Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 18.12.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 18.12.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ ФСТ РФ от 02.12.2008 N 311-э/3 "Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. При реализации автомобилей, купленных у физических лиц, НДС уплачивается с разницы между ценой продажи и стоимостью их приобретения

2. Утверждены новые формы статистической отчетности

3. Суммы, уплаченные организацией за обслуживание банковских карт, на которые перечисляется заработная плата сотрудников, НДФЛ не облагаются


Комментарии

1. Разведенный родитель, а также родитель, не состоящий в зарегистрированном браке, не вправе получать стандартный вычет на ребенка в двойном размере - так считает Минфин России

2. Нужно ли подавать декларацию за тот период, когда организация вела предпринимательскую деятельность без постановки на учет в налоговом органе?


Судебное решение недели

НДС по ставке 18 процентов, который предъявлен в отношении услуг, связанных с экспортом, является неосновательным обогащением продавца



Новости


1. При реализации автомобилей, купленных у физических лиц, НДС уплачивается с разницы между ценой продажи и стоимостью их приобретения

Федеральный закон от 04.12.2008 N 251-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


При перепродаже автомобилей, купленных у физических лиц, налогоплательщики уплачивают НДС с разницы между рыночной ценой и стоимостью их приобретения - это следует из п. 5.1, который добавлен в ст. 154 НК РФ. Рыночная цена реализуемого автомобиля определяется в соответствии со ст. 40 НК РФ (с учетом НДС). Налог исчисляется с применением расчетной ставки 18/118 (соответствующее изменение внесено в п. 4 ст. 164 НК РФ).

Данные поправки вступают в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Поскольку Федеральный закон от 04.12.2008 N 251-ФЗ появился в "Российской газете" 09.12.2008, а налоговый период по НДС - квартал, указанные изменения начнут применяться со II квартала 2009 г.


2. Утверждены новые формы статистической отчетности

Приказ Росстата от 26.11.2008 N 291 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий"

Приказ Росстата от 28.11.2008 N 295 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за деятельностью по оказанию рекламных и образовательных услуг населению"

Приказ Росстата от 27.11.2008 N 293 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за движением ценных бумаг и доходов по ним по институциональным секторам"


Утверждено еще несколько новых форм статистической отчетности для юридических лиц. По первой из них, предназначенной для организаций, которые производят электроэнергию и имеют обрабатывающие производства, необходимо отчитываться уже в декабре текущего года за последнюю декаду ноября. Эта форма установлена Приказом Росстата от 26.11.2008 N 291 и должна подаваться подекадно до 12 часов дня, следующего за отчетным периодом.

Две годовые формы статнаблюдения утверждены Приказом Росстата от 28.11.2008 N 295. Одна из них предназначена для компаний, занимающихся производством, размещением и распространением рекламной информации. Подать ее необходимо до 11 мая 2009 г., причем отражаются в данной форме сведения об оказании рекламных услуг в 2008 г. Второй из установленных Приказом бланков адресован юридическим лицам, которые осуществляют подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. В этой форме приводятся данные о получении второго высшего образования на начало 2009/2010 уч. г. по состоянию на 1 октября (подать ее необходимо до 20 октября 2009 г.). Показатели, исчисляемые за календарный период (например, прием и выпуск), включают сведения за период с 1 октября 2008 г. по 30 сентября 2009 г.

Еще одна годовая форма установлена Приказом Росстата от 27.11.2008 N 293. Она предназначена для всех компаний, ведущих коммерческую деятельность (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, инвестиционных фондов, страховых организаций). Данные, которые содержатся в отчетности, необходимо вносить на основании показателей учредительных документов, аналитического бухучета, решения о размещении ценных бумаг, отчетов эмитентов об итогах выпуска ценных бумаг, документов, подтверждающих госрегистрацию выпуска ценных бумаг, реестра акционеров. Отчитываться по указанной форме необходимо ежегодно до 1 августа.

О ранее утвержденных формах статистического наблюдения на 2009 г. см. выпуски обзора от 26.11.2008, 08.10.2008, 06.11.2008.


3. Суммы, уплаченные организацией за обслуживание банковских карт, на которые перечисляется заработная плата сотрудников, НДФЛ не облагаются

Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-04-06-01/351


Минфин России еще раз подтвердил свою позицию о том, что суммы комиссий, уплаченные банку за выпуск и обслуживание пластиковых карт, на которые перечисляется заработная плата и иные платежи согласно трудовому договору, доходами работников не являются (Письма от 19.09.2006 N 03-05-01-04/273, от 30.01.2006 N 03-05-01-04/13). При этом финансовое ведомство ссылается на ст. 22 Трудового кодекса РФ, в которой закреплена обязанность работодателя своевременно и в полном размере выплачивать причитающуюся сотрудникам заработную плату. Подборку материалов по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

Вместе с тем Минфин указал следующее: при перечислении на пластиковые карточки работников дивидендов, сумм займов и других денежных средств вознаграждение банку за обслуживание банковских карт облагается НДФЛ. Это связано с тем, что обязанность по выплате данных сумм не установлена трудовым законодательством.




Комментарии


1. Разведенный родитель, а также родитель, не состоящий в зарегистрированном браке, не вправе получать стандартный вычет на ребенка в двойном размере - так считает Минфин России


Название документа:

Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-04-05-01/443


Комментарий:

Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ внесены поправки в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, которые касаются предоставления стандартного налогового вычета на детей в двойном размере. Так, понятие "одинокий родитель" заменено на "единственный родитель". Это повлечет за собой сложности в применении данного положения на практике, поскольку сейчас в том же пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ указано, что под одинокими родителями понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке. А введенное понятие "единственный родитель" не содержится ни в налоговом, ни в семейном законодательстве. Финансовое ведомство дало первые разъяснения, в которых указано, что стандартный вычет в двойном размере не будет предоставляться в случаях, если брак между родителями расторгнут или ребенок рожден у родителей, не состоящих в зарегистрированном браке (Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-04-05-01/443).

Итак, рассмотрим случаи, когда родитель признается единственным:

- мать в тех случаях, когда ребенок рожден вне брака и его отцовство не установлено. В гл. 10 Семейного кодекса РФ отмечается, что отцом (матерью) ребенка признаются лица, которые внесены в книгу записей рождений и на момент регистрации состоят либо не состоят между собой в законном браке. Если мать, регистрирующая ребенка, не состоит в браке, то по ее указанию в установленном порядке производится запись об отце. В таком случае органы ЗАГСа выдают документ, подтверждающий, что мать является одинокой;

- приемный отец, который на момент усыновления (удочерения) не состоит в браке;

- опекуны, попечители, воспитывающие детей без матери.

В иных ситуациях вероятны споры, поскольку налоговые органы могут отказать в применении вычета в двойном размере, не признав родителя в таком случае единственным. Перечислим данные ситуации:

- родитель находится в разводе;

- отцовство признано, но брак не зарегистрирован. Согласно ст. 51 Семейного кодекса РФ указано, что, если родители не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка вносятся в книгу записей рождений согласно совместному заявлению отца и матери ребенка или по решению суда;

- один из родителей умер. В данной ситуации оставшегося в живых родителя нельзя признать единственным, поскольку в свидетельстве о рождении ребенка изначально записаны оба родителя;

- один из родителей лишен родительских прав. Однако в соответствии со ст. 71 Семейного кодекса РФ он может быть восстановлен в этих правах, если изменил поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Поэтому в такой ситуации другой родитель не может считаться единственным.

Таким образом, при предоставлении стандартного налогового вычета на детей в двойном размере в 2009 г. следует учитывать данные рекомендации.


2. Нужно ли подавать декларацию за тот период, когда организация вела предпринимательскую деятельность без постановки на учет в налоговом органе?


Название документа:

Письмо Минфина России от 26.11.2008 N 03-02-07/1-477


Комментарий:

Организация, которая какое-то время вела предпринимательскую деятельность по месту нахождения своего обособленного подразделения без постановки на учет в инспекции, обратилась в Минфин за разъяснениями по вопросу представления налоговых деклараций за данный период. При этом она была привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 117 НК РФ, за уклонение от постановки на учет в налоговых органах.

Финансовое ведомство отвечает, что привлечение организации к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 117 НК РФ, не освобождает ее от обязанности по представлению декларации (расчета) за период деятельности без постановки на учет. Объясняется это тем, что налогоплательщики должны устранять выявленные налоговыми органами нарушения законодательства о налогах и сборах (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). А инспекции в силу пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщиков устранения нарушений и контролировать выполнение указанных требований.

При этом Минфин не разъясняет, в каком порядке необходимо подавать декларации и по каким налогам. В силу п. 1 ст. 80 НК РФ декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах (их источниках) и произведенных расходах, о налоговой базе, льготах, исчисленной сумме налога или о других данных, служащих основанием для расчета и уплаты налога. В том случае, если организация не только не зарегистрировалась в инспекции, но и не вела налоговый учет, подать декларацию по какому бы то ни было налогу не представляется возможным. Налоговый кодекс РФ не указывает на то, что организация, которая осуществляла деятельность без постановки на учет, должна представить декларации за этот период, равно как и не устанавливает ответственности в такой ситуации. Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации в налоговый орган по месту учета, в данном же случае никакого места учета у организации не было, за что она была привлечена к ответственности по соответствующей статье.

Впрочем, следует отметить, что штраф, установленный ст. 117 НК РФ, не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить налоги и сборы, которые он должен был исчислить в ходе своей деятельности. Однако суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, определяются не на основании декларации, а расчетным путем. Если налогоплательщик в течение более чем двух месяцев не представляет налоговому органу необходимые для расчета налогов документы, не ведет учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения, то исчислить налоги невозможно. Поэтому налоговый орган вправе определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Причем для налогоплательщика более выгодно подать в инспекцию имеющиеся у него документы, по которым можно рассчитать налоги к уплате, так как в противном случае данная сумма будет рассчитана на основании данных об аналогичных налогоплательщиках.

Таким образом, если организация вела предпринимательскую деятельность без постановки на учет в налоговых органах и была за это привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, она не обязана подавать декларацию или расчет налога за тот период. Однако определенные расчетным путем и начисленные инспекцией суммы налогов в бюджет внести придется.




Судебное решение недели


НДС по ставке 18 процентов, который предъявлен в отношении услуг, связанных с экспортом, является неосновательным обогащением продавца

(Постановление ФАС Поволжского округа от 07.11.2008 N А55-692/2008)


Организация заключила договор на сопровождение и охрану вагонов с экспортными грузами, перевозимыми железнодорожным транспортом. В свою очередь компания, предоставляющая данные услуги налогоплательщику, заключила агентский договор с ОАО "РЖД", по которому общество обязалось вести расчеты и оказывать информационные услуги по сопровождению и охране в пути следования. Причем оно же выступало перевозчиком грузов, относительно которых были заключены все указанные договоры, поэтому располагало сведениями о грузах налогоплательщика, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и применяло при выставлении ему счетов-фактур специальный код "без начисления налога на добавленную стоимость". В то же время за предоставленные услуги по сопровождению и охране грузов на основании агентского договора ОАО "РЖД" начислило и удержало с налогоплательщика (через его контрагента) НДС по ставке 18 процентов.

Налогоплательщик обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" о взыскании с последнего уплаченного в цене сделки налога как неосновательного обогащения. Суд иск удовлетворил, руководствуясь следующими обстоятельствами. При оказании услуг, связанных с реализацией товаров в режиме экспорта, продавец обязан выставить счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов (ст. ст. 168, 169 НК РФ). Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную законодательством ставку налога. Заявить вычет налога, уплаченного налогоплательщиком в нарушение положений гл. 21 НК РФ, нельзя. Поэтому суд пришел к выводу о том, что применение ставки 18 процентов в данном случае неправомерно, и взыскал с продавца услуг сумму уплаченного покупателем налога.

Однако есть противоположное решение, в котором суд указал, что неправомерное предъявление суммы налога контрагенту не является неосновательным обогащением, если цена соответствует указанной в договоре (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4647/2007(36197-А75-12)). Подробно данное решение рассмотрено в выпуске обзора от 15.08.2007.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Добросовестный подход к проблеме недобросовестности. Все признаки недобросовестности налогоплательщиков, подборка положительных и отрицательных судебных решений по каждому из них в рассылке "Недобросовестность. Информация для размышления в помощь руководителю".



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное