Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 10 февраля 2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О порядке въезда в Российскую Федерацию
    и выезда из Российской Федерации

    15  апреля  2003  года  вступит  в силу  Федеральный  закон от
10.01.2003 N 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон  "О  порядке  выезда  из  Российской  Федерации  и въезда  в
Российскую Федерацию".
    Закон   затрагивает   условия   и порядок  выдачи  иностранным
гражданам   и  лицам   без  гражданства  виз,   определяет  состав
документов,  на  основании  которых  получившие  вид на жительство
иностранные  граждане  и лица  без  гражданства  могут  въехать  в
Российскую   Федерацию   и  покинуть   ее   территорию,   а  также
корректирует  основания,  препятствующие  иностранным  гражданам и
лицам без гражданства въезжать на территорию России.
    В   соответствии   с Законом  под  визой  понимается  выданное
уполномоченным  государственным  органом  разрешение  на  въезд  в
Российскую   Федерацию   и  транзитный   проезд  через  территорию
Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему
личность  иностранного  гражданина  или  лица  без  гражданства  и
признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
    Выделяется  несколько  разновидностей  виз:   дипломатическая,
служебная,   обыкновенная,   транзитная   виза   и  виза  временно
проживающего лица. В свою очередь обыкновенные визы подразделяются
на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные
визы  и визы  на  въезд  в Российскую  Федерацию в целях получения
убежища.  Кроме того,  визы могут быть однократными, двукратными и
многократными.
    Перечисленные   разновидности   виз   отличаются  условиями  и
порядком их выдачи, а также сроками действия.
    Срок  действия  деловых,  учебных,  рабочих,  гуманитарных виз
ограничивается  одним  годом,  туристических  - одним  месяцем,  а
частных   виз   и виз  на  въезд  в Российскую  Федерацию  в целях
получения  убежища  - тремя  месяцами.  Максимальный срок действия
транзитной  визы  и визы  временно  проживающего  лица составляет,
соответственно,  десять дней и четыре месяца.  Во время пребывания
иностранного  гражданина в Российской Федерации срок действия визы
может быть продлен.
    В    большинстве   случаев   визы   выдаются   дипломатическим
представительством,  консульским учреждением Российской Федерации,
а  также  федеральным  органом  исполнительной  власти,   ведающим
вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.  Вместе
с  тем Закон предусмотрел возможность получения визы в федеральном
органе исполнительной власти,  ведающем вопросами иностранных дел,
его  представительстве  на территории Российской Федерации,  в том
числе  в пункте  пропуска через Государственную границу Российской
Федерации.
    Основанием   для   выдачи   визы,   прежде   всего,   является
приглашение,  выданное  федеральным органом исполнительной власти,
ведающим    вопросами    иностранных    дел    либо    федеральным
(территориальным)   органом   исполнительной   власти,    ведающим
вопросами внутренних дел.  Особенностью таких приглашений является
то,  что они выдаются по ходатайству определенных в Законе третьих
лиц  (федеральные  и региональные  органы  государственной власти,
органы  местного  самоуправления,   юридические  лица,  российские
граждане,  иностранные граждане, постоянно проживающие в России, и
т.д.).
    Основанием  для  получения  визы  также является разрешение на
временное проживание, статус беженца, договор на оказание услуг по
туристическому  обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного
туриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность.
    Если  же  въезд на территорию России обусловлен необходимостью
экстренного  лечения  либо  тяжелой  болезнью или смертью близкого
родственника,   решение  о выдаче  визы  может  приниматься  также
дипломатическим  представительством  или  консульским  учреждением
Российской  Федерации  либо представительством федерального органа
исполнительной   власти,   ведающего  вопросами  иностранных  дел,
находящимся  в пределах  приграничной  территории,  в  том числе в
пункте   пропуска   через   Государственную   границу   Российской
Федерации.
    В  исключительных  случаях  основанием для выдачи иностранному
гражданину    визы    может    являться    решение    руководителя
дипломатического  представительства  или  консульского  учреждения
Российской Федерации.
    Иностранный  гражданин  или  лицо без гражданства при въезде в
Российскую  Федерацию  обязаны  получить  и заполнить миграционную
карту.  При  выезде  из  Российской  Федерации  миграционная карта
подлежит  сдаче  в пункте  пропуска  через Государственную границу
Российской Федерации.
    Закон  существенно  расширил  перечень обстоятельств,  которые
исключают возможность либо могут препятствовать въезду иностранцев
в Россию.
    В   частности,   въезд   в Российскую  Федерацию  иностранному
гражданину  или  лицу  без гражданства запрещен,  если иностранный
гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую
судимость  за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на
территории    Российской   Федерации   либо   за   ее   пределами,
признаваемого  таковым в соответствии с федеральным законом;  если
при   обращении   за   визой   либо   в  пункте   пропуска   через
Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин
или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для
проживания   на  территории  Российской  Федерации  и последующего
выезда   из   Российской   Федерации   или   предъявить   гарантии
предоставления    таких   средств   в  соответствии   с  порядком,
установленным   Правительством  Российской  Федерации.   Въезд  на
территорию России также невозможен, если иностранный гражданин или
лицо   без   гражданства   не   представили   полис   медицинского
страхования, действительный на территории Российской Федерации, за
исключением  (на  основе  взаимности)  сотрудников дипломатических
представительств  и консульских учреждений иностранных государств,
сотрудников международных организаций,  членов семей указанных лиц
и  других  категорий  иностранных  граждан  либо  если в отношении
иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о
нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

    О порядке управления находящимися в федеральной
    собственности акциями открытых акционерных обществ

    Постановлением  Правительства РФ от 23.01.2003 N 44 утверждено
Положение   о  порядке   управления   находящимися   в федеральной
собственности акциями открытых акционерных обществ и использования
специального  права  Российской  Федерации на участие в управлении
открытыми акционерными обществами ("золотой акции").
    В   соответствии   с  Положением   права  акционера  от  имени
Российской  Федерации  осуществляют  Минимущество  России (далее -
министерство)   в  отношении  открытых  акционерных  обществ,   за
исключением тех, все находящиеся в федеральной собственности акции
которых   подлежат   продаже  в соответствии  с прогнозным  планом
приватизации  федерального  имущества  на  соответствующий год,  и
Российский  фонд федерального имущества (далее - фонд) в отношении
акционерных  обществ,  все находящиеся в федеральной собственности
акции  которых подлежат продаже в соответствии с прогнозным планом
приватизации  федерального  имущества  на  соответствующий год,  а
также  на  основании  решений  Правительства РФ - иных акционерных
обществ.
    Волеизъявление   акционера   - Российской  Федерации  (включая
назначение   представителя   для  голосования  на  общем  собрании
акционеров)  оформляется соответственно решениями министерства или
фонда.
    Представитель  действует  на  основании  письменных директив и
доверенности министерства (фонда).
    Министерство и фонд осуществляют от имени Российской Федерации
права  акционера на основании предложений представителей интересов
Российской  Федерации  в совете директоров акционерного общества и
федерального  органа  исполнительной  власти, на который возложены
координация   и  регулирование   деятельности   в  соответствующей
отрасли.
    Министерство   и  фонд   обмениваются   с федеральным  органом
исполнительной   власти   предложениями,   касающимися  проведения
внеочередного   общего   собрания   акционеров,   общего  собрания
акционеров.    Установлены    конкретные   сроки   обмена   такими
предложениями.
    При  наличии разногласий у министерства,  фонда и федерального
органа  исполнительной власти относительно предъявления требования
о  проведении  внеочередного  общего  собрания акционеров,  созыва
внеочередного  общего  собрания  акционеров,  повестки  дня общего
собрания акционеров и другим вопросам министр (руководитель фонда)
обеспечивает  проведение согласительного совещания.  В случае если
на   указанном  совещании  не  выработана  согласованная  позиция,
министр  (руководитель  фонда)  направляет необходимые материалы в
Правительство  РФ  для  определения позиции акционера - Российской
Федерации.
    Положением   подробно  регламентирован  порядок  назначения  и
деятельности   представителей   Российской   Федерации   в  совете
директоров   и  ревизионной  комиссии  акционерного  общества,   в
отношении  которого  принято решение об использовании специального
права  Российской  Федерации  на участие в управлении им ("золотой
акции").
    Так,    представители    Российской    Федерации   назначаются
Правительством  Российской Федерации по представлению Минимущества
России,   согласованному   с  федеральным  органом  исполнительной
власти, и действуют на основании письменных директив министерства,
составленных    с   учетом    предложений    федерального   органа
исполнительной  власти,  а в случае продажи как части,  так и всех
акций - представлению фонда.
    Не  допускается  вынесение  министерством (фондом) вопросов на
повестку дня общего собрания акционеров,  противоречащих вопросам,
вносимым   представителем   Российской   Федерации;    голосование
министерства  (фонда)  "против"  или  "воздержался"  по  вопросам,
вынесенным  представителем  Российской  Федерации  на повестку дня
общего собрания акционеров;  голосование министерства (фонда) "за"
по  вопросам повестки дня общего собрания акционеров,  в отношении
которых  представителем  Российской  Федерации  используется право
вето;  выражение  на  заседании  совета директоров или ревизионной
комиссии  представителями  интересов Российской Федерации позиции,
отличной от позиции представителя Российской Федерации.
    Положением   установлен  порядок  деятельности  представителей
интересов   Российской   Федерации   в совете  директоров.   Такие
представители  совместно  вырабатывают  единое  мнение по вопросам
голосования  на заседаниях совета директоров,  а также по вопросам
осуществления иных полномочий членов совета директоров.  Выражение
различных   мнений   при  голосовании  по  вопросам  повестки  дня
заседания совета директоров не допускается.
    Отдельно  в Положении определяется порядок определения позиции
акционера    -  Российской   Федерации,    согласования   директив
представителям  Российской  Федерации  и представителям  интересов
Российской  Федерации  в совете  директоров  в отношении отдельных
акционерных обществ, входящих в специальный перечень, утверждаемый
Правительством РФ.
    С   утверждением   Положения   утратило   силу   Постановление
Правительства  РФ  от  07.03.2000  N 195  "О  порядке назначения и
деятельности   представителей   Российской   Федерации   в органах
управления  и ревизионных  комиссиях открытых акционерных обществ,
созданных  в процессе  приватизации,  акции  которых  находятся  в
федеральной  собственности,  а  также  в отношении которых принято
решение  об использовании специального права на участие Российской
Федерации в управлении ими ("золотой акции")".

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О социальном партнерстве в Томской
    области

    8  января  2003 года в Томской области принят Закон N 11-ОЗ "О
социальном   партнерстве  в Томской  области".   Закон  определяет
механизм  организации,   функционирования  и развития  социального
партнерства   в  Томской   области.   Ранее   в  Томской   области
соответствующие  отношения  регулировались  Областным  Законом  от
15.06.1999  N 17-ОЗ " О социальном партнерстве в Томской области",
который  утратил силу с 25.11.2002.  Необходимость принятия нового
Закона  обусловлена  включением  в Трудовой кодекс РФ развернутого
раздела II "Социальное партнерство". С принятием Трудового кодекса
РФ   сфера  регулирования  отношений  социального  партнерства  со
стороны   субъектов   РФ   значительно   сузилась,   поскольку   в
соответствии  со  ст.  6  Трудового  кодекса РФ основы социального
партнерства,  порядок ведения коллективных переговоров, заключения
и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению
федеральных органов власти. Соответственно, отдельные нормы нового
Закона дублируют нормы, содержащиеся в Трудовом кодексе РФ.
    Основным  отличием нового областного Закона является подробная
регламентация   вопросов   создания   и деятельности  региональной
(областной)     трехсторонней     комиссии     по    регулированию
социально-трудовых отношений.
    Сторонами    комиссии    являются    представители   областных
объединений  организаций  профессиональных  союзов,  представители
областных  объединений работодателей и представители Администрации
Томской области. Количество членов комиссии от каждой из сторон не
может превышать 15 человек.
    Основными     целями     комиссии    являются    регулирование
социально-трудовых         отношений         и        согласование
социально-экономических   интересов   сторон.   Наиболее   важными
задачами  комиссии  являются  ведение  коллективных  переговоров и
подготовка  проекта областного соглашения о социальном партнерстве
между    областными    объединениями    профессиональных   союзов,
объединениями работодателей,  Администрацией Томской области,  его
подписание   и  реализация;   рассмотрение  по  инициативе  сторон
вопросов,  возникающих  в ходе  выполнения  областного соглашения,
осуществление контроля за ходом его выполнения.
    Деятельность комиссии организует Координатор Комиссии, который
назначается Губернатором Томской области.  Координатор комиссии не
является  членом Комиссии,  не вмешивается в деятельность сторон и
не принимает участия в голосовании.  Деятельность каждой из сторон
организует  сопредседатель  стороны,  который организует совещания
представителей   сторон   в  целях  уточнения  позиций  сторон  по
вопросам, внесенным на рассмотрение комиссии.
    Также в Законе определены виды соглашений, которые заключаются
на  территории  Томской  области.  Это  региональное  (областное),
территориальные, отраслевые и иные соглашения.
    Региональное  соглашение  заключается  Администрацией  Томской
области,   представителями   областных   объединений   организаций
профессиональных   союзов   и  объединений  работодателей  и может
включать обязательства сторон по развитию производства,  повышению
уровня  жизни  населения,  регулированию  оплаты  и охраны  труда,
содействию   занятости,   подготовке   и  переподготовке   кадров,
социальной   поддержке   малоимущих   слоев  населения,   а  также
социальные гарантии и льготы, действующие на территории области, и
иным вопросам, определенным сторонами.
    Территориальные   соглашения   заключаются  органами  местного
самоуправления,     органами     профсоюзных    организаций    (их
объединениями) и работодателями (их объединениями) соответствующих
муниципальных образований в соответствии с действующим федеральным
законодательством  и могут включать обязательства по регулированию
трудовых   и  иных  непосредственно  связанных  с ними  отношений,
условиям  оплаты  труда,  а также социальным гарантиям и льготам в
области  социально-трудовых  отношений  для работников организаций
конкретной территории с учетом местных особенностей.
    Отраслевые  (межотраслевые) соглашения заключаются отраслевыми
объединениями профсоюзов и отраслевыми объединениями работодателей
области  и муниципальных  образований  при  участии исполнительных
органов    государственной    власти    или    органов    местного
самоуправления,   осуществляющих   в  соответствии   с действующим
законодательством координацию деятельности соответствующей отрасли
и  соответствующих  органов  по труду,  отраслевые (межотраслевые)
соглашения   устанавливают  нормы  оплаты  и иные  условия  труда,
социальные  гарантии  и льготы для работников определенной отрасли
(отраслей).  В них могут закрепляться размеры тарифных ставок 1-го
разряда  (минимальных  ставок  оплаты  труда)  и их  соотношение с
прожиточным минимумом; диапазон тарифной сетки и величина тарифных
коэффициентов;   порядок   индексации  тарифных  ставок  и окладов
работников    отрасли    (отраслей)   с  учетом   роста   цен   на
потребительские   товары  и услуги;   виды,   минимальные  размеры
надбавок   и  компенсационных   выплат,   режимы  труда  и отдыха,
обязательства по охране труда и иные вопросы, отражающие специфику
отрасли (отраслей).

    Об административных правонарушениях в Курской
    области

    4  января  2003 года принят Закон N 1-ЗКО "Об административной
ответственности в Курской области".  Данный Закон в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях
входит     в    структуру    российского    законодательства    об
административных     правонарушениях.      Закон     устанавливает
административную   ответственность   за  правонарушения,   имеющие
региональное   значение,   а   также   определяет  круг  субъектов
административной    юрисдикции    для    рассмотрения    дел    об
административных правонарушениях, регулирует порядок образования и
деятельности  коллегиальных органов,  уполномоченных рассматривать
дела об административных правонарушениях.
    В   Законе   определены   органы,   уполномоченные  составлять
протоколы     и    рассматривать    дела    об    административных
правонарушениях,   предусмотренных   законом.   В   протоколе   об
административном  правонарушении,  имеющем  региональное значение,
помимо  реквизитов,  предусмотренных Кодексом Российской Федерации
об  административных  правонарушениях,  указывается,  какой  орган
правомочен   рассматривать   правонарушение,    а   также   -  при
необходимости - дата,  время и место рассмотрения протокола.  Дела
об   административных   правонарушениях,    имеющих   региональное
значение,   рассматриваются   мировыми  судьями  Курской  области;
комиссиями   по   делам   несовершеннолетних   и защите  их  прав;
должностными        лицами        государственной        инспекции
архитектурно-строительного      надзора      Курской      области,
государственной   жилищной  инспекции  Курской  области,   органов
архитектуры   и  градостроительства   Курской   области,   органов
природопользования    и   геологии   Курской   области,    органов
автомобильного   транспорта  Курской  области;   административными
комиссиями районов, городов, поселков, сел и иных территорий.
    Административные  комиссии  являются  коллегиальными  органами
административной юрисдикции и образуются Курской областной Думой в
городах  и районах,  при  необходимости  административные комиссии
могут   образовываться   в поселках,   селах  и иных  территориях.
Количественный  и персональный  состав  районных  административных
комиссий   формируется   органами  исполнительной  государственной
власти   с направлением  соответствующих  предложений  Губернатору
Курской   области   для   внесения   в  Курскую   областную  Думу.
Количественный  и персональный  состав  городских административных
комиссий   формируется   их   исполнительными   органами  местного
самоуправления  с утверждением представительными органами местного
самоуправления  с последующим  внесением  на  рассмотрение Курской
областной Думы.
    Законом     предусмотрено    53    состава    административных
правонарушений,  сгруппированных по восьми группам: правонарушения
в  области  градостроительства;  в  области  жилищно-коммунального
хозяйства  и благоустройства;   в  области  финансов;  в  сельском
хозяйстве,    ветеринарии,    землепользовании;    посягающие   на
общественный порядок;  на транспорте, в сфере торговли; посягающие
на  институты  государственной  власти  и местного  самоуправления
Курской  области;  в  области  охраны  окружающей  среды,  в сфере
обращения  лома и отходов цветных металлов.  Ряд составов является
новеллами   для   законодательства   Курской  области,   например,
нарушение  правил погребения и посещения гражданами кладбищ и иных
мест   захоронения.   Отдельные  составы  ранее  были  установлены
областными  законами,   например,   ответственность  за  нецелевое
использование   средств   областного  бюджета  была  предусмотрена
Законом  Курской  области  от  28.12.2000  N 38-ЗКО  "Об областном
бюджете на 2001 год".
    Необходимо отметить, что впервые в Курской области все составы
административных  правонарушений,  имеющих  региональное значение,
объединены в рамках одного закона.  Ранее законодательство Курской
области  об  административных  правонарушениях  состояло  из  ряда
отдельных     законов,      предусматривавших     административную
ответственность за правонарушения в различных сферах.

    О размещении заказов на поставки товаров,
    выполнение работ, оказание услуг для государственных
    нужд Приморского края

    21 января 2003 года принят Закон N 38-КЗ "О размещении заказов
на  поставки  товаров,   выполнение  работ,   оказание  услуг  для
государственных   нужд  Приморского  края".   Закон  устанавливает
порядок размещения заказов на поставки товаров,  выполнение работ,
оказание  услуг  для  государственных  нужд Приморского края путем
проведения  конкурсов,  а  также иными способами.  Действие Закона
распространяется    на    организации   с  долей   государственной
собственности  Приморского  края  не менее 50 процентов и субъекты
естественных  монополий  при  осуществлении  ими  закупок  товаров
(работ, услуг) для собственного потребления.
    Законом  предусмотрено  три  вида  конкурсного способа закупки
товаров  (работ,  услуг):  открытый  конкурс,  закрытый  конкурс и
двухэтапный    конкурс.    Открытый    конкурс   -  это   наиболее
предпочтительный способ закупок. При размещении заказов на закупки
товаров  (работ,  услуг) для государственных нужд Приморского края
путем   проведения  открытого  конкурса  государственный  заказчик
обязан  издать  соответствующий  акт.  Акт  о проведении открытого
конкурса   должен   содержать  решение  о виде  конкурса,   сроках
проведения  конкурса,  сумме и условиях государственного контракта
Приморского  края,  критериях  и методе  оценки заявок,  составе и
председателе конкурсной комиссии. Извещение о проведении открытого
конкурса  организатор  конкурса  обязан опубликовать в официальном
издании  уполномоченного федерального органа исполнительной власти
"Конкурсные  торги"  и в средствах массовой информации Приморского
края.
    Закрытый  конкурс  - это  конкурсный  способ  закупок  товаров
(работ,  услуг)  для  государственных  нужд Приморского края,  при
котором   извещение   поставщикам   (исполнителям)   о  проведении
предварительного    отбора    направляется    персонально,     без
обязательного   опубликования   в средствах  массовой  информации.
Государственный   заказчик  вправе  размещать  заказы  на  закупки
товаров  (работ,  услуг) для государственных нужд Приморского края
за  счет  средств  краевого  бюджета  путем  проведения  закрытого
конкурса  в случае,  если  товары  (работы,  услуги) в силу уровня
технической   сложности  или  специального  характера  могут  быть
закуплены только у ограниченного круга поставщиков (исполнителей).
    В Законе предусмотрено два вида внеконкурсного способа закупки
товаров: закупка товаров (работ, услуг) путем запроса котировочных
заявок   (котировок  цен)  и закупка  товаров  (работ,   услуг)  у
единственного   источника.   Закупка   товаров   способом  запроса
котировочных   цен  - это  способ  закупки  товара,   при  котором
государственный  заказчик  направляет  поставщикам  (исполнителям)
письменный  запрос  о предоставлении  ими  котировочной  заявки  с
указанием цены реализации товаров, (работ, услуг). Государственный
контракт  заключается  с поставщиком,  указавшим  наименьшую цену.
Данный  способ закупки применяется,  если товары (работы,  услуги)
производятся   или   предоставляются   не  по  конкретным  заявкам
государственного  заказчика  и для  которых существует сложившийся
рынок,   при  условии,  что  цена  контракта  не  превышает  2 000
минимальных  размеров  оплаты  труда.   Закупка  товаров  у одного
источника   -  закупка   товаров   у  единственного  поставщика  -
производится     в    случаях,     предусмотренных     действующим
законодательством.

    МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

    О справедливой компенсации морального
    ущерба

    Европейским   судом   по   правам   человека  18.04.2002  было
рассмотрено   дело  по  жалобе  Бурдова  А.Т.   против  Российской
Федерации.
    Суть дела заключается в следующем.

    В  1986  году  заявитель был мобилизован военными властями для
ликвидации  последствий  аварии  на  Чернобыльской АЭС.  Заявитель
принимал  участие  в операции  и,   как  результат,  пострадал  от
чрезмерной дозы радиоактивного излучения.
    Согласно экспертному заключению,  которое установило причинную
связь  между  ухудшившимся  здоровьем  заявителя  и его участием в
чернобыльских событиях, заявителю была назначена компенсация.
    Поскольку  указанная компенсация не была выплачена,  заявитель
неоднократно  обращался  в суд.  Службой  судебных  приставов было
возбуждено исполнительное производство.
    Впоследствии    заявитель   неоднократно   информировался   об
отсутствии  средств  у ответчика  - Управления  социальной  защиты
населения.
    Вместе с тем,  статья 9 Федерального закона "Об исполнительном
производстве"  от  21.07.97  предусматривает,  что в постановлении
судебного   пристава  о возбуждении  исполнительного  производства
должен   быть   установлен   срок   для  добровольного  исполнения
ответчиком  содержащихся в исполнительном листе требований.  Такой
срок  не  может  превышать  5 дней.  Судебный пристав также обязан
уведомить  ответчика,  что,  в  случае неисполнения содержащихся в
исполнительном   листе  требований  в указанный  срок,   последует
принудительное исполнение. В соответствии со статьей 13 указанного
Федерального   закона   исполнительное  производство  должно  быть
завершено   в  двухмесячный   срок  с момента  получения  судебным
приставом исполнительного листа.
    Заявитель считает,  что существенные и необоснованные задержки
исполнения  вступивших  в законную  силу решений суда нарушили его
права, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод.
    По   мнению   Европейского   суда  по  правам  человека  орган
государства-ответчика   не   волен   ссылаться   на  недостаточное
финансирование   в  оправдание   неуплаты  долга,   установленного
решением суда. Предполагается, что та или иная задержка исполнения
судебного  решения  при  определенных  обстоятельствах  может быть
оправдана.  Однако  задержка не может быть такой,  что нарушала бы
саму  суть  права.  Финансовые  трудности,  испытываемые  властями
государства-ответчика,  не  должны  были  препятствовать заявителю
получить  причитающееся ему в результате выигрыша судебного дела о
возмещении вреда,  причиненного здоровью в результате чрезвычайных
работ по ликвидации аварии.
    Не  принимая  на протяжении нескольких лет необходимые меры по
исполнению  вступивших в законную силу судебных решений по данному
делу,  власти  Российской Федерации нарушили положения Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    Европейский   суд   по   правам   человека   постановил,   что
государство-ответчик  обязано  выплатить  заявителю в течение трех
месяцев со дня вступления постановления в законную силу три тысячи
евро  в качестве  компенсации  морального  ущерба  в пересчете  на
национальную  валюту государства-ответчика по курсу,  действующему
на  день  вынесения  постановления,  а  также уплатить необходимые
налоги.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    О взыскании неустойки
    (штрафа, пени)

    В  связи  с отказом векселедателя оплатить выданные им векселя
истец   обратился  в суд  с иском  о взыскании  вексельной  суммы,
процентов   и пеней  на  основании  статей  48,   77  Положения  о
переводном  и простом векселе,  утвержденного Постановлением ЦИК и
СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341.
    Ранее  решением суда с векселедателя в пользу векселедержателя
была взыскана вексельная сумма, проценты и пени.
    Решение  ответчиком  не  было  исполнено,  в связи с чем истец
обратился   с  новым   иском   о взыскании  с последнего  пеней  и
процентов,   начисленных   с момента  вынесения  решения  до  даты
предъявления следующего иска.
    Однако  арбитражный  суд  по  первоначальному делу предоставил
ответчику  рассрочку  и отсрочку исполнения решения в соответствии
со  статьей  205  Арбитражного  процессуального кодекса Российской
Федерации  1995  г.  При  применении  этих  мер  судом были учтены
интересы  как  взыскателя,  так и должника,  и приняты во внимание
объективные  данные,  свидетельствующие  о невозможности  должника
исполнить решение.
    Согласно  статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации
неустойкой  (штрафом,  пеней)  признается определенная законом или
договором   денежная   сумма,   которую  должник  обязан  уплатить
кредитору   в случае  неисполнения  или  ненадлежащего  исполнения
обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
    Иными словами,  пени являются мерой ответственности должника и
начисляются    за   неисполнение   или   ненадлежащее   исполнение
обязательства.
    Предоставленные   же  судом  рассрочка  и отсрочка  исполнения
решения явились законным основанием для должника произвести уплату
долга  по  частям  и перенести  срок исполнения решения на период,
установленный судом.
    В   этой   связи   суд   (Постановление   Президиума   Высшего
Арбитражного  Суда  Российской  Федерации от 26.11.2002 N 7565/02)
пришел  к выводу,  что  в задержке  исполнения решения отсутствует
вина должника, и, следовательно,  пени подлежат взысканию только с
того  времени,  когда  истекла  предоставленная в судебном порядке
рассрочка и отсрочка исполнения ранее принятого судебного акта.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное