Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 7 октября 2002 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О стандартах аудиторской деятельности 23 сентября текущего года в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" было издано Постановление Правительства Российской Федерации N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". Постановлением закреплены 6 правил (стандартов), которые регламентируют такие аспекты аудиторской деятельности, как цель и основные принципы аудита, его документирование и планирование, существенность в аудите, а также аудиторские доказательства и заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Напомним, что в период с 1996 по 2000 год были утверждены около сорока стандартов аудиторской деятельности ("Планирование аудита", "Аудиторские доказательства", "Проведение аудита с помощью компьютеров", "Использование работы другой аудиторской организации" и т.д.), некоторые из которых так или иначе соприкасаются с вновь утвержденными. Стандарты распространяются на аудиторские организации и индивидуальных аудиторов. В частности, устанавливается, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях, но не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица. Стандарты распределяют ответственность между аудитором и аудируемым лицом за финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Первый несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, второй - за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Документы составляются в полной и подробной форме. Аудитор обязан обеспечить конфиденциальность информации, хранение документов не менее 5 лет. Работа аудитора должна быть подробно спланирована. План и программа работы оформляются документально. Общий план аудита и его программа по мере необходимости должны уточняться и пересматриваться. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. При оценке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной. Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. В целях формулирования обоснованных выводов аудитор должен получить надлежащие доказательства. Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Аудиторское заключение является официальным документом. Заключение должно включать в себя: адресат; наименование документа; сведения об аудиторе (организационно - правовая форма и наименование, место нахождения и т.д.); сведения об аудируемом лице; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора. Новые стандарты, как и ранее принятые, носят в основном декларативно - рекомендательный характер и в первую очередь призваны сориентировать аудитора, организовать его деятельность в соответствии с международными традициями. В то же время отдельные нормы содержат вполне конкретные предписания, за несоблюдение которых могут наступить такие же конкретные неблагоприятные последствия. Так, согласно статье 14 вышеназванного Федерального закона "Об аудиторской деятельности" за систематическое нарушение аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований федеральных стандартов аудиторской деятельности виновные в таких нарушениях лица могут поплатиться квалификационным аттестатом аудитора и лицензией на осуществление аудиторской деятельности. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" 28 сентября 2002 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 27.09.2002 N 5-ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". В соответствии с этим Законом в статьи 8 и 12 Федерального конституционного закона от 10.10.95 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" внесены изменения и дополнения, согласно которым на основании решения, принятого уполномоченным федеральным органом, вводится запрет на инициирование гражданами Российской Федерации всероссийского референдума, а также его проведение в период избирательной кампании, проводимой на всей территории страны, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, иных выборных федеральных органов государственной власти. На проведение референдумов на региональном и местном уровне этот запрет не распространяется. Одной из основных причин необходимости внесения этих изменений является то, что реализация прав граждан как участников референдума не должна затруднять осуществление прав граждан как избирателей, то есть выборы и референдум не должны противопоставляться друг другу, так как это может привести к искажению волеизъявления граждан. Кроме того, одновременное проведение выборов и референдума ведет к значительным финансовым затратам. Так, стоимость проведения только референдума оценивается от 3 до 4 миллиардов рублей. На сегодняшний день всероссийский референдум можно будет провести не раньше апреля 2004 года после проведения в декабре 2003 года выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и проведения выборов Президента Российской Федерации в марте 2004 года. Выразить свою волю до этого срока граждане России могут только на упомянутых выше выборах. О порядке реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа Постановлением Правительства РФ от 25.09.2002 N 707 утверждено Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", определяющее порядок продажи федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу указанного Федерального закона. Для выкупа федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых определен размер, сроки и порядок выкупа, арендатору необходимо направить заявление в Минимущество России (его территориальный орган), с приложением нотариально заверенной копии договора аренды и платежных документов о внесении выкупа. Представленные документы рассматриваются в месячный срок, после чего арендатору направляется извещение о подтверждении выполнения им условий договора аренды с правом выкупа. Если договором аренды с правом выкупа не определен размер выкупа, сроки и порядок его внесения, арендатор также должен направить заявление в Минимущество России (его территориальный орган) с приложением тех же документов и предложением о порядке выкупа имущества. Такие документы рассматриваются в двухмесячный срок, кроме того, для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления привлекается независимый оценщик. В случае если рыночная стоимость арендованного имущества составит 10 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или меньше, Минимущество России (его территориальный орган) принимает решение о продаже этого имущества арендатору, с указанием цены имущества, установленной независимым оценщиком. На основании этого решения Минимущество России (его территориальный орган) заключает с арендатором дополнительное соглашение, в котором определяет размер выкупа, сроки и порядок его внесения. При этом размер выкупа должен соответствовать рыночной стоимости арендованного имущества, указанной в отчете независимого оценщика. Оплата приобретаемого федерального имущества производится единовременно в течение 10 дней с даты подписания дополнительного соглашения. В случае если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составит более 10 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, Минимущество России (его территориальный орган) направляет арендатору предложение о совместном создании открытого акционерного общества с внесением арендуемого имущества в качестве вклада государства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направляет в Минимущество России уведомление о согласии на совместное создание открытого акционерного общества, к которому прилагает перечень имущества, вносимого арендатором в уставный капитал этого акционерного общества, отчет независимого оценщика, проект устава открытого акционерного общества, предложения о формировании его органов управления и подписанный арендатором проект соглашения о расторжении договора аренды с правом выкупа. Минимущество России (его территориальный орган) в месячный срок рассматривает поступившие документы и принимает решение о внесении от имени Российской Федерации арендуемого федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества. Этим же решением утверждаются устав создаваемого открытого акционерного общества, кандидаты в его органы управления и назначается представитель Российской Федерации для участия в учредительном собрании открытого акционерного общества. С принятием указанного решения Минимущество России (его территориальный орган) заключает с арендатором соглашение о расторжении договора аренды с правом выкупа. Количество акций создаваемого открытого акционерного общества определяется пропорционально вкладам, внесенным Российской Федерацией и арендатором. Акции созданного открытого акционерного общества Минимущество России передает Российскому фонду федерального имущества для их первоочередной продажи арендатору, при этом цена акций определяется на основании отчета независимого оценщика. О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Освидетельствование проводится врачебной комиссией не реже одного раза в 5 лет. Для прохождения освидетельствования работник должен представить выданное работодателем направление, паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность. Комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем уведомляется работник. Решение о пригодности или непригодности работника к выполнению вида деятельности, указанного в направлении на освидетельствование, принимается комиссией простым большинством голосов и под роспись выдается работнику. Если работник не согласен с решением комиссии, оно может быть обжаловано в суде. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Об ипотечном жилищном кредитовании в Белгородской области С 1 января 2003 года вступит в силу Закон Белгородской области от 13.09.2002 N 45 "О развитии системы ипотечного жилищного кредитования в Белгородской области", который регулирует отношения, связанные с предоставлением социальной поддержки отдельным категориям жителей области в сфере ипотечного жилищного кредитования. Согласно Закону социальная поддержка оказывается в соответствии с целевой программой развития ипотечного жилищного кредитования в форме предоставления разовых или процентных жилищных субсидий, а также временного предоставления жилых помещений гражданам, не исполнившим свои обязательства по договору о предоставлении ипотечного жилищного кредита, в целях создания возможностей для приобретения ими нового жилья. При предоставлении гражданину разовой жилищной субсидии денежная сумма, составляющая часть стоимости жилого помещения, приобретаемого с помощью ипотечного жилищного кредита, выплачивается единовременно. В случае предоставления процентной жилищной субсидии выплаты части платежей заемщика по договору о предоставлении ипотечного жилищного кредита осуществляются периодически. При этом периодические выплаты по процентной субсидии могут определяться как в процентах от суммы ипотечного жилищного кредита, так и в процентах от размера процентной ставки, уплачиваемой заемщиком за пользование ипотечным жилищным кредитом. Для получения одной из формы жилищной субсидии граждане должны обратиться с заявлением в государственное учреждение, уполномоченное реализовывать политику в сфере ипотечного кредитования, которое определяет тип, вид и максимальный размер жилищной субсидии, а также условия договора о предоставлении ипотечного жилищного кредита, дающие право на осуществление выплат по государственному ипотечному сертификату. Следует отметить, что гражданин, желающий получить жилищную субсидию, должен приложить к заявлению документы, подтверждающие, что он действительно относится к категории граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с целевой программой развития ипотечного жилищного кредитования. В случае принятия решения о предоставлении жилищной субсидии лицу, обратившемуся за ее получением, выдается государственный разовый или процентный ипотечный сертификат, который является основанием для осуществления денежных выплат за счет средств жилищного субсидиарного фонда. Временные жилые помещения предоставляются лицам, не исполнившим свои обязательства по договору о предоставлении ипотечного жилищного кредита, обладающим на это правом в соответствии с целевой программой развития ипотечного жилищного кредитования, в целях создания возможностей для приобретения ими нового жилья. О субсидировании сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств бюджета Ставропольского края Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2002 N 202-п в целях защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений утвержден Порядок субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, самих многолетних насаждений, культур, выращенных в защищенном грунте. Согласно утвержденному Порядку субсидии предоставляются юридическим лицам независимо от организационно - правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям для финансирования до 20% начисленного страхового взноса по договору страхования, заключенному ими со страховыми организациями. Ранее, в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 01.08.2001 N 149-п, субсидии предоставлялись на оплату 10% страховых платежей. Субсидии вышеуказанным товаропроизводителям предоставляются на конкурсной основе по договорам страхования, заключенным до окончания сева сельскохозяйственных культур, а также по договорам страхования урожая многолетних насаждений, самих многолетних насаждений до начала их вегетации. Для участия в конкурсе страхователи должны подать заявление в министерство экономического развития и торговли Ставропольского края. Конкурсная комиссия при министерстве проводит конкурсный отбор договоров страхования, критерием которого является уплата первоначального страхового взноса в размере не менее 10% начисленной суммы по договору страхования. На основании решения конкурсной комиссии министерство экономического развития и торговли края производит субсидирование страхователей - победителей конкурсного отбора. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям Российская Федерация присоединилась к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям от 26 мая 2000 года (Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 N 590). Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (далее - Соглашение) заключено в целях повышения безопасности международных перевозок опасных грузов по внутренним водным путям и содействия охране окружающей среды путем предотвращения ее загрязнения вследствие аварий и происшествий в ходе указанных перевозок. Соглашение применяется к международной перевозке опасных грузов судами по внутренним водным путям и не применяется к перевозке опасных грузов морскими судами по морским судоходным путям, составляющим часть внутренних водных путей, а также не применяется к перевозке опасных грузов военными кораблями или государственными судами, которые используются исключительно для правительственных и некоммерческих целей. На перевозки, подпадающие под действие Соглашения, продолжает распространяться действие местных, региональных или международных предписаний, применимых в целом к перевозкам грузов по внутренним водным путям. К Соглашению прилагаются Правила, составляющие его неотъемлемую часть. Прилагаемые Правила (далее - Правила) включают: - предписания, касающиеся международной перевозки опасных грузов по внутренним водным путям; - предписания и процедуры, касающиеся осмотра, выдачи свидетельств о допущении, признания классификационных обществ, отступлений, специальных разрешений, контроля, подготовки и экзаменования экспертов; - общие переходные положения; - дополнительные переходные положения, применимые на отдельных внутренних водных путях. Опасные грузы, перевозка которых, согласно Правилам, не допускается, не должны быть объектом международной перевозки. Под "опасными грузами" понимаются вещества и изделия, международная перевозка которых, согласно Правилам, запрещена или допускается на определенных условиях. "Международная перевозка опасных грузов" означает любую перевозку опасных грузов, осуществляемую судами по внутренним водным путям на территории по крайней мере двух Договаривающихся Сторон. "Внутренние водные пути" - это все внутренние судоходные пути, включая морские судоходные пути, на территории Договаривающейся Стороны, открытые для плавания судов в соответствии с национальным правом. Соглашение не применяется к перевозке опасных грузов в той мере, в какой такая перевозка подпадает под изъятия в соответствии с Правилами. Изъятия могут предусматриваться только в том случае, когда количество подпадающих под изъятие грузов, характер подпадающей под изъятие транспортной операции или тара гарантируют безопасность перевозки. Договаривающиеся Стороны сохраняют право на заключение особых двусторонних или многосторонних соглашений о том: что опасные грузы, международная перевозка которых запрещена Соглашением, могут при определенных условиях приниматься для международных перевозок по их внутренним водным путям; или что опасные грузы, международная перевозка которых допускается Соглашением только на установленных условиях, могут, тем не менее, приниматься для международных перевозок по их внутренним водным путям на условиях, отличных от тех, которые установлены в Правилах. Упомянутые особые двусторонние или многосторонние соглашения незамедлительно доводятся до сведения Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии, который информирует о них Договаривающиеся Стороны, не участвующие в этих соглашениях. Каждая Договаривающаяся Сторона сохраняет право регламентировать или запрещать ввоз на свою территорию опасных грузов по иным причинам, чем безопасность перевозки. Для рассмотрения применения Соглашения, изучения любых предлагаемых к нему поправок, а также мер по обеспечению единообразия в толковании и применении его положений учреждается Административный комитет. Для рассмотрения любых предложений об изменении Правил, в частности предложений, касающихся безопасности судоходства, постройки, оборудования и экипажей судов, учреждается Комитет по вопросам безопасности. Комитет функционирует в рамках деятельности органов Европейской экономической комиссии, Центральной комиссии судоходства по Рейну и Дунайской комиссии, обладающих компетенцией в области перевозки опасных грузов по внутренним водным путям. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О взыскании задолженности по договору комиссии Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу о взыскании задолженности по договору комиссии, комиссионного вознаграждения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Определением арбитражного суда производство по делу было прекращено на основании пункта 1 статьи 85 Арбитражно - процессуального кодекса РФ, поскольку возбуждено дело о банкротстве ответчика и введено внешнее управление. При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 57 Федерального закона 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имущественное требование к должнику может быть предъявлено только с соблюдением установленного названным Законом порядка. Постановлением апелляционной инстанции определение оставлено без изменения. Апелляционная инстанция отклонила ссылку истца на статью 70 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", указав, что согласно ее положениям кредитор не наделен правом обращаться с требованием по денежным обязательствам должника, наступившим после введения внешнего управления, в индивидуальном порядке, без соблюдения требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 11 и статьей 57 названного Закона. Федеральный арбитражный суд названные судебные акты оставил без изменения. Заявленные истцом требования возникли после введения внешнего управления. Договор комиссии, на котором основаны требования, подписанный внешним управляющим ответчика, направлен на осуществление основной деятельности должника в период внешнего управления. Согласно пункту 1 статьи 70 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В силу пункта 4 статьи 70 названного Закона правила моратория, предусмотренные пунктами 2 - 3 данной статьи, не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Следовательно, требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, удовлетворяются в период внешнего управления в общем порядке с соблюдением очередности, установленной статьей 855 Гражданского кодекса РФ и федеральными законами, и рассматриваются в исковом производстве отдельно от производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановлением от 18.06.2002 N 404/01) отменил все состоявшиеся по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение. Об официальном опубликовании актов Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку ЗАО "Кантри и К и К" обжаловало в Верховный Суд РФ пункт 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 "Об информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку", согласно которому опубликование в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" актов Федеральной комиссии, издаваемых в пределах ее полномочий, является официальной публикацией. Решением Верховного Суда РФ жалоба ЗАО "Кантри и К и К" оставлена без удовлетворения ввиду ошибочного применения норм материального права. В кассационной жалобе заявитель указал, что оспариваемая норма противоречит пункту 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763, устанавливающему, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ. Вместе с тем, из анализа пунктов 8, 9 и 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" следует, что в них устанавливаются конкретные периодические издания, являющиеся официальными для опубликования лишь нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, для которых установлена обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации. Согласно пункту 8 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного более поздним Указом Президента РФ от 01.07.96 N 1009, постановления этой Федеральной комиссии не подлежали регистрации в Министерстве юстиции РФ. Следовательно, названные в пункте 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 издания не являлись официальным источником опубликования нормативных правовых актов ФКЦБ России. Таковыми они стали лишь со дня вступления в силу (02.12.98) Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которым впервые была предусмотрена обязательная государственная регистрация постановлений ФКЦБ России, имеющих нормативный характер. До этого времени на основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 официальным опубликованием как нормативных, так и ненормативных правовых актов ФКЦБ России считалось их опубликование в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку". После указанной даты действие пункта 2 сохраняется в отношении ненормативных актов, издаваемых ФКЦБ России, официальным источником публикации которых остается названный информационный бюллетень. Опубликование в "Вестнике Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" нормативных актов, прошедших государственную регистрацию, в настоящее время не является официальным, осуществляется в дополнение к официальной публикации в изданиях, указанных в пункте 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763. Однако дополнительная публикация нормативных правовых актов ФКЦБ России в специализированном информационном бюллетене гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает. Поэтому оснований для признания обжалуемого пункта Постановления Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 недействующим и не подлежащим применению не имеется (Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2002 N КАС 02-413). О предоставлении платных медицинских услуг государственными и муниципальными медицинскими учреждениями Ф. обратился в Верховный Суд РФ с требованием об отмене Постановления Правительства РФ от 13.01.96 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил), ссылаясь на то, что в нарушение требований Конституции РФ и "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" оспариваемый нормативный правовой акт допускает предоставление платных медицинских услуг в названных медицинских учреждениях, что приводит к нарушению права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением Верховного Суда РФ в удовлетворении заявленного требования отказано. В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при разрешении спора. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований к отмене судебного решения по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно - профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно - исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями. Отказывая заявителю в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ правильно руководствовался требованиями федерального закона, в частности, ст. 20 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно которой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения, что позволяет осуществлять контроль за возможностью оказания медицинским учреждением квалифицированной помощи. Согласно пункту 7 Правил государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам. Постановлением Правительства РФ от 11.09.98 N 1096 утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которой предусмотрены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Кроме того, в статьях 50 и 120 Гражданского кодекса РФ отсутствует запрет некоммерческим организациям, в частности государственным и муниципальным медицинским учреждениям, оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. По изложенным мотивам вывод суда о законности оспоренных Правил является обоснованным, а довод в кассационной жалобе о неправильном применении судом норм материального права при разрешении спора несостоятелен. С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит (Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2002 N КАС 02-373).
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||