Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 28 октября 2002 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О трудовых отношениях с участием иностранных
    граждан

    24   ноября   2002   года   вступило   в  силу   Постановление
Правительства   Российской   Федерации  от  11.10.2002  N 755  "Об
утверждении перечня объектов и организаций,  в которые иностранные
граждане  не имеют права быть принятыми на работу".  Тем не менее,
данный  правовой  акт  может  применяться  только  после  1 ноября
текущего  года,   когда  вступит  в силу  документ,  на  основании
которого  данное Постановление было издано, - Федеральный закон от
25.07.2002  N 115-ФЗ  "О  правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации".
    Напомним,    что    названный    Закон   достаточно   подробно
регламентировал особенности трудовых отношений с участием лиц,  не
имеющих  российского  гражданства,  оставив  между  тем  некоторый
простор для подзаконного регулирования.
    Развивая    положения    Закона,    Постановление    запрещает
использовать труд иностранных граждан в организациях и на объектах
Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других  войск и воинских
формирований.  Также иностранные граждане не могут быть приняты на
работу в структурные подразделения по защите государственной тайны
и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием
сведений,     составляющих    государственную    тайну,    органов
государственной  власти  и организаций,  а равно в организации,  в
состав   которых   входят  радиационно  опасные  и ядерно  опасные
производства  и объекты,  на  которых  осуществляются  разработка,
производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация
ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.
    Перечень  предприятий  и организаций,  в состав которых входят
особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты,
осуществляющие разработку,  производство,  эксплуатацию, хранение,
транспортировку,  утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного
оружия,   радиационно   опасных   материалов  и изделий, утвержден
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 07.03.1995
N 238. В настоящее  время  он  охватывает  более  ста  организаций
различных организационно - правовых форм и форм собственности.
    В   отличие   от   Закона,   который   отождествляет   понятия
иностранного  гражданина  и лица без гражданства,  рассматриваемое
Постановление  использует  только  термин "иностранный гражданин".
Формально   это   означает,   что   закрепленные   в Постановлении
ограничения  не  распространяются на так называемых апатридов,  то
есть на лиц, не имеющих гражданства.
    Другой особенностью Постановления является то,  что оно (как и
сам  Закон)  не  отвечает  на  вопрос  о способе  прекращения  уже
возникших  трудовых  отношений,  ведь,  заметим,  Трудовой  кодекс
Российской Федерации не содержит адекватного основания расторжения
трудового договора с данной категорией лиц.

    Об имуществе, находящемся в оперативном управлении
    некоторых органов, учреждений и предприятий

    Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2002 N 1205 "О
высвобождении  и реализации  движимого  имущества,  находящегося в
оперативном    управлении   некоторых   органов,    учреждений   и
предприятий"  Министерству  внутренних  дел  Российской Федерации,
Министерству  Российской  Федерации  по делам гражданской обороны,
чрезвычайным   ситуациям   и  ликвидации   последствий   стихийных
бедствий,  Министерству юстиции Российской Федерации,  Федеральной
службе  налоговой  полиции Российской Федерации,  Государственному
таможенному   комитету   Российской   Федерации  и Государственной
фельдъегерской службе Российской Федерации разрешено реализовывать
морально  устаревшее,  не используемое по назначению и не нашедшее
применения,  а  также  снятое  с эксплуатации  движимое имущество,
находящееся в оперативном управлении этих организаций.
    Правительству  Российской Федерации поручено утвердить правила
высвобождения  и реализации  названного имущества.  Инвентаризация
такого  имущества  и проверка  его использования будет проводиться
ежегодно.

    О порядке подготовки и рассмотрения
    материалов при предоставлении лицензий на пользование
    участками недр для целей разведки и добычи
    полезных ископаемых

    Приказом  Министерства природных ресурсов Российской Федерации
от  13.09.2002  N 576 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 октября 2002
г.   N   3828)   утверждено   Положение   о порядке  подготовки  и
рассмотрения материалов при предоставлении лицензий на пользование
участками  недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых из
месторождений,  открытие которых осуществлено пользователями недр,
проводившими работы по геологическому изучению таких участков недр
за счет собственных средств, регламентирующее порядок подготовки и
рассмотрения материалов при предоставлении лицензий на пользование
участками  недр  при  установлении  факта  открытия  месторождений
полезных  ископаемых  пользователями недр,  проводившими работы по
геологическому изучению участков недр за счет собственных средств,
для   целей   разведки   и  добычи   полезных   ископаемых   таких
месторождений,   расположенных   на   территории   соответствующих
субъектов Российской Федерации.
    В  соответствии  с Положением право пользования участками недр
может  быть получено при установлении факта открытия месторождения
полезных  ископаемых  пользователем  недр,  проводившим  работы по
геологическому изучению участков недр за счет собственных средств,
для   целей   разведки   и  добычи   полезных   ископаемых  такого
месторождения,   расположенного   на  территории  соответствующего
субъекта Российской Федерации.
    Основанием  для  получения  этого  права  является  совместное
решение  МПР  России  или  его  территориального  органа  и органа
исполнительной   власти   соответствующего   субъекта   Российской
Федерации.
    Для  принятия такого решения заявитель не позднее трех месяцев
с  даты  получения  свидетельства  об  установлении факта открытия
месторождения  полезных ископаемых на соответствующем участке недр
представляет в МПР России или его территориальные органы заявку на
получение права пользования участком недр.
    Положение   устанавливает   перечень   обязательных  сведений,
которые  должны  содержаться  в заявке.   В  частности,   к  таким
сведениям  относятся:  данные о заявителе;  данные о руководителях
или  владельцах  заявителя  и лицах,  которые представляют его при
получении  лицензии;  данные  о финансовых возможностях заявителя,
необходимых   для   выполнения   работ,   связанных   с намечаемым
пользованием   недрами;   данные  о технических  и технологических
возможностях заявителя,  а также других организаций,  привлекаемых
им  в качестве  подрядчиков;  информация о предыдущей деятельности
заявителя,  включая  список  государств,  в которых он осуществлял
свою  деятельность  в последние  5 лет;  предложения  заявителя по
условиям пользования недрами.
    Представленная   заявка   на   пользование   участком  недр  и
прилагаемые к ней документы рассматриваются в МПР России или в его
территориальном  органе  в течение  30  дней  со  дня  поступления
материалов.  После  этого  заявка  и прилагаемые  к ней  документы
направляются   в  орган   исполнительной  власти  соответствующего
субъекта Российской Федерации.
    По  итогам  рассмотрения  представленных материалов МПР России
или   его  территориальный  орган  и орган  исполнительной  власти
субъекта  Российской  Федерации  совместно  принимают  решение  об
удовлетворении заявки и предоставлении заявителю права пользования
участком недр или об отказе в удовлетворении заявки.
    В  случае,  если  по  итогам  рассмотрения  материалов принято
совместное  решение  о предоставлении  права  пользования участком
недр, МПР  России  или  по  его  поручению  территориальный  орган
осуществляет подготовительную работу,  связанную с предоставлением
лицензии, включающую подготовку и согласование условий лицензии.
    Оформление,  государственная  регистрация и выдача лицензий на
пользование участками недр осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

    Об организации лицензирования медицинской
    деятельности

    Приказом  Минздрава  РФ от 26.07.2002 N 238 (зарегистрирован в
Минюсте  РФ  11  октября  2002  г.  N 3856) утверждено Положение о
Центральной   комиссии   Министерства  здравоохранения  Российской
Федерации по лицензированию медицинской деятельности.
    На    Центральную    комиссию   Министерства   здравоохранения
Российской  Федерации  по  лицензированию медицинской деятельности
возложено  принятие  решений  о выдаче лицензий юридическим лицам,
осуществляющим  медицинскую  деятельность  и находящимся в ведении
федеральных  органов  исполнительной  власти,  Российской академии
наук и отраслевых академий наук.
    Кроме  того,  Комиссия  принимает  решения  о приостановлении,
возобновлении,   переоформлении,  аннулировании,  продлении  срока
действия  приостановленных  лицензий и отказе в выдаче лицензий на
основании  проверок соблюдения лицензиатом лицензионных требований
и условий.
    Комиссию     возглавляет     Первый    заместитель    Министра
здравоохранения  Российской  Федерации,  а  ее состав утверждается
приказом Минздрава РФ.
    Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О транспортном налоге на территории Алтайского
    края

    1  января  2003  года  вступит в силу Закон Алтайского края от
10.10.2002 N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского
края".
    Закон принят в развитие главы 28 Налогового кодекса Российской
Федерации  и определяет  ставки  транспортного  налога,  порядок и
сроки   его   уплаты,   а   также  устанавливает  форму  налоговой
декларации.
    По  сравнению  со  статьей  361  Налогового кодекса Российской
Федерации  Закон изменяет (в основном в сторону увеличения) ставки
налога для некоторых видов транспортных средств.
    Более   других   (практически  в три  раза)  увеличены  ставки
транспортного    налога,    взимаемого    с  владельцев   грузовых
автомобилей.
    Повышены  ставки  налога  в отношении  мототехники  и легковых
автомобилей.   Так,  владельцы  легковых  автомобилей  с мощностью
двигателя  до  100  л.с.  включительно  должны  будут уплачивать 5
рублей за 1 л.с., владельцы автомобилей с мощностью свыше 100 л.с.
до  150  л.с.  включительно  - 10  рублей,  свыше  150 до 200 л.с.
включительно - 12 рублей,  свыше 200 до 250 - 20 рублей, свыше 250
л.с. - 30 рублей за л.с.
    В   остальной  части  ставки  транспортного  налога  полностью
совпадают с федеральными.
    Для  налогоплательщиков  - организаций,   Закон  устанавливает
отчетный  период  - первый  квартал,   полугодие,  девять  месяцев
календарного  года.  По  итогам первого отчетного периода (первого
квартала),   не  позднее  15  апреля  текущего  года,  организации
исчисляют  и уплачивают  авансовые  платежи  исходя из действующих
налоговых  ставок  налоговой  базы по состоянию на начало текущего
года   и с  учетом  изменений  в налогооблагаемой  базе  в течение
отчетного периода.  По итогам второго и третьего отчетных периодов
(полугодие,   девять   месяцев)  организации  исчисляют  авансовые
платежи исходя из действующих налоговых ставок и налоговой базы по
состоянию   на   начало  текущего  года  и с  учетом  изменений  в
налогооблагаемой  базе  в течение  отчетного периода.  Исчисленные
авансовые  платежи  за  второй  и третий отчетные периоды подлежат
уплате   не   позднее   15   июля   и  15  октября  текущего  года
соответственно  за  минусом  авансовых  платежей,   уплаченных  за
предыдущие отчетные периоды текущего года. Налоговая декларация по
авансовым  платежам представляется организациями в налоговый орган
по  месту  нахождения  транспортных  средств  до  15 числа месяца,
следующего  за  отчетным  периодом.  По  итогам налогового периода
организации  представляют  в налоговый  орган  по месту нахождения
транспортных средств налоговую декларацию в срок до 1 апреля года,
следующего   за   истекшим   налоговым  периодом.   Сумма  налога,
исчисленная   в соответствии  с налоговой  декларацией  по  итогам
налогового  периода,  уплачивается  в срок не позднее 15 мая года,
следующего  за  истекшим налоговым периодом.  Уплаченные авансовые
платежи  за отчетные периоды засчитываются в счет уплаты налога по
итогам налогового периода.
    Уплата   налога   налогоплательщиками   - физическими  лицами,
производится в срок до 1 июля года налогового периода на основании
налогового   уведомления   о  подлежащей   уплате   сумме  налога,
вручаемого  налоговыми органами.  В случае приобретения физическим
лицом  транспортного  средства  и его регистрации после 1 мая года
налогового   периода   налоговым   органом   вручается   налоговое
уведомление  о подлежащей уплате сумме налога,  уплата по которому
производится   в  течение   месяца   после   вручения   налогового
уведомления.

    О порядке формирования квалификационной комиссии
    Адвокатской палаты Алтайского края

    2  октября  текущего  года  был  принят  Закон Алтайского края
N 63-ЗС "О  порядке избрания  представителей  Алтайского  краевого
Совета  народных  депутатов  в квалификационную  комиссию народных
депутатов Адвокатской палаты Алтайского края".
    Данный  правовой  акт  в соответствии с Федеральным законом от
31.05.2002 N 63-ФЗ  "Об  адвокатской  деятельности  и адвокатуре в
Российской   Федерации"  регламентирует  порядок  формирования  на
территории  Алтайского края квалификационной комиссии адвокатов от
законодательного    (представительного)   органа   государственной
власти.
    Закон,  в  частности,  устанавливает  требования к кандидатам,
порядок   подачи  и рассмотрения  их  заявлений,   основания  срок
полномочий и основания освобождения от занимаемой должности.
    Кандидатуры  представителей краевого Совета в квалификационной
комиссии  Адвокатской  палаты  Алтайского  края могут быть внесены
организациями   всех   форм   собственности,   органами   местного
самоуправления,     общественными    организациями,     отдельными
гражданами,   которые   уведомляются   о  возможности   выдвижения
кандидатур через средства массовой информации.
    Однако    кандидат    должен   соответствовать   установленным
требованиям.   Представителями   могут  быть  граждане  Российской
Федерации,  достигшие возраста 35 лет,  имеющие высшее юридическое
образование, не совершившие порочащих их проступков, не являющиеся
депутатами,   не   замещающие  государственные  или  муниципальные
должности, должности государственной или муниципальной службы.
    Основанием  для  рассмотрения кандидатуры претендента является
заявление. Заявление кандидата подается в краевой Совет не позднее
15  дней  до  начала  очередной  сессии.  К  заявлению должны быть
приложены  автобиографическая  справка,   копия  трудовой  книжки,
нотариально  заверенная копия диплома,  копия паспорта,  подробная
характеристика с последнего места работы (учебы).
    Представитель  Алтайского  краевого  Совета народных депутатов
избирается   сроком   на  два  года.   Основанием  для  досрочного
прекращения полномочий могут быть совершение порочащего проступка,
а    также   систематическое   неисполнение   обязанностей   члена
квалификационной комиссии.

    Об ответственности за административные правонарушения
    на территории Ульяновской области

    29 августа 2002 года  был  принят  Закон  Ульяновской  области
N 042-ЗО  "Об  административной   ответственности   за   некоторые
правонарушения  на  территории  Ульяновской  области".   Закон,  в
частности,   устанавливает   административную  ответственность  за
деяния,   не  предусмотренные  Кодексом  Российской  Федерации  об
административных правонарушениях.
    Так,  нарушители  правил  проезда  в общественном  транспорте,
установленных    для    данной    территории   органами   местного
самоуправления,  в  том  числе безбилетники,  будут штрафоваться в
размере 0,2 минимального размера оплаты труда.
    Нарушение  правил содержания и выгула животных,  установленных
для  данной  территории  органами  местного самоуправления,  будет
наказываться  штрафом  в размере  от 0,2 до 1 минимального размера
оплаты труда.
    Нарушение   правил   благоустройства  и содержания  территорий
общего  пользования,  установленных  на данной территории органами
местного  самоуправления муниципальных образований,  может повлечь
наложение  штрафа  на  граждан  в размере  от  1 до  3 минимальных
размеров  оплаты труда,  на должностных лиц,  на которых возложена
ответственность   за   их  соблюдение,   -  в размере  от  2 до  5
минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 5 до 10
минимальных размеров оплаты труда.
    За   неисполнение   решений  по  вопросам  местного  значения,
принятых  на  местном  референдуме,  а также на собраниях (сходах)
граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления,  принятых в пределах их полномочий, Закон
предусматривает  штраф  в размере  от  1 до 5 минимальных размеров
оплаты  труда  (для  граждан)  и от  3 до  10 минимальных размеров
оплаты труда (для должностных лиц).
    Остается   отметить,   что  минимальный  размер  оплаты  труда
установлен   Федеральным   законом   от   19.06.2000   N 82-ФЗ  "О
минимальном  размере  оплаты  труда"  и для  исчисления  штрафов в
настоящее время составляет 100 рублей.

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ

    О проекте Федерального закона
    "Об электроэнергетике"

    В  первом  чтении  Государственной Думой Федерального Собрания
Российской   Федерации   принят  проект  Федерального  закона  "Об
электроэнергетике", внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принятие  Закона  вызвано необходимостью формирования правовых
основ     экономических     и   производственных    отношений    в
электроэнергетике,  в  том  числе  в части  определения полномочий
органов  государственной  власти  по регулированию этих отношений,
основных прав и обязанностей хозяйствующих субъектов,  участвующих
в   процессе   производства,    передачи,   сбыта   и  потребления
электроэнергии. Существующее в настоящее время законодательство не
дает  представления  о системе  хозяйственных  отношений  на рынке
электроэнергии,  участниках  рынка,  их  правах и ответственности,
системе управления технологической инфраструктурой рынка.
    Предметом   правового   регулирования  законопроекта  является
установление   правовых   основ  экономических  и производственных
отношений    в  сфере   электроэнергетики,    полномочий   органов
государственной  власти по регулированию этих отношений,  основных
прав  и обязанностей  лиц,  участвующих  в процессе  производства,
передачи, распределения и потребления электроэнергии.
    Законопроект   определяет  понятие  и правовой  статус  единой
национальной  электрической  сети,   являющейся  системообразующим
элементом Единой энергетической системы России.
    Заключение   договоров   на   оказание   услуг   по   передаче
электроэнергии   с  использованием  объектов,   входящих  в единую
национальную электрическую сеть,  определение режима использования
указанных   объектов   и вопросов  вывода  указанных  объектов  из
эксплуатации   осуществляются   централизованно   организацией  по
управлению  единой  национальной  электрической сетью (федеральной
сетевой компанией).
    Законопроект   определяет   правовой   статус  организации  по
управлению   единой  национальной  электрической  сетью  (открытое
акционерное   общество,   не  менее  51  процента  акций  которого
находится в собственности Российской Федерации),  порядок оказания
услуг  и регулирования ее деятельности.  Организации по управлению
единой  национальной электрической сетью и ее аффилированным лицам
запрещается   заниматься   деятельностью   по   купле   -  продаже
электроэнергии   на  внутреннем  рынке  Российской  Федерации  (за
исключением    покупки   электроэнергии   для   цели   компенсации
экономически  и технологически обоснованных потерь в электрических
сетях).
    Законопроект устанавливает понятие,  правовой статус и порядок
деятельности  системы  оперативно  - диспетчерского  управления  в
электроэнергетике,  состав  субъектов  оперативно - диспетчерского
управления   и  их   иерархию,   основные  принципы  оперативно  -
диспетчерского управления, особенности оперативно - диспетчерского
управления   в  аварийных   электроэнергетических   режимах   и  в
изолированных   территориальных   электроэнергетических  системах.
Законопроект   подробно   определяет   систему   и содержание  мер
государственного воздействия на отношения в отрасли,  распределяет
полномочия  в области  государственного регулирования и контроля в
электроэнергетике  между  Правительством  Российской  Федерации  и
уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.  В
целях обеспечения благоприятных,  недискриминационных и стабильных
условий   для  осуществления  предпринимательской  деятельности  в
электроэнергетике    законопроектом    предусмотрены   ограничение
избыточного    государственного    вмешательства   в  деятельность
субъектов  электроэнергетики,  установление исчерпывающего перечня
методов    государственного    воздействия    на    отношения    в
электроэнергетике,   максимальная  регламентация  применения  этих
методов.   Отдельные  главы  законопроекта  посвящены  оптовому  и
розничному  рынкам  электроэнергии.  Организация  процесса купли -
продажи электрической энергии в рамках оптового рынка, контроль за
соблюдением  условий  соглашения субъектов оптового рынка и правил
оптового  рынка субъектами оптового рынка,  контроль за действиями
системного  оператора,  организацию системы гарантий и расчетов на
оптовом  рынке,  заключение  договоров и осуществление расчетов за
электроэнергию и оказываемые услуги осуществляется администратором
торговой  системы  оптового  рынка  - некоммерческой организацией,
создаваемой   субъектами   оптового   рынка   и уполномоченной  на
подготовку проекта правил оптового рынка и предложений по внесению
в  них  изменений и дополнений.  Законопроект устанавливает состав
субъектов  и принципы  организации  отношений  в рамках  розничных
рынков,  систему  гарантий  надежного  обеспечения электроэнергией
потребителей,  систему  регулирования  деятельности  по  снабжению
электроэнергией  граждан,  порядок  ценообразования  на  розничных
рынках   и использования  их  технологической  инфраструктуры.   В
качестве основы надежного обеспечения электроэнергией потребителей
законопроект предусматривает организацию деятельности на розничных
рынках    специализированных    энергосбытовых    организаций    -
гарантирующих  поставщиков  электроэнергии,   обязанных  заключить
договор  на поставку (продажу) энергии или энергоснабжение с любым
потребителем, который к ним обратится. Сбытовые надбавки на услуги
гарантирующих   поставщиков   будут   подлежать   государственному
регулированию.  Кроме  того,  законопроект  регулирует отношения в
сфере   внешнеторгового   оборота   электроэнергии,    особенности
строительства энергетических объектов и вывода их из эксплуатации,
ведение  раздельного  учета  доходов,  продукции и затрат по видам
деятельности.

    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    "Постатейный комментарий
    к Кодексу Российской Федерации
    об административных правонарушениях" (А.Б. Агапов)
    (Издательство "Статут", 2002)

    Рассматриваемый   Комментарий   к  новому  Кодексу  Российской
Федерации об административных правонарушениях,  вступившему в силу
1  июля 2002 года,  подготовлен при поддержке Министерства юстиции
РФ  и Российской правовой академии одним из ведущих специалистов в
области      административного     права     и    административной
ответственности.  Наряду с подробным разъяснением всех нормативных
правил,  включенных законодателем в КоАП РФ,  в тексте Комментария
содержится   обширный   массив  ссылок  на  ведомственные  акты  и
материалы  судебной практики.  Автор подчеркивает,  что введение в
действие  КоАП  РФ  способствует  унификации  мер административной
ответственности,  но не решает эту проблему полностью,  особенно в
части   соотношения   составов   административных   правонарушений
законодательства о налогах и сборах,  установленных главой 15 КоАП
РФ и главой 16 части первой Налогового кодекса РФ.
    В  основе  построения  текста  Комментария,   соответствующего
структуре  комментируемого  Кодекса,  лежит  постатейный  принцип.
Вступительная  часть  посвящена  этапам кодификации отечественного
законодательства  об  административных  правонарушениях,   истории
принятия  нового  КоАП  РФ  и его общей характеристике.  Далее   в
соответствующих   разделах   анализируются:   общие  положения  об
административных   правонарушениях   и  ответственность   за  них;
конкретные составы административных правонарушений,  посягающих на
охраняемые   законом   правовые   институты;   определенный   круг
должностных    лиц,    уполномоченных    рассматривать   дела   об
административных  правонарушениях;  процессуальные нормы о порядке
производства   по   административным  делам,   правила  исполнения
вынесенных   решений  и постановлений,   как  в целом,   так  и по
отдельным видам административных наказаний. В заключительной части
материала   приводится   комментарий   к  Федеральному  закону  от
30.12.2001  N 196-ФЗ  "О  введении  в действие  Кодекса Российской
Федерации   об   административных   правонарушениях",   в  котором
анализируется   механизм   вступления   в  силу  нового  КоАП  РФ,
устранившего    существовавший   ранее   разброс   норм   о  мерах
административной  ответственности,  установленных в многочисленных
законодательных актах - источниках данной отрасли права.

    "Постатейный комментарий Закона РФ "О плате за землю"
    (А.А. Ялбулганов)

    Представленный  материал  является  подробным  Комментарием  к
Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю",  закрепляющим
основополагающие  начала  в регулировании общественных отношений в
связи с взиманием земельного налога.  Автор характеризует основные
принципы   налогообложения   земли,   обеспечивающие   взаимосвязь
законодательства   о  плате  за  землю  с проводимой  налоговой  и
земельной политикой. Среди этих принципов особо выделяется принцип
экологизации     земельного     налога    и   принцип    платности
землепользования.     Важность    и   актуальность    рассмотрения
особенностей  регулирования налогообложения земли предопределяются
и  возникающими  на  практике  вопросами  по  уплате  данного вида
налога,    который    в  соответствии   с  действующим   налоговым
законодательством относится к системе местных налогов.
    В первой части Комментария разъясняются цели введения платы за
землю,  виды обязательных платежей, в форме которых она взимается,
- земельный налог,  арендная плата, нормативная цена земли.  Автор
приводит   обзор  законодательства,   устанавливающего  конкретные
размеры  ставок  земельного  налога  в виде стабильных платежей за
единицу земельной площади в расчете на год. Второй раздел касается
порядка начисления и внесения платы за земли сельскохозяйственного
назначения, а третий - аналогичных вопросов применительно к землям
несельскохозяйственного    назначения.    Самая    большая   часть
Комментария  относится к правилам предоставления льгот по взиманию
платы за землю. В связи с этим определяется, какие именно субъекты
относятся к указанным в анализируемом Законе группам юридических и
физических  лиц,  полностью  освобождаемых  от  уплаты  земельного
налога.   В   последующих   разделах   материала   комментируются:
непосредственный  порядок  установления и взимания платы за землю,
нормы  о целевом  использовании  средств,  поступивших в бюджет за
счет  платежей  по  земельному  налогу  и арендной платы,  и такой
показатель,    характеризующий    стоимость   земельного   участка
определенного  качества  и местоположения,  как  нормативная  цена
земли,   порядок   определения   которой   установлен  специальным
Постановлением Правительства РФ.
    Для   иллюстрации  в Комментарии  приводятся  примеры  расчета
земельного  налога в отношении различных категорий земель с учетом
изменений, вносившихся в законодательство, предметом регулирования
которого является указанная сфера общественных отношений.

    "Комментарий к Федеральному закону
    "О защите конкуренции на рынке финансовых
    услуг" (А.А. Ткачев)
    (Юридический Дом "Юстицинформ", 2002)

    Постатейный  Комментарий  Федерального  закона  от  23.06.1999
N 117-ФЗ  "О  защите   конкуренции   на  рынке  финансовых  услуг"
подготовлен   с  учетом   практики   применения   антимонопольного
законодательства    Министерством    Российской    Федерации    по
антимонопольной   политике  и поддержке  предпринимательства  (МАП
России)  и его  территориальными  органами.  Предмет регулирования
комментируемого   законодательного   акта   составляют   отношения
конкуренции  на рынке ценных бумаг,  банковских,  страховых и иных
финансовых  услуг.  Сложностью применения данного законодательства
на практике обусловлена необходимость разработки и утверждения МАП
России    различных    методических   рекомендаций,    посвященных
разъяснению  дозволенных  правил  поведения  на финансовых рынках,
которые также проанализированы автором.
    Большая   часть  положений  комментируемого  Закона  дублирует
аналогичные  нормы ранее принятого Закона РФ от 22.03.1991 N 948-1
"О  конкуренции  и ограничении  монополистической  деятельности на
товарных  рынках"  с учетом  позднее  внесенных в него изменений и
дополнений.  Однако законодательство,  направленное на поддержание
добросовестных  правил  конкурентной  борьбы  в финансовой  сфере,
безусловно,  имеет  свою  специфику,  связанную с самим характером
деятельности   участников   данных   отношений  по  привлечению  и
использованию денежных средств юридических и физических лиц.
    Автор  дает  системное  толкование основных понятий,  которыми
оперирует    не   только   рассматриваемый   Закон,    но   и  все
антимонопольное  законодательство  в целом.   Это  такие  правовые
дефиниции,   как   конкуренция   и  недобросовестная  конкуренция,
доминирующее  положение  и концентрация  капитала,  группа  лиц  и
аффилированное  лицо.  Подробно  рассмотрен  в Комментарии  статус
федеральных    антимонопольных    органов,    их   контрольные   и
административные  полномочия,   порядок  принятия,  обжалования  и
исполнения  решений  и предписаний  федерального  антимонопольного
органа.
    Серьезное   внимание   уделено   в  Комментарии   существенным
недостаткам анализируемого Закона, прежде всего в части полномочий
антимонопольных органов по осуществлению государственного контроля
с  целью  проведения эффективной антимонопольной политики на рынке
финансовых услуг.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное