Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 27.03.2013


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Проект Федерального закона N 246960-6 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 28.03.2013

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. В 2013 г. подавать расчет по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ нужно по новой форме

2. Утверждены новые формы персонифицированной отчетности

3. Если в отношении должника осуществляется процедура банкротства, дебиторская задолженность не признается безнадежным долгом в связи с истечением срока исковой давности

4. Значение ставки НДПИ при добыче угля после применения к ней коэффициента-дефлятора можно округлять до 3-го знака после запятой

5. ФНС России разъяснила порядок заполнения справки о доходах 2-НДФЛ и декларации по НДФЛ в связи с некоторыми изменениями порядка уплаты указанного налога в 2012 г.

 

Комментарии

1. Как учесть расходы на приобретение аварийного здания и на работы по его сносу, если впоследствии на месте этого сооружения будет построен новый объект?

2. Как исчислить налог на прибыль в отношении облигаций, условиями выпуска которых предусмотрено их постепенное погашение?

 
 
 

Новости

 

1. В 2013 г. подавать расчет по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ нужно по новой форме

Приказ Минтруда России от 28.12.2012 N 639н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения"

Приказ Минтруда России от 28.12.2012 N 638н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств"

 

Начиная с отчетности за I квартал 2013 г. расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование работодателям следует представлять в ПФР по новой форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н (далее - Расчет, форма РСВ-1 ПФР). Ранее действовавшая форма, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 N 232н, признана утратившей силу (Приказ Минтруда России N 640н, Минздрава России N 1627н от 28.12.2012).

Основное изменение в рассматриваемой форме Расчета связано с введением с 1 января 2013 г. дополнительных страховых взносов с выплат сотрудникам, занятым на видах работ, указанных в ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, и имеющим право на досрочную пенсию (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ). Напомним, что в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), установлен тариф взноса, равный четырем процентам, а в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, - двум процентам. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года.

В связи с этим раздел 2 Расчета переименован и разделен на три подраздела. В двух из них производится расчет страховых взносов по дополнительному тарифу согласно ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (подразделы 2.2 и 2.3 соответственно). На основе сведений данных подразделов заполняется раздел 1 Расчета, в который добавлено два новых столбца. Еще два новых столбца - для отражения страховых взносов, доначисленных по дополнительным тарифам, установленным ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, - введены в раздел 4.

Кроме того, в форму РСВ-1 ПФР внесены изменения, которые касаются всех плательщиков взносов, производящих выплаты физлицам. Так, в разделе 1 Расчета выделена новая строка - 121, где отражаются доначисленные взносы на страховую часть трудовой пенсии с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Значение в графе 3 строки 121 равняется сумме, указанной в строке "Итого доначислено" новой графы 6 раздела 4. Еще одна новая графа в разделе 4 выделена, чтобы указать основание доначисления страховых взносов: цифру 1 следует поставить, если оно произведено по актам проверок, 2 - если плательщик самостоятельно доначислил взносы в случае выявления факта неотражения (неполноты отражения) или ошибок. Наконец, в подразделе 2.1 раздела 2 Расчета, где осуществляется расчет взносов по конкретному тарифу, предусмотрено указание не только количества работников, выплаты которым превысили установленный лимит базы для начисления взносов, но и общее количество физлиц, за которых начислены взносы по соответствующему тарифу.

Напомним, что расчет по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за I квартал 2013 г. следует сдать не позднее 15 мая текущего года (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Если среднесписочная численность сотрудников плательщика взносов превышает 50 человек за предшествующий расчетный период, расчет в ПФР должен быть представлен в электронной форме (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Формат расчета, разработанный в соответствии с Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н, размещен на официальном сайте Пенсионного фонда РФ в разделе "Работодателям" (http://www.pfrf.ru/for_employers).

Вместе с формой РСВ-1 ПФР представляются и сведения персонифицированного учета, формы которых утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п. В указанное постановление необходимые изменения внесены Постановлением Правления ПФ РФ от 28.01.2013 N 17п.

Кроме того, Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 638н утверждена новая форма РСВ-2 ПФР, которую должны представлять в ПФР главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Следует отметить, что согласно данному приказу применять новую форму следует начиная с представления расчета за 2012 г. Впрочем, указанные плательщики должны были сдать отчетность до 1 марта (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ), поэтому расчеты за предыдущий год они уже представили по ранее действовавшей форме (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 895н). В связи с этим, вероятно, Минтруд России или ПФР дадут дополнительные разъяснения.

 

2. Утверждены новые формы персонифицированной отчетности

Постановление Правления ПФР от 28.01.2013 N 17п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п"

 

В соответствии с Постановлением Правления ПФР от 28.01.2013 N 17п формы документов персонифицированного учета, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п, дополнены новыми формами - СЗВ-6-4 и АДВ-6-5. Новые формы документов следует представлять в территориальные органы ПФР начиная с первого отчетного периода 2013 г. вместо ранее применявшихся форм СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-4. Форму СЗВ-6-3 подавать также будет не нужно. Необходимо отметить, что форма АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР" подлежит дальнейшему применению.

Принятие новых форм отчетности связано, в частности, с введением с 1 января 2013 г. перечисляемых в ПФР по дополнительному тарифу страховых взносов в отношении выплат в пользу работников, занятых на работах, которые перечислены в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Рассмотрим новые документы подробнее.

Форма СЗВ-6-4 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" объединяет в себе сведения, которые ранее указывались в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-3. В нее вносятся, в частности, следующие данные:

- реквизиты страхователя (регистрационный номер ПФР, сокращенное наименование организации, ИНН, КПП);

- отчетный период;

- тип сведений (исходные, корректирующие, отменяющие);

- тип договора, заключенного с застрахованным лицом (трудовой, гражданско-правовой);

- сведения о застрахованном лице (Ф.И.О., страховой номер);

- информация о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлица;

- сведения о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу;

- информация о начисленных и уплаченных пенсионных взносах;

- период работы за последние три месяца отчетного периода. В соответствующий реквизит включаются, в частности, сведения о наличии особых условий труда и условий, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии. Следует обратить внимание, что данная информация в отношении лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, вносится только в том случае, если страховые взносы по дополнительному тарифу начислялись.

Вместе с формой СЗВ-6-4 необходимо представлять форму АДВ-6-5 "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица". В ней, в частности, указываются суммы выплат и иных вознаграждений, а также начисленных и уплаченных страховых взносов. Данные сведения приводятся на основе всех документов, входящих в пачку.

Таким образом, в составе персонифицированной отчетности за I квартал 2013 г. необходимо представить формы СЗВ-6-4, АДВ-6-5 и АДВ-6-2. Напомним, что сведения за указанный период нужно подать не позднее 15 мая 2013 г. вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФФОМС (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

 

3. Если в отношении должника осуществляется процедура банкротства, дебиторская задолженность не признается безнадежным долгом в связи с истечением срока исковой давности

Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313

 

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ организация вправе учесть во внереализационных расходах дебиторскую задолженность, признанную безнадежной, или сумму не покрытых за счет резерва безнадежных долгов, если налогоплательщик принял решение о создании такого резерва. Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ дебиторская задолженность признается безнадежным (нереальным ко взысканию) долгом при наличии одного из следующих обстоятельств: истечение срока исковой давности, прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения в соответствии с гражданским законодательством (на основании акта государственного органа) или ликвидация организации. Дополнительным основанием для признания долга безнадежным является наличие постановления судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания.

В Письме от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313 Минфин России рассмотрел ситуацию, когда срок исковой давности по дебиторской задолженности истекает в период осуществления в отношении должника процедуры банкротства. По мнению финансового ведомства, если такая задолженность включена в реестр требований кредиторов, то до завершения конкурсного производства она не может быть признана безнадежным долгом и учтена во внереализационных расходах. Факт истечения срока исковой давности в этом случае значения не имеет.

Напомним, что данного подхода Минфин России придерживался и ранее (см., например, Письма от 18.05.2012 N 03-03-06/1/250, от 11.04.2008 N 03-03-06/1/276, от 21.04.2006 N 03-03-04/1/380).

 

4. Значение ставки НДПИ при добыче угля после применения к ней коэффициента-дефлятора можно округлять до 3-го знака после запятой

Письмо Минфина России от 13.03.2013 N 03-06-06-01/7401

 

Согласно п. 2 ст. 342 НК РФ ставки НДПИ в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, установленные на текущий и все предыдущие кварталы. Указанные коэффициенты публикуются в "Российской газете" в соответствии с приказом Минэкономразвития России.

В Минфин России обратился налогоплательщик с просьбой разъяснить, вправе ли он предусмотреть в учетной политике возможность округления значения ставки НДПИ после применения коэффициентов-дефляторов. Финансовое ведомство указало, что закрепление порядка такого округления в учетной политике неправомерно в связи с тем, что Налоговый кодекс РФ напрямую не предусматривает возможность округления данных показателей. Вместе с тем Минэкономразвития России устанавливает значения коэффициентов-дефляторов до 3-го знака после запятой. Следовательно, по мнению Минфина России, налогоплательщик вправе округлить полученное после применения указанных коэффициентов значение ставки НДПИ также до 3-го знака после запятой.

Таким образом, с учетом позиции Минфина России, выраженной в рассматриваемом Письме, в I квартале 2013 г. ставки указанного налога при добыче одной тонны угля составляют:

- 50,670 руб. для антрацита;

- 43,000 руб. для угля коксующегося;

- 14,272 руб. для угля бурого;

- 26,252 руб. для угля, за исключением названных выше углей.

Отметим, что значения коэффициентов-дефляторов, установленных в текущем квартале и в предыдущие периоды, приведены в Справочной информации "Коэффициенты-дефляторы к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля".

 

5. ФНС России разъяснила порядок заполнения справки о доходах 2-НДФЛ и декларации по НДФЛ в связи с некоторыми изменениями порядка уплаты указанного налога в 2012 г.

Письмо ФНС России от 26.12.2012 N 3-5-06/2146@ "О применении форм 2-НДФЛ и 3-НДФЛ за налоговый период 2012 года"

 

ФНС России разъяснила порядок заполнения справки о доходах физлица (форма 2-НДФЛ) за 2012 г. и декларации по НДФЛ за этот же период в связи с изменениями налогового законодательства, которые вступили в силу 1 января 2012 г. Рассмотрим наиболее интересные моменты.

1. Вопросы заполнения справки 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@)

С 1 января 2012 г. в Налоговый Кодекс РФ введена ст. 214.5, регулирующая особенности определения базы по НДФЛ в отношении доходов, полученных участниками инвестиционного товарищества. Согласно п. 14 указанной статьи управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, признается налоговым агентом в отношении доходов в виде процентов (купона, дисконта) по ценным бумагам, которые были приобретены в рамках участия в договоре инвестиционного товарищества. Однако данное положение применяется, только если НДФЛ был недоудержан эмитентом ценных бумаг. В связи с этим ФНС России разъясняет, что при оформлении справки 2-НДФЛ указанные доходы по ценным бумагам следует отражать в зависимости от конкретной ситуации по следующим кодам:

- 1011 "Проценты (за исключением процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007, доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках и доходов, получаемых при погашении векселя), включая дисконт, полученный по долговому обязательству любого вида";

- 1110 "Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007";

- 2800 "Проценты (дисконт), полученные при оплате предъявленного к платежу векселя".

Кроме того, как сообщает ФНС России, для отражения отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, уменьшающего финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке (абз. 6 п. 12 ст. 214.1 НК РФ), следует использовать код вычета 620, предназначенный для иных сумм, уменьшающих налоговую базу.

Данный код также следует использовать для отражения суммы расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и суммы убытка по некоторым операциям РЕПО.

2. Вопросы заполнения декларации по НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@)

Налогоплательщик вправе провести корректировку налоговой базы и суммы налога, если в сделке с взаимозависимым лицом были применены цены, не соответствующие рыночным (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, как такая корректировка отражается в декларации по НДФЛ. Уточненные доходы и расходы указываются в листе В декларации в составе доходов и расходов, полученных от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики, по строкам 030 (для доходов) и 090 (для расходов).

Доходы, полученные от участия в инвестиционном товариществе, следует отражать в листе А декларации.

Кроме того, в Письме рассмотрен порядок указания в декларации суммы отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и принимаемого в уменьшение финансового результата, полученного в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

 
 
 

Комментарии

 

1. Как учесть расходы на приобретение аварийного здания и на работы по его сносу, если впоследствии на месте этого сооружения будет построен новый объект?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6914

 

Комментарий:

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Организация приобрела земельный участок и находящееся на нем аварийное нежилое здание. Впоследствии указанное сооружение было снесено, а на его месте началось строительство нового объекта основных средств. Как разъяснило финансовое ведомство, расходы на покупку аварийного здания и на работы по его ликвидации включаются в состав первоначальной стоимости нового сооружения. В обоснование своей позиции Минфин России сослался на абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ. Согласно указанной норме первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного к использованию, за исключением НДС и акцизов. Однако возможен и иной подход к учету спорных затрат.

Прежде всего в целях налогового учета следует разделить расходы на приобретение аварийного здания и затраты на его ликвидацию. Рассмотрим их по отдельности.

 

1.1. Расходы на осуществление работ по ликвидации здания

 

Согласно прямому указанию подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ организация вправе учесть в составе внереализационных расходов, в частности, затраты на ликвидацию основных средств, то есть расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и иные аналогичные работы. Следовательно, затраты, которые организация понесла при сносе аварийного здания, могут быть учтены единовременно в том периоде, в котором фактически было ликвидировано указанное имущество (ст. 272 НК РФ). Ранее эту точку зрения высказывал и Минфин России (Письма от 23.11.2011 N 03-03-06/1/772, от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757). Причем в Письме от 23.06.2005 N 03-03-04/1/29 финансовое ведомство при рассмотрении ситуации, связанной с обновлением основных средств, указывало, что затраты на демонтаж старого имущества не увеличивают первоначальную стоимость нового объекта.

 

1.2. Расходы на приобретение аварийного здания

 

Приобретенное здание учитывается в качестве объекта незавершенного строительства в соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), а также с Планом счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Понятие "аварийное состояние здания" приведено в Методических рекомендациях по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности (утв. Приказом Госстроя России от 10.11.1998 N 8). Согласно Приложению 3 указанного документа аварийным признается такое состояние здания, при котором его эксплуатация должна быть незамедлительно прекращена. Таким образом, ввести спорное сооружение в эксплуатацию организация не может. Следовательно, расходы на его приобретение могут рассматриваться как стоимость незавершенного строительства.

Ранее Минфин России неоднократно указывал, что учесть стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства в базе по налогу на прибыль вообще нельзя (Письма от 23.11.2011 N 03-03-06/1/772 и от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757). Финансовое ведомство приходило к такому выводу, основываясь на буквальном толковании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, согласно которому во внереализационные расходы можно включить только затраты на осуществление сноса, охрану недр и иные аналогичные работы, а также суммы недоначисленной амортизации. Стоимость же самого объекта незавершенного строительства в данной норме не указана.

К подобным выводам приходят и некоторые суды, рассматривая схожие ситуации (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 N А56-60650/2010 (Определением ВАС РФ от 10.01.2012 N ВАС-16900/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 N А67-1857/07). Помимо прочего, арбитражные суды указали на следующее. Несмотря на то что перечень расходов, которые признаются внереализационными, является открытым, учесть стоимость незавершенного строительства на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ нельзя, так как для расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, установлены специальные положения (ст. 252 НК РФ). Для учета затрат, понесенных в связи с принятием решения о ликвидации объекта основных средств, предусмотрен подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, в котором стоимость незавершенного строительства отсутствует. Кроме того, спорное имущество не достроено, не введено в эксплуатацию, и поэтому нет оснований полагать, что расходы были обоснованными.

Однако, как уже указывалось выше, перечень внереализационных расходов является открытым (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Так как в рассматриваемом Письме организация купила аварийное здание с целью сноса и строительства на его месте нового сооружения, которое будет использовано в деятельности, направленной на получение дохода, то расходы по приобретению спорного имущества могут быть признаны экономически обоснованными. Следовательно, налогоплательщик вправе учесть стоимость аварийного здания единовременно во внереализационных расходах при исчислении базы по налогу на прибыль. Такая позиция находит отражение и в судебной практике (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2010 N А38-7141/2009 (Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18063/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Необходимо обратить внимание также на Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.09.2007 N А28-11054/2006-320/23. В указанном Постановлении суд приходит к выводу, что запрет на отнесение налогоплательщиком стоимости ликвидируемого имущества, не завершенного строительством, к расходам поставил бы его в неравное положение с лицом, которое выводит основные средства из эксплуатации и имеет право на включение в расходы суммы недоначисленной амортизации на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. А это противоречит принципу равенства налогообложения (ст. 3 НК РФ). Такой же вывод содержится в Определении ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18063/10.

 

2. Как исчислить налог на прибыль в отношении облигаций, условиями выпуска которых предусмотрено их постепенное погашение?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/2/6367

 

Комментарий:

В Письме от 04.03.2013 N 03-03-06/2/6367 Минфин России разъяснил порядок определения базы по налогу на прибыль в отношении облигаций, условиями эмиссии которых предусматривается их погашение по частям. По мнению министерства, на момент погашения части стоимости облигаций у их держателя возникает налоговая база по операциям с ценными бумагами. При этом сумма погашения включается в доходы. Величина расходов определяется исходя из части цены, по которой приобреталась облигация. Эта часть рассчитывается пропорционально погашаемой стоимости ценной бумаги. Такой вывод обоснован тем, что согласно подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, признается дата их реализации или иного выбытия. Погашение ценной бумаги является операцией по ее реализации или иным выбытием в соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ.

Следует отметить, что Налоговым кодексом РФ не установлен порядок налогообложения облигаций, номинальную стоимость которых эмитент погашает частями. На это обращает внимание и Минфин России. Соответственно, налогоплательщик вправе применять и иной порядок исчисления налога на прибыль. Так, налоговую базу в отношении указанных облигаций можно определять на момент погашения оставшейся части номинальной стоимости ценной бумаги, поскольку именно в этот момент ее стоимость погашается полностью. В качестве доходов учитываются суммы всех платежей, перечисленных эмитентом в счет погашения стоимости облигаций, а в расходы включается, в частности, цена приобретения. Данный подход в большей степени соответствует п. 2 ст. 280 НК РФ, так как в нем идет речь о доходе налогоплательщика от погашения ценной бумаги. О частичном погашении в указанной норме не упоминается.

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать тот вариант исчисления налога на прибыль, который ему выгоден. При этом следует иметь в виду, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы о правомерности применения обоих способов учета, поскольку соответствующий порядок не установлен Налоговым кодексом РФ.

 
 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное