Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 16.12.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 16.12.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

<Письмо> ФНС РФ от 02.12.2010 N ШС-37-3/16791@ "О проведении подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. В 2011 г. допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли и в области спорта не изменится

2. Неверное указание ИНН в платежном поручении на перечисление взносов не влечет начисления пеней

3. Компенсации стоимости коммунальных услуг и содержания детей в детском саду облагаются страховыми взносами

4. ФСФР России утвердила правила определения расчетной стоимости ценных бумаг и ФИСС, не обращающихся на организованном рынке

5. Заявление о зачете переплаты обособленного подразделения можно подать как в инспекцию головной организации, так и в инспекцию обособленного подразделения

6. Упрощен порядок ведения бухучета субъектами малого предпринимательства

Комментарии

1. Очередные изменения законодательства об обязательных взносах в ПФР, ФСС и ФОМС

2. Бланк строгой отчетности можно изготовить только типографским способом - мнение Минфина России

Судебное решение недели

Не нормируются расходы по добровольному страхованию работников на случай смерти или производственных травм

Новости

1. В 2011 г. допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли и в области спорта не изменится

Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 947 "Об установлении на 2011 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации"

Правительство РФ ежегодно устанавливает предельно допустимую долю иностранных работников, используемых работодателями в различных отраслях экономики (п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В Постановлении от 27.11.2010 N 947 определена допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли и в области спорта на 2011 г. Как и в 2010 г., работодателям запретят использовать труд иностранных работников в розничной торговле алкогольными напитками (включая пиво), фармацевтическими товарами, а также в торговле в палатках, на рынках и вне магазинов. Численность иностранцев, задействованных в области спорта (код 92.62 ОКВЭД), не должна превышать 25 процентов от общего количества работников.

Напомним, что за несоблюдение работодателем этих ограничений предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ). Работодателям-организациям грозит штраф на сумму от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность (примечание к ст. 18.1 КоАП РФ).

2. Неверное указание ИНН в платежном поручении на перечисление взносов не влечет начисления пеней

Письмо ПФР от 25.10.2010 N ТМ-30-25/11272

Организация должна перечислять обязательные страховые взносы не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который они начислены (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Нарушив данный срок, страхова! тель вынужден будет уплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

При заполнении платежных поручений зачастую по невнимательности допускаются ошибки. ПФР в Письме от 25.10.2010 N ТМ-30-25/11272 разъяснил, какие именно ошибки становятся причиной начисления пеней.

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы считаются неуплаченными, если они не поступили на соответствующие счета в бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС по причине неправильного указания:

- номера счета Федерального казначейства;

- КБК;

- наименования банка получателя.

ПФР пояснил, что пени не начисляются, если в платежном поручении на перечисление пенсионных взносов неверно указан ИНН организации. Начисление пеней в этом случае противоречит правилам, установленным п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от ! 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Отметим, что из рассматриваемого письма можно сделать общий вывод. Пени начисляются только в том случае, если ошибки, предусмотренные в п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, повлекли непоступление взносов на соответст! вующие счета в бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС. Любые иные неточности не приводят к подобным последствиям, поскольку этот перечень ошибок закрыт.

3. Компенсации стоимости коммунальных услуг и содержания детей в детском саду облагаются страховыми взносами

Письмо ПФР от 18.10.2010 N 30-21/10970

Кадровая политика многих компаний предусматривает различные льготы для сотрудников. Например, им предоставляется медицинская страховка, компенсируется стоимость обучения или абонемента на посещение фитнес-центра. В рассматриваемом письме ПФР разъяснил порядок начисления взносов на компенсации подобного рода.

По мнению ведомства, предусмотренная коллективным договором частичная компенсация затрат работника на оплату коммунальных услуг облагается взносами. Объясняется это тем, что такая выплата производится в рамках трудовых отношений. В перечень компенсаций, которые освобождаются от обложения взносами, она не входит (п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

По этим же причинам начисляются взносы на компенсацию оплаты содержания детей работников в детских садах.

4. ФСФР России утвердила правила определения расчетной стоимости ценных бумаг и ФИСС, не обращающихся на организованном рынке

Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н "Об утверждении Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации";

Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н "Об утверждении Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации";

Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н "Об утверждении Порядка определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации".

В 2010 г. для целей НДФЛ и налога на прибыль должны были вступить в силу новые правила определения рыночной стоимости ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок (ФИСС), не обращающихся на организованном рынке. Однако действие указанных норм было приостановлено до 31 декабря 2010 г. включительно (ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ), они начнут действовать с 2011 г. В соответствии с абз. 6 п. 4 ст. 212, ! абз. 4 п. 6 ст. 280 и п. 2 ст. 305 НК РФ ФСФР России по согласованию с Минфином России уполномочена утвердить соответствующие порядки. 9 ноября текущего года эти порядки были утверждены.

Так, для исчисления НДФЛ установлены правила определения рыночной и расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены (Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н). Предусмотрено несколько способов расчета ро! ссийским организатором торговли, а также иностранной фондовой биржей рыночной цены ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке. Установлено, что расчетная цена ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке, определяется в порядке, установленном для целей налога на прибыль (Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н), если в ст. 212 и 214.1 НК РФ не предусмотрено иное.

В соответствии с абз. 4 п. 6 ст. 280 НК РФ утвержден Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке. Особенности определения расчетной цены таких бумаг определены Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н. Так, в этом Приказе установлены способы расчета цены необращающихся облигаций, обыкновенных акций акционерных обществ, векселя (дисконтного и процентного), депозитарной расписки.

Отметим, что расчетная цена ценной бумаги может определяться и как оценочная стоимость такой бумаги. Способы определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг, предусмотренные Порядком, а также условия их применения налогоплательщик закрепляет в учетной политике.

Порядок определения расчетной стоимости ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, закреплен в Приказе ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н. В этом же документе ведомство предложило несколько способов исчисления расчетной цены, исходя из которой определяется стоимость необращающегося ФИСС, в зависимости от у! словий форвардного договора, своп-контракта или опционного договора. Налогоплательщик должен закрепить выбранный способ определения стоимости ФИСС в своей учетной политике. Если не могут быть использованы способы, предложенные данным Приказом, то налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и внести в учетную политику мет! одику определения расчетной стоимости ФИСС.

5. Заявление о зачете переплаты обособленного подразделения можно подать как в инспекцию головной организации, так и в инспекцию обособленного подразделения

Письмо ФНС России от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939

Для того чтобы провести зачет переплаты налога, организация должна обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если у налогоплательщика есть обособленное подразделение, которое перечислило в региональный бюджет излишнюю сумму обязательного платежа, то возникает вопрос: как быть в случае необходимости произвести зачет переплаты? В какой именно налоговый орган обращаться с заявлением - по месту учета головной организации или по месту нахождения обособленного подразделения?

ФНС России считает, что заявление о зачете такой переплаты можно представить по выбору налогоплательщика в любую из этих инспекций. Ведомство объясняет свою позицию тем, что согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет, в частности, как по месту своего нахождения, так и по месту расположения обособленных подразделений.

6. Упрощен порядок ведения бухучета субъектами малого предпринимательства

Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"

Поправки, внесенные в некоторые нормативные правовые акты по бухучету, облегчат субъектам малого предпринимательства ведение бухгалтерской отчетности. Отметим, что коррективы не относятся к эмитентам публично размещаемых ценных бумаг.

Субъекты малого предпринимательства смогут признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). При этом не имеет значения, перешло ли к покупателю право собственности на товар и принял ли заказчик работы (дополнение к п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Расходы же будут учитываться после погашения задолженности (соответствующее изменение внесено в п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Все расходы по займам будут относиться к прочим (п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам").

Субъекты малого предпринимательства должны перспективно отражать последствия изменений учетной политики, повлиявших на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных средств (новый п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Согласно п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" указанные субъекты теперь вправе отражать в бухучете финансовые вложения на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Кроме того, субъектам малого предпринимательства разрешено не применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", а также ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда".

И наконец, скорректировано недавно принятое ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности". Согласно дополнению к его п. 8 субъекты малого предпринимательства вправе исправлять существенные ошибки за предшествующий отчетный год, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Такие ошибки исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце, в котором они выявлены. Ретроспективный пересчет при этом не требуется.

Новые правила субъекты малого предпринимательства начнут применять с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Комментарии

1. Очередные изменения законодательства об обязательных взносах в ПФР, ФСС и ФОМС

Название документа:

Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О стр! аховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий:

8 декабря был принят Федеральный закон N 339-ФЗ, вносящий многочисленные поправки в Федер! альный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ и другие законодательные акты. Он вступает в силу 1 января 2011 г. Рассмотрим основные изменения.

1.1. Любые выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ выплаты и вознаграждения, перечисляемые работникам по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами. Это правило не распространяется на выплаты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. На практике сложилось два подхода к применению данных норм:

1) Взносами облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором. Следует отметить, что таковыми считаются и те выплаты, которые зафиксированы в коллективном соглашении или локальных актах работодателя, на которые содержится ссылка в трудовом договоре. На все иные выплаты взносы не начисляются. Этот подход основывается на буквальном толковании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

2) Взносами облагаются все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Исключение составляют выплаты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Данного подхода придерживает! ся Минздравсоцразвития России. В течение 2010 г. ведомство неоднократно разъясняло, что взносами облагаются любые выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений (Письма от 23.03.2010 N 647-19, от 19.05.2010 N 1239-19, от 26.05.2010 N 1343-19). К ним, например, относятся подарки и премии к определенным событиям, праздникам и юбилейным датам.

С 1 января 2011 г. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ будет уточнена. Теперь объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений. Поправка н! аправлена на то, чтобы обложить взносами любые выплаты, которые работодатель перечисляет работникам. Таким образом, подход Минздравсоцразвития России получил законодательное обоснование.

В то же время, согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовыми отношениями признаются отношения по труду. В связи с этим возникает вопрос: начисляются ли взносы на выплаты, которые работодатель производит работнику не в связи с исполнением им трудовой функции (например, те же подарки к праздникам)? На этот вопрос ответит практика применения новой редакции ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

1.2. Компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, облагается взносами

В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска сверх 28 календарных дней можно заменить денежной компенсацией. Минздравсоцразвития России в Письме от 19.05.2010 N 1239-19 разъясняло, что такая выплата не облагается страховыми взносами. Данный подход был обоснован тем, что компенсация за неиспользованный отпуск предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, значит, она подпадает под действие подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Вместе с тем компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, облагается взносами на основании под п. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.!

С 1 января 2011 г. подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ будет указывать на исключение. Теперь компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, не подпадает под действие этой нормы, а знач! ит, облагается взносами.

1.3. Установлены новые сроки представления отчетности по страховым взносам и по персонифицированному учету

Согласно действующей редакции п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отчетность по пенсионным и медицинским взносам необходимо представлять до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ф! ормулировка "до 1-го числа" не вполне удачна, поскольку она приводит к заблуждению относительно последнего дня срока сдачи отчетности. Таковым является предшествующий 1-му числу день (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 422-19). Таким образом, отчетность, поданная 1-го числа, уже считается представленной с нарушением срока.

С 1 января 2011 г. вступит в силу новая редакция п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Отчетность по пенсионным и медицинским взносам за 2011 и последующие годы необходимо будет представлять не позднее 15-го числа в! торого календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Таким образом, отче! тность за 2011 г. необходимо будет представить не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 г. и 15 февраля 2012 г. В форму РСВ-1 ПФР, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н, должны быть внесены соответствующие уточнения.

В эти же сроки необходимо будет представлять и отчетность по персонифицированному учету, утвержденную Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

С 1 января 2011 г. также уточнен срок представления отчетности в ФСС России. Форму-4 ФСС РФ (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н) в части взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо будет подавать не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Напомним, что согласно действующей редакции эту обязанность следует выполнить до 15-го числа. Пункт 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, устанавливающий срок для подачи формы-4 ФСС РФ в части взносов на травматизм, предусматривает представление отчетности не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Таким образом, поправки устранили указанное противоречие. Форму-4 ФСС РФ за отчетные периоды 2011 г. необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 г. и не позднее 16 января 2012 г.

1.4. Сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения можно зачесть в счет предстоящих платежей

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму страхового обеспечения, пред! оставленного по указанному виду страхования. Если начисленных взносов недостаточно, то работодатель вправе обратиться в территориальный орган ФСС РФ за возмещением (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Следует отметить, что действующие правила не разъясняют, можно ли зачесть сумму превышения в счет предстоящих платежей в ФСС РФ. В Письме от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917 Фонд разрешил воспользоваться таким порядком. Для зачета необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган.

С 1 января 2011 г. данное право будет закреплено в ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Сумма превышения страхового обеспечения над начисленными взносами мо! жет быть зачтена в счет предстоящих платежей в ФСС РФ в пределах расчетного периода.

1.5. Установлен порядок уточнения платежа в случае неверного заполнения поручения на перечисление взносов

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взносы не считаются уплаченными, если они не поступили в бюджет ПФР, ФСС РФ и ФОМС на соответствующий счет Федерального казначейства из-за ошибки в следующих рек! визитах платежного поручения:

- номер счета Федерального казначейства;

- код бюджетной классификации (КБК);

- наименование банка получателя.

Если же эти ошибки были допущены, но денежные средства поступили на соответствующий счет бюджета внебюджетного фонда, то взносы считаются уплаченными.

Действующая редакция Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержит порядка уточнения платежа при совершении ошибок. Поэтому у страхователей и контролирующих органов возникают споры по поводу признания обязанности по уплате взносов исполненной. ! Так, взносы на страховую и накопительную части пенсии перечисляются на один счет Федерального казначейства, но на разные КБК. Другими словами, указание КБК страховой части при перечислении накопительной не приводит к непоступлению денежных средств на соответствующий счет. Однако страхователям приходится добиваться признания взносов уплаченными через суд (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 N А55-38900/2009, от 15.09.2010 N А55-38937/2009).

С 2011 г. таких споров возникать не должно. Теперь если при заполнении платежного поручения допущены ошибки, которые не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда, то страхователь вправе уточнить платеж (ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Для этого он должен подать в контролирующий орган заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика взносов. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие перечисление средств. В рамках процедуры по уточнению платежа может быть проведена сверка по предложению как страхователя, так и контролирующего органа (ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, территориальные органы ПФР и ФСС РФ вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов, оформленной на бумажном носителе. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (ч. 10 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно ч. 11 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контролирующий орган принимает решение об уточнении на день фактической уплаты взносов. Если на числившуюся недоимку были начислены пени, то они должны быть пересмотрены. Контролирующий орган уведомляет страхователя о принятом решении в течение пяти рабочих дней после его вынесения.

Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (ч. 12 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

1.6. Зачет переплаты взносов в счет предстоящих платежей производится автоматически

Согласно действующей редакции ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ зачет переплаты взносов в счет предстоящих платежей производится только на основании соответствующего заявления страхователя. Форма данного документа утв! ерждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н.

С 1 января 2011 г. зачет переплаты в счет предстоящих платежей контролирующий орган будет производить самостоятельно. Соответствующее решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения переплаты (ч. 7 ст. 26 Федерального зак! она от 24.07.2009 N 212-ФЗ). При этом новый порядок не мешает страхователю обратиться с заявлением о возврате излишне перечисленных взносов (ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

1.7. Установлены пониженные тарифы взносов для СМИ

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для российских организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей), которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир), издание средств массовой информации (кроме рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2011 г. тариф составит 26 процентов (ПФР - 20 процентов, ФСС - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 2 процента). В п. 9 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов. В отношении сотрудников 1966 г.р. и старше вся сум! ма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для работников 1967 г.р. и младше - 14 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части. В 2012, 2013 и 2014 гг. планируется плавно повысить указанные тарифы до 30 процентов.

Указанные организации и ИП вправе применять льготу, если основным видом их экономической деятельности является:

- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств (п! одп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных (подп. "б" п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Специальный уполномоченный орган будет вести реестр данных лиц. Они будут обязаны подтверждать свои полномочия по производству, выпуску в свет и изданию СМИ, а также основные виды деятельности (ч. 1.1, 1.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Соответствующий порядок подтверждения должно утвердить Правительство РФ. В случае если в течение отчетного периода организация или пред! приниматель будут исключены из указанного реестра, а также при несоблюдении условия о виде деятельности они утрачивают право на пониженный тариф с начала этого отчетного периода (ч. 1.3 ст. 58 Федерального закона от 24 .07.2009 N 212-ФЗ). При этом необходимо будет заплатить пени.

1.8. Установлены пониженные тарифы взносов для родовых общин народов Сибири и Дальнего Востока

Пониженный тариф установлен и для семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2011 ! г. у таких общин выплаты работникам будут облагаться взносами исходя из тарифа в 20,2 процента (ПФР - 16 процентов, ФСС - 1,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 1,2 процента). А вот на доходы, получаемые членами подобных общин от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных промыслов, взносы вовсе не будут начисляться (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Следует отметить, что на членов общин коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока РФ обязательное пенсионное страхование будет распространяться с 1 января 2011 г. (абз. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

1.9. Урегулирован порядок уплаты взносов в случае прекращения предпринимательской деятельности после начала расчетного периода

Если предприниматель, адвокат или нотариус прекращают свою деятельность после начала очередного расчетного периода, то подлежащая уплате сумма взносов определяется пропорционально количеству календарных месяцев с начала года по месяц прекращения деятельности. За неполный месяц размер обязательного платежа исчисляется пропорционально количеству календарных дней этого месяца до даты госрегистрации прекращения деятельности включительно. Данные правила предусмотрены ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В соответствии с действующей редакцией ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае прекращения деятельности до конца расчетного периода предприниматель обязан подать отчетность по взносам до дня подачи заявления о госр! егистрации прекращения своей деятельности. С 1 января 2011 г. это правило изменится: расчет по взносам необходимо будет представлять в 12-дневный срок с даты госрегистрации прекращения деятельности. Аналогичные правила ранее были установлены для адвокатов и нотариусов (ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Напомним, что уплатить взносы указанные лица обязаны не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета (ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 1 января 2011 г. эта норма будет уточнена. Если при прекращении д! еятельности расчет не будет подан, то срок уплаты взносов будет считаться наступившим по истечении 30 календарных дней с даты госрегистрации прекращения деятельности.

1.10. Уточнен порядок уплаты взносов физлицами через кассу местной администрации и почту

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы считаются уплаченными со дня внесения физлицом наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации либо в организацию почтовой связи. ! При этом Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не разъясняет, в каких случаях взносы можно уплатить в местной администрации или на почте.

С 1 января 2011 г. местная администрация и почта будут обязаны бесплатно принимать денежные средства в счет перечисления взносов, пеней и штрафов только при отсутствии банка (ч. 5.1! ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

1.11. Введена новая статья, регулирующая представительство в отношениях между плательщиками взносов и контролирующими органами

Комментируемый Закон вводит в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ новую ст. 5.1. В соответствии с ч. 1 данной статьи плательщик взносов вправе иметь законного или уполномоченного представителя. Законным представителем организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или учредительных документов (например, директор). Уполномоченным представителем плательщика взносов может быть как физическое, так и юридическое лицо. Их полномочия должны быть подтверждены доверенностью, а если плательщ ик взносов - физлицо, то доверенность должна быть еще и нотариально уд! остоверена. В ч. 10 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что уполномоченными представителями не могут быть должностные лица ПФР и ФСС РФ, налоговых, таможенных органов, а также органов внутре! нних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Применение документа (выводы):

1. Любые выплаты работнику облагаются страховыми взносами независимо от того, где зафиксировано их перечисление - в трудовом договоре, коллективном соглашении или ином локальном акте организации. Взносы не начисляются только в отношении выплат, перечисленных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2. Компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, облагается взносами (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

3. Отчетность по пенсионным и медицинским взносам представляется не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

4. Отчетность в ФСС РФ представляется не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

5. Отчетность по персонифицированному учету представляется вместе с расчетом по пенсионным и медицинским взносам не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от ! 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

6. Сумма превышения страхового обеспечения над суммой начисленных взносов может быть зачтена в счет предстоящих платежей в ФСС РФ в пределах расчетного периода (ч. 2.1 ст. 15 Фе! дерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

7. Если при заполнении платежного поручения были допущены ошибки, которые не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда, то страхователь вправе уточнить платеж (ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

8. Зачет переплаты взносов в счет предстоящих платежей производится контролирующим органом самостоятельно без заявления плательщика взносов (ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

9. Российские организации и индивидуальные предприниматели (работодатели), осуществляющие производство, выпуск в свет, издание средств массовой информации, применяют при соблюдении определенных условий пониженные тарифы страховых взносов. В 2011 г. тариф составит 26 процентов (ПФР - 20 процентов, ФСС - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 2 процента). В 2012 г. он увеличится до 27 процентов, в 2013 г. - до 28 процентов, а в 2014 г. составит 30 процентов (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

10. В случае прекращения деятельности до конца расчетного периода предприниматель обязан подать отчетность по взносам в 12-дневный срок с даты госрегистрации прекращения деятельности (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ! ).

11. Местная администрация и почта обязаны бесплатно принимать от физлиц денежные средства в счет перечисления взносов, пеней и штрафов только при отсутствии банка (ч. 5.1 ст. 18! Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2. Бланк строгой отчетности можно изготовить только типографским способом - мнение Минфина России

Название документа:

Письмо Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250

Комментарий:

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, при расчетах наличными или с использованием платежных карт могут вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Минфин России указывает, что такие бланки должны изготавливаться типографским способом. Обосновывая свою пози! цию, ведомство ссылается на п. 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359). Бланк должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми а! ктами об утверждении форм бланков таких документов.

Вместе с тем, в том же п. 4 Положения говорится, что БСО можно изготавливать не только типографским способом, но и с использованием автоматизированных систем. Однако до сих пор не ясно, что такое "автоматизированная система". Согласно п. 11 Положения автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, а также идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее чем пяти лет. Кроме того, при заполнении и выпуске бланка системой должны сохраняться уникальный номер и его серия. По требованию инспекции налогоплательщик должен представить информацию о выпущенных документах, сохраненную автоматизированной системой (п. 12 Положения).

Ранее Минфин России пояснял, что к автоматизированной системе предъявляются такие же требования, как и к контрольно-кассовой технике (Письма от 26.05.2009 N 03-01-15/5-255, от 27.01.2009 N 03-01-15/1-28, от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303). При этом, в отличие от ККТ, регистрировать автоматизированную систему в налоговых органах не требуется (Письма Минфина России от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285, от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96). Отметим, что, по мнению контролирующих органов, использовать компьютер и принтер для изготовления БСО неправомерно (Письма Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, УФНС России по г. Москве от 30.11.2009 N 17-15/126038).

Однако в п. 11 - 12 Положения перечислены только общие требования к изготовлению бланков при помощи автоматизированных систем. Этот способ, как уже отмечалось выше, допускается п. 4 Положения. Следовательно, если на компьютере установлено программное обеспечение, ! которое позволяет формировать БСО с соблюдением предъявляемых требований, то бланки можно изготавливать на ЭВМ и распечатывать на принтере.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, самостоятельно печатающие БСО, должны быть готовы к претензиям со стороны налоговых органов. Инспекция может признать бланк, изготовленный на компьютере, не соответствующим установленному порядку и привлечь налогоплательщика к административной ответственности за отказ в выдаче БСО. Напомним, что согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за такое нарушение с граждан взимает! ся штраф от 1500 до 2000 руб., с должностных лиц - от 3000 до 4000 руб. и с организаций - от 30 000 до 40 000 руб.

Однако отметим, что в судебной практике есть прецеденты, когда подтверждающие документы, изготовленные организацией самостоятельно, а не типографским способом, признавались бланками строгой отчетности (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2006 N А79-2046/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2005 N А58-2593/04-Ф02-5908/05-С1).

Судебное решение недели

Не нормируются расходы по добровольному страхованию работников на случай смерти или производственных травм

(Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 5975/10)

Инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик неправомерно учел в расходах по налогу на прибыль взносы по договорам добровольного личного страхования своих работников в размере, превышающем 3 процента от расходов на оплату труда. По мнению налогового органа, такой учет расходов противоречит подп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ. Организации был доначислен налог, с чем она не согласилась и обратилась в арбитражный суд.

Суды всех трех инстанций признали действия инспекции правомерными. При этом суды указали, что организация при исчислении налога обязана была учитывать не только предельный размер страховых взносов (ст. 255 НК РФ), но и ограничение суммы таких расходов (ст. 264 НК РФ). Однако Президиум ВАС РФ, рассмотревший это дело, не согласился с решением судов и признал доначисление налога неправомерным по следующим основаниям.

Согласно абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, к расходам на оплату труда относятся взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым только на случай смерти работника или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей. Такие взносы включались в состав расходов в сумме до 10 тыс. руб. в год на одного застрахованного работника (в настоящее время - 15 тыс. руб.). Никаких иных ограничений указанная норма не содержит.

В проверяемых периодах налогоплательщик уплачивал взносы по договорам, заключенным только на перечисленные случаи, и учитывал такие взносы в установленных пределах. ВАС РФ указал, что подп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ определяет порядок учета платежей лишь по договорам, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности. Соответственно, эта норма неприменима к понесенным организацией расходам. В их отношении Налоговым кодексом установлен иной механизм определения крайнего размера, принимаемого для целей налогообложения. Такой предельный размер рассчитывается путем закрепления предельной суммы взносов, уплачиваемой в расчете на одного застрахованного работника.

Аналогичной судебной практики нет.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное