Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 03.11.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 03.11.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона N 306882-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утвержден порядок представления в инспекцию сведений о доходах физлиц и сообщений о невозможности удержания НДФЛ

2. Пересчет выручки, полученной в иностранной валюте, в рубли по курсу на дату отгрузки применяется только по товарам, отгруженным после 1 октября 2011 г.

3. Минфин России изменил свою позицию по вопросу учета имущества, получаемого организацией при ликвидации ООО

4. При самовывозе товаров из РФ в Белоруссию для подтверждения нулевой ставки можно представить CMR-накладную как белорусского, так и российского образца

5. Страховые выплаты, перечисленные с нарушениями и не зачтенные ФСС РФ, облагаются страховыми взносами

Комментарии

1. Вправе ли арендатор применить амортизационную премию по неотделимым улучшениям арендованного имущества?

2. Можно ли учесть в расходах безнадежный долг контрагента, если у налогоплательщика есть встречная задолженность?

Судебное решение недели

Уплата ЕНВД не освобождает от ответственности за непостановку на учет в качестве плательщика данного налога

Новости

1. Утвержден порядок представления в инспекцию сведений о доходах физлиц и сообщений о невозможности удержания НДФЛ

Приказ ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц"

Налоговые агенты обязаны представлять в инспекции сведения о выплачиваемых физлицам доходах и в некоторых случаях сообщать о невозможности удержания НДФЛ (п. 2 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ). ФНС России утвердила порядок представления таких сведений (далее - Порядок) Приказом от 16.09.2011 N ММВ-7-3/! 576@, который начнет действовать с 8 ноября текущего года. В соответствии с Порядком сведения представляются по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде.

Рассматриваемый Порядок подробно регламентирует представление сведений на бумажных, электронных носителях (в том числе на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти), а также по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). К сведениям ! на электронных и бумажных носителях необходимо приложить также реестр сведений о доходах физических лиц за соответствующий год (форму реестра см. в Приложении N 1 к Порядку). Если налоговый агент подает уточненные сведения, то необходимо представлять только те данные, которые скоррек! тированы.

Сведения на электронных носителях считаются представленными, если они прошли форматный контроль. Результаты такого контроля отражаются в протоколе приема сведений о доходах физических лиц в электронном виде по форме согласно Приложению N 2 к Пор! ядку. Один экземпляр протокола вручается налоговому агенту или его представителю.

Сведения на бумажном носителе считаются поданными при условии прохождения контроля заполнения всех необходимых реквизитов. По результатам контроля оформляется в двух экземплярах протокол приема сведений о доходах физлиц за соответствующий год. Оба экземпляра протокола подписываются налоговым агентом или его представителем и должностным лицом инспекции. Агенту выдается по одному экземпляру данного протокола и реестра сведений о доходах физлиц.

Сведения, представляемые по ТКС, передаются в налоговые органы через специализированного оператора связи. При этом они должны пройти форматный контроль. Налоговый орган обязан передать агенту извещение о получении такого электронного документа. Кроме того, в течение 10 дней с даты отправки сведений инспекция должна направить агенту реестр сведений о доходах и протокол приема сведений. Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные налоговым органом в реестре.

В зависимости от способа подачи датой представления сведений считается либо дата их фактического представления (при подаче в инспекцию лично агентом или его представителем), либо дата их отправки по почте с описью вложения, либо дата отправки в электронном виде, зафиксированная специализированным оператором связи или налоговым органом в подтверждении такой даты.

2. Пересчет выручки, полученной в иностранной валюте, в рубли по курсу на дату отгрузки применяется только по товарам, отгруженным после 1 октября 2011 г.

Письмо ФНС России от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17228@ "О пересчете выручки, полученной в иностранной валюте"

С 1 октября вступили в силу некоторые положения Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 245-ФЗ). ФНС России разъяснила, какие переходные положения действуют в отношении пересчета выручки, полученной в иностранной валюте.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона N 245-ФЗ в п. 3 ст. 153 НК РФ внесены изменения, предусматривающие, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу ЦБ РФ. Изменения также были внесены в ст. 165 НК РФ. В соответствии со всеми этими поправками и сроком вступления изменений в силу (п. 1 ст. 4 Закона N 245-ФЗ) с 1 октября текущего года применяется новый порядок документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. Теперь для этого не требуется представлять в налоговый орган выписку банка.

Ведомство особо указало, что в отношении таких товаров, отгруженных до 1 октября 2011 г., применяется прежний порядок документального подтверждения, предусматривающий представление в общем случае выписки банка. Следовательно, пересчет выручки, полученной в иностранной валюте, в рубли для целей определения налоговой базы производится на дату отгрузки только в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 октября 2011 г. По товарам, отгруженным до этой даты, пересчет выручки производится по старым правилам - на дату их оплаты.

3. Минфин России изменил свою позицию по вопросу учета имущества, получаемого организацией при ликвидации ООО

Письмо Минфина России от 11.10.2011 N 03-03-10/99

При ликвидации организации и распределении ее имущества акционеры могут получать доход как в денежной, так и в натуральной форме. Правила определения доходов акционеров - юрлиц в таких случаях установлены п. 2 ст. 277 НК РФ. Доходы рассчитываются исходя из рыночной цены получаемого имущества (имущественных прав) за вычетом фактически оплаченной стоимости акций (долей, паев).

В дальнейшем организация может использовать полученное имущество в своей производственной деятельности. Для того чтобы начислять амортизацию по этому имуществу, необходимо определить его первоначальную стоимость. Ранее Минфин России считал, что сделать это невозможно (см. Письмо от 24.06.2008 N 03-03-06/1/367), однако теперь ведомство изменило свою позицию, выпустив новое разъяснение - Письмо от 11.10.2011 N 03-03-10/99.

Ведомство указало, что для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада участником хозяйственного общества при выходе из такого общества либо при распределении имущества ликвидируемого общества между его участниками (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ). Согласно данному правилу, а также ст. 277 НК РФ при передаче налогоплательщику имущества ликвидируемого общества доход налогоплательщика определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале.

При этом Минфин России отметил, что ст. 277 НК РФ не установлен порядок принятия к налоговому учету имущества, получаемого при распределении имущества ликвидируемого общества. Вместе с тем при принятии такого имущества на учет необходимо исходить из того, что право на его получение возникло в связи с приобретением налогоплательщиком доли в уставном капитале общества. Следовательно, такое имущество не может рассматриваться как безвозмездно полученное. В связи с этим, учитывая уст! ановленный ст. 277 НК РФ порядок оценки стоимости распределяемого ликвидируемым обществом имущества, налогоплательщик вправе принять указанное имущество к налоговому учету по стоимости, равной рыночной стоимости имущества на дату его получения.

В своих разъяснениях финансовое ведомство также поддержало предложение ФНС России (Письмо от 05.10.2011 N ЕД-20-3/1242) о необходимости внесения изменений в гл. 25 НК РФ в части установления порядка определения стоимости имущества (имущественных прав), полученного при выходе участника из ООО или при ликвидации организации.

Вопрос учета такого имущества был подробно рассмотрен в выпуске обзора от 23.07.2008.

4. При самовывозе товаров из РФ в Белоруссию для подтверждения нулевой ставки можно представить CMR-накладную как белорусского, так и российского образца

Письмо ФНС России от 14.10.2011 N ЕД-4-3/17067@ "О разъяснениях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 04.08.2011 N 2-1-10/3791"

ФНС России опубликовала разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросу документального подтверждения самовывоза товара из России в Белоруссию (Письмо МНС Республики Беларусь от 04.08.2011 N 2-1-10/3791). Как указало российское ведомство, данную информацию налоговым органам РФ следует использовать и для контроля обоснованности применения нулевой ставки по НДС российскими экспортерами.

В Письме сообщается, что согласно Инструкции по заполнению международной товарно-транспортной накладной "CMR", утвержденной Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23 (далее - Постановление N 23), CMR-накладная применяется всеми белорусскими юрлицами и индивидуальными предпринимателями при международной автомобильной перевозке грузов, начинающейся с территории Белоруссии. При отправлении груза из иных государств может применяться CMR-накладная, ут! вержденная Постановлением N 23, или CMR-накладная страны отправителя.

Соответственно, подтвердить перемещение товаров автомобильным транспортом из РФ в Республику Беларусь при их самовывозе белорусским покупателем можно как CMR-накладной, утвержденной Постановлением N 23, так и CMR-накладной, используемой в Российской Федерации. При отсутствии таких документов (например, при доставке товара на личном автомобиле сотрудника) могут быть рассмотрены письменные объяснения плательщика, приказы о направлении сотрудников в командировку и другие документы.

Таким образом, ФНС России подтвердила, что при самовывозе товаров в Республику Беларусь для подтверждения нулевой ставки НДС представлять товаросопроводительные документы не обязательно.

Более подробно с историей вопроса можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

5. Страховые выплаты, перечисленные с нарушениями и не зачтенные ФСС РФ, облагаются страховыми взносами

Письмо! Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19

Минздравсоцразвития России рассмотрело вопрос о доначислении страховых взносов на суммы не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Были даны следующие пояснения.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций - плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физлиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Статьей 9 того же Закона предусмотрен перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами. В этот перечень входят, в частности, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения.

Виды обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Из положений ч. 4 ст. 2 и ст. 13 этого же Закона следует, что застрахованные лица вправе получить страховое обеспечение только при соблюдении соответствующих условий и наличии необходимых документов.

Исходя из указанных норм, ведомство пришло к выводу, что в случае выплаты страхового обеспечения с какими-либо нарушениями указанные суммы не могут признаваться выплатами по обязательному социальному страхованию, которые освобождаются от обложения страховыми взносами. К таким нарушениям относятся несоблюдение требований законодательных или иных нормативных правовых актов, отсутствие соответствующих документов, осуществление выплаты на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Таким образом, суммы начисленных работнику страховых выплат, которые по результатам проверки территориальный орган ФСС РФ не принял к зачету, облагаются страховыми взносами в общем порядке. Организация-страхователь при обнаружении указанных нарушений привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ).

Комментарии

1. Вправе ли арендатор применить амортизационную премию по неотделимым улучшениям арендованного имущества?

Название документа:

Письмо Минфина! России от 12.10.2011 N 03-03-06/1/663

Комментарий:

Согласно абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ организации могут единовременно включить в расходы до 10 процентов затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств (до 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам). Однако, по мнению Минфина России, это правило не распространяется на арендаторов, которые с согласия арендодателей осуществили капитальные вложения в арендованные ! объекты.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство приводит следующие аргументы:

- неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и не остаются на балансе арендатора;

- для капитальных вложений в арендованные объекты основных средств ст. 258 НК РФ предусмотрен особый порядок начисления амортизации.

Подобные разъяснения публиковались и ранее (см. Письма Минфина России от 09.02.2009 N 03-03-06/2/18, от 24.05.2007 N 03-03-06/1/302, от 22.05.2007 N 03-03-06/2/82, УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061721.2). Данный вывод отражен и в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 N 09АП-6283/2009-АК (оставлено без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 11.09.2009 N КА-А40/8505-09).

Тем не менее такое обоснование не согласуется с положениями Налогового кодекса РФ.

Действительно, по капитальным вложениям, которые произведены арендатором с согласия арендодателя и стоимость которых последним не возмещается, установлен особый порядок начисления амортизации. Арендатор амортизирует неотделимые улучшения в течение срока действия договора аренды с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения имущества в эксплуатацию (п. 1 ст. 258, п. 3 ст. 259.1, п. 6 ст. 259.2 НК РФ). Применение этого порядка не препятствует использованию налогоплательщиком права на амортизационную премию. Дело в том, что сог! ласно абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ указанным правом налогоплательщики могут воспользоваться в отношении любых капитальных вложений, и вложений в арендованное имущество в том числе. Единственное исключение из этого правила - амортизационная премия не применяется по основным средствам, полученным безвозмездно. Также в абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ нет указания на то, что использовать амортизационную премию можно, только если имущество числится на балансе налогоплательщика. Отметим, что капитальные вложения, стоимость которых арендодателем не возмещается, арендатор относит к собственным основным средствам и до расторжения договора аренды эти вложения числятся на его балансе (п. п. 46, 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 5 ПБУ 6/01).

ФАС Московского округа в Постановлении от 02.02.2011 N КА-А40/15635-10 сделал вывод, что арендатор не нарушил порядок расчета амортизации по капитальным вложениям в объекты арендованных основных средств, применив амортизационную премию в отношении неотделимых улучшений. Суд признал включение данной премии в расходы обоснованным. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 N А74-956/2011.

Применение документа (выводы):

Если арендатор с согласия арендодателя произвел неотделимые улучшения арендованного имущества, стоимость которых ему не возмещается, то у него есть два варианта действий:

1) согласно разъяснениям Минфина России начислять амортизацию по капитальным вложениям в порядке, установленном ст. 258 НК РФ, без применения амортизационной премии;

2) использовать право на единовременное включение амортизационной премии в расходы. В данном случае у контролирующих органов наверняка возникнут претензии, поэтому правомерность своих действий налогоплательщику придется доказывать в суде. Исходя из имеющейся на сегодняшний день арбитражной практики спор, возможно, будет решен в пользу налогоплательщика.

2. Можно ли учесть в расходах безнадежный долг контрагента, если у налогоплательщика есть встречная задолженность?

Название документа:

Письмо Минфина России от 04.10.2011 N 03-03-06/1/620

Комментарий:

На основании подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ суммы безнадежных долгов включаются во внереализационные расходы.

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что налогоплательщик не вправе учесть во внереализационных расходах безнадежный долг контрагента, если данную задолженность можно зачесть в счет погашения встречной задолженности налогоплательщика. По мнению финансового ведомства, такие расходы необоснованны. Следует отметить, что подобного подхода Минфин России придерживается и при отнесении задолженности к сомнительным долгам в целях формиров! ания соответствующего резерва (см. Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-03-06/1/579, от 06.08.2010 N 03-03-06/1/528). Некоторые суды рассматривают включение налогоплательщиками задолженности, которую можно было погасить зачетом, в резерв по сомнительным долгам как получение необоснованной налоговой выгоды (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2011 N А53-10464/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2009 N А29-7170/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2009 N Ф04-6065/2008(12933-А67-26)).

Однако по данному вопросу существует иная точка зрения. Безнадежный долг включается во внереализационные расходы независимо от наличия у налогоплательщика встречной задолженности перед этим же контрагентом. Дело в том, что ст. 410 ГК РФ устанавливает лишь право стороны на прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования. Воспользоваться данным правом или нет - решает сам налогоплательщик. Кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений, которые не позволяли бы признавать безнадежным долгом дебиторскую задолженность при наличии встречной кредиторской задолженности. Следовательно, в данном случае считать расходы необоснованными неправомерно. Такой вывод подтверждается судебными решениями (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2011 N А27-16788/2010, ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 N А65-22211/2010).

Таким образом, организация вправе включить безнадежные долги контрагента во внереализационные расходы, даже если у нее есть встречное обязательство. Следует отметить, что в данном случае споры с налоговыми органами неизбежны.

Судебное решение недели

Уплата ЕНВД не освобождает от ответственности за непостановку на учет в качестве плательщика данного налога

(Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2011 N А06-7317/2010)

Предприниматель вел хозяйственную деятельность, которая облагается ЕНВД, но в качестве плательщика данного налога на учете не состоял. При этом он представил декларацию по ЕНВД и перечислил налог в бюджет. Налоговый орган привлек предпринимателя к ответственности по ст. 116 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет. Налогоплательщик оспорил решение инспекции через арбитражный суд.

Суд первой инстанции отменил решение налогового органа, посчитав, что акт о привлечении к ответственности и результаты проверки были оформлены с нарушениями.

Суды апелляционной и кассационной инстанций сочли отмеченные нарушения несущественными и признали действия инспекции правомерными в силу следующего. Предприниматель сдавал в наем помещение для временного проживания граждан. Такая деятельность в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ облагается ЕНВД. Согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик в течение пяти дней с даты начала предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, должен подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Суды признали, что нарушение срока подачи такого заявления влечет ответственность, установленную ст. 116 НК РФ. Налогоплательщик ссылался на то, что он состоял на учете в той же инспекции, но по другому основанию, однако этот довод был отклонен. Тот факт, что предприниматель сдал декларацию по ЕНВД и уплатил налог, также не принят судами во внимание. Суды указали, что согласно нормам налогового законодательства предприниматель обязан встать на учет в качестве плательщика ЕНВД, даже если он состоит на учете в той же инспекции по иным основаниям.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Центральн! ого округа от 22.01.2008 N А14-2114-2007-106/34.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное