Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 04.08.2006


Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Федеральный закон от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"



НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 04.08.2006


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Изменения налогового законодательства с 2006 года - новые разъяснения налоговых органов и Минфина России во II квартале!


Содержание обзора


1. Утверждены Правила применения ставки НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами >>>

1.1. В каких случаях применяются Правила? >>>

1.2. Как обосновать применение нулевой ставки НДС продавцу? >>>

1.3. Как международная организация может возместить уплаченный ранее поставщикам налог? >>>

Постановление Правительства РФ от 22.07.2006 N 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации"


2. Индивидуальным предпринимателям в 2006 г. нужно по-прежнему уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа в минимальном размере (150 руб.) >>>

Постановление Правительства РФ от 18.07.2006 N 446 "О стоимости страхового года на 2006 год"


3. Нормы возмещения расходов при командировках за границу установлены только для бюджетных организаций >>>

Приказ Минфина России от 12.07.2006 N 92н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н "Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран"


4. Представлять налоговые декларации в электронном виде не обязательно >>>

Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-02-07/1-178


5. Должны ли налогоплательщики, применяющие УСН, уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам, если эти выплаты не уменьшают налоговую базу по единому налогу? >>>

Письмо Минфина России от 10.07.2006 N 03-05-02-04/97


6. Установлены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду >>>

Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду"


Новое в судебной практике >>>

1. На основании счетов-фактур, имеющих несущественные недостатки в заполнении, можно принять НДС к вычету >>>

2. Если счет-фактура подписывается только руководителем, необходимо предоставить доказательства того, что бухгалтера у поставщика нет >>>

3. Отсутствие в электронной базе ЭС НДС заявления налогоплательщика о ввозе товаров не является основанием для отказа ему в возмещении НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь >>>

4. Документы, содержащие недостоверные сведения, могут подтверждать расход >>>

5. Для признания расходов по оказанным услугам акты не обязательно должны содержать полную информацию об этих услугах >>>



1. Утверждены Правила применения
ставки НДС 0 процентов при реализации
товаров (работ, услуг) для официального использования
международными организациями
и их представительствами


Название документа:

Постановление Правительства РФ от 22.07.2006 N 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации"


Комментарий:

Нулевая ставка налога на добавленную стоимость может применяться не только в тех случаях, которые указаны в п. 1 ст. 164 НК РФ. Если товары (работы, услуги) реализуются международным организациям и их российским представительствам, ставка НДС 0 процентов может применяться в соответствии с международным договором.

Новый п. 12 ст. 165 НК РФ, действующий с 1 января 2006 г., предусматривает, что порядок применения налоговой ставки 0 процентов в таких случаях должен определяться Правительством РФ. И вот Правительство РФ своим Постановлением от 22.07.2006 N 455 утвердило соответствующие Правила. Они актуальны как для самих международных организаций, так и для российских организаций и юридических лиц, реализующих международным организациям (их представительствам) товары (работы, услуги).

Постановление вступает в силу с 27 июля 2006 г., но распространяет свое действие на отношения с 1 января 2001 г.


1.1. В каких случаях применяются Правила?


Правила касаются тех международных организаций и их представительств, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ и включены в соответствующий перечень, утверждаемый совместно МИД России и Минфином России. Ставка НДС 0 процентов применяется в тех случаях, когда товары (работы, услуги) реализуются этим международным организациям (их представительствам) для официального использования (п. 2 Правил).


1.2. Как обосновать применение
нулевой ставки НДС продавцу?


Продавец (организация или индивидуальный предприниматель), реализуя товары (работы, услуги) международным организациям и их представительствам, должен выставлять счета-фактуры, в которых указана нулевая ставка НДС и сделана пометка "Для официальных нужд международной организации". Однако выставить такие счета-фактуры можно только в случае, если имеется заключенный договор с международной организацией (ее представительством) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для официального использования, который включает в себя спецификацию товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости.

Кроме того, международная организация должна предъявить продавцу официальное письмо, подтверждающее, что товары (работы, услуги) будут предназначены именно для международной организации или ее представительства. В п. 3 Правил приводятся подробные требования к этому письму. Оно должно быть подписано главой международной организации или ее представительства и заверено печатью. В письме должны быть указаны наименование и ИНН организации-продавца (фамилия, имя, отчество и ИНН - для продавца - индивидуального предпринимателя).

Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС продавцы должны представить в налоговый орган упомянутые договор и письмо (или их копии), а также счет-фактуру. Следует представить и копию платежного документа (или приходного кассового ордера), подтверждающего фактическое перечисление международной организацией денежных средств в оплату товаров (работ, услуг).

Согласно п. 5 Правил и п. 4 ст. 176 НК РФ продавец должен подать в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, на основании которой суммы "входящего" НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) международным организациям будут возмещаться.


1.3. Как международная организация
может возместить уплаченный
ранее поставщикам налог?


Международная организация имеет право возместить тот НДС, который был предъявлен ей ранее поставщиками начиная с 1 января 2001 г. Для этого международной организации (ее представительству) следует представить в налоговый орган по месту собственного нахождения заявление. К нему нужно приложить счета-фактуры, выставленные начиная с 1 января 2001 г., в которых была бы указана ставка НДС 10 или 18 процентов (до 1 января 2004 г. - 20 процентов), а также документы, подтверждающие фактическую оплату приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 6 Правил).

Налоговый орган рассматривает заявление в трехмесячный срок и принимает решение о полном или частичном возврате НДС или же об отказе в возврате. Копия решения направляется международной организации (представительству) в 5-дневный срок со дня его вынесения (п. 7 Правил). Возврат производится на счета международной организации или представительства, указанные в заявлении, открытые в уполномоченных банках, зарегистрированных на территории РФ (п. 8 Правил).


Применение документа (выводы):

Организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям и их представительствам нужно выставлять счета-фактуры с указанной ставкой НДС 0 процентов. В налоговые органы следует представить налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов, а также документы, указанные в п. 4 Правил:

- договор с международной организацией или ее представительством на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для официального использования;

- официальное письмо международной организации или ее представительства;

- счет-фактуру, который выписан международной организации или ее представительству, с указанием нулевой ставки НДС;

- копию платежного документа или приходного кассового ордера, подтверждающего оплату международной организацией (ее представительством) товаров, работ, услуг.

Международные организации могут возместить тот НДС, что они уплачивали поставщикам товаров (работ, услуг) начиная с 1 января 2001 г. Для этого в налоговые органы следует представить документы, указанные в п. 6 Правил:

- заявление;

- счета-фактуры, которые выставлены международной организации до 1 января 2001 г.;

- документы, подтверждающие фактическую оплату приобретенных товаров (работ, услуг).



2. Индивидуальным предпринимателям в 2006 г.
нужно по-прежнему уплачивать страховые взносы
в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа
в минимальном размере (150 руб.)


Название документа:

Постановление Правительства РФ от 18.07.2006 N 446 "О стоимости страхового года на 2006 год"


Комментарий:

Индивидуальные предприниматели (а также адвокаты, частные детективы и частнопрактикующие нотариусы) уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц рассчитывается как стоимость страхового года, деленная на 12 (согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"). Но при этом в п. 3 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлен минимальный размер фиксированного платежа - 150 руб. в месяц. Если размер фиксированного платежа, рассчитанный исходя из стоимости страхового года, будет меньше 150 руб., то уплачивать следует все равно 150 руб.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2006 N 446 стоимость страхового года на 2006 г. установлена в размере 1344 руб. Как видим, поскольку 1344 / 12 = 112, в 2006 г. индивидуальным предпринимателям и иным лицам нужно будет уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа по-прежнему в размере 150 руб. в месяц.

В п. 4 Правил уплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 N 582, говорится, что общая сумма взносов в виде фиксированного платежа может уплачиваться как частями в течение года, так и полностью за весь календарный год. Поэтому индивидуальным предпринимателям, а также иным лицам, уплачивающим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, следует до 31 декабря 2006 г. уплатить страховые взносы за 2006 г. исходя из размера фиксированного платежа 150 руб. в месяц.


Применение документа (выводы):

Индивидуальным предпринимателям и иным лицам, уплачивающим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, нужно уплатить эти взносы за 2006 г. до 31 декабря 2006 г. исходя из размера фиксированного платежа 150 руб. в месяц.



3. Нормы возмещения расходов при командировках
за границу установлены только для бюджетных организаций


Название документа:

Приказ Минфина России от 12.07.2006 N 92н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н "Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран"


Комментарий:

Внесены изменения в Приказ Минфина России от 02.08.2004 N 64н, который устанавливал предельные нормы суточных и нормы возмещения расходов по найму жилья при командировках за границу. Эти нормы используются в целях исчисления ЕСН и НДФЛ. Сразу оговоримся, что сами нормы остались прежними.

Но, во-первых, Минфин России признал, что данные предельные нормы установлены только для бюджетных организаций.

Напомним, что ранее Минфин России и налоговые органы применяли положения этого Приказа ко всем организациям без исключения (см. Письмо Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/54). То есть с сумм, превышающих эти нормы, по мнению финансового ведомства, следовало уплачивать ЕСН и НДФЛ. Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 26.01.2005 N 16141/04 признал, что нормы, устанавливаемые Приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н, не могут применяться к налогоплательщикам, не финансируемым из федерального бюджета. Теперь в Приказе прямо указано, что он распространяется только на организации, финансируемые из федерального бюджета. Это значит, что теперь нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при направлении работников в командировки за границу все остальные организации устанавливают в коллективном или трудовом договоре, и именно в пределах этих норм суммы возмещения не облагаются ЕСН и НДФЛ.

Во-вторых, Приказ теперь устанавливает только нормы возмещения расходов по найму жилого помещения. Это связано с тем, что нормы суточных и надбавок к ним при направлении в служебные командировки за границу были установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812, причем предназначены они все для тех же организаций, финансируемых из федерального бюджета.


Применение документа:

1. Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, при командировках за границу предельный размер суточных установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812, а предельный размер сумм возмещения расходов по найму жилого помещения - Приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н (в новой редакции). Именно в пределах установленных норм данные выплаты не облагаются ЕСН и НДФЛ.

2. Организации, не финансируемые из федерального бюджета, устанавливают предельные нормы возмещения данных расходов в коллективном (трудовом) договоре и в этих пределах не облагают их НДФЛ и ЕСН.



4. Представлять налоговые декларации
в электронном виде не обязательно


Название документа:

Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-02-07/1-178


Комментарий:

На практике налогоплательщики, сдавая налоговую отчетность, могут столкнуться с требованием налоговых органов представлять налоговые декларации не в бумажном, а в электронном виде. Насколько такие требования обоснованны? Вправе ли налоговый орган отказываться принимать налоговые декларации в бумажном виде?

Минфин России считает, что отказывать в приеме деклараций в бумажном виде налоговые органы не имеют права. Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговые декларации должны представляться в налоговый орган или на бумажном носителе, или в электронном виде. Поэтому отказ налогового органа принять декларацию в бумажном виде неправомерен.

Это признают и сами налоговые органы - в Письме МНС России от 22.06.2004 N 06-5-03/866 нижестоящим налоговым органам поручено принять меры по недопущению отказов в приеме налоговых деклараций на бумажных носителях.

Одновременно финансовое ведомство в своем Письме обращает внимание на то, что 7 июля 2006 г. Государственной Думой РФ был принят Закон, вносящий изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Одно из изменений - налогоплательщики среднесписочной численностью работников более 100 человек (в 2007 г. - со среднесписочной численностью работников более 250 человек) должны будут сдавать налоговую отчетность именно в электронном виде.


Применение документа (выводы):

Налоговые декларации можно представлять в налоговый орган как в электронном виде, так и в бумажном. Отказ налогового органа принять налоговую декларацию в бумажном виде неправомерен - этот отказ можно обжаловать в судебном порядке или в вышестоящий налоговый орган.



5. Должны ли налогоплательщики,
применяющие УСН, уплачивать взносы
на обязательное пенсионное страхование
с выплат работникам, если эти выплаты
не уменьшают налоговую базу по единому налогу?


Название документа:

Письмо Минфина России от 10.07.2006 N 03-05-02-04/97


Комментарий:

Минфин России в очередной раз рассмотрел вопрос обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплат работникам, которые произведены налогоплательщиком, применяющим УСН за счет средств, оставшихся после уплаты единого налога.

Финансовое ведомство указывает, что такие выплаты должны облагаться взносами на обязательное пенсионное страхование. На чем основана такая позиция?

Как известно, объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование признается объект обложения ЕСН (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Выплаты, облагаемые ЕСН, определены в п. 1 ст. 236 НК РФ, а необлагаемые - в ст. 238 НК РФ. При этом п. 3 ст. 236 НК РФ исключает из числа выплат, облагаемых ЕСН, те выплаты, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Финансовое ведомство указывает, что налогоплательщик, применяющий УСН, п. 3 ст. 236 НК РФ руководствоваться не может, поскольку налог на прибыль он не платит и налоговая база по налогу на прибыль у него не формируется.

Исходя из этого, Минфин России делает вывод, что налогоплательщик, применяющий УСН, должен облагать взносами на обязательное пенсионное страхование любые выплаты независимо от того, признаются они расходом в целях исчисления единого налога или нет. Исключение составляют выплаты, предусмотренные ст. 238 НК РФ. Данная позиция финансовым ведомством неоднократно высказывалась ранее (см. Письма Минфина России от 26.05.2004 N 04-04-04/61, от 26.10.2004 N 03-03-02-04/2/5, от 16.02.2005 N 03-05-02-05/2, от 29.09.2005 N 03-11-02/11 и др.).

Причем мнение Минфина России не изменилось даже после того, как альтернативная точка зрения по этому вопросу была подтверждена Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении от 26.04.2005 N 14324/04. Суд признал возможным использование налогоплательщиком, применяющим УСН, п. 3 ст. 236 НК РФ. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что единый налог для налогоплательщиков, применяющих УСН, заменяет собой совокупность всех налогов, в том числе налог на прибыль. В связи с этим, если налогоплательщик не отнес сумму выплаты в пользу работника к расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу, эти выплаты не облагаются ЕСН и, соответственно, взносами на обязательное пенсионное страхование.

Стоит отметить, что в целом в судебной практике по-разному решается вопрос о возможности не уплачивать страховые взносы с выплат, не относящихся к расходам по единому налогу. Встречаются как решения в пользу налогоплательщиков (см. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2004 N А65-8278/2004-СА2-38), так и решения, в которых указано, что, поскольку налогоплательщик на УСН не платит налог на прибыль, он не может применять п. 3 ст. 236 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2006 N А33-15001/05-Ф02-2418/06-С1, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2006 N Ф09-3945/06-С2).

В любом случае при возникновении спора с налоговыми органами вероятность отстоять свои интересы в суде достаточно велика в связи с тем, что Высший Арбитражный Суд РФ по данному вопросу принял сторону налогоплательщиков.


Применение документа (выводы):

Если налогоплательщик, применяющий УСН, производит выплаты в пользу работников за счет средств, оставшихся после уплаты единого налога, он может:

1) платить страховые взносы со всех выплат, за исключением поименованных в ст. 238 НК РФ, как советует Минфин России;

2) не облагать выплаты в пользу работников взносами на обязательное пенсионное страхование в любом случае. При возникновении спора отстаивать свою точку зрения в суде.



6. Установлены сроки внесения платы
за негативное воздействие на окружающую среду


Название документа:

Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду"


Комментарий:

Своим Приказом Ростехнадзор определил сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Делать это надо до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетный период - квартал.

Напомним, что до 2006 г. четкие сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду установлены не были. Порядок, утвержденный совместным Приказом от 03.03.1993 МПР России N 04-15/61-638, Минфина России N 19 и Госналогслужбы N ВГ-6-02/10, предусматривал несколько сроков для перечисления этих платежей. Плановые платежи надо было перечислить до 20-го числа последнего месяца квартала, а фактические - 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Но и этот Порядок был отменен совместным Приказом от 22.11.2005 МПР России N 313 и Минфина России N 143н.

На 2006 г. сроки внесения платежей были установлены Приказом Ростехнадзора от 27.01.2006 N 49: за четвертый квартал 2005 г. - 30.01.2006, за первый квартал 2006 г. - 20.04.2006 и далее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть фактически сроки, установленные ранее только на 2006 г., будут применяться и далее.


Применение документа (выводы):

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду необходимо вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.



Новое в судебной практике


1. На основании счетов-фактур, имеющих несущественные недостатки в заполнении, можно принять НДС к вычету

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2006 N А55-14737/2005-32)


Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении вычета НДС на основании счетов-фактур, в которых отсутствовали наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, адрес и ИНН покупателя и поставщика. Суд признал, что, поскольку недостающие данные в счетах-фактурах можно установить с помощью других бухгалтерских документов, данные нарушения порядка заполнения счетов-фактур являются несущественными. Кроме того, налогоплательщик дополнительно представил счета-фактуры, в которых были указаны необходимые данные. На основании этого суд отменил решение налогового органа и признал за налогоплательщиком право на вычет.

В основном суды соглашаются с тем, что отсутствие каких-либо данных в счетах-фактурах является несущественным, если эти данные можно установить с помощью других документов. Так, правомерным признано применение вычетов на основании счета-фактуры, в котором отсутствовал адрес грузоотправителя, при том, что этот адрес содержался в железнодорожной накладной (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2006 N А13-9330/2005-14), и на основании счета-фактуры, содержащего неверный ИНН, поскольку в платежном поручении на оплату ИНН был указан правильно (см. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2808/2005(11125-А70-31)).

Если налогоплательщик представляет доказательства того, что товар оплачен и оприходован, некоторые суды признают несущественным отсутствие в счетах-фактурах, например, порядковых номеров (см. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2006 N Ф04-3482/2006(23428-А27-25)), ИНН и адреса покупателя (см. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2006 N Ф04-9938/2005(19052-А70-23)) и номеров платежных поручений (см. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.12.2004 N Ф04-8872/2004(7080-А70-18)).

Несущественным нарушением признано указание в счете-фактуре страны происхождения товара, произведенного в России (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2004 N А56-1467/04).

Вместе с тем встречаются и противоположные решения. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что отсутствие в счете-фактуре адреса и ИНН покупателя является существенным нарушением, поскольку данные сведения обязательно должны быть указаны в счете-фактуре (см. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4469).


2. Если счет-фактура подписывается только руководителем, необходимо предоставить доказательства того, что бухгалтера у поставщика нет

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2006 N Ф08-1757/2006-748А)


В вычете налогоплательщику было отказано на том основании, что счета-фактуры были подписаны только руководителем организации. Суд согласился с данным решением и указал, что налогоплательщик не предоставил доказательства того, что в организации-поставщике отсутствует должность главного бухгалтера либо что руководитель исполняет его обязанности.

Аналогичное мнение отражено в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 N Ф04-8961/2005(18222-А45-19).

Если налогоплательщик докажет, что у контрагента отсутствует должность главного бухгалтера, то он может принять НДС к вычету на основании счетов-фактур, подписанных только руководителем организации. Доказательствами того, что должность главного бухгалтера отсутствует, могут служить приказ о том, что обязанности главного бухгалтера исполняет руководитель организации (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2002 N 58/02), письма поставщиков о том, что должность главного бухгалтера штатным расписанием не предусмотрена (см. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2005 N А65-11609/04-СА1-32) или устав организации, которым такой должности не предусмотрено (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.04.2005 N А19-16779/04-30-Ф02-1378/05-С1).


3. Отсутствие в электронной базе ЭС НДС заявления налогоплательщика о ввозе товаров не является основанием для отказа ему в возмещении НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.06.2006 N КА-А40/4997-06)


Налоговый орган отказал в возмещении НДС на том основании, что в электронной базе подтверждения уплаты косвенных налогов на территории Республики Беларусь отсутствует заявление налогоплательщика о ввозе товара.

Суд признал решение налогового органа недействительным. Он указал, что налогоплательщик представил весь пакет документов, предусмотренных Положением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденным Соглашением между Правительством РФ и Республикой Беларусь от 15.09.2004. Кроме того, отсутствие заявления в электронной базе ЭС НДС не является основанием для отказа в возмещении НДС согласно нормам указанного Положения.

Аналогичное мнение содержится в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.2006 N КА-А40/2430-06.


4. Документы, содержащие недостоверные сведения, могут подтверждать расход

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2006 N Ф08-2472/2006-1009А)


Произведенные расходы налогоплательщик подтвердил документами, которые были подписаны неуполномоченными лицами, поскольку контрагент был зарегистрирован по утерянному паспорту. На этом основании налоговый орган сделал вывод, что документы содержат недостоверную информацию и не могут служить подтверждением расхода. Суд отменил решение налогового органа и указал, что гл. 25 Налогового кодекса РФ не запрещает принимать к учету в качестве обоснования расходов документы, выданные несуществующими организациями или подписанные неуполномоченными лицами. Исследовав договоры подряда, счета-фактуры, акты выполненных работ и платежные поручения, суд установил, что они подтверждают затраты налогоплательщика.

Выводы о том, что недостоверные сведения в первичных учетных документах не являются препятствием для признания расходов по налогу на прибыль, в судебной практике скорее исключение (см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2005 N А33-24614/04-С3-Ф02-951/05-С1, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.05.2006 N Ф04-3016/2006(22906-А27-15), Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2006 N Ф08-320/2006-145А).

В основном же суды указывают, что документы, содержащие недостоверные сведения (подпись неуполномоченного лица, несуществующий ИНН), не могут подтверждать расход (см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.07.2006 N А43-40136/2005-30-1244, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.03.2006 N А33-15241/05-Ф02-969/06-С1, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2006 N Ф04-9749/2005(18845-А75-35), Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.04.2006 N КА-А40/3136-06, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А13-1712/2005-28, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2006 N А65-22928/05-СА1-23, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.06.2006 N Ф09-3569/06-С2).


5. Для признания расходов по оказанным услугам акты не обязательно должны содержать полную информацию об этих услугах

(Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.06.2006 N А43-44279/2005-35-1292)


Оказанные налогоплательщику услуги подтверждались актами, которые, как посчитал налоговый орган, не полностью отражали содержание услуг. На этом основании в признании расходов на управленческие услуги было отказано. При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что представленные акты об оказании услуг содержат все обязательные для первичных документов реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (наименование документа и дату его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции и ее измерители в денежном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, а также их личные подписи). Поэтому подробное описание оказанных услуг не обязательно, и указанные акты могут служить подтверждением расхода.

Обычно суды более требовательно относятся к содержанию актов об оказании услуг и отказывают в признании расходов на оказание услуг, если в актах отсутствует точное описание того, какие услуги и в каком объеме оказаны налогоплательщику (см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.01.2004 N А11-4426/2003-К2-Е-1961, Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.05.2006 N А19-39593/05-51-Ф02-2541/06-С1 и от 08.06.2006 N А74-5452/05-Ф02-2680/06-С1, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2006 N А05-13038/05-31).


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное