Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 30.12.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 30.12.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 28.12.2010 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)"


 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Дебиторскую задолженность можно признать в расходах через три года после последней сверки по ней

2. Организация, выдавшая работнику в течение года подарки на сумму менее 4000 руб., сведения по форме N 2-НДФЛ представлять не должна

3. ФНС России разъяснила, как заполнять форму отчетности по акцизам при экспорте товаров в страны Таможенного союза

4. Организация, арендующая недвижимость у физлица, признается налоговым агентом при погашении задолженности, возникшей до регистрации арендодателя в качестве предпринимателя

5. Премия за 2010 г., начисленная в начале следующего года, относится к расходам в январе 2011 г.

 

Комментарии

1. Как учитывается в расходах стоимость компьютера и программного обеспечения, приобретенного вместе с ним?

2. Облагается ли страховыми взносами возмещение документально не подтвержденных расходов работника на аренду жилья во время командировки?

3. Признается ли расходом стоимость разобранного объекта незавершенного строительства?

 

Судебное решение недели

При отсутствии счетов-фактур определить сумму вычета расчетным путем нельзя

 
 
 

Новости

 

1. Дебиторскую задолженность можно признать в расходах через три года после последней сверки по ней

Письмо ФНС России от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955 "О подтверждении расходов в виде сумм дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности"

 

ФНС России разъяснила, что подписание должником акта сверки прерывает течение срока исковой давности. Налогоплательщик вправе учесть в расходах дебиторскую задолженность не ранее чем через три года с даты последней сверки с контрагентом. Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами признаются те, по которым истек срок исковой давности. А по общему правилу признания расходов все затраты должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, для списания дебиторской задолженности необходимо иметь документы, которые подтверждают ее возникновение, а также истечение срока исковой давности.

В силу ст. 203 ГК РФ срок исковой давности прерывается, а затем начинает течь заново, если должник совершит действия, свидетельствующие о признании им долга. Вопрос о том, является ли подписание сторонами акта сверки таким действием, а сам акт - подтверждающим документом, на практике вызывает споры.

Арбитражные суды признают подписание указанного документа обстоятельством, прерывающим течение срока исковой давности, поскольку это действие обязанного лица свидетельствует о признании долга. Данная позиция подтверждается, например, Постановлениями ФАС Уральского округа от 16.02.2010 N Ф09-6971/08-С2 (Определением ВАС РФ от 21.06.2010 N ВАС-7621/10 в передаче данного дела в През идиум отказано), Московского округа от 29.01.2010 N КА-А40/15264-09-П, Западно-Сибирского округа от 02.0 7.2008 N Ф04-3966/2008(8960-А46-15). К такому же выв! оду пришло и УФНС по г. Москве в Письме от 17.04.2007 N 20-1! 2/036354. Следовательно, включить задолженность в состав внереализационных расходов можно по прошествии трех лет после проведения последней сверки.

Теперь эту позицию поддержала и ФНС России, поэтому претензий налоговых органов по рассматриваемому вопросу должно стать меньше.

 

2. Организация, выдавшая работнику в течение года подарки на сумму менее 4000 руб., сведения по форме N 2-НДФЛ представлять не должна

Письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14851 "О представлении сведений о доходах физических лиц"

 

Налоговые агенты должны подавать в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физлиц и суммах начисленных и удержанных налогов (по форме N 2-НДФЛ). Ежегодно не позднее 1 апре! ля указанные сведения представляются за предыдущий налоговый период (п. 2 ст. 230 НК РФ).

В то же время с отдельных доходов, перечисленных в ст. 217 НК РФ, налог исчислять не требуется. Так, согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению стоимость подарков или призов, а также суммы материальной помощи в пределах 4000 руб. за налоговый период. Минфин России считает, что если физлицу за налоговый период выплачен доход в рамках этого лимита, то организация не признается налоговым агентом (Письма от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, от 29.01.2010 N 03-04-06/6-4, от 06.04.2009 N 03-04-06-01/79). Следовательно, она не должна подавать в инспекцию сведения об этих доходах.

Следует отметить, что решения арбитражных судов по данному вопросу противоречивы. Однако большинство судов склоняется к тому, что организация, выдавшая физическому лицу подарок (приз, матпомощь) стоимостью менее 4000 руб., сведения о таком доходе представлять не должна. Эта позиция отражена, например, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2009 N А33-8418/2008, Уральского округа от 30.06.2009 N Ф09-3585/09-С3, Западно-Сибирского округа от 24.12.2008 N Ф04-5698/2008(11737-А81-41).

Теперь данную точку зрения поддержала и ФНС России, поэтому, возможно, будет возникать меньше споров по рассматриваемому вопросу. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

 

3. ФНС России разъяснила, как заполнять форму отчетности по акцизам при экспорте товаров в страны Таможенного союза

Письмо ФНС России от 16.12.2010 N ШС-37-3/17864@ "О порядке заполнения налоговых деклараций по акцизам в отношении подакцизных товаров, вывозимых в государства - члены таможенного союза"

 

При экспорте товаров в Беларусь и Казахстан налогоплательщики освобождаются от уплаты акцизов (п. 1 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", далее - Протокол). Экспортер обязан подтвердить обоснованность такого освобождения, представив декларацию по акцизам и комплект документов, предусмотренный п. 2 ст. 1 данного Протокола. Поскольку форма отчетности по акцизам утверждена Приказом Минфина России N 146н еще 14 ноября 2006 г., в ней не учтены новые правила торговли товарами в Таможенном союзе. В связи с этим ФНС России разъяснила порядок представления и заполнения отчетности по акцизам при экспорте товаров в Беларусь и Казахстан, который следует соблюдать до утверждения новой формы. Отчетность по акцизам включает в себя декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и декларацию по акцизам на табачные изделия.

Порядок заполнения отчетности зависит от того, представлены ли подтверждающие документы в установленный срок. Напомним, что это 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (п. 3 ст. 1 Протокола).

Если документы были представлены в установленный срок, то данные по экспорту подакцизных товаров не отражаются в декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий.

Если же в течение 180 календарных дней комплект документов так и не будет собран, экспортеру придется представить уточненную декларацию по акцизам за налоговый период отгрузки. При этом в отчетности необходимо отразить операции по экспорту подакцизных товаров. Обязательный платеж также должен быть перечислен в бюджет. Если после истечения указанного срока документы все же будут представлены, то уплаченные акцизы возмещаются. Для этого данные суммы необходимо отразить в декларации за тот период, в котором были поданы подтверждающие документы.

Следует также отметить, что комплект документов не обязательно подавать одновременно с налоговой декларацией по акцизам. Кроме того, если такие документы уже были представлены с декларацией по НДС, то представлять их повторно при подаче декларации по акцизам не требуется. Такое правило установлено п. 2 ст. 1 Протокола.

В рассматриваемом письме ФНС России также указывает, на что обратить внимание при заполнении отдельных строк деклараций. Например, сведения по подакцизным товарам, вывезенным в страны Таможенного союза, отражаются в графах, предназначенных для информации об экспорте товаров в Беларусь на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".

 

4. Организация, арендующая недвижимость у физлица, признается налоговым агентом при погашении задолженности, возникшей до регистрации арендодателя в качестве предпринимателя

Письмо Минфина России от 08.12.2010 N 03-04-05/3-715

 

При выплате арендной платы физлицу, которое не является индивидуальным предпринимателем, организация признается налоговым агентом (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Если же арендодателем выступает предприниматель, то он самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ (п. 1, 2 ст. 227 НК РФ). В Письме N 03-04-05/3-715 от 08.12.2010 Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Изначально договор аренды нежилого помещения был заключен с физлицом, не являвшимся предпринимателем. До того, как организация погасила задолженность по арендной плате, арендодатель приобрел статус предпринимателя. Возникает вопрос: признается ли в этом случае организация налоговым агентом?

По мнению финансового ведомства, арендная плата, полученная физлицом за период до его регистрации в качестве предпринимателя, не относится к доходам, полученным от ведения предпринимательской деятельности. Следовательно, при выплате дохода организация обязана удержать налог и перечислить его в бюджет. С арендной платы, полученной физлицом после регистрации в качестве предпринимателя, налоги оно перечисляет самостоятельно в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Однако данное правило работает только в том случае, если в ЕГРИП указан такой вид деятельности предпринимателя, как "Сдача внаем собственного недвижимого имущества".

 

5. Премия за 2010 г., начисленная в начале следующего года, относится к расходам в январе 2011 г.

Письмо Минфина России от 10.12.2010 N 03-03-06/4/122

 

Минфин России разъяснил: если вознаграждения по итогам работы за год начисляются в начале следующего года, то включать в расходы их надо будет в следующем году. Соответственно, премия за 2010 г., начисленная в январе 2011 г., учитываться будет в январе 2011 г. Финансовое ведомство отметило, что в аналогичном порядке учитываются и вознаграждения по итогам работы за месяц, то есть в месяце, следующем за тем, по итогам которого начислена премия.

Позиция Минфина России основывается на следующих нормах. Любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также премии относятся к расходам на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Указанные начисления должны быть предусмотрены законодательством РФ, коллективным или трудовым договорами. Согласно п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда уменьшают налогооблагаемую прибыль ежемесячно в периоде их начисления.

 
 
 

Комментарии

 

1. Как учитывается в расходах стоимость компьютера и программного обеспечения, приобретенного вместе с ним?

 

Название документа:

Письмо ФНС России от 29.11.2010 N ШС-17-3/1835 "О порядке формирования стоимости основных средств"

 

Комментарий:

При приобретении вычислительной техники вместе с программным обеспечением его стоимость не нужно выделять из общей цены и учитывать отдельно. Такое мнение высказала ФНС России в Письме от 29.11.2010 N ШС-17-3/1835. В случае если компьютер стоит более 20 000 руб., он признается амортизируемым имуществом. Значит, и стоимость программного обеспечения, которая не выделяется из общей цены, будет списываться через механизм амортизации, а не единовременно.

ФНС России обосновывает свою точку зрения так. Основными средствами признается часть имущества с первоначальной стоимостью более 20 000 руб., которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ). По мнению ФНС России, объект или совокупность объектов рассматриваются как основные средства только при условии, что они способны выполнять определенную функцию. П! оэтому вычислительная техника без минимального программного обеспечения никак не может быть использована в деятельности налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства включает сумму расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (без учета НДС и акцизов). Следовательно, стоимость программного обеспечения неотделима от стоимости ЭВМ, и они учитываются вместе.

А вот Минфин России, рассматривая вопрос о порядке учета стоимости приобретенной программы для ЭВМ, указал, что она включается в состав прочих расходов в течение нескольких периодов (Письмо от 29.01.2010 N 03-03-06/2/13). Если условиями договора установлен срок использования этой программы, то затраты следует равномерно распределять в течение периодов ее использования. Если же в договоре срок использования при! обретенного программного продукта не указан, то налогоплательщик определяет его самостоятельно с учетом требований Гражданского кодекса РФ. Другими словами, в этом случае договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина России от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, от 17.08.2009 N 03-03-06/1/526.

Здесь следует отметить, что арбитражная практика не разделяет точку зрения Минфина России и разрешает учитывать затраты на программы для ЭВМ единовременно (Постановления ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 N А57-4800/2009, от 16.02.2009 N А55-9496/2008, Московского округа от 07.09.2009 N КА-А40/6263-09 и др.). Так, в Постановлении от 07.06.2010 N КА-А40/5378-10 ФАС Московского округа отклонил довод налогового органа о том, что программный продукт, приобретенный совместно с компьютерной техникой (расходы на приобретение которой списываются путем начисления амортизации), не может быть использован для получения дохода в отрыве от купленной ЭВМ. Соответственно, налогоплательщик правомерно списал стоимость программного обеспечения на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 272 НК РФ.

Таким образом, при приобретении вычислительной техники и программного обеспечения налогоплательщик может учитывать их как вместе, так и раздельно. При выборе способа учета нужно обратить внимание на следующее. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ имущество признается амортизируемым, если срок его полезного использования составляет более 12 месяцев и первоначальная стоимость выше 20 000 руб. (с 1 января 2011 г. - более 40 000 руб.). Поэтому у налогоплательщика есть сл! едующие варианты:

1. Стоимость вычислительной техники и программного обеспечения учитывается вместе. При этом если их общая цена меньше установленного лимита, то затраты на их приобретение признаются единовременно. Если же общая стоимость превышает установленный предел, то расходы списываются через амортизацию.

2. Стоимость вычислительной техники и программного обеспечения учитывается раздельно. При этом если цена и ЭВМ, и программы менее 20 000 руб. (после 1 января 2011 г. - менее 40 000 руб.), то их можно включить в расходы единовременно. Если же цена компьютера превышает установленный лимит, то он амортизируется, а стоимость программы учитывается единовременно.

Однако при единовременном включении в расходы стоимости программного обеспечения возможны споры с налоговыми органами. Налогоплательщик может руководствоваться рекомендациями Минфина России и распределять затраты на программное обеспечение в течение срока его полезного использования, указанного в договоре (либо в течение пяти лет, если срок в договоре не указан). Но необходимо отметить, что электронно-вычислительная техника по Классификации основных средств (! утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) отнесена ко второй амортизационной группе: имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно. Поэтому если срок полезного использования программы для ЭВМ больше срока амортизации компьютера, то целесообразнее воспользоваться разъяснениями ФНС России и не выделять программное обеспечение из общей стоимости, а списать затраты на программу вместе с вычислительной техникой путем начисления амортизации.

 

2. Облагается ли страховыми взносами возмещение документально не подтвержденных расходов работника на аренду жилья во время командировки?

 

Название документа:

Письмо Минздравсоцразвития России от 11.11.2010 N 3416-19

 

Комментарий:

Расходы на командировки работников (как по территории РФ, так и за ее пределами), перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), не облагаются стра! ховыми взносами. Среди таких затрат - фактически понесенные и документально подтвержденные расходы по найму жилья. Если сотрудник не может представить соответствующие документы, то затраты на аренду жилого помещения освобождаются от обложения взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

В комментируемом письме Минздравсоцразвития России указывает, что нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, установлены в настоящее время только для организаций, финансируемых из бюджета (Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 и Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729). Для иных организаций нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при непредставлении подтверждающих документов не определены. Поэтому, по мнению ведомства, коммерческие организации не облагают страховыми взносами только фактические расходы по найму жилья для работника, командированного как по территории РФ, так и за границу (см. аналогичные разъяснения в Письме Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19). Следовательно, если такие расходы не подтверждены, коммерческим организациям следует начислять страховые взносы на всю сумму возмещения.

В то же время к данному вопросу возможен иной подход. В ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ говорится о том, что освобождаются от обложения взносами затраты по найму жилого помещения в пределах норм, устан! овленных в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 168 ТК РФ работодатель обязан возместить командированному сотруднику расходы, в частности, по найму жилого помещения. Размеры возмещения командировочных расходов устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом организации (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). Это положение не относится к организациям бюджетной сферы, так как для них такие нормы определены. Следовательно, организации, которые не финансируются из бюджета, возмещают расходы по найму жилья в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным актом. Таким образом, если работник документально не подтвердил расходы по аренде жилого помещения в командировке, то размер возмещения определяется в соответствии с коллективным договором или локальным актом организации. Данная точка зрения была изложена в более раннем Письме Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1343-19.

Следует отметить, что аналогичная проблема существовала до 2008 г. в отношении обложения НДФЛ и ЕСН суточных, выплачиваемых командированному работнику (п. 3 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). В указанных нормах говорилось, что соответствующим налогом не облагаются суточные в пределах норм, установленных законодательством РФ. Такие нормы для организаций, финансируемых из бюджета, были предписаны Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729. В Решении от 26.01.2005 N 16141/04 ВАС РФ, в частности, указал, что для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничиваются только минимальным размером. Это следует из положений ст. 168 ТК РФ. Поэтому ВАС РФ пришел к выводу, что суточные не облагаются НДФЛ в пределах норм, установленных внутренними локальными актами. Федеральные арбитражные суды также придерживались этой позиции (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 14.09.2010 N КА-А40/10158-10, от 07.05.2009 N КА-А40/3634-09, Северо-Кавказского округа от 06.02.2009 N А53-7005/2008-С5-37).

Таким образом, если командированный работник документально не подтвердил расходы по найму жилого помещения, то коммерческая организация вправе не начислять взносы на суммы возмещения таких расходов в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным актом. Однако в подобном случае возможны претензии со стороны контролирующих органов. Плательщик страховых взносов может обосновывать свою точку зрения, ссылаясь на письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1343-19.

 

3. Признается ли расходом стоимость разобранного объекта незавершенного строительства?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757

 

Комментарий:

Ликвидируя недостроенные объекты недвижимости, налогоплательщики сталкиваются со следующими вопросами. Когда признавать затраты, связанные с разборкой объекта незавершенного строительства? Можно ли учесть в расходах стоимость списанного объекта?

В рассматриваемом письме Минфин России разъяснил, что затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства учитываются во внереализационных расходах в том налоговом периоде, в котором фактически была проведена ликвидация. При этом стоимость с! амих объектов незавершенного строительства не уменьшает базу по налогу на прибыль. Свою позицию ведомство обосновало тем, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ учитываются расходы, связанные с ликвидацией объектов незавершенного строительства: например, затраты на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества. Следовательно, по мнению министерства, стоимость самих объектов незавершенного строительства в расходах не учитывается, поскольку такие затраты прямо не предусмотрены подп. 8 указанной нормы. ! Это мнение Минфин России уже высказывал в Письме от 07.05.2007 N 03-03-06/1/261. Подтверждают такой вывод и некоторые Постановления ФАС Западно-Сибирского округа: от 12.03.2008 N Ф04-883/2008(1734-А67-34), Ф04-883/2008(464-А67-34), от 24.09.2007 N Ф04-6485/2007(38369-А67-40). При этом суды отмечают, что нельзя также учитывать стоимость ликвидированных объектов незавершенного строительства как другие обоснованные расходы (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это связано с тем, что при наличии специальной нормы (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ) применять общие правила неправомерно.

Однако существует и иная точка зрения, в соответствии с которой стоимость разобранного объекта незавершенного строительства можно учесть в расходах. Такого подхода придерживаются некоторые суды (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2010 N А38-7141/2009, от 03.09.2007 N А28-11054/2006-320/23, ФАС Уральского округа от 31.08.2005 N Ф09-3765/05-С7). Они исходят из того, что перечень внереализационных расходов открыт. Кроме того, отсутствие у организации возможности учесть затраты в виде стоимости разобранных объектов незавершенного строительства нарушает принцип равенства налогообложения, который закреплен в ст. 3 НК РФ. В результате указанные налогоплательщики оказываются в худшем положении, чем те компании, которые выводят из эксплуатации основные средства и списывают на расходы су! ммы недоначисленной по таким объектам амортизации.

Таким образом, компания вправе учесть в расходах стоимость разобранного объекта незавершенного строительства. Однако правомерность такого подхода придется доказывать в суде. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 
 
 

Судебное решение недели

 

При отсутствии счетов-фактур определить сумму вычета расчетным путем нельзя

(Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 6961/10)

 

Инспекция доначислила компании НДС, пени и штраф, указав, что та неправомерно приняла данный налог к вычету. Основанием для этого послужило то, что компания не представила документы, подтверждающие право на вычет, сославшись на их утрату во время пожара. Организация оспорила решение налогового органа в арбитражном суде.

Суды трех инстанций встали на сторону налогоплательщика по следующим основаниям. Компания утратила не только документы, подтверждающие право на вычет НДС, уплаченного контрагентам, но и документы, обосновывающие обороты по реализации, на основании которых начисляется данный налог. В этом случае для определения суммы налога инспекция должна была применить расчетный метод (подп. 7 п. 1 ст. 31 и п. 7 ст. 166 НК РФ). Однако инспекция исчислила оборот по реализации без учета налоговых вычетов, что, по мнению судов, противоречит принципам налогообложения.

Президиум ВАС РФ счел выводы судов предшествующих инстанций необоснованными и отказал компании в применении вычетов, сославшись на следующее. Налоговые органы вправе определять подлежащие уплате суммы налогов расчетным путем, в частности, при отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или при ведении учета с нарушением установленного порядка, которое привело к невозможности исчислить налоги (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Но такой порядок не применяет! ся при определении суммы налоговых вычетов. Положения ст. 166 НК РФ применяются при исчислении базы по НДС, образующейся у налогоплательщика в результате реализации им товаров и не зависящей от налоговых вычетов. Данная статья не указывает на возможность определить сумму вычетов расчетным путем. Кроме того, налоговые вычеты предоставляются на основании счетов-фактур (ст. 172 НК РФ).

По мнению Президиума ВАС РФ, данные нормы во взаимосвязи указывают на то, что документальное обоснование права на налоговый вычет лежит на налогоплательщике. При этом суд исключает возможность использования расчетного метода при определении суммы вычетов. Соответственно, налогоплательщик, не представивший счета-фактуры или их копии, не имел права на вычет.

Следует отметить, что Президиум ВАС РФ уже не впервые указывает на неправомерность предоставления вычета налогоплательщику, не подтвердившему право на него документами (Постановление! Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8686/07). Однако в судебной практике и после этих разъяснений встречались противоположные решения (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-1227/2008(1135-А45-14), Восточно-Сибирского округа от 09.07.2008 N А33-3374/07-Ф02-3124! /08).

 
 


Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное