Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 10.11.2006


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 10.11.2006


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 10.11.2006


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. При применении УСН налогоплательщик вправе признавать расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств >>>

Письмо Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/2/215


2. Изменения в формах, по которым следует составлять бюджетную отчетность за 2006 г. >>>

Письмо Минфина России от 11.10.2006 N 02-14-10/2728


3. Обязаны ли налогоплательщики, применяющие УСН, уплачивать минимальный налог при возврате на общий режим налогообложения в течение года? >>>

Письмо Минфина России от 19.10.2006 N 03-11-05/234


4. Работник вправе написать заявление об увольнении по собственному желанию, находясь в отпуске или на больничном >>>

Письмо Роструда от 05.09.2006 N 1551-6


5. Применение вычетов НДС по суммам налога, предъявленным подрядными организациями, в переходный период: новые разъяснения ФНС России >>>

5.1. Требуется ли восстанавливать в бюджет сумму налога, принятую к вычету в январе - апреле 2006 г. по неоплаченным работам подрядных организаций >>>

5.2. Порядок принятия к вычету НДС, если работы завершены до 1 января 2006 г., но строящийся объект в эксплуатацию не введен >>>

5.3. Когда можно принять к вычету НДС по товарам, работам, услугам, использованным для СМР, выполняемых подрядными организациями, если суммы налога предъявлены до 1 января 2006 г. >>>

Письмо ФНС России от 18.10.2006 N ШТ-6-03/1014@ "О порядке применения статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ"


Новое в судебной практике >>>

1. Организация обязана подтвердить полномочия лица, подписавшего обосновывающие расходы документы >>>

2. Экономическое обоснование цены товаров (работ, услуг), предоставленное продавцом, не влияет на порядок учета расходов у покупателя >>>

3. Инспекция не имеет права проводить зачет недоимки, срок взыскания которой истек >>>

4. Не освобождается от ЕСН компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при переводе сотрудника в филиал организации >>>



1. При применении УСН налогоплательщик вправе признавать расходы
на реконструкцию и модернизацию основных средств


Название документа:

Письмо Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/2/215


Комментарий:

Минфин России признал право организаций, применяющих УСН, учитывать расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств.

В Письме финансовое ведомство приводит следующую аргументацию. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие УСН, ведут бухгалтерский учет основных средств и материальных активов в общеустановленном порядке. В п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, говорится о том, что затраты на реконструкцию или модернизацию объекта основных средств должны увеличивать первоначальную стоимость такого объекта. Именно поэтому расходы на реконструкцию или модернизацию, произведенные организацией, применяющей УСН, должны относиться на первоначальную стоимость основного средства и учитываться в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Ранее налоговые и финансовые органы приводили в своих разъяснениях противоположную точку зрения: перечень расходов при применении УСН является закрытым и исчерпывающим (п. 1 ст. 346.16 НК РФ), расходы на проведение реконструкции или модернизации основных средств в него не включены, следовательно, приниматься в уменьшение налоговой базы по единому налогу не могут. Такая точка зрения изложена, например, в Письме МНС России от 26.01.2004 N 22-1-14/111@, в Письмах Минфина России от 06.05.2004 N 04-02-05/1/37 и от 10.02.2006 N 03-11-04/2/35, в Письме УФНС России по г. Москве от 20.03.2006 N 18-11/3/21347 (последнее Письмо было проанализировано в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 06.10.2006).

Отдельно следует упомянуть о порядке признания рассматриваемых расходов. В анализируемом Письме финансовое ведомство говорит лишь о том, что такие расходы должны учитываться по правилам п. 3 ст. 346.16 НК РФ, однако более детально порядок не разъясняется.

Согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ по основным средствам, приобретенным (сооруженным или изготовленным) в период применения УСН, расходы признаются единовременно с момента ввода основного средства в эксплуатацию. Для основных средств, приобретенных до перехода на УСН, предусмотрен особый порядок равномерного признания расходов, который зависит от срока полезного использования основного средства (пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Поэтому, если организация осуществила реконструкцию или модернизацию основного средства, которое приобретено при применении УСН, расходы на реконструкцию (модернизацию) также признаются единовременно.

По основным средствам, приобретенным до перехода на УСН, пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусматривает признание расходов для основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - равномерно в течение одного года применения УСН; со сроком полезного использования от трех до пятнадцати лет включительно - долями по 50, 30 и 20 процентов от первоначальной стоимости в течение первых трех лет применения УСН. Если срок полезного использования основного средства свыше 15 лет, то расходы признаются в течение 10 лет применения УСН равными долями.

В п. 3 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрено возможности пересчета суммы расходов на приобретение основных средств, часть из которой уже признана. Поэтому расходы на реконструкцию и модернизацию следует признавать в том же порядке, который предусмотрен для признания расходов по основным средствам в пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Например, если проведена реконструкция основного средства со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно, то 50 процентов затрат на реконструкцию следует признать в течение первого года после реконструкции, 30 процентов затрат - в течение второго года, 20 процентов затрат - в течение третьего года.


Применение документа (выводы):

При проведении реконструкции или модернизации основных средств организация, применяющая УСН, вправе признать затраты на реконструкцию или модернизацию:

1) по основным средствам, приобретенным при применении УСН, - единовременно;

2) по основным средствам, приобретенным до перехода на УСН, - в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в зависимости от срока полезного использования реконструированного (модернизированного) основного средства.



2. Изменения в формах, по которым следует составлять
бюджетную отчетность за 2006 г.


Название документа:

Письмо Минфина России от 11.10.2006 N 02-14-10/2728


Комментарий:

С 1 января 2006 г. действует новая Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. Однако изменения в формы бюджетной отчетности, которые бы привели отчетность в соответствие с новой Инструкцией по бюджетному учету, пока не внесены.

Поэтому Минфин России разъясняет, что бюджетные учреждения должны представлять бюджетную отчетность за 2006 г. в том составе, который установлен действующей Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утв. Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н). Однако при этом Баланс исполнения бюджета (форма 0503120), Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130) и Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) следует составлять по тем формам, которые приложены к рассматриваемому Письму.

Также в Письме приводятся контрольные соотношения между показателями форм бюджетной отчетности главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджетов.


Применение документа (выводы):

Бюджетным учреждениям при составлении бюджетной отчетности за 2006 г. следует заполнять формы:

- Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);

- Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) -

в соответствии с теми формами, которые приведены в данном Письме.



3. Обязаны ли налогоплательщики, применяющие УСН,
уплачивать минимальный налог при возврате
на общий режим налогообложения в течение года?


Название документа:

Письмо Минфина России от 19.10.2006 N 03-11-05/234


Комментарий:

У налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших объект налогообложения "доходы минус расходы", по итогам налогового периода может возникнуть обязанность уплатить минимальный налог с одного процента от общего размера доходов. Такая обязанность появляется, если по итогам налогового периода сумма единого налога, рассчитанная по общим правилам, получается меньшей, чем сумма минимального налога (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Если в течение года налогоплательщик превысит установленный лимит по размеру доходов или же нарушит ограничения, определенные в п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, он обязан вернуться на общий режим налогообложения с начала следующего квартала. Нужно ли в таком случае уплачивать единый налог, если по итогам отчетного периода сумма налога, рассчитанная по общим правилам, меньше суммы минимального налога за тот же период?

Финансовое ведомство считает, что при возврате в течение года на общий режим налогообложения от обязанности по уплате минимального налога плательщик не освобождается.

В рассматриваемом Письме говорится о том, что порядок и условия уплаты минимального налога распространяются на всех налогоплательщиков, применяющих УСН, в том числе и на тех, кто в течение года утратил право на применение УСН. Для данных налогоплательщиков налоговым периодом по единому налогу будет признаваться отчетный период, предшествующий тому кварталу, с которого произошел возврат на общий режим налогообложения.

Если сумма налога, определенная в общем порядке за отчетный период, в течение которого налогоплательщик применял УСН, окажется меньше, чем сумма минимального налога, рассчитанная за этот же период, то налогоплательщик обязан будет уплатить минимальный налог. Уплатить налог и представить налоговую декларацию нужно не позднее тех сроков, которые установлены для представления налоговых деклараций и уплаты квартальных авансовых платежей за отчетный период. Например, если предельный размер доходов превышен в IV квартале 2005 г., то начиная с 1 октября 2005 г. налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения, за 9 месяцев 2005 г. нужно уплатить минимальный налог в срок не позднее 25 октября 2005 г.

Такую же точку зрения финансовое ведомство высказывало и ранее (см. Письма Минфина России от 24.05.2005 N 03-03-02-04/2/10, от 08.06.2005 N 03-03-02-04/1-138).

В то же время по этому вопросу возможна и иная точка зрения: при возврате на общий режим налогообложения в течение года из-за нарушения предельного размера выручки (или несоблюдения ограничений, установленных в п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ) минимальный налог уплачиваться не должен.

Условия, при которых уплачивается минимальный налог, указаны в п. 6 ст. 346.18 НК РФ: минимальный налог уплачивается в том случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налоговый период по единому налогу - календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Следовательно, минимальный налог может быть исчислен только по итогам календарного года. Если налогоплательщик до завершения налогового периода был вынужден вернуться на общий режим налогообложения, то уплачивать минимальный налог он не обязан. Довод о том, что для налогоплательщиков, возвращающихся на общий режим налогообложения, налоговым периодом по единому налогу будет тот отчетный период, в течение которого применялась УСН, не основан на конкретных нормах Налогового кодекса РФ (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.05.2005 N Ф09-2325/05-С1).

Возможна и третья точка зрения. Действительно, налогоплательщик, вернувшийся до окончания налогового периода на общий режим налогообложения, обязан уплатить минимальный налог, если сумма налога за отработанный на УСН период получится меньшей, чем рассчитанная за этот период сумма минимального налога. Однако сроки уплаты авансовых платежей в данном случае применяться не могут, потому что минимальный налог авансовым платежом не является. Общий срок уплаты налога установлен в п. 7 ст. 346.21 НК РФ. Поэтому, например, организация, утратившая в IV квартале право на применение УСН и считающаяся с 1 октября перешедшей на общий режим налогообложения, должна уплатить минимальный налог до 31 марта следующего года. Начисление пеней и штрафов за неуплату минимального налога до этого срока неправомерно. Такая позиция приведена в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.09.2006 N Ф09-8264/06-С1.

Также встречаются судебные решения, поддерживающие точку зрения финансового ведомства (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2006 N А33-33645/05-Ф02-3653/06-С1).


Применение документа (выводы):

Если налогоплательщик утрачивает в течение календарного года право на применение УСН и переходит на общий режим налогообложения и при этом сумма налога за отработанный на УСН период меньше, чем сумма минимального налога за этот же период:

1) по итогам последнего отчетного периода, в котором применялась УСН, можно уплатить минимальный налог в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. В таком случае налогоплательщик избежит споров с налоговыми органами;

2) можно уплатить минимальный налог в срок до 31 марта следующего года. При начислении налоговым органом пеней и штрафов за неуплату минимального налога до этого срока - отстаивать свою точку зрения, используя аргументы, приведенные выше;

3) можно не уплачивать минимальный налог. Однако в таком случае высока вероятность споров с налоговыми органами и необходимость отстаивать право не уплачивать минимальный налог в судебном порядке.



4. Работник вправе написать заявление
об увольнении по собственному желанию,
находясь в отпуске или на больничном


Название документа:

Письмо Роструда от 05.09.2006 N 1551-6


Комментарий:

Роструд разъяснил, что работник вправе написать заявление об увольнении по собственному желанию не только в период работы, но и находясь в отпуске или на больничном (в период временной нетрудоспособности).

В Письме указано, что, действительно, в ст. 81 Трудового кодекса установлено ограничение - не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Однако это ограничение действует только для случаев увольнения по инициативе работодателя.

В ст. 80 ТК РФ установлено, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели. Поэтому работник вправе, находясь в отпуске или на больничном, написать заявление об увольнении и отправить его работодателю заказным письмом. Дата предполагаемого уведомления, которую работник укажет в своем заявлении, также может приходиться на период отпуска или период временной нетрудоспособности.

Согласно ст. 80 ТК РФ увольнение по собственному желанию работника производится по истечении двухнедельного срока, начинающего течь со следующего после получения заявления дня. Однако по соглашению сторон работник может уволиться и в более ранний срок. Поэтому если сотрудник указал в присланном заявлении более ранний срок увольнения и работодатель с этим сроком согласен, то увольнение производится в срок, указанный в заявлении. Если работодатель не согласен со сроком, предложенным работником, увольнение производится в двухнедельный срок.

В Письме обращается внимание на то, что до истечения срока предупреждения об увольнении работник вправе в любое время отозвать свое заявление. В таком случае увольнение не производится, исключение - когда на место работника уже приглашен (в письменной форме) иной сотрудник, которому в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.


Применение документа (выводы):

Работник вправе, находясь в отпуске или на больничном, написать заявление об увольнении по собственному желанию и отправить его работодателю по почте заказным письмом. Дата увольнения может приходиться на период нахождения в отпуске или больничном.

Работодатель обязан, получив заявление, расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении (при согласии с этим сроком), или в двухнедельный срок.



5. Применение вычетов НДС по суммам налога, предъявленным
подрядными организациями, в переходный период:
новые разъяснения ФНС России


Название документа:

Письмо ФНС России от 18.10.2006 N ШТ-6-03/1014@ "О порядке применения статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ"


Комментарий:

Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ, действующий с 1 января 2006 г., внес много изменений, касающихся налога на добавленную стоимость, в том числе - в порядок принятия к вычету сумм НДС при строительно-монтажных работах. При этом в ст. 3 Закона указаны переходные положения, касающиеся уплаты и принятии к вычету сумм налога по СМР.

В рассматриваемом Письме налоговое ведомство дает свои разъяснения по некоторым вопросам, связанным с применением этих переходных положений.


5.1. Требуется ли восстанавливать в бюджет сумму налога,
принятую к вычету в январе - апреле 2006 г.
по неоплаченным работам подрядных организаций


В п. 2 ст. 3 Закона установлено, что суммы НДС, которые в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. были предъявлены налогоплательщику подрядными организациями, и уплачены им (но не принятые к вычету до 1 января 2006 г.), принимаются к вычету в течение 2006 г. равными долями по налоговым периодам.

Это означает, говорится в Письме, что суммы НДС принимаются к вычету долями в размере 1/12 (если у налогоплательщика налоговый период - месяц) или в размере 1/4 (если налоговый период - квартал) от общей суммы НДС, предъявленной с 01.01.2005 по 01.01.2006 подрядными организациями (заказчиками-застройщиками).

В то же время дополнительное условие для вычета - оплата - было внесено в ст. 3 Закона позже, Федеральным законом от 28.02.2006 N 28-ФЗ. Дата его вступления в силу - один месяц со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Закон был опубликован в "Российской газете" 2 марта 2006 г. Поэтому для налогоплательщиков, у которых налоговый период по НДС - месяц, изменения вступают в силу с 1 мая 2006 г., а если налоговый период - квартал, то с 1 июля 2006 г.

Однако действие Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ, как указано в п. 2 ст. 3, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 г. Поэтому в Письме говорится, что если ранее, в январе - апреле 2006 г., налогоплательщик уже принял к вычету часть суммы НДС, которая еще не была оплачена подрядной организации, то в книгу покупок за эти периоды нужно внести изменения.

Изменения вносятся в порядке, который предусмотрен п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Налогоплательщик должен составить дополнительные листы книги покупок за январь - апрель 2006 г., в которых нужно аннулировать записи по неоплаченным счетам-фактурам от подрядных организаций. Следовательно, налогоплательщику также придется подать уточненные декларации за эти четыре месяца, доплатить НДС и уплатить пени.

Однако возможен иной подход к вопросу о том, должен ли налогоплательщик, принявший к вычету часть суммы НДС, который не был уплачен подрядным организациям, вносить изменения в книгу покупок и подавать уточненные налоговые декларации. Введение дополнительного условия для применения вычета - оплаты сумм предъявленного НДС - ухудшает положение налогоплательщиков. Акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому Федеральный закон от 28.02.2006 N 28-ФЗ в той части, в которой он вводит дополнительное условие вычета (оплату), должен вступать в действие не ранее 1 мая 2006 г. (а для налогоплательщиков с налоговым периодом квартал - не ранее 1 июля 2006 г.). Руководствуясь таким подходом, организации не должны вносить изменения в книгу покупок и доплачивать налог за январь - апрель 2006 г. Однако в таком случае вероятно возникновение споров с налоговыми органами и необходимость отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.


5.2. Порядок принятия к вычету НДС,
если работы завершены до 1 января 2006 г.,
но строящийся объект в эксплуатацию не введен


На практике возможна ситуация, при которой работы, выполненные подрядными организациями, завершены до 1 января 2006 г., но строящийся объект до этой даты в эксплуатацию не введен.

В Письме разъясняется, что в таком случае суммы НДС, уплаченные подрядным организациям, подлежат вычетам в порядке, установленном "старой" редакцией п. 5 ст. 172 НК РФ, действовавшей до 1 января 2006 г. Прежний порядок предусматривал принятие к вычету НДС только после постановки на учет строящегося объекта или реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Налоговое ведомство дает такие разъяснения в связи с тем, что переходные положения, установленные в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, распространяются только на объекты недвижимости, строительство которых не закончено до 1 января 2006 г. Поэтому в случае, если строительство завершено до этой даты, переходные положения применяться не могут.

Однако возможна и иная точка зрения - вычет в таком случае производится по новым правилам, установленным действующей с 1 января 2006 г. редакцией п. 5 ст. 172 НК РФ. Действительно, до 1 января 2006 г. налогоплательщик не мог принять к вычету НДС по суммам налога, предъявленных подрядными организациями, без ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. После 1 января 2006 г. действует новая редакция п. 5 ст. 172 НК РФ, согласно которой предъявленные подрядными организациями суммы налога принимаются к вычету в общем порядке, то есть после принятия работ на учет и при наличии счета-фактуры. Исключения установлены только в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, однако, как говорится в анализируемом Письме, данный порядок принятия к вычету НДС распространяется только на объекты недвижимости, строительство которых к 1 января 2006 г. не закончено.

Поскольку переходные положения применяться не могут, НДС должен применяться к вычету в порядке, установленном новой редакцией п. 5 ст. 172 НК РФ. Так как работы уже будут приняты на учет и у налогоплательщика будет иметься счет-фактура, то будут соблюдены все условия для вычета НДС, и налог можно будет принять к вычету в первом налоговом периоде 2006 г. Правовых оснований для применения "старой" редакции п. 5 ст. 172 НК РФ не имеется. В этом случае также вероятно возникновение споров с налоговыми органами и необходимость отстаивать свою позицию в суде.


5.3. Когда можно принять к вычету НДС по товарам,
работам, услугам, использованным для СМР,
выполняемых подрядными организациями,
если суммы налога предъявлены до 1 января 2006 г.


Переходные положения, установленные ст. 3 Закона, как указывается в Письме, не распространяются также на тот случай, когда налогоплательщику до 1 января 2006 г. предъявлены суммы налога по товарам (в том числе оборудованию к установке), использованным для СМР, выполняемых подрядными организациями, а также суммы налога, предъявленные сторонними организациями по работам (услугам), приобретенным для осуществления строительства (при проведении экспертизы, приобретении проектной документации, получении разрешений на строительство и т.п.). Поэтому данные суммы НДС также подлежат вычету в порядке, установленном "старой" редакцией п. 5 ст. 172 НК РФ, то есть после принятия на учет построенного объекта.

Для данного случая также применима альтернативная точка зрения, изложенная выше: в отсутствие переходных положений следует руководствоваться п. 5 ст. 172 НК РФ в редакции, действующей после 1 января 2006 г. Поэтому по перечисленным товарам (работам, услугам) организация вправе принять НДС к вычету в первом налоговом периоде 2006 г., однако возможны споры с налоговыми органами.


Применение документа (выводы):

1. В случае если налогоплательщик в январе - апреле (январе - июне, если налоговый период - квартал) 2006 г. принял к вычету часть предъявленной в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. суммы НДС по не оплаченным подрядным организациям работам, то:

а) требуется внести изменения в книгу покупок, составить дополнительные листы за январь - апрель (или январь - июнь), аннулировав в них записи по неоплаченным счетам-фактурам порядных организаций. Подать уточненные налоговые декларации за эти периоды, доплатить сумму НДС и пени. В таком случае налогоплательщик обезопасит себя от возможных споров с налоговыми органами;

б) не вносить изменения в книгу покупок и не восстанавливать в бюджет НДС. В таком случае возможны споры с налоговыми органами.

2. Если работы, выполненные подрядными организациями, завершены до 1 января 2006 г, но строящийся объект до этой даты в эксплуатацию не введен:

а) принять к вычету "входящий" НДС по работам можно только после принятия построенного объекта на учет;

б) "входящий" НДС можно принять к вычету при условии принятия на учет выполненных работ и наличии счета-фактуры в первом налоговом периоде 2006 г. При этом возможны споры с налоговыми органами.

3. Если налогоплательщик приобретал товары (работы, услуги), использованные для СМР, выполняемых подрядными организациями, а также работы и услуги для осуществления строительства, которые были выполнены сторонними организациями, и суммы налога по ним предъявлены до 1 января 2006 г., то:

а) "входящий" НДС принимается к вычету только после того, как построенный объект принят на учет. В этом случае у налогоплательщика не будет разногласий с налоговыми органами

б) "входящий" НДС может быть принят к вычету в первом налоговом периоде 2006 г. при наличии счета-фактуры и принятии товаров (работ, услуг) на учет. При этом вероятны споры с налоговыми органами и необходимость отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.



Новое в судебной практике


1. Организация обязана подтвердить полномочия лица, подписавшего обосновывающие расходы документы

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2006 N А66-6980/2005)


При проведении проверки налоговая инспекция не приняла у организации расходы по договору подряда. Основанием для такого решения послужил тот факт, что этот договор, а также акт приемки выполненных работ подписаны неустановленным лицом. Налогоплательщик не согласился с таким подходом и обжаловал решение инспекции в суде. При этом организация настаивала, что договор и акт подписало лицо, специально уполномоченное на это директором предприятия.

Но суд в данном споре встал на сторону налоговой инспекции. Дело в том, что организация не смогла представить никаких доказательств того, что лицо, подписавшее документы, действительно действовало на основании доверенности. Это дало суду основания утверждать, что документы, являющиеся основанием для исключения расходов из налоговой базы, составлены с нарушением. Ведь согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные документы должны содержать указание на должность лица, их подписавшего. В данном случае такого указания не было. Следовательно, расход документально не подтвержден.

В судебной практике встречаются как аналогичные (Постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2006 N Ф09-152/06-С7, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2006 N Ф03-А73/06-2/1369), так и противоположные (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2005 N А58-2593/04-Ф02-5908/05-С1) решения по данному вопросу.


2. Экономическое обоснование цены товаров (работ, услуг), предоставленное продавцом, не влияет на порядок учета расходов у покупателя

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2006 N А66-11190/2005)


Организация при покупке полуфабрикатов получила от поставщика документы, обосновывающие цену товара. В частности, из этих документов следовало, что в цену единицы продукции включены расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе ее производства, ЕСН и взносы в ПФР на эти выплаты, общехозяйственные расходы производителя. На основании этих документов налогоплательщик-покупатель выделил указанные расходы из суммы, уплаченной при приобретении полуфабрикатов, и учел их отдельно. При этом данные расходы налогоплательщик классифицировал как косвенные и, соответственно, исключил их из базы полностью, без распределения на незавершенное производство.

Такой подход вызвал претензии со стороны налогового органа. Инспекция утверждала, что налогоплательщик необоснованно выделил из стоимости полуфабрикатов часть расходов, тем самым занизив налог на прибыль. С мнением инспекции согласился и суд, указав, что расходы производителя полуфабрикатов никак не влияют на налоговый учет покупателя. Для него вся стоимость товара является прямым расходом - затратами на приобретение полуфабрикатов (пп. 4 п. 1 ст. 254 и п. 1 ст. 318 НК РФ).

Заметим, что к аналогичным выводам судебные инстанции приходили и ранее (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2006 N А66-14793/2005).


3. Инспекция не имеет права проводить зачет недоимки, срок взыскания которой истек

(Постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2006 N А54-965/2005-С21)


В конце 2004 г. налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате разницы, образовавшейся в результате превышения суммы вычетов над суммой НДС к уплате (ст. 176 НК РФ). Но инспекция вернула лишь часть суммы, указанной в заявлении. Оставшуюся часть налоговый орган зачел в счет имеющейся недоимки. Налогоплательщик не согласился с таким зачетом и обратился в суд.

В суде выяснилось, что зачтенная недоимка образовалась за период с III квартала 1999 г. по II квартал 2001 г. и была выявлена инспекцией во время проверки, проведенной в 2002 г. Это дало основания суду утверждать, что на момент подачи заявления о возврате НДС инспекция пропустила срок, отведенный Налоговым кодексом на принудительное взыскание недоимки. Напомним, что этот срок состоит из 10 дней, в течение которых инспекция должна направить плательщику требование о добровольной уплате, срока на добровольное исполнение требования (указывается в самом требовании), а также 60 дней на внесудебное взыскание недоимки и 6 месяцев на обращение в суд за взысканием налога. Взыскание же недоимки за пределами этого срока недопустимо. Причем этот запрет распространяется на любые формы взыскания, в том числе и зачет.

В аналогичных ситуациях суды часто встают на сторону налогоплательщиков (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.08.2005 N А28-2615/2005-151/21, Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2006 N КА-А40/4436-06, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.05.2005 N Ф03-А51/05-2/1112, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2005 N Ф04-673/2005(8813-А45-31)).


4. Не освобождается от ЕСН компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при переводе сотрудника в филиал организации

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5329/2006(25657-А75-34))


В связи с созданием двух филиалов организация перевела часть сотрудников из головного офиса на работу в новые подразделения. При этом переводимым сотрудникам была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Единый социальный налог на эти компенсации налогоплательщик не начислил, руководствуясь абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Налоговый орган при проверке доначислил налог на эти выплаты, отметив, что от ЕСН освобождаются только те компенсации за неиспользованный отпуск, которые выплачиваются при увольнении. В данном же случае произошло не увольнение, а перевод на другую работу в той же организации. Следовательно, компенсации должны облагаться ЕСН. Эти выводы налогового органа поддержал и суд, указав, что Трудовой кодекс содержит специальную норму, регулирующую перевод сотрудников (ст. 72.1 ТК РФ). При этом такой перевод рассматривается в Трудовом кодексе не как увольнение (т.е. прекращение трудового договора), а как изменение условий этого договора.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению





© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное