Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 17.11.2006


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 17.11.2006


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 17.11.2006


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. В 2007 - 2008 гг. ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции будет освобожден от обложения НДС >>>

Федеральный закон от 03.11.2006 N 180-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"


2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы вправе перейти на уплату ЕСХН с 1 января 2007 г. >>>

Федеральный закон от 03.11.2006 N 177-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


3. Индивидуальные предприниматели обязаны сдавать налоговые декларации по земельному налогу только по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности >>>

Федеральный закон от 03.11.2006 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 398 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


4. Расширен перечень случаев, когда можно применять льготу по НДС при реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения >>>

Федеральный закон от 03.11.2006 N 176-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


5. Установлены особенности налогообложения для автономных учреждений >>>

Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений"


6. Утверждена форма Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности за 2006 г. >>>

Письмо Минфина России от 24.10.2006 N 02-14-10а/2816


Новое в судебной практике >>>

1. При последующей реализации товара, ввезенного на таможенную территорию РФ, НДС уплачивается с контрактной, а не с таможенной стоимости >>>

2. Право на вычет зависит не от операции, а от деятельности, поэтому НДС по услугам, связанным с выпуском ценных бумаг, принимается к вычету >>>

3. При переходе с 1 января 2006 г. на упрощенную систему налогообложения восстанавливать НДС не нужно >>>

4. Созданная путем выделения организация не должна уплачивать налог с авансовых платежей, полученных в порядке правопреемства, в первый же налоговый период >>>



1. В 2007 - 2008 гг. ввоз некоторых видов сельскохозяйственной
продукции будет освобожден от обложения НДС


Название документа:

Федеральный закон от 03.11.2006 N 180-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"


Комментарий:

С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. не будет облагаться налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию России некоторых видов сельскохозяйственной продукции:

1) племенного крупного рогатого скота;

2) племенных свиней, овец и коз;

3) семени и эмбрионов указанных племенных животных;

4) племенных лошадей и племенного яйца.

Это предусмотрено в новой ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ. Освобождение от обложения НДС при ввозе указанной продукции распространяется только на следующих налогоплательщиков:

1) сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые подпадают под критерии, установленные в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В этой статье установлены условия (доля выручки от реализации сельхозпродукции), при которых организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН. Однако пользоваться освобождением могут не только налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, но и другие сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие общий режим налогообложения или УСН. Главное, чтобы эти сельхозпроизводители соответствовали критериям п. 2 ст. 346.2 НК РФ и могли перейти на уплату ЕСХН, даже если они такой возможностью не воспользовались;

2) российские лизинговые организации, которые занимаются лизинговой деятельностью и ввозят указанную продукцию для ее последующей поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям, подпадающим под критерии, установленные в п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Конкретный перечень продукции, которая будет освобождаться от обложения НДС при ввозе, должен быть утвержден Правительством РФ.


Применение документа (выводы):

Сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также лизинговым организациям, приобретающим данную продукцию для поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям, в 2007 - 2008 гг. не нужно уплачивать НДС при ввозе на таможенную территорию РФ племенного крупного рогатого скота и иных видов сельскохозяйственной продукции, указанных в новой ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.



2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы
вправе перейти на уплату ЕСХН с 1 января 2007 г.


Название документа:

Федеральный закон от 03.11.2006 N 177-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Комментарий:

С 1 января 2007 г. должны вступить в силу поправки в гл. 26.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 13.03.2006 N 39-ФЗ. Однако еще до этой даты в уже принятые поправки вносятся изменения: в новой редакции изложена ст. 346.2 НК РФ, определяющая, кто является налогоплательщиком, имеющим право применять единый сельхозналог. В чем же суть этих изменений?

К сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые имеют право перейти на уплату ЕСХН, с 1 января 2007 г. относятся также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".

Условие, при котором сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут применять ЕСХН, следующее: доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов должна составлять в общем объеме доходов не менее 70 процентов.

Изменения вступят в силу с 1 января 2007 г. Подавать заявления о переходе на уплату ЕСХН налогоплательщики должны с 20-го октября до 20-го декабря предшествующего, то есть 2006, года (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Вправе ли сельскохозяйственные потребительские кооперативы начать применять ЕСХН уже с 1 января 2007 г.? Ведь в тот период, когда подаются заявления о переходе, изменения будут считаться еще не вступившими в силу. Да, вправе, поскольку ЕСХН будет применяться уже в 2007 г. Разъяснений налоговых и финансовых органов на сей счет еще не имеется, однако ранее давались разъяснения по аналогичной ситуации: Федеральный закон от 29.06.2005 N 68-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 г., распространил право применять ЕСХН на российские градо- и поселковообразующие рыбохозяйственные организации. Финансовое ведомство дало разъяснения (Письмо Минфина России от 14.09.2005 N 03-11-04/2/77), согласно которым эти организации вправе перейти на уплату ЕСХН уже с 1 января 2006 г.


Применение документа (выводы):

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют право перейти с 1 января 2007 г. на уплату единого сельхозналога (при соблюдении указанных выше условий), подав в срок до 20-го декабря заявление о переходе.



3. Индивидуальные предприниматели обязаны сдавать налоговые
декларации по земельному налогу только по земельным
участкам, используемым в предпринимательской деятельности


Название документа:

Федеральный закон от 03.11.2006 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 398 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Комментарий:

Индивидуальные предприниматели, как указывается в п. 2 ст. 396 Налогового кодекса РФ, должны самостоятельно определять сумму земельного налога (и уплачивать ее) только по тем земельным участкам, которые они используют в своей предпринимательской деятельности. Если же у индивидуального предпринимателя есть иные земельные участки, в предпринимательской деятельности не используемые (например, дачный участок), то уплата земельного налога производится в общем порядке - на основании уведомления, присланного налоговыми органами (п. 4 ст. 397 НК РФ).

В то же время, исходя из содержания п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ, подавать налоговые декларации, а также расчеты авансовых платежей индивидуальные предприниматели должны были по всем имеющимся у них земельным участкам, даже по тем, которые в предпринимательской деятельности не используются.

Изменения, которые вносит анализируемый Закон, как раз устраняют это противоречие и уточняют, что налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам индивидуальный предприниматель должен подавать только по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности.

Закон вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу (ст. 2 Закона), то есть с 1 января 2007 г. Поскольку обязанность подавать налоговую декларацию по земельному налогу, как указано в п. 1 ст. 398 НК РФ, возникает у налогоплательщика по истечении налогового периода, то при подаче в 2007 г. налоговой декларации за 2006 г. заполнять декларацию в отношении не используемых в предпринимательской деятельности участков уже не требуется.


Применение документа (выводы):

Начиная с 1 января 2007 г. индивидуальные предприниматели должны подавать налоговые декларации (а также расчеты авансовых платежей) по земельному налогу только в отношении тех земельных участков, которые используются в предпринимательской деятельности.



4. Расширен перечень случаев, когда можно применять
льготу по НДС при реализации религиозной литературы
и предметов религиозного назначения


Название документа:

Федеральный закон от 03.11.2006 N 176-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Комментарий:

Религиозные организации и объединения (а также те организации, единственным учредителем или участником которых является религиозная организация) пользуются льготой по НДС при реализации (или передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и литературы. Такое право предоставлено им пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Однако, исходя из формулировки этого подпункта, пользоваться льготой можно только в том случае, если налогоплательщик одновременно и производит, и реализует предметы религиозного назначения. То, что реализация продукции, произведенной третьими лицами, под действие льготы не подпадает, разъясняли в своих письмах налоговые органы (Письмо УМНС России по г. Москве от 10.06.2003 N 24-11/30729).

Однако религиозные организации и объединения, как правило, самостоятельно производства предметов религиозного назначения не осуществляют (этим занимаются их дочерние организации). Для того чтобы в таком случае также можно было применять льготу, анализируемый Закон вносит в пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ изменения.

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г. Именно с этой даты пользоваться льготой при реализации предметов религиозного назначения и литературы можно будет при следующих условиях:

1. Продукция производится:

а) религиозными организациями (объединениями);

б) организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения).

2. Продукция реализуется:

а) самими производителями;

б) иными религиозными организациями (объединениями);

в) иными организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения).

Если же налогоплательщик продает религиозную литературу и предметы религиозного назначения, произведенные сторонними организациями, не являющимися религиозными (или организациями, единственный учредитель или участник которых - религиозная организация или объединение), льгота применяться по-прежнему не может.


Применение документа (выводы):

С 1 января 2007 г. можно применять льготу по НДС при реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения также в том случае, если продаваемая продукция произведена другой религиозной организацией (объединением) или организацией, единственным учредителем или участником которой является религиозная организация (объединение).



5. Установлены особенности налогообложения
для автономных учреждений


Название документа:

Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений"


Комментарий:

Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ, предусматривающий новый тип государственных и муниципальных учреждений - автономные учреждения, которые будут пользоваться большей свободой в отношении переданного им имущества. Автономные учреждения будут создаваться для выполнения задач в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Закона).

В связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях" одновременно вносятся поправки в ряд иных законов, в том числе в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы. Эти поправки содержатся в другом законе - Федеральном законе от 03.11.2006 N 175-ФЗ.

Автономные учреждения не признаются бюджетными учреждениями: это указано и в п. 2 ст. 120 ГК РФ, и в п. 2 ст. 161 БК РФ. Поэтому в Налоговый кодекс РФ вносятся поправки, распространяющие особенности налогообложения, предусмотренные для бюджетных учреждений, также и на автономные учреждения:

1) безвозмездная передача основных средств автономным учреждениям не будет облагаться НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ);

2) не относится к доходам имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ);

3) признаются средствами целевого финансирования и не относятся к доходам средства, выделяемые автономным учреждениям в форме субсидий и субвенций (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В то же время в иные статьи части второй НК РФ изменения не вносились. Поэтому, например, автономные учреждения вправе будут уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь на общих основаниях (если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал). Бюджетные учреждения вправе пользоваться этой возможностью вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Не будут распространяться на автономные учреждения и особенности ведения налогового учета, предусмотренные в ст. 321.1 НК РФ. В этой статье для бюджетных учреждений предусмотрена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования, и других доходов (расходов). Также эта статья устанавливает особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, иные особенности.

Однако поскольку ограничение для перехода на УСН установлено только для бюджетных учреждений (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), автономные учреждения переходить на упрощенную систему налогообложения смогут.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, будут действовать с 1 января 2007 г.


Применение документа (выводы):

Начиная с 2007 г.:

а) созданные автономные учреждения не должны учитывать в составе доходов стоимость безвозмездно полученных от органов исполнительной власти основных средств (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ), средства, выделенные в форме субсидий и субвенций (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

б) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, при безвозмездной передаче основных средств автономным учреждениям НДС не уплачивают (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).



6. Утверждена форма Пояснительной записки
к годовой бюджетной отчетности за 2006 г.


Название документа:

Письмо Минфина России от 24.10.2006 N 02-14-10а/2816


Комментарий:

В прошлом выпуске обзора мы уже писали об изменениях в формах бюджетной отчетности, связанных с введением в действие новой Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. Напомним, что финансовое ведомство в Письме от 11.10.2006 N 02-14-10/2728 привело те формы Баланса исполнения бюджета (форма 0503120), Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130) и Отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503121), по которым нужно составлять годовую бюджетную отчетность за 2006 г.

В рассматриваемом Письме от 24.10.2006 N 02-14-10а/2816 приводится форма Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности за 2006 г., а также Рекомендации по ее заполнению. Именно по этой форме и с учетом приведенных Рекомендаций бюджетным учреждениям следует составлять Пояснительную записку при составлении годовой бюджетной отчетности за 2006 г.


Применение документа (выводы):

Бюджетным учреждениям при составлении бюджетной отчетности за 2006 г. нужно составить Пояснительную записку по форме, приведенной в данном Письме.



Новое в судебной практике


1. При последующей реализации товара, ввезенного на таможенную территорию РФ, НДС уплачивается с контрактной, а не с таможенной стоимости

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2006 N Ф03-А51/06-2/3214)


Налогоплательщик ввез товар и уплатил при этом НДС на таможне, а затем реализовал товар на российском рынке. Налоговый орган доначислил НДС, полагая, что при реализации товара на территории России налогоплательщик занизил налоговую базу. Контрактная стоимость товара, с которой был уплачен НДС при реализации, оказалась ниже таможенной стоимости, с которой был уплачен НДС при ввозе. На эту разницу и был доначислен налог.

Суд указал, что законодательством установлен разный порядок определения налоговой базы по НДС для случаев ввоза товаров и их реализации на территории России. Таможенная стоимость, согласно ст. 160 НК РФ, применяется для определения налоговой базы только при ввозе товаров. Для целей налогообложения при реализации товаров на внутреннем рынке принимается стоимость товаров. Поэтому налог был доначислен неправомерно.

Аналогичные решения принимались судами и ранее (см. Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.03.2006 N Ф03-А51/06-2/30, от 26.10.2005 N Ф03-А51/05-2/3289, от 20.07.2005 N Ф03-А51/05-2/1926, от 26.04.2005 N Ф03-А51/05-2/665, от 23.03.2005 N Ф03-А51/04-2/4529; Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.03.2006, 14.03.2006 N КА-А40/1633-06, от 13.01.2006, 12.01.2006 N КА-А40/13473-05-П, от 01.12.2005 N КА-А40/11960-05, от 27.09.2005, 20.09.2005 N КА-А40/9150-05).


2. Право на вычет зависит не от операции, а от деятельности, поэтому НДС по услугам, связанным с выпуском ценных бумаг, принимается к вычету

(Постановление ФАС Московского округа от 20.09.2006, 26.09.2006 N КА-А40/8845-06)


Организация заключила соглашения, в соответствии с которыми ей оказывались услуги по размещению выпущенных облигаций. Предъявленный исполнителями НДС организация приняла к вычету. Инспекция доначислила налог на следующем основании: поскольку операции по реализации (передаче) ценных бумаг не облагаются НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, то и вычет НДС по услугам, связанным с выпуском ценных бумаг, невозможен.

Суд указал, что организация в своей деятельности осуществляет операции, облагаемые НДС. Размещая свои облигации, она привлекает денежные средства для развития производства, приобретения сырья и материалов. Как было установлено, денежные средства от размещения ценных бумаг были направлены на собственные нужды организации, в том числе на оплату товаров поставщикам, выплату заработной платы, то есть для осуществления производственно-финансовой деятельности. Поэтому суд сделал вывод, что оказываемые услуги предназначались для обеспечения производственной деятельности общества, а значит, для осуществления операций, облагаемых НДС. В этой связи вычет НДС по данным услугам возможен, а доначисление налога - неправомерно.

Аналогичной судебной практики не встречается.


3. При переходе с 1 января 2006 г. на упрощенную систему налогообложения восстанавливать НДС не нужно

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2006 N А05-5264/2006-20)


Организация с 1 января 2006 г. перешла на упрощенную систему налогообложения. Налоговая инспекция потребовала восстановить суммы НДС по недоамортизированной стоимости основных средств и имеющимся на балансе товарно-материальным ценностям и подать уточненную налоговую декларацию за декабрь 2005 г.

Суд не согласился с требованиями налогового органа. В решении указано следующее. Действительно, с 1 января 2006 г. вступили в силу изменения в ст. 170 НК РФ. В абз. 5 пп. 2 п. 3 этой статьи содержится требование восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС при переходе на спецрежимы (УСН и ЕНВД). Налог восстанавливается в последнем налоговом периоде перед переходом. Однако при переходе на спецрежимы с 1 января 2006 г. предыдущим периодом по НДС является декабрь 2005 г.

Редакция ст. 170 НК РФ, действовавшая до 1 января 2006 г., не требовала восстанавливать НДС при переходе на УСН или ЕНВД. Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Поэтому организация не обязана восстанавливать НДС в декларации за декабрь 2005 г.

Новые правила восстановления НДС действуют не столь долго. Поэтому обширной судебной практики по вопросу восстановления сумм налога при переходе на спецрежимы с 1 января 2006 г. еще не сложилось. Тем не менее суды уже начали принимать решения в пользу налогоплательщиков, что подтверждает рассматриваемое Постановление, а также Постановление ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А49-1397/2006-101А/13.


4. Созданная путем выделения организация не должна уплачивать налог с авансовых платежей, полученных в порядке правопреемства, в первый же налоговый период

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А05-3814/2006-29)


Согласно п. 2 ст. 162.1 НК РФ, в случае если организация была создана путем выделения, то она должна включить в свою налоговую базу сумму авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизуемой организации.

Созданное путем выделения общество включило в свою налоговую базу суммы авансовых платежей, полученных в порядке правопреемства. Однако налоговый орган счел, что уплатить сумму налога с авансовых платежей в таком случае нужно в первый же налоговый период, когда была создана организация, и доначислил организации пени.

Суд указал, что в п. 2 ст. 162.1 НК РФ не определен срок, в течение которого налогоплательщик-правопреемник должен увеличить налоговую базу на суммы авансовых платежей, полученных в порядке правопреемства от реорганизуемой организации, и уплатить с них НДС. Поэтому суд отклонил доводы налогового органа о том, что спорная сумма налога должна быть уплачена в срок, установленный для уплаты налога за первый для организации налоговый период, поскольку такой срок в ст. 162.1 НК РФ не установлен.

Аналогичных судебных решений не имеется.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению





© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное