Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 22.02.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 22.02.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 22.02.2007


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций >>>

2. ФНС России утвердила новый Регламент проведения сверки >>>

3. Страховой стаж при оплате больничного листа можно определять по записям в трудовой книжке >>>

4. Для пересчета размера пособия по уходу за вторым или последующим ребенком работодателю потребуются копии свидетельств о рождении >>>

5. Если договор аренды недвижимости заключен на срок менее года, а затем продлен также на срок менее года, расходы на аренду признаются, даже если договор не прошел государственную регистрацию >>>

6. Для получения стандартных налоговых вычетов на ребенка работникам, находящимся в разводе и выплачивающим средства на содержание детей добровольно, необходимо представить соглашение об уплате алиментов >>>

7. Зарплату, выплачиваемую совместителям не пропорционально отработанному времени, но в пределах должностного оклада, можно учитывать в целях налогообложения прибыли >>>

8. Комиссионный магазин не должен сообщать в инспекцию сведения о доходах физических лиц - собственников реализуемых товаров >>>

9. При отсутствии раздельного учета восстанавливать нужно только тот НДС, который приходится на товары (работы, услуги), используемые одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях >>>

10. С отчетности за январь 2007 г. декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых надо представлять по новой форме >>>


Комментарии

1. Вправе ли налогоплательщик при возврате с УСН на общий режим налогообложения выставлять счета-фактуры с начала квартала, в котором произошел возврат? >>>

2. Как учитывать доходы и расходы при переходе с кассового метода на метод начисления? >>>

3. Имущество передается в уставный капитал: как определить его первоначальную стоимость? >>>


Новое в судебной практике

1. Имущество, фактически используемое обособленным подразделением, участвует в расчете доли налога на прибыль независимо от того, на каком балансе оно учтено >>>

2. Работодатель не обязан уплачивать НДФЛ при оплате праздничных мероприятий с участием работников >>>

3. Если налоговый орган не истребовал недостающие документы, его решение может быть признано неправомерным >>>

4. Социальный налоговый вычет может быть применен не только тем родителем, от имени которого заключался договор на обучение ребенка >>>

5. Акт предыдущей выездной налоговой проверки не является разъяснением, освобождающим от налоговой ответственности >>>

6. При покупке сервисного абонемента НДС можно принять к вычету >>>



Новости


1 . Внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

Приказ Минфина России от 09.01.2007 N 1н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения"


Изменения форм налоговой отчетности на этот раз затронули налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций. Как и в иных формах, в которые уже внесены изменения, в декларации не нужно более указывать ОГРН организации, но требуется код вида экономической деятельности согласно ОКВЭД. Исчезла отдельная графа для подписи главного бухгалтера и появилась графа, в которой ставит свою подпись представитель налогоплательщика.

Уточнено, что налоговые агенты - организации, которые не являются плательщиками налога на прибыль (например, применяют УСН, ЕСХН, переведены на уплату ЕНВД или уплачивают налог на игорный бизнес), однако удерживают налог при выплате другим организациям дивидендов, должны представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в следующем составе: титульный лист, подраздел 1.3 разд. 1, лист 03. При этом в титульном листе производится отметка по реквизиту "По месту нахождения налогового агента". Лист 03 также должен подписываться руководителем организации или представителем налогоплательщика.

Изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации за первый отчетный период 2007 г. (п. 2 Приказа). Следовательно, организации должны подать налоговую декларацию по измененной форме уже за I квартал 2007 г. (не позднее 30 апреля 2007 г.), а уплачивающим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли - за январь 2007 г. (не позднее 28 февраля 2007 г.).


2 . ФНС России утвердила новый Регламент проведения сверки

Приказ ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ "Об утверждении Регламента проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, форм акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и порядка их формирования"


Новый Регламент проведения совместной сверки вступит в силу с 1 апреля 2007 г. (п. 2 Приказа). Он подробно регулирует всю процедуру сверки, которая может быть проведена как по инициативе налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа. Согласно Регламенту по инициативе налогоплательщика сверка будет происходить следующим образом: после подачи заявления налогоплательщик должен получить краткий акт сверки, с которым он должен либо согласиться (проставив на акте пометку "Согласовано без разногласий"), либо не согласиться (проставив пометку "Согласовано с разногласиями"). Если краткий акт сверки согласован с разногласиями - формируется полный акт, на котором налогоплательщик либо ставит пометку "Разногласия устранены", либо приходит на личную встречу для устранения разногласий.


3 . Страховой стаж при оплате больничного листа можно определять по записям в трудовой книжке

Письмо ФСС РФ от 11.01.2007 N 02-18/07-132


С 1 января 2007 г. размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа работника (подробнее об этом см. в выпуске обзора от 19.01.2007). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа должно утвердить Минздравсоцразвития России (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Пока же соответствующий документ не принят, работодатель может определять страховой стаж работника в соответствии с записями в его трудовой книжке.


4 . Для пересчета размера пособия по уходу за вторым или последующим ребенком работодателю потребуются копии свидетельств о рождении

Письмо ФСС РФ от 10.01.2007 N 02-18/07-59


С 1 января 2007 г. пособия по уходу за ребенком, назначенные до 31 декабря 2006 г., должны выплачиваться в размерах, которые предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 05.12.2006) (подробнее об этом см. в выпуске обзора от 22.12.2006). В этой связи ФСС РФ обратил внимание на то, что для пересчета пособий по уходу за вторым или последующим ребенком получатель пособия должен предоставить работодателю копии свидетельств о рождении всех детей.


5 . Если договор аренды недвижимости заключен на срок менее года, а затем продлен также на срок менее года, расходы на аренду признаются, даже если договор не прошел государственную регистрацию

Письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92230


Если договор аренды недвижимого имущества заключен на срок менее одного года, а затем пролонгируется также на срок менее одного года, то он не требует государственной регистрации. Договор может быть продлен как путем заключения нового, так и автоматически на основании первоначального договора, если ни одна из сторон не заявила об отказе продлевать договор. В указанных случаях расходы организации-арендатора в виде арендной платы учитываются для целей налогообложения на общих основаниях.


6 . Для получения стандартных налоговых вычетов на ребенка работникам, находящимся в разводе и выплачивающим средства на содержание детей добровольно, необходимо представить соглашение об уплате алиментов

Письмо УФНС России по г. Москве от 04.10.2006 N 28-11/89628


Работник, который находится в разводе, однако содержит детей, выплачивая денежные средства на их содержание в добровольном порядке, также имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 600 руб. согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Налоговые органы разъяснили, какие документы должен представить сотрудник по месту своей работы для обоснования своего права на вычет в данной ситуации. Вычет должен предоставляться на основании письменного заявления работника, копий свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о разводе, копии паспорта и нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов.


7 . Зарплату, выплачиваемую совместителям не пропорционально отработанному времени, но в пределах должностного оклада, можно учитывать в целях налогообложения прибыли

Письмо Минфина России от 01.02.2007 N 03-03-06/1/50


Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ). Таким образом, размер доплаты за совместительство, установленный трудовым договором, может быть больше суммы, рассчитанной пропорционально отработанному времени. И если такая "увеличенная" доплата не превышает должностной оклад совмещаемой штатной единицы, определенный коллективным договором организации, то ее полностью можно учитывать в целях налогообложения прибыли. Такая же точка зрения отражена в Письме УФНС России по г. Москве от 30.09.2005 N 20-12/69936 и Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2006 N А56-18935/2005.


8 . Комиссионный магазин не должен сообщать в инспекцию сведения о доходах физических лиц - собственников реализуемых товаров

Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2006 N 28-11/94267


На основании пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи собственного имущества, рассчитывают НДФЛ самостоятельно. Поэтому комиссионный магазин, через который граждане продают свое имущество, не является налоговым агентом и не должен информировать налоговые органы о выплаченных физическим лицам доходах.


9 . При отсутствии раздельного учета восстанавливать нужно только тот НДС, который приходится на товары (работы, услуги), используемые одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях

Письмо ФНС России от 02.02.2007 N ШТ-6-03/68@ "О направлении Письма Минфина России от 11.01.2007 N 03-07-15/02"


Минфин России разъяснил (а ФНС России довела эти разъяснения до нижестоящих налоговых органов), что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета "входящий" НДС по товарам, работам, услугам, используемым исключительно для осуществления операций, облагаемых НДС, принимается к вычету в общем порядке и восстанавливаться не должен. Налогоплательщик должен восстановить только тот НДС, который приходится на товары (работы, услуги), используемые одновременно как в облагаемых, так и не облагаемых НДС операциях (в частности, по общехозяйственным расходам).


1 0. С отчетности за январь 2007 г. декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых надо представлять по новой форме

Приказ Минфина России от 29.12.2006 N 185н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядка ее заполнения"


Минфин России утвердил новую форму декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядок ее заполнения. Новая форма значительно сокращена и состоит из титульного листа и трех разделов. Отчитываться по новой форме надо будет уже с января 2007 г. Напомним, что последний день представления декларации за этот налоговый период - 28 февраля 2007 г. (п. 2 ст. 345 НК РФ).



Комментарии


1 . Вправе ли налогоплательщик при возврате с УСН на общий режим налогообложения выставлять счета-фактуры с начала квартала, в котором произошел возврат?


Название документа:

Письмо ФНС России от 08.02.2007 N ММ-6-03/95@ "О порядке выставления счетов-фактур организациями, перешедшими в 2005 году с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения"


Комментарий:

Организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, могут утратить право на применение упрощенной системы налогообложения из-за превышения установленного размера доходов или несоответствия требованиям, указанным в п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ. При этом налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено превышение или несоответствие требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Например, если налогоплательщик превысил установленный предел доходов в декабре, он считается вернувшимся на общий режим налогообложения с 1 октября. ФНС России рассмотрела вопрос о том, следует ли уплачивать НДС и нужно ли выставлять счета-фактуры по товарам (работам, услугам), реализованным в квартале, в котором налогоплательщик считается уже утратившим право применять УСН, но до момента фактического превышения доходов или несоответствия требованиям (в ситуации, когда право теряется в декабре, - за октябрь и ноябрь).

ФНС России указывает, что налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели будут признаваться уже с начала квартала. Следовательно, все товары, реализованные ими в течение этого квартала, должны облагаться НДС в общем порядке.

Однако в отношении счетов-фактур в Письме указывается следующее: согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры должны выставляться не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. Главой 21 НК РФ не предусмотрен порядок выставления налогоплательщиками НДС счетов-фактур позднее этого срока. Поэтому по товарам, отгруженным до момента фактического превышения установленного размера доходов или до момента нарушения требований п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, счета-фактуры не выставляются.

Следовательно, по данным товарам (работам, услугам) налогоплательщик должен будет заплатить НДС за счет собственных средств и не сможет предъявить сумму налога покупателю, а последний не сможет принять "входящий" НДС к вычету.

В то же время по данному вопросу возможна иная точка зрения. Пункт 3 ст. 168 НК РФ не содержит прямого запрета на выставление счетов-фактур позже пятидневного срока. И нарушение этого срока при выставлении счета-фактуры не влечет за собой отказа в вычете или возмещении налога. Это подтверждается имеющейся судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2006 N А56-31806/04, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2002 N А33-10903/02-С3а-Ф02-3595/02-С1, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2001 N Ф03-А73/01-2/2542, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2005 N А33-23797/04-С3-Ф02-2267/05-С1, Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2005 N Ф09-3489/05-С1).

Поэтому организация (или индивидуальный предприниматель) вправе выставить счета-фактуры и предъявить сумму налога покупателю по товарам (работам, услугам), отгруженным с начала квартала, в котором утрачено право применять УСН, но до момента фактического превышения размера доходов или до момента нарушения требований п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ. Для этого потребуется заключить дополнительное соглашение с покупателем, в котором следует либо дополнительно указать сумму НДС, либо уменьшить стоимость товаров так, чтобы общая сумма с налогом равнялась прежней сумме без учета НДС.

Однако в данном случае и у продавца, и у покупателя возможны споры с налоговыми органами.


Применение документа (выводы):

При утрате права применять УСН и возврате на общий режим налогообложения налогоплательщику следует:

1) уплатить в бюджет НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным с начала квартала, в котором утрачено право применять УСН, однако счета-фактуры по данным товарам (работам, услугам) не выставлять;

2) возможно заключить дополнительное соглашение с покупателем и выставить ему счет-фактуру, предъявив сумму налога. Однако в таком случае возможны споры с налоговыми органами.


2 . Как учитывать доходы и расходы при переходе с кассового метода на метод начисления?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 10.10.2006 N 20-12/89146


Комментарий:

В гл. 25 НК РФ ничего не говорится о том, как организация, переходящая с кассового метода на метод начисления, должна учитывать доходы и расходы, которые не были признаны в целях налогообложения в период применения кассового метода.

По мнению УФНС России по г. Москве, доходы по сделкам, осуществленным налогоплательщиком до перехода на метод начисления, следует учитывать по мере поступления оплаты любым предусмотренным способом. В аналогичном порядке, то есть на момент оплаты, надо признавать и расходы, осуществленные в период применения кассового метода, а оплаченные уже после перехода на метод начисления. Соответствующие суммы налоговые органы рекомендуют включать в состав внереализационных доходов/расходов на основании п. 10 ст. 250 и пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ как доходы и убытки прошлых лет (налоговых периодов), выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.

К решению рассматриваемого вопроса возможен и другой подход: доходы и расходы, не признанные в период применения кассового метода, организация должна учитывать на дату перехода на метод начисления, то есть не дожидаясь фактического поступления доходов и фактической оплаты затрат. Именно такой порядок предусмотрен ст. ст. 271 и 272 НК РФ, применяемыми при методе начисления. Если же руководствоваться позицией УФНС России по г. Москве, это будет означать, что налогоплательщик продолжает применять кассовый метод. Подобная точка зрения отражена в Письмах Минфина России от 21.12.2006 N 03-03-04/1/854, от 05.11.2004 N 03-03-01-04/1/98 (применительно к порядку учета дебиторской задолженности).

Поскольку порядок признания доходов и расходов в данной ситуации Кодексом не урегулирован, то налогоплательщик, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, может выбирать наиболее выгодный для себя вариант поведения.


Применение документа (выводы):

При переходе с кассового метода на метод начисления организация должна:

1) признавать доходы и расходы, не учтенные в целях налогообложения в период применения кассового метода, по мере их оплаты, как рекомендует УФНС России по г. Москве;

2) признавать доходы и расходы, не учтенные в целях налогообложения в период применения кассового метода, на дату перехода на метод начисления, не дожидаясь фактического поступления доходов и фактической оплаты затрат. В случае возникновения споров с налоговыми органами можно ссылаться на позицию Минфина России по данному вопросу.


3 . Имущество передается в уставный капитал: как определить его первоначальную стоимость?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 13.10.2006 N 20-12/92170


Комментарий:

Налоговые органы рассмотрели вопрос о том, можно ли учитывать имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, по стоимости, определенной независимым оценщиком. УФНС России по г. Москве указывает, что для целей налогового учета данные независимой оценки стоимости имущества, переданного в уставный капитал, значения не имеют, поскольку это не предусмотрено ст. 277 НК РФ. При этом налоговые органы приводят порядок определения стоимости приобретаемых долей (эту оценку делает сторона, передающая имущество). Однако о том, как определить стоимость имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал (эту оценку делает сторона, принимающая имущество), в Письме не говорится ничего.

Между тем согласно абз. 5 п. 1 ст. 277 НК РФ имущество, полученное в виде вклада в уставный капитал, учитывается по стоимости (остаточной стоимости), которая определяется по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности. Эта стоимость увеличивается на сумму дополнительных расходов, понесенных передающей стороной при передаче имущества во вклад, при условии, что эти расходы определены в качестве вклада в уставный капитал.

В ситуации, когда в качестве вклада в уставный капитал получено имущество, которое впоследствии будет использоваться в качестве основных средств, у организации могут возникнуть трудности, связанные с определением первоначальной стоимости такого имущества для целей амортизации. Дело в том, что в п. 1 ст. 257 НК РФ, регулирующей порядок определения стоимости амортизируемого имущества, специальных правил для этого случая нет. На практике сложилось несколько точек зрения по этому вопросу:

- первоначальная стоимость определяется по правилам ст. 277, то есть по остаточной стоимости имущества по данным передающей стороны (см. Письмо Минфина России от 10.07.2006 N 03-03-04/1/568, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2006 N А13-9644/2005-15, от 11.02.2005 N А56-19574/04);

- первоначальная стоимость определятся в том же порядке, что и по безвозмездно полученным основным средствам (см. Письмо Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/1/426);

- первоначальная стоимость определяется по правилам бухучета (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2006 N А13-8714/2005-19, от 30.01.2006 N А56-359/2005);

- первоначальная стоимость определяется по оценке, данной независимым оценщиком (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2005 N А56-21739/2004);

- первоначальная стоимость определяется исходя из фактических расходов, произведенных при приобретении основных средств (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2005 N А52/4049/2004/2).

Действительно, о том, как определить стоимость имущества, полученного во вклад, говорится только в абз. 5 п. 1 ст. 277 НК РФ. Однако в этой норме нет указаний на то, что стоимость, по которой имущество принимается во вклад, является первоначальной стоимостью для целей амортизации.

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Но при этом в ст. 257 НК РФ нет каких-либо ссылок на ст. 277 НК РФ.

При таком отсутствии взаимосвязи между положениями ст. ст. 257 и 277 НК РФ возможно два варианта.

Первый из них основан на том, что, получая основное средство во вклад, организация не несет расходов по приобретению имущества. Поэтому первоначальная стоимость такого основного средства складывается только за счет дополнительных расходов, понесенных принимающей стороной (затраты, связанные с доставкой и доведением имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования).

Второй подход заключается в следующем. При определении первоначальной стоимости основного средства, полученного в качестве взноса в уставный капитал, под расходами на приобретение следует понимать стоимость, рассчитанную по правилам ст. 277 НК РФ. Если придерживаться этой точки зрения, то первоначальная стоимость основного средства, принимаемая для целей амортизации, и стоимость имущества, переданного во вклад, могут совпадать (если дополнительных расходов (например, по доставке) нет вообще или их несет передающая сторона) или отличаться (если дополнительные расходы несет принимающая сторона).


Применение документа (выводы):

Организация, которая получила во вклад имущество (основное средство), должна отразить в налоговом учете его стоимость, определенную по данным налогового учета передающей стороны с учетом дополнительных расходов, понесенных передающей стороной (если они признаны в качестве вклада).

При формировании первоначальной стоимости такого основного средства организация может исходить из того, что она складывается:

1) только за счет дополнительных расходов на доставку и доведение имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования;

2) за счет расходов на приобретение, определяемых как стоимость, рассчитанная по правилам ст. 277 НК РФ, и дополнительных расходов на доставку и доведение имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования.



Новое в судебной практике


1 . Имущество, фактически используемое обособленным подразделением, участвует в расчете доли налога на прибыль независимо от того, на каком балансе оно учтено

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2006 N А56-11668/2006)


В силу п. 2 ст. 288 НК РФ, которая нормирует особенности уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. При этом для определения доли прибыли используется остаточная стоимость амортизируемого имущества, учтенного на балансе обособленного подразделения. Налогоплательщик учел имущество, которое фактически находится по месту нахождения его филиала и используется именно обособленным подразделением, на балансе головной компании. Налоговый орган принял решение о доначислении налога на прибыль, сославшись на то, что налогоплательщик не исчисляет этот налог по месту нахождения филиала в бюджет субъекта (это нарушает требования ст. 288 НК РФ).

Суд признал решение инспекции правильным, указав на следующее. Из ст. 288 НК РФ следует, что для целей исчисления налога на прибыль при определении доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, учитывается удельный вес остаточной стоимости амортизируемых основных средств, фактически используемых в деятельности (находящихся в эксплуатации) данного подразделения, независимо от того, отражено или нет соответствующее имущество на балансе филиала. Из этого можно сделать вывод, согласно которому в случае расхождений в правилах ведения бухгалтерского учета и налоговом законодательстве по вопросам учета одного и того же имущества применяются нормы последнего.

Вывод о приоритете норм налогового законодательства также содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2002 N Ф04/2377-862/А45-2002: суд указал, что право налогоплательщика на применение льготы определяется в соответствии с нормами НК РФ, а не с правилами ведения бухгалтерского учета.


2 . Работодатель не обязан уплачивать НДФЛ при оплате праздничных мероприятий с участием работников

(Постановление ФАС Поволжского округа от 16.11.2006 N А12-4773/06-С36)


Причиной доначисления налога на доходы физических лиц послужило то, что работодатель оплатил за счет чистой прибыли проведение праздничных мероприятий с участием работников. По мнению налогового органа, работники организации получили доход в натуральной форме, поэтому организация как налоговый агент должна была исчислить и удержать с них налог.

Суд встал на сторону налогового агента, ссылаясь на следующие обстоятельства. Денежные средства работникам не выплачивались, ими не получались, права и возможности распоряжения данными средствами у работников не было. Поэтому эти средства не являлись доходом работников, и организация не должна была исчислять и удерживать НДФЛ с этих сумм. В результате решение инспекции о доначислении налога и привлечении работодателя к ответственности было признано неправомерным.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.03.2006 N Ф04-1208/2006(20713-А46-19) пришел к выводу, согласно которому оплата праздничных мероприятий работодателем не образует налогооблагаемых доходов у работника, так как представляет собой компенсационные выплаты. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2006 N Ф04-685/2006(20075-А45-6) также есть указание на то, что налоговый орган не доказал состав лиц, фактически принимавших участие в каждом из проведенных мероприятий, а также сумму дохода, выраженную в материальной форме и полученную каждым конкретным физическим лицом. Поэтому оплата праздничных мероприятий не увеличила налоговую базу работников.


3 . Если налоговый орган не истребовал недостающие документы, его решение может быть признано неправомерным

(Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2006, 10.01.2007 N КА-А41/12854-06)


Налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС из бюджета. Основанием для принятия такого решения стало то, что налог был уплачен поставщику налогоплательщика за счет заемных средств. Так как налогоплательщик не представил при проверке договор займа, инспекция сочла, что он не понес реальных затрат.

Суд признал решение инспекции неправомерным по следующим основаниям. Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Указанные договоры не были запрошены налоговым органом. Суд также сослался на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, в котором, в частности, говорится об обязанности налогового органа при обнаружении налоговых правонарушений истребовать документы и объяснения от налогоплательщика. Так как налоговый орган данную обязанность не исполнил, решение о доначислении налога и привлечении организации к ответственности было признано неправомерным.

Аналогичные выводы содержатся в следующих решениях: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.09.2006 N А19-12971/06-50-Ф02-4942/06-С1, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.12.2006, 06.12.2006 N Ф03-А73/06-2/4381, Постановления ФАС Московского округа от 25.12.2006 N КА-А40/12696-06, от 29.11.2006, 05.12.2006 N КА-А40/11601-06, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2007 N А42-13072/2005, от 27.12.2006 N А56-58962/2005, от 25.12.2006 N А56-54647/2005.


4 . Социальный налоговый вычет может быть применен не только тем родителем, от имени которого заключался договор на обучение ребенка

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2006, 21.12.2006 N Ф03-А51/06-2/4419)


Налоговый орган отказал индивидуальному предпринимателю в применении социального налогового вычета по договору на обучение ребенка налогоплательщика. Основанием для этого послужило то, что договор был заключен от имени супруги предпринимателя, а не от его имени. Налогоплательщик сослался на то, что оплата обучения ребенка производилась из средств совместной с супругой собственности, поэтому вычет им применен правомерно.

При принятии решения суд руководствовался следующими фактами. Заключение договора и оплата образовательных услуг производились супругой предпринимателя по доверенности от него. Сама она вычет по тому же договору не заявляла. Кроме того, положения ст. 219 НК РФ, нормирующей социальные налоговые вычеты, не содержат условия предоставления социального вычета только тому супругу, который указан в договоре на обучение и документе об оплате. На основании этого применение налогоплательщиком социального вычета было признано правомерным.

Аналогичной судебной практики нет.


5 . Акт предыдущей выездной налоговой проверки не является разъяснением, освобождающим от налоговой ответственности

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2006 по делу N А42-663/2006)


Налогоплательщик обратился в суд с иском о признании недействительным решения налогового органа, которым налогоплательщику было отказано в применении льготы по НДС. Основанием для оспаривания решения инспекции стало то, что при проведении выездных налоговых проверок по тому же налогу в более ранних периодах налоговый орган признавал применение льготы правомерным. Налогоплательщик считал, что решения предыдущих проверок можно расценивать как разъяснения, данные налоговым органом, и поэтому привлечение к ответственности неправомерно.

Суд встал на сторону налогового органа, указав на следующее. Доводы налогоплательщика о том, что результаты выездной налоговой проверки можно считать разъяснениями и на основании их признать решение налогового органа недействительным, противоречат положениям ст. 111 НК РФ. Кроме того, ст. 32 НК РФ на налоговые органы также возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков. Так как разъяснение должно содержать ответ на конкретный вопрос налогоплательщика, акт выездной налоговой проверки инспекции, которым налоговое правонарушение не выявлено, не может рассматриваться в качестве разъяснения налогового органа по применению льготы в целом.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 13815/05. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6088/2005-2400А и Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2006, 11.10.2006 N Ф03-А73/06-2/3201 также есть указание на то, что акт предыдущей выездной проверки, не выявившей налоговых нарушений, не может признаваться разъяснением. Некоторые суды приходят к выводу о том, что акт проверки не может являться разъяснением, так как налогоплательщик не обращался предварительно с письменным запросом в налоговый орган (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2003 N А52/459/2003/2, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.11.2002 N А11-3026/202-К2-1245). Результаты предыдущей камеральной проверки не признал разъяснением ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.11.2006 N Ф08-5694/2006-2366А.

Есть примеры противоположных решений, из которых следует, что результаты проверок прошлых периодов налогоплательщик может применять как разъяснения: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.11.2006 N А78-3443/06-С2-20/184-Ф02-5688/06-С1 (камеральная проверка), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2006 N А42-1796/04-15, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2005 N А38-297-4/79-2005 (выездная проверка).


6 . При покупке сервисного абонемента НДС можно принять к вычету

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2007 по делу N А52-2006/2006/2)


Инспекция отказала налогоплательщику в применении вычета НДС, уплаченного при приобретении сервисных абонементов. Основанием для отказа послужило то, что, по мнению инспекции, приобретается не товар, а документы, дающие право на его получение. Соответственно, приобретаемый товар налогоплательщиком не получен и на учет не поставлен.

Суд опроверг выводы налогового органа, указав на следующие обстоятельства. Сервисные абонементы были приобретены для совершения операций, облагаемых НДС, оприходованы (что подтверждается первичными документами), НДС был оплачен поставщику. Так как все условия применения вычета налогоплательщик выполнил, решение инспекции признано неправомерным.

Аналогичной судебной практики нет.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению





© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное