Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 06.06.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 06.06.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

В системе КонсультантПлюс появилась "Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль". В ней кратко изложены различные точки зрения . официальная позиция Минфина РФ, ФНС России, судебных органов, а также мнения специалистов этих ведомств и независимых экспертов . по спорным ситуациям, связанным с исчислением и уплатой налога на прибыль. В обоснование каждой позиции приводятся ссылки на документы из системы КонсультантПлюс: правовые акты, судебную практику, консультации в форме "вопрос-ответ" и публикации прессы. На момент выхода в "Энциклопедии" рассмотрено более 900 проблемных ситуаций.
Подробнее...


НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 06.06.2007


Содержание обзора


Новости

1. Факт приобретения товаров у индивидуального предпринимателя можно подтвердить товарным чеком или чеком ККМ

2. Суммы взносов на ОПС и пособий по временной нетрудоспособности, превышающие 50 процентов суммы единого налога, рассчитанного за один отчетный период, могут быть признаны в последующих отчетных периодах

3. "Входной" НДС по основному средству, приобретенному в период применения УСН, а введенному в эксплуатацию после перехода на ОРН, принимается к вычету

4. При применении УСН плата за загрязнение окружающей среды учитывается в составе материальных расходов

5. При исключении организации - резидента ОЭЗ в Калининградской области из реестра резидентов она обязана пересчитать налог на прибыль и налог на имущество


Комментарии

1. Новые изменения в НК РФ: НДС и спецрежимы налогообложения


Налог на добавленную стоимость

1.1. Лица, перешедшие с УСН и ЕСХН на общий режим налогообложения, могут для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС представлять книги учета расходов и доходов

1.2. Реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, а цветных - не облагается

1.3. ГУПы при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях соцзащиты или социальной реабилитации населения могут не платить НДС в отношении производимой и реализуемой продукции

1.4. Новый порядок освобождения от уплаты НДС операций по реализации драгоценных металлов в слитках

1.5. Ставка НДС 10 процентов применяется также при реализации (ввозе) лекарств, предназначенных для клинических исследований

1.6. Установлен срок, в течение которого налогоплательщики, не представляющие таможенные декларации, вправе подтвердить применение ставки НДС 0 процентов

1.7. При выделе доли товарища или разделе имущества простого товарищества НДС восстанавливать не нужно

1.8. Вычет НДС при возврате товара покупателями иностранному продавцу


Общие изменения для налогоплательщиков, перешедших на УСН или ЕСХН

1.9. Участники договора простого товарищества, ведущие общий учет операций, должны уплачивать НДС по операциям товарищества

1.10. При применении УСН и ЕСХН можно учитывать расходы на реконструкцию и модернизацию ОС


Упрощенная система налогообложения (УСН)

1.11. Предельный размер доходов, ограничивающий право перейти на УСН, для налогоплательщиков, желающих совмещать УСН и ЕНВД, считается только по общему режиму налогообложения

1.12. При переходе на УСН в заявлении нужно указывать сведения о среднесписочной численности работников, а также остаточной стоимости ОС и НМА

1.13. Налогоплательщики, применяющие УСН, могут учитывать расходы на все виды обязательного страхования

1.14. Сумма единого налога расходом не признается

1.15. Расходы на хранение, обслуживание и транспортировку товаров признаются по мере фактической оплаты этих расходов

1.16. Налогоплательщик может учесть расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники

1.17. Расходы по вывозу твердых бытовых отходов уменьшают налоговую базу по единому налогу

1.18. Расходы по приобретению сырья и материалов признаются после их фактической оплаты и списания в производство

1.19. При возврате авансов уменьшаются доходы того периода, когда произведен возврат

1.20. При частичной оплате основных средств расходы можно признавать по мере их оплаты

1.21. Изменения в порядке применения УСН на основе патента

1.22. Уточнены переходные положения при возврате с ОРН на УСН и переходе с общего режима на упрощенную систему налогообложения


Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

1.23. Уточнен порядок определения доли дохода для перехода на ЕСХН сельскохозяйственными потребительскими кооперативами

1.24. Плательщики единого сельхозналога могут учитывать потери от падежа птицы и животных

1.25. Уточнены переходные положения при возврате с ЕСХН на уплату налога на прибыль с применением метода начисления


Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

1.26. Продажа ряда товаров, а также посылочная торговля на ЕНВД не переводятся

1.27. Если площадь торгового места превышает 5 кв. м, то ЕНВД уплачивается в зависимости от площади торгового места

1.28. Крупнейшие налогоплательщики и доверительные управляющие не вправе уплачивать ЕНВД

1.29. Ограничен круг организаций, уплачивающих ЕНВД по услугам общественного питания

1.30. При пассажирских перевозках ЕНВД уплачивается в зависимости от количества посадочных мест

1.31. Гарантийный ремонт автомобилей не облагается ЕНВД

1.32. Реализация в объектах общепита алкогольной продукции и пива собственного производства на ЕНВД не переводится

1.33. Торговые автоматы - это розничная торговля

1.34. Передача в аренду торговых мест и земельных участков для организации торговых мест - два разных вида деятельности, облагаемых ЕНВД

1.35. Какие площади исключаются из расчета при оказании услуг по временному размещению и проживанию

1.36. Какие значения коэффициента К2 применяются, если на текущий год новые значения не утверждены

1.37. Применение вычета НДС при переходе на ЕНВД или возврате с ЕНВД на общий режим налогообложения


2. Может ли организация принять к вычету ранее восстановленный НДС?

3. Минфин России считает, что суммы предоплаты, поступившие предпринимателю, облагаются НДФЛ и ЕСН с момента их получения


Новое в судебной практике

1. Неправильное указание кода декларации не влечет привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ

2. Несвоевременное уведомление об отказе от использования льготы, предусмотренной ст. 149 НК РФ, не является основанием для отказа в вычете

3. Для включения в состав расходов по налогу на прибыль стоимости услуг по обслуживанию мобильного номера наличие на балансе налогоплательщика телефонного аппарата не обязательно

4. Затраты сотрудника на оплату такси в командировке можно включать в состав прочих расходов




Новости


1. Факт приобретения товаров у индивидуального предпринимателя можно подтвердить товарным чеком или чеком ККМ

Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-04-06-01/139


Пункт 2 ст. 230 НК РФ освобождает налоговых агентов от обязанности представлять в налоговую инспекцию сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары (работы, услуги). Однако для этого необходимо, чтобы предприниматель предъявил налоговому агенту документы, которые подтверждают его государственную регистрацию и постановку на учет в налоговых органах. В этой связи финансовое ведомство разъяснило, что факт приобретения товара у индивидуального предпринимателя можно подтвердить товарным чеком, чеком ККМ либо иным документом, оформленным в установленном порядке и содержащим информацию об основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) предпринимателя.


2. Суммы взносов на ОПС и пособий по временной нетрудоспособности, превышающие 50 процентов суммы единого налога, рассчитанного за один отчетный период, могут быть признаны в последующих отчетных периодах

Письмо Минфина России от 11.04.2007 N 03-11-05/67


Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", вправе уменьшать сумму единого налога (авансовых платежей) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам. При этом суммарная величина такого вычета может составлять максимум 50 процентов суммы налога (авансового платежа) за соответствующий отчетный период (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). В то же время налоговая база по единому налогу рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому если сумма страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности превышает установленный предел, то ее можно учесть при расчете единого налога за последующие отчетные периоды.


3. "Входной" НДС по основному средству, приобретенному в период применения УСН, а введенному в эксплуатацию после перехода на ОРН, принимается к вычету

Письмо Минфина России от 19.04.2007 N 03-07-11/113


Если основное средство налогоплательщик приобрел в период применения УСН, а ввел в эксплуатацию уже после перехода на общий режим налогообложения, то сумму "входного" НДС он может принять к вычету. Это объясняется тем, что расходы по основным средствам, приобретенным при применении УСН, признаются только в момент их ввода в эксплуатацию (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому если основное средство введено в эксплуатацию уже при ОРН, то при расчете единого налога соответствующие суммы учитываться не могли. При общем же режиме налогообложения право на вычет "входного" НДС по приобретенному основному средству появляется после принятия соответствующего имущества на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Значит, по основному средству, не требующему сборки (монтажа), вычет производится после отражения его стоимости на счете 01 "Основные средства".


4. При применении УСН плата за загрязнение окружающей среды учитывается в составе материальных расходов

Письмо Минфина России от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1


Материальные расходы при применении УСН учитываются в том же порядке, что и при расчете налога на прибыль, то есть в соответствии со ст. 254 НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). На основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Следовательно, налогоплательщики, применяющие УСН, также могут учитывать рассматриваемую плату при расчете единого налога (в пределах нормативов), но не как сумму налогов и сборов, а в качестве материальных расходов.


5. При исключении организации - резидента ОЭЗ в Калининградской области из реестра резидентов она обязана пересчитать налог на прибыль и налог на имущество

Федеральный закон от 17.05.2007 N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Закон установил налоговые последствия исключения организации - резидента Особой экономической зоны в Калининградской области из единого реестра резидентов ОЭЗ до получения ею свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации. В таком случае организация теряет право применять особый порядок уплаты налога на прибыль (ст. 288.1 НК РФ) и налога на имущество (ст. 385.1 НК РФ) с начала того квартала, в котором она была исключена из реестра.

Организация должна будет исчислить и уплатить в бюджет налог на прибыль (в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта) и налог на имущество (по имуществу, созданному или приобретенному при реализации инвестиционного проекта) по общим ставкам и в общеустановленный срок после истечения того отчетного (налогового) периода, в котором организация была исключена из реестра резидентов ОЭЗ.

Налоговый орган, проводя выездную налоговую проверку организации, исключенной из реестра, вправе не соблюдать ограничения, установленные в п. п. 4 и 5 ст. 89 НК РФ (глубина проверяемого периода в три года, предшествующие году вынесения решения о проверке; запрет проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период; запрет проводить более двух выездных проверок в течение календарного года). Однако для этого необходимо, чтобы предметом проверки была правильность исчисления и полнота уплаты налогов (на прибыль, на имущество) в связи с исключением организации из реестра, а решение о назначении проверки было вынесено не позднее чем в трехмесячный срок с момента уплаты организацией данных налогов (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ).

Новые правила вступят в силу с 1 января 2008 г. (согласно п. 2 ст. 4 Закона).




Комментарии


1. Новые изменения в НК РФ: НДС и спецрежимы налогообложения


Название документа:

Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Комментарий:

Новый Закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ, затронет большое количество налогоплательщиков, особенно применяющих специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, единый сельхозналог).

Как и всегда при одновременном внесении в налоговое законодательство большого количества изменений некоторые из новых поправок - в пользу налогоплательщика, некоторые - не в пользу. Например, из полезных изменений для налогоплательщиков, применяющих УСН, - разрешение признавать расходы на доставку и хранение товаров по мере оплаты затрат, а не по мере реализации самих товаров; возможность признавать расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств. Однако по многим известным проблемным вопросам изменения фактически закрепляют те точки зрения, которые ранее высказывались Минфином России, и высказывались не в пользу налогоплательщиков (например, уплата НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, при участии в договоре простого товарищества).

Изменения вступят в силу с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ). Для некоторых поправок предусмотрено распространение их действия на отношения, возникшие с 1 января 2007 г. Об этом далее будет указано особо.


Налог на добавленную стоимость


1.1. Лица, перешедшие с УСН и ЕСХН на общий режим

налогообложения, могут для подтверждения права

на освобождение от уплаты НДС представлять

книги учета расходов и доходов


В ст. 145 НК РФ теперь установлен перечень документов, которые необходимо подать лицам, перешедшим с УСН и ЕСХН на общий режим налогообложения, для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.

Раньше требования к перечню документов были одинаковыми для всех налогоплательщиков. Представлять надо было выписку из книги продаж, копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур, выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей). Проблема была в том, что лица, перешедшие на общий режим налогообложения с УСН или ЕСХН, не могли предоставить книгу продаж и журнал учета выставленных счетов-фактур за три месяца, предшествующие переходу, поскольку не должны были их вести на тот момент.

В такой ситуации налоговые органы указывали, что все документы должны быть поданы одновременно, поэтому право на освобождение лица, перешедшие со специальных режимов, могут получить не ранее чем через три месяца после возврата на ОРН (см. Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). В то же время суды признавали достаточным представление перешедшими с УСН налогоплательщиками книги учета доходов и расходов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2002 N А33-4463/02-С3а-Ф02-2887/02-С1).

Теперь п. 6 ст. 145 НК РФ устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с УСН на общий режим налогообложения, для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС представляют выписку из книги доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий режим налогообложения с ЕСХН, должны представить выписку из книги учета и доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.

В то же время новая редакция п. 6 ст. 145 НК РФ не дает перечня документов для организаций, являющихся плательщиками единого сельхозналога. С одной стороны, они смогут предоставить бухгалтерский баланс, поскольку обязаны вести учет на основании данных бухгалтерского учета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ), но они не являются плательщиками НДС, поэтому не ведут книгу продаж и журналы полученных и выставленных счетов-фактур. В связи с этим возможны споры с налоговыми органами.


1.2. Реализация лома и отходов черных металлов

облагается НДС, а цветных - не облагается


Комментируемый Закон изменил порядок обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Раньше указанные операции не облагались НДС, но налогоплательщик мог отказаться от данной льготы, подав заявление (п. 5 ст. 149 НК РФ).

После вступления в силу изменений реализация лома цветных металлов не будет облагаться НДС в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, то есть льгота перестанет применяться в добровольном порядке. Реализация лома и отходов черных металлов будет облагаться НДС на общих основаниях.

Согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при отмене освобождения от налогообложения налогоплательщиком применяется тот порядок, который действовал на момент отгрузки товаров (работ, услуг).

В связи с этим операция по реализации лома и отходов цветных металлов не будет облагаться НДС независимо от волеизъявления налогоплательщика, если отгрузка товаров произошла в 2008 году.

Все операции по реализации лома черных металлов, отгрузка по которым произошла в 2008 году, будут облагаться НДС в общем порядке.


1.3. ГУПы при противотуберкулезных, психиатрических,

психоневрологических учреждениях, учреждениях соцзащиты

или социальной реабилитации населения могут не платить НДС

в отношении производимой и реализуемой продукции


Согласно изменениям, внесенным абз. 5 пп. 2 п. 3 НК РФ, с 1 января 2008 года также не будет облагаться НДС реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях.

Ранее указанную льготу могли применять только лечебно-производственные (трудовые) мастерские при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.


1.4. Новый порядок освобождения от уплаты НДС операций

по реализации драгоценных металлов в слитках


В настоящее время реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком РФ и банками не облагается НДС при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка РФ или хранилищах банков).

После вступления комментируемого Закона в силу операции по реализации драгоценных металлов в слитках Центральным банком и банками Центральному банку и банкам не будут облагаться НДС независимо от помещения этих слитков в одно из хранилищ. Причем данные операции не будут облагаться НДС и в том случае, если они будут осуществляться по договорам комиссии, поручения и агентским договорам с Центральным банком РФ и другими банками.

При реализации Центральным банком РФ и другими банками драгоценных металлов в слитках другим лицам такие операции по-прежнему не будут облагаться НДС при условии, что слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).


1.5. Ставка НДС 10 процентов применяется

также при реализации (ввозе) лекарств, предназначенных

для клинических исследований


При реализации (ввозе) лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, также применяется ставка НДС 10 процентов (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ).

До этого ставка НДС 10 процентов по лекарственным средствам, предназначенным для клинических исследований, применяться не могла: у данных препаратов нет государственной регистрации, а на основании Правил государственной регистрации лекарственных средств, утв. Минздравом России 01.12.1998 N 01/29-14, вещества, ввозимые на таможенную территорию РФ и не имеющие государственной регистрации, к лекарственным средствам не относятся. Поэтому ввоз данных препаратов облагался НДС по ставке 18 процентов.


1.6. Установлен срок, в течение которого налогоплательщики,

не представляющие таможенные декларации, вправе подтвердить

применение ставки НДС 0 процентов


Изменения разрешили спорный вопрос, связанный с моментом определения налоговой базы налогоплательщиками, не представляющими для подтверждения нулевой ставки НДС таможенные декларации (при перевозке или транспортировке ввозимых или вывозимых за пределы территории России товаров). Напомним, что согласно п. 9 ст. 165 НК РФ на данных налогоплательщиков не распространялось правило о 180-дневном сроке на представление подтверждающих нулевую ставку документов. На этом основании налоговые органы и Минфин России требовали от налогоплательщиков, не представляющих таможенные декларации, определять налоговую базу уже на момент оказания услуг и представлять документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, не позднее 20-го числа следующего после оказания услуг месяца. В ином случае НДС должен был уплачиваться по ставке 18 процентов (Письма Минфина России от 12.03.2007 N 03-07-08/34, от 30.08.2006 N 03-04-08/183; Письма ФНС России от 11.10.2006 N ШТ-6-03/996@, от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@).

Формально при этом был возможен и иной подход - момент определения налоговой базы для данных налогоплательщиков установлен в п. 9 ст. 167 НК РФ, то есть последний день месяца, когда собран пакет документов, а поскольку правила п. 9 ст. 165 НК РФ на лиц, не представляющих таможенные декларации, не распространяется, время на сбор документов не ограничено 180 днями. Такой подход уже был поддержан судебной практикой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2007 N А19-22253/06-56-Ф02-767/07).

Теперь же изменения в п. 9 ст. 165 и п. 9 ст. 167 НК РФ устанавливают, что для лиц, не представляющих таможенные декларации, время на сбор документов также составляет 180 календарных дней с даты отметки, проставленных пограничными таможенными органами на перевозочных документах, подтверждающей ввоз или вывоз товаров с территории РФ. И только если в течение 180 дней с этой даты документы представлены не были, работы (услуги) облагаются НДС по ставке 18 процентов. Если же впоследствии налогоплательщик представит все необходимые документы, суммы налога, уплаченного по ставке 18 процентов, подлежат возврату в порядке ст. 176 НК РФ.

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г., однако распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ).


1.7. При выделе доли товарища или разделе имущества

простого товарищества НДС восстанавливать не нужно


Прямо указывается, что при передаче имущества участнику договора простого товарищества (или его правопреемнику) в случае выдела доли участника из общего имущества или раздела общего имущества НДС восстанавливаться не должен (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).


1.8. Вычет НДС при возврате товара

покупателями иностранному продавцу


На практике возможна ситуация, при которой покупатель приобрел товары у продавца - иностранца, исполнил обязанности налогового агента (удержал и перечислил в бюджет НДС), однако впоследствии товар был возвращен продавцу, или же покупатель отказался от товара (работы, услуги). Также возможен возврат иностранному продавцу сумм предоплаты в случае изменения условий или расторжения договора.

Изменения в ст. 170 и ст. 171 НК РФ предусматривают два случая:

1) если покупатель является плательщиком НДС, то уплаченный в качестве налогового агента НДС он вправе принять к вычету (п. 5 ст. 171 НК РФ). Ранее вычет на основании п. 5 ст. 171 НК РФ при возврате товаров, отказе от товаров (работ, услуг), изменении условий либо расторжении договора вправе были применять лишь продавцы;

2) если покупатель не является плательщиком НДС (или освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС), то суммы налога, уплаченные в бюджет в качестве налогового агента, включаются в состав расходов по налогу на прибыль (УСН или ЕСХН).


Общие изменения для налогоплательщиков,

перешедших на УСН или ЕСХН


1.9. Участники договора простого товарищества,

ведущие общий учет операций, должны уплачивать НДС

по операциям товарищества


Налогоплательщики, перешедшие на УСН или уплату единого сельхозналога, не признаются плательщиками НДС, за исключением "ввозного" НДС, а также налога, уплачиваемого ими в качестве налогового агента (п. 3 ст. 346.1, п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ).

Теперь установлено, что данные лица также уплачивают НДС в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. То есть в случае если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие на УСН (или ЕСХН), ведут общий учет операций товарищества в целях налогообложения, то они в соответствии с положениями ст. 174.1 НК РФ должны уплачивать налог в отношении операций товарищества, а также вправе принимать к вычету "входящий" НДС по товарам, работам, услугам, приобретаемым в соответствии с договором простого товарищества.

Ранее Минфин России в своих изменениях также настаивал на уплате НДС налогоплательщиками - "упрощенцами", осуществляющими ведение общих дел по договору простого товарищества (письма от 22.12.2006 N 03-11-05/282, от 21.02.2006 N 03-11-04/2/49).


1.10. При применении УСН и ЕСХН можно учитывать

расходы на реконструкцию и модернизацию ОС


Вносимые в ст. 346.5 и ст. 346.16 НК РФ изменения разрешают налогоплательщикам, применяющим УСН (или перешедшим на уплату ЕСХН), учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Данные расходы определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ (в котором приведены определения достройки, дооборудования, модернизации основных средств, их реконструкции и технического перевооружения) и признаются с момента ввода основных средств в эксплуатацию - вне зависимости от того, приобретено ли само основное средство после перехода на спецрежим или до такого перехода (пп. 1 п. 4 ст. 346.5, пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие УСН, ранее также вправе были признавать расходы на реконструкцию и модернизацию ОС, поскольку соответствующие разъяснения давало финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/2/215, см. выпуск обзора от 10.11.2006).

Данные изменения, как и остальные, вносимые рассматриваемым Законом, вступят в силу с 1 января 2008 года. Однако для поправок в ст. 346.16 НК РФ (но не в ст. 346.5 НК РФ) предусмотрено, что их действие распространяется на 2007 год (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ). Из этого следует, что формально при составлении в 2008 году налоговой декларации за 2007 год налогоплательщики, применяющие УСН, вправе будут учесть данные расходы, а налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, - не вправе. К тому же разъяснений, позволяющих признавать расходы на реконструкцию и модернизацию именно для плательщиков единого сельхозналога, финансовое ведомство не выпускало.


Упрощенная система налогообложения (УСН)


1.11. Предельный размер доходов, ограничивающий

право перейти на УСН, для налогоплательщиков, желающих

совмещать УСН и ЕНВД, считается только по общему

режиму налогообложения


В п. 4 ст. 346.12 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, предусмотрена возможность совмещения ЕНВД и УСН (по иным, не облагаемым ЕНВД видам деятельности).

Ограничения по численности работников, стоимости основных средств и нематериальных активов должны определяться такими налогоплательщиками исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности - как не облагаемых, так и облагаемых ЕНВД. Теперь изменения предусматривают, что предельная величина доходов в 15 млн. рублей за 9 месяцев, ограничивающая право на переход, считается только по тем видам деятельности, налоги по которым уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения (и по которым будет применяться УСН).

Формально такой порядок должен был применяться и ранее. Пункт 4 ст. 346.12 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года, прямо указывал, что размер дохода от реализации также должен определяться исходя из всех осуществляемых видов деятельности. Но затем это требование из п. 4 ст. 346.12 НК РФ было исключено (Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ). Однако Минфин России все равно разъяснял, что предельную величину доходов следует считать по обоим применяемым режимам, поскольку прямого исключения на сей счет Кодекс не содержит (письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-11-04/2/184, от 05.12.2006 N 03-11-05/265).

Переход на УСН производится налогоплательщиком с начала нового налогового периода. Однако заявление о переходе должно быть подано в предшествующем году, в период с 1 октября по 30 ноября. Возможно, что отдельные налоговые органы будут отказывать организациям или предпринимателям в переходе на УСН, если предельная величина доходов за 9 месяцев по общему режиму налогообложения будет меньшей, чем 15 млн. рублей (с учетом применения коэффициента-дефлятора), а по всем видам деятельности (ОРН плюс ЕНВД) - большей. Ведь на момент подачи заявления данные поправки еще не вступят в силу. В таком случае налогоплательщик вправе отстаивать свою точку зрения, поскольку переход на УСН будет произведен уже в 2008 году, когда изменения вступят в силу, и предельный размер доходов будет считаться без учета выручки, полученной на ЕНВД.


1.12. При переходе на УСН в заявлении нужно указывать

сведения о среднесписочной численности работников,

а также остаточной стоимости ОС и НМА


При подаче заявления о переходе на УСН организациям, помимо сведений о размере доходов за 9 месяцев текущего года, также надо будет указать в заявлении сведения о средней численности работников за указанный период, а также об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Ранее в НК РФ указывалось, что в заявлении требуется указывать только сведения о размере доходов, однако в форме заявления о переходе на УСН (форма N 26.2-1, утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495) графы для сведений о средней списочной численности работников и остаточной стоимости ОС и НМА были и до этого.

Вероятно, что в случае, если у организации на эту дату средняя численность работников будет превышать 100 человек или же остаточная стоимость ОС и НМА будет выше 100 млн. рублей, налоговые органы будут отказывать в переходе.

Однако такие действия налоговых органов будут неправомерными. Для организаций, претендующих на переход на УСН, ограничение установлено лишь одно: по размеру дохода от реализации за 9 месяцев года, предшествующего переходу (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ограничения, которые перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, установлены только для лиц, уже применяющих УСН. Если непосредственно в период применения УСН у организации будет превышена численность работников или остаточная стоимость основных средств, тогда она действительно теряет право применять УСН с начала того периода, в котором допущено превышение. Однако если у организации численность работников или остаточная стоимость ОС и НМА превышает установленный размер на 1 октября года, предшествующего переходу, это еще не свидетельствует о том, что на момент перехода (1 января) это ограничение также не будет соблюдаться. Поэтому, получив отказ в переходе на УСН по данным основаниям, организация сможет обжаловать его в судебном порядке.


1.13. Налогоплательщики, применяющие УСН, могут учитывать

расходы на все виды обязательного страхования


Изменения, вносимые в пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, позволяют учесть в расходах затраты на все виды обязательного страхования.

Ранее налоговые органы отказывали в признании расходов на обязательное страхование гражданской ответственности на том основании, что пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ позволяет учесть расходы на обязательное страхование только работников и имущества, а обязательное страхование ответственности к таким расходам не относится (см. Письмо ФНС РФ от 09.10.2006 N 02-6-09/151).

Поправка не до конца решает данную проблему, потому что формально с учетом изменений учитываться могут только "расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества".

В то же время финансовое ведомство высказывалось за то, чтобы признавать расходы на страхование автогражданской ответственности как материальные (см. Письмо Минфина России от 02.02.2005 N 03-03-02-05/7). Данное разъяснение позволяет налогоплательщикам, как до внесения поправок, так и после, учитывать расходы на страхование ответственности.

Указанное положение в соответствии с п. 2 ст. 3 комментируемого Закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2007 года. Это значит, что при подаче в 2008 году декларации за 2007 год налогоплательщик может учесть данные расходы при определении налоговой базы.

Аналогичные положения распространяются также на возможность учета в расходах сумм уплаченного единого налога (которые нельзя признать расходом), на признание в момент фактической оплаты расходов, связанных с хранением, обслуживанием и транспортировкой приобретаемых для реализации товаров, а также на расходы по обслуживанию ККТ и вывоз твердых бытовых отходов (см. о них ниже).


1.14. Сумма единого налога расходом не признается


Комментируемый Закон ставит точку в споре по вопросу учета в расходах сумм уплаченного единого налога. Старая редакция пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ разрешала учитывать в расходах все налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством РФ.

Финансовое ведомство ранее не раз указывало, что налогоплательщики, применяющие УСН, не могут учитывать в расходах суммы единого налога (см. Письма Минфина РФ от 19.12.2006 N 03-11-04/2/281, от 29.04.2005 N 03-03-02-04/1/104). Такую же точку зрения заняли и некоторые суды (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2006 N А21-6217/2005, от 29.06.2006 N А21-7688/2005, от 27.06.2006 N А21-6218/2005, от 22.05.2005 N А21-7689/2005, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.06.2006 N Ф03-А51/06-2/2167, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А78-2962/05-Ф02-6280/05-С1).

В то же время в судебной практике существовала и противоположная точка зрения, согласно которой налогоплательщики, применяющие УСН, могут учесть суммы единого налога в расходах (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2006 N Ф04-5795/2006(26193-А03-32), от 07.09.2006 N Ф04-5793/2006(26195-А03-32), Постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2006 N А65-28896/2005-СА2-8, Постановление ФАС Московского округа от 18.08.2005 N КА-А40/7678-05).

Согласно новой редакции пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к расходам относятся все виды налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением суммы единого налога. Таким образом, спор закончился не в пользу налогоплательщиков.


1.15. Расходы на хранение, обслуживание и транспортировку

товаров признаются по мере фактической оплаты этих расходов


Прежняя редакция пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ устанавливала, что расходы, связанные с реализацией приобретенных товаров, в том числе расходы на хранение, обслуживание и транспортировку, налогоплательщик может признавать при реализации данных товаров. Одновременно в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ указано, что расходы, непосредственно связанные с реализацией приобретенных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются по мере их фактической оплаты.

Комментируемый Закон устраняет существующее противоречие. Новая редакция пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержит указания на момент признания указанных затрат, а лишь устанавливает, что налогоплательщик может учесть расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, транспортировке и обслуживанию.

Таким образом, налогоплательщик может признавать указанные расходы на приобретенные товары по мере их фактической оплаты, не дожидаясь реализации указанных товаров.


1.16. Налогоплательщик может учесть расходы

на обслуживание контрольно-кассовой техники


В перечень расходов, которые признаются при применении УСН, включены расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники.

Ранее напрямую такой вид расходов не был предусмотрен, однако налоговые органы предлагали расходы на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники учитывать в качестве материальных (см. Письмо ФНС России от 24.02.2005 N 22-1-11/247@).


1.17. Расходы по вывозу твердых бытовых отходов

уменьшают налоговую базу по единому налогу


Перечень расходов для лиц, применяющих УСН, дополнен также расходами по вывозу твердых бытовых отходов. Ранее такой вид затрат не был поименован в перечне расходов. Это давало основание Минфину России и налоговым органам не признавать их (см. Письма Минфина РФ от 10.01.2006 N 03-11-04/2/1, от 16.08.2005 N 03-11-04/2/49, Письмо ФНС России от 24.02.2005 N 22-1-11/247@).

Суды в этой ситуации занимали противоположную позицию и разрешали налогоплательщикам учитывать затраты по вывозу твердых бытовых отходов как материальные расходы (см. Постановление ФАС Уральского округа от 11.01.2007 N Ф09-11283/06-С3, Постановления ФАС Поволжского округа от 17.10.2006 N А65-2926/2006-СА2-9, от 29.03.2006 N А65-25615/05-СА2-9, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2005 N А56-23975/04).

С внесением изменений спор между налогоплательщиками и контролирующими органами разрешен в пользу налогоплательщиков.


1.18. Расходы по приобретению сырья и материалов признаются

после их фактической оплаты и списания в производство


Изменения в пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ уточняют, что расходы по приобретению сырья и материалов могут признаваться лишь при условии их оплаты. При этом в данном подпункте сохранилось упоминание о том, что данные расходы учитываются по мере списания сырья и материалов в производство. Следовательно, для признания данных расходов необходимо соблюдение двух условий: чтобы сырье и материалы были оплачены и списаны в производство. Такие же разъяснения давал ранее Минфин России (письмо от 29.06.2006 N 03-11-04/2/135).


1.19. При возврате авансов уменьшаются доходы

того периода, когда произведен возврат


Если налогоплательщик - продавец, применяющий УСН, возвращает покупателям ранее полученную предоплату, то на сумму возврата должны быть уменьшены доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Подавать уточненную декларацию за предыдущий период в таком случае не требуется.


1.20. При частичной оплате основных средств расходы

можно признавать по мере их оплаты


Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Тем самым решена проблема с признанием расходов при частичной оплате основных средств - ранее Минфин России указывал, что затраты на приобретение основных средств с рассрочкой платежа можно признавать только в том периоде, когда такие ОС будут оплачены полностью (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-04/2/89, см. об этом в выпуске обзора от 30.05.2007).


1.21. Изменения в порядке применения УСН на основе патента


Анализируемые изменения затронули порядок применения УСН на основе патента.

Прежде всего, уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которых дает право на применение УСН на основе патента. Данный перечень, по сути, остался тем же самым, но приведен в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Изменения, касающиеся непосредственно порядка применения УСН на основе патента, заключаются в следующем.

Во-первых, переход с УСН на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно может осуществляться только по истечении периода, на который выдан патент (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ). Также не стоит забывать, что в соответствии с п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ при нарушении индивидуальным предпринимателем условий применения УСН на основе патента он лишается права применять указанный режим в периоде, в котором был выдан патент. В этом случае предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Во-вторых, согласно изменениям, внесенным в п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ, налогоплательщик, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на применение УСН на основе патента лишь спустя три года с момента утраты права на применение УСН на основе патента. Возникает вопрос, будет ли данное положение применяться при переходе предпринимателя с УСН на основе патента на "обычную" УСН? На этот вопрос можно ответить отрицательно. Прежде всего потому, что помимо общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налогов, установленных ст. ст. 13 - 15 НК РФ, ст. 18 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, среди которых отдельно УСН на основе патента не выделен. Это значит, что УСН на основе патента является разновидностью УСН и абз. 4 п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ не применяется при переходе налогоплательщика с УСН на основе патента на общий порядок применения УСН. Кроме того, данный переход индивидуальный предприниматель может осуществлять после истечения периода, на который выдан патент (абз. 2 п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ).

В-третьих, п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ дополнен положением о том, что патент действует только на территории того субъекта РФ, которым он выдан. Таким образом, налогоплательщик может применять УСН на основе патента только на территории одного субъекта РФ. В то же время уточняется, что налогоплательщик, уже имеющий патент, может подать заявление на получение патента на территории другого субъекта РФ.

В-четвертых, в п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ внесено изменение, согласно которому размер потенциально возможного к получению годового дохода, если он не был изменен субъектом РФ с предыдущего календарного года, будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный для общего порядка применения УСН.

В-пятых, установлено, что при оплате оставшейся части стоимости патента она уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 10 ст. 346.26.1 НК РФ). При этом не устанавливается максимальный размер такого уменьшения.

И, наконец, в-шестых, установлено, что налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, не должны представлять налоговую декларацию (п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ), однако должны вести книгу учета доходов и расходов (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Ранее такие разъяснения давал Минфин России в Письме от 09.02.2006 N 03-11-02/34.


1.22. Уточнены переходные положения

при возврате с ОРН на УСН и переходе с общего режима

на упрощенную систему налогообложения


Во-первых, уточняется, что при переходе с УСН на уплату налога на прибыль с применением метода начисления организации должны (п. 2 ст. 346.25 НК РФ):

а) признать в составе доходов сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в период применения УСН, оплата (частичная оплата) которых не была произведена до даты перехода на ОРН;

б) признать в составе расходов расходы на приобретение в период применения УСН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены организацией до даты перехода на ОРН.

Доходы признаются доходами (а расходы - расходами) того месяца, в котором организация перешла на общий режим налогообложения с применением метода начислений (п. 7.1 ст. 346.6 НК РФ).

Во-вторых, изменения в п. 3 ст. 346.25 НК РФ предусматривают, что организация при переходе с УСН на иные режимы налогообложения (кроме ЕНВД) вправе определить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов (путем уменьшения их стоимости на сумму произведенных за период применения УСН расходов) не только по отношению к ОС и НМА, приобретенным до перехода на УСН, но и по основным средствам и нематериальным активам, которые приобретены (сооружены, созданы) уже в период применения УСН, если расходы по ним за период применения УСН признаны не полностью.

В третьих, уточнен порядок применения вычетов по НДС. Организации и индивидуальные предприниматели при переходе на УСН вправе принять к вычету суммы НДС, которые были уплачены с полученной до перехода предоплаты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым уже после перехода на упрощенную систему налогообложения (п. 5 ст. 346.25 НК РФ). Вычет производится в последнем налоговом периоде перед переходом, однако при этом налогоплательщик должен вернуть покупателям сумму налога и подтвердить это документами.

При возврате на ОРН суммы налога, предъявленные организации или индивидуальному предпринимателю в периоде применения УСН, могут быть приняты к вычету после перехода, если в период применения УСН такие суммы не были отнесены к расходам (п. 6 ст. 346.25 НК РФ).


Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)


1.23. Уточнен порядок определения доли дохода

для перехода на ЕСХН сельскохозяйственными

потребительскими кооперативами


Сельскохозяйственные потребительские кооперативы при определении доли дохода в 70 процентов от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), дающей право перейти на ЕСХН, учитывают долю доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов кооператива, включая продукцию первичной переработки, произведенную кооперативом из сельхозсырья собственного производства членов кооператива. Также учитывается доход от выполненных работ (оказанных услуг) для членов данных кооперативов (п. 5 ст. 346.2 НК РФ).


1.24. Плательщики единого сельхозналога могут учитывать

потери от падежа птицы и животных


Закон добавил к расходам плательщиков единого сельхозналога еще один вид. После вступления в силу изменений налогоплательщик вправе будет учитывать расходы в виде потерь от падежа птицы и животных в пределах норм, которые установит Правительство РФ.

Ранее финансовое ведомство и налоговые органы отказывались признавать потери от падежа птицы и животных в качестве технологических потерь и указывали на необходимость подобных поправок (см. Письмо Минфина РФ от 11.12.2006 N 03-11-02/273, Письмо ФНС РФ от 13.10.2006 N 02-6-08/158).


1.25. Уточнены переходные положения при возврате с ЕСХН

на уплату налога на прибыль с применением метода начисления


При переходе с уплаты единого сельхозналога на уплату налога на прибыль с применением метода начислений организации должны (п. 7 ст. 346.6 НК РФ):

а) признать в составе доходов сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в период применения ЕСХН, оплата (частичная оплата) которых не была произведена до даты перехода на ОРН;

б) признать в составе расходов расходы на приобретение в период применения ЕСХН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены организацией до даты перехода на ОРН.

Доходы признаются доходами (а расходы - расходами) того месяца, в котором организация перешла на общий режим налогообложения с применением метода начислений (п. 7.1 ст. 346.6 НК РФ).


Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)


1.26. Продажа ряда товаров, а также посылочная торговля

на ЕНВД не переводятся


Поправки в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ уточняют понятие "розничная торговля", вследствие чего выводится из-под обложения ЕНВД целый ряд товаров:

- реализация газа в баллонах;

- реализация грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов (продажа легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателей свыше 150 л.с. не облагалась ЕНВД и ранее, поскольку они отнесены к подакцизным товарам);

- передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам. Ранее Минфин России указывал, что на ЕНВД переводится реализация лекарств по льготным рецептам при частичной оплате стоимости лекарств за счет бюджетных средств, а при полной оплате лекарственных средств уполномоченными фармацевтическими и лечебно-профилактическими организациями ЕНВД применяться не может (Письма Минфина России от 03.10.2006 N 03-11-04/3/428, от 12.04.2006 N 03-11-04/3/196);

- продажа товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (посылочная торговля, интернет-торговля, телемагазины). До этого финансовое ведомство также запрещало уплачивать ЕНВД при посылочной или интернет-торговле (письма Минфина России от 15.11.2006 N 03-11-04/3/489, от 03.07.2006 N 03-11-02/150).


1.27. Если площадь торгового места

превышает 5 кв. м, то ЕНВД уплачивается

в зависимости от площади торгового места


В случае, если розничная торговля ведется через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, ЕНВД уплачивается с применением физического показателя "торговое место". Однако теперь изменения в п. 3 ст. 346.29 НК РФ предусматривают: в случае, если площадь торгового места превышает 5 кв. м, ЕНВД уплачивается не с торгового места как такового (с базовой доходностью 9000 руб.), а с площади торгового места, при этом базовая доходность устанавливается в 1800 руб. за кв. м площади.

Уточнено и само понятие "торговое место". К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть), земельные участки, которые используются для совершения сделок розничной купли-продажи. Также признаются торговыми местами объекты розничной торговли и общественного питания, которые не имеют торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры, другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях, сооружениях). Торговыми местами признаются также прилавки, столы, лотки, а также земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавков, столов, ларьков и других объектов.

Необходимо отметить, что оказание услуг общественного питания через объекты общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей, - это самостоятельный вид деятельности, также переводимый на ЕНВД (пп. 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). К услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции, а также созданию условий для потребления как данной продукции, так и покупных товаров (абз. 19 ст. 346.27 НК РФ). Вероятно, что после вступления поправок в силу налоговые органы будут исходить из того, что реализация покупных продовольственных товаров через объекты общепита, не имеющие залов обслуживания посетителей, должна облагаться ЕНВД как розничная торговля (дополнительно к уплате ЕНВД с услуг общественного питания), поскольку "условий по потреблению" покупных товаров в таком случае не создается.


1.28. Крупнейшие налогоплательщики и доверительные

управляющие не вправе уплачивать ЕНВД


Не вправе уплачивать ЕНВД (изменения в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ):

а) крупнейшие налогоплательщики;

б) налогоплательщики при осуществлении деятельности в рамках договора доверительного управления имуществом (т.е. доверительные управляющие).


1.29. Ограничен круг организаций, уплачивающих ЕНВД

по услугам общественного питания


В отношении услуг общественного питания, которые оказываются учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, система налогообложения в виде ЕНВД применяться более не может (изменения в пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, данные услуги будут облагаться в соответствии с общим режимом налогообложения.


1.30. При пассажирских перевозках ЕНВД уплачивается

в зависимости от количества посадочных мест


Автоперевозчики будут по-разному определять сумму единого налога, в зависимости от того, какие перевозки осуществляются: грузовые или пассажирские. При оказании услуг по перевозке грузов физическим показателем по-прежнему является количество автотранспортных средств, используемых в перевозках. Однако при пассажирских перевозках сумма единого налога будет напрямую зависеть не от количества автотранспортных средств, а от количества посадочных мест. Базовая доходность с одного посадочного места установлена равной 1500 рублям (изменения в п. 3 ст. 346.29 НК РФ).


1.31. Гарантийный ремонт автомобилей не облагается ЕНВД


В абз. 9 ст. 346.27 НК РФ внесена поправка, которая прямо предусматривает, что услуги по гарантийному ремонту автомобилей не относятся к услугам по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств. Следовательно, ЕНВД в отношении таких услуг применяться не может и налоги по ним должны уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения (или УСН).

Минфин России и ранее запрещал уплачивать ЕНВД в отношении услуг по гарантийному ремонту автомобилей, несмотря на то, что данные услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) отнесены к услугам по ремонту и техобслуживанию транспортных средств (код 017619). Обосновывался такой подход тем, что услуги в данном случае оплачиваются не физическими лицами, а продавцом или изготовителем автомобиля (Письма Минфина России от 19.02.2007 N 03-11-04/3/49, от 13.12.2006 N 03-11-04/3/536).


1.32. Реализация в объектах общепита алкогольной продукции

и пива собственного производства на ЕНВД не переводится


Не относится к услугам общественного питания производство и реализация алкогольной продукции и пива (абз. 19 ст. 346.27). Это изменение затронет те предприятия общественного питания, которые имеют мини-пивоварни, продают посетителям пиво собственного производства (аналогичные разъяснения, запрещавшие применять ЕНВД, ранее также давало финансовое ведомство, см. Письмо Минфина России от 19.02.2007 N 03-11-04/3/52).

Необходимо отметить, что в данном случае идет речь именно о производстве алкогольной продукции и пива с их последующей реализацией. То есть реализация предприятиями общепита покупной алкогольной продукции и пива по-прежнему относится к услугам общественного питания и облагается ЕНВД.


1.33. Торговые автоматы - это розничная торговля


Торговые автоматы отнесены к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, и исключены из перечня объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей (изменения в абз. 15 и абз. 21 ст. 346.27 НК РФ). То есть при установке торговых автоматов налогоплательщик должен уплачивать ЕНВД по розничной торговле (а не по услугам общественного питания), определяя базовую доходность в 9000 руб. с каждого торгового автомата как с торгового места.


1.34. Передача в аренду торговых мест и земельных участков

для организации торговых мест - два разных вида

деятельности, облагаемых ЕНВД


В отношении услуг по передаче в аренду торговых мест глава 26.3 НК РФ предусматривает теперь два отдельных вида деятельности, которые могут переводиться на уплату ЕНВД:

а) передача в аренду (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ):

- торговых мест, которые расположены в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов;

- объектов нестационарной торговой сети;

- объектов организации общественного питания без зала обслуживания посетителей.

Если площадь передаваемого торгового места (объекта) превышает 5 кв. м, базовая доходность определяется в зависимости от площади (1200 руб. за 1 кв. м), если не превышает - в зависимости от количества переданных торговых мест (объектов), базовая доходность с одного торгового места (объекта) составляет 6000 руб.;

б) передача в аренду земельных участков для организации торговых мест, размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и т.п.), объектов организации общественного питания без зала обслуживания посетителей (пп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Если площадь передаваемого земельного участка не превышает 10 кв. м, налог уплачивается в зависимости от количества переданных в аренду участков (базовая доходность - 5000 руб. за каждый земельный участок), если же площадь участка превышает 10 кв. м сумма ЕНВД зависит от площади переданного участка (базовая доходность - 1000 руб. за 1 кв. м площади участка).


1.35. Какие площади исключаются из расчета при оказании

услуг по временному размещению и проживанию


Уточнено, что при оказании услуг по временному размещению и проживанию из общей площади помещений исключается площадь помещений общего пользования (холлы, коридоры, вестибюли, общие санузлы, помещения баров, ресторанов, столовых), а также площадь административно-хозяйственных помещений (абз. 39 ст. 346.27 НК РФ). Такие разъяснения давались Минфином России и ранее (см. Письма Минфина России от 17.08.2006 N 03-11-04/3/378, от 19.01.2006 N 03-11-04/3/23).


1.36. Какие значения коэффициента К2 применяются,

если на текущий год новые значения не утверждены


В случае если до начала нового календарного года нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа (или закон г. Москвы, г. Санкт-Петербурга), устанавливающий значения коэффициента К2, не был принят или не вступил в силу, то в новом календарном году продолжают действовать ранее применявшиеся значения коэффициента К2 (изменения в п. 7 ст. 346.29 НК РФ).


1.37. Применение вычета НДС при переходе на ЕНВД

или возврате с ЕНВД на общий режим налогообложения


В п. 8 и 9 ст. 346.26 НК РФ прописаны переходные положения по вычету НДС, аналогичные тем, что установлены для организаций и предпринимателей, применяющих УСН. При переходе на уплату ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные с полученной до перехода на ЕНВД предоплаты. Условием для применения вычета является возврат суммы налога покупателям (п. 8 ст. 346.26 НК РФ).

При возврате на общий режим налогообложения к вычету принимаются суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 9 ст. 346.26 НК РФ).


Применение документа (выводы):

С 1 января 2008 года налогоплательщики должны:


НДС

- при подаче заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с УСН, а также индивидуальные предприниматели, перешедшие с ЕСХН, представляют книгу учета доходов и расходов;

- реализация лома и отходов цветных металлов, отгрузка по которым будет осуществляться в 2008 году, не облагается НДС независимо от волеизъявления налогоплательщика. Реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, если отгрузка будет осуществляться в 2008 году;

- ГУПы при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях соцзащиты или социальной реабилитации населения могут не уплачивать НДС при реализации производимых товаров, работ, услуг;

- Центральный банк РФ и банки при реализации драгоценных металлов в слитках Центральному банку РФ и другим банкам, в том числе по посредническим договорам, могут не облагать данные операции НДС, независимо от помещения этих слитков в одно из хранилищ;

- при реализации (ввозе) лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, уплачивать НДС по ставке 10 процентов;

- налогоплательщики, не представляющие таможенные декларации для обоснования применения ставки НДС 0 процентов, должны собрать и представить в налоговый орган иные документы, подтверждающие применение нулевой ставки, в 180-дневный срок с даты проставления пограничными таможенными органами отметок на перевозочных документах;

- при выделе доли товарища или разделе имущества простого товарищества НДС восстанавливать не нужно;

- при возврате товара иностранному продавцу (отказе от товара, работы, услуги, а также при возврате предоплаты в случаях изменения условий или расторжения договора) покупатель - плательщик НДС принимает суммы налога, уплаченные в качестве налогового агента, к вычету. Неплательщики НДС признают уплаченные суммы НДС в качестве расходов.


Общие изменения для налогоплательщиков, перешедших на УСН или ЕСХН

- участники договора простого товарищества, ведущие общие дела, уплачивают НДС по операциям товарищества;

- можно признать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.


УСН

- предельный размер доходов при переходе на УСН для налогоплательщиков, желающих совмещать УСН и ЕНВД, считается только по общему режиму налогообложения;

- организация при переходе на УСН должна указывать в заявлении сведения о среднесписочной численности работников, а также об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов;

- можно учитывать расходы на обязательное страхование гражданской ответственности;

- не учитывать в расходах уплаченные суммы единого налога;

- признавать расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров, по мере их фактической оплаты;

- учитывать в составе расходов затраты на обслуживание контрольно-кассовой техники;

- признавать расходы на вывоз твердых бытовых отходов;

- можно признавать расходы только по оплаченному сырью и материалам, по мере их списания в производство;

- при возврате налогоплательщику аванса следует уменьшить доходы того отчетного (налогового) периода, когда произведен возврат;

- по основным средствам, приобретаемым с рассрочкой платежа, расходы могут признаваться по мере их оплаты.

При применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель:

- может переходить с УСН на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно только по истечении периода, на который выдан патент;

- может применять УСН на основе патента только на территории того субъекта РФ, где выдан патент, но при этом может подавать заявления на выдачу патента в других субъектах РФ;

- при оплате патента, стоимость которого не изменялась с предыдущего года, должен индексировать его стоимость на коэффициент-дефлятор, установленный в целях применения УСН;

- при переходе с УСН на основе патента на иные режимы налогообложения может вновь перейти на УСН на основе патента спустя три года;

- может уменьшать оставшуюся часть стоимости патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- не представляет налоговую декларацию, но должен вести книгу учета доходов и расходов.


ЕСХН

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы при определении права на переход на ЕСХН учитывают в доле доходов от реализации также выручку от реализации продукции первичной переработки, произведенную самим кооперативом из сельхозсырья собственного производства членов кооператива, а также доход от выполненных работ (оказанных услуг) для членов данных кооперативов;

- можно признавать расходы в виде потерь от падежа птиц и животных в пределах норм, которые установит Правительство РФ;

- организации при возврате на ОРН с применением метода начислений включают в налоговую базу месяца перехода неоплаченные доходы (расходы) по товарам (работам, услугам), реализованным или приобретенным до перехода.


ЕНВД

- не уплачивать ЕНВД при реализации газа в баллонах, грузовых и специальных автомобилей, прицепов и автобусов, при передаче лекарственных средств по льготным рецептам, а также при посылочной и интернет-торговле;

- если площадь торгового места, через которое ведется розничная торговля, превышает 5 кв. м, уплачивать ЕНВД исходя из площади торгового места;

- не уплачивать ЕНВД крупнейшим налогоплательщикам и доверительным управляющим;

- не уплачивать ЕНВД по услугам общественного питания учреждениям образования, здравоохранения, социального обеспечения;

- при осуществлении пассажирских перевозок уплачивать ЕНВД исходя из количества посадочных мест;

- не уплачивать ЕНВД при гарантийном ремонте автомобилей;

- не уплачивать ЕНВД по услугам общественного питания в отношении реализации предприятиями общепита алкогольной продукции или пива собственного производства;

- при установке торговых автоматов уплачивать ЕНВД по розничной торговле, рассматривая каждый торговый автомат как отдельное торговое место;

- определяя сумму ЕНВД при оказании услуг по временному размещению и проживанию, исключать из общей площади помещений площадь помещений общего пользования и административно-хозяйственных помещений;

- уплачивать ЕНВД при передаче в аренду земельных участков для организации торговых мест, размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания (если на территории муниципального образования будет введена уплата ЕНВД по данному виду деятельности);

- если на текущий год не был принят (или не вступил вовремя в силу) нормативный правовой акт, устанавливающий значения коэффициента К2, нужно применять те значения коэффициента, которые были утверждены ранее.


2. Может ли организация принять к вычету ранее восстановленный НДС?


Название документа:

Письмо Минфина России от 11.04.2007 N 03-07-11/100


Комментарий:

Налоговый кодекс РФ в ряде случаев требует от налогоплательщика восстановить ранее принятый к вычету НДС (например, при переходе на специальные режимы налогообложения, а также в иных случаях использования товаров (работ, услуг) в деятельности, не облагаемой НДС).

На практике возможна следующая ситуация. Налогоплательщик приобрел основные средства, принял "входной" НДС к вычету. В связи с использованием основных средств в операциях, не облагаемых НДС, ранее принятая к вычету сумма налога была восстановлена. Однако в дальнейшем основные средства стали вновь применяться в операциях, облагаемых НДС. Вправе ли налогоплательщик принять к вычету ранее восстановленный налог?

В Письме Минфин России на этот вопрос ответил отрицательно, обосновав свою позицию тем, что принятие к вычету восстановленных сумм налога НК РФ не предусмотрено. Официальные органы и ранее придерживались такой же точки зрения применительно к вычету НДС, ранее восстановленного в связи с переходом на УСН (см. Письмо ФНС России от 24.11.2004 N 03-1-08/2367/45@, Письмо УФНС России по г. Москве от 16.03.2005 N 19-11/17061).

Однако по данному вопросу возможна противоположная позиция.

Действительно, НК РФ не предусмотрен особый порядок принятия к вычету ранее восстановленного налога. Вместе с тем в ст. ст. 171, 172 НК РФ приведены следующие условия для применения налоговых вычетов: принятие товаров на учет, наличие счета-фактуры и использование товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС. То есть на момент, когда основные средства вновь начинают использоваться в деятельности, облагаемой НДС, все условия для применения вычета будут соблюдены: товары приняты на учет, имеется счет-фактура, выставленный продавцом при приобретении основных средств, основные средства используются в операциях, подлежащих обложению НДС. Запрет на принятие налога к вычету в данной ситуации НК РФ не содержит, следовательно, вычет ранее восстановленного НДС правомерен.

Судебная практика по данному вопросу пока не сложилась.


Применение документа (выводы):

Если налогоплательщик использовал основные средства в деятельности, не облагаемой НДС, и восстановил налог, а в дальнейшем начал применять основные средства в операциях, которые НДС облагаются, то:

1) вычет ранее восстановленного НДС по основным средствам ему применять не следует - это убережет организацию от споров с налоговыми органами;

2) он может применять вычет ранее восстановленного НДС, однако в таком случае споры с налоговыми органами вероятны.


3. Минфин России считает, что суммы предоплаты, поступившие предпринимателю, облагаются НДФЛ и ЕСН с момента их получения


Название документа:

Письмо Минфина России от 20.04.2007 N 03-04-05-01/123


Комментарий:

На практике нередко возникает ситуация, когда в текущем налоговом периоде индивидуальный предприниматель получает от покупателей (заказчиков) предварительную оплату, а поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется в следующем налоговом периоде. В связи с этим встает вопрос: облагается ли поступившая предпринимателю предоплата НДФЛ и ЕСН в периоде ее получения?

Финансовое ведомство высказало свое мнение по данному вопросу. В анализируемом Письме Минфин России предлагает индивидуальным предпринимателям отражать авансы в Книге учета как доход и облагать их НДФЛ в периоде получения независимо от даты осуществления поставок товара. Также полученный аванс, по мнению Минфина, относится к доходам от предпринимательской деятельности и облагается ЕСН со дня фактического его получения.

Вместе с тем возможен и иной подход к решению этого вопроса: предоплата, полученная индивидуальным предпринимателем, не облагается НДФЛ и ЕСН до момента реализации. Обосновать данную позицию можно следующим образом. В п. 1 ст. 209 НК РФ указано, что объектом НДФЛ признается доход, который в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ налогоплательщик получает при реализации товаров, а объектом ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2 ст. 236 НК РФ). Следовательно, у индивидуального предпринимателя доходы могут включаться в налоговую базу по НДФЛ и ЕСН только после реализации товаров.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Таким образом, денежные средства, полученные индивидуальным предпринимателем в качестве предварительной оплаты, не облагаются НДФЛ и ЕСН до исполнения предпринимателем обязательств, в счет которых они получены.

Федеральные арбитражные суды в своих решениях поддерживают данную позицию: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.12.2004 N А11-5058/2004-К2-Е-3511, от 09.02.2005 N А11-4757/2004-К2-Е-3343, ФАС Уральского округа от 26.03.2007 N Ф09-1937/07-С2, от 09.11.2006 N Ф09-9882/06-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2005 N Ф08-1121/2005-491А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.10.2004 N А19-2136/04-50-Ф02-4218/04-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2007 N Ф04-2026/2007(33144-А45-19), Ф04-2026/2007(33990-А45-19). Аналогичный вывод (только относительно НДФЛ) содержат Постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.06.2006, 31.05.2006 N Ф03-А51/06-2/1198, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.07.2005 N Ф08-3326/2005-1342А.


Применение документа (выводы):

Индивидуальный предприниматель, получая денежные средства в качестве оплаты предстоящей поставки товара, может:

1) отнести их к доходам и в текущем налогом периоде уплатить с них НДФЛ и ЕСН, как рекомендует Минфин России в своем Письме;

2) не относить их к доходам до фактической реализации товара, в счет оплаты которых они получены. В данном случае не исключены споры с налоговыми органами, однако суды встают на сторону налогоплательщиков.




Новое в судебной практике


1. Неправильное указание кода декларации не влечет привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ

(Постановление ФАС Уральского округа от 18.04.2007 N Ф09-2780/07-С2)


В первичной декларации, поданной предпринимателем, был указан код уточненной декларации. После получения уведомления от налогового органа о том, что данная декларация была принята как первичная, налогоплательщик представил декларацию с указанием правильного кода. Однако инспекция сочла срок подачи декларации нарушенным и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ.

Суд встал на сторону предпринимателя, сославшись на то, что указанная статья устанавливает ответственность за непредставление декларации. Поэтому суд сделал вывод об отсутствии состава правонарушения в действиях налогоплательщика.

Аналогичной судебной практики нет.


2. Несвоевременное уведомление об отказе от использования льготы, предусмотренной ст. 149 НК РФ, не является основанием для отказа в вычете

(Постановление ФАС Уральского округа от 18.04.2007 N Ф09-2751/07-С2)


Инспекция отказала организации, которая ранее применяла льготу, предусмотренную п. 3 ст. 149 НК РФ, в применении вычета по данным операциям на основании того, что заявление с отказом от освобождения от обложения НДС было подано с нарушением срока.

Учитывая то, что фактически с начала спорного периода организация вела свою деятельность в общем порядке, без учета освобождения, суд не принял во внимание доводы налогового органа. В мотивировочной части своего решения он указал на то, что налогоплательщик выполнил все условия, необходимые для применения вычета, а само по себе несвоевременное представление заявления об отказе от льготы не свидетельствует о неправомерности применения вычетов.

Аналогичной судебной практики нет.


3. Для включения в состав расходов по налогу на прибыль стоимости услуг по обслуживанию мобильного номера наличие на балансе налогоплательщика телефонного аппарата не обязательно

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2007 N А56-33529/2006)


Расходы организации на оплату услуг мобильной связи инспекция признала экономически необоснованными, так как на балансе организации не числится мобильный телефонный аппарат.

Данный довод налогового органа суд не принял во внимание, сославшись на положения пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, в силу которого затраты на оплату услуг связи относятся к расходам, связанным с производством и реализацией. При этом гл. 25 НК РФ не ставит учет данных расходов в зависимость от наличия на балансе организации имущества, использование которого обеспечивает доступ к соответствующему виду услуг.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Московского округа от 21.07.2005 N КА-А41/6715-05, ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2007, 11.04.2007 N Ф03-А59/07-2/380.


4. Затраты сотрудника на оплату такси в командировке можно включать в состав прочих расходов

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2007 N А05-11584/2006-31)


Организация включила в состав расходов на командировки стоимость услуг такси, которыми пользовались сотрудники в командировках. Основанием для отказа признания расходов послужило то, что такси не относится к транспорту общего пользования. Кроме того, услуги были оказаны не по доставке работников к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, а по перевозке до аэропорта.

Суд признал необоснованным решение инспекции, указав на следующие обстоятельства. Несмотря на то, что спорные затраты нельзя отнести к командировочным расходам, основания для доначисления налога на прибыль отсутствуют, так как перевозка сотрудников осуществлялась в производственных целях. Соответственно, затраты можно отнести к расходам, связанным с производством и реализацией, перечень которых (установлен ст. 264 НК РФ) не является исчерпывающим.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2005 N А29-1590/2004а.

В то же время есть судебные решения, в которых затраты на услуги такси, оказанные сотрудникам в командировках, были отнесены к командировочным расходам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2005 N А56-17467/04).


Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное