Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 14.05.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 14.05.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Налоговые органы не вправе обращаться в суды с исками о взыскании в доход государства всего полученного по сделке для обеспечения поступления в бюджет налогов

2. Если налог уплачен вовремя, то за несвоевременную подачу декларации будет взыскан штраф в размере 100 руб.

3. При приобретении у физических лиц ценных бумаг без оказания сопутствующих услуг организация налоговым агентом по НДФЛ не является


Комментарии

1. Принят новый Федеральный закон о дополнительных страховых пенсионных взносах

1.1. Порядок уплаты дополнительных страховых взносов и взносов работодателя

1.2. Налогообложение дополнительных страховых взносов и взносов работодателя

1.3. Вступление изменений в силу

2. Восстановление НДС при реализации товара на экспорт: в периоде отгрузки или при подаче экспортной декларации?

3. Материальная выгода от экономии на процентах при беспроцентном займе: Минфин России дает разъяснения, на какой момент возникает доход


Судебное решение недели

При переходе на спецрежим НДС нужно восстанавливать только в том случае, если он был принят к вычету после 1 января 2006 г.



Новости


1. Налоговые органы не вправе обращаться в суды с исками о взыскании в доход государства всего полученного по сделке для обеспечения поступления в бюджет налогов

Постановление Пленума ВАС России от 10.04.2008 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации"


Налоговые органы, согласно п. 11 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", вправе предъявлять в суды и арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Пленум ВАС России разъяснил, в каких случаях и для каких целей налоговые органы могут пользоваться таким правом.

В п. 6 Постановления указано, что данное право может использоваться налоговыми органами только в рамках выполнения их задач, перечисленных в ст. 6 Закона. Например, инспекции могут предъявлять требование о взыскании в доход государства всего полученного по сделке при контроле за производством и оборотом алкогольной продукции, оспаривая сделки, направленные на сбыт продукции, опасной для здоровья граждан.

Но налоговые органы не вправе обращаться в суд с требованием о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных ст. 169 ГК РФ, на том основании, что такая сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов. Взыскание в доход государства всего полученного (причитавшегося) по сделке не является мерой, направленной на поступление налогов в бюджет, как отмечено в Постановлении.

Для обеспечения поступления в бюджет налогов в полном объеме налоговые органы вправе, согласно ст. 170 ГК РФ, предъявлять иски о признании совершенных налогоплательщиком сделок недействительными как мнимых или притворных. При этом в п. 7 Постановления отмечено, что инспекция, установив занижение налоговой базы из-за неправильной юридической квалификации сделок, вправе самостоятельно изменить квалификацию и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов). То есть предъявлять самостоятельное требование в суд об изменении юридической квалификации сделки, а лишь затем вновь обращаться в суд с требованием о взыскании недоимки и наложении санкций налоговому органу не требуется.


2. Если налог уплачен вовремя, то за несвоевременную подачу декларации будет взыскан штраф в размере 100 руб.

Письмо Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133


Минфин разъяснил, какова будет ответственность налогоплательщика за несвоевременную подачу декларации, если налог, исчисленный в этой декларации, был им уплачен вовремя. По мнению финансового ведомства, в таком случае с налогоплательщика может быть взыскан штраф за совершение налогового правонарушения, указанного в п. 1 ст. 119 НК РФ, в размере 100 руб.


3. При приобретении у физических лиц ценных бумаг без оказания сопутствующих услуг организация налоговым агентом по НДФЛ не является

Письмо Минфина России от 24.04.2008 N 03-04-06-01/104


В силу ст. 214.1 НК РФ при осуществлении операций с ценными бумагами налоговыми агентами признаются лица, совершающие операции в пользу налогоплательщика по договору поручения или по иному подобному договору. Поэтому, как разъяснил Минфин, если организация приобретает у физических лиц ценные бумаги по договорам купли-продажи без заключения договоров на брокерское обслуживание, доверительное управление и т.д., налоговым агентом она не является. Соответственно, такая компания исчислять и уплачивать налог, а также представлять сведения в налоговый орган по выплаченным доходам не обязана. В этом случае физическое лицо самостоятельно исчисляет и уплачивает налог на основании налоговой декларации.




Комментарии


1. Принят новый Федеральный закон о дополнительных страховых пенсионных взносах


Название документа:

Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

Федеральный закон от 30.04.2008 N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"


Комментарий:

Новый Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ с целью повышения уровня пенсионного обеспечения предоставляет гражданам возможность уплачивать дополнительные страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. В связи с этим в различные законодательные акты, в том числе и в Налоговый кодекс РФ, был внесен целый ряд изменений.


1.1. Порядок уплаты дополнительных страховых

взносов и взносов работодателя


Взносы могут уплачиваться физическим лицом либо самостоятельно, либо путем их перечисления через работодателя. Заявление об уплате дополнительных взносов должно быть подано работником соответственно либо в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, либо по месту работы (п. 1 ст. 4 Закона).

Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных взносов от своего сотрудника, должен в течение трех рабочих дней направить это заявление в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников компании за предыдущий год превышает 100 человек, заявления пересылаются в электронном виде (это правило распространяется и на вновь созданные организации с численностью сотрудников 100 человек и более) (п. 4 ст. 4 Закона).

Граждане самостоятельно определяют размер дополнительного страхового взноса. В том случае, если дополнительные взносы будут уплачиваться через работодателя, в подаваемом заявлении нужно указать ежемесячный размер взносов - в фиксированной сумме или же в процентах от базы, с которой уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 5 Закона). Работодатель должен начать удерживать и перечислять дополнительные взносы с 1-го числа следующего месяца после получения заявления (п. 2 ст. 7 Закона).

Кроме того, работодатель вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу тех сотрудников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы. Решение об уплате взносов работодателя оформляется либо отдельным приказом, либо вносится в коллективный или трудовой договор (п. 1 ст. 8 Закона).

Уплата дополнительных страховых взносов, а также взносов работодателя производится в том же порядке и в те же сроки, что и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Одновременно с перечислением дополнительных взносов работодатель формирует реестр застрахованных лиц. Обязательные сведения, которые должны содержаться в реестре, перечислены в п. 4 ст. 9 Закона. Реестры сдаются в территориальный орган ПФР в срок не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в котором перечислялись дополнительные страховые взносы. Форма реестра будет утверждена впоследствии Пенсионным фондом РФ. Работодатели со среднесписочной численностью сотрудников за предыдущий год свыше 100 человек (а также вновь созданные организации, количество работников в которых превышает 100 человек) представляют реестры в электронной форме.


1.2. Налогообложение дополнительных страховых

взносов и взносов работодателя


Изменения в НК РФ устанавливают особенности уплаты НДФЛ, ЕСН и налога на прибыль в отношении дополнительных страховых взносов и взносов работодателя. Так, для целей НДФЛ доходом работника не будут признаваться:

- взносы работодателя в пределах не более 12 000 руб. в год (п. 39 ст. 217 НК РФ);

- уплачиваемые в рамках государственной поддержки взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений (п. 38 ст. 217 НК РФ).

Сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии включается в состав социального налогового вычета по НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ). В связи с этим предельный размер социального налогового вычета увеличен со 100 000 до 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ). Для получения вычета физическому лицу потребуется представить либо документы, подтверждающие его фактические расходы на уплату дополнительных взносов, либо справку налогового агента об удержанных и перечисленных взносах. Форму этой справки должна утвердить ФНС России.

Взносы работодателя в пределах не более 12 000 руб. в год на каждого работника не облагаются ЕСН (пп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ). Данные взносы относятся к расходам на оплату труда и в общей сумме со взносами по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения работников учитываются при налогообложении в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (абз. 1, 7 п. 16 ст. 255 НК РФ).


1.3. Вступление изменений в силу


Как указано в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ, данный Закон вступает в силу с 1 октября 2008 г. Однако целый ряд его положений, в том числе касающихся порядка перечисления дополнительных страховых взносов и взносов работодателя, начнут действовать с 1 января 2009 г. Поэтому с 1 октября 2008 г. работодатели вправе принимать от своих работников заявления об уплате дополнительных страховых взносов, но их удержание и перечисление, а также уплата взносов работодателя будет производиться уже после 1 января 2009 г.

Соответствующие изменения в НК РФ также вступят в силу с 1 января 2009 г. (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ).


Применение документа (выводы):

1. При получении от работника заявления, в котором указан размер дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, работодатель обязан в трехдневный срок направить это заявление в территориальный орган ПФР. С 1-го числа следующего месяца необходимо начать удерживать и перечислять данные дополнительные взносы.

2. В отношении работников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы, работодатель вправе уплачивать взносы работодателя за счет собственных средств. Соответствующее решение необходимо оформить либо отдельным приказом, либо включив данное условие в коллективный или трудовой договор.

3. Со взносов работодателя в сумме, не превышающей 12 000 руб. в год, не уплачиваются НДФЛ и ЕСН, с превышающей суммы взносов требуется удержать и перечислить НДФЛ и уплатить единый социальный налог.

4. Взносы работодателя учитываются в расходах по налогу на прибыль в общей сумме со взносами по договорам долгосрочного страхования жизни и добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), они не могут превышать 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.



2. Восстановление НДС при реализации товара на экспорт: в периоде отгрузки или при подаче экспортной декларации?


Название документа:

Письмо Минфина России от 28.04.2008 N 03-07-08/103


Комментарий:

При реализации товаров на экспорт входной НДС, ранее принятый к вычету, необходимо восстановить (ст. 170 НК РФ). Минфин в своем письме в очередной раз указал, что восстанавливать такой налог нужно не позднее налогового периода, в котором товар отгружается на экспорт и таможенные органы оформляют соответствующие таможенные декларации. Если отгрузка товаров и таможенное оформление происходят в разных налоговых периодах, восстанавливать налог, по мнению финансового ведомства, следует не позднее того периода, в котором соблюдаются оба эти условия. Ранее подобную точку зрения уже высказывали как сам Минфин России (см. Письмо от 11.11.2004 N 03-04-08/117), так и ФНС России (Письмо от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@), а также УФНС России по г. Москве (Письма от 12.02.2007 N 19-11/13947, от 28.11.2005 N 21-24-и/0553 и от 09.10.2003 N 24-11/55368). Кроме того, данная позиция подтверждалась отдельными судебными решениями: Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2006 N А56-20054/2005, от 17.10.2005 N А56-35984/04, от 05.04.2005 N А56-35984/04, ФАС Центрального округа от 06.09.2006 N А09-3148/06-12.

Следует, однако, обратить внимание на то, что, хотя с учетом положений ст. 170 НК РФ при реализации товара на экспорт НДС подлежит восстановлению, порядка такого восстановления Налоговый кодекс не содержит. Таким образом, в НК РФ нет четкого указания на момент восстановления налога. Так как в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика, то он не обязан восстанавливать НДС в периоде таможенного оформления товара. В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ налоговая база по экспортным операциям определяется на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Поэтому и восстановить ранее принятый к вычету НДС можно в том периоде, когда в инспекцию подается декларация, в которой отражена реализация товара на экспорт, и пакет соответствующих документов. В судебной практике встречаются решения, подтверждающие такую позицию: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.09.2007 N А79-160/2007, ФАС Московского округа от 12.07.2006 N КА-А41/6325-06, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2006 N Ф04-6872/2006(27584-А70-14), от 23.10.2006 N Ф04-6871/2006(27587-А70-14).



3. Материальная выгода от экономии на процентах при беспроцентном займе: Минфин России дает разъяснения, на какой момент возникает доход


Название документа:

Письмо Минфина России от 23.04.2008 N 03-04-06-01/103


Комментарий:

Организация, предоставившая беспроцентный заем своим сотрудникам, обратилась в Минфин за разъяснениями о том, как с 2008 г. для целей НДФЛ следует определять дату получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах. По мнению финансового ведомства, высказанному в рассматриваемом Письме, при выдаче беспроцентного займа фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать момент возврата заемных средств.

Проблема с датой возникновения дохода в виде материальной выгоды при беспроцентном займе, которую пытается разрешить Минфин, заключается в следующем. С 2008 г. в п. 2 ст. 212 НК РФ прямо указано, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, а также исчисление, удержание и перечисление налога с этого дохода должны осуществляться налоговым агентом - организацией или предпринимателем, выдавшими заем. Однако в ст. 212 Кодекса не говорится о том, на какой момент налоговый агент должен определять налоговую базу. А ст. 223 НК РФ, где речь идет о дате получения доходов, установлено, что в отношении доходов в виде материальной выгоды датой их получения следует считать, в частности, день уплаты налогоплательщиком процентов. При беспроцентном займе никакие проценты не уплачиваются, и в какой момент у физического лица в таком случае возникает доход - понять нельзя. Вариант, предложенный Минфином (дата возврата заемных средств), произволен, не находит своего подтверждения в Кодексе, не основан на действующем налоговом законодательстве.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и противоречия налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика. Поскольку неясно, на какой именно момент налоговый агент должен определить сумму налога, исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет, организации и предприниматели, выдавшие беспроцентные займы физическим лицам, вплоть до внесения в НК РФ соответствующих изменений, четко определяющих эту дату, вправе не удерживать и не уплачивать в бюджет НДФЛ с материальной выгоды в виде экономии на процентах.




Судебное решение недели


При переходе на спецрежим НДС нужно восстанавливать только в том случае, если он был принят к вычету после 1 января 2006 г.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2008 N А55-9082/2007)


С 2006 г. вступили в силу поправки в п. 3 ст. 170 НК РФ, в силу которых при переходе на УСН или ЕНВД налогоплательщик должен был восстановить НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, ранее заявленный к вычету. Это нововведение сделало неактуальным один из самых спорных вопросов в судебной практике: нужно ли восстанавливать налог при переходе на спецрежимы? Однако по ряду сопряженных с ним проблем до сих пор возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. В первую очередь вопросы вызывают переходные положения, например, нужно ли восстанавливать налог, если организация переходит на специальный режим после 1 января 2006 г., а принят к вычету он был до этой даты.

В Постановлении Президиума ВАС России от 17.07.2007 N 2785/07 была высказана следующая точка зрения: если сумма налога, принятого к вычету, была отражена в декларации за период до 2006 г., то к этой сумме не применяются положения Закона N 119-ФЗ, которым введены поправки в ст. 170 НК РФ. Эту мысль развил в своем Постановлении ФАС Поволжского округа: рассматривая спор между инспекцией и налогоплательщиком, суд обратил внимание на то, что налог был принят к вычету до 2006 г. Поэтому, несмотря на то, что организация перешла на УСН с 1 января 2007 г., у нее отсутствует обязанность восстанавливать спорную сумму налога.

Аналогичной судебной практики нет, однако вывод, сделанный по данному вопросу в Постановлении ВАС России от 17.07.2007 N 2785/07, можно толковать в пользу налогоплательщика.


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

НДС: Новости. Практика
Быть в курсе тенденций судебной практики, разрешившихся ситуаций, возникших проблем. Обзор по самым актуальным вопросам уплаты НДС – ежемесячно.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное