиграфолог, проводящий опрос, должен: информировать опрашиваемое лицо о причине опроса; в любой момент по требованию опрашиваемого лица прекратить опрос; исключить вопросы, на которые опрашиваемое лицо отказывается отвечать; задавать вопросы с учетом уточнений опрашиваемого лица. Все вопросы, задаваемые опрашиваемому лицу, должны быть предварительно с ним обсуждены. По результатам опроса оформляется Заключение (справка), имеющее соответствующий гриф секретности или ограничительную пометку "Для служебного пользования", направляемое инициатору опроса. При этом следует отметить, что Заключение само по себе не является доказательством по уголовному делу, а служит вспомогательным средством при проведении следствия или оперативных мероприятий. По требованию опрашиваемого лица результаты опроса могут быть ему предъявлены. Опрос не проводится: в отношении лиц моложе 14 лет (опрос лиц старше 14 лет, но не достигших 18-летнего возраста, разрешается проводить только при наличии письменного согласия одного из родителей); в целях прогнозирования действий опрашиваемого лица или его намерений, не подкрепленных конкретными действиями; в случае если специалист находится в служебной или иной зависимости от опрашиваемого лица; в случае если специалист прямо или косвенно заинтересован в каком-либо результате СПФИ. Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 09.12.2002 N 525 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.01.2003 N 4159) утверждена Инструкция об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений, определяющая основные задачи, содержание, формы и методы работы федеральных органов налоговой полиции по предупреждению налоговых и иных, отнесенных законом к их компетенции, преступлений и правонарушений, а также по предотвращению нанесения государству материального ущерба в результате уклонения от уплаты налогов и иных неправомерных действий, совершаемых в сфере экономики. В соответствии с Инструкцией существуют две формы профилактики преступлений и правонарушений - общая и индивидуальная. Общая профилактика включает в себя, в частности: освещение в центральных, региональных и местных средствах массовой информации основных результатов правоприменительной практики по расследованным уголовным делам о налоговых и иных преступлениях и правонарушениях, а также разъяснение основных положений законодательства о налогах и сборах, уголовного и административного законодательства; осуществление мероприятий по воспитанию активности населения в борьбе с преступлениями, в том числе проведение лекций, тематических занятий в образовательных учреждениях, организациях и общественных объединениях; освещение в средствах массовой информации конкретных обвинительных приговоров судов с целью формирования у населения сознания неотвратимости наказания за совершенные преступления и правонарушения и целый ряд других мер. Большое внимание в Инструкции уделено индивидуальной профилактике преступлений и правонарушений. Индивидуальная профилактика проводится в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения. Основанием для такой профилактики является наличие достоверных данных, свидетельствующих о возможности либо намерении лица совершить преступление или правонарушение. Деятельность по осуществлению индивидуальной профилактики включает: выявление лиц, подлежащих профилактике; изучение этих лиц и источников негативного воздействия на них; прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики; проверку объекта профилактики по оперативным учетам; постановку объекта на соответствующий профилактический учет; планирование мер индивидуальной профилактики; непосредственное профилактическое воздействие; проверку результатов проведенных профилактических мероприятий. Профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах: индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения); заслушивание отчетов на межведомственных балансовых комиссиях и комиссиях по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины (для недоимщиков); привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого; создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний; осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого; иные формы. Индивидуальная беседа должна включать в себя: разъяснение причины проведения беседы; получение объяснений в письменной с согласия профилактируемого лица или устной форме об обстоятельствах и мотивах, способствовавших созданию предпосылок для совершения преступлений и правонарушений; предупреждение о возможных последствиях, включая уголовное преследование, в случае реализации преступных намерений. В ходе проведения предупредительной беседы в соответствии с Законом РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" может быть в письменном виде вынесено официальное предостережение лицам с требованием своевременной уплаты налогов и сборов либо устранения иных нарушений законодательства. В случае неисполнения указанного в официальном предостережении требования к виновным могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, проведение индивидуальных профилактических мероприятий запрещается. В этих случаях, при наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством оснований, принимается процессуальное решение. Учет профилактированных лиц ведется в федеральном органе налоговой полиции. Срок хранения карточек учета индивидуальной профилактики в архиве составляет 5 лет. Предотвращение преступлений и правонарушений включает: выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения преступления или правонарушения; устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении преступления или правонарушения; искусственное создание обстановки, исключающей либо существенно затрудняющей возможность совершения преступления или правонарушения; привлечение лица к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности за совершение подготовительных действий. При этом методы действий по предотвращению преступлений и правонарушений избираются в зависимости от сложившейся обстановки, конкретного состава замышляемого и подготавливаемого преступления, социального статуса фигуранта, его психологических особенностей и иных условий и обстоятельств. Противоправная деятельность лиц, замышляющих либо подготавливающих совершение преступлений и правонарушений, в обязательном порядке документируется, в том числе фиксируется в соответствии с законодательством с помощью видео-, фото- и аудиозаписи. Результаты документирования приобщаются к делам оперативного учета либо к материалам подборок индивидуальной профилактики. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О государственной поддержке градообразующих организаций промышленности в Читинской области В Читинской области принят Закон от 22.01.2003 N 453-ЗЧО "О государственной поддержке градообразующих организаций промышленности", определивший меры государственной поддержки градообразующих организаций промышленности и условия их предоставления. В соответствии с Законом градообразующими организациями промышленности признаются организации промышленности, расположенные в населенном пункте, численность населения которого составляет не менее тысячи человек, и соответствующие нескольким или одному из следующих признаков: численность работников которых и членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта; обеспечивающие занятость не менее 30 процентов от общего числа трудоспособного населения соответствующего населенного пункта; обеспечивающие коммунальными услугами не менее 30 процентов жилого фонда соответствующего населенного пункта непосредственно или через организации жилищно-коммунального хозяйства, для которых эти услуги не являются основным видом деятельности; объем налоговых поступлений от которых составляет не менее 50 процентов общего объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по данному населенному пункту. Государственная поддержка вышеуказанным организациям может быть предоставлена при соблюдении следующих условий: сохранение численности работающих при сохранении или увеличении объемов производства; сохранение или увеличение налоговых поступлений и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней; поддержание на прежнем уровне содержания и обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, находящихся на их балансе. Для поддержки градообразующих организаций промышленности применяются следующие меры: списание безнадежных долгов по региональным налогам и сборам в соответствии с действующим законодательством; выделение субсидий или субвенций из областного бюджета на капитальный ремонт или реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе организации, а также на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению в производство новой конкурентоспособной техники на уровне лучших мировых стандартов; предоставление бюджетных кредитов, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов; предоставление государственных гарантий; реструктуризация задолженности по налогам и сборам перед областным бюджетом в соответствии с действующим законодательством; оказание мер содействия по предотвращению отключения предприятий от источников энергоснабжения; предоставление налоговой льготы в виде освобождения от обложения налогом на имущество предприятий в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, вновь установленного нового производственного оборудования в течение года со дня ввода его в эксплуатацию. Для получения государственной поддержки градообразующие предприятия до 1 июля представляют в Администрацию области предложения об оказании им мер государственной поддержки. Такие предложения учитываются при разработке законов об областном бюджете на очередной финансовый год. О государственном регулировании цен на лекарственные средства в Республике Мордовия Правительством Республики Мордовия издано Постановление от 30.01.2003 N 29 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства в Республике Мордовия". В соответствии с Постановлением для всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм, включая предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих на территории Республики Мордовия оптовую реализацию лекарственных средств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 425-р, предельная оптовая надбавка установлена в размере 15 процентов к фактической отпускной цене отечественного производителя лекарственных средств или к контрактной цене иностранного производителя лекарственных средств, независимо от количества посредников. Предельные розничные надбавки на лекарства для вышеназванных хозяйствующих субъектов устанавливаются в зависимости от отпускной цены отечественного или контрактной цены иностранного производителя и составляют при прямых закупках лекарств 40% при уровне закупочной цены до 100 руб.; 30% при уровне закупочной цены свыше 100 руб. до 300 руб.; 20% при уровне закупочной цены свыше 300 руб. Торговая надбавка при закупках через организации оптовой торговли устанавливается к отпускной цене организации оптовой торговли и составляет 20% при отпускной цене до 100 руб.; 15% при отпускной цене свыше 100 руб. и до 300 руб.; 10% при отпускной цене свыше 300 руб. При розничном отпуске предприятиями или предпринимателями лекарственных средств лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям социальной защиты населения, учреждениям образования и по льготным рецептам торговая надбавка составляет 30%, включая оптовую надбавку в размере 15% к фактической отпускной цене отечественного или к контрактной цене иностранного производителя. Лекарственные средства, не вошедшие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, реализуются по свободным рыночным ценам. Постановлением также утверждено Положение о порядке формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые на территории Республики Мордовия. Об аккредитации журналистов при Администрации Ростовской области Постановлением Администрации Ростовской области от 31.01.2003 N 65 утверждены Правила аккредитации журналистов при Администрации Ростовской области. Согласно утвержденным Правилам право на аккредитацию журналистов при Администрации области имеют действующие зарегистрированные СМИ независимо от форм собственности и состава учредителей, а также зарубежные СМИ, аккредитованные при Министерстве иностранных дел РФ. Аккредитация может быть выдана либо постоянная, либо разовая. Постоянная аккредитация выдается сроком на 1 год журналистам СМИ, регулярно освещающим деятельность Администрации области. Разовая аккредитация предоставляется на 1 день журналистам СМИ для выполнения конкретного задания, поручения по освещению работы Администрации области в случае болезни, отпуска, командировки постоянно аккредитованного журналиста. Журналистам телекомпаний выдается именное удостоверение, которое дает право на проход в здание Администрации области оператора телекомпании и внос звукозаписывающей, съемочной и осветительной аппаратуры. Постоянная аккредитация журналистов проводится ежегодно в срок с 1 по 31 января и дополнительно с 1 по 15 июня по заявлению редакции СМИ поданному в пресс-службу Администрации области. К заявлению должна быть приложена копия свидетельства о государственной регистрации, копия лицензии на вещание - для электронных СМИ, последние 3 номера издания за текущий год - для печатных СМИ. Квота для представления заявки на аккредитацию журналистов установлена: региональным периодическим печатным изданиям в размере до 4 человек; региональным информационным агентствам, радиокомпаниям, интернет-СМИ - в размере до 3 человек; телекомпаниям - в размере до 5 съемочных групп. Журналист может быть лишен аккредитации в случае, если им или редакцией были распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие деятельность, честь и достоинство Администрации области, должностных лиц. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Об ответственности страховщика за необоснованную задержку выплаты страховых сумм 26 декабря 2002 года Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции". Конституционный Суд РФ, исследовав представленные документы и иные материалы, установил, что в соответствии с законодательством Российской Федерации жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации подлежат обязательному государственному страхованию. Условия и порядок его осуществления, в том числе перечень страховых случаев, с наступлением которых связывается получение страхового обеспечения, порядок выплаты страховых сумм и ответственность страховщика за ее необоснованную задержку, установлены Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ. Как видно из представленных материалов дела, в июне 1998 года гражданину Б., уволенному со службы из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья, была установлена инвалидность II группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей. Документы, подтверждающие наступление страхового случая, и необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы в размере 50-ти окладов месячного денежного содержания были направлены страховщику - ЗАО "Страховая компания правоохранительных органов" (далее - страховая компания) в январе 1999 года. Однако страховую сумму гражданин Б. получил со значительной задержкой, поскольку в тот период у страхователя - Министерства внутренних дел РФ имелась задолженность перед страховщиком по перечислению страховых взносов. Гражданин Б. обратился в районный суд г. Москвы с иском к страховой компании и МВД РФ, который, в свою очередь, отказал в удовлетворении заявленных требований о взыскании в его пользу штрафа за выплаты страховой суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами, а также об индексации страховой суммы. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда данное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба гражданина Б. - без удовлетворения. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ гражданин Б. оспаривает конституционность абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ, согласно которому несвоевременная выплата страховщиком страховых сумм по причине задержки внесения страхователем страховых взносов не является основанием для выплаты штрафа. По мнению заявителя, названная норма лишает застрахованных лиц гарантии защиты их прав и позволяет не возмещать причиненный здоровью вред в течение неопределенного времени, а потому не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 45, 46 (часть 1), 53 и 55 Конституции РФ. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется, как следует из статей 2, 3 и 6 рассматриваемого Федерального закона и статей 927 и 969 ГК РФ, на основании договоров страхования, заключаемых страхователями - федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, военные сборы, и страховщиками, которыми могут быть страховые организации, имеющие выданные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью разрешения (лицензии) на осуществление данного вида страхования. Заключая с федеральным органом исполнительной власти указанный договор, страховщик тем самым принимает на себя обязательство по предоставлению застрахованным лицам (выгодоприобретателям) установленного законом страхового обеспечения. И хотя такое обязательство возникает для него из гражданско-правового договора, по которому застрахованные лица выступают в качестве выгодоприобретателей, страховщик, осуществляя выплату страховых сумм, действует во взаимоотношениях с ними от имени государства, т.е. выполняет одновременно и публичную функцию. Принятие на себя страховщиком данной функции не освобождает, однако, страхователя от выполнения своих договорных обязательств перед страховщиком (а государство - от обязанности обеспечивать надлежащее финансирование указанных расходов) и не исключает ответственность за их неисполнение. Согласно пункту 4 статьи 11 рассматриваемого Федерального закона выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате, а в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм он из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки (абзац первый); несвоевременная выплата страховщиком страховых сумм по причине задержки внесения страхователем страховых взносов не является основанием для выплаты штрафа (абзац второй). Неустойка (штраф, пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств и мера имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, по смыслу статей 12, 330, 332 и 394 ГК РФ, стимулирует своевременное исполнение обязательств, позволяя значительно снизить вероятность нарушения прав кредитора, предупредить нарушение. Следовательно, само по себе закрепленное в абзаце первом пункта 4 статьи 11 рассматриваемого Федерального закона правило об ответственности страховщика в виде штрафа выступает специальной гарантией защиты прав застрахованного лица, адекватной в данном случае с точки зрения принципов равенства и справедливости положению и возможностям этого лица как наименее защищенного участника соответствующих правоотношений. В исключение из указанного правила в случаях несвоевременного внесения страхователем страховых взносов страховщик в силу абзаца второго пункта 4 статьи 11 рассматриваемого Федерального закона освобождается от ответственности в виде штрафа. По существу же в таких случаях на неопределенное время откладывается исполнение страховщиком его обязательств перед застрахованным лицом - выплатить при наступлении страхового случая страховую сумму в срок, установленный законом и договором. Применительно к случаям несвоевременного перечисления страховых взносов рассматриваемый Федеральный закон не предусматривает и ответственности страхователей (государства), в том числе при бюджетном недофинансировании таких расходов, как не предусматривают ее и заключаемые договоры о страховании, о чем свидетельствуют, в частности, материалы рассматриваемого дела (договор от 16 марта 1999 г. N СО/77-14, заключенный МВД РФ и страховой компанией). Согласно пункту 1 статьи 7 рассматриваемого Федерального закона перед застрахованным лицом страхователь несет ответственность лишь в случаях, если он не осуществил обязательное государственное страхование, т.е. не заключил договор страхования, или если он заключил договор на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными данным Федеральным законом, - тогда при наступлении страхового случая он несет ответственность на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании. Как следует из абзаца второго пункта 4 статьи 11 рассматриваемого Федерального закона в системной связи с иными его положениями, бремя негативных последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств перед страховщиком несут не страховщик - коммерческая организация и страхователь (государство) как стороны в договоре, а застрахованные лица, жизни или здоровью которых именно на службе государству причинен вред и для защиты имущественных интересов которых и заключался договор. Между тем регулирование, установленное абзацем вторым пункта 4 статьи 11 в системной связи с абзацем первым того же пункта и с положениями статей 2, 3, 6, 7 и 9 рассматриваемого Федерального закона, отдавая предпочтение защите имущественных прав и интересов страховщика и страхователя и ставя военнослужащих и приравненных к ним лиц в худшее положение по сравнению с гражданами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не отвечает вытекающим из названных положений Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ее статей 1, 2, 7, 35, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1) и 59 требованиям надлежащей государственной защиты прав и законных интересов застрахованных лиц - военнослужащих и приравненных к ним лиц, которая в Российской Федерации как правовом и социальном государстве должна осуществляться на началах справедливости и юридического равенства. Таким образом, исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ (Постановление от 26.12.2002 N 17-П) признал абзац второй пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3). КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации" (под ред. С.А. Панина) (МЦФЭР, 2002) Анализируемая работа является постатейным комментарием к Трудовому кодексу Российской Федерации, вступившему в силу с 01.02.2002 и внесшему позитивные новации в правовое регулирование трудовых и смежных с ними отношений. В связи с тем что данный Кодекс действует сравнительно короткий период времени, актуальность комментария к его положениям представляется весьма очевидной. Следуя структуре Трудового кодекса РФ, авторы посвятили часть I Комментария обзору общих положений законодательства о труде - цели, задачи и принципы правового регулирования рассматриваемых отношений, запрещение дискриминации и принуждения в сфере труда, система и перечень источников трудового права, разграничение полномочий в данной сфере между органами государственной власти федерации и ее субъектов, общие правила исчисления сроков. В этой же части Комментария раскрывается сущность трудовых отношений, приводятся основания их возникновения, подробно исследуются основные права и обязанности сторон указанных отношений (работника и работодателя). В части II рассматриваются основные положения социального партнерства в сфере труда - понятие, принципы, стороны, система и формы. Раскрывается институт представительства (профсоюзы работников, объединения работодателей), порядок ведения коллективных переговоров, понятие коллективного договора и соглашения, определяется ответственность сторон социального партнерства. Значительное место в Комментарии (часть III) отведено вопросам заключения, изменения и расторжения трудового договора. Здесь же исследуются: понятие персональных данных работника и способы их защиты, понятие рабочего времени и времени отдыха (перерывы для отдыха и питания, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска). Немаловажное значение уделено положениям, касающимся оплаты труда, - установление заработной платы; порядок, место и сроки ее выплаты; исчисление среднего заработка; ответственность работодателя за нарушения, связанные с денежными выплатами; оплата труда в особых условиях, при совмещении профессий, в ночное время, при освоении новых производств, за время простоя и др. Освещена тема гарантий и компенсаций работникам: при расторжении трудового договора, при направлении в служебные командировки и переезде на работу в другую местность, при совмещении работы с обучением, при исполнении государственных или общественных обязанностей и другие гарантии и компенсации (при временной нетрудоспособности, при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу и др.). Затем комментируются нормы, закрепляющие основные положения о трудовом распорядке, дисциплине труда, профессиональной подготовке (переподготовке, повышении квалификации) работников. Большое место в работе занимает рассмотрение вопросов охраны труда - требования охраны труда, ее организация и обеспечение прав работников на данную охрану (обеспечение средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание, расследование и учет несчастных случаев на производстве), а также материальной ответственности сторон трудового договора. В части IV Комментария отмечаются особенности регулирования труда отдельных категорий работников, а именно: женщин и лиц с семейными обязанностями; граждан в возрасте до восемнадцати лет; руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа, а также лиц, работающих по совместительству, на временных (сроком до двух месяцев) и сезонных работах, вахтовым методом, у работодателей-физических лиц, на дому, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на транспорте, в области педагогики, в дипломатических представительствах, в консульских учреждениях, в религиозных организациях и др. О защите трудовых прав работников говорится в заключительной комментируемой части (V) Кодекса - государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, порядок защиты указанных прав профессиональными союзами, самозащита трудовых прав, процедура рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. "Комментарий к Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" (под ред. Е.А. Галиновской) (Юридический Дом "Юстицинформ", 2002) Предлагаемый материал представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Комментарий написан специалистами в области земельного законодательства, сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, постоянно участвующими в законопроектной деятельности, авторами большого количества комментариев к федеральным законам, учебников и монографий. Данная работа является одним из первых постатейных комментариев к Федеральному закону "О государственном земельном кадастре". Ведение земельного кадастра представляет собой важную функцию органов государственной власти по управлению земельным фондом в Российской Федерации. Основу деятельности по ведению земельного кадастра составляют нормы Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 года. Комментируемый Федеральный закон принят двумя годами ранее. В связи с этим одной из задач настоящей работы было сопоставить нормы Закона о кадастре как специального федерального закона с нормами Земельного кодекса РФ. Как известно, ни прокомментированный Федеральный закон, ни иные нормативные акты, регулирующие земельные отношения, не должны противоречить Земельному кодексу РФ. Поэтому авторами настоящего материала прослежено соответствие Закона о государственном земельном кадастре Земельному кодексу РФ. В Комментарии определены цели создания и ведения государственного земельного кадастра, его место в системе государственных информационных ресурсов, правовое содержание основных составляющих государственного кадастрового учета земель в Российской Федерации. Рассмотрен порядок оформления документов земельного кадастра и иных действий, составляющих круг отношений, урегулированных законом. Описаны основные процедуры, составляющие деятельность по ведению земельного кадастра и утвержденные многочисленными подзаконными нормативными актами, изданными в том числе Правительством Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра Российской Федерации.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||