Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 04.06.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 04.06.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Применяя ст. 40 НК РФ, налоговые органы не вправе определять рыночную цену, исходя из средних цен на идентичные товары

2. Сумма среднего заработка лиц, призванных на военные сборы, ЕСН не облагается

3. При передаче ценных бумаг в счет погашения кредиторской задолженности у организации образуется налоговая база по операциям с ценными бумагами


Комментарии

1. Минфин России разъяснил: зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны производить налоговые органы

2. Может ли организация принять к вычету "входной" НДС по расходам на проезд работников к месту проведения отпуска и обратно?


Судебное решение недели

Даже если при взаимозачете НДС контрагенту не был перечислен отдельным платежным поручением, вычет применить можно



Новости


1. Применяя ст. 40 НК РФ, налоговые органы не вправе определять рыночную цену, исходя из средних цен на идентичные товары

Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-02-07/1-136


Минфин России рассмотрел порядок применения ст. 40 НК РФ. Если цена товара отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночных цен идентичных товаров (п. 6 ст. 40 НК РФ), а при их отсутствии - однородных товаров (п. 7 ст. 40 НК РФ), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из рыночных цен на соответствующие товары. Пунктом 11 данной статьи установлено, что при определении и признании рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При этом, как указывает Минфин, определять рыночные цены для целей налогообложения на основе средних, рассчитанных из цен, сложившихся на рынке идентичных (однородных) товаров, неправомерно.

Президиум ВАС России пришел к аналогичным выводам (Постановление от 17.03.2003 N 71). Судебная практика также подтверждает высказанную точку зрения: см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.03.2007, 28.02.2007 N Ф03-А51/06-2/4519, ФАС Московского округа от 29.11.2007 N КА-А41/11031-07, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.07.2007 N Ф08-3108/2007-1604А, от 04.05.2006 N Ф08-1781/2006-763А, ФАС Центрального округа от 27.07.2007 N А09-5942/05-12.


2. Сумма среднего заработка лиц, призванных на военные сборы, ЕСН не облагается

Письмо Минфина РФ от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13


В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы и должности. Одной из таких ситуаций являются военные сборы - на время медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на них, а также на период прохождения самих военных сборов сотрудники освобождаются от работы с выплатой среднего заработка по месту постоянной работы (п. п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Финансовое ведомство разъяснило, что такие выплаты не связаны с выполнением обязанностей в рамках трудовых договоров и производятся не за счет средств работодателя, а из средств бюджета. Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые во время прохождения военных сборов, ЕСН не облагаются.


3. При передаче ценных бумаг в счет погашения кредиторской задолженности у организации образуется налоговая база по операциям с ценными бумагами

Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-03-09/37


Согласно пп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг (в том числе и их стоимость) признаются для целей налогообложения прибыли на дату их реализации или иного выбытия. В ст. 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, согласно которым, в частности, доходы от реализации или иного выбытия ценных бумаг определяются исходя из цены реализации (иного выбытия) ценной бумаги, а расходы при реализации (ином выбытии) определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на ее реализацию.

Поэтому, по мнению Минфина России, при передаче организацией ценных бумаг в счет погашения кредиторской задолженности у организации возникает налоговая база по операциям с ценными бумагами.




Комментарии


1. Минфин России разъяснил: зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны производить налоговые органы


Название документа:

Письмо Минфина РФ от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87


Комментарий:

Вопрос с зачетом или возвратом сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уже длительное время является спорным и доставляющим массу неудобств для страхователей - организаций и индивидуальных предпринимателей. Данные взносы не являются налогом, и формально к ним не должны применяться положения НК РФ о зачете и возврате сумм налогов. В Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" говорится, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами (п. 1 ст. 25 Закона), но при этом порядок зачета (возврата) страховых взносов в Законе не установлен.

ФНС России выпустила целый ряд писем, в которых говорилось о том, что налоговые органы не вправе проводить зачет или возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Федеральную налоговую службу поддержал и Минфин России - в Письме от 24.05.2007 N 03-02-07/1-252 финансовое ведомство подтвердило все те доводы, о которых говорилось выше, что страховые взносы и налоги имеют разную правовую природу, поэтому на страховые взносы не распространяется порядок зачета (возврата), установленный в ст. 78 НК РФ, а уполномоченный орган, который должен производить зачет или возврат, в Федеральном законе от 15.12.2001 167-ФЗ не установлен.

Однако за все то время, пока контролирующие органы отказывались признавать, что зачет или возврат должен производиться именно налоговыми органами, в пользу страхователей успела сложиться обширная арбитражная практика. Федеральные арбитражные суды приняли свыше 40 судебных решений, в которых подтверждается, что именно налоговые органы осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных взносов, поскольку они являются администраторами поступлений в бюджет по пенсионным взносам. В том числе по данному вопросу было принято два Постановления Президиума ВАС РФ (от 05.09.2006 N 4240/06, от 05.09.2006 N 2776/06). См. об этом подробнее в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

Теперь Минфин России решил все же искать практический выход из данной ситуации. В рассматриваемом Письме финансовое ведомство вновь перечисляет все те аргументы, почему формально зачет (возврат) страховых взносов не должен производиться налоговыми органами. Но затем указывается, что, учитывая сложившуюся судебную практику, решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов по этим взносам, а также решения об уточнении платежей принимаются налоговыми органами в порядке, установленном п. 7 ст. 75, ст. ст. 78 и 79 НК РФ. При этом необходимы изменения в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

Поправки требуются и в бюджетное законодательство - в Письме говорится, что вопросы о порядке и об источнике уплаты процентов за несвоевременный зачет (возврат) требуется урегулировать именно в бюджетном законодательстве. Иными словами, оснований уплачивать проценты сейчас финансовое ведомство не видит. Тем не менее, в целом проблему зачета (возврата) страховых взносов теперь можно считать решенной.



2. Может ли организация принять к вычету "входной" НДС по расходам на проезд работников к месту проведения отпуска и обратно?


Название документа:

Письмо Минфина РФ от 14.05.2008 N 03-07-11/191


Комментарий:

Организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возмещают своим работникам стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно. Порядок такой компенсации для предприятий, финансируемых из федерального бюджета, установлен ст. 325 Трудового кодекса РФ, а работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, устанавливают размер, порядок и условия такой компенсации в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Вправе ли работодатели принять к вычету "входной" НДС по расходам на проезд? Минфин России ответил на этот вопрос отрицательно. В рассматриваемом Письме говорится, что перечень налоговых вычетов по НДС установлен в ст. 171 НК РФ, и здесь суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в возмещение расходов на проезд работников к месту проведения отпуска и обратно, не предусмотрены. Поэтому налог, уплаченный по указанным расходам, к вычету не принимается.

Финансовое ведомство отмечает, что это письмо носит лишь информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться по данному вопросу налоговым законодательством в иной трактовке. В данном случае иной подход к решению этого вопроса следующий.

Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса к вычету принимаются суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретаемым для осуществления облагаемых НДС операций. Такая формулировка позволяет принимать к вычету НДС по тем товарам, работам, услугам, которые используются в обеспечении деятельности организации, при условии, что осуществляемые компанией операции облагаются налогом на добавленную стоимость.

Суммы налога, уплаченные по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно, соответствуют этим условиям и критериям. Проезд к месту проведения отпуска организация оплачивает согласно требованиям законодательства, коллективных договоров, локальных нормативных актов для того, чтобы обеспечить соответствующие условия труда и отдыха работников. Оплата проезда необходима и обязательна для деятельности организации, а данная деятельность облагается НДС. Поэтому "входной" НДС со стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно организация вправе принять к вычету.

В судебной практике есть примеры судебных решений, в которых говорится, что НК РФ не содержит такого условия для применения вычета, как использование приобретенных товаров, работ, услуг именно в производственной деятельности. Если расходы связаны с деятельностью предприятия в целом (облагаемой НДС), то "входной" НДС по этим расходам принимается к вычету. См. об этом подробнее в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.




Судебное решение недели


Даже если при взаимозачете НДС контрагенту не был перечислен отдельным платежным поручением, вычет применить можно

(Постановление ФАС Уральского округа от 25.04.2008 N Ф09-2817/08-С2)


С 2006 г. условие об оплате товара для применения вычета обязательным не является, однако действующая с 2007 г. редакция п. 4 ст. 168 НК РФ содержит требование об отдельной уплате сумм налога контрагенту при проведении зачета встречных требований, товарообменных операциях и расчетах ценными бумагами. До вступления в силу изменений в ст. 172 НК РФ в 2008 г. вопрос о том, может ли инспекция отказать в вычете, если при проведении указанных операций налог отдельным платежным поручением перечислен не был, оставался спорным. С 2008 г. п. 2 ст. 172 НК РФ содержит указание на то, что при проведении расчетов собственным имуществом налогоплательщик может принять к вычету только суммы НДС, уплаченные отдельным платежным поручением. При этом следует иметь в виду, что зачет взаимных требований не относится к расчетам собственным имуществом, поэтому для таких случаев вопрос так и остался спорным. Подробнее данная ситуация рассмотрена в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства на 2008 г.

По проблеме взаимозачета Минфин России дал разъяснения не в пользу налогоплательщиков: в соответствии с Письмом от 24.05.2007 N 03-07-11/139 при взаимозачете покупатель обязан уплатить поставщику НДС отдельным платежным поручением, в противном случае сумма налога не может считаться правомерно принятой к вычету.

Первое Постановление кассационной инстанции по данному вопросу было принято ФАС Уральского округа в соответствии с редакцией гл. 21 НК РФ, действовавшей в 2007 г.

Итак, главный вывод суда таков: если даже при проведении зачета взаимных требований НДС не был уплачен контрагенту отдельно, его все равно можно принять к вычету. В обоснование своей позиции суд указал, что ст. 172 НК РФ, в которой содержатся условия для применения вычета, не установлена обязанность по представлению документов, предусмотренных п. 4 ст. 168 НК РФ. Так как все остальные условия предоставления вычета налогоплательщиком были выполнены, суд признал отказ в вычете на основании несоблюдения требований ст. 168 НК РФ неправомерным.


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Узнать о законопроекте и отследить каждый этап его рассмотрения просто - с рассылкой "Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания". На два шага впереди.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное