Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 10.06.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 10.06.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)

2. Утверждена форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники

3. Затраты на адресную рассылку каталогов нормировать не нужно

4. Стоимость страхования и оценки предмета залога можно включать в расходы

5. Организация образования может признать расходы по проезду, размещению, питанию и визовой поддержке обучающихся


Комментарии

1. Индивидуальные предприниматели вправе принять "входной" НДС к вычету только после отражения приобретения товаров (работ, услуг) в Книге учета доходов и расходов

2. Когда индивидуальный предприниматель может перейти с "обычной" УСН на УСН на основе патента?


Судебное решение недели

Если цена доставки в договоре поставки и счетах-фактурах не выделена, это не является основанием для доначисления НДС на стоимость транспортировки



Новости


1. Утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)

Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)"


Начиная с составления годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г., организации должны будут использовать новое Положение по бухгалтерскому учету, регулирующее особенности отражения информации о связанных сторонах, а ранее применявшееся ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" утратило силу.

Связанные стороны, согласно п. 4 ПБУ 11/2008, - это юридические или физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или же те лица, на деятельность которых способна влиять сама организация. К ним относятся:

- лица, признаваемые аффилированными в соответствии с законодательством РФ;

- лица, участвующие в совместной деятельности;

- организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников данной организации или иной компании, являющейся для организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, связанной стороной.

Старое ПБУ 11/2000 применялось при составлении бухгалтерской отчетности акционерными обществами, а новое ПБУ 11/2008 предназначено для всех коммерческих организаций. Как предыдущее, так и новое Положение не должны применять кредитные организации, его также могут не использовать субъекты малого предпринимательства. Но если малые предприятия полностью или частично публикуют свою бухгалтерскую отчетность (согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе), они обязаны применять данное Положение (п. 3 ПБУ 11/2008).

Информация о связанных сторонах включается отдельным разделом в пояснительную записку (п. 14 ПБУ 11/2008). Минимальная информация, которую требуется раскрыть в бухгалтерской отчетности при проведении операций со связанными сторонами, содержится в п. 10 ПБУ 11/2008. По сравнению с ранее применявшимся ПБУ 11/2000 этот перечень расширен, теперь в него также входят:

- характер отношений;

- условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов;

- размер образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

- величина списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных ко взысканию, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

В п. п. 11 и 12 Положения также указаны требования к раскрытию данной информации по группам связанных сторон, по раскрытию информации о размерах вознаграждений, которые организация выплачивает управленческому персоналу.


2. Утверждена форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники

Приказ ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники"


В силу Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470), для регистрации ККТ в налоговом органе пользователь должен подать заявление, составленное по соответствующей форме. Такая форма была установлена рассматриваемым Приказом ФНС России. В заявлении должна содержаться информация о пользователе кассового аппарата: полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы, ОГРН, ИНН/КПП, дата регистрации организации или индивидуального предпринимателя, адрес, телефон, телефакс, данные руководителя. Кроме того, необходимо указать сведения о подлежащей регистрации технике (модель, заводской номер, год выпуска, адрес и место установки в организации, номер паспорта ККТ). При подаче заявления необходимо также представить паспорт ККТ.

На момент выпуска обзора Приказ еще не был опубликован, и до его вступления в силу (по истечении 10 дней с момента официального опубликования) применять установленную им форму необязательно.


3. Затраты на адресную рассылку каталогов нормировать не нужно

Письмо УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 N 20-12/015163


Московские налоговые органы рассмотрели порядок признания расходов для организаций, распространяющих по почте каталоги с информацией о своей продукции. Напомним, что данный вопрос является спорным. Ранее Минфин России указывал, что адресная рассылка рекламой не является, поэтому расходы на ее проведение признавать нельзя (Письмо от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390). Эта позиция была оспорена в выпуске обзора от 11.05.2006.

В рассматриваемом письме также указано, что адресная рассылка к рекламе не относится. В пользу этого вывода приведены следующие аргументы. В силу положений ГК РФ адресная почтовая рассылка признается офертой (в отличие от рекламы, представляющей собой предложение делать оферту). Целью оферты является заключение договора с конкретным покупателем, а целью рекламы - доведение информации о свойствах товаров до неопределенного круга лиц. При этом задачей рекламы не является сообщение потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. В силу ст. 3 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, если организация, которая ведет торговлю исключительно путем почтовых отправлений, рассылает каталоги товаров потенциальным покупателям (с указанием их адресов и ФИО), то это не является рекламой.

Однако из всего сказанного УФНС делает вывод, противоположный тому, который содержался раньше в официальных разъяснениях: поскольку это не реклама, то затраты на изготовление и рассылку каталогов являются расходами, связанными с реализацией данных товаров, и учитываются в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Для налогоплательщиков такие разъяснения намного более удобны, так как, в отличие от расходов на рекламу, которые признаются в размере не более 1 процента выручки от реализации, такие расходы нормировать не нужно.


4. Стоимость страхования и оценки предмета залога можно включать в расходы

Письмо Минфина России от 15.02.2008 N 03-03-04/1/103


Минфин рассмотрел вопрос о правомерности включения в расходы сумм, которые израсходованы на оценку и страхование имущества, передаваемого в залог для получения государственных гарантий. На основании п. 1 ст. 343 ГК РФ залогодатель или залогодержатель (в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество) обязан страховать заложенное имущество за счет залогодателя в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения. Финансовое ведомство пришло к следующему выводу: данные затраты можно включить в расходы на добровольное страхование имущества. Ведь к таким расходам относятся взносы по добровольному страхованию имущества, которое налогоплательщик использует в деятельности, направленной на получение дохода.

Ранее (в Письме от 27.08.2007 N 03-03-06/1/601) Минфин России высказывал противоположную точку зрения по проблеме налогообложения оценки предмета залога. Более подробно данный вопрос рассмотрен в выпуске обзора от 24.10.2007.


5. Организация образования может признать расходы по проезду, размещению, питанию и визовой поддержке обучающихся

Письмо УФНС России по г. Москве от 04.02.2008 N 20-12/009698


Организация образования обратилась в московские налоговые органы с вопросом, может ли она признавать расходами затраты по проезду, размещению, питанию обучающихся и оформлению виз для них. УФНС России по г. Москве разъясняет, что право на признание расходов в данном случае зависит от условий договора. Если в договоре об оказании образовательных услуг предусмотрено обязательство налогоплательщика оказать заказчику на возмездной основе иные услуги, связанные с проездом, размещением, питанием и оформлением виз для обучающихся, то организация может признать такие расходы, подтвердив их соответствующими документами.




Комментарии


1. Индивидуальные предприниматели вправе принять "входной" НДС к вычету только после отражения приобретения товаров (работ, услуг) в Книге учета доходов и расходов


Название документа:

Письмо Минфина России от 23.05.2008 N 03-07-11/198


Комментарий:

С 2006 г. оплата приобретенных товаров (работ, услуг) не является условием для принятия "входного" НДС к вычету. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ суммы налога принимаются к вычету после принятия товаров (работ, услуг) на учет, если имеются счета-фактуры и соответствующие первичные документы.

В рассматриваемом Письме Минфин обращает внимание, что фактически для индивидуальных предпринимателей оплата товаров (работ, услуг) по-прежнему является необходимым условием для вычета НДС. Дело в том, что налог можно принять к вычету лишь после принятия товаров, работ, услуг на учет. Но индивидуальные предприниматели, в отличие от организаций, бухгалтерский учет не ведут. Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ учет доходов, расходов и хозяйственных операций осуществляется ими в порядке, определенном Минфином России, - путем заполнения Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Форма данной Книги и Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утверждены совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430. Согласно п. 4 Порядка индивидуальные предприниматели ведут учет путем фиксирования в Книге операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом. А п. 13 Порядка предусмотрено, что расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после их фактического совершения (за исключением некоторых случаев).

То есть принятие на учет товаров, работ, услуг производится индивидуальными предпринимателями путем отражения операций по их приобретению в Книге, а фиксируются данные операции только после фактического осуществления расходов, после оплаты. И хотя оплата товаров (работ, услуг) не названа более в НК РФ как отдельное условие для применения вычета, фактически индивидуальные предприниматели не могут принять "входной" налог к вычету, не оплатив товары, работы, услуги, поскольку до тех пор, пока не произошла оплата, соответствующие операции в Книге не отражаются, не происходит принятия товаров, работ, услуг на учет.

В судебной практике подтверждается, что Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций, который утвержден упомянутым совместным Приказом, применяется не только для целей НДФЛ, как прямо указано в п. 2 самого Порядка, но и для целей НДС (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2006 N Ф04-3018/2006(22849-А45-27), от 30.03.2005 N Ф04-1716/2005(9789-А45-34)). В решениях судов отмечено следующее: тот факт, что данные учета доходов и расходов, оформленные согласно Порядку, используются для расчета налоговой базы по НДФЛ, не означает, что правила учета доходов и расходов в целях НДС являются иными или могут быть установлены предпринимателем произвольно.

Никакой иной даты, помимо момента регистрации операций в Книге, которую можно было бы считать днем принятия товаров (работ, услуг) к учету, назвать нельзя. Следовательно, принять "входной" НДС к вычету без оплаты приобретенных товаров, работ, услуг индивидуальные предприниматели не могут.



2. Когда индивидуальный предприниматель может перейти с "обычной" УСН на УСН на основе патента?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2008 N 18-11/3/020818@


Комментарий:

Вместо применения "обычной" упрощенной системы налогообложения индивидуальные предприниматели вправе применять УСН на основе патента, о которой говорится в ст. 346.25.1 НК РФ. Для этого необходимо, чтобы в соответствующем субъекте РФ был принят закон о введении на его территории "патентной" УСН, а предприниматель должен вести один из видов деятельности, которые перечислены в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ и по которым, согласно закону субъекта РФ, может применяться УСН на основе патента.

С какого момента индивидуальные предприниматели, использовавшие до этого "обычную" УСН, могут начать применять УСН на основе патента? В рассматриваемом Письме УФНС России по г. Москве разъясняет, что такой переход возможен лишь с начала календарного года. Аргументируется это тем, что в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ индивидуальные предприниматели, которые работают по "обычной" УСН, предусмотренной ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ, не вправе отказаться от ее применения до окончания текущего налогового периода (календарного года). Следовательно, перейти на УСН на основе патента они могут только с начала следующего календарного года.

Отметим, что возможна и иная точка зрения. Пунктом 4 ст. 346.25.1 НК РФ установлено, что по выбору налогоплательщика патент выдается на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год. Минфин России обращает внимание на то, что указанные периоды должны быть внутри календарного года, и период, на который выдается патент, не может переходить на следующий календарный год (Письмо от 14.08.2007 N 03-11-02/230). Но начать применять УСН на основе патента можно не только с начала календарного года, но и в течение года с начала любого квартала.

В своем Письме УФНС России по г. Москве ссылается на п. 6 ст. 346.13 НК РФ, где отмечено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, причем не позднее 15 января об этом необходимо уведомить налоговый орган. Но в данном случае речь идет именно о переходе с УСН на иной режим налогообложения. УСН на основе патента не является отдельным спецрежимом, это лишь разновидность "обычной" УСН. Действующие специальные налоговые режимы перечислены в п. 2 ст. 18 НК РФ, среди них упомянута только "обычная" упрощенная система налогообложения, но не УСН на основе патента.

Поэтому ограничения п. 6 ст. 346.13 НК РФ не распространяются на случаи перехода с "обычной" на "патентную" УСН. И перейти на УСН на основе патента индивидуальный предприниматель может в течение всего года - перед началом II, III или IV квартала, получив патент на девять, шесть или три месяца соответственно.




Судебное решение недели


Если цена доставки в договоре поставки и счетах-фактурах не выделена, это не является основанием для доначисления НДС на стоимость транспортировки

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2008 N А05-6839/2007)


Зачастую налоговые органы неправильно квалифицируют сделки по формальным признакам, что приводит к появлению объекта налогообложения в тех операциях, в которых его быть не должно. Такой случай был рассмотрен ФАС Северо-Западного округа в споре между налоговым органом и организацией о правомерности доначисления НДС. Инспекция вынесла решение о доначислении налога на стоимость транспортировки товара, который налогоплательщик реализовывал и доставлял своим контрагентам, на основании того, что стоимость транспортировки не была выделена отдельно в договорах, счетах-фактурах и иных документах. По мнению налогового органа, это свидетельствует о том, что услуги по доставке товара были оказаны безвозмездно, поэтому продавец должен уплатить с их стоимости НДС. Сумму налога инспекция рассчитала, исходя из сведений о количестве израсходованных организацией горюче-смазочных материалов, которые были приведены в представленных путевых листах, а также на основании данных по дебету одного из счетов главной книги. Организация, оспаривая это решение, указала, что доставка представляет собой способ исполнения обязанности по передаче товара покупателю.

Суд проанализировал положения гражданского и налогового законодательства и пришел к выводу, что налог был доначислен неправомерно. Так, в силу ст. 458 ГК РФ обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу. Если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке продукции покупателям, то перевозка собственным транспортом товаров покупателям является способом исполнения обязанности продавца по передаче товара (ст. 510 ГК РФ). Кроме того, договором было установлено, что доставку товара покупателям продавец осуществляет собственным транспортом. Как указал суд, специфика договора поставки, а также условия заключенных организацией договоров не позволяют сделать вывод о том, что в цену реализуемой продукции, которая указана в договорах, стоимость ее доставки не включена. Так как доказать безвозмездность доставки товара налоговый орган не смог, его решение кассационная инстанция признала неправомерным.


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Краткое содержание авторских материалов по правовой и бухгалтерской тематике за последний месяц - в обзоре "Новое: юридическая пресса, комментарии и книги".



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное