Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 08.10.2014


КонсультантПлюс: "горячие" документы
"Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.10.2014)

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 08.10.2014

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Изменения в документах, используемых в расчетах по НДС, применяются с 1 октября 2014 г.

2. Планируется отменить особый повод для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

3. Налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов могут усилить

4. Ставки налога на прибыль и НДФЛ с дивидендов могут увеличиться

5. С 1 октября 2014 г. НДС можно учесть в расходах по УСН без счета-фактуры

 

Комментарии

1. Изменения НК: налог на имущество физлиц и оспаривание кадастровой стоимости

 

 

 

Новости

 

1. Изменения в документах, используемых в расчетах по НДС, применяются с 1 октября 2014 г.

Письмо Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850

 

Финансовое ведомство разъяснило, что утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 (далее - Постановление N 735) изменения следует применять с 1 октября 2014 г.

В соответствии с Постановлением N 735 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 о формах и правилах заполнения (ведения) документов, используемых при расчетах по НДС (подробнее см. выпуск обзора от 13.08.2014). Постановление N 735 согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 должно было вступить в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования. Поскольку оно было размещено на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 6 августа 2014 г., то применять его необходимо было с 14 августа 2014 г.

Согласно п. п. 1, 5 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и нормативные правовые акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Формально на акты Правительства РФ, связанные с налогообложением (именно к ним относится Постановление N 735), не распространяется действие указанной нормы. Однако Минфин России, сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П, счел, что в данном случае применяется ст. 5 НК РФ, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти РФ в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Началом очередного налогового периода по НДС, следующего после опубликования Постановления N 735, является 1 октября 2014 г. (ст. 163 НК РФ). С этой даты, по мнению финансового ведомства, данный акт и должен применяться.

Вместе с тем ранее в Письме от 01.09.2014 N 03-07-06/43696 Минфин России высказывал иное мнение: Постановление N 735 вступило в силу 14 августа 2014 г. в соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763, а не ст. 5 НК РФ. Представляется, что данные разъяснения не будут применяться в связи с появлением Письма Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850.

 

2. Планируется отменить особый повод для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел)" (проект N 357559-6)

 

Предполагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ некоторые изменения, касающиеся уголовного процесса по налоговым преступлениям. Напомним, что такие преступления перечислены в ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ. Соответствующий законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в третьем чтении.

В проекте, в частности, предлагается изменить порядок рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям (п. 2 ст. 1 проекта, в соответствии с которым будет признана утратившей силу ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ). Согласно "новому" порядку поводами для возбуждения уголовного дела могут служить в том числе заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 1 ст. 140 УПК РФ). На сегодняшний день уголовные дела о налоговых преступлениях могут возбуждаться только на основании материалов, которые для этого направил в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговый орган (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ в действующей редакции).

Также планируется предусмотреть особый порядок рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях, ответственность за которые определена в ст. ст. 198 - 199.1 УК РФ. Соответствующие поправки предлагается внести в ст. 144 УПК РФ, дополнив ее ч. 7, 8, в которых устанавливается следующее. Если основания для отказа в возбуждении уголовного дела отсутствуют, следователь, получив из органа дознания сообщение о преступлении, готовит его копию с приложением копий обосновывающих документов и расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам (сборам). Эти документы представляются в вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, где состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора). Вышестоящий налоговый орган рассматривает данные материалы, составляет по ним заключение и иные документы, которые передаются следователю не позднее 15 суток с момента поступления от него материалов. После этого следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Если упомянутый срок был нарушен, следователь может принять решение без заключения налогового органа.

В рассматриваемом проекте предлагаются и другие изменения. С его текстом можно ознакомиться на сайте duma.gov.ru

(http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/4FB9E2FF5A60FE9843257D65002906C8/$File/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%203%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B0%D1%80.%202.doc?OpenElement).

 

3. Налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов могут усилить

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (публичное обсуждение завершится 19.10.2014)

 

В ст. 120 НК РФ предлагается внести изменения, направленные на усиление налоговой ответственности за грубое нарушение правил учета доходов (расходов) или объектов налогообложения. В частности, планируется, что штраф за данное правонарушение составит 15 тыс. руб., если оно совершено в течение одного налогового периода, и 40 тыс. руб., если оно совершено в течение более чем одного периода (п. п. 1 и 2 ст. 120 НК РФ в редакции проекта). Напомним, что в настоящее время эти штрафы составляют 10 тыс. и 30 тыс. руб. соответственно (п. п. 1 и 2 ст. 120 НК РФ в действующей редакции).

Кроме того, предполагается расширить перечень действий (бездействий), которые считаются грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей рассматриваемой статьи. К таковым планируется относить в том числе:

- отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту;

- оформление первичных учетных документов в отношении фактов хозяйственной жизни, которых на самом деле не было;

- регистрацию мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета (абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ в редакции проекта).

Отметим, что в настоящее время проходит также публичное обсуждение законопроекта об усилении административной ответственности за грубое нарушение правил бухучета. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 01.10.2014.

Напомним, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте www.regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/17624.html?point=view_project&stage=2&stage_id=12702).

 

4. Ставки налога на прибыль и НДФЛ с дивидендов могут увеличиться

Проект Федерального закона N 605370-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (внесен в Госдуму 18.09.2014)

 

Дивиденды, выплачиваемые физлицам и организациям, планируется облагать по ставке 13 процентов.

Согласно Проекту ставка налога на прибыль, применяемая к доходам российских организаций (за исключением указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) в виде дивидендов от российских и иностранных организаций, увеличится с 9 до 13 процентов.

Пункт 4 ст. 224 НК РФ, по которому ставка 9 процентов установлена в отношении дивидендов, выплачиваемых физлицам, предлагается признать утратившим силу. Если данное положение Проекта будет принято, то указанные доходы нужно будет облагать НДФЛ по ставке 13 процентов. При этом доходы от долевого участия по-прежнему будут определяться отдельно от иных доходов. Кроме того, при установлении налоговой базы следует учитывать особенности, предусмотренные для исчисления налога на прибыль с доходов в виде дивидендов.

Напомним, что по общему правилу доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 процентов, могут быть уменьшены на сумму налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ). Однако Проект содержит предложение не распространять данное правило на доходы физлиц от долевого участия в организации. Эти доходы не будут учитываться и в целях применения стандартного налогового вычета.

Приведенные положения предположительно будут введены в действие с 1 января 2015 г. Кроме них в Проект включены иные изменения.

 

5. С 1 октября 2014 г. НДС можно учесть в расходах по УСН без счета-фактуры

Письма Минфина России от 08.09.2014 N 03-11-06/2/44863, от 05.09.2014 N 03-11-06/2/44783

 

С 1 октября 2014 г. налогоплательщик, применяющий УСН с объектом обложения "доходы минус расходы", при наличии письменного согласия сторон сделки на несоставление счетов-фактур может учесть суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в расходах несмотря на отсутствие счета-фактуры. Такое разъяснение содержится в анализируемых Письмах Минфина России.

С указанной даты вступила в силу новая редакция пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ (см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 г.). Так, стороны сделки получили возможность не составлять счет-фактуру, если они дали на это письменное согласие и покупатель товаров (работ, услуг, имущественных прав) не является налогоплательщиком НДС либо освобожден от исполнения соответствующих обязанностей. При выполнении перечисленных условий покупатель вправе включить суммы НДС в расходы на основании платежно-расчетных документов, кассовых чеков или блан! ков строгой отчетности с выделением в них отдельной строкой суммы НДС. Финансовое ведомство разъяснило, что в таком случае покупателю следует отдельной строкой указывать сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в графе 5 Книги учета доходов и расходов (приложение N 1 к Приказу Минфина России от 22.10.2012 N 135н). Полагаем, имеется в виду графа 5 разд. I "Доходы и расходы", в которой отражаются расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы.

До выхода анализируемых Писем компетентные органы не разъясняли вопрос о возможности учета НДС в случае, если счет-фактура не составляется на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в новой редакции.

 

 

 

Комментарии

 

1. Изменения НК: налог на имущество физлиц и оспаривание кадастровой стоимости

 

Название документа:

Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"

 

Комментарий:

6 октября 2014 г. был опубликован Закон, в соответствии с которым, в частности, с 1 января 2015 г. Налоговый кодекс РФ будет дополнен новой главой 32 "Налог на имущество физических лиц". Также будут внесены поправки в порядок учета изменения кадастровой стоимости, необходимой для расчета налога на имущество организаций и земельного налога. Рассмотрим некоторые нововведения.

 

1.1. Налог на имущество физлиц будет определяться

по кадастровой стоимости

 

С 1 января 2015 г. кардинально изменится порядок определения базы по налогу на имущество физлиц - исходя не из инвентаризационной стоимости объекта, а из его кадастровой стоимости. Данные правила будут содержаться в гл. 32 НК РФ, а Закон о налоге на имущество физлиц утратит силу.

До 1 января 2020 г. законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ будет обязан установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта (абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ). До этого момента согласно п. 2 ст. 402 НК РФ для исчисления налога будет использоваться инвентаризационная стоимость (за некоторыми исключениями). Необходимо обратить внимание, что в течение четырех налоговых периодов с начала применения кадастровой стоимости объектов при расчете суммы налога к уплате будет использоваться специальная формула, указанная в п. 8 ст. 408 НК РФ.

К объектам, подлежащим налогообложению, также будут отнесены в том числе единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Расширен перечень льготных категорий граждан, а также предусмотрена льгота, в частности, в отношении небольших (площадью до 50 кв. м) хозяйственных построек, расположенных на дачных и садовых участках (п. 1 ст. 407 НК РФ). Независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ). Кроме того, при определении налоговой базы будут применяться вычеты, установленные в п. п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ. Например, при расчете базы в отношении квартиры ее кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этого жилья.

В ст. 406 НК РФ будут указаны максимальные ставки налога (0,1; 0,5; 2 процента) в отношении объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости. Данные ставки на местном уровне могут быть дифференцированы в зависимости от определенных оснований, а ставка 0,1 процента – уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в три раза.

Помимо прочего, предусмотрен порядок расчета налога на имущество физлиц в случае возникновения (прекращения) права собственности или права на льготы в течение календарного года (п. п. 5 и 6 ст. 408 НК РФ). Установлены специальные правила, по которым учитываются изменения кадастровой стоимости, в том числе при ее оспаривании (п. 2 ст. 403 НК РФ).

По общему правилу рассмотренный порядок может быть введен уже со следующего года, если субъект РФ утвердит результаты кадастровой оценки объектов и до 20 ноября 2014 г. установит в качестве единой даты начала применения новых правил определения налоговой базы 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 3 Закона).

 

1.2. Для налогов измененная кадастровая стоимость

применяется с периода подачи заявления об оспаривании

 

С 1 января 2015 г. вводит порядок расчета налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта в случае, если она изменяется (ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ). Так, по общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате за исключением двух случаев:

- при исправлении технической ошибки, которая допущена Росреестром. Измененная кадастровая стоимость применяется начиная с периода, в котором такая ошибка была допущена (абз. 2 п. 15 ст. 378.2, абз. 5 п. 1 ст. 391, абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик вправе пересчитать налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения;

- при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы за период, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2, абз. 6 п. 1 ст. 391, абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ). Следовательно, при установлении комиссией или судом кадастровой стоимости в размере рыночной налогоплательщик вправе пересчитать налог только за периоды начиная с периода подачи заявления об оспаривании. По вопросу пересчета земельного налога при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной ранее высказывался Конституционный Суд РФ в Определении от 03.07.2014 N 1555-О (подробнее данный документ рассмотрен в выпуске обзора от 30.07.2014).

 

 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное