Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 13.10.2006


Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Указание ЦБ РФ от 14.09.2006 N 1721-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"



НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 13.10.2006


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. Затраты организации на выплату компенсаций, связанных со служебными поездками работников, учитываются при налогообложении прибыли >>>

Письмо Минфина России от 29.08.2006 N 03-03-04/1/642


2. Выручка при методе начисления должна признаваться на дату фактической отгрузки, даже если право собственности на товар переходит после его оплаты >>>

Письмо Минфина России от 20.09.2006 N 03-03-04/1/667


3. Налоговая база по земельному налогу, определенная на 1 января, не изменяется в течение всего налогового периода >>>

Письмо ФНС России от 22.09.2006 N ГВ-6-21/952@ "О земельном налоге"


4. Нулевую ставку НДС по работам, связанным с переработкой товаров в режиме переработки на таможенной территории, можно подтвердить копией ГТД с кодом "51" >>>

Письмо Минфина России от 26.09.2006 N 03-04-15/170


5. Правило о том, что при нарушении графика погашения реструктурируемой задолженности возобновляется начисление пеней, соответствует закону >>>

Решение ВАС РФ от 01.09.2006 N 7849/06


Новое в судебной практике >>>

1. Взыскать НДС с неплательщика этого налога можно только при наличии счета-фактуры >>>

2. Затраты на оплату услуг сторонних организаций признаются в том периоде, в котором эти услуги фактически оказаны, даже если акт подписан позже >>>

3. Налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности за совершение правонарушений в периоды, не охваченные камеральной проверкой >>>

4. В качестве документов, подтверждающих понесенные расходы, могут рассматриваться служебные записки работников >>>



1. Затраты организации на выплату компенсаций,
связанных со служебными поездками работников,
учитываются при налогообложении прибыли


Название документа:

Письмо Минфина России от 29.08.2006 N 03-03-04/1/642


Комментарий:

Финансовое ведомство высказало свое мнение о порядке учета при расчете налога на прибыль выплат работникам, чья работа осуществляется в пути или полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер. По мнению Минфина России, такие выплаты включаются в состав расходов на оплату труда только после вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (т.е. с 06.10.2006 - см. Письмо Минздравсоцразвития от 25.07.2006 N 1556-12). Ранее аналогичную позицию министерство высказывало и в отношении обложения подобных выплат единым социальным налогом (см. Обзор от 08.09.2006), а также НДФЛ (см. Обзор от 15.09.2006).

В то же время к решению данного вопроса возможен другой подход - суммы таких компенсационных выплат можно учитывать в целях налогообложения прибыли и до 06.10.2006. Дело в том, что перечень расходов на оплату труда является открытым: согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в их состав входят "другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором". Поэтому если выплачиваемые компенсации поименованы в данных договорах, то организация вправе признавать их в целях налогообложения по п. 25 ст. 255 НК РФ.


Применение документа (выводы):

Организация, которая несет затраты на выплату компенсаций, связанных со служебными поездками работников, может:

1) учитывать их в целях налогообложения только после 06.10.2006, как рекомендует Минфин России;

2) учитывать их в целях налогообложения до 06.10.2006 (если выплата соответствующих сумм проводится на основании трудового и (или) коллективного договора). При возникновении споров с налоговыми органами можно отстаивать свою позицию, ссылаясь на п. 25 ст. 255 НК РФ.



2. Выручка при методе начисления
должна признаваться на дату фактической отгрузки,
даже если право собственности на товар
переходит после его оплаты


Название документа:

Письмо Минфина России от 20.09.2006 N 03-03-04/1/667


Комментарий:

Финансовое ведомство разъяснило порядок признания доходов от реализации при методе начисления в ситуации, когда право собственности на товар переходит после его полной оплаты. По мнению Минфина России, данное условие договора никак не влияет на момент признания дохода - выручку все равно надо признавать на дату фактической передачи товара покупателям и выставления им расчетных документов. Свою позицию авторы Письма подтверждают п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.

Действительно, в этом документе Президиум ВАС РФ говорит, что выручка может признаваться на дату фактической отгрузки товара, даже если право собственности переходит к покупателю после полной оплаты товара. Однако такое возможно лишь при выполнении одного весьма важного условия - договорившись об особом переходе права собственности, стороны тем не менее нарушают положения ст. 491 ГК РФ. Другими словами, сохранение права собственности за продавцом не имеет значения:

- если переданный товар нельзя отличить от иного товара, имеющегося у покупателя;

- если поставщик не контролирует сохранность товара и его наличие у покупателя либо если покупатель продал или иным образом распорядился товаром до его полной оплаты.

В Письме же Минфина России таких оговорок нет. Это значит, что финансовое ведомство распространяет выводы Президиума ВАС РФ и на те случаи, когда контрагенты не нарушают условия сохранения за продавцом права собственности на товар. Поэтому можно предполагать, что в подобных ситуациях Минфин России будет настаивать на признании выручки на дату передачи товаров покупателям.


Применение документа (выводы):

Если условия договора предусматривают, что право собственности на товар переходит к покупателю после полной оплаты, то поставщик, применяющий метод начисления, может:

1) признавать выручку на дату отгрузки товаров покупателям и выставления им расчетных документов, как рекомендует Минфин России;

2) признавать выручку после перехода права собственности на товар (при соблюдении условий, предусмотренных ст. 491 ГК РФ). При возникновении споров с налоговыми органами можно отстаивать свою точку зрения, ссылаясь на позицию Президиума ВАС РФ.



3. Налоговая база по земельному налогу,
определенная на 1 января, не изменяется
в течение всего налогового периода


Название документа:

Письмо ФНС России от 22.09.2006 N ГВ-6-21/952@ "О земельном налоге"


Комментарий:

ФНС России разослала по своим нижестоящим органам Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 с разъяснениями, которые касаются порядка расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земли. Их суть такова.

Налоговая база по земельному налогу, представляющая собой кадастровую стоимость земельного участка, определяется на 1 января (п. 1 ст. 390, п. 14 ст. 396 НК РФ). Таким образом, Налоговый кодекс не позволяет корректировать этот показатель в течение налогового периода (в отличие, например, от налоговой базы по налогу на имущество, которая согласно п. 1 ст. 375 НК РФ определяется как среднегодовая стоимость имущества). Поэтому изменение кадастровой стоимости земли (например, вследствие перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка) учитывается при налогообложении только в следующем налоговом периоде.

Из этого правила Минфин России делает всего одно исключение - пересчет налога возможен, если результаты государственной кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января изменяются обратным числом (например, из-за технических ошибок или судебного решения).

На самом деле исключение, названное министерством, не единственное. Так, правило о неизменности налоговой базы не действует еще и тогда, когда кадастровая стоимость уменьшается или увеличивается из-за изменения границ самого участка. В этом случае в течение налогового периода происходит одновременное прекращение (в отношении первоначального земельного участка) и возникновение (в отношении нового земельного участка) права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения). А в таком случае должны применяться правила п. 7 ст. 396 НК РФ. Согласно этим правилам сумма налога рассчитывается исходя из фактического периода времени, в течение которого налогоплательщик был собственником земли (обладал в ее отношении другими правами).

Также нужно заметить, что правило, приведенное в Письме Минфина России, касается именно налоговой базы. Это значит, что при переводе земельного участка в другую категорию или изменении условий его использования налогоплательщики вправе применить соответствующую налоговую ставку уже в текущем периоде (ст. 394 НК РФ).


Применение документа (выводы):

1. Изменение кадастровой стоимости одного и того же участка земли, произошедшее в течение года, не влияет на размер налоговой базы текущего налогового периода.

2. При изменении кадастровой стоимости из-за изменения границ земельного участка налог рассчитывается по правилам п. 7 ст. 396 НК РФ.

3. При изменении в течение налогового периода категории земельного участка или его назначения ставка налога также может изменяться.



4. Нулевую ставку НДС по работам, связанным с переработкой
товаров в режиме переработки на таможенной территории,
можно подтвердить копией ГТД с кодом "51"


Название документа:

Письмо Минфина России от 26.09.2006 N 03-04-15/170


Комментарий:

Минфин России рассмотрел вопрос о порядке подтверждения нулевой ставки НДС при переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Неясность возникла в связи с формулировкой п. 4 ст. 165 НК РФ. Этот пункт устанавливает перечень документов, которые налогоплательщик должен представить для подтверждения нулевой ставки, в том числе и в отношении работ (услуг) по переработке товаров. И из буквального содержания рассматриваемой нормы следует, что таможенная декларация (ее копия) с необходимыми отметками таможенных органов входит в пакет документов, подтверждающих ставку НДС 0 процентов, только в двух случаях:

1) при перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

2) при оказании услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Получается, что налогоплательщики, которые намереваются подтвердить нулевую ставку по переработке товаров в соответствующем таможенном режиме, представлять ГТД не обязаны.

Финансовое ведомство разъясняет, что налогоплательщик должен подтвердить факт применения соответствующего таможенного режима. Поэтому в рассматриваемой ситуации применяется пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ. А в нем есть указание на "иные документы", подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ (ввоз товаров на таможенную территорию РФ). В данном случае такими "иными документами" согласно позиции Минфина России как раз и могут быть таможенные документы, в том числе копии ГДТ, в соответствии с которыми производилось таможенное оформление товаров, ввозимых в РФ для переработки, а также продуктов переработки, вывозимых из РФ.

Напомним, что при заполнении ГТД в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, и в отношении продуктов переработки, вывозимых с таможенной территории РФ, проставляется код таможенного режима "51" (п. п. 17 - 19, 21 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, Классификатор таможенных режимов (Приложение N 1 к Приказу ГТК России от 23.08.2002 N 900).

В то же время п. 4 ст. 165 НК РФ не обязывает налогоплательщика подтверждать нулевую ставку в рассматриваемой ситуации именно ГДТ. Поэтому, если таковая отсутствует, можно использовать любые другие документы, подтверждающие вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ).


Применение документа (выводы):

Для подтверждения нулевой ставки НДС по работам по переработке товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории, налогоплательщик в числе прочих документов может представить:

1) ГТД с кодом "51";

2) при отсутствии таковой - любые иные документы, подтверждающие вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ).



5. Правило о том, что при нарушении графика
погашения реструктурируемой задолженности
возобновляется начисление пеней, соответствует закону


Название документа:

Решение ВАС РФ от 01.09.2006 N 7849/06


Комментарий:

С налогоплательщика, который нарушил график погашения реструктурируемой задолженности, можно взыскать недоимку в принудительном порядке. Помимо этого нарушение графика влечет возобновление начисления пеней. Законность этих положений подтвердил ВАС РФ. При этом суд указал, что последствия нарушения графика погашения задолженности, которые содержатся в Правилах по применению Порядка реструктуризации (утв. Приказом МНС России от 21.06.2001 N БГ-3-10/191), не противоречат Налоговому кодексу. Суд отметил, что ст. 68 НК РФ прямо предусматривает возможность прекращения действия отсрочки или рассрочки уплаты налогов, если плательщик нарушает условия их предоставления. Решение о таком прекращении согласно ст. 68 НК РФ выносит орган, предоставивший налогоплательщику отсрочку или рассрочку.

Таким образом, ВАС РФ подтвердил, что МНС России утвердило Правила в пределах своих полномочий, а содержащиеся в них нормы о последствиях нарушения условий реструктуризации не нарушают права и законные интересы налогоплательщиков.


Применение документа (выводы):

Нарушение графика погашения реструктурируемой задолженности влечет следующие последствия:

1) начиная с первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором нарушен график, возобновляется начисление пеней;

2) к налогоплательщику применяются все предусмотренные законодательством РФ меры принудительного взыскания (ст. ст. 46, 47 НК РФ).



Новое в судебной практике


1. Взыскать НДС с неплательщика этого налога можно только при наличии счета-фактуры

(Постановление ФАС Уральского округа от 28.08.2006 N Ф09-7242/06-С2)


По результатам выездной налоговой проверки индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, был доначислен НДС. Основанием для этого послужили банковские выписки, в которых была выделена сумма налога. Предприниматель оспорил решение налогового органа.

Принимая решение в пользу предпринимателя, суд указал следующее. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, должна определяться исключительно на основании счетов-фактур. На момент вынесения решения о доначислении налога этих документов у инспекции не было. Довод налогового органа о том, что платежные поручения с выделенной суммой налога косвенно подтверждают выставление счетов-фактур по соответствующим операциям, суд не принял. Он указал, что факт получения предпринимателем платежей с НДС должен подтверждаться только счетами-фактурами, а не какими-либо иными документами.

Аналогичное мнение высказано в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2006 N А19-17490/05-40-Ф02-15/06-С1, N А19-15778/05-5-Ф02-13/06-С1 и N А19-17585/05-40-Ф02-3/06-С1, Постановлении ФАС Центрального округа от 20.07.2005 N А09-1147/05-22.


2. Затраты на оплату услуг сторонних организаций признаются в том периоде, в котором эти услуги фактически оказаны, даже если акт подписан позже

(Постановление ФАС Московского округа от 16.08.2006 N КА-А40/7197-06)


В течение ноября - декабря 2003 г., как это было предусмотрено договором, организации были оказаны услуги. Акты сдачи-приемки услуг датированы 2004 г. Затраты на оплату услуг исполнителя организация учла в целях налогообложения по состоянию на 31.12.2003. Налоговая инспекция посчитала, что налогоплательщик необоснованно завысил расходы 2003 г., и доначислила ему налог на прибыль.

Но суд признал это решение недействительным. При этом судьи не приняли во внимание довод налогового органа о том, что расходы на оплату услуг сторонних организаций признаются исключительно на дату подписания актов. Они указали, что услуги считаются оказанными непосредственно в момент их фактического оказания независимо от даты подписания акта. А расходы по ним, в силу п. 1 ст. 272 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от даты оплаты. На основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания спорных затрат может быть последний день отчетного (налогового) периода. Поэтому действия налогоплательщика являются правомерными.

Заметим, что суды принимали и противоположные решения. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2005 N Ф04-9082/2005(17923-А27-37) суд признал правомерными действия налогоплательщика, включившего затраты на оплату услуг в состав расходов в периоде подписания акта, хотя фактически услуга была оказана в предыдущем налоговом периоде. Противоположный вывод содержит также Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.07.2006 N А43-46012/2005-37-963, Постановление ФАС Московского округа от 15.06.2005 N КА-А40/5215-05.


3. Налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности за совершение правонарушений в периоды, не охваченные камеральной проверкой

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2006 N А56-45600/2005)


По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за май 2005 г. налоговый орган доначислил организации сумму налога за март и апрель 2005 г., начислил пени, а также привлек ее к ответственности за неуплату налога за эти периоды. Налогоплательщик посчитал, что подобное решение нарушает его права.

Суд занял сторону налогоплательщика и указал, что инспекция вышла за рамки камеральной налоговой проверки, вменив организации в вину совершение правонарушений в налоговых периодах, не охваченных данной проверкой.

Аналогичные решения суды выносят при привлечении к ответственности за периоды, не охваченные выездной налоговой проверкой (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2004 N А29-3170/2003А, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2006 N А19-27900/05-15-Ф02-588/06-С1, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.08.2006 N Ф03-А73/06-2/2693 и от 12.04.2006 N Ф03-А51/06-2/807, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2005 N Ф04-8525/2005(17262-А75-7), Постановление ФАС Московского округа от 07.06.2006 N КА-А40/4759-06 и др.).


4. В качестве документов, подтверждающих понесенные расходы, могут рассматриваться служебные записки работников

(Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2006, 07.08.2006 N КА-А40/7139-06)


При расчете налога на прибыль организация учла в составе расходов стоимость работ по химической чистке коврового напольного покрытия, по утеплению оконных стыков, по укладке плитки. По мнению налоговой инспекции, налогоплательщик не подтвердил, что соответствующие работы проведены именно в арендованных им помещениях, а не во всем здании целиком. Поэтому инспекция посчитала, что стоимость этих работ неправомерно учтена в целях налогообложения.

В обоснование своих действий налогоплательщик, наряду с договорами аренды и актами сдачи-приемки помещений, представил служебные записки работников. Суд признал, что основанием для заключения договоров на проведение работ послужили именно эти служебные записки, так как в них указано, в каких конкретно помещениях требуется ремонт. На основании этих документов суд принял решение в пользу налогоплательщика.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению





© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное