Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 24.11.2006


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 24.11.2006


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 24.11.2006


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. Усилена административная ответственность за незаконное использование в РФ труда иностранцев >>>

Федеральный закон от 05.11.2006 N 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)"


2. Если образовавшаяся по итогам отчетного периода разница по ЕСН и страховым взносам на ОПС не уплачена вовремя, то за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей начисляются пени >>>

Решение ВАС РФ от 11.10.2006 N 8540/06


3. Изменения в формы бухгалтерской отчетности в связи с упрощением классификации доходов и расходов >>>

Приказ Минфина России от 18.09.2006 N 115н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"


4. До 01.07.2007 бюджетные учреждения обязаны произвести переоценку ОС и НМА >>>

Приказ Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата N 139 от 02.10.2006 "О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений"


5. При каком размере доходов налогоплательщик, применяющий УСН в 2006 г., должен вернуться на общий режим налогообложения? >>>

Письмо Минфина России от 26.10.2006 N 03-11-04/2/225


6. Премии за выполнение объемов продаж НДС не облагаются >>>

Письмо Минфина России от 28.09.2006 N 03-04-11/182


7. Может ли организация учесть расходы на приобретение форменной одежды, если форма не передается работникам в собственность? >>>

Письмо Минфина России от 09.10.2006 N 03-03-04/1/686


8. В 2007 г. ряд выходных дней будет перенесен >>>

Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 661 "О переносе выходных дней в 2007 году"


9. Утверждены новые формы документов индивидуального (персонифицированного) учета >>>

Постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению"


10. Освобожден от уплаты НДС и таможенной пошлины ввоз товаров космического назначения >>>

Федеральный закон от 10.11.2006 N 191-ФЗ "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и статью 150 Налогового кодекса Российской Федерации"


Новое в судебной практике >>>

1. Налогоплательщик освобождается от ответственности за неуплату НДС, если ранее налоговый орган разъяснял, что его деятельность подпадает по ЕНВД >>>

2. Арендодатель не имеет права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам коммунальных услуг, если стоимость соответствующих услуг ему компенсирует арендатор >>>

3. При расчете налога на прибыль отрицательная деловая репутация не учитывается >>>

4. Суммы вознаграждения, выплачиваемые банку за обслуживание кредитной линии, не относятся к процентам и учитываются в целях налогообложения в полном объеме, а не по нормам >>>

5. Налоговый орган не вправе самостоятельно доначислять ЕСН и НДФЛ в случае, когда заработная плата не начислялась и не выплачивалась >>>



1. Усилена административная ответственность
за незаконное использование в РФ труда иностранцев


Название документа:

Федеральный закон от 05.11.2006 N 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)"


Комментарий:

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, касающиеся усиления ответственности за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядка привлечения указанных лиц к труду в РФ.

Главное новшество для работодателей и заказчиков работ (услуг) - это усиление ответственности за незаконное привлечение иностранцев (лиц без гражданства) к трудовой деятельности в РФ вообще (ст. 18.15 КоАП РФ) и к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ), а также за несоблюдение в отношении этих лиц предусмотренных законом ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Напомним, что ранее ответственность работодателя (заказчика работ (услуг)) за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранных работников была прописана в ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ. И согласно этой норме с нарушителей мог быть взыскан штраф в следующих размерах: с граждан - до 20 МРОТ (до 2000 руб.), с должностных лиц - до 200 МРОТ (до 20 000 руб.), с юридических лиц - до 3000 МРОТ (до 300 000 руб.).

Теперь же состав правонарушений расширен и конкретизирован. Так, по ст. 18.15 КоАП РФ ответственность наступает за допуск к работе иностранцев (лиц без гражданства) при отсутствии у них разрешения на работу или при отсутствии у работодателя (заказчика работ (услуг)) разрешения на привлечение и использование трудовых ресурсов, а также за неуведомление компетентных органов о привлечении таких граждан к труду.

Статья 18.16 КоАП РФ устанавливает ответственность за предоставление торгового или иного помещения на территории торгового объекта непосредственно иностранцам (лицам без гражданства), незаконно привлекаемым к труду, или же другим организациям (индивидуальным предпринимателям), допускающим соответствующие нарушения.

А по ст. 18.17 КоАП РФ ответственность наступает в том случае, если работодатель (заказчик работ (услуг)) не соблюдает установленные законом ограничения на осуществление иностранцами (лицами без гражданства) определенных видов деятельности. Такого рода ограничения регламентированы, в частности, ст. 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".

Как и прежде, к ответственности по рассматриваемым статьям Кодекса об административных правонарушениях могут привлекаться граждане, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица. При этом индивидуальные предприниматели несут ответственность в том же объеме, что и организации (Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ). Однако размеры санкций существенно возросли.

Теперь в зависимости от конкретного правонарушения сумма штрафа может составить: для граждан - до 50 МРОТ (до 5000 руб.), для должностных лиц - до 500 МРОТ (до 50 000 руб.), для юридических лиц - до 10 000 МРОТ (до 1 000 000 руб.). Кроме штрафа может быть применено и другое наказание - приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Надо иметь в виду, что при незаконном привлечении к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства ответственность наступает в отношении каждого случая (ч. 2 Примечаний к ст. 18.15 КоАП РФ). Поэтому окончательные размеры санкций, налагаемых по ст. 18.15 КоАП РФ, будут зависеть от количества граждан, при трудоустройстве которых были допущены нарушения.

Новые статьи КоАП РФ действуют с 09.11.2006 (за исключением положений ч. 3 ст. 18.15 Кодекса, вступающей в силу с 15.01.2007 (ст. 2 Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ)).


Применение документа (выводы):

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовому договору, привлекающие к труду иностранцев и (или) лиц без гражданства с нарушениями действующего порядка, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа по вновь установленным размерам или приостановления деятельности.



2. Если образовавшаяся по итогам отчетного периода разница
по ЕСН и страховым взносам на ОПС не уплачена вовремя,
то за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей
начисляются пени


Название документа:

Решение ВАС РФ от 11.10.2006 N 8540/06


Комментарий:

Высший Арбитражный Суд РФ проверил на соответствие Налоговому кодексу положения Письма Минфина России от 01.02.2005 N 03-05-02-03/6.

Организация-заявитель полагала, что пени по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) могут начисляться только по итогам отчетных периодов (квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года), а не с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется ежемесячный авансовый платеж, как это предусмотрено в оспариваемом Письме.

Судьи пришли к следующему выводу: пени за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей могут начисляться, но только в том случае, если разница по ЕСН и страховым взносам на ОПС, образовавшаяся по итогам отчетного периода, не уплачена вовремя. В этом случае расчет пеней начинается с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.

В Решении указано, что на основании п. 3 ст. 243 НК РФ разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода и уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Поэтому тем налогоплательщикам, которые выполнили данное требование, пени начисляться не могут.

Если же соответствующая разница в установленный срок не уплачена, то возникают основания для начисления пеней (ст. 75 НК РФ). А поскольку ежемесячные авансовые платежи по ЕСН уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени налогоплательщику, не уплатившему своевременно указанную выше разницу, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.

Эти же заключения, в силу положений п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", справедливы применительно к страховым взносам на ОПС.

Поэтому требование об уплате пеней в отношении налогоплательщиков (страхователей), уплативших вовремя разницу по ЕСН и страховым взносам на ОПС в бюджет, неправомерно.

Отметим, что при рассмотрении подобных споров большинство арбитражных судов приходило к выводу, согласно которому пени по ЕСН и страховым взносам на ОПС могут начисляться только по итогам отчетного периода (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2006 N А29-1458/2006а, от 21.06.2006 N А29-984/2006а, от 25.05.2006 N А29-6611/2005а, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2006 N А19-11530/06-52-Ф02-5180/06-С1, от 26.09.2006 N А19-11788/06-43-Ф02-4946/06-С1, ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2006 N Ф03-А51/06-2/2362, от 28.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4416, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2006 N Ф04-5289/2006(25491-А67-29), от 09.08.2006 N Ф04-4970/2006(25208-А67-37), от 07.08.2006 N Ф04-4823/2006(25076-А67-14), ФАС Московского округа от 18.08.2005, 16.08.2005 N КА-А40/7668-05, ФАС Поволжского округа от 30.05.2006 N А06-6010У/4-24/05, от 25.04.2006 N А65-16614/2005-СА1-7, от 11.04.2006 N А65-36384/2005-СА2-34, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2006 N Ф08-1142/2006-490А, от 24.08.2005 N Ф08-3817/2005-1534А, ФАС Уральского округа от 05.09.2006 N Ф09-7749/06-С2, от 23.08.2006 N Ф09-7258/06-С2, ФАС Центрального округа от 06.09.2006 N А14-2129/2006/64/24, от 31.05.2006 N А62-1712/2005).

В то же время практике известны случаи принятия арбитражными судами и противоположных решений (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2006 N А52-313/2006/2, от 03.10.2006 N А42-6565/2005).


Применение документа (выводы):

Если разница по ЕСН и страховым взносам на ОПС по итогам отчетного периода не уплачена вовремя, то пени налогоплательщику (страхователю) будут начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.



3. Изменения в формы бухгалтерской отчетности
в связи с упрощением классификации доходов и расходов


Название документа:

Приказ Минфина России от 18.09.2006 N 115н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"


Комментарий:

В одном из последних выпусков обзора уже рассказывалось о том, что Минфин России своим Приказом от 18.09.2006 N 116н упростил классификацию доходов и расходов, применяемую в бухучете (см. обзор от 03.11.2006). Вместо деления доходов и расходов на доходы (расходы) от обычных видов деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные предусмотрена классификация только на доходы (расходы) от обычных видов деятельности и прочие доходы (расходы).

Теперь опубликован второй Приказ Минфина России от 18.09.2006 N 115н, который закрепляет эти изменения в иных нормативных актах по бухгалтерскому учету.

Так, поправки в Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, предусматривают, что в отчете о прибылях и убытках не требуется отражать чрезвычайные и внереализационные доходы и расходы. В образце формы отчета о прибылях и убытках исключены строки "Внереализационные доходы" и "Внереализационные расходы". В строках, в которых ранее показывались прочие операционные доходы и расходы (строки 090 и 100), будут указываться все прочие доходы (расходы) (изменения в Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций").

Вносятся изменения и в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Если ранее чрезвычайные доходы и расходы учитывались на счете 99, а операционные и внереализационные - на счете 91, то теперь все доходы и расходы, признаваемые прочими, будут отражаться на счете 91.

Данные изменения также применяются начиная с составления годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г. (п. 2 Приказа).


Применение документа (выводы):

При составлении бухгалтерской отчетности за 2006 г. - отражать в ней доходы и расходы с распределением только на доходы (расходы) от обычных видов деятельности и прочие доходы (расходы). Не отражать в отчете о прибылях и убытках отдельно внереализационные доходы и расходы. Все доходы и расходы, признаваемые прочими, нужно отражать на счете 91.



4. До 01.07.2007 бюджетные учреждения обязаны
произвести переоценку ОС и НМА


Название документа:

Приказ Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата N 139 от 02.10.2006 "О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений"


Комментарий:

Совместным Приказом от 02.10.2006 N 306/120н/139 (далее - Приказ) Минэкономразвития России, Минфин России и Росстат обязали бюджетные учреждения произвести переоценку ОС и НМА по состоянию на 01.01.2007 (п. 1 Приказа).

Это связано с тем, что с момента предшествующей переоценки стоимости указанного имущества бюджетных учреждений, проводившейся по состоянию на 01.01.2003, рост цен производителей в строительстве достиг 35 процентов, то есть своего "порогового" (предельного) уровня (п. 17 Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, утв. Приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25.01.2003 N 25/6н/14/7 (далее - Порядок проведения переоценки)).

Помимо собственно решения об очередной переоценке ОС и НМА, Приказ содержит также поправки к Порядку ее проведения.

Так, согласно новой редакции п. 5 этого документа переоценка осуществляется путем индексации балансовой стоимости ОС, приобретенного оборудования, предназначенного к установке, НМА, накопленной амортизации по ОС и НМА по состоянию на 1 января 2007 г. на коэффициенты, разработанные Росстатом на основе индексов цен производителей на фондообразующие товары и индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) и опубликованные в "Российской газете" до 1 ноября 2006 г.

Кроме того, счета бюджетного учета, которые фигурируют в Порядке проведения переоценки, теперь приведены в соответствие с Инструкцией по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н и действующей с 01.01.2006.

Напомним, что соответствующую переоценку необходимо произвести в первом полугодии 2007 г. (п. 4 Порядка проведения переоценки).


Применение документа (выводы):

До 01.07.2007 бюджетные учреждения должны произвести переоценку ОС и НМА по состоянию на 01.01.2007.



5. При каком размере доходов налогоплательщик,
применяющий УСН в 2006 г., должен вернуться
на общий режим налогообложения?


Название документа:

Письмо Минфина России от 26.10.2006 N 03-11-04/2/225


Комментарий:

Применяющие УСН организации и индивидуальные предприниматели, у которых в течение года полученные доходы превысили размер 20 млн руб., считаются утратившими право на применение УСН и должны вернуться на иной режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). При этом предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение УСН, должен (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 и абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ) ежегодно корректироваться на коэффициент-дефлятор. На 2006 г. этот коэффициент-дефлятор установлен равным 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284).

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство приводит следующую точку зрения. На коэффициент 1,132 в 2006 г. будет умножаться только предельная величина доходов за 9 месяцев в 15 млн руб., которая нужна для определения того, вправе организации переходить на УСН или нет (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). То есть перейти на УСН с 1 января 2007 г. смогут только те организации , доходы которых за 9 месяцев 2006 г. не превысят 16 980 000 руб. (15 000 000 руб. x 1,132). А предельная величина доходов в 20 млн руб. на этот коэффициент-дефлятор умножаться не будет, коэффициент 1,132 будет применяться только в 2007 г.

Отметим, что эту точку зрения финансовое ведомство высказывало и ранее, почти сразу после утверждения коэффициента-дефлятора на 2006 г. (в Письме Минфина России от 28.12.2005 N 03-11-02/85). Федеральная налоговая служба разослала эти разъяснения по своим нижестоящим подразделениям (Письмо ФНС России от 18.01.2006 N ГИ-6-22/30@). Поэтому налоговые органы будут исходить из того, что предельный размер доходов, по превышении которого в 2006 г. налогоплательщики утрачивают право на применение УСН, составляет 20 млн руб.

Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения. Предельный размер доходов в 20 млн руб. в 2006 г. также должен умножаться на коэффициент-дефлятор 1,132, и вернуться на иной режим налогообложения организации и предприниматели должны будут, если их доход превысил 22 640 000 руб. (20 млн руб. x 1,132).

Такая позиция обосновывается следующим. Из п. 4 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.12 НК РФ прямо следует, что предельный размер дохода, ограничивающий право налогоплательщика применять УСН, должен ежегодно корректироваться на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) за предыдущий год. Коэффициент-дефлятор в размере 1,132 установлен Минэкономразвития России в 2005 г. для его применения в 2006 г. (о чем прямо говорится в Приказе от 03.11.2005 N 284). Поэтому коэффициент должен применяться для определения предельной величины дохода в 2006 г. независимо от того, будет это право перехода на УСН или право продолжать ее применение. На 2007 г. должен быть принят новый коэффициент-дефлятор, который и будет определять размер доходов, ограничивающий право переходить на УСН или заставляющий вернуться на общий режим налогообложения.


Применение документа (выводы):

1. Организации вправе перейти на УСН с 1 января 2007 г., если их доход за 9 месяцев 2006 г. не превышает 16 980 000 руб.

2. Налогоплательщики теряют право на применение УСН в 2006 г. и обязаны вернуться на иной режим налогообложения, если размер их доходов за отчетный (налоговый) период превысит:

а) 20 млн руб., как считает Минфин России и налоговые органы;

б) 22 640 000 руб. Однако если налогоплательщик, у которого по итогам налогового периода размер доходов составит от 20 млн руб. до 22 640 000 руб., не вернется на иной режим налогообложения и не произведет перерасчет налоговых обязательств, возможны споры с налоговыми органами.



6. Премии за выполнение объемов продаж НДС не облагаются


Название документа:

Письмо Минфина России от 28.09.2006 N 03-04-11/182


Комментарий:

В договоре поставки стороны нередко предусматривают условие о том, что при достижении покупателем определенного объема покупок продавец выплатит ему премию (бонус).

Финансовое ведомство рассмотрело вопрос об обложении таких премий НДС. Согласно разъяснениям Минфина России НДС в данном случае уплачивать не нужно. Это объясняется следующим. Во-первых, в рассматриваемой ситуации не происходит реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), поэтому не возникает объекта налогообложения по налогу (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Во-вторых, получаемые покупателем денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав). Значит, нет оснований для применения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.


Применение документа (выводы):

С сумм премий, получаемых за выполнение объемов покупок, НДС уплачивать не надо. В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов налогоплательщик может отстаивать свою позицию, ссылаясь на Письмо Минфина России.



7. Может ли организация учесть расходы
на приобретение форменной одежды, если форма
не передается работникам в собственность?


Название документа:

Письмо Минфина России от 09.10.2006 N 03-03-04/1/686


Комментарий:

С 2006 г. организации вправе признавать в качестве расходов затраты на приобретение не только той форменной одежды, которая выдается работникам в соответствии с законодательством РФ, но и той, которая свидетельствует о принадлежности к организации (униформа). Поэтому вопрос об условиях, при которых могут признаваться расходы на приобретение форменной одежды, становится особенно актуальным.

Минфин России указывает, что, действительно, согласно п. 5 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся расходы на приобретение (или изготовление) форменной одежды и обмундирования, которые выдаются работникам бесплатно или продаются по пониженным ценам. При этом для признания расходов необходимо, чтобы форменная одежда (обмундирование) оставалась в постоянном личном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

Однако, по мнению финансового ведомства, признавать расходы согласно п. 5 ст. 255 НК РФ можно только в том случае, когда форменная одежда передается работнику в собственность.

Поэтому Минфин России делает следующий вывод: если форменная одежда в собственность работников не передается, ее стоимость не может учитываться в составе расходов, даже если обязанность работодателя выдавать такую форменную одежду установлена в трудовом или коллективном договоре. Такой же точки зрения финансовое ведомство придерживалось и ранее (см. Письма Минфина России от 10.03.2006 N 03-03-04/1/203, от 07.06.2006 N 03-03-04/1/502).

По этому вопросу возможна и альтернативная точка зрения. Основывается она на следующих аргументах.

Во-первых, в п. 5 ст. 255 НК РФ нигде не говорится об обязательности передачи форменной одежды в собственность как условии признания этих расходов. Предусматривается лишь то, что форменная одежда должна быть передана в постоянное пользование. Но "собственность" и "постоянное пользование" - не равноценные понятия. Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а свободно распоряжаться полученной форменной одеждой работник не имеет права: он обязан ее использовать в служебных целях.

Во-вторых, перечень расходов на оплату труда, приведенный в ст. 255 НК РФ, является не исчерпывающим, а лишь примерным. Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ как расходы на оплату труда могут признаваться любые иные виды расходов, произведенных в пользу работника, если они предусмотрены трудовым или коллективным договором. Поэтому, если в трудовом или коллективном договоре предусмотрена обязанность работодателя выдавать работникам форменную одежду, но при этом в собственность работников она не передается, организация вправе признать эти расходы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ.

Судебной практики по данному вопросу пока не сложилось.


Применение документа (выводы):

При передаче работникам форменной одежды, которая не остается в их собственности:

1) не нужно признавать расходы на приобретение форменной одежды, следуя разъяснениям Минфина России;

2) возможно признать данные расходы как расходы на оплату труда согласно п. 25 ст. 255 НК РФ. Однако в таком случае возможны споры с налоговыми органами.



8. В 2007 г. ряд выходных дней будет перенесен


Название документа:

Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 661 "О переносе выходных дней в 2007 году"


Комментарий:

В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ Правительство РФ приняло решение о переносе в 2007 г. следующих выходных дней:

- с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;

- с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;

- с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

Напомним, что продолжительность работы в бывший выходной день должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который этот бывший выходной перенесен (Разъяснение Минтруда России от 25.02.1994 N 4). А поскольку указанные выше понедельники непосредственно предшествуют нерабочим праздничным дням, то продолжительность рабочего дня в рабочие субботы должна быть сокращена на один час (ст. 95 ТК РФ).


Применение документа (выводы):

При планировании хозяйственной деятельности в 2007 г. надо учитывать перенос ряда выходных дней на другие даты.



9. Утверждены новые формы документов
индивидуального (персонифицированного) учета


Название документа:

Постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению"


Комментарий:

Правление ПФР утвердило новые формы документов индивидуального (персонифицированного) учета.

Сразу отметим, что формы документов, которые обязаны представлять все страхователи (Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2), Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1)), не претерпели каких-либо существенных изменений. Также осталась неизменной форма Сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К). Новые бланки этих документов отличаются от старых только оформлением.

Из числа документов индивидуального (персонифицированного) учета исключены Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (формы СЗИ-2 и СЗИ-4). Появились также две новые формы: Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж (СЗВ-СП) и Акт о включении сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц (ВЛС-1) (они заполняются территориальными органами ПФР).

Индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц, а также ведомость по уплате страховых взносов на ОПС, которые необходимо представить в территориальный орган ПФР до 1 марта 2007 г. (п. 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318), надо заполнять по новым формам.


Применение документа (выводы):

Отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2006 г. следует представлять по новым формам.



10. Освобожден от уплаты НДС и таможенной пошлины
ввоз товаров космического назначения


Название документа:

Федеральный закон от 10.11.2006 N 191-ФЗ "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и статью 150 Налогового кодекса Российской Федерации"


Комментарий:

В ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" и ст. 150 НК РФ вносятся дополнения. Согласно этим дополнениям от таможенной пошлины и уплаты НДС при ввозе освобождаются товары (за исключением подакцизных), перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международного сотрудничества России в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов (пп. "т" ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе", п. 13 ст. 150 НК РФ).

Конкретный перечень товаров, подпадающих под освобождение, будет утвержден Правительством РФ.

Изменения, как указано в ст. 3 Закона, вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Следовательно, поскольку один месяц с момента опубликования Закона истечет в декабре 2006 г., новые правила будут применяться с 1 января 2007 г.


Применение документа (выводы):

С 1 января 2007 г. не уплачивать таможенную пошлину и НДС при ввозе товаров космического назначения (по перечню, который будет утвержден Правительством РФ впоследствии).



Новое в судебной практике


1. Налогоплательщик освобождается от ответственности за неуплату НДС, если ранее налоговый орган разъяснял, что его деятельность подпадает по ЕНВД

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 N А56-9710/2005)


По результатам проверки налоговая инспекция привлекла индивидуального предпринимателя к ответственности за неуплату НДС (п. 1 ст. 122 НК РФ) и непредставление деклараций по налогу (п. 2 ст. 119 НК РФ) в 2002 г. Предприниматель, полагая, что в указанный период он не являлся плательщиком НДС, оспорил это решение. В обоснование своей позиции он представил три справки налоговой инспекции, датированные 2002 г., о том, что осуществляемая им деятельность (изготовление и реализация тротуарной плитки) подпадает под ЕНВД и поэтому он не обязан уплачивать НДС (абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Однако проверяющие инспекторы посчитали, что применение предпринимателем в 2002 г. системы налогообложения в виде ЕНВД было неправомерным, так как осуществляемая им деятельность под нее не подпадает.

Суд согласился с доводами предпринимателя, указав следующее. Согласно ст. 106 НК РФ обязательным признаком налогового правонарушения является вина налогоплательщика. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения. А поскольку представленные предпринимателем справки носят разъяснительный характер, то взыскание штрафа за непредставление налоговых деклараций и неуплату НДС в 2002 г. необоснованно.

К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 26.07.2006 N Ф09-6383/06-С2.


2. Арендодатель не имеет права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам коммунальных услуг, если стоимость соответствующих услуг ему компенсирует арендатор

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2)


Индивидуальный предприниматель предоставлял в аренду нежилые помещения на постоянной основе. Он заключал договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги, и оплачивал эти услуги на основании выставленных поставщиками счетов-фактур. При этом в договорах аренды было предусмотрено, что коммунальные платежи не входят в состав арендной платы, а возмещаются арендаторами дополнительно на основании выставленных арендодателем счетов. Налоговая инспекция посчитала, что в такой ситуации предприниматель не имеет права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам коммунальных услуг.

Суд поддержал налоговый орган. Свое решение он мотивировал следующим. Коммунальные услуги фактически оказывали организации системы коммунального хозяйства. Потребителями этих услуг являлись арендаторы. При этом суммы компенсаций коммунальных расходов, оплаченных арендаторами, не включались в арендную плату. Следовательно, выручки от оказания коммунальных услуг арендодатель не получал. Сумма возмещения коммунальных расходов не является объектом обложения НДС, поэтому предприниматель не вправе включать в состав налоговых вычетов суммы НДС, уплаченные организациям за оказанные его арендаторам коммунальные услуги.

В Постановлении от 22.12.2005 N А56-37483/04 ФАС Северо-Западного округа признал право на применение рассматриваемых вычетов арендатором (субарендатором).


3. При расчете налога на прибыль отрицательная деловая репутация не учитывается

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.09.2006 N Ф03-А59/06-2/2901)


Организация приобрела на аукционе предприятие, находящееся на стадии внешнего управления, по цене ниже стоимости его активов. Налогоплательщик рассчитал величину отрицательной деловой репутации (разницу между суммой, уплаченной продавцу, и суммой активов и обязательств по бухгалтерскому балансу предприятия на дату его приобретения) и при расчете налога на прибыль учитывал ее в составе внереализационных доходов по правилам бухгалтерского учета, то есть распределив соответствующую сумму на 20 лет (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н).

По мнению налогового органа, отрицательную деловую репутацию следовало включать в состав внереализационных доходов единовременно - в месяце приобретения предприятия, а не в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, как это делал налогоплательщик.

Суд решил, что при расчете налога на прибыль отрицательную деловую репутацию вообще учитывать не нужно. Свою позицию он мотивировал так. При продаже предприятия на стадии внешнего управления не возникает понятия "деловая репутация организации". Поэтому положения бухгалтерского учета по учету нематериальных активов в данном случае неприменимы. Также отрицательную деловую репутацию нельзя считать экономической выгодой, учитываемой в составе внереализационных доходов при расчете налога на прибыль, поскольку деловая репутация не отвечает признакам дохода, установленного налоговым законодательством (ст. ст. 41, 249, 250 НК РФ). Следовательно, оснований для доначисления налога на прибыль и начисления пеней нет.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается.


4. Суммы вознаграждения, выплачиваемые банку за обслуживание кредитной линии, не относятся к процентам и учитываются в целях налогообложения в полном объеме, а не по нормам

(Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2006 N Ф09-9113/06-С7)


Организация выплачивала банку вознаграждение за обслуживание кредитной линии и ведение ссудного счета. Соответствующие суммы она в полном объеме включала в состав внереализационных расходов. По мнению налоговой инспекции, эти платежи следовало квалифицировать как проценты по долговому обязательству, которые на основании ст. 269 НК РФ необходимо нормировать.

Суд поддержал налогоплательщика. Он подчеркнул, что согласно пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся затраты на оплату услуг банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами (включая системы "клиент-банк"). Поскольку спорные расходы организации документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ), организация обоснованно учла их в целях налогообложения в полном объеме.

Аналогичная точка зрения высказана в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 N Ф04-9281/2005(18261-А27-35), Ф04-9281/2005(18262-А27-35).


5. Налоговый орган не вправе доначислять ЕСН и НДФЛ в случае, когда заработная плата не начислялась и не выплачивалась

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2006 N Ф03-А51/06-2/3285)


При проведении проверки налоговая инспекция доначислила организации НДФЛ и ЕСН исходя из минимального размера оплаты труда и районного коэффициента, а также соответствующие этим суммам пени и штрафы. Организация не согласилась с этим.

Принимая решения, суд принял во внимание следующие положения Налогового кодекса. Объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются: доходы, полученные налогоплательщиком; доходы, право на распоряжение которыми у него возникло; а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ). Объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).

В ходе разбирательства было установлено, что фактически организация заработную плату не начисляла и не выплачивала. А в такой ситуации, как указал суд, налоговые органы не вправе самостоятельно определять налоговую базу по НДФЛ и по ЕСН с учетом минимального размера оплаты труда и районного коэффициента.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению





© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное