Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 17 февраля 2003 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О реабилитации жертв политических репрессий С 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2003 N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Согласно действовавшей редакции Закона РФ от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения обоих или одного из родителей или лиц, их заменявших, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, признавались не репрессированными, а пострадавшими от политических репрессий. Таким образом, для таких детей ограничивалась возможность реабилитации, а также создавался иной по сравнению с реабилитированными правовой статус, в частности, уменьшался объем предусмотренных компенсаций. Конституционный Суд РФ неоднократно разбирался в этой проблеме и приходил к выводу, что такое положение нарушает конституционные права граждан. Федеральным законом от 09.02.2003 N 26-ФЗ такая несправедливость была устранена. Дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, отнесены к лицам, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации. Новые Правила приема грузовых таможенных деклараций Приказом ГТК РФ от 29.11.2002 N 1284 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2003 г. N 4167) утверждены Правила приема грузовых таможенных деклараций (далее - новые Правила), которые заменят "Временные правила приема, регистрации, хранения ГТД", утвержденные Приказом ГТК РФ от 28.11.1994 N 624. Если Временные правила определяли общий порядок приема, регистрации и хранения грузовых таможенных деклараций (ГТД) таможенным органом, то в новых Правилах подробно прописана вся процедура подачи ГТД и дополнительных документов, а в разделе V Правил перечислены условия внесения изменений и дополнений в ГТД или ее изъятия (чего не содержалось во Временных правилах). Так, новые Правила определяют: - порядок подачи декларантом и принятия таможенным органом ГТД (в том числе временных, неполных, временных периодических, заполненных на бланке формы ТД1 (основной лист) и на дополнительных бланках формы ТД2), которые используются при декларировании в одной таможенной декларации товаров разных наименований; - перечень документов для проверки сведений, заявленных в ГТД, а также порядок их представления; - порядок оформления запроса таможенного органа о представлении дополнительных документов, необходимых для таможенных целей; - условия внесения изменений и дополнений в ГТД или ее изъятия. В соответствии с прежними Правилами (действуют до вступления в силу Приказа ГТК РФ от 29.11.2002 N 1284) ГТД подается декларантом в таможенный орган Российской Федерации, в котором производится таможенное оформление товаров, в сроки, устанавливаемые ГТК России, и эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств. Новыми Правилами установлено, что декларирование товаров с подачей ГТД производится тому таможенному органу (таможенному посту, таможне), который уполномочен принимать ГТД и в котором в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле производится таможенное оформление товаров (п. 2 Правил). При этом важно отметить, что на вывозимые товары ГТД должна подаваться до фактического вывоза товаров, а срок ее подачи таможенным органом не устанавливается. На ввозимые товары ГТД должна подаваться в сроки, не превышающие 15 дней со дня представления товаров и транспортных средств таможенному органу. По письменному обращению декларанта (в котором должны содержаться сведения, определенные в п. 4 Правил) указанный срок подачи ГТД может быть продлен таможенным органом в пределах срока, установленного для временного хранения, при условии, что в отношении декларируемых товаров суммы денежных средств в размере предстоящих уплате таможенных платежей внесены на счет таможенного органа не позднее срока, установленного для подачи ГТД. При изменении (завершении действия) таможенного режима срок подачи ГТД определяется, исходя из содержания и условий таможенного режима, предшествующего заявляемому. Отметим, что по новым Правилам подача ГТД сопровождается представлением таможенному органу копий лицензий, разрешений, если в соответствии с законодательством РФ и (или) международными договорами РФ пересечение государственной границы России допускается при наличии таких лицензий, разрешений (подпункт "б" пункта 6 Правил). После оформления принятия ГТД производится проверка сведений, необходимых для принятия решения о возможности помещения товаров под заявленный таможенный режим (проверка ГТД). Проверка начинается не позднее 3 рабочих часов после представления декларантом документов, перечень которых приводится в п. 15 Правил и состоит из 12 позиций. Помимо указанных документов декларант может представить иные документы, если он считает, что такие документы могут быть использованы таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров в соответствии с условиями заявленного таможенного режима. Документы, указанные в пункте 15 Правил, могут быть представлены отдельно от ГТД в срок, не превышающий 10 дней со дня оформления принятия ГТД, а для товаров, упомянутых в статье 133 Таможенного кодекса Российской Федерации (упрощенный порядок таможенного оформления), - 3 дней. При непредставлении документов в указанные сроки рассматривается вопрос о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а проверка ГТД и выпуск товаров не производится. В соответствии с п. 25 Правил лицо, осуществляющее проверку ГТД, может запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, если такие сведения не содержатся в приложенных к ГТД документах или не вытекают из них. Срок представления дополнительных документов и сведений устанавливается с учетом возможности их подготовки декларантом. При этом срок представления дополнительных документов должен быть не менее 3 рабочих дней, если такие документы или сведения могут быть подготовлены декларантом самостоятельно, и 5 рабочих дней, если документы или сведения будут запрашиваться декларантом у иных лиц. Срок представления дополнительных документов и сведений исчисляется со дня получения декларантом запроса. При непредставлении декларантом дополнительных документов в установленные сроки решение о возможности выпуска товаров (условного выпуска товаров, в том числе с временной (условной) оценкой) принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, либо рассматривается вопрос о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. По письменному обращению декларанта до принятия решения о выпуске (условном выпуске) товаров таможенный орган может разрешить изменить или дополнить сведения в принятой ГТД при условии, что такие изменения или дополнения не повлекут за собой заявление сведений в этой ГТД о товарах иных, чем те, которые были указаны в принятой таможенным органом ГТД, а также принять решение о возможности изъятия поданной ГТД. Таможенный орган разрешает изменить, дополнить сведения, которые могут повлиять на принятие таможенным органом решения о выпуске (условном выпуске) товаров, о помещении товаров под заявленный таможенный режим, на взимание таможенных платежей, или изъять ГТД, если не начата проверка ГТД, не начат досмотр товаров, не установлена недостоверность сведений, заявленных в ГТД. Все изменения или дополнения в ГТД декларант или его представитель вносит от руки и заверяет внесенные сведения подписью, а также печатью декларанта, если декларантом является юридическое лицо либо лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Таможенный орган разрешает также изъятие ГТД в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в связи с отказом декларанта от помещения товаров под заявленный в ГТД таможенный режим (п. 41 Правил). Новая ГТД должна быть подана не позднее следующего рабочего дня после получения разрешения на изъятие ГТД. При этом срок уплаты таможенных платежей в отношении таких товаров исчисляется исходя из сроков, установленных законодательством Российской Федерации о таможенном деле на подачу таможенной декларации. При изъятии ГТД, поданной в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, срок для подачи новой ГТД в отношении таких товаров таможенным органом не устанавливается. О Порядке приема в высшие учебные заведения Министерство образования России Приказом от 14.01.2003 N 50 (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 февраля 2003 г. N 4188) утвердило новый Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (далее - Порядок). Порядком, в отличие от ранее действовавшего, урегулированы вопросы организации целевого приема, а также подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний. Заявки на целевой прием направляются в вузы органами государственной власти или органами местного самоуправления. Вуз выделяет целевые места в пределах квот, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение. Вуз заключает договоры на целевой прием с органами государственной власти или органами местного самоуправления с учетом конкурсной основы приема в высшие учебные заведения. О количестве мест для целевого приема на каждую специальность (направление) оповещаются абитуриенты и общественность. Лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе, а целевые места, оставшиеся вакантными после сдачи вступительных испытаний и зачисления, предоставляются лицам, участвующим в общем конкурсе. В соответствии с Порядком поступающий имеет право по результатам вступительного испытания подать письменное апелляционное заявление об ошибочности, по его мнению, оценки, выставленной на вступительном испытании. При этом в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. В апелляционную комиссию рекомендовано включать в качестве независимых экспертов представителей органов управления образованием, педагогических работников общеобразовательных учреждений. Абитуриент имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. После рассмотрения апелляции выносится решение об оценке по экзаменационной работе. Помимо перечисленных новшеств, Порядок предусматривает ряд других дополнений. Детализирована работа приемной комиссии. Так, работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием абитуриентов и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь, который назначается ректором вуза. Порядок предусматривает организацию работы выездных предметных экзаменационных комиссий, а также передачу вузом полномочий приема вступительных испытаний другим государственным учебным заведениям. Абитуриент обязан заверить личной подписью не только факт ознакомления со свидетельством о государственной аккредитации вуза по выбранному направлению подготовки или специальности, как было ранее, но также и следующие факты: получение высшего профессионального образования впервые, ознакомление с датой представления оригинала документа об образовании, ознакомление с правилами подачи апелляции. Помимо срока окончания приема документов от поступающих на очную форму обучения (не ранее 15 июля) установлен срок начала приема таких документов - 1 июня. Порядком предусмотрено, что с 2004 года все вступительные испытания при приеме на первый курс проводятся в письменной форме, в том числе с использование бланкового или компьютерного тестирования (в 2003 году формы вступительных испытаний устанавливает вуз). Расписание вступительных испытаний утверждается председателем приемной комиссии или его заместителем и доводится до сведения абитуриентов не позднее чем за 10 дней до начала очередного этапа вступительных испытаний. Расширен перечень категорий граждан, принимаемых в вузы вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний. В этот перечень добавлены: граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством. Преимущественным правом на поступление в высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством. Датой окончания вступительных испытаний считается момент объявления на стенде приемной комиссии пофамильного перечня лиц, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по различным условиям конкурса, а также лиц, набравших полупроходной балл. О полной материальной ответственности работников 3 февраля 2003 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности". Указанный документ принят на основании статьи 244 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими восемнадцатилетнего возраста и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Новые Перечни должностей и работ шире, чем ранее действовавшие Перечни, утвержденные Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС, кроме того, они соответствуют новым социально-экономическим отношениям, сложившимся в нашей стране за последнее время. Теперь помимо кассиров, контролеров и кассиров-контролеров (в том числе и старших) полная материальная ответственность может быть возложена на работников, выполняющих обязанности контролеров. Вообще по многим должностям, перечисленным в Перечне должностей работников, установлено, что полная материальная ответственность может наступить не только для работника, занимающего определенную должность, но и для иных работников, выполняющих аналогичные функции. В Перечень должностей работников теперь включены директора, заведующие, администраторы, другие руководители организаций и подразделений (в том числе секций, приемных, пунктов, отделов, залов) бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей). Также в Перечень включены начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ, а также лаборанты, методисты кафедр, деканатов, заведующие секторами библиотек. Что касается Перечня работ, выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то он тоже претерпел некоторые изменения. В частности, добавлены работы по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению, учету и контролю реализации (покупке, продажи, поставке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О предоставлении в аренду государственного имущества в Амурской области 4 февраля 2003 года вступил в силу Закон Амурской области от 15.01.2003 N 173-ОЗ "О порядке предоставления в аренду государственного имущества Амурской области", который определил порядок предоставления в аренду движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и не завершенных строительством объектов, находящихся в государственной собственности области. Законом установлено, что арендодателем имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, выступает комитет администрации области по управлению государственным имуществом. Если имущество закреплено за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, то арендодателем является само предприятие при наличии согласия комитета. Арендаторами областного государственного имущества могут быть граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. В аренду им могут быть переданы областные государственные предприятия, другие имущественные комплексы, здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства и другое имущество. Для заключения договора аренды владелец объекта или арендатор должны направить письменное обращение в комитет с предоставлением на его рассмотрение пакета документов. В течение одного месяца со дня поступления документов комитет рассматривает представленные документы и принимает решение о возможности или невозможности заключения договора. При положительном ответе комитета владелец объекта должен представить 3 экземпляра договора с приложениями (расчет арендной платы, информация о составе передаваемого в аренду имущества, акт технического осмотра объекта). Арендная плата устанавливается арендодателем в размере не ниже минимальной величины арендной платы, установленной положением о порядке определения величины арендной платы за пользование имуществом, находящимся в областной государственной собственности. В арендную плату не включаются затраты владельца объекта по содержанию данного имущества (в том числе коммунальные платежи, амортизационные отчисления), которые возмещаются арендатором по отдельному договору с владельцем объекта или соответствующими организациями. Арендатор вправе с письменного согласия арендодателя и комитета сдавать арендованное имущество в субаренду на срок, не превышающий срока действия основного договора аренды. В субаренду может быть передано недвижимое имущество, не превышающее 25% от общей арендуемой площади. Основанием для сдачи имущества в субаренду являются временные трудности арендатора по использованию всего арендованного имущества, предполагаемое размещение на арендуемых площадях таких организаций-субарендаторов, выпускаемая продукция, оказываемые услуги или выполняемые работы которых способствуют более эффективной деятельности арендатора или обеспечивают лучшее обслуживание клиентов арендатора, а также иные обстоятельства. Об административных комиссиях в Ямало-Ненецком автономном округе Законом Ямало-Ненецкого Автономного округа от 10.01.2003 N 2-ЗАО "Об административных комиссиях в Ямало-Ненецком Автономном округе" определен порядок организации и деятельности административных комиссий в автономном округе. Административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции законами округа. Комиссии создаются в муниципальном образовании по решению главы муниципального образования в составе председателя комиссии, ответственного секретаря и иных членов комиссии. Комиссия создается на срок полномочий главы муниципального образования в составе не менее 5 человек. Членами комиссии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, а ответственный секретарь комиссии - высшее юридическое образование, давшие письменное согласие на работу в соответствующей административной комиссии. Не назначаются членами комиссии лица, признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость. Полномочия члена административной комиссии могут быть досрочно прекращены в случае подачи им письменного заявления о прекращении своих полномочий; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; признания его решением суда недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; систематического невыполнения обязанностей, выражающегося в систематическом (более 3-х раз подряд) уклонении без уважительных причин от работы в заседаниях комиссии, а также смерти члена административной комиссии. Заседания административной комиссии проводятся с периодичностью, обеспечивающей соблюдение установленных законом сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. О порядке возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2003 году в Калужской области Постановлением Правительства Калужской области от 20.01.2003 N 4 утвержден Порядок возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2003 году в российских кредитных организациях, сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса Калужской области для финансирования сезонных работ в сельском хозяйстве. Согласно утвержденному Порядку возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2003 году, производится сельскохозяйственным товаропроизводителям, рыбоводческим хозяйствам, обслуживающим организациям, а также пищевым и перерабатывающим организациям агропромышленного комплекса. Субсидии предоставляются вышеуказанным организациям с даты получения кредита до даты фактического его погашения. При этом кредит должен быть получен заемщиком не ранее 1 января 2003 года, освоен по целевому назначению в части средств, подлежащих субсидированию из областного бюджета, и погашен не позднее 15 декабря 2003 года. Субсидирование заемщиков осуществляется ежемесячно из расчета 9/10 произведенных ими затрат на уплату процентов, но не более 9/10 ставки рефинансирования ЦБ РФ, при условии своевременной уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, а также полного целевого освоения кредита. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О решениях, принятых на общем собрании акционеров Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ на решение Арбитражного суда области и постановление Федерального арбитражного суда округа. Суть дела заключается в следующем. Два ЗАО обратились в арбитражный суд области с иском к ОАО о признании недействительными решений его внеочередного общего собрания акционеров, состоявшегося 26.03.2001. На данном собрании были приняты решения о реорганизации ответчика в форме слияния с другим ОАО, об утверждении договора о слиянии и передаточного акта. Иск был удовлетворен, решения общего собрания акционеров признаны недействительными. Суд первой инстанции исходил из того, что истцам, имеющим в общей сложности 0,3 процента всех голосующих акций, не были направлены извещения о проведении общего собрания акционеров и о наличии у них права требовать выкупа акций, о цене и порядке осуществления их выкупа. Эти упущения со стороны ответчика квалифицированы судом как существенные, в связи с чем суд сделал вывод о нарушении ответчиком статей 31, 50, 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.04.1997 N 4/8 и его устава. Постановлением апелляционной инстанции решение было отменено, в удовлетворении иска отказано по следующим причинам. Подавляющим числом голосов (97,39 процента) акционеры проголосовали за реорганизацию ОАО путем слияния с другим ОАО, и голосование истцов, в случае их участия в собрании, не могло повлиять на результаты голосования. Истцами не представлены доказательства причинения им убытков. Не установлено нарушений прав истцов как акционеров. Количество акций после проведенного собрания не изменилось, права на участие в управлении обществом и получение дивидендов сохранились в прежнем объеме. Федеральный арбитражный суд округа постановление апелляционной инстанции отменил, решение первой инстанции оставил в силе. Протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 07.08.2001), пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.04.1997 N 4/8 акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований названного Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру. Как видно из материалов дела, внеочередное общее собрание акционеров состоялось в заочной форме 26.03.2001 и большинством голосов приняты указанные решения. Кроме того, судебными инстанциями правильно установлены и ответчиком не оспариваются нарушения статей 31, 50, 52 названного Федерального закона, устава общества, выразившиеся в неизвещении истцов о проведении собрания с соблюдением определенного Законом порядка и несвоевременном предоставлении бюллетеней для голосования, поскольку эти документы не направлялись истцам ценным письмом и не вручались под расписку лично акционеру. Довод ответчика о том, что материалы о проведении собрания были переданы истцу, не нашел документального подтверждения. Между тем судами первой и кассационной инстанции сделан ошибочный вывод о том, что эти нарушения являются существенными. Голосование истцов на собрании не могло повлиять на результаты принятых решений, а принятые решения не повлекли причинения убытков акционерам. В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих об ущемлении прав и законных интересов истцов как акционеров. Судом апелляционной инстанции установлено, что количество акций после проведения собрания не изменилось, права на участие в управлении обществом и получение дивидендов сохранились в прежнем объеме. Кроме того, истцы не собирались воспользоваться правом требования выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ своим решением от 26.11.2002 N 1489/02 решение арбитражного суда области и постановление Федерального арбитражного суда области отменил, а постановление апелляционной инстанции оставил в силе. О взыскании подоходного налога с индивидуального предпринимателя Прокурор в защиту государственных и общественных интересов обратился с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании подоходного налога, не уплаченного им в 1996 - 1998 годах. Арбитражный суд исковое требование удовлетворил. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено и в удовлетворении иска отказано. Федеральный арбитражный суд округа оставил постановление апелляционной инстанции без изменения. Суть дела заключается в следующем. В 1994 году индивидуальные предприниматели К. и А. учредили полное товарищество. Постановлением местной администрации произведена перерегистрация учредительного договора этого товарищества, из которого следует, что оно является юридическим лицом и ему выдано свидетельство о государственной регистрации. В последующие три года участники товарищества принимали решения о направлении части полученной прибыли без распределения ее между участниками на ведение предпринимательской деятельности товарищества. Имущество хозяйственного товарищества, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Нераспределенная часть прибыли также является собственностью полного товарищества и по этой причине без ее распределения между ними не может быть признана собственностью его участников. Поскольку участниками полного товарищества являлись физические лица, их налогообложение осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". Согласно статье 2 названного Закона объектом налогообложения физических лиц признавался совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году. При налогообложении учитывался совокупный доход, полученный физическим лицом как в денежной форме (валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды в случаях, предусмотренных названным Законом. Доходы, полученные в натуральной форме, подлежали учету на дату получения дохода. Датой получения дохода в календарном году являлась дата выплаты дохода физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме. Указанных обстоятельств в отношении вменяемых А. доходов не установлено. Следовательно, по этому основанию А. не мог быть понужден к уплате подоходного налога с сумм не распределенной товариществом прибыли. Доходом признается экономическая выгода в денежной и натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки. Поэтому сумма прибыли юридического лица, не распределенная среди учредителей и направленная ими на предпринимательскую деятельность, не может быть признана доходом этих учредителей. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление от 19.11.2002 N 8641/02) постановления апелляционной и кассационной инстанции оставил без изменения, а протест без удовлетворения. ЗАКОНОПРОЕКТЫ О проекте Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", внесенный Президентом РФ. Проект Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" внесен с целью реализации концепции реформирования государственной службы Российской Федерации. Законопроектом определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, которую образуют три вида федеральной государственной службы (федеральная государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба) и государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации. Государственная служба Российской Федерации определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, и лиц, замещающих должности, учрежденные конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации. В главе 1 "Общие положения" даются определения федеральной государственной службы и ее видов, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. Поскольку законопроект является рамочным, в нем предусмотрена необходимость принятия специальных законов по всем видам госслужбы, которые будут регламентировать порядок поступления на госслужбу и замещения вакантных должностей госслужбы, условия контрактов по всем видам госслужбы, порядок прохождения и предельный возраст пребывания на госслужбе, порядок присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также иные вопросы. Законопроектом Президенту РФ предоставлено право определять соотнесение должностей федеральной и гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы, а также соотнесение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. В главе 2 "Общие условия государственной службы" закреплено общее правило о включении в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида продолжительности государственной службы других видов, а также периодов замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных должностей в органах местного самоуправления на постоянной основе и должностей муниципальной службы. Законопроектом предусмотрено ведение реестра госслужащих, формируемого на основе их персональных данных. В главе 3 "Система управления государственной службой Российской Федерации" определены цели создания системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне, источники финансирования федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Глава 4 законопроекта определяет порядок вступления федерального закона в силу. Предусмотрено, что в части прохождения государственной службы на воинских должностях и на должностях правоохранительной службы закон вступает в силу при введении в действие федеральных законов о соответствующих видах государственной службы. Кроме того, установлено, что Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей данному Закону, для определения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, государственных должностей государственной службы и регулирования отношений, связанных с государственной гражданской службой и правовым положением государственных гражданских служащих.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||