Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 02.07.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 02.07.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Увеличен минимальный размер оплаты труда

2. Индивидуальные предприниматели могут уплачивать налоги и сборы через отделения Сбербанка

3. При расчете ЕНВД площадь торгового зала нельзя округлять до целых единиц

4. Скидка при реализации имущественных прав признается у продавца внереализационным расходом

5. Продлен срок применения освобождения от НДС при ввозе на территорию России некоторых видов сельскохозяйственной продукции


Комментарии

1. Минфин России считает, что для применения нулевой ставки налога на прибыль по дивидендам организация должна представить подтверждающие документы не только в налоговую инспекцию, но и плательщику дивидендов

2. При смене налогового статуса работника, когда он признается налоговым резидентом РФ, работодатель обязан пересчитать НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов


Судебное решение недели

Расходы на рекламу своих товаров признать можно, даже если в контактной информации указан адрес торгового центра, в котором они реализуются, а не самого налогоплательщика



Новости


1. Увеличен минимальный размер оплаты труда

Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"


С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда составит 4330 руб. в месяц. Последний раз величина МРОТ менялась в сентябре 2007 г. - она была повышена с 1100 до 2300 руб. Так как рассматриваемым документом больше не вносились никакие изменения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", можно сделать вывод, что обновленный МРОТ будет применяться только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Увеличение МРОТ повлияет на размер больничных и "декретных" пособий для сотрудников, стаж которых менее шести месяцев. Кроме того, увеличится величина пособий по временной нетрудоспособности, которые ФСС России возмещает работодателям, применяющим УСН или ЕНВД. Штрафы и иные платежи, в том числе по гражданско-правовым обязательствам, установленные в зависимости от МРОТ, и дальше надо будет рассчитывать исходя из базовой суммы в 100 руб. (в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).


2. Индивидуальные предприниматели могут уплачивать налоги и сборы через отделения Сбербанка

Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-02-07/1-203


Минфин разъяснил, что индивидуальные предприниматели вправе уплачивать налоги и сборы наличными через отделения Сбербанка России. Для проведения расчетов МНС России и Сбербанк совместно разработали бланки платежных документов для уплаты налогов физическими лицами: N ПД (налог) и N ПД04сб (налог). Именно их могут использовать для перечисления налогов индивидуальные предприниматели. Ни в НК РФ, ни в рассматриваемом Письме Минфина нет прямого запрета на уплату налогов и сборов через другие банки, однако в совместном Письме МНС России N ФС-8-10/1199 и Сбербанка России N 04-5198 от 10.09.2001, которым утверждены формы бланков, отмечено, что указанные формы вводятся именно для оплаты через структурные подразделения Сбербанка.


3. При расчете ЕНВД площадь торгового зала нельзя округлять до целых единиц

Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-11-04/3/259


Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 8н установлено, что все значения количественных показателей декларации по ЕНВД следует указывать в целых единицах. Значения показателей менее 0,5 единицы отбрасываются, а 0,5 и более округляются до целой единицы. Однако сам Минфин разъяснил, что площадь торгового места, на основании которой рассчитывается налоговая база, округлять нельзя. Объясняется это следующим: ст. 346.27 НК РФ установлено, что площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К таковым относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений объекта торговой сети, а также сведения, подтверждающие право пользования данным объектом. Таким образом, в НК РФ есть специальная норма, которой установлен порядок определения налоговой базы, и применение при расчете величины вмененного дохода округленного до целого числа значения физического показателя базовой доходности неправомерно изменяет базу по ЕНВД.

В Письме приведены судебные решения, подтверждающие такой подход. Противоположной судебной практики на данный момент нет.


4. Скидка при реализации имущественных прав признается у продавца внереализационным расходом

Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-03-06/1/343


Налогоплательщик, который распространяет неисключительные права на использование программного обеспечения по сублицензионным договорам и договорам дистрибуции, обратился в Минфин с вопросом, может ли он включать во внереализационные расходы скидки и премии, предоставляемые покупателям. При этом отдельным контрагентам делается скидка, которая учитывается в стоимости договора. Финансовое ведомство разъяснило, что если договором предусмотрено предоставление продавцом покупателю премии либо скидки, то такие затраты при выполнении определенных условий договора (в частности, объема покупок) продавец включает во внереализационные расходы. Иными словами, при реализации имущественных прав Минфин считает возможным применять пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.


5. Продлен срок применения освобождения от НДС при ввозе на территорию России некоторых видов сельскохозяйственной продукции

Федеральный закон от 24.06.2008 N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"


Согласно ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. ввоз на таможенную территорию РФ некоторых видов сельскохозяйственной продукции не облагается НДС. К ним относятся:

1) племенной крупный рогатый скот;

2) племенные свиньи, овцы и козы;

3) семя и эмбрионы указанных племенных животных;

4) племенные лошади и племенное яйцо.

Это освобождение распространяется на сельскохозяйственных товаропроизводителей, соответствующих критериям для перехода на ЕСХН, установленным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а также на российские лизинговые организации, которые ввозят данную продукцию для ее последующей поставки указанным сельхозтоваропроизводителям.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 24.06.2008 N 92-ФЗ, продлевают период, в течение которого можно использовать освобождение, до 1 января 2012 г.

Также до этой даты - 1 января 2012 г. - при передаче в лизинг племенного скота и птицы с правом выкупа НДС со стоимости услуг должен уплачиваться по ставке 10 процентов (новая ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ). Поскольку изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, льготная 10-процентная ставка будет применяться с начала IV квартала, то есть с 1 октября 2008 г.




Комментарии


1. Минфин России считает, что для применения нулевой ставки налога на прибыль по дивидендам организация должна представить подтверждающие документы не только в налоговую инспекцию, но и плательщику дивидендов


Название документа:

Письмо Минфина России от 09.06.2008 N 03-03-06/2/68


Комментарий:

Минфин выпустил новые разъяснения, которые касаются применения нулевой ставки налога на прибыль по доходам в виде дивидендов. Напомним, что при получении дивидендов российскими организациями от иных компаний (российских или иностранных) по данным доходам может применяться ставка в размере 0 процентов. Но для этого необходимо соблюдение определенных условий (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ):

- получающая дивиденды организация должна непрерывно в течение 365 дней (или более) до принятия решения о выплате дивидендов владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале (фонде) компании, которая дивиденды выплачивает, либо депозитарными расписками, дающими право на получение суммы не менее 50 процентов от величины выплачиваемых дивидендов;

- стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок должна превышать 500 млн. руб.

Если дивиденды выплачиваются налогоплательщику российской организацией, то последняя признается налоговым агентом (п. 2 ст. 275 НК РФ). Однако подтверждать право на применение нулевой ставки должен сам налогоплательщик. В п. 3 ст. 284 Кодекса установлено, что организация, которая получает дивиденды, для подтверждения данного права должна представить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате приобретения (получения) права собственности на вклад (долю), а также о стоимости этого права.

Финансовое ведомство указывает, что представление указанных документов в налоговый орган является обязательным условием для применения нулевой ставки налога. Ставка 0 процентов применяется налоговым агентом при распределении дивидендов. Поэтому организация, которая их получает, обязана представить подтверждающие документы также и налоговому агенту. Кроме того, налоговому агенту требуется еще и доказательство того, что указанные документы были переданы в инспекцию, и только в этом случае организация, выплачивающая дивиденды, вправе применить ставку налога 0 процентов.

Требования Минфина, содержащиеся в анализируемом Письме, затрудняют применение нулевой ставки налога. Фактически получается так, что с момента принятия решения о выплате дивидендов до даты их фактической выплаты, когда с дохода удерживается налог, получающие дивиденды организации должны собрать все предусмотренные п. 3 ст. 284 НК РФ сведения, представить их в налоговый орган, а также (вместе с уведомлением о том, что сведения поданы в инспекцию) - налоговому агенту. Поэтому отметим следующее.

Условия, при которых применяется ставка налога 0 процентов, четко перечислены в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Это требования о размере вклада (доли), его стоимости, о сроке владения вкладом (долей). Представление документов, перечисленных в п. 3 ст. 284 НК РФ, не является отдельным условием применения нулевой ставки, это лишь последующее подтверждение выполнения установленных пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ требований, и Кодексом эта обязанность возложена на налогоплательщика - получателя дивидендов. О необходимости представлять данные документы дополнительно налоговому агенту в НК РФ не сказано.

Кроме того, организации - плательщику дивидендов для принятия решения о том, по какой ставке облагать выплачиваемые дивиденды (0 или 9 процентов), данные документы не нужны. Сведениями о доле участия налогоплательщика, стоимости вклада (доли), о сроке, в течение которого налогоплательщик владеет вкладом (долей), плательщик дивидендов располагает и так.

Поэтому налоговый агент при выплате дивидендов вправе применить нулевую ставку налога, даже если налогоплательщик не представил подтверждающих документов (а также подтверждения того, что эти документы были сданы в налоговый орган). Главное, чтобы были выполнены условия для применения ставки 0 процентов, перечисленные в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, - о размере, стоимости и сроке владения вкладом (долей).


2. При смене налогового статуса работника, когда он признается налоговым резидентом РФ, работодатель обязан пересчитать НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов


Название документа:

Письмо Минфина России от 10.06.2008 N 03-04-06-01/162


Комментарий:

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами для целей НДФЛ признаются физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Работодатели должны удерживать НДФЛ с доходов работников-резидентов по общей ставке 13 процентов, а с доходов нерезидентов - по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Минфин России в анализируемом Письме рассматривает последствия приема на работу иностранного гражданина-нерезидента, который впоследствии становится налоговым резидентом РФ. При определении налогового статуса необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году. То есть при каждой выплате дохода (заработной платы) работодатель обязан определять статус сотрудника. Если на момент выплаты дохода за предыдущие 12 месяцев работник находился на территории России менее 183 дней, он не считается налоговым резидентом, и НДФЛ с его дохода удерживается по ставке 30 процентов. Если же на дату выплаты дохода сотрудник признается резидентом, его доход облагается НДФЛ по ставке 13 процентов.

Если налоговый статус работника в течение года поменялся, сумму НДФЛ, удержанную ранее по ставке 30 процентов, необходимо пересчитать по ставке 13 процентов. Перерасчет производится либо после наступления даты, с которой налоговый статус сотрудника за текущий год не сможет поменяться (например, после 1 июля, если все I полугодие работник находился на территории России), либо по итогам налогового периода. Сумма налога пересчитывается начиная с налогового периода (года), в котором изменился статус сотрудника.

В Письме не говорится подробно о том, как производить перерасчет и в каком порядке организации следует возвращать НДФЛ работнику. Согласно ст. 231 НК РФ налоговый агент по заявлению налогоплательщика обязан вернуть ему излишне удержанную сумму налога.

Следовательно, после наступления указанного момента, когда можно произвести перерасчет НДФЛ, работник должен подать заявление на возврат излишне удержанного НДФЛ, после чего работодатель обязан вернуть ему разницу в суммах налога, образовавшуюся с начала года. В Письме Минфина России от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115 указано на еще один вариант: не возвращать разницу работнику, а зачесть ее в счет будущих платежей по доходам этого налогоплательщика.

Одновременно работодатель вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете или возврате той суммы НДФЛ, которая была излишне удержана и уплачена в бюджет (п. 14 ст. 78 НК РФ).




Судебное решение недели


Расходы на рекламу своих товаров признать можно, даже если в контактной информации указан адрес торгового центра, в котором они реализуются, а не самого налогоплательщика

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2008 N Ф04-3448/2008(6074-А03-40))


При нынешнем многообразии маркетинговых технологий реклама не ограничивается распространением информации об отдельных товарах или юридических лицах. В некоторых случаях изготовителю продукции целесообразнее привлекать внимание целевой аудитории к тому магазину (торговому центру), через который она реализуется. Бывают и обратные ситуации: организации розничной торговли для привлечения покупателей размещают рекламную информацию об ассортименте продаваемой продукции, то есть фактически - о товарах иных компаний (см., например, выпуск обзора от 03.05.2007). Налоговые органы не всегда вникают в экономический смысл такой рекламы и отказываются признавать произведенные по ней расходы экономически обоснованными. Минфин России по этому вопросу высказался не в пользу налогоплательщиков: затраты по распространению организацией-дистрибьютором информации о рекламной кампании, проводимой фирмами-дилерами, в расходы не включаются (Письмо от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34).

ФАС Западно-Сибирского округа рассмотрел спор между инспекцией и производителем продукции, указавшим в рекламных материалах не свои координаты, а адрес торгового центра, через который он реализовал свои товары, арендовав там помещение. Налоговый орган доначислил налог на прибыль, указав, что признавать расходы на рекламу в данном случае нельзя, так как такая реклама выходит за рамки условий договора аренды торгового места. Суд отметил, что из положений ст. ст. 252, 264 НК РФ, Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" не следует, что рекламная информация должна одновременно формировать и поддерживать интерес и к юридическому лицу, и к виду его деятельности, а также к его товарам, идеям, начинаниям. Оценив представленные документы (рекламные объявления, договоры на оказание рекламных услуг, эфирные справки и копии рекламных объявлений, размещенных в периодических печатных изданиях, тексты видеороликов), ФАС установил следующее: предметом рекламы выступали товары налогоплательщика. По мнению суда, указание в рекламных объявлениях наименования торгового центра не является основанием для вывода о реализации рекламируемых товаров иным юридическим лицом либо осуществлении рекламы в интересах другого юрлица, поскольку в данном случае производитель продукции привлекал интерес покупателя преимущественно к своим товарам, которые реализуются на арендованной площади в едином торговом комплексе. Таким образом, включение стоимости спорной рекламы в рекламные расходы было признано правомерным.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 12.01.2006 N А62-817/2005: налогоплательщик правомерно признал расходы на создание комбинированного рекламного продукта (с указанием своего торгового знака и адресом непосредственного продавца).

Данная проблема рассматривается в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Добросовестный подход к проблеме недобросовестности. Все признаки недобросовестности налогоплательщиков, подборка положительных и отрицательных судебных решений по каждому из них в рассылке "Недобросовестность. Информация для размышления в помощь руководителю".



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное