Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 08.09.2006


Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Приказ Минсельхоза РФ от 21.04.2006 N 122 "О порядках оформления, выдачи и регистрации разрешений на экспорт и импорт, сертификатов на реэкспорт и интродукцию из моря осетровых видов рыб и продукции из них."



НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 08.09.2006


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. С какой даты плательщику НДС начисляются пени, если пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, не собран в 180-дневный срок >>>

Письмо ФНС России от 22.08.2006 N ШТ-6-03/840@ "О порядке начисления пени на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, в случае неподтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов"


2. Разъяснения Минфина России по упрощенной системе налогообложения: применение УСН после реорганизации и момент признания расходов на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации >>>

2.1. Вправе ли вновь созданная организация-правопреемник продолжать применять УСН после завершения реорганизации? >>>

2.2. В какой момент нужно признавать расходы на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации >>>

Письмо Минфина России от 17.08.2006 N 03-11-02/180


3. Юридический или фактический адрес необходимо указывать в счете-фактуре? >>>

Письмо Минфина России от 07.08.2006 N 03-04-09/15


4. Компенсация служебных расходов работников, чья работа осуществляется в пути или полевых условиях, а также носит разъездной или экспедиционный характер, не облагается ЕСН >>>

Письмо Минфина России от 21.08.2006 N 03-05-02-04/130


5. Как можно подтвердить применение нулевой ставки НДС при экспорте в Белоруссию нероссийских товаров >>>

Письмо Минфина России от 03.08.2006 N 03-04-13/1/08


6. При получении займа в иностранной валюте у организации возникают курсовые разницы >>>

Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-04/1/577


Новое в судебной практике >>>

1. Привлечь к ответственности за неуплату налога и начислить пени неплательщику НДС нельзя >>>

2. На основании счета-фактуры, выставленного на имя посредника, можно принять НДС к вычету >>>

3. Срок исковой давности по взысканию задолженности начинает течь заново после составления акта сверки >>>

4. Работник и работодатель являются взаимозависимыми лицами >>>

5. Премия за выполнение плана реализации товара, облагаемого ЕНВД, не включается в налоговую базу по прибыли >>>



1. С какой даты плательщику НДС начисляются пени,
если пакет документов, подтверждающих применение нулевой
ставки НДС, не собран в 180-дневный срок


Название документа:

Письмо ФНС России от 22.08.2006 N ШТ-6-03/840@ "О порядке начисления пени на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, в случае неподтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов"


Комментарий:

Федеральная налоговая служба разослала по своим нижестоящим органам разъяснения финансового ведомства (Письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-15/140), в которых говорится о том, с какой даты следует начислять пени, если плательщик НДС не представил пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, в 180-дневный срок. По мнению Минфина России, пени в таком случае должны начисляться с 21-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором была осуществлена отгрузка товара на экспорт.

В Письме указывается, что если пакет документов, обосновывающих применение нулевой ставки НДС, не собран в течение 180 дней, то операции по реализации товаров (работ, услуг) нужно отразить в налоговой декларации по ставке 0 процентов в разд. 2, где отражаются те операции, по которым применение нулевой ставки НДС не подтверждено. Декларация заполняется за период отгрузки товаров на экспорт. При этом плательщик НДС должен уплатить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

Порядок и сроки уплаты НДС установлены в ст. 174 НК РФ. Согласно этой статье, как указывает Минфин России, уплата налога (в том числе и по операциям, указанным в пп. 1 - 3, 8, 9 п. 1 ст. 164 НК РФ) производится исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период, но не позднее 20-го числа следующего месяца. Поэтому, если на 181-й день отсутствуют документы, которые обосновывают применение нулевой ставки НДС, пени, по мнению Минфина России, начисляются за каждый день просрочки (с 21-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров на экспорт) и до того дня, когда налогоплательщик либо уплатит налог по ставке 18 (10) процентов, либо подаст налоговую декларацию по ставке 0 процентов с документами, подтверждающими ее применение.

Такие же разъяснения финансовое ведомство давало и ранее (см. Письмо Минфина России от 30.08.2004 N 03-04-08/62).

В то же время по данному вопросу возможна и иная точка зрения. В случае если плательщик НДС не успел собрать и представить в налоговый орган в 180-дневный срок пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки, то пени начисляются только со 181-го дня и до того момента, когда пакет документов вместе с налоговой декларацией будет сдан в налоговый орган.

Обосновывается такая точка зрения следующим. Согласно ст. 75 НК РФ пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающейся суммы налога в более поздние (по сравнению с установленными налоговым законодательством) сроки.

В какой срок нужно уплатить налог при неподтверждении применения нулевой ставки? В п. 9 ст. 165 НК РФ установлено, что, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил документы, предусмотренные соответствующим пунктом ст. 165 НК РФ, операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат обложению НДС по ставкам 18 или 10 процентов.

То есть согласно п. 9 ст. 165 НК РФ обязанность по уплате налога в случае, если применение нулевой ставки НДС не подтверждено, возникает на 181-й день, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита. Именно поэтому начисление пеней возможно тоже только со 181-го дня. Данная точка зрения выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2006 N 15326/05.

Аналогичные выводы сделаны также в Постановлении ФАС Московского округа от 04.05.2006 N КА-А41/3597-06, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2005 N Ф04-9293/2005(18221-А45-25). Более того, в последнем решении ФАС Западно-Сибирского округа отметил, что начислять пени нужно даже не со 181-го дня, а с последнего дня, когда истекает срок подачи декларации и уплаты налога при неподтверждении нулевой ставки НДС (то есть с 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем или кварталом), в котором истекли 180 дней).


Применение документа (выводы):

В случае если плательщик НДС не представил документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС, в 180-дневный срок и налоговый орган начислил пени с 21-го числа, следующего за месяцем отгрузки товаров на экспорт, налогоплательщик может:

1) уплатить начисленную сумму пени;

2) не уплачивать начисленную сумму пени, однако это вызовет споры с налоговыми органами.



2. Разъяснения Минфина России по упрощенной системе
налогообложения: применение УСН после реорганизации
и момент признания расходов на приобретение товаров,
предназначенных для дальнейшей реализации


Название документа:

Письмо Минфина России от 17.08.2006 N 03-11-02/180


Комментарий:

В рассматриваемом Письме Минфин России затронул два вопроса, связанных с применением упрощенной системы налогообложения: право вновь созданного в результате реорганизации юридического лица продолжать применять УСН и момент признания расходов на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации.


2.1. Вправе ли вновь созданная организация-правопреемник
продолжать применять УСН после завершения реорганизации?


В Письме рассмотрена следующая ситуация: применяющее УСН юридическое лицо реорганизуется (меняется организационно-правовая форма). Вправе ли вновь созданная организация, как правопреемник реорганизованного юридического лица, продолжать применять упрощенную систему налогообложения?

В Письме отмечается, что юридическое лицо одного вида, преобразуясь в юрлицо другого вида (изменяя организационно-правовую форму), приобретает статус нового юридического лица, которое вправе сразу же применять УСН как вновь созданная организация (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Однако для этого нужно подать в налоговый орган заявление о переходе на УСН, указав в нем выбранный объект налогообложения.


2.2. В какой момент нужно признавать расходы
на приобретение товаров, предназначенных
для дальнейшей реализации


С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения в гл. 26.2 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ. Одно из них разрешило проблему, связанную с моментом признания расходов на оплату товаров, которые предназначены для дальнейшей реализации.

До 2006 г. вопрос о дате признания таких расходов был дискуссионным. В различное время и налоговые органы, и Минфин России высказывали две точки зрения на сей счет. Согласно первой, расходы на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, могли учитываться только по мере реализации самих товаров. Вторая точка зрения заключалась в том, что такие расходы признаются в общем порядке, то есть на момент оплаты товаров самим налогоплательщиком. А в Письме МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657 было изложено мнение, согласно которому данные расходы могут быть признаны продавцом только после того, как покупатель оплатит ему реализованные товары.

После 1 января 2006 г. в новом пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ прямо установлено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются по мере их реализации.

Однако теперь финансовое ведомство вновь настаивает на том, что для признания таких расходов одного факта реализации этих товаров мало - требуется еще и оплата их покупателем. Эту позицию Минфин России обосновывает следующим образом: согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на оплату товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются по мере их реализации, которая считается передачей права собственности на них (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При этом в п. 2 ст. 39 НК РФ установлено, что момент фактической реализации товаров определяется в соответствии с частью второй НК РФ. А в гл. 26.2 части второй НК РФ установлено (п. 1 ст. 346.17 НК РФ), что датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день оплаты (кассовый метод). Именно поэтому, по мнению Минфина России, для признания расходов продавцом требуется, чтобы проданные товары оплатил покупатель.

По данному вопросу возможно и другое мнение. Как уже говорилось выше, с 1 января 2006 г. момент признания этих расходов прямо установлен в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Расходы по оплате стоимости товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, должны признаваться именно по мере их реализации. Отметим, что п. 1 ст. 346.17 НК РФ, на который ссылается финансовое ведомство, обосновывая свою позицию, устанавливает дату признания доходов при применении УСН, а не то, что является моментом реализации. В гл. 26.2 НК РФ вообще не содержится каких-либо специфических норм, которые устанавливали бы для налогоплательщиков, применяющих УСН, тот момент, на который товар считается реализованным. Поэтому признавать рассматриваемые расходы нужно на ту дату, которая указана в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ), то есть по мере реализации товаров.


Применение документа (выводы):

1. После проведения реорганизации в форме преобразования организация-правопреемник вправе сразу же применять упрощенную систему налогообложения, однако для этого необходимо подать в налоговый орган заявление о применении УСН.

2. При приобретении товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, налогоплательщик, применяющий УСН, может признать расходы на их приобретение:

а) после реализации этих товаров и получении оплаты за них от покупателя, как считает Минфин России;

б) после реализации этих товаров, не дожидаясь их оплаты покупателем. В связи с вышедшими разъяснениями финансового ведомства в этой ситуации возможны споры с налоговыми органами. Налогоплательщику в таком случае придется отстаивать свою позицию в суде. Однако поскольку момент признания расходов для товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, прямо указан в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, вероятность отстоять свою точку зрения высока.



3. Юридический или фактический адрес необходимо
указывать в счете-фактуре?


Название документа:

Письмо Минфина России от 07.08.2006 N 03-04-09/15


Комментарий:

На практике случается, что у организации юридический адрес отличается от фактического местонахождения.

Это влечет немало вопросов, в том числе: какой адрес в этом случае необходимо указывать в хозяйственных документах (договорах, счетах-фактурах)? Споры по данному вопросу ведутся давно, свою точку зрения в анализируемом Письме выразил Минфин России.

По мнению финансового ведомства, при заполнении счетов-фактур должны указываться юридические адреса продавца и покупателя.

Финансовое ведомство обосновывает это тем, что согласно Приложению N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 914, место нахождения продавца и покупателя в счете-фактуре должно указываться в соответствии с учредительными документами. Еще один довод - об изменении своего места нахождения налогоплательщик должен уведомить налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ.

В то же время Минфин России отмечает, что согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах должно быть указано место нахождения юридического лица. Поэтому, если в учредительных документах организации указаны юридический и фактический адреса, то и в счете-фактуре могут указываться оба адреса сразу. Это не противоречит правилам заполнения счетов-фактур.

В Письме финансовое ведомство не говорит о том, что в счетах-фактурах можно указывать только фактические адреса сторон, однако в судебной практике высказана иная точка зрения по данному вопросу.

Указание в счете-фактуре фактического адреса не является нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ, поскольку пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ не уточняет, какой именно адрес - юридический или фактический - должен быть в счете-фактуре (см. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.05.2006 N КА-А41/4023-06, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2005 N А65-9774/2005-СА1-7, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.11.2005 N Ф09-5238/05-С2). Поэтому на основании счета-фактуры, в котором указан фактический адрес, также можно принять суммы НДС к вычету, но в этом случае возможны споры с налоговыми органами.


Применение документа (выводы):

Для применения вычета на основании счета-фактуры в нем:

1) должны указываться юридические адреса сторон, по мнению Минфина России;

2) могут быть указаны юридический и фактический адреса одновременно, если в учредительных документах имеются оба эти адреса;

3) могут быть указаны фактические адреса сторон, однако это может привести к спорам с налоговыми органами.



4. Компенсация служебных расходов работников, чья работа
осуществляется в пути или полевых условиях, а также носит
разъездной или экспедиционный характер, не облагается ЕСН


Название документа:

Письмо Минфина России от 21.08.2006 N 03-05-02-04/130


Комментарий:

Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ внес изменения в ТК РФ. Новая ст. 168.1 ТК РФ прямо предусматривает, что работодатель обязан возмещать расходы работникам, работа которых осуществляется в пути или полевых условиях либо носит разъездной или экспедиционный характер. Перечень работников, а также порядок и размеры возмещения служебных расходов устанавливаются в коллективном договоре, соглашении или локальных нормативных актах.

В Письме Минфин России указывает, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Компенсациями, согласно ст. 164 ТК РФ, являются выплаты, установленные для возмещения работнику расходов, которые связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Поэтому Минфин России пришел к выводу о том, что суммы возмещения служебных расходов, выплачиваемые работникам, чья работа осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, являются компенсациями, а значит, эти выплаты не надо облагать ЕСН.

Но сделать это можно будет, если в локальном акте организации будут указаны лица, должностные обязанности которых отвечают условиям, определенным ст. 168.1 ТК РФ, и только после вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (т.е. с 06.10.2006 - см. Письмо Минздравсоцразвития от 25.07.2006 N 1556-12). Получается, что до этого момента возмещение служебных расходов данной категории работников облагается ЕСН.

Ранее возмещение расходов за разъездной характер работ, постоянную работу в пути и в полевых условиях устанавливалось Постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51. Пока оно действовало, налоговые органы признавали право налогоплательщика не облагать данные выплаты ЕСН как компенсационные на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ (см. Письмо УФНС по г. Москве от 10.07.2003 N 28-11/38100).

Однако после того как данное Постановление было отменено Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 N 60, налоговые органы пришли к выводу, что все указанные надбавки необходимо облагать ЕСН в общем порядке (см. Письмо ФНС России от 13.04.2005 N ГВ-6-05/295@).

Наряду с мнением Минфина России и налоговых органов по данному вопросу возможна альтернативная точка зрения.

Суды признают право налогоплательщиков не начислять ЕСН на суммы возмещения расходов работников.

Выплаты в такой ситуации направлены на возмещение расходов, связанных с исполнением служебных обязанностей. Такие выплаты по сути являются компенсационными, поэтому отмена Постановления Минтруда России от 29.06.1994 N 51 не влияет на право налогоплательщика не включать их в налоговую базу по ЕСН (см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.07.2006 N А38-7199-17/625-2005(17/15-06), Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.05.2006 N А33-17099/05-Ф02-2209/06-С1 и от 20.06.2006 N А58-5647/05-Ф02-2840/06-С1).

Более того, выплаченные в описанной ситуации суммы носят компенсационный характер, поэтому не должны облагаться ЕСН, даже если они вообще не упоминаются в Постановлении Минтруда России от 29.06.1994 N 51 (см. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.09.2005 N КА-А40/8254-05).

Если придерживаться этой точки зрения, возможны споры с налоговыми органами.


Применение документа (выводы):

Выплаты работникам, чья работа осуществляется в пути или полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер:

1) не должны включаться в налоговую базу по ЕСН после вступления в силу поправок в Трудовой кодекс, внесенных Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, как советует Минфин России;

2) могут не облагаться ЕСН и до вступления поправок в силу, поскольку носят компенсационный характер. Однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами.



5. Как можно подтвердить применение нулевой ставки НДС
при экспорте в Белоруссию нероссийских товаров


Название документа:

Письмо Минфина России от 03.08.2006 N 03-04-13/1/08


Комментарий:

Федеральный закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ ратифицировал Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, которое регулирует уплату НДС при экспорте товаров в Белоруссию и ввозе товаров из республики. Однако в Законе установлено, что нормы Соглашения не применяются по отношению к товарам, которые не происходят с территории России или Белоруссии. Поэтому по товарам нероссийского происхождения, которые экспортируются в Белоруссию, порядок уплаты НДС, установленный Соглашением, не действует.

Может ли при экспорте нероссийских товаров в Белоруссию применяться нулевая ставка НДС и если да, то какими документами нужно подтвердить ее применение?

Как говорится в Письме, одно из условий применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров - представление пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Но в 2005 г. в этой статье не было перечня документов, которые подтверждали бы применение нулевой ставки НДС по нероссийским товарам, экспортируемым в Белоруссию. Поэтому при реализации в 2005 г. этих товаров должны были применяться ставки налога 18 или 10 процентов.

С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл. 21 НК РФ (в том числе и в ст. 165) Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Теперь в ст. 165 НК РФ предусмотрен перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС при экспорте нероссийских товаров в Белоруссию. В него входят:

- таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей помещение товаров под таможенный режим экспорта;

- копия заявления об уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей факт уплаты НДС;

- копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Следовательно, если налогоплательщик соберет эти документы и представит их в налоговый орган в установленные ст. 165 НК РФ сроки, он сможет обосновать применение нулевой ставки НДС по экспортированным товарам. Такие же разъяснения финансовое ведомство давало и ранее (Письмо Минфина России от 21.11.2005 N 03-04-08/320).


Применение документа (выводы):

В 2005 г. по товарам нероссийского происхождения, экспортируемым в Белоруссию, нулевая ставка НДС не применялась, налог должен был уплачиваться по ставке 18 (10) процентов.

В 2006 г. и в дальнейшем при экспорте в Белоруссию товаров нероссийского происхождения нулевая ставка НДС применяется. Для ее обоснования требуется представить в налоговый орган документы, указанные выше (таможенная декларация или ее копия, копия заявления об уплате НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, копии транспортных и товаросопроводительных документов).



6. При получении займа в иностранной валюте у организации
возникают курсовые разницы


Название документа:

Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-04/1/577


Комментарий:

Если заем получен в иностранной валюте, в частности в долларах США, то при изменении ее курса по отношению к рублю у организации-заемщика возникают курсовые разницы. Они могут быть как положительными (если курс доллара падает), так и отрицательными (если курс доллара растет). При исчислении налога на прибыль положительные курсовые разницы включаются в состав внереализационных доходов (п. 11 ст. 250 НК РФ), а отрицательные курсовые разницы - в состав внереализационных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Ссылаясь на пп. 7 п. 4, п. 8 ст. 271, пп. 6 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ, Минфин России разъясняет следующее. Сумму задолженности в иностранной валюте надо пересчитывать в рубли и учитывать в целях налогообложения прибыли на наиболее раннюю дату - на последний день отчетного (налогового) периода или на дату полного погашения долгового обязательства.

Такой же порядок отражения в налоговом учете курсовых разниц предлагали ранее и налоговые органы (см., например, Письма УФНС России по г. Москве от 23.11.2004 N 26-12/75448, УМНС России по г. Москве от 16.06.2003 N 26-12/31435).


Применение документа (выводы):

Если заем получен в иностранной валюте, то у организации-заемщика возникают курсовые разницы (положительные или отрицательные), которые надо признавать в целях налогообложения на последний день каждого отчетного (налогового) периода и на дату погашения долга.



Новое в судебной практике


1. Привлечь к ответственности за неуплату налога и начислить пени неплательщику НДС нельзя

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.08.2006 N Ф04-4961/2006(25073-А81-29))


Индивидуальный предприниматель, освобожденный от уплаты НДС, выставлял счета-фактуры контрагентам с выделенной суммой налога. Поскольку на основании п. 5 ст. 173 НК РФ он обязан был уплатить НДС в бюджет, налоговый орган привлек его к ответственности за неуплату налога по ст. 122 НК РФ и начислил пени на сумму недоимки.

Отменяя решение налогового органа, суд указал, что обязанность по уплате налога и сроки ее исполнения должны быть закреплены законодательно. Неисполнение этой обязанности либо нарушение сроков ее исполнения приводит к привлечению к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ.

Для неплательщиков НДС Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает ни обязанности по уплате налога, ни сроков ее исполнения, поэтому у предпринимателя не возникает задолженности перед бюджетом и его нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога.

Согласно ст. 75 НК РФ пени начисляются за несвоевременную уплату налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами, поэтому данная норма не применяется к неплательщикам НДС.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.08.2006 N А82-15414/2005-28, Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.05.2006 N А10-450/05-Ф02-1956/06-С1, Постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.04.2006 N А56-4801/2005 и от 21.06.2006 N А42-12674/2004-23, Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.05.2006 N А68-АП-362/11-03.


2. На основании счета-фактуры, выставленного на имя посредника, можно принять НДС к вычету

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2006 N Ф04-4811/2006(24935-А27-31))


Налогоплательщик заключил посреднический договор в целях приобретения рыбопродукции и применял вычеты на основании счетов-фактур, выставленных продавцами на имя посредника. Налоговый орган отказал в применении вычета, указав, что посредник должен был перевыставить счета-фактуры налогоплательщику.

Суд, принимая во внимание содержание посреднических договоров и иных документов, подтверждающих приобретение продукции в интересах налогоплательщика, отменил решение налогового органа и подтвердил правомерность применения вычетов.

Аналогичное мнение выражено в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от А19-14994/05-40-Ф02-3415/06-С1.


3. Срок исковой давности по взысканию задолженности начинает течь заново после составления акта сверки

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2006 N Ф09-5777/06-С2)


Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности за неуплату НДС со стоимости неистребованной задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Суд указал, что в соответствии с п. 5 ст. 167 НК РФ (действовал до 01.01.2006) моментом определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), если покупатель не произвел оплату до истечения срока исковой давности, признается либо дата списания дебиторской задолженности, либо дата истечения срока исковой давности. Течение срока исковой давности прерывается подачей искового заявления либо совершением контрагентом действий, свидетельствующих о признании долга, и после перерыва начинает течь заново (ст. 203 ГК РФ).

Суд признал акт сверки, составленный между налогоплательщиком и должником, действиями обязанного лица по признанию долга и на этом основании отменил решение налогового органа.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.04.2006 N А56-22235/2005.

Напоминаем, что приведенная ситуация может возникнуть по товарам (работам, услугам), которые были отгружены (выполнены, оказаны) после 1 января 2006 г. По товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) после этой даты, моментом определения налоговой базы будет дата отгрузки или дата оплаты, если оплата поступит раньше отгрузки (п. 1 ст. 167 НК РФ).


4. Работник и работодатель являются взаимозависимыми лицами

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2006 N Ф09-5261/06-С2)


Налогоплательщик-работодатель реализовывал своим работникам квартиры на льготных условиях. Налоговый орган, признав организацию и ее работников взаимозависимыми лицами, установил несоответствие цен сделки рыночным и произвел доначисление налогов.

Суд согласился с решением налогового органа о том, что работодатель и работники являются взаимозависимыми лицами, поскольку трудовые отношения могли оказывать влияние на цену сделки.

Судебная практика по данному вопросу складывается противоречиво.

Одни суды признают работников и работодателей взаимозависимыми лицами (см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2003 N А19-19140/02-24-Ф02-2097/03-С1, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2004 N Ф04-5619/2004(А70-3744-19), Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2005 N А72-6739/04-7/50, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2005 N А68АП-489/11-04).

Другие указывают, что наличие трудовых отношений между лицами не доказывает факта их взаимозависимости по гражданско-правовым сделкам (см. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2004 N Ф04-5514/2004(А27-3538-6), Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2004 N А64-5118/02-10, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2005 N А56-38192/04, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2005 N Ф08-6598/2004-2509А).


5. Премия за выполнение плана реализации товара, облагаемого ЕНВД, не включается в налоговую базу по прибыли

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.07.2006 N Ф04-4656/2006(24841-А45-26))


Налогоплательщик осуществлял розничную торговлю и был переведен на уплату ЕНВД. За выполнение плана продаж поставщики перечисляли налогоплательщику вознаграждение. Налоговый орган посчитал, что данные суммы должны признаваться доходом от предпринимательской деятельности, не связанной с розничной торговлей, и в отношении этой деятельности должен применяться общий режим налогообложения, т.е. сумму данной прибыли необходимо включить в доходы по налогу на прибыль.

Однако суд не согласился с налоговым органом и указал, что полученные денежные средства нельзя рассматривать как отдельный вид деятельности. В данном случае налогоплательщик получает доход, который связан с деятельностью, облагаемой ЕНВД.

Аналогичных судебных решений в судебной практике не встречается.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению




© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное