Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 25.06.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 25.06.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль

2. Для организаций, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера, утвержден порядок компенсации работникам расходов на проезд к месту отпуска и обратно

3. Госорганы не имеют права требовать подтверждения уплаты госпошлины в платежном поручении


Комментарии

1. К какой ответственности могут быть привлечены плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за несвоевременную сдачу в налоговый орган расчетов авансовых платежей и деклараций по страховым взносам?

2. ФНС России запрещает принимать к вычету НДС по счету-фактуре, выставленному налогоплательщиком, который применяет УСН

3. Контролирующие органы не разрешают применять освобождение от НДС при проведении разовых образовательных мероприятий длительностью менее 72 часов


Судебное решение недели

Стоимость имущества, полученного при демонтаже оборудования и впоследствии реализованного, включается в доходы только один раз



Новости


1. Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль

Приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения"


Минфин России утвердил новую форму декларации по налогу на прибыль и Порядок ее заполнения. Порядок претерпел в основном технические изменения. Например, заполнять многие графы теперь нужно с использованием кодов, перечень которых прилагается. Именно так обозначается, является ли декларация первичной или уточненной, - на титульном листе необходимо отразить код корректировки. Также с помощью кода указываются отчетный период, в каком порядке организация подает декларацию (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика или по месту нахождения обособленного подразделения), статус налогоплательщика (сельхозпроизводитель, резидент ОЭЗ и организации, не относящиеся к этим двум категориям), кто подает декларацию - сам налогоплательщик или его представитель.

Существенное новшество в Порядке заполнения декларации следующее: теперь убытки необходимо отражать отрицательным числом (со знаком "минус"). Налог к исчислению при этом будет равен нулю.

Что касается содержания расчета, начнем со сведений, которые в новой форме декларации указывать не нужно. В первом разделе были упразднены графы, в которых обозначались сроки уплаты налога. Также не нужно отражать сумму налога с базы переходного периода (это связано с тем, что ко II кварталу 2007 г. все организации должны были уплатить налог по операциям, не учтенным до 1 января 2002 г.).

Введены отдельные строки для учета операций с предприятиями в качестве имущественных комплексов и земельными участками. Теперь доходы и расходы по таким операциям нужно отражать отдельно (в том числе налогоплательщик должен указать выручку от реализации предприятия как имущественного комплекса, расходы на приобретение права на земельные участки, стоимость чистых активов предприятия, сумму надбавки, уплачиваемой покупателем, цену реализации права на участок, сумму не возмещенных налогоплательщику затрат, связанных с его приобретением, и т.п.) Кроме того, в новой декларации появились строки для отражения расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, объектов незавершенного строительства и иного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы, а также для учета уплаченных штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение договорных обязательств. Во внереализационных доходах необходимо отдельно указывать стоимость безвозмездно полученного имущества. Также в этом разделе появилась строка для отражения доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Организации, которые ведут деятельность, связанную с социальной защитой инвалидов, обязаны показывать остаток резерва предстоящих расходов по такой деятельности. Появились строки для учета операций с долями и паями: для отражения выручки или убытка от их реализации и стоимости реализованных долей и паев. Убытки по обслуживающим хозяйствам и производствам следует указывать в декларации, даже если их нельзя учесть в текущем налоговом периоде, - для этого отведена строка 201 приложения 3 к листу 02.

Что касается авансовых платежей, в декларации по новой форме нужно будет отражать платежи по обособленному подразделению на I квартал следующего года. Налог с сумм, которые ранее не учитывались в налоговой базе, теперь, наоборот, отражать не нужно.

Минфин в Приказе указал, что новая форма декларации применяется с 1 июля 2008 г., то есть со следующего отчетного периода. Однако в силу п. 5 ст. 5 НК РФ нормативно-правовые акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее 1-го дня очередного налогового периода, а налоговым периодом по налогу на прибыль является год. Таким образом, налогоплательщики имеют полное право начать подавать декларацию по новой форме лишь с 2009 г. Более подробно проблема вступления в силу форм деклараций и расчетов рассмотрена в выпуске обзора от 13.02.2008 на примере декларации по НДФЛ.


2. Для организаций, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера, утвержден порядок компенсации работникам расходов на проезд к месту отпуска и обратно

Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей"


Согласно ст. 325 ТК РФ, работники организаций, которые финансируются из федерального бюджета и расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории России к месту проведения отпуска и обратно, а также на оплату стоимости провоза багажа.

Правительство РФ утвердило Правила компенсации данных расходов. Так, в п. 5 Правил четко указано, что включается в компенсируемые расходы. Прежде всего, в них входит оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно, включающая в себя также страховой взнос на обязательное страхование пассажира, оплату услуг по предоставлению проездных документов и постельных принадлежностей. Эти расходы компенсируются в размере фактических затрат, но с рядом ограничений. Так, при проезде железнодорожным транспортом затраты возмещаются в размере не более стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда, а при использовании воздушного транспорта - не выше стоимости перелета в салоне экономического класса.

Кроме того, компенсируется стоимость проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, аэропорту, пристани (при наличии билетов, подтверждающих расходы), а также оплата стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи.

Пунктом 6 Правил установлено, что, если представленные работником документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории, компенсация производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией. В п. 7 Правил перечислено, в каком размере и на основании каких документов возмещаются данные расходы, если нет проездных документов.

Если работник проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из них (по выбору работника) и стоимость обратного проезда от выбранного места к месту постоянного жительства (п. 9 Правил).

Напомним: организации-работодатели, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые не относятся к бюджетной сфере, определяют размер, условия и порядок компенсации данных расходов в коллективном договоре, локальном нормативном акте либо трудовом договоре (ст. 325 ТК РФ).


3. Госорганы не имеют права требовать подтверждения уплаты госпошлины в платежном поручении

Письмо Минфина России от 05.06.2008 N 03-05-05-03/19


Финансовое ведомство разъяснило, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностные лица не имеют права предъявлять дополнительные требования о подтверждении уплаты госпошлины в платежном поручении при проведении безналичных расчетов. Объясняется это тем, что факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Согласно Положению Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах" в поле "Отметка банка" платежного поручения проставляются штамп кредитной организации, дата и подпись ответственного исполнителя. Кроме того, факт уплаты госпошлины плательщиком подтверждается указанием в поле "Списано со счета плательщика" платежного поручения.




Комментарии


1. К какой ответственности могут быть привлечены плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за несвоевременную сдачу в налоговый орган расчетов авансовых платежей и деклараций по страховым взносам?


Название документа:

Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-02-07/1-206


Комментарий:

Плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как указано в п. п. 2 и 6 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, должны представлять в налоговые органы расчеты авансовых платежей (по итогам отчетного периода) и декларации по страховым взносам (по итогам расчетного периода). Минфин России в своем письме рассмотрел вопрос, какая ответственность может быть применена к плательщикам взносов за несвоевременную сдачу авансовых платежей и деклараций.

Прежде всего, в Письме отмечено, что ответственность, установленная ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации, при несвоевременной сдаче расчетов по авансовым платежам не применяется.

Нельзя привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ и за несвоевременную сдачу деклараций по страховым взносам. Связано это с тем, что санкции, установленные в Налоговом кодексе РФ за нарушение законодательства о налогах и сборах, на нарушения в области уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяются.

Финансовое ведомство обращает внимание на следующее: ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании установлена ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, а также КоАП РФ. Поэтому разберемся подробнее, какие же санкции грозят страхователям при несвоевременной сдаче отчетности.

Прежде всего, отметим, что ответственность, о которой говорит Минфин России, установленная ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", на случаи несвоевременной сдачи расчетов авансовых платежей и деклараций по страховым взносам не распространяется. Согласно п. 3 ст. 27 Закона несообщение либо несвоевременное сообщение лицом сведений, которые согласно данному Закону требуется представить в орган Пенсионного фонда РФ, влечет за собой взыскание штрафа в размере 1000 руб., при повторном же нарушении в течение календарного года - в размере 5000 руб. Однако декларации по взносам подаются страхователями не в органы ПФР, а в налоговые инспекции. Поэтому Президиум ВАС России в Информационном письме от 14.03.2006 N 106 указал, что ответственность по п. 3 ст. 27 Закона в случае непредставления декларации по страховым взносам не применяется. Такой же вывод можно сделать и в отношении расчетов по авансовым платежам - согласно абз. 3 п. 2 ст. 24 Закона они также подаются в налоговые органы, а не в органы Пенсионного фонда РФ.

Нельзя привлечь к ответственности за данные нарушения и по ст. 15.6 КоАП РФ, поскольку в п. 1 данной статьи говорится о непредставлении сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в срок, который установлен законодательством о налогах и сборах. Ведь срок представления и расчетов по авансовым платежам, и деклараций по страховым взносам установлен в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (абз. 3 п. 2, п. 6 ст. 24), который к актам законодательства о налогах и сборах не относится.

Единственное основание, по которому плательщика взносов можно привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу расчетов по авансовым платежам и деклараций по страховым взносам, - это ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно данной статье непредставление или же несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), подача которых предусмотрена законом и необходима для ведения ими законной деятельности, влечет за собой наложение штрафа - на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.


2. ФНС России запрещает принимать к вычету НДС по счету-фактуре, выставленному налогоплательщиком, который применяет УСН


Название документа:

Письмо ФНС России от 08.05.2008 N 03-1-03/1925 "О порядке выставления счета-фактуры"


Комментарий:

Неплательщики НДС, в том числе лица, перешедшие на спецрежимы налогообложения, не вправе выставлять своим контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой налога. Однако если счет-фактура все же был выставлен, сумму НДС, полученную от покупателя, они обязаны уплатить в бюджет (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

При этом возникает вопрос: вправе ли покупатели, которые получили от продавца-неплательщика счет-фактуру с выделенной суммой НДС, принять "входной" налог к вычету? ФНС России выпустила Письмо, в котором отвечает на этот вопрос отрицательно. Аргументация Федеральной налоговой службы при этом следующая.

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ счета-фактуры должны составлять только плательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Если же в нарушение этого правила счет-фактуру выставит налогоплательщик, применяющий УСН, то права на вычет по НДС у покупателя не возникнет, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 168 и п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат только суммы налога, предъявленные продавцом - плательщиком налога на добавленную стоимость. А лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, плательщиком НДС первоначально не признается.

Кроме того, как отмечено в Письме, п. 5 ст. 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и ИНН плательщика НДС. Поэтому в счете-фактуре продавца, который плательщиком НДС не является, не могут быть правильно отражены предусмотренные п. 5 ст. 169 Кодекса показатели. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, которые составлены с нарушением порядка, предусмотренного п. п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, не являются основанием для принятия к вычету налога.

Поднятый в рассматриваемом Письме вопрос является спорным, однако по нему уже высказывался Минфин России, а также сложилась достаточно обширная судебная практика. И разъяснения финансового ведомства, и решения судов - в пользу налогоплательщиков. Так, в Письме Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149 говорится, что, если поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, вычет НДС применяется в общеустановленном порядке.

Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2008 N А19-10650/07-44-04АП-4681/07-Ф02-870/08, ФАС Московского округа от 08.04.2008 N КА-А40/2719-08-П, ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2007 N А42-7459/2006, ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1870/08-С2, от 04.03.2008 N Ф09-1135/08-С2. Всего же в пользу организаций имеется свыше 50 постановлений федеральных арбитражных судов различных округов. Во многих судебных решениях при этом особо подчеркивается, что НК РФ не предусматривает возможности отказа в принятии к вычету НДС, если у продавца отсутствует обязанность по уплате налога. Полностью с судебной практикой по данному вопросу можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Поэтому у налогоплательщика, принявшего к вычету НДС по счету-фактуре, который был выставлен неплательщиком налога на добавленную стоимость, есть все шансы отстоять свою точку зрения в споре с налоговыми органами, если ими будут предъявлены соответствующие претензии.


3. Контролирующие органы не разрешают применять освобождение от НДС при проведении разовых образовательных мероприятий длительностью менее 72 часов


Название документа:

Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-07-11/212


Комментарий:

Минфин выпустил очередное разъяснение по вопросу налогообложения разовых обучающих мероприятий - стажировок, лекций, семинаров и т.п. Позиция контролирующих органов в отношении НДС не изменилась: в Письме указано, что согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ по направлениям основного и дополнительного образования освобождение от уплаты налога применяется по видам деятельности, указанным в лицензии. В силу п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796) не лицензируется образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В силу другого Постановления Правительства РФ (от 26.06.1995 N 610) такие документы выдаются слушателям, успешно завершившим курс обучения, только если объем программы составляет свыше 72 часов. Руководствуясь этими доводами, Минфин разъясняет следующее: в отношении образовательных услуг (разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, продолжительность которых менее 72 часов) освобождение от НДС не применяется. Сотрудники налоговых органов ранее неоднократно высказывали такую точку зрения как в частных консультациях, так и в официальных разъяснениях (Письма Минфина России от 20.07.2007 N 03-07-07/24, УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602).

По данному вопросу возможна противоположная точка зрения, уже подкрепленная решениями судов кассационной инстанции, которые иначе трактуют положения ст. 149 НК РФ. Итак, из формулировки пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что от НДС освобождаются услуги в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса. В отношении основного и дополнительного образования освобождение применяется к услугам, указанным в лицензии. При этом п. 6 данной статьи говорит о том, что перечисленные в ней операции освобождаются от налогообложения при наличии у налогоплательщиков, которые осуществляют эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Как правильно указал Минфин, проведение разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации, не подлежит лицензированию. Таким образом, для применения освобождения налогоплательщику не требуется лицензия. Каких-либо иных оснований, по которым организация не может применять освобождение при проведении разовых образовательных мероприятий, НК РФ не содержит и финансовое ведомство не выделяет. Поэтому организация, ведущая подобную деятельность, не обязана уплачивать НДС при проведении семинаров, стажировок, лекций и т.п. Судебные решения в пользу налогоплательщиков подтверждают такой подход (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826, от 12.07.2007 N А12-17951/06, от 25.10.2007 N А65-28576/2006-СА1-7).




Судебное решение недели


Стоимость имущества, полученного при демонтаже оборудования и впоследствии реализованного, включается в доходы только один раз

(Постановление ФАС Московского округа от 07.05.2008 N КА-А40/3514-08)


При демонтаже или ликвидации основных средств у организаций зачастую остаются материалы, которые можно использовать в производстве или реализовать. При этом встает вопрос, в каком порядке включать в доходы по налогу на прибыль стоимость такого имущества: в периоде, когда оно было получено, или в периоде реализации? Как следует из разъяснений Минфина России, при демонтаже объекта у налогоплательщика не возникает дохода, но при реализации полученных материалов выручка облагается налогом в общем порядке (Письмо от 07.05.2007 N 03-03-06/1/261). Однако иногда налоговые органы требуют включать в доходы как стоимость полученного при демонтаже имущества, так и выручку от его продажи.

Именно такой случай рассмотрел ФАС Московского округа: организация признала доходом только выручку от реализации материалов, полученных при демонтаже оборудования. Инспекция же сочла, что стоимость таких материалов необходимо признавать доходом дважды: включать в состав внереализационных доходов - в момент принятия на учет и в состав доходов от реализации - на дату реализации. Суд указал, что демонтированное имущество было реализовано налогоплательщиком, поэтому доход был получен от реализации товара. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет (п. 4 ст. 252 НК РФ). Поэтому суд счел действия организации правомерными и не согласился с инспекцией в том, что налогоплательщик должен признавать такие доходы дважды.

Однако есть решение, в котором суд пришел к выводу, что стоимость полученного при демонтаже имущества включается в доходы при принятии на учет и не уменьшает налоговую базу при реализации, то есть фактически включается в доходы дважды (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.10.2007 N А29-1926/2007).


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Практические рекомендации, анализ сложных ситуаций, комментарии изменений законодательства и важнейших событий в рассылке "По страницам журнала "Главная книга". Актуальность. Качество. Практичность.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное