Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 09.12.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 09.12.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. С 2011 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составит 463 000 руб.

2. В два раза снижена базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств

3. Снимаются ограничения на применение УСН некоторыми хозяйственными обществами, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов

4. Урегулирован вопрос о налогообложении переданного в ПИФ имущества

5. Установлен новый порядок взыскания с граждан налоговой недоимки

6. Изменения налогового законодательства и законодательства о взносах, связанные с реформой системы обязательного медицинского страхования

Комментарии

1. Новые правила применения нулевой ставки НДС по работам и услугам, непосредственно связанным с экспортом и импортом товаров

2. Изменение порядка налогообложения подакцизных товаров

Судебное решение недели

Пока товары находятся в пути, НДС по ним можно принять к вычету

Новости

1. С 2011 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составит 463 000 руб.

Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г."

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Правительство РФ уполномочено ежегодно индексировать предельную величину дохода физических лиц, на которую могут быть начислены страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМСы. Така! я индексация проводится с учетом средней заработной платы в стране. С 1 января 2011 г. предельная величина, которая сейчас равна 415 000 руб., индексируется на 1,1164. Размер проиндексированной суммы округляется при этом до тысяч. Сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.

Таким образом, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в следующем году не должна превышать 463 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С выплат и вознаграждений физлицу, превышающих эту величину, страховые взносы не начисляются.

2. В два раза снижена базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств

Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 2011 г. значительно вырастут акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла (п. 1 ст. 193 НК РФ). Чтобы уменьшить нагрузку на владельцев автотранспортных средств, Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ снижает базовые ставки транспортного налога. Двукратное уменьшение ставок предусмотрено в отношении легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, автобусов, грузовых автомобилей, самоходных машин на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходов и мотосаней (изменения в п. 1 ст. 361 НК РФ).

Отметим, что конкретные ставки транспортного налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ эти ставки могут быть больше или меньше базовых, но не более чем в 10 раз. Указанная норма дополнена положением, в соответствии с которым не ограничено уменьшение ставок в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Соответственно, у субъектов РФ будет возможность снизить ставку налога по таким автомобилям вплоть до нуля.

Кроме того, рассматриваемый Закон изменяет некоторые ставки НДПИ.

Так, в связи с ростом инфляции предусмотрено ежегодное увеличение ставки НДПИ на добычу нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья. В 2011 г. ставка на добычу нефти не изменится (419 руб. за тонну), в 2012 г. она составит 446 руб., а с 1 января 2013 г. - 470 руб. (абз. 30 п. 2 ст. 342 НК РФ). Ставка на добычу горючего природного газа уже с 2011 г. возрастет со 147 руб. до 237 руб. за 1 000 куб. м. В 2012 г. она составит 251 ! руб., а с 1 января 2013 г. - 265 руб. (абз. 32 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г. Стоит отметить, что согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов, могут иметь обратную силу, если это прямо ими предусмотрено. Следовательно, субъекты РФ могут принять законы, уменьшающие ставки, и установить, что они будут применяться с начала следующего года. Если же региональная ставка налога окажется более чем в 10 раз выше базовой, которая будет действовать с 1 января 2011 г., то законодательным органам субъектов РФ придется привести региональные законы в соответствие с Налоговым кодексом РФ.

3. Снимаются ограничения на применение УСН некоторыми хозяйственными обществами, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов

Федеральный закон от 27.11.2010 N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В пункте 3 ст. 346.12 НК РФ содержится перечень ограничений, препятствующих применению УСН. Так, согласно подп. 14 этого пункта организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов, не вправе использовать данный спецрежим. Однако из этого правила есть исключения, которые перечислены в указанном положении. Принятие Федерального закона от 27.11.2010 N 310-ФЗ с 2011 г. увеличит число компаний, которые смогут применять УСН

Использовать УСН разрешат некоторым хозяйственным обществам, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов. Это коснется организаций, которые занимаются тем, что на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности. К последним относятся программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Напомним, что такие хозяйственные общества с 15 августа 2009 г. разрешено учреждать бюджетным научным учреждениям и научным учреждениям, созданным государственными академиями наук, а также вузам, которые являются бюджетными образовательными учреждениями либо созданы государственными академиями наук (Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ).

Такие хозяйственные общества смогут применять УСН в случае, если исключительные права на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности принадлежат учредившим их научным или высшим учебным заведениям (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Рассматриваемый Федеральный закон от 27.11.2010 N 310-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г. Обратим внимание на особенности практического применения нововведений.

Хозяйственные общества, созданные после 1 января 2011 г., смогут применять УСН с момента постановки на учет в налоговом органе. Для этого понадобится в пятидневный срок с даты регистрации в качестве налогоплательщика подать в инспекцию заявление о переходе на указанный спецрежим (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

А вот с переходом на УСН хозяйственных обществ, учрежденных до 1 января 2011 г., могут возникнуть некоторые сложности. Дело в том, что налогоплательщики, желающие со следующего года перейти на УСН, должны с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в инспекцию соответствующее заявление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Возникает вопрос: может ли хозяйственное общество, пропустившее срок подачи заявления о переходе на УСН, уведомить об этом инспекцию позднее и с 2011 г. применять указанный спецрежим? В Письме от 04.08.2010 N ШС-17-3/847 ФНС России указывает, что подача заявления о переходе на УСН носит уведомительный характер. В другом разъяснении ведомства говорится, что инспекции вправе не рассматривать заявление, представленное с нарушением срока (Пис! ьмо от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@). Поэтому у хозяйственных обществ, учрежденных научными или высшими учебными заведениями, с применением УСН в 2011 г. могут возникнуть проблемы. В этом случае отстаивать свою точку зрения придется в суде.

Отметим, что арбитражные суды единого подхода к решению данного вопроса не выработали. Так, в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 N Ф08-4328/2008, от 26.03.2007 N Ф08-1188/2007-510А отказ налоговых органов в праве применения УСН из-за пропуска срока подачи заявления признан правомерным. Однако в Постановлении от 30.09.2009 N Ф09-7367/09-С3 ФАС Ураль! ского округа пришел к выводу, что нарушение этого срока не может служить основанием для отказа в применении УСН. Кроме того, ФАС Дальневосточного округа указал на то, что срок подачи заявления о переходе на УСН не является пресекательным (Постановление от 17.07.2009 N Ф03-3432/2009).

4. Урегулирован вопрос о налогообложении переданного в ПИФ имущества

Федеральный закон от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Дополнения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ (далее - Закон N 308-ФЗ), касаются транспортных организаций и паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ).

В настоящее время не урегулирован вопрос об уплате налога на имущество и земельного налога в отношении имущества (в том числе земельных участков), переданного в ПИФ. Минфин России указывает, что в силу ст. 378 НК РФ указанное имущество не облагается налогом на имущество ни у учредителя управления, ни у управляющей компании ПИФа (Письма от 25.08.2009 N 03-07-11/212, от 28.08.2008 N 03-05-05-01/55, от 18.04.2008 N 03-05-05-01/22). Аналогичные разъяснения финансовое ведомство давало и по земельному налогу в отношении участков, составляющих ПИФ (Письма от 27.10.2009 N 03-05-05-02/67, от 21.10.2009 N 03-05-05-02/64). Управляющая компания не признается налогоплательщиком в отношении имущества ПИФа (ст. 11, п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 388 НК РФ). Это объясняется тем, что, согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ, такой фонд не является юридическим лицом. Кроме того, управляющая компания учитывает объекты, составляющие имущество ПИФа, на отдельном балансе (п. 1 ст. 1018 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ). По отношению к земельным участкам, переданным в ПИФ, правомочиями собственника она не обладает (ст. 1014 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ).

Теперь в ст. 378 и 388 НК РФ внесены дополнения, согласно которым имущество, переданное в ПИФ, о! благается налогом на имущество и земельным налогом у управляющей компании. Уплачивать их надо будет за счет имущества, составляющего фонд.

Кроме того, ст. 2 Закона N 308-ФЗ организациям, имеющим на балансе объекты транспортной инфраструктуры, до 1 января 2025 г. предоставляется льгота при уплате налога на имущество. Они смогут уменьшить базу по налогу на сумму законченных капитальных вложений в строительство, реконструкцию или модернизацию отдельных объектов. К последним относятся судоходные гидротехнические сооружения, расположенные на внутренних водн! ых путях России, портовые гидротехнические сооружения, сооружения инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Такое дополнение внесено в ст. 376 НК РФ (новый п. 6). Данная льгота будет применяться в отношении капвложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов после 1 января 2010 г.

Изменения, предусмотренные Законом N 308-ФЗ, вступят в силу 1 января 2011 г.

5. Установлен новый порядок взыскания с граждан налоговой недоимки

Федеральный закон от 29.11.2010 N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Большинство требований о погашении недоимки выставляются гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, на незначительные суммы задолженности. В соответствии с действующим порядком (п. 2 ст. 48 НК РФ) налоговый орган обязан обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев после окончания срока исполнения требования. В противном случае при отсутствии уважительных причин просрочки задолженность взыскать будет нельзя. Непродолжительн! ость периода, отведенного на взыскание, приводит к увеличению количества судебных дел по незначительным суммам. Для уменьшения нагрузки на суды 29 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон N 324-ФЗ. В частности, там изложена в новой редакции ст. 48 НК РФ.

Теперь порядок действий по взысканию будет зависеть от того, превышает ли общая сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам 1500 руб. (п. 1 ст. 48 НК РФ). Рассмотрим оба случая.

1) Общая сумма задолженности превышает 1500 руб.

Для такой ситуации порядок взыскания остался прежним. Инспекция обязана обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня, когда истек срок исполнения требования. Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается судом.

2) Общая сумма задолженности не превышает 1500 руб.

В этом случае инспекция не будет обращаться в суд, а подождет, пока задолженность превысит указанную пороговую величину. При этом учитываться будут все требования, по которым истек срок исполнения. Со дня, когда задолженность превысит 1500 руб., начнет исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если же в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности ее размер так и не превысит 1500 руб., то инспекция сможет обратиться в суд за взысканием имеющейся суммы задолженности. Соответствующее заявление необходимо будет подать в течение шести месяцев со дня окончания трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок также восстанавливается судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Не позднее дня подачи заявления о взыскании в суд инспекция обязана направить его копию гражданину (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Напомним, что недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам взыскивается с граждан в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК РФ). Если судебный приказ будет отменен, то инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ). С учетом данного правила рассматриваемый закон фактически до одного года увеличивает срок для взыскания задолженности с гражданина (действующей редакцией п. 2 ст. 48 НК РФ установлен срок шесть месяцев). Срок для обращения ! в суд с исковым заявлением также может быть восстановлен, если он пропущен по уважительным причинам.

Федеральный закон от 29.11.2010 N 324-ФЗ вступит в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования ("Российская газета", N 274, 03.12.2010). В соответствии с п. 2 ст. 2 данного Закона новые правила распространяются на правоотношения по взысканию недоимки, требования об уплате которой были направлены после вступления Закона в силу.

6. Изменения налогового законодательства и законодательства о взносах, связанные с реформой системы обязательного медицинского страхования

Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

1 января 2011 г. начинается реформа системы обязательного медицинского страхования, предусмотренная Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ. В связи с этим 29 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон N 313-ФЗ, который вносит изменения во многие законы. Рассмотрим поправки, непосредственно затрагивающие деятельность организаций и предпринимателей.

Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ, в частности, изменяется структура управления системой медстрахования. Устанавливается единый страховщик - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), куда с 2012 г. будут перечисляться все медицинские взносы. Соответствующие положения о территориальных фондах ОМС с 1 января 2012 г. будут исключены из Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, уточнен п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Напомним, что согласно данной норме работодатель обязан представлять в ПФР сведения о всех работниках и лицах, оформленных у него по гражданско-правовым договорам (если на вознаграждения по данным договорам начисляются страховые взносы). Поправка заключается в том, что если такие свед! ения представляются в электронной форме, то они должны быть заверены электронной цифровой подписью.

Изменения затронули также Налоговый кодекс РФ. В соответствии с подп! . 7 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказанные страховыми организациями. С 1 января 2012 г. страховые медицинские организации - участники ОМС не уплачивают НДС при получении средств от территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), если данные средства:

- являются целевыми и перечисляются на основании договора о финансовом обеспечении ОМС;

- предназначены для ведения дела по ОМС;

- являются вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении ОМС.

Поправки внесены и в гл. 25 НК РФ. Они также вступят в силу с 1 января 2012 г. Страховые медицинские организации - участники ОМС не будут учитывать в доходах целевые средства, полученные от ТФОМС по договору о финансовом обеспечении ОМС (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Уточнен и список затрат, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль. В расходы не будут включаться средства, переданные медицинским организациям для оплаты медпомощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи (п. 48.1 ст. 270 НК РФ).

Кроме того, ст. 294.1 НК РФ, в которой установлены особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций, будет изложена в новой редакции. Теперь средства, полученные от ТФОМС, будут учитываться в доходах, если они предназначены для ведения дела по ОМС или являются вознаграждением по договору о финансовом обеспечении ОМС.

Комментарии

1. Новые правила применения нулевой ставки НДС по работам и услугам, непосредственно связанным с экспортом и импортом товаров

Название документа:

Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий:

Перевозка экспортируемых и импортируемых товаров облагается НДС по нулевой ставке. Такие же правила применяются и к организации перевозки, погрузке, перегрузке указанных товаров, а также к иным подобным работам и услугам (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Однако применение данной нормы на практике порождает многочисленные споры. Налогоплательщики и инспекции зачастую по-разному отвечают на вопрос, по какой ставке облагаются НДС те или иные услуги, непосредственно связанные с экспортируемыми или импортируемыми товарами. ! Примеры спорных моментов можно увидеть в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. Данные споры возникают потому, что подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ содержит открытый перечень услуг и работ. На решение этой проблемы направлен Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ. В нем прописан закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по нулевой ставке НДС, а также установлено, какие комплекты документов необходимы для подтверждения этой ставки в каждом конкретном случае. Рассмотрим изменения подробнее.

Вместо подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ вводятся восемь новых подпунктов, каждый из которых содержит перечень услуг и работ, облагаемых НДС по нулевой ставке.

1. Услуги по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Международной перевозкой товаров признается перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, при которой пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами РФ. В данную группу также входят следующие услуги, оказанные в рамках международной перевозки товаров:

- предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;

- транспортно-экспедиционные услуги (например, участие в переговорах, оформление документов, прием и выдача грузов). Следует отметить, что нулевая ставка применяется по таким услугам, если их оказывают на основании договора транспортной экспедиции.

Документы, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, перечислены в новом п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Это копии контракта, выписки банка и транспортных документов. В указанном пункте также предусмотрены некоторые особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить не позднее 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на транспортных документах.

Следует отметить, что законодатель установил комплект документов, необходимый для подтверждения нулевой ставки в случае перевозки товаров в страны Таможенного союза (далее - ТС). Напомним, что перевозка товаров из одной страны ТС в другую облагается НДС по нулевой ставке согласно правилам Налогового кодекса РФ, если данные услуги оказывает российский налогоплательщик (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе"). В последнее время финансовое! ведомство выпустило ряд разъяснений о том, что в указанной ситуации перевозчик не вправе воспользоваться нулевой ставкой. Данная точка зрения была обоснована тем, что действующей редакцией ст. 165 НК РФ не установлен комплект документов, который требуется представить при перевозке товаров внутри ТС (см. Письма Минфина России от 10.11.2010 N 03-07-08/308, от 22.10.2010 N 03-07-08/299, от 19.10.2010 N 03-07-08/296). Однако такая точка зрения представляется достаточно спорной (этому был посвящен один из комментариев выпуска обзора "Новые документы для бухгалтера" от 11.11.2010). Теперь же такой комплект документов предусмотрен. Наряду с контрактом и банковской выпиской необходимо представить копии тран! спортных документов, в которых указаны места разгрузки или погрузки, находящиеся на территории разных государств ТС (подп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Если договор перевозки был заключен с организацией, не осуществляющей внешнеэкономическую сделку в отношении перевозимых товаров, то представляется еще один дополнительный документ - копия контракта этой организации с компанией, которая непосредственно осущест вляет такую сделку (подп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Комплект документов необходимо представить не позднее 180 календарных дней с даты оформления транспортных документов (п. 9 ст. 165 НК РФ).

2. Работы, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также услуги, оказываемые такими компаниями (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

К указанным услугам относятся:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов от пункта отправления на территории РФ до ее границы либо до пункта перевалки, расположенного на территории РФ;

- перевалка и перегрузка нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы РФ.

Отметим, что применить нулевую ставку смогут только российские компании, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и лишь на основании определенных договоров с определенными лицами.

3. Услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подобные услуги должен оказывать собственник магистральных газопроводов на основании отдельного договора.

4. Услуги, оказываемые организацией по управлению единой национальной электрической сетью по передаче по такой сети электроэнергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств (подп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Следует отметить, что нулевая ставка применяется только в том случае, если контракт на оказание таких услуг заключен с российским лицом (подп. 1 п. 3.4 ст. 165 НК РФ).

5. Работы, выполняемые российскими организациями в морских и речных портах по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, а также услуги по хранению таких товаров (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При оказании таких услуг и выполнении работ в товаросопроводительных документах должен быть указан пункт отправления или назначения, находящийся за пределами территории РФ.

6. Переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (подп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

7. Предоставление железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки (подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Данные услуги могут оказывать российские налогоплательщики - собственники и арендаторы подвижного состава. При этом нулевая ставка применяется, если пункт отправления и пункт назначения перевозимого товара находятся на территории России.

Необходимо обратить внимание, что аналогичные услуги предусмотрены подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (об этом было сказано выше). Однако в соответствии с указанной нормой предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке, если состав используется для международной перевозки товаров. Другими словами, пункт отправления или пункт назначен! ия транспортируемого имущества должен находиться за пределами РФ. При этом не имеет значения, экспортируются или импортируются товары.

А вот согласно подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке в случае, если по территории России перевозится именно экспортируемый товар (а также вывозимые продукты переработки). Если же по территории России перевозится импортируемый товар, то данные услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.

8. Работы, выполняемые организациями внутреннего водного транспорта, и услуги, оказываемые такими организациями (подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС применяется при условии, что данные действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские су! да либо иные виды транспорта.

Комплекты документов, подтверждающие нулевую ставку НДС в перечисленных случаях, предусмотрены п. 3.1 - 3.8 ст. 165 НК РФ. Они сформированы с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. Подчеркнем, что в комплекте всегда присутствует контракт и выписка банка. При этом особо отмечается, что налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ, если такое незачисление происходит в порядке, предусмотренном валютным законодательством. Такое исключение не установлено в отношении перевалки и хранения в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также в отношении переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (подп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Срок представления документов закреплен в п. 9 ст. 165 НК РФ. Он составляет, как и раньше, 180 календарных дней. При этом момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая. Например, в отношении предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров такой срок исчисляется с даты отметки ! на транспортных документах, проставленной российскими таможенными органами, которая подтверждает помещение товаров под таможенную процедуру экспорта. Отметим, что в отношении предусмотренных подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг и работ, выполняемых организациями внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен. При этом моментом определения налоговой базы для таких! работ и услуг является либо день отгрузки (составления соответствующего акта), либо день получения предоплаты (п. 1, 9 ст. 167 НК РФ).

Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ вступит в силу 1 января 2011 г. Работы, выполненные после этой даты, а также оказанные после нее услуги будут облагаться НДС по новым правилам (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ).

2. Изменение порядка налогообложения подакцизных товаров

Название документа:

Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"

Комментарий:

Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ (далее - Закон N 306-ФЗ) вносит изменения во многие главы Налогового кодекса РФ. Основные коррективы касаются порядка уплаты акцизов. Кроме того, данным Законом предусмотрены некоторые поправки редакционного характера, которые связаны со вступлением в силу с 1 июля 2010 г. Таможенного кодекса таможенного союза. Положения Закона N 306-ФЗ в большинстве своем начнут действовать с 1 января 2011 г.

2.1. Установлены ставки акцизов на 2011 - 2013 гг.

С 2011 г. будут увеличены некоторые ставки акцизов. Так, налоговая ставка на сигареты с фильтром в 2011 г. составит 280 руб. за 1000 штук + 7 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 360 руб. за 1000 штук). Отметим, что ранее на 2011 г. для таких сигарет предусматривалась ставка 250 руб. за 1000 штук + 7 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 305 руб. за 1000 штук). Также возрастет ставка акцизов на сигареты без фильтра и папиросы. С 2012 г. на все эти виды подакцизных товаров установлена единая ставка акциза.

Кроме того, значительно повысятся ставки на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Минимальное увеличение составит 30 процентов, а на некоторые из этих товаров ставка поднимется почти в два раза. Например, в 2011 г. автомобильный бензин класса 3 будет облагаться акцизом в размере 5672 руб. (вместо ранее установленных на 2011 г. 4302 руб. 20 коп.) за тонну, а ставка для дизельного топлива класса 3 возрастет с ранее установленных на 2011 г. 1304 руб. 40 коп. до 2485 руб. за тонну. Отметим, что в настоящее время ставка акциза на бензин зависит от октанового числа, а с 2011 г. ставки и на бензин, и на дизельное топливо будут различаться в зависимости от экологического класса.

С 1 августа 2011 г. ставка акциза на этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе спирт-сырец) и коньячный спирт будет зависеть от того, уплачивается организацией авансовый платеж акциза или нет (п. 1 ст. 193 НК РФ). Так, при отгрузке или передаче внутри одной организации спирта для производителей алкогольной или спиртосодержащей продукции, уплачивающих авансовый платеж, предусмотрена нулевая ставка акциза. Аналогичные ставки будут применяться производителями парфюмерно-косметической продукции и продукции бытово! й химии в металлической аэрозольной упаковке.

2.2. Расширен перечень подакцизных товаров

В перечень подакцизных товаров включен коньячный спирт (подп. 1.1 п. 1 ст. 181 НК РФ). Кроме того, конкретизированы понятия спиртосодержащей и алкогольной продукции (абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ). В частности, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, отнесены к алкогольной продукции (подп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Как подакцизные товары не будет рассматриваться парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Кроме того, в подп. 6 и 6.1 п. 1 ст. 181 НК РФ в отдельные виды подакцизных товаров выделены автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).

2.3. Вводится авансовый платеж акциза по алкогольной

и спиртосодержащей продукции

Статья 194 НК РФ теперь регулирует порядок исчисления не только акциза, но и авансового платежа по нему. С 1 июля 2011 г. производители алкогольной продукции (за исключением натуральных вин и напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов) или подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза. Это правило не распространяется на организации, производящие спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию и продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке (п. 8 ст. 194 НК РФ).

Авансовый платеж должен быть перечислен до отгрузки продавцом этилового или коньячного спирта, произведенного на территории РФ, либо до передачи спирта в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной или спиртосодержащей продукции. Размер платежа определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого) спирта и соответствующей ставки акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ).

Такой платеж должен быть сделан в срок не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема спирта или спиртосодержащей продукции, закупку (передачу) которых производитель будет осуществлять в следующем периоде (п. 6 ст. 204 НК РФ). А не позднее 18-го числа текущего периода в инспекцию по месту учета необходимо пре! дставить копии платежного документа и выписки банка о перечислении денежных средств, а также извещение об уплате авансового платежа в четырех экземплярах (один из которых - в электронном виде). Форма и формат указанного извещения должны быть установлены ФНС России (п. 10 ст. 204 НК РФ).

Производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции могут не уплачивать авансовый платеж, если представят в инспекцию банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты данного платежа (п. 11 ст. 204 НК РФ). Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, составленный для целей! заявительного порядка возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 199 НК РФ суммы авансового платежа не учитываются в стоимости алкогольной или спиртосодержащей продукции и подлежат вычету в порядке, установленном п. 16 ст. 200 НК РФ.

2.4. Акцизами облагается передача спирта

в структуре одной организации

С 1 августа 2011 г. объектом обложения акцизами признается передача произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции между подразделениями организации, не являющимися самостоятельными налогоплательщиками. Акцизами также облагается передача в структуре одной организации произведенного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, который в дальнейшем используется организацией для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции (подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ). Отметим, что когда налогоплательщик передает ректификованный этиловый спирт, произведенный им из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной продукции, то согласно подп. 16 п. 1 ст. 183 НК РФ он освобождается от уплаты акциза.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что из правила, установленного подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, есть одно исключение. Если организация в дальнейшем производит из спирта спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию или продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, то передача спирта акцизами не облагается.

2.5. Определены особенности взимания акцизов при ввозе

и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза

В связи с тем, что с июля 2010 г. Российская Федерация входит в Таможенный союз (далее - ТС), скорректированы особенности взимания акцизов при ввозе и вывозе подакцизных товаров ТС (ст. 186 НК РФ).

Закон N 306-ФЗ вводит в Налоговый кодекс РФ ст. 186.1, устанавливающую отдельный порядок уплаты акцизов по маркированным товарам, которые ввозятся на территорию России с территории государства - члена ТС. Акциз рассчитывается по ставкам, установленным в ст. 193 НК РФ, и перечисляется на счет Федерального казначейства в течение пяти дней со дня принятия на ! учет указанных товаров (п. 3, 4 ст. 186.1 НК РФ). В пункте 5 ст. 186.1 НК РФ установлен перечень документов, которые представляются в таможенный орган для целей уплаты акциза по маркированным товарам, ввозимым в Россию с территории государства - члена ТС.

2.6. Скорректированы правила вычетов сумм акциза

В пункте 2 ст. 200 НК РФ установлены особенности вычетов предъявленных и уплаченных сумм акциза при приобретении производителями подакцизных товаров. Отдельные положения указанной статьи регулируют правила вычетов сумм авансового платежа производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, при расчете акциза на реализованную алкогольную или спиртосодержащую продукцию уплаченная сумма авансового платежа подлежит вычету (п. 16 ст. 200 НК РФ). Причем учитывается только платеж по приобретенному спирту, который фактически был использован для производства реализованной алкогольной продукции. Указанные вычеты производятся н! а основании документов, представляемых вместе с декларацией по акцизам. Перечень этих документов установлен в п. 17 ст. 201 НК РФ.

Авансовый платеж, который приходится на объем спирта, не использованного для производства реализованной алкогольной или спиртосодержащей продукции в истекшем налоговом периоде, можно будет принять к вычету в последующих периодах, в которых он будет использован для производства (п. 16 ст. 200 НК РФ).

Кроме того, в п. 17 ст. 200 НК РФ установлены случаи, когда подлежащая вычету сумма авансового платежа акциза должна быть уменьшена. Ее нужно уменьшить на сумму акциза, приходящуюся на объем спирта, безвозвратно утраченного в процессе транспортировки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обра! ботки. Причем потери в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в данном случае не учитываются.

Все перечисленные правила вступают в силу с 1 июля 2011 г.

2.7. За регистрацию лекарственных препаратов, заявленную

до сентября 2010 г., госпошлина не уплачивается

Организации, представившие до 1 сентября 2010 г. на регистрацию лекарственные препараты медицинского назначения, освобождаются от уплаты госпошлины (подп. 13 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). То же относится к лекарственным препаратам, представленным до указанной даты на экспертизу (подп. 14 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). Кроме того, не будут взимать госпошлину и за подтверждение регистрации лекарственных препаратов, представленных до 1 сентября 2010 г. (подп. 15 и 16 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Применение документа (выводы):

1. С 2011 г. будут увеличены ставки акцизов на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы (п. 1 ст. 193 НК РФ);

2. С 2011 г. значительно повысятся ставки на бензин, дизельное топливо и моторные масла (п. 1 ст. 193 НК РФ);

3. Производители алкогольной продукции или подакцизной спиртосодержащей продукции с 1 июля 2011 г. обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Указанные производители могут не уплачивать авансовый платеж, если представят в инспекцию банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты данного платежа (! п. 11 ст. 204 НК РФ);

4. С 1 августа 2011 г. объектом обложения акцизами признается передача произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции в структуре одной организации (подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ);

5. Установлен отдельный порядок уплаты акцизов по маркированным товарам, которые ввозятся на территорию России с территории государства - члена Таможенного союза (ст. 186.1 НК РФ).

Судебное решение недели

Пока товары находятся в пути, НДС по ним можно принять к вычету

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2010 N А52-3413/2009)

ФАС Северо-Западного округа рассмотрел вопрос о правомерности принятия к вычету НДС в тот момент, когда товары, в цене которых он был уплачен, еще находятся в пути.

Спор возник, когда инспекция пришла к выводу, что применение налогоплательщиком вычета до принятия на учет товара (а значит, при отсутствии соответствующих документов) нарушает положения ст. 172 НК РФ. По мнению налогового органа, право на вычет возникает с момента фактического поступления к налогоплательщику приобретенного товара (в рассматриваемом случае - с даты отметки в железнодорожной накладной о прибытии товара на станцию назначения).

Суды первой и апелляционной инстанций указали, что налогоплательщиком были соблюдены все условия для применения вычета. Они пришли к выводу, что покупатель вправе принять товар к учету с момента перехода права собственности. При этом не имеет значения, в какой момент товар фактически поступил на склад.

ФАС согласился с выводами нижестоящих инстанций и обратил внимание на следующее. По условиям договоров поставки, которые заключил налогоплательщик, право собственности на товар и все риски его случайной гибели или случайного повреждения перешли к покупателю с момента поставки. Днем поставки товара, доставляемого железнодорожным транспортом (которым и перевозился товар от продавца), считается дата передачи товара перевозчику, указанная в товарно-транспортной накладной. Счета-фактуры на отгруженный товар, копии железнодорожных накладных и товарные накладные направлялись налогоплательщику по факсу либо передавались иным путем. После получения документов организация принимала к учету товар, находящийся в пути, и предъявляла НДС к вычету в тех налоговых периодах, в которых к ней перешло право собственности на товар. Основанием для отражения прихода товара являлись товарные накладные.

С учетом изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции пришел к выводу, что организация имела право на вычет, поэтому отказ инспекции и доначисление НДС были признаны неправомерными.

В судебной практике ранее встречались как аналогичные решения (Постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2009 N Ф09-3493/09-С2), так и прямо противоположные (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А57-14388/06).



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное