Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 16.07.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 16.07.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. С 1 мая 2008 г. вступил в силу Протокол о порядке взимания косвенных налогов по работам и услугам между Россией и Белоруссией

2. Разъяснено, как в 2008 г. определять пропорцию для раздельного учета НДС

3. Суточные работнику выплачиваются полностью, даже если простой в командировке произошел по его вине


Комментарии

1. Могут ли некоммерческие организации при продаже основных средств, приобретенных за счет целевых поступлений, уменьшить доходы на стоимость имущества?

2. Увеличивают ли эксплуатационные расходы по помещению, не введенному в эксплуатацию, его первоначальную стоимость?

3. Признать расходы на транспортные услуги сторонних организаций можно без товарно-транспортной накладной


Судебное решение недели

Если организация не подала сведения для персонифицированного учета в ПФР, она уплачивает штраф только по тем работникам, за которых не поданы документы, а не со всей суммы взносов



Новости


1. С 1 мая 2008 г. вступил в силу Протокол о порядке взимания косвенных налогов по работам и услугам между Россией и Белоруссией

Письмо ФНС России от 24.06.2008 N ШС-6-3/448@ "О дате вступления в силу Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 года"


Налоговое ведомство разослало письмо Минфина, в котором разъяснено, с какого момента применяется Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 г. По информации МИД России, выполнение Российской и Белорусской сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу, завершено 29 апреля 2008 г. Поэтому он начал действовать с 1 мая 2008 г. и применяется в отношении работ и услуг, выполненных (оказанных) после указанной даты.

О новом порядке взимания косвенных налогов, установленных Протоколом, см. выпуск обзора от 16.04.2008.


2. Разъяснено, как в 2008 г. определять пропорцию для раздельного учета НДС

Письмо ФНС России от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@ "О порядке ведения с 1 января 2008 года раздельного учета НДС"


В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой операции осуществляются для производства или реализации товаров, облагаемых и не облагаемых НДС. С 1 января 2008 г. налоговым периодом по НДС является квартал. Согласно разъяснениям ФНС, так как пропорция определяется по данным текущего налогового периода, суммы "входного" НДС необходимо распределять по данным квартала.


3. Суточные работнику выплачиваются полностью, даже если простой в командировке произошел по его вине

Письмо Роструда от 30.04.2008 N 1024-6


Организация обратилась в Роструд за разъяснениями по следующему вопросу: обязана ли она выплачивать работнику суточные за все дни его нахождения в командировке вне зависимости от фактического выполнения им своих трудовых обязанностей в случае, если простой произошел по вине сотрудника. Роструд в своем ответе сослался на следующие обстоятельства. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. При этом суточные выплачиваются сотруднику за каждый день нахождения в командировке.

Время простоя по вине работника не оплачивается. Однако суточные не являются вознаграждением за труд, то есть не относятся к заработной плате, а носят компенсационный характер. При этом выплата суточных не ставится в какую-либо зависимость от фактического выполнения сотрудником трудовых обязанностей, поэтому суточные работнику следует выплачивать за все дни его нахождения в командировке.




Комментарии


1. Могут ли некоммерческие организации при продаже основных средств, приобретенных за счет целевых поступлений, уменьшить доходы на стоимость имущества?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037687


Комментарий:

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ в отношении имущества некоммерческих организаций, используемого в некоммерческой деятельности, которое было получено в качестве целевых поступлений или же приобретено из средств таких поступлений, амортизация не начисляется.

В анализируемом Письме УФНС России по г. Москве рассмотрело вопрос, вправе ли некоммерческая организация при продаже указанного имущества уменьшить доходы от реализации на его стоимость. По мнению налоговых органов, компания не может этого сделать. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на его остаточную стоимость. Имущество, приобретенное некоммерческой организацией за счет целевых поступлений и использовавшееся в некоммерческой деятельности, не амортизировалось, и у организации не было расходов по его приобретению (первоначальная и остаточная стоимость в налоговом учете не формировалась). Поэтому, как отмечено в Письме, доход от реализации таких средств полностью включается в налоговую базу без уменьшения на стоимость имущества.

Единственное, на что некоммерческая организация вправе уменьшить свои доходы, - это затраты, непосредственно связанные с реализацией основного средства (расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества).

Иной подход к данному вопросу можно обосновать так.

По основным средствам некоммерческих организаций, которые используются в некоммерческой деятельности и приобретены за счет средств целевого финансирования, амортизация действительно не начисляется, однако это имущество признается амортизируемым, на что прямо указано в п. 2 ст. 256 НК РФ. Следовательно, в данном случае может применяться пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, согласно которому доходы от реализации такого имущества уменьшаются на его остаточную стоимость.

В п. 1 ст. 257 НК РФ указано, что первоначальной стоимостью ОС признается сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за вычетом НДС и акцизов. Остаточная же стоимость - это разница между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации.

Приобретая основное средство за счет средств целевых поступлений, некоммерческая организация осуществляет указанные в п. 1 ст. 257 Кодекса расходы. Они не учитываются ни единовременно (п. 5 ст. 270 НК РФ), ни путем начисления амортизации (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Но эти расходы производятся, и определить размер первоначальной стоимости такого основного средства можно. На момент последующей реализации возможно определить и остаточную стоимость ОС (первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации), а поскольку амортизация не начислялась, то его остаточная стоимость будет равняться первоначальной.

Именно на остаточную стоимость основного средства, приобретенного за счет средств целевых поступлений, которая будет равна его первоначальной стоимости, некоммерческая организация, согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, вправе уменьшить доходы от реализации. Есть судебное решение, в котором поддерживается такая точка зрения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2005 N А28-6707/2005-110/29).


2. Увеличивают ли эксплуатационные расходы по помещению, не введенному в эксплуатацию, его первоначальную стоимость?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037669.2


Комментарий:

Организация приобрела помещение для последующей сдачи в аренду. До момента его ввода в эксплуатацию она произвела косметический ремонт, а также оплачивала эксплуатационные расходы.

Все эти затраты, по мнению УФНС России по г. Москве, единовременно не признаются и включаются в первоначальную стоимость приобретенного помещения. При этом налоговые органы ссылаются на п. 1 ст. 257 НК РФ, где дано определение первоначальной стоимости основного средства.

Какие же затраты включаются в первоначальную стоимость? В п. 1 ст. 257 Кодекса говорится, что к таким затратам относятся расходы на приобретение основного средства, его сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования.

Исходя из данной нормы расходы на косметический ремонт помещения, которые произведены до его ввода в эксплуатацию, действительно включаются в первоначальную стоимость. Ведь они направлены на доведение помещения до состояния, пригодного для дальнейшего использования.

На практике возможен и еще один вариант: здание (помещение) фактически эксплуатируется, но право собственности на него еще не зарегистрировано. В этом случае расходы на ремонт учитываются единовременно и в первоначальную стоимость основного средства не включаются - это признают и Минфин России (Письмо от 17.01.2006 N 03-03-04/1/25), и суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.11.2007 N А58-1288/07-Ф02-8428/07, ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2007 N А05-14073/2006). Более подробно по этому вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

В отношении же эксплуатационных расходов (в Письме не конкретизируется, какие именно затраты имеются в виду, но можно предположить, что речь идет в первую очередь о коммунальных платежах за отопление, водоснабжение, о плате за подключение к электрической сети и т.п.) отметим, что возможен и иной вариант их списания - не путем включения в первоначальную стоимость основного средства, а единовременно. Ведь перечень затрат, которые входят в первоначальную стоимость имущества, приведенный в п. 1 ст. 257 НК РФ, достаточно конкретный. Эксплуатационные расходы не относятся ни к затратам на приобретение основного средства, ни к затратам на его сооружение или изготовление, ни к затратам на доведение имущества до состояния, пригодного для использования. Вместе с тем они экономически обоснованны, поскольку направлены на содержание здания, которое будет приносить доход в будущем. Поэтому организация вправе признать данные расходы единовременно как материальные (ст. 254 НК РФ).


3. Признать расходы на транспортные услуги сторонних организаций можно без товарно-транспортной накладной


Название документа:

Письмо Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333


Комментарий:

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ оплата транспортных услуг, оказанных сторонними организациями, относится к материальным расходам. Кодексом не предусмотрено особого порядка подтверждения таких расходов, из чего можно сделать вывод, что налогоплательщик по запросу инспекции должен представить оправдательные документы в соответствии с общими требованиями налогового и бухгалтерского учета. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, которые содержат законодательно установленные реквизиты. Если транспортные услуги оказывает сторонняя организация, у самого налогоплательщика может не быть товарно-транспортной накладной, которой была оформлена перевозка груза, ведь в таком случае налогоплательщику необходимо отразить в бухучете не перевозку как таковую, а приобретение услуг. Однако налоговые органы зачастую отказываются признать расходы по оплате услуг перевозчика, если у организации нет накладной.

Минфин в своем письме мотивировал такую позицию следующим образом. Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная, составленная по форме N 1-Т. Именно она является документом, служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с перевозчиками. Согласно п. 2 Инструкции Минфина СССР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автотранспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т. Пунктом 6 этой Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Поэтому финансовое ведомство считает, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров налогоплательщик может признать расходом только при наличии товарно-транспортной накладной, составленной по утвержденной форме N 1-Т. Ранее такая точка зрения уже приводилась в разъяснениях контролирующих органов (Письма Минфина России от 03.06.2005 N 07-05-06/160, УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 N 20-12/92786, от 18.10.2006 N 20-12/92228).

Приведенная позиция, однако, представляется спорной. В первую очередь необходимо обратиться к Налоговому кодексу РФ: в силу п. 1 ст. 252 под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Также следует учитывать, что налогоплательщик не перевозит груз самостоятельно, то есть ему нужно подтвердить не факт транспортировки, а приобретение таких услуг у сторонней организации и их оплату. Приобретение услуг можно оформить разными документами (акт выполненных работ, счет-фактура, договор и т.д.), и собственно накладная по форме 1-Т для этого не требуется. Такие документы будут прямо подтверждать оказание услуг сторонней организацией и косвенно - сам факт транспортировки, что соответствует требованиям ст. 252 НК РФ. Судебная практика подтверждает, что налогоплательщик может признать спорные расходы и при отсутствии накладной (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 29.04.2008 N А12-11207/07-С65, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2007 N Ф04-2498/2007(33691-А27-34), ФАС Поволжского округа от 28.02.2008 N А55-8614/2007, ФАС Московского округа от 20.04.2006 N КА-А40/2942-06-П, ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2007 N А05-16664/05-33).




Судебное решение недели


Если организация не подала сведения для персонифицированного учета в ПФР, она уплачивает штраф только по тем работникам, за которых не поданы документы, а не со всей суммы взносов

(Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2008 N КА-А40/3980-08)


В соответствии со ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при непредставлении в установленные сроки индивидуальных сведений страхователь обязан уплатить штраф в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. При этом в Законе не уточняется, от какой суммы считается процент - от общего количества взносов по всем работникам организации или только по тем, по которым не поданы необходимые сведения (или поданы не полностью). В Налоговом кодексе также нет разъяснений по данному вопросу, однако есть указание на то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что, уплачивая штраф, организация рассчитывает его размер, исходя из суммы платежей исключительно по тем работникам, по которым неполностью поданы или же поданы недостоверные сведения персонифицированного учета.

К такому выводу пришел и ФАС Московского округа, рассматривая спор между организацией и отделением Пенсионного фонда. Налогоплательщику, неверно отразившему сведения о некоторых своих работниках, был доначислен штраф в размере 10 процентов от суммы взносов, причитающихся по всем сотрудникам. Суд сослался на п. 16 Информационного письма ВАС России от 11.08.2004 N 79, в котором указано, что по смыслу нормы ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сумму штрафа следует исчислять исходя не из причитающихся за отчетный год платежей в ПФР за всех застрахованных лиц, а из платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены. Поэтому ФАС пришел к выводу о том, что с ответчика должен быть взыскан штраф в размере 10 процентов от суммы выплат по лицам, по которым сведения были поданы не полностью в соответствии с представленным расчетом организации.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1015, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.2005 N Ф04-3732/2005(12154-А75-6), ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2005 N А05-24720/04-19, ФАС Уральского округа от 28.02.2007 N Ф09-913/07-С1, от 21.02.2007 N Ф09-592/07-С1.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ МИНФИНА
Каждый день! Все новые письма Минфина и налоговых органов с краткими аннотациями.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное