Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 16.02.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 16.02.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 16.02.2007


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Изменены формы налоговых деклараций по УСН, ЕНВД, ЕСХН и транспортному налогу >>>

2. Как заполнять листки нетрудоспособности в 2007 г. >>>

3. Для возврата покупателю денег не в день покупки требуется заявление и расходно-кассовый ордер >>>

4. Компенсации за использование работниками любого личного имущества в служебных целях можно учитывать в целях налогообложения прибыли >>>

5. Организация вправе признавать косвенные расходы и в том периоде, в котором у нее не было доходов >>>

6. При совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД расходы по налогу на прибыль и налоговая база по ЕСН считаются нарастающим итогом >>>

7. Интернет-магазины не вправе уплачивать ЕНВД >>>

8. Утверждены нормы естественной убыли при хранении лекарственных средств >>>

9. Доверительный управляющий должен представлять налоговую декларацию по НДС в отношении деятельности, осуществляемой в рамках доверительного управления >>>


Комментарии

1. Уменьшают ли отрицательные суммовые разницы ранее сформированную налоговую базу по НДС? >>>

2. Минфин России разъяснил порядок пересчета пеней при подаче заявления об уточнении платежа в 2007 г. >>>

3. Работникам выплачены премии, не предусмотренные трудовыми договорами, - надо ли уплачивать ЕСН? >>>


Новое в судебной практике

1. В случае внесения изменений в счет-фактуру для применения вычета необходимо также скорректировать данные книги покупок >>>

2. При ошибочном предъявлении НДС контрагентам налогоплательщик имеет право провести перерасчет, выставив отрицательные счета-фактуры >>>

3. Если размер комиссионного вознаграждения не указан в договоре, то комиссионным вознаграждением признается торговая наценка >>>

4. При пропуске трехлетнего срока подачи декларации по уважительным причинам налогоплательщик не лишается права на возмещение НДС >>>

5. Принимающая сторона вправе признавать представительские расходы независимо от того, что организация, направляющая своих сотрудников, выплачивала им командировочные >>>

6. Если не доказано, что средства, выданные работнику в подотчет, истрачены им на собственные нужды, НДФЛ и ЕСН не начисляются >>>



Новости


1 . Изменены формы налоговых деклараций по УСН, ЕНВД, ЕСХН и транспортному налогу

Приказ Минфина России от 19.12.2006 N 176н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 января 2006 г. N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения"

Приказ Минфина России от 19.12.2006 N 177н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 января 2006 г. N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения"

Приказ Минфина России от 19.12.2006 N 178н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 марта 2005 г. N 50н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения"

Приказ Минфина России от 19.12.2006 N 180н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения"


Финансовое ведомство внесло одинаковые поправки в формы налоговых деклараций по УСН, ЕНВД, ЕСХН и транспортному налогу. Согласно этим изменениям в титульных листах деклараций не требуется более указывать ОГРН организации и ОГРНИП индивидуального предпринимателя, однако необходимо указывать код вида экономической деятельности налогоплательщика согласно ОКВЭД. Кроме того, исчезла отдельная графа для подписи титульного листа деклараций и разд. I главным бухгалтером организации, но появилась графа для подписи представителя налогоплательщика.


2 . Как заполнять листки нетрудоспособности в 2007 г.

Письмо Минздравсоцразвития России от 11.01.2007 N 80-ВС


С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, которым утвержден новый порядок предоставления и расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. В этой связи Минздравсоцразвития России разъяснило, что впредь до утверждения новой формы листка нетрудоспособности необходимо пользоваться старыми бланками, однако заполнять их с учетом нового порядка. Так, работодателям при заполнении обратной стороны листка нетрудоспособности вместо непрерывного трудового стажа следует указывать продолжительность страхового стажа. Кроме того, работникам, работающим по совместительству, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам предоставляются у каждого работодателя (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Поэтому работнику в таких случаях будет выдаваться несколько листков нетрудоспособности. На листках, выдаваемых для предъявления по месту работы по совместительству, будет делаться соответствующая отметка.


3 . Для возврата покупателю денег не в день покупки требуется заявление и расходно-кассовый ордер

Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2006 N 22-12/97729


Налоговые органы напомнили, что возврат денег покупателю за товар, сданный не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены и снятия Z-отчета), осуществляется только из главной кассы организации на основании расходно-кассового ордера (форма N КО-2). В нем необходимо указать фамилию, имя, отчество покупателя и данные его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Кроме того, у организации должно остаться соответствующее заявление покупателя. О том, как вернуть покупателю деньги в день покупки, см. в выпуске обзора от 08.12.2006.


4 . Компенсации за использование работниками любого личного имущества в служебных целях можно учитывать в целях налогообложения прибыли

Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-03-04/4/186


При расчете налога на прибыль организация может учитывать не только компенсации, начисленные работникам за использование в служебных целях легковых автомобилей, но и аналогичные выплаты за использование любого другого личного имущества работников, указанного в ст. 188 ТК РФ, в частности компьютерной техники. Соответствующие расходы признаются на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения.


5 . Организация вправе признавать косвенные расходы и в том периоде, в котором у нее не было доходов

Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-03-04/1/821


Порядок признания расходов, предусмотренный гл. 25 НК РФ, не зависит от наличия или отсутствия у организации доходов. В этой связи Минфин России разъяснил следующее. Если деятельность налогоплательщика в целом направлена на получение доходов, то понесенные расходы он может признавать и в том периоде, когда у него не было доходов. Такие расходы формируют убыток отчетного периода. Исключение составляют лишь прямые расходы, которые при применении метода начисления признаются по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).


6 . При совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД расходы по налогу на прибыль и налоговая база по ЕСН считаются нарастающим итогом

Письмо Минфина России от 14.12.2006 N 03-11-02/279


Минфин России разъяснил, как организация, которая совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД, должна считать расходы, не относящиеся к конкретным видам деятельности, для целей налогообложения прибыли, а также налоговую базу по ЕСН.

Как поясняет финансовое ведомство, по итогам каждого месяца следует определять удельный вес выручки, полученной в рамках общего режима налогообложения, в общей сумме выручки. Затем, исходя из полученного результата, необходимо рассчитывать ежемесячную сумму расходов, относящуюся к общему режиму налогообложения. При расчете налога на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период ежемесячные суммы расходов надо суммировать нарастающим итогом с начала налогового периода до отчетной даты. В аналогичном порядке (сначала - ежемесячно, а потом - нарастающим итогом) следует рассчитывать суммы выплат и вознаграждений при определении налоговой базы по ЕСН.


7 . Интернет-магазины не вправе уплачивать ЕНВД

Письмо Минфина России от 23.11.2006 N 03-11-04/3/501


Реализация товаров через всемирную компьютерную сеть Интернет не может переводиться на ЕНВД, поскольку Интернет не входит в число объектов организации торговли, через которые может осуществляться розничная торговля. Такую точку зрения вновь высказало финансовое ведомство. Более подробно о данном вопросе и существующей альтернативной точке зрения см. в выпуске обзора от 18.08.2006.


8 . Утверждены нормы естественной убыли при хранении лекарственных средств

Приказ Минздравсоцразвития России от 09.01.2007 N 2 "Об утверждении Норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения"


Минздравсоцразвития России утвердило новые Нормы естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения. Именно в пределах данных норм организации смогут признавать убытки от недостачи или порчи (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). До вступления в силу этих Норм организации могли руководствоваться прежними Нормами, утвержденными Приказами Минздрава России от 20.07.2001 N 284 и от 13.11.1996 N 375 (ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).


9 . Доверительный управляющий должен представлять налоговую декларацию по НДС в отношении деятельности, осуществляемой в рамках доверительного управления

Письмо УФНС России по г. Москве от 07.11.2006 N 19-11/97560


Поскольку согласно п. 1 ст. 174.1 НК РФ на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика НДС, именно доверительный управляющий должен представлять налоговую декларацию по деятельности, осуществляемой в рамках доверительного управления имуществом. Декларация подается доверительным управляющим в налоговый орган по месту своего учета.



Комментарии


1 . Уменьшают ли отрицательные суммовые разницы ранее сформированную налоговую базу по НДС?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 31.10.2006 N 21-11/95156@


Комментарий:

Налоговые органы в очередной раз высказали свою позицию о порядке учета суммовых разниц в целях налогообложения НДС. Она, напомним, заключается в следующем. Положительные суммовые разницы увеличивают налоговую базу по НДС независимо от того, возникли они в том же налоговом периоде, в котором состоялась отгрузка товаров (работ, услуг), или в последующем. Это объясняется тем, что соответствующие суммы связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Что касается отрицательных суммовых разниц, то они налоговую базу, сформированную ранее (в период отгрузки товаров (работ, услуг)), не уменьшают. Ведь на основании п. 4 ст. 166 НК РФ все изменения, увеличивающие или уменьшающие налоговую базу, учитываются только в рамках одного налогового периода. Таким образом, по мнению налоговых органов, отрицательные суммовые разницы могут учитываться при расчете НДС только в том случае, когда отгрузка товаров (работ, услуг) и их оплата произошли в одном налоговом периоде.

Подобная позиция отражена также в Письмах Минфина России от 19.12.2005 N 03-04-15/116, от 08.07.2004 N 03-03-11/114, УФНС России по г. Москве от 12.05.2006 N 19-11/39204, Постановлении ФАС Уральского округа от 05.10.2006 N Ф09-8899/06-С2.

К решению вопроса о порядке учета отрицательных суммовых разниц может быть и другой подход, в соответствии с которым они, так же как и положительные разницы, могут учитываться (уменьшать налоговую базу) независимо от периода их возникновения. Обосновать его можно так.

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как их стоимость, исчисленная из цен в соответствии со ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). В свою очередь, в силу п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения обычно принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Если денежное обязательство выражено в иностранной валюте (условных единицах), а должно быть оплачено в рублях, то сумма к уплате определяется по официальному курсу соответствующей валюты (условных единиц) на день платежа (если иное не предусмотрено договором) (п. 2 ст. 317 ГК РФ). Таким образом, фактическая цена сделки (и следовательно, налоговая база по НДС) в рассматриваемой ситуации может быть определена только на дату оплаты. Поэтому если за реализованные товары (работы, услуги) налогоплательщик фактически получил сумму меньше той, с которой был рассчитан НДС на момент отгрузки (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ), то он вправе подать уточненную декларацию, уменьшив налоговую базу на сумму отрицательных суммовых разниц. В противном случае налог будет уплачен с неполученных доходов, а это противоречит п. 2 ст. 153 НК РФ.

При таком подходе после определения фактической цены реализации организации-продавцу следует перевыставить счет-фактуру (если он был выписан в рублях по курсу иностранной валюты (условных единиц) на дату отгрузки) и внести соответствующие изменения в книгу продаж. Организации-покупателю в свою очередь необходимо зарегистрировать новый счет-фактуру, скорректировать записи в книге покупок и подать декларацию, уточняющую сумму налоговых вычетов.

Отметим, что в Постановлении от 07.10.2005 N А56-6029/2005 ФАС Северо-Западного округа сделал вывод о том, что отрицательные суммовые разницы уменьшают ранее сформированную налоговую базу по НДС.

Напомним, что с 01.01.2007 из бухгалтерского учета понятие "суммовые разницы" исключено (подробнее см. в выпуске обзора от 02.02.2007). Однако порядок формирования налоговой базы по НДС остался неизменным. Поэтому для целей налогообложения НДС рассматриваемый вопрос является по-прежнему актуальным.


Применение документа (выводы):

При возникновении отрицательных суммовых разниц налогоплательщик:

1) не должен корректировать ранее сформированную налоговую базу, как рекомендуют налоговые и финансовые органы;

2) может подать уточненную декларацию, уменьшив налоговую базу на соответствующие суммы, однако в этом случае высока вероятность споров с налоговыми органами.


2 . Минфин России разъяснил порядок пересчета пеней при подаче заявления об уточнении платежа в 2007 г.


Название документа:

Письмо ФНС России от 25.01.2007 N САЭ-610/39@


Комментарий:

С 1 января 2007 г. налогоплательщики при совершении ошибок в платежном поручении на перечисление налога (которые, однако, не повлекли за собой неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства) вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении платежа. По итогам рассмотрения данного заявления налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и производит пересчет пеней (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Ранее финансовое ведомство в Письме от 03.11.2006 N 03-02-07/1-307 уже указывало, что положения нового п. 7 ст. 45 НК РФ являются дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и, следовательно, имеют обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ). Таким образом, в 2007 г. налогоплательщик вправе подавать заявление о пересчете пеней в связи с ошибками в платежных поручениях, поданных как после 1 января 2007 г., так и до этой даты (если ошибка не повлекла за собой неперечисление налога на соответствующий счет Федерального казначейства).

Теперь финансовое ведомство выпустило свои разъяснения (а ФНС России рассматриваемым Письмом разослала их по нижестоящим налоговым органам), касающиеся порядка пересчета пеней в 2007 г.

Минфин России указывает, что согласно п. п. 9 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые были излишне уплачены (взысканы) до 1 января 2007 г. и подлежат возврату, должны возвращаться в порядке, действовавшем до 1 января 2007 г. С 1 января 2007 г. до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ согласно бюджетному законодательству Российской Федерации.

Поэтому финансовое ведомство говорит о том, что пересчет пеней в 2007 г. также должен производиться в пределах сумм поступлений этого налога, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Пересчет пеней еще может осуществляться при уточнении КБК по налогу, доход от которого подлежит зачислению в соответствующий бюджет (в пределах одного ОКАТО) по нормативу отчислений, установленному в размере 100 процентов, либо по иным нормативам отчислений, установленным в одинаковом размере по тем КБК, по которым производится уточнение. Минфин России приводит примерный перечень КБК по доходам от налогов, которые подлежат зачислению в 2007 г. в бюджеты по нормативам отчислений, равным 100 процентам.

Если налогоплательщик, заполняя платежное поручение, допустил ошибку в указании кода ОКАТО, то в 2007 г. пересчет пеней на сумму налога, подлежащую перечислению в местный бюджет, производиться не должен. Вместе с тем, если сумма налога в 2006 г. была отнесена к "невыясненным поступлениям" в связи с указанием (за налоговые периоды до 1 января 2006 г.) кодов ОКАТО муниципальных образований, реорганизованных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пересчет пеней возможен.

Следовательно, по мнению финансового ведомства, полный пересчет ("снятие") пеней возможен в том случае, если в результате ошибки в платежном поручении сумма налога была перечислена полностью в тот же бюджет. В иных случаях пересчет пеней не производится вообще (если бюджеты разные) либо производится частично (в той части, в которой сумма налога в соответствии с действующими нормативами отчислений поступила в требуемый бюджет).

По данному вопросу необходимо отметить следующее. Действительно, в 2007 г. согласно п. п. 9 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) пеней возможен лишь в пределах поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Однако такие ограничения установлены именно для зачета и возврата, но не для перерасчета пеней: ни ст. 45 НК РФ, ни ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ не содержат на сей счет никаких ограничений.

В случае когда при допущенной ошибке в платежном поручении налоговый орган начислил пени и эти пени были уплачены (взысканы), то зачет (возврат) пеней действительно должен проходить в порядке, предусмотренном ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Однако если налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибку в платежном поручении и обращается в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа (при этом пени не уплачивались и не взыскивались), то производить пересчет пеней с учетом ограничений, указанных в рассматриваемом Письме, оснований не имеется. Данные ограничения могут применяться лишь в случае, когда произошла уплата или взыскание пеней. Поэтому у налогоплательщика при обращении в налоговый орган есть основания требовать пересчета пеней в полном размере.

Наконец, в рассматриваемом Письме говорится о том, что п. 7 ст. 45 НК РФ не применяется в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ пересчет пеней при ошибке в оформлении поручения на уплату страхового взноса не предусмотрен. То есть при ошибке в платежном поручении на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщик не вправе подавать заявление об уточнении платежа и требовать пересчета пеней.


Применение документа (выводы):

Налогоплательщик, допустивший ошибку в заполнении платежного поручения на уплату налога (не повлекшей за собой неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства), вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, при этом:

1) налоговый орган осуществляет пересчет пеней только в пределах сумм поступлений этого налога, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (согласно разъяснениям Минфина России);

2) если пени фактически не были уплачены (взысканы), можно требовать от налогового органа пересчета пеней в полном размере, ссылаясь на аргументы, приведенные выше.


3 . Работникам выплачены премии, не предусмотренные трудовыми договорами, - надо ли уплачивать ЕСН?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2006 N 21-15/629


Комментарий:

Налоговые органы рассмотрели следующий вопрос: облагаются ли ЕСН премии за добросовестное отношение к работе, которые не предусмотрены трудовым договором и выплачены за счет чистой прибыли? По мнению УФНС России по г. Москве, ЕСН в таком случае уплачивать нужно. Это объясняется следующим. Премии за добросовестное отношение к работе носят стимулирующий характер независимо от того, предусмотрены они трудовым договором или нет. Такие выплаты сохраняют признаки оплаты труда, установленные ст. 255 НК РФ, поэтому организация должна признавать соответствующие суммы расходами, уменьшающими базу по налогу на прибыль, и уплачивать с них ЕСН. Выбирать же налог (ЕСН или налог на прибыль), база по которому может быть уменьшена на сумму таких выплат, налогоплательщик не вправе. Следовательно, премии за добросовестное отношение к работе включаются в налоговую базу по ЕСН независимо от выбранного организацией источника выплат и порядка отражения в бухгалтерском учете.

По данному вопросу может быть и другая точка зрения: премии, не предусмотренные трудовым договором и выплаченные за счет чистой прибыли, не должны облагаться ЕСН. В абз. 1 ст. 255 НК РФ говорится о том, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. А в п. 21 ст. 270 НК РФ прямо указано на то, что при расчете налога на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений в пользу руководства или работников, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Значит, премии, не предусмотренные трудовым договором, не уменьшают базу по налогу на прибыль. А если выплаты не учитываются в целях налогообложения прибыли, то с них не нужно уплачивать ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Аналогичная позиция отражена, в частности, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.08.2006 N А33-27820/05-Ф02-3907/06-С1, от 22.06.2006 N А33-20115/05-Ф02-2885/06-С1, ФАС Дальневосточного округа от 25.01.2006 N Ф03-А51/05-2/4903, ФАС Московского округа от 31.07.2006, 07.08.2006 N КА-А40/6865-06, ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2006 N А56-41580/2005, от 09.10.2006 N А42-1987/2006, ФАС Уральского округа от 11.01.2006 N Ф09-5989/05-С7.

Вместе с тем, если премии, хотя и не предусмотренные трудовыми договорами и выплачиваемые на основании приказов, носят систематический характер и являются фактически элементом оплаты труда, решение может быть принято в пользу налоговых органов (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2006 N А43-12743/2005-34-453).


Применение документа (выводы):

Организация, выплачивающая работникам премии, не предусмотренные трудовым договором:

1) должна включать соответствующие суммы в расходы по п. 2 ст. 255 НК РФ и облагать их ЕСН, как рекомендуют налоговые органы;

2) может уплачивать соответствующие суммы за счет чистой прибыли и не облагать их ЕСН, однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами.



Новое в судебной практике


1 . В случае внесения изменений в счет-фактуру для применения вычета необходимо также скорректировать данные книги покупок

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2006 N А19-9146/06-30-Ф02-6809/06-С1)


Налоговый орган отказал организации в применении вычета в той части, в которой сумма вычета, отраженная в декларации, не соответствовала сумме, указанной в книге покупок. При этом инспекция ссылалась на то, что при внесении изменений в счета-фактуры налогоплательщик обязан также вносить корректировочную запись в книгу покупок, так как она является одним из документов, на основании которых определяется сумма налога, подлежащая вычету.

Суд поддержал налоговый орган, указав на следующее. Инспекция обосновала свое решение об отказе в применении вычета тем, что, во-первых, изменения в счета-фактуры внесены не в периоде фактического оказания услуг, а в более позднем периоде; во-вторых, имеются расхождения между данными книги покупок и декларации, поданной налогоплательщиком. В то же время сумма заявляемых налогоплательщиком в декларации налоговых вычетов должна соответствовать сведениям книги покупок за соответствующий налоговый период, содержащей данные счетов-фактур. Отражение в декларации сумм налога к вычету, относящихся к иному налоговому периоду, является нарушением. Кроме того, декларация составляется налогоплательщиком в том числе на основании данных книги покупок. Поэтому вычет, заявленный по измененным счетам-фактурам, был признан необоснованным.

Позиция о том, что нарушение правил ведения книги покупок не является основанием для отказа в применении вычета, содержится в следующих решениях: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2006 N А19-8608/05-43-Ф02-5097/06-С1, Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2006 N КА-А40/5372-06, Постановление ФАС Поволжского округа от 10 - 15.03.2005 N А55-10634/04-29, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2006 N А56-41248/2005.

По вопросу применения вычета в случае внесения изменений в счет-фактуру практика складывается неоднозначно. Наряду с примерами судебных решений, из которых следует, что вычет применяется в периоде внесения изменений (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 N А74-3299/05-Ф02-1838/06-С1, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2006, 25.05.2006 N Ф03-А04/06-2/1434, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2006 N А26-10521/2005-216), есть и противоположные решения, указывающие на то, что вычет применяется в периоде совершения операции (Постановление ФАС Московского округа от 14.06.2006 N КА-А40/5027-06, Постановление ФАС Поволжского округа от 16.06.2006 N А55-24030/05-3, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2006 N А42-393/2006, Постановление ФАС Уральского округа от 15.05.2006 N Ф09-3689/06-С2, Постановление ФАС Центрального округа от 19.10.2006 N А09-2104/06-16, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 N А56-36908/2005).


2 . При ошибочном предъявлении НДС контрагентам налогоплательщик имеет право провести перерасчет, выставив отрицательные счета-фактуры

(Постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2006 по делу N А36-1476/2006)


Инспекция доначислила организации НДС, поскольку организация выставляла своим поставщикам отрицательные счета-фактуры. Налогоплательщик ссылался на то, что он имел право на применение освобождения, предусмотренного ст. 149 НК РФ, и предъявлял поставщикам НДС к уплате ошибочно. Для того чтобы произвести перерасчет с контрагентами, налогоплательщик выставил им отрицательные счета-фактуры.

Суд встал на сторону налогоплательщика, сославшись на следующие обстоятельства. У налогоплательщика возникает право на возврат (зачет) зачисленных в бюджет сумм НДС в случае подтверждения того, что сумма ошибочно предъявленного покупателям налога возвращена им продавцом. При этом выставление отрицательных счетов-фактур не является препятствием для возврата излишне уплаченного налога из бюджета. Такой способ перерасчета, хоть и не оговорен в законодательстве, но и не запрещен. Кроме того, ни бюджет (так как налогоплательщик имел право на освобождение), ни поставщики налогоплательщика не пострадали.

Выводы о правомерности выставления отрицательных счетов-фактур содержатся в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.08.2006 N Ф09-7528/06-С2 и Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2006 N А56-27017/2005.

В Постановлении от 27.03.2006 N КА-А40/1947-06 ФАС Московского округа также сделал вывод о том, что выставление счета-фактуры с отрицательными показателями по ранее ошибочно уплаченным налогам исключает двойное налогообложение НДС одной и той же операции.


3 . Если размер комиссионного вознаграждения не указан в договоре, то комиссионным вознаграждением признается торговая наценка

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2006 N А42-15005/04-28)


В своем решении инспекция указала, что при определении налоговой базы предприниматель должен был учитывать полную стоимость реализуемого товара, однако не сделал этого и не отразил ее в учете. На этом основании инспекция доначислила НДС. Налогоплательщик, оспаривая данное решение, указал на то, что реализуемый товар не был его собственностью: он был получен для продажи по договору комиссии. По условиям этого договора налогоплательщик осуществлял реализацию товара от своего имени, но за счет комитента.

Суд, проанализировав условия договора, встал на сторону налогоплательщика. При этом он указал, что указанный договор действительно обладает признаками договора комиссии, соответствует положениям гл. 51 ГК РФ, поэтому спорный товар не является собственностью налогоплательщика. Таким образом, доход предпринимателя рассчитывается исходя из размера комиссионного вознаграждения, а не полной стоимости товара. Так как в договоре не был указан размер комиссионного вознаграждения, а налогоплательщик не отражал полученное вознаграждение в учете, для целей налогообложения суд посчитал возможным считать вознаграждением торговую наценку.

В Постановлениях от 10.08.2005 N А33-4238/05-Ф02-3726/05-С1, от 10.08.2005 N А33-32295/04-С3-Ф02-3738/05-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа высказал противоположную точку зрения, указав, что торговая наценка, определенная расчетным путем, не может являться комиссионным вознаграждением.


4 . При пропуске трехлетнего срока подачи декларации по уважительным причинам налогоплательщик не лишается права на возмещение НДС

(Постановление ФАС Поволжского округа от 02.11.2006 N А49-2787/06)


Инспекция отказала налогоплательщику в возмещении НДС из бюджета, ссылаясь на пропуск трехлетнего срока, предусмотренного ст. 173 НК РФ для подачи декларации по экспортным операциям. Налогоплательщик указал на то, что декларация по ставке 0 процентов с суммой налога к возмещению была им подана по истечении периода, в котором была получена выручка от иностранного покупателя и соответственно собран полный пакет документов.

Суд встал на сторону налогоплательщика, указав на следующее. Требования п. 2 ст. 173 НК РФ направлены на то, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны налогоплательщика, при которых станет затруднительным или невозможным для налогового органа проверить в установленном порядке обоснованность заявления налога к возмещению. В рассматриваемой ситуации задержка в реализации права на возмещение налога возникла в силу обстоятельств, не зависящих от налогоплательщика. Признаки недобросовестности в его поведении не усматриваются. Поэтому нарушение трехлетнего срока подачи декларации не является достаточным основанием для отказа в возмещении.

Некоторые суды придерживаются противоположной позиции, указывая, что пропуск трехлетнего срока подачи декларации является основанием для отказа в возмещении налога из бюджета (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2005 N Ф03-А73/05-2/3823, от 24.08.2005 N Ф03-А73/05-2/2461).


5 . Принимающая сторона вправе признавать представительские расходы независимо от того, что организация, направляющая своих сотрудников, выплачивала им командировочные

(Постановление ФАС Московского округа от 13.12.2006, 19.12.2006 N КА-А40/11391-06)


Инспекция доначислила налогоплательщику налог на прибыль. Основанием для принятия такого решения послужило признание представительских расходов налогоплательщика экономически необоснованными. При этом налоговый орган указал на то, что у налогоплательщика не было оснований для учета представительских расходов, понесенных в целях установления и поддержания взаимного делового сотрудничества с контрагентами, так как контрагенты в свою очередь несли командировочные расходы по тем же сотрудникам, что и налогоплательщик.

Суд признал решение налогового органа неправомерным, указав, что данное обстоятельство не лишает налогоплательщика - принимающую сторону права нести представительские расходы и учитывать их для целей налогообложения.

Аналогичной судебной практики нет.


6 . Если не доказано, что средства, выданные работнику в подотчет, истрачены им на собственные нужды, НДФЛ и ЕСН не начисляются

(Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 N Ф09-11377/06-С2)


Налоговый орган доначислил организации ЕСН и НДФЛ, указав на невключение в базу по этим налогам денежных средств, которые переданы работникам в подотчет для приобретения товаров по поручению налогового агента. Инспекция сочла спорные средства доходом работников, так как представленные документы, подтверждающие списание подотчетных сумм на приобретение товаров, не соответствуют требованиям действующего законодательства и содержат недостоверные данные.

Суд признал решение налогового органа неправомерным, сославшись на следующее. Денежные средства, выданные в подотчет работникам, использованы на приобретение товаров для налогового агента. Документы, опровергающие факт приобретения работниками общества указанных товаров, налоговый орган суду не представил. Поэтому оснований для уплаты спорных налогов нет.

Точка зрения, согласно которой в отсутствие доказательств использования работниками полученных в подотчет средств на собственные нужды ЕСН и НДФЛ не начисляются, также содержится в следующих судебных решениях: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2006, 11.10.2006 N Ф03-А51/06-2/3500, Постановления ФАС Московского округа от 14.08.2006, 21.08.2006 N КА-А40/7546-06, от 26.06.2006 N КА-А40/5532-06, Постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2006 N Ф09-8054/06-С2.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное