Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 21.05.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 21.05.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Утвержден новый порядок оформления расчетов без применения ККТ

2. Для отсрочки (рассрочки) уплаты налога и предоставления инвестиционного налогового кредита в качестве обеспечения обязательства можно использовать залог имущества

3. При заполнении счета-фактуры в адресах слова "Российская Федерация" можно не указывать

4. За неуплату налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества, которое находится в федеральной собственности, взыскивать пени с бюджетных учреждений нельзя


Комментарии

1. На основании каких документов организация вправе принять к вычету НДС по командировочным расходам?

2. Как определить налоговую базу по НДС при передаче имущественных прав на нежилые помещения?


Судебное решение недели

При доставке сотрудников к месту работы и обратно дохода, облагаемого НДФЛ, у них не возникает



Новости


1. Утвержден новый порядок оформления расчетов без применения ККТ

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"


С 21 мая 2008 г. начинает действовать новое Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов, а также расчетов с помощью платежных карт без применения ККТ.

Как известно, если при расчетах наличными или банковскими картами не используется кассовый аппарат, продавец обязан выдать покупателю бланк строгой отчетности. Наиболее значительным новшеством здесь является то, что в соответствии с опубликованным Положением такие бланки можно не только изготавливать типографским способом, но и формировать с использованием автоматизированных систем. При этом автоматизированная система должна соответствовать определенным требованиям: иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком в течение не менее пяти лет, а также сохранять его уникальный номер и серию. По требованию налоговых органов организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять информацию из таких систем о выпуске документов. Следует отметить, что в Постановлении не конкретизировано, в каких случаях необходимо использовать бланки, изготовленные типографским способом, а когда допускается применение документов, сформированных с использованием автоматизированных систем. Из этого можно сделать вывод, что способ изготовления бланка строгой отчетности остается на усмотрение налогоплательщика.

Вне зависимости от способа выпуска бланка он должен содержать установленные Постановлением реквизиты. Реквизиты, перечисленные в ранее действовавшем Положении, которое утратило силу с принятием рассматриваемого Постановления Правительства РФ, несколько изменились. Теперь надо указывать не просто дату осуществления расчета: из формулировки, использованной в Постановлении (дата осуществления расчета и составления документа), следует, что эти события должны происходить одновременно. Кроме того, появилась возможность указывать иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемых услуг, помимо обязательных. По новой форме не нужно указывать единицу измерения услуги, а также исключены графы, в которых содержались сведения об утверждении формы бланка и код бланка по классификатору. Упразднен отдельный бланк для осуществления наличных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования.

Что касается ранее установленных форм бланков, в Постановлении содержатся переходные положения, касающиеся срока их применения. Формы БСО, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 (кроме случаев, когда такие формы утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти - такие бланки можно применять до момента утверждения формы), применяются до 31 декабря 2008 г., а бланки, утвержденные этим Постановлением, - до 21 мая 2008 г.


2. Для отсрочки (рассрочки) уплаты налога и предоставления инвестиционного налогового кредита в качестве обеспечения обязательства можно использовать залог имущества

Постановление ВАС России от 21.01.2008 N 14430/07 "О признании частично недействующим пункта 2.3 Приказа ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ и полностью недействующим подпункта "б" пункта 1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утв. Приказом ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@"


ВАС России рассмотрел заявление о признании не соответствующим налоговому законодательству и недействующим п. 2.3 Приказа ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@. По мнению налогоплательщика, факт, что в соответствии со спорным пунктом в качестве обеспечения обязательства для отсрочки, рассрочки или предоставления инвестиционного налогового кредита можно использовать только поручительство, нарушает его права.

Суд пришел к выводу, что наряду с поручительством налогоплательщики вправе использовать залог имущества, так как такой способ обеспечения обязательства предусмотрен ст. 72, а также п. 5 ст. 61 НК РФ. Хотя в спорном пункте Приказа ФНС России нет прямого указания на запрет применения залога, из самого текста Приказа, а также из отзывов ФНС России и Минфина России и выступлений их представителей в судебных заседаниях следует, что в такой форме ФНС реализует право выбора приемлемого способа обеспечения обязательств перед федеральным бюджетом. При этом возможность применения залога имущества в качестве способа обеспечения обязательств налогоплательщиков перед другими бюджетами Приказом не исключается. Суд же указал, что за ФНС России законодательно не закреплено право вводить в форме нормативного правового акта какие бы то ни было общие запреты или ограничения на применение установленного НК РФ способа обеспечения. Таким образом, спорный пункт Приказа был признан недействующим и противоречащим Налоговому кодексу. Поэтому при обращении за рассрочкой (отсрочкой) уплаты налога или инвестиционным налоговым кредитом налогоплательщики вправе прибегать не только к поручительству, но и к залогу собственного имущества.


3. При заполнении счета-фактуры в адресах слова "Российская Федерация" можно не указывать

Письмо Минфина России от 31.03.2008 N 03-07-11/129


Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 места нахождения организации-продавца и покупателя указываются в соответствии с учредительными документами. На этом основании Минфин России пришел к выводу, что в счете-фактуре должны быть отражены адреса продавца и покупателя в соответствии с учредительными документами, а не их фактические (почтовые) адреса. Поэтому счета-фактуры, в которых в адресах не указаны слова "Российская Федерация", не являются составленными с нарушениями НК РФ и Постановления.


4. За неуплату налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества, которое находится в федеральной собственности, взыскивать пени с бюджетных учреждений нельзя

Письмо Минфина России от 29.04.2008 N 01-СШ/30 "Об исчислении и уплате налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности"


В связи с отсутствием механизма налогообложения имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, такие учреждения до введения в действие такого механизма не могут самостоятельно уплачивать налог на прибыль в части доходов от сдачи указанного имущества в аренду. Минфин разъяснил, что у налоговых органов нет оснований для начисления пеней на недоимку по налогу на прибыль, образовавшуюся по причине отсутствия до настоящего времени такого механизма. Финансовое ведомство указывает, что если порядок уплаты налога законодательно не установлен, то это исключает вину и возможность привлечения бюджетных учреждений к ответственности.




Комментарии


1. На основании каких документов организация вправе принять к вычету НДС по командировочным расходам?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 10.01.2008 N 19-11/603


Комментарий:

С 30 мая 2006 г. вступили в силу изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, внесенные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2006 N 283. Согласно одной из поправок, если фирма направляет работника в служебную командировку, то для того, чтобы принять к вычету "входной" НДС по услугам гостиниц и услугам по перевозке, в книге покупок должны быть зарегистрированы не счета-фактуры, а заполненные бланки строгой отчетности с суммой налога, выделенной отдельной строкой.

Именно с учетом данных изменений в рассматриваемом Письме УФНС России по г. Москве отмечено, что "входной" НДС, уплаченный за услуги по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, принимается к вычету на основании проездного документа (билета), в котором сумма налога выделена отдельной строкой. Если же в билетах сумма НДС отдельно не выделена, данные расходы в полном объеме учитываются организацией в числе прочих согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При принятии к вычету НДС в отношении услуг по перевозке работников к месту командировки и обратно основная сложность заключается в том, что сумма налога в проездных документах зачастую не выделяется. На практике многие организации решали эту проблему, заключая договоры с транспортными агентствами, через которые приобретались билеты и которые выставляли счета-фактуры.

Но в Письме отмечено, что агентство (посредник) выставлять счета-фактуры при реализации билетов не вправе, поскольку услуги в данном случае оказываются физическим лицам - сотрудникам организации. Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг непосредственно населению счета-фактуры не выставляются, вместо этого покупателю выдается кассовый чек или иной документ установленной формы. При перевозке пассажиров этим документом является билет.

Но существует и иная точка зрения по данному вопросу, которую можно обосновать следующим.

Условия принятия НДС к вычету установлены непосредственно в Налоговом кодексе РФ. В п. 1 ст. 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ. То есть вычеты по командировочным расходам, указанным в п. 7 ст. 171 Кодекса, могут производиться как на основании иных документов (бланков строгой отчетности), так и на основании счетов-фактур.

Это подтверждает и судебная практика. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 07.02.2008 N А57-597/07 суд признал ошибочным мнение налогового органа, который считал, что основанием для вычета НДС по услугам гостиниц является только бланк строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой налога. Как отмечено в решении, такой подход является неверным, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит обязательных требований о наличии бланков строгой отчетности для вычета НДС по командировочным расходам.

Что касается аргументов налоговых органов о невозможности выставления в данном случае счетов-фактур, поскольку услуги оказываются непосредственно работникам, то отметим следующее. В этой ситуации услуги оказываются все же не сотрудникам, а самой организации. Ведь именно в интересах компании работники отправляются в командировку. Если именно организация оплачивает данные билеты агентству и именно с ней у агентства заключен соответствующий договор, то агентство вправе и обязано выставить организации счет-фактуру.

Поэтому в том случае, если в билете сумма налога не выделена отдельной строкой, вычет НДС по расходам на перевозку работника к месту командировки и обратно возможен и на основании счета-фактуры, который налогоплательщику выставит транспортное агентство.


2. Как определить налоговую базу по НДС при передаче имущественных прав на нежилые помещения?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 28.03.2008 N 09-11/30092


Комментарий:

Статьей 155 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав. Однако для целого ряда случаев, связанных с передачей данных прав, в ст. 155 Кодекса не содержится никаких особых норм, в связи с чем и возникают вопросы, как определять при этом налоговую базу и должен ли уплачиваться налог вообще.

В рассматриваемом Письме УФНС России по г. Москве речь идет о передаче прав на нежилые помещения. Пунктом 3 ст. 155 НК РФ установлено, что при передаче налогоплательщиками имущественных прав на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база по НДС определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права (с учетом налога), и расходами на приобретение указанных прав.

Никаких особенностей определения налоговой базы при передаче имущественных прав на иные нежилые помещения в НК РФ не установлено, как говорится в Письме. Поэтому, как считают налоговые органы, при передаче таких прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 153 Кодекса. Согласно данному пункту при определении налоговой базы выручка от реализации имущественных прав должна рассчитываться исходя из суммы всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных имущественных прав.

Вопрос определения налоговой базы при передаче имущественных прав являлся и является спорным, в том числе и после 2006 г., когда в ст. 155 НК РФ были внесены изменения, однако судебной практики по нему еще не сложилось. Но по данному поводу возможна и иная точка зрения.

В ст. 153 НК РФ не установлены правила определения налоговой базы по НДС. В п. 1 ст. 153 Кодекса говорится, что налоговая база при реализации товаров, работ, услуг определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей произведенных либо приобретенных товаров (работ, услуг). Для реализации товаров, работ, услуг порядок определения налоговой базы установлен ст. 154 НК РФ, для передачи имущественных прав - ст. 155 Кодекса. По тем имущественным правам, которые не перечислены в ст. 155, налоговая база не установлена, следовательно, согласно п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 НК РФ налог в отношении данных имущественных прав можно считать не установленным.

Поэтому при передаче имущественных прав на нежилые помещения, не перечисленные в ст. 155 Кодекса, налогоплательщики вправе не уплачивать налог на добавленную стоимость. См. об этом подробнее в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.




Судебное решение недели


При доставке сотрудников к месту работы и обратно дохода, облагаемого НДФЛ, у них не возникает

(Постановление ФАС Уральского округа от 15.04.2008 N Ф09-2450/08-С2)


Организации, оплачивающие доставку сотрудников к месту работы и обратно, могут столкнуться с доначислением НДФЛ - налоговые органы считают стоимость такой доставки доходом работников, полученным в натуральной форме. В своих разъяснениях Минфин указывал, что налог можно не начислять, только когда необходимость доставки связана с технологическими особенностями производства либо если работники не имеют возможности добираться до работы и обратно на общественном транспорте. Таким образом, Минфин хоть и пошел навстречу налогоплательщику, но последний был вынужден доказывать необходимость доставки работников. Позицию финансового ведомства поддерживали и суды, которые ставили необходимость начисления НДФЛ в зависимость от того, насколько необходима и обоснованна оплата доставки работников (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2008 N А21-3559/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2007 N Ф04-8288/2007(40650-А27-41), ФАС Уральского округа от 29.01.2008 N Ф09-9195/07-С2).

ФАС Уральского округа вынес решение, в котором такая зависимость не приводится. Принимая рассматриваемое Постановление, суд отметил, что доставка персонала общества до места работы и обратно предусмотрена коллективным договором и осуществлялась сторонней организацией на основании соответствующего договора с налогоплательщиком, который действовал в собственных интересах с целью организации производственного процесса. То есть в оплате доставки были заинтересованы не сами сотрудники, а работодатель. По мнению суда, при таких обстоятельствах у работников налогоплательщика не возникло дохода, облагаемого спорным налогом.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2008 N Ф09-849/08-С2.


Применение документа (выводы):

Работодатель, оплативший доставку сотрудников к месту работы и обратно, НДФЛ на ее стоимость начислять не должен. Однако, если он не докажет, что необходимость доставки связана с технологическими особенностями производства либо что работники не могут добираться до работы и обратно на общественном транспорте, возможны споры с налоговыми органами.


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

НДФЛ, ЕСН, взносы: Новости. Практика
Быть в курсе тенденций судебной практики, разрешившихся ситуаций, возникших проблем. Обзор по самым актуальным вопросам уплаты НДФЛ, ЕСН, взносов – ежемесячно.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное