Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 25.12.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 25.12.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 22.12.2008 N 263-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса РФ"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Утверждены новые нормы естественной убыли древесины при транспортировке

2. Установлена форма статистического наблюдения за задолженностями организации по заработной плате

3. Регистрировать постоянно действующий исполнительный орган юридического лица можно по месту жительства его руководителя

4. В документе, подтверждающем применение нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых товаров, в графе "Порт разгрузки" правомерно указать название географического места или страны


Комментарии

1. Минфин России разъяснил, по каким объектам лизингового имущества с 1 января 2009 г. можно применять повышающий коэффициент

2. В каком порядке после 1 января 2009 г. следует амортизировать основные средства, срок фактической эксплуатации которых на 01.01.2002 превысил срок полезного использования?

3. Нужно ли обособленному подразделению организации представлять сведения о доходах работников в налоговые органы по месту своего нахождения?


Судебное решение недели

Нарушение срока представления декларации в электронном виде не влечет ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, если она подана на бумажном носителе в установленный срок



Новости


1. Утверждены новые нормы естественной убыли древесины при транспортировке

Приказ Минпромторга России N 185, Минтранса России N 175 от 28.10.2008 "Об утверждении норм естественной убыли древесины и продукции ее переработки при перевозках железнодорожным, морским, речным транспортом и в смешанных железнодорожно-водных сообщениях"


Минпромторг России совместно с Минтрансом России утвердили нормы естественной убыли древесины и продукции ее переработки, которые применяются при перевозках железнодорожным, речным, морским транспортом, а также в смешанных железнодорожно-водных сообщениях. Процент допустимой нормы убыли зависит от массы перевозимого груза. Новые нормы начнут действовать через 10 дней после официального опубликования Приказа. После вступления их в силу организации в целях налогообложения прибыли должны руководствоваться данными нормами при учете потерь от недостачи или порчи соответствующих материально-производственных запасов при транспортировке (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).


2. Установлена форма статистического наблюдения за задолженностями организации по заработной плате

Приказ Росстата от 21.11.2008 N 284 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения за просроченной задолженностью по заработной плате"


Росстат утвердил новую форму статнаблюдения за просроченной задолженностью по заработной плате. Такой задолженностью считаются суммы заработной платы, фактически начисленные работникам, но не выплаченные в срок, который установлен коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Подавать отчетность по новой форме должны все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) на следующий день после 11 и 21-го числа каждого месяца начиная с 21 ноября 2008 г.

В новой форме необходимо отразить данные по четырем показателям. Первый - просроченная задолженность по заработной плате сотрудников списочного и несписочного состава (в том числе внешних совместителей, а также уволенных работников). В данную сумму не включается задолженность на внутримесячные даты, т.е. аванс. Второй показатель - суммы просроченной задолженности по зарплате за последний месяц, за который производились начисления. В отдельной строке отражается задолженность, просроченная из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней. И последний показатель - численность сотрудников, перед которыми у организации есть просроченная задолженность по заработной плате.


3. Регистрировать постоянно действующий исполнительный орган юридического лица можно по месту жительства его руководителя

Письмо Минфина России от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159


Финансовое ведомство согласилось со сложившейся судебной практикой и признало, что законодательством не запрещено размещать постоянно действующий исполнительный орган юридического лица по месту жительства (адресу) его руководителя или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Обосновывается данная позиция нормами гражданского законодательства, в которых указывается на назначение жилого помещения и право юридического лица на использование жилых помещений только для проживания граждан (п. 2 ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ). Вместе с тем согласно п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для ведения профессиональной деятельности лицом, которое в нем проживает, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Следует отметить, что Минфин руководствовался решениями арбитражных судов, принятыми в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2007 N А33-9989/07-Ф02-9340/07 по делу N А33-9989/07, ФАС Центрального округа от 22.11.2007 N А14-4015/07/140/11). Однако есть и противоположные судебные решения. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 13.03.2007, 20.03.2007 N КГ-А40/10816-06 установил, что жилое помещение, принадлежащее руководителю организации на праве собственности, не может быть использовано в качестве юридического адреса организации.


4. В документе, подтверждающем применение нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых товаров, в графе "Порт разгрузки" правомерно указать название географического места или страны

Письмо Минфина России от 03.07.2008 N 03-07-08/167


Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров, помещенных под режим экспорта, необходимо представить в инспекцию документы, которые предусмотрены ст. 165 НК РФ. Среди них при вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты должна быть копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, который подтверждает факт приема к перевозке товаров. В графе "Порт разгрузки" такого документа указывается место, находящееся за пределами таможенной территории РФ. Есть случаи, когда налоговый орган отказывает в применении нулевой ставки НДС, если в графе "Порт разгрузки" не обозначен конкретный порт. Однако арбитражные суды в данной ситуации поддерживают налогоплательщика и признают правомерным указание места (страны), находящегося за пределами территории РФ (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Теперь и финансовое ведомство подтвердило правомерность такого подхода, отметив, что при реализации товаров, которые вывезены в таможенном режиме экспорта, в копии документа (коносамента, морской накладной и др.), свидетельствующего о нулевой ставке НДС, указание географического места или страны не противоречит законодательству о налогах и сборах.




Комментарии


1. Минфин России разъяснил, по каким объектам лизингового имущества с 1 января 2009 г. можно применять повышающий коэффициент


Название документа:

Письмо Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/1/671


Комментарий:

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ внесены изменения в порядок применения коэффициента ускоренной амортизации в отношении объектов основных средств, являющихся предметом лизинга. В редакции НК РФ, действовавшей до 01.01.2009 (п. 7 ст. 259), существовало ограничение: если лизинговое имущество относилось к первой - третьей амортизационным группам, то повышающий коэффициент не применялся при начислении амортизации нелинейным методом. В новом пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ указано, что по данным лизинговым объектам специальный коэффициент не применяется. Значит, с 2009 г. использовать коэффициент (не выше 3) в отношении таких объектов можно при любом методе амортизации, кроме тех, которые относятся к первой-третьей амортизационным группам. Именно на это обращает внимание Минфин в анализируемом письме.

Относительно переданных по договору лизинга основных средств, амортизация по которым начнет начисляться с 1 января 2009 г., не вызывает сомнений тот факт, что налогоплательщик не вправе применять специальный коэффициент (не выше 3) к объектам первой - третьей амортизационных групп при любом способе начисления амортизации. Однако финансовое ведомство не уточнило, может ли организация к предметам лизинга, которые амортизировались линейным методом с использованием повышающего коэффициента до 1 января 2009 г., применять этот коэффициент и после этой даты.

На данный вопрос нет однозначного ответа.

С одной стороны, в пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ содержится прямое указание на то, что специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам. Это правило действует с 1 января 2009 г., и поскольку НК РФ не устанавливает никаких особенностей и переходных положений, оно применяется ко всем амортизируемым основным средствам, являющимся предметом договора финансовой аренды. Следовательно, лизинговое имущество, относящееся к первой - третьей амортизационным группам, амортизация по которому начислялась до 01.01.2009 с применением повышающего коэффициента, после этой даты амортизируется без использования такого коэффициента.

С другой стороны, после 01.01.2009 такие основные средства могут амортизироваться с применением повышающего коэффициента. Обоснованием этой точки зрения служат прежние разъяснения Минфина о применении специальных коэффициентов. После принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ, которым был отменен понижающий коэффициент, финансовое ведомство попыталось ограничить действие данных изменений, указав, что при амортизации легковых автомобилей или пассажирских микроавтобусов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2009 г., понижающий коэффициент 0,5 должен применяться и после этой даты. При этом в Письме Минфина России от 09.10.2008 N 03-03-06/1/573 приводился следующий довод: норма амортизации определяется на дату ввода объекта в эксплуатацию и не изменяется в течение всего срока амортизации (подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 29.10.2008). Следует отметить, что ситуация с понижающим коэффициентом решилась в пользу налогоплательщика после введения ст. 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в которой предусмотрено, что организации, применявшие ранее коэффициент 0,5 при амортизации автотранспорта, с 1 января 2009 г. использовать его не должны. Однако приведенные выше разъяснения финансового ведомства можно применить к рассматриваемой ситуации, обосновав использование повышающего коэффициента к лизинговому имуществу первой - третьей амортизационных групп, введенному в эксплуатацию до 1 января 2009 г., тем, что такой коэффициент в 2009 г. применяется к основной норме амортизации в соответствии с порядком, действующим на дату ввода объекта в эксплуатацию. Обращаем внимание, что данное обоснование приемлемо только для тех налогоплательщиков, которые после 1 января 2009 г. согласно учетной политике будут применять линейный метод.

Таким образом, у организаций, передавших имущество (относящееся к первой - третьей амортизационным группам) по договору лизинга, которое начало амортизироваться линейным методом до 1 января 2009 г. с применением повышающего коэффициента (не выше 3), после 1 января 2009 г. есть два варианта:

1) прекратить применение специального коэффициента в соответствии с запретом, установленным пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ;

2) продолжать амортизировать основные средства с применением специального коэффициента согласно порядку, действовавшему на дату ввода объекта в эксплуатацию. В данном случае возможны споры с налоговыми органами.


2. В каком порядке после 1 января 2009 г. следует амортизировать основные средства, срок фактической эксплуатации которых на 01.01.2002 превысил срок полезного использования?


Название документа:

Письмо Минфина России от 08.12.2008 N 03-03-06/1/681


Комментарий:

У некоторых организаций на балансе имеются амортизируемые основные средства, введенные в эксплуатацию до вступления в действие гл. 25 НК РФ (1 января 2002 г.), фактический срок использования которых на эту дату превышал срок их полезного использования, установленный в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ. Такое имущество на 1 января 2002 г. выделялось в отдельную амортизационную группу в оценке по остаточной стоимости, которая учитывалась в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет (пп. 2 п. 1 ст. 322 НК РФ). Таким образом, если для данного имущества был установлен минимальный срок (7 лет), то к 2009 г. оно уже полностью самортизировано. Если же срок 8 и более лет, то тогда неясно, в каком порядке следует начислять амортизацию по таким основным средствам после 1 января 2009 г.

Отвечая на этот вопрос, Минфин разъяснил, что после 1 января 2009 г. организация продолжает начислять амортизацию по основным средствам, по которым срок фактической эксплуатации по состоянию на 01.01.2002 превысил срок полезного использования, до полного списания. Однако не указано, какой метод начисления амортизации при этом применяется. Дело в том, что с 01.01.2002 по 01.01.2009 по таким объектам можно было использовать только линейный способ начисления амортизации (пп. 2 п. 1 ст. 322 НК РФ). С 1 января 2009 г. особенностей учета такого амортизируемого имущества ст. 322 НК РФ больше не содержит. Начиная с этой даты, налогоплательщик может применять один из методов, утвержденных в учетной политике (за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам) - линейный либо нелинейный (абз. 2 п. 3 ст. 259 НК РФ). Поэтому формально с 01.01.2009 налогоплательщик вправе амортизировать имущество, срок фактической эксплуатации которого по состоянию на 01.01.2002 превысил срок полезного использования, одним из приведенных методов. Однако нормы начисления амортизации при нелинейном методе установлены только для 10 амортизационных групп (п. 5 ст. 259.2 НК РФ), а рассматриваемые основные средства не относятся ни к одной из них. Таким образом, независимо от того, какой метод амортизации организация будет применять с 2009 г., имущество, срок фактической эксплуатации которого по состоянию на 01.01.2002 превысил срок полезного использования, амортизируется в прежнем порядке (линейным способом) до полного списания его стоимости.


3. Нужно ли обособленному подразделению организации представлять сведения о доходах работников в налоговые органы по месту своего нахождения?


Название документа:

Письмо Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244


Комментарий:

В комментируемом Письме финансовое ведомство вновь обратилось к вопросу о том, в какие налоговые органы должны подавать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ те организации, которые имеют обособленные подразделения. Данный вопрос является спорным, поскольку единого мнения нет ни среди контролирующих органов, ни в арбитражной практике.

Согласно первой точке зрения обособленные подразделения представляют сведения в отношении работников в налоговые органы по месту своего учета. Именно такая позиция содержится в комментируемом Письме, а также других разъяснениях Минфина России (Письмо от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2). Обосновывается она следующим образом. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, обязаны вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого из них (п. 1 ст. 83 НК РФ). Такие налоговые агенты перечисляют исчисленные и удержанные налоги как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). О невозможности удержать исчисленный налог они сообщают в течение месяца в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК РФ). Это значит, что и сведения о доходах работников передаются также по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Согласно второй точке зрения сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть представлены по месту учета головной организации (Письма ФНС России от 13.03.2008 N 04-1-05/0916, от 07.03.2007 N 23-3-04/238). В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ сведения о доходах физических лиц налоговые агенты должны подавать в налоговый орган по месту своего учета. Обособленное подразделение юридического лица является частью этой организации. Таким образом, сведения о доходах физических лиц представляются налоговыми агентами только по месту учета головной организации.

Подробнее познакомиться с другими материалами и арбитражной практикой по данному вопросу можно в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

В заключение следует отметить, что если обособленное подразделение не представило сведений о доходах физических лиц по месту своего учета, то привлечь его к ответственности по ст. 126 НК РФ нельзя (подробнее об этом см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 16.03.2007).

Таким образом, подобные сведения могут представляться по месту нахождения как головной организации, так и ее обособленного подразделения.




Судебное решение недели


Нарушение срока представления декларации в электронном виде не влечет ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, если она подана на бумажном носителе в установленный срок

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2008 N А33-10184/07-Ф02-1227/08)


Организация в установленный срок представила декларацию в письменном виде и на дискете. Но налоговый орган ее не принял, мотивируя это тем, что, поскольку среднесписочная численность работников превышает 250 человек, компания обязана подавать декларации в электронном виде. Организация выполнила требование инспекции и представила электронную декларацию по телекоммуникационным каналам связи, но с пропуском срока. На этом основании она была привлечена к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ.

Суд признал решение инспекции незаконным, руководствуясь следующим. Пункт 1 ст. 80 НК РФ устанавливает, что налоговая декларация является письменным заявлением налогоплательщика, за непредставление которой ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность. В данном случае организация подала декларацию в установленный срок в письменном виде, хотя должна была представить ее в электронной форме в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ. Несмотря на это налоговый орган не вправе отказать в приеме деклараций на бумажном носителе и дискете. Неисполнение налогоплательщиком обязанности по представлению декларации в электронном виде не образует состава правонарушения, установленного ст. 119 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2008 N А19-3663/08-11-Ф02-4072/08.

 

Следующий выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" выйдет 12 января 2009 года.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Учесть типичные и нестандартные хозяйственные операции в бухгалтерском и налоговом учете просто, подписавшись на рассылку "Схемы корреспонденций счетов". Учет без ошибок!



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное