Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 03.09.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 03.09.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. При экспорте товаров в Белоруссию для подтверждения права на ставку 0 процентов ГТД представлять не нужно

2. Утверждена форма заявления об уплате дополнительных страховых взносов

3. Стоимость права на заключение договора аренды земельного участка не должна включаться в первоначальную стоимость здания, возводимого на этом участке

4. Новый порядок представления статистических данных

5. Убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента уменьшает базу по налогу на прибыль


Комментарии

1. Остаточной стоимостью основных средств, приобретенных за счет средств целевых поступлений, признается их первоначальная стоимость

2. Требуется ли при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, представлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие уведомление кредиторов о реорганизации?


Судебное решение недели

Можно ли признать расходы на страхование работников от несчастных случаев на 24 часа в сутки?



Новости


1. При экспорте товаров в Белоруссию для подтверждения права на ставку 0 процентов ГТД представлять не нужно

Письмо Минфина России от 18.08.2008 N 03-07-13/1/04


Как указал Минфин, перечень документов, которые экспортер обязан представить в налоговые органы для применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, предусмотрен п. 2 разд. II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004. Причем данным перечнем для экспорта товаров из России в Белоруссию не предусмотрено представление в инспекцию грузовых таможенных деклараций в отношении товаров российского происхождения.

Таким образом, отказ в применении ставки 0 процентов при экспорте товаров в Белоруссию на основании отсутствия ГТД неправомерен.


2. Утверждена форма заявления об уплате дополнительных страховых взносов

Постановление Правления ПФР от 28.07.2008 N 225п "Об утверждении формы заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, инструкции по его заполнению, а также формата представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в электронном виде (формат данных)"


В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ физические лица имеют право уплачивать дополнительные страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Сделать это можно самостоятельно либо через работодателя. Правление Пенсионного фонда РФ утвердило форму заявления на уплату дополнительных взносов, которое плательщик сборов заполняет самостоятельно и подает в территориальные органы ПФР (либо направляет через работодателя).

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в электронной форме. Постановлением также установлен формат данных, которые в этом случае передаются в ПФР.

Подавать заявление по новой форме можно с 1 октября 2008 г.


3. Стоимость права на заключение договора аренды земельного участка не должна включаться в первоначальную стоимость здания, возводимого на этом участке

Письмо Минфина России от 11.08.2008 N 03-03-06/1/452


В рассматриваемом Письме Минфин затронул вопрос о том, необходимо ли включать в первоначальную стоимость строящегося здания затраты, связанные с арендой земельного участка, на котором ведется строительство. Речь идет об арендных платежах, уплаченных до того момента, когда строительство завершено, а также о стоимости права на заключение долгосрочного договора аренды земельного участка.

В отношении арендных платежей позиция финансового ведомства осталась прежней: их сумма увеличивает первоначальную стоимость возводимого объекта. Такие разъяснения давались и ранее, иной подход к решению этого спорного вопроса представлен в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 30.07.2008.

По поводу же стоимости права на заключение договора аренды земельного участка в Письме указано, что при заключении данного договора до 1 января 2007 г. такие расходы также должны были включаться в первоначальную стоимость здания. Но с 1 января 2007 г., как отмечено в Письме, затраты на приобретение права на земельные участки учитываются в соответствии с положениями ст. 264.1 НК РФ. Таким образом, Минфин признал, что оплата права на заключение договора аренды земельного участка не должна включаться в первоначальную стоимость возводимого объекта, и данные расходы следует учитывать по правилам ст. 264.1 Кодекса.


4. Новый порядок представления статистических данных

Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета"


Правительство РФ утвердило порядок обязательного представления первичных статистических данных.

Были внесены небольшие изменения в список респондентов и общие правила о подаче данных. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства теперь представляют статистические данные в упрощенном порядке.

В соответствии со старым порядком ответственным за подачу статистических данных считался руководитель организации, что было изменено Постановлением РФ от 18.08.2008 N 620. Теперь руководитель компании обязан назначить должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию от имени юридического лица. Именно это лицо в случае нарушения порядка представления статистических данных будет нести административную ответственность по ст. 13.19 КоАП РФ.

В Постановлении сформулированы условия обязательного представления статистических данных. В качестве одного из них указано наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению. То есть, если Росстат или иной уполномоченный орган не утвердил бланка формы наблюдения или хотя бы указаний по его заполнению, респондент имеет право такие сведения не подавать.

Кроме того, в качестве обязательного условия подачи административных данных указано наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о представлении таких данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента. Таким образом, даже если формально хозяйствующий субъект относится к респондентам, на которых распространяется рассматриваемый порядок, до получения официального запроса или заключения соглашения с органами статистики подавать административные данные в обязательном порядке он не должен.


5. Убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента уменьшает базу по налогу на прибыль

Письмо Минфина России от 13.08.2008 N 03-03-06/2/104


В соответствии с п. 10 ст. 280 НК РФ налогоплательщики, получившие убыток от операций с ценными бумагами, вправе уменьшить базу по таким операциям в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 НК РФ. Минфин указал, что каких-либо ограничений в отношении уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами на убыток от операций с бумагами иностранного эмитента в положениях п. 10 ст. 280 НК РФ нет. Таким образом, организация может уменьшить базу по налогу на прибыль на убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента.




Комментарии


1. Остаточной стоимостью основных средств, приобретенных за счет средств целевых поступлений, признается их первоначальная стоимость


Название документа:

Письмо Минфина России от 16.07.2008 N 03-03-06/4/48


Комментарий:

Компании, у которых есть обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль (в той части, в которой он зачисляется в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований) по месту нахождения головной организации, а также каждого подразделения. Сумма налога распределяется между обособленными подразделениями исходя из доли прибыли, которая на них приходится. Правила определения доли прибыли установлены п. 2 ст. 288 НК РФ, и для ее расчета необходимы в том числе и данные об остаточной стоимости основных средств по обособленным подразделениям.

Некоммерческая организация, имеющая обособленные подразделения, обратилась в Минфин со следующим вопросом. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное из средств целевых поступлений, которое используется в некоммерческой деятельности, признается амортизируемым, однако амортизация по нему не начисляется. Как определить остаточную стоимость таких основных средств для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения?

Финансовое ведомство указывает, что по имуществу, по которому не начисляется амортизация, остаточной стоимостью должна признаваться его первоначальная (восстановительная) стоимость. Остаточная стоимость, определенная таким образом, участвует в расчете доли прибыли, которая приходится на обособленные подразделения некоммерческой организации.

Вывод Минфина актуален и применим не только в ситуации с определением остаточной стоимости основных средств некоммерческих организаций для расчета доли прибыли и распределения сумм налога по обособленным подразделениям. Не так давно в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 16.07.2008 мы рассматривали следующий вопрос: вправе ли некоммерческая организация при продаже основных средств, приобретенных из средств целевых поступлений, уменьшить доходы на стоимость имущества? Свои разъяснения по этому поводу давало УФНС России по г. Москве в Письме от 18.04.2008 N 20-12/037687. Налоговые органы ответили на данный вопрос отрицательно. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества доходы от его продажи уменьшаются на остаточную стоимость. Но поскольку амортизация по основным средствам, приобретенным за счет средств целевых поступлений, не начисляется, то их первоначальная и остаточная стоимость в налоговом учете не формируется. Поэтому уменьшить доход от реализации данных основных средств на остаточную стоимость имущества нельзя, поскольку этой остаточной стоимости нет.

Разъяснения УФНС России по г. Москве спорны, на что и обращалось внимание в нашем обзоре. Некоммерческая организация может определить первоначальную стоимость имущества, приобретенного из средств целевых поступлений, - это расходы по его приобретению. Данные расходы не могут учитываться ни единовременно (п. 5 ст. 270 НК РФ), ни путем начисления амортизации (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ), но они производятся, и определить первоначальную стоимость такого основного средства можно. Остаточная же стоимость основного средства - это его первоначальная стоимость за вычетом сумм начисленной амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ); если же амортизация не начислялась, то остаточная стоимость будет равна первоначальной.

В рассматриваемом Письме Минфин признает, что у имущества некоммерческих организаций, приобретенного из средств целевого финансирования, есть и первоначальная, и остаточная стоимость. И это Письмо - еще один аргумент в пользу того, что при реализации данных основных средств доходы от продажи можно уменьшить на остаточную стоимость, равную первоначальной стоимости - сумме расходов по приобретению.



2. Требуется ли при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, представлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие уведомление кредиторов о реорганизации?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2008 N 09-14/054957


Комментарий:

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган необходимо представить комплект документов, перечень которых приведен в ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". К числу этих документов относятся заявление, учредительные документы, решение о реорганизации, договор о слиянии (в случаях, предусмотренных федеральными законами), передаточный акт или разделительный баланс, документ об уплате госпошлины, документ, подтверждающий представление сведений о застрахованных лицах в территориальный орган ПФР.

В то же время законодательство о юридических лицах требует, чтобы при реорганизации общество уведомляло об этом своих кредиторов, а в органе печати, в котором публикуются данные о госрегистрации юрлиц, размещало сообщение о принятом решении. Такое требование содержится в п. 5 ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". В данных нормах также указано, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, производится при наличии доказательств уведомления кредиторов.

Поэтому УФНС России по г. Москве, рассматривая вопрос о порядке подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, созданного путем реорганизации, утверждает, что в регистрирующий орган необходимо представить также и документы, подтверждающие уведомление кредиторов.

Обоснованность такого требования спорна. Как было указано ранее, перечень документов, которые требуется представить при госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведен в ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Этот перечень исчерпывающий, и документов, подтверждающих уведомление кредиторов о реорганизации, в нем нет. Требовать для государственной регистрации какие-либо иные документы, помимо установленных данным Законом, регистрирующий орган не вправе, что прямо закреплено в п. 4 ст. 9 Закона. Основания для отказа в госрегистрации перечислены в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, среди них - непредставление необходимых для государственной регистрации документов, но только тех, которые определены данным Федеральным законом.

То, что о реорганизации юридического лица кредиторы были уведомлены, подтверждается в подаваемом заявлении о регистрации (пп. "а" п. 1 ст. 14 Закона). Ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган установлена п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ (предупреждение или штраф для должностного лица в размере 5000 руб.), за представление заведомо ложных сведений, то есть когда было заранее известно, что кредиторы в действительности не уведомлялись, - п. 4 данной статьи (штраф для должностного лица в размере 5000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет).

Поэтому, обнаружив впоследствии недостоверность сведений, содержащихся в заявлении о регистрации, и установив, что кредиторы юрлица о реорганизации уведомлены не были, налоговая инспекция как регистрирующий орган, согласно п. 1 ст. 23.61, пп. 8 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, вправе либо самостоятельно привлечь должностное лицо организации к ответственности по п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, либо составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и передать его в суд. Но отказывать в госрегистрации на том основании, что в поданном комплекте документов не содержится доказательств уведомления кредиторов о реорганизации общества, инспекция не вправе.

Судебная же практика по данному вопросу неоднородна. В некоторых решениях поддерживается изложенный выше подход и говорится, что отказ налоговой инспекции в государственной регистрации по причине непредставления документов, подтверждающих уведомление кредиторов, незаконен (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2007 N Ф04-8702/2006(29683-А46-40), от 22.10.2007 N Ф04-7188/2007(39205-А75-15)). Однако есть и противоположные судебные решения (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2008 N Ф08-484/08, ФАС Уральского округа от 21.11.2007 N Ф09-9539/07-С4).




Судебное решение недели


Можно ли признать расходы на страхование работников от несчастных случаев на 24 часа в сутки?

(Постановление ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-3096/08-С3)


Организация отнесла на расходы затраты на добровольное страхование ряда работников (руководящих должностных лиц) от несчастного случая со сроком страховой защиты в течение 24 часов в сутки. По мнению инспекции, данные затраты не связаны с исполнением трудовых обязанностей, поэтому в признании таких расходов налогоплательщику было отказано. Оспаривая данное решение, организация сослалась на то, что у застрахованных работников ненормированный рабочий день (более 40 часов в неделю).

Суд указал на следующее: ненормированный рабочий день названных руководящих должностных лиц не свидетельствует о том, что трудовые обязанности исполнялись ими в течение 24 часов в сутки. Поэтому необходимости оплачивать круглосуточную страховую защиту для работников у организации не было. Отказывая в признании данных расходов, суд сослался на положения п. 16 ст. 255 НК РФ, в силу которого к расходам на оплату труда относятся взносы по договорам добровольного страхования, заключенным исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Точку зрения, высказанную судом, можно оспорить по следующим основаниям. Согласно ст. 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные сотрудники по распоряжению работодателя при необходимости могут периодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. То есть работники теоретически могут приступить к исполнению трудовых обязанностей за пределами установленного рабочего времени в любой момент. При этом следует обратить внимание на то, что налогоплательщик заключил со страховой компанией именно договор страхования от несчастных случаев на производстве. Таким образом, независимо от срока страховой защиты, выплаты по такому договору могут получить только лица, с которыми произошел несчастный случай на работе, что свидетельствует о соответствии заключенного договора требованиям п. 16 ст. 255 НК РФ. Кроме того, в указанном пункте нет ограничения по сроку страховой защиты.

Осталось также неясным, по каким причинам инспекция отказала в признании всей суммы расходов: ведь в спорные 24 часа в сутки, на которые распространялась страховая защита, включалось и время официально установленного рабочего дня. При этом налоговый орган не привел ни одного основания для отказа в признании расходов хотя бы в этой части.


Применение документа (выводы):

Оформляя в интересах работников страхование от несчастных случаев со сроком страховой защиты 24 часа в сутки, работодатель может:

1) не включать произведенные затраты в состав расходов на оплату труда и списать их за счет чистой прибыли;

2) признать расходы в части, приходящейся на установленное трудовым или коллективным договором рабочее время;

3) признать расходы полностью и быть готовым к тому, что свою правоту придется отстаивать в суде.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Обзор законопроектов
Обзор наиболее актуальных законопроектов, принятых Государственной Думой РФ в первом чтении, - в вашем почтовом ящике.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное