КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 20.05.2014
Онлайн-сервис "Конструктор договоров" в КонсультантПлюс - теперь с удобным рубрикатором
В "Конструкторе договоров" появился новый рубрикатор для выбора договоров. "Конструктор договоров" - инструмент создания и экспертизы договоров, он содержит 29 видов договоров. По каждому договору можно выбрать условия, отображаются предупреждения о возможных рисках, даны рекомендации по их снижению в Путеводителях КонсультантПлюс.
Минтруд России ограничил штрафные санкции за нарушения при подаче РСВ-1 ПФР
С 1 квартала 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования должны представляться страхователями в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, который составляется по новой форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п.
При этом согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и статье 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ нарушение сроков представления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, и нарушение сроков представления расчета являются самостоятельными правонарушениями, за каждое из которых
на страхователя может быть наложен штраф.
Так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета теперь представляются страхователями в составе РСВ-1 ПФР, получается, что страхователя можно дважды привлечь к ответственности за нарушение сроков представления РСВ-1 ПФР.
В связи с этим Минтруд России сообщает, что недопустимо дважды привлекать к ответственности плательщика страховых взносов за одно и то же правонарушение - нарушение сроков представления расчета по форме РСВ-1 ПФР. Таким образом, с 1 квартала 2014
года за данное нарушение к страхователям могут применяться только санкции, предусмотренные статьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Санкции за нарушение сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установленные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, могут применяться к страхователям только в том случае, если такие нарушения были
допущены в прошлые отчетные периоды.
В то же время, если страхователь представит в составе РСВ-1 ПФР неполные и (или) недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, к нему могут быть применены и санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996
N 27-ФЗ.
Внесены уточнения в правила подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета в части их размещения в сети Интернет
Изменениями предусматривается, что при установлении предполагаемой даты вступления в силу федерального стандарта учитывается необходимость его размещения (публикации) на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 6 месяцев до начала отчетного года, за который применение стандарта при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным.
Налогоплательщики Крыма вправе заявить вычет по НДС на основании налоговых накладных
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на присоединенных территориях с 1 января 2015 года. До этой даты применяются нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Украины при поставке товаров (услуг), а также при получении денежных средств в качестве предварительной оплаты (аванса) товаров (услуг) продавец выставляет налоговую накладную.
Следовательно, при приобретении товаров (услуг), отгруженных (оказанных) до 1 января 2015 года, вычеты НДС у налогоплательщиков, применяющих Налоговый кодекс РФ, производятся в порядке, установленном НК РФ, на основании налоговых накладных.
С учетом изменений в порядке выплаты дивидендов даны разъяснения, касающиеся исполнения функций налогового агента при выплате доходов российской организации через депозитарий
Сообщается о вступлении в силу с 1 января 2014 года новой редакции положений о порядке выплаты дивидендов. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ.
С указанной даты у депозитария отсутствует обязанность раскрытия эмитенту информации об акционерах. В этой связи эмитент на дату перечисления дивидендов не располагает информацией о том, кто является лицом, осуществляющим права по ценным бумагам - получателем доходов в виде дивидендов по акциям - российская или иностранная организация.
С учетом данного обстоятельства эмитент не может быть признан источником дохода для получателя дивидендов - российской организации, осуществляющей права по ценным бумагам.
Согласно разъяснению в рассматриваемом случае депозитарий - номинальный держатель, в котором открыты счета депо владельцев - российских организаций, является источником дохода для таких организаций, и следовательно, признается налоговым агентом по таким выплатам.
Расширен перечень государств, в отношении дипломатических представительств которых применяется нулевая ставка по НДС
В раздел I Перечня, утвержденного Приказом МИД РФ N 22606, Минфина РФ N 173н от 14.12.2011 (в котором поименованы государства, в отношении которых при реализации дипломатическим представительствам товаров (работ, услуг) нулевая ставка по НДС
применяется без ограничений), включены: Абхазия, Индия, Южная Осетия.
Кроме того, скорректированы некоторые позиции раздела II Перечня (содержащего ограничения по применению нулевой ставки НДС в отношении представительств поименованных в нем государств), касающиеся Камеруна, Швеции и Эфиопии.
В промышленную эксплуатацию введено программное обеспечение, реализующее размещение в открытом доступе на сайте ФНС России сведений о государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей
Данное решение принято в рамках расширения функциональных возможностей сервиса "Проверь себя и контрагента" на официальном сайте ФНС России. Наполнение базы данных будет обеспечиваться открытыми сведениями из федеральных баз данных Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В целях систематизации утверждена структура классификаторов/справочников, применяемых для исчисления имущественных налогов физлицам
Приведен перечень наименований классификаторов (в том числе классификатор налоговых льгот, категорий льготируемых лиц, категорий недвижимого имущества, земли и транспорта для определения ставок и льгот), а также соответствующая им аббревиатура.
По каждому классификатору определены, в частности, объекты классификации, его структура и порядок ведения.
Плательщики ЕСХН смогут использовать контрольные соотношения для проверки достоверности заполнения налоговой декларации
В целях повышения качества заполнения налоговых деклараций до сведения налогоплательщиков доводятся контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, используемые налоговыми органами при проведении проверок.
Налогоплательщики, применяя соответствующие логические формулы, смогут самостоятельно исправить допущенные ошибки до предоставления отчетности в налоговые органы.
Для самостоятельной проверки доводятся контрольные соотношения к налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров в РФ с территории Таможенного союза
Стали доступны для налогоплательщиков контрольные соотношения к налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза.
Содержащиеся в письме соответствующие математические и логические формулы помогут налогоплательщикам самостоятельно обнаружить ошибки, допущенные при заполнении декларации.
Организации смогут проверить себя перед сдачей налоговой декларации по налогу на имущество
Стали доступны используемые налоговыми органами контрольные соотношения к налоговой декларации и к налоговому расчету по налогу на имущество организаций.
С их помощью можно проверить, насколько правильно и достоверно заполнена налоговая декларация.
Доступны для налогоплательщиков контрольные соотношения к налоговой декларации по земельному налогу
Опубликованы контрольные соотношения показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, с помощью которых налогоплательщики смогут самостоятельно провести проверку достоверности заполнения налоговой декларации по земельному налогу.
Правильность заполнения декларации по транспортному налогу можно проверить с помощью контрольных соотношений
Снята пометка "для служебного пользования" с письма ФНС России, содержащего контрольные соотношения показателей форм бухгалтерской и налоговой отчетности, применяемых для проверки правильности заполнения налоговой декларации.
Реестр организаций - крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) опубликован на официальном сайте Минпромторга России
ФНС России направлен приказ Минпромторга России от 27.03.2014 N 515, в соответствии с которым ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" признан крупнейшим производителем колесных транспортных средств (шасси) в целях уплаты утилизационного сбора.
Также в Приказе сообщается о том, что реестр организаций - крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) опубликован на официальном сайте Минпромторга России по адресу: http://www.minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ts_shassi.pdf.
Разъяснен порядок использования кода ОКТМО для целей уведомления о контролируемых сделках
Сообщается, что структура кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (ОКТМО) включает в себя 11 знаков. При этом последние 3 знака кода ОКТМО обозначают населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований. Для муниципальных образований коды ОКТМО состоят из 8 знаков, а для населенных пунктов - из 11 знаков.
Сводная таблица соответствия кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО) кодам ОКТМО Российской Федерации размещена на сайте Минфина России по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.
В случае использования кода ОКТМО, состоящего из 8 знаков для заполнения пункта "Код ОКАТО" титульного листа уведомления о контролируемых сделках, который в соответствии с требованиями Формата уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@) должен состоять из 11 знаков, то последние три знака нужно заполнять тремя нулями.
В случае признания задолженности по кредиту безнадежной у клиента банка возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ
Задолженность клиента может быть признана безнадежной и списана с баланса кредитной организации, если ее взыскание по исполнительному листу с должника не представляется возможным.
При списании задолженности с баланса банка у клиента возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по уплате сумм комиссии.
В этом случае кредитная организация признается налоговым агентом и должна исполнять обязанности, связанные с удержанием у налогоплательщика исчисленной суммы налога.
Удержание производится за счет любых денежных средств, фактически выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, либо по его поручению третьим лицам (удерживаемая сумма налога не должна превышать 50 процентов суммы выплаты).
Если выплаты отсутствуют, кредитная организация обязана письменно сообщить о невозможности удержать налог и сумме налога налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета.
По мнению Минфина России, поскольку кредитные потребительские кооперативы не относятся к микрофинансовым организациям, то они вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях, при условии соблюдения требований, предусмотренных главой 26.2 НК РФ
Сообщается, в частности, что согласно письму Банка России от 05.02.2014 N 50-13/3704, направленному ФНС России, указание кредитными потребительскими кооперативами, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в сведениях об осуществляемых видах деятельности кода 65.22.1 "предоставление потребительского кредита" ОКВЭД ОК 029-2001 не может служить основанием для их отнесения к микрофинансовым организациям.
Таким образом, кредитные потребительские кооперативы, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях при условии соблюдения иных требований, предусмотренных главой
26.2 Налогового кодекса РФ.
До налоговых органов доведена позиция Минфина России по вопросу применения предусмотренных международными соглашениями льгот в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ
В письме Минфина России, направленном в налоговые органы, указано, что предоставление иностранному лицу - получателю дохода налоговых льгот противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода действует в интересах иного лица,
фактически получающего выгоду
Данный вывод обоснован следующим.
Предусмотренные международными соглашениями льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не должны применяться, если они выплачиваются в рамках сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы (промежуточное звено - кондуитная компания), выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход другому лицу, которое не имело бы льгот по соответствующему договору об избежании двойного налогообложения, если бы
такие доходы выплачивались напрямую фактическому получателю (бенефициарному собственнику) дохода (в письме приведены примеры кондуитных сделок).
То есть льготы, предусмотренные международными соглашениями, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ должны применяться исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.
Также обращено внимание, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот) несет налоговый агент, выплачивающий соответствующий доход.
Документальным подтверждением представительских расходов для целей налогообложения может являться отчет, утвержденный руководителем организации
Соответствующее разъяснение содержится в письме Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288.
Отмечено также, что все расходы, поименованные в отчете о представительских расходах, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
Данные разъяснения подготовлены в рамках мероприятий, направленных на устранение избыточных требований о подтверждении представительских расходов (п. 10 раздела IV ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденной
Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р).
До сведения налогоплательщиков доводится позиция ФНС России по вопросу учета расходов на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
Сообщается, в частности, что расходы работодателя на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам, предусмотренным трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, затраты на повышенную оплату труда, предусмотренную трудовым либо коллективным договором, а также компенсационные выплаты работнику за увеличенную рабочую неделю в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми
(межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда.
ФНС России напоминает об отмене обязанности налогоплательщиков сообщать налоговым органам об открытии (закрытии) счетов в банках
Обязанность сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках, лицевых счетов, а также о возникновении и прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа отменена Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.
Федеральному казначейству рекомендована форма сообщения об открытии (закрытии, изменении реквизитов) лицевого счета
Соответствующая обязанность возложена на Казначейство России Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.
До утверждения формы и форматов направления сообщений в установленном порядке ФНС России рекомендует использовать форму сообщения, приведенную в приложении к данному письму.
В целях упорядочения нормативных актов Банком России признано утратившим силу указание о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег
Признано утратившим силу Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" с изменениями, внесенными в него
Указанием Банка России от 28.04.2008 N 2003-У "О внесении изменения в пункт 2 Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридич!
еского лица или кассу индивидуального предпринимателя".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Утвержден перечень изменений и дополнений, вносимых управляющей компанией в правила доверительного управления ПИФом, которые вступают в силу в увеличенные сроки
В перечень включены, в частности, изменения, связанные с:
установлением или исключением права владельцев инвестиционных паев закрытого или биржевого фонда на получение дохода от доверительного управления фондом;
изменением количества голосов, необходимых для приятия решения общим собранием владельцев инвестиционных паев закрытого фонда;
изменением сведений об имуществе, которое может быть передано в оплату инвестиционных паев закрытого и биржевого фонда.
Данные изменения будут вступать в силу в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России". Предусматривается, что со дня вступления в силу Указания не должно применяться Положение о регистрации правил доверительного управления
ПИФами, утв. Приказом ФСФР России от 21.12.2006 N 06-154/пз-н.
Банком России утверждена форма бланка лицензии на осуществление страховой деятельности
Лицензия на осуществление страховой деятельности содержит следующие сведения:
наименование органа страхового надзора, выдавшего лицензию;
наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица;
фамилия, имя, отчество субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;
место нахождения и почтовый адрес субъекта страхового дела - юридического лица или место жительства и почтовый адрес субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;
основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
деятельность в сфере страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);
вид деятельности, осуществляемый страховой организацией (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование или наименование вида обязательного страхования в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования);
формы и виды страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;
номер и дата принятия органом страхового надзора решения о выдаче, переоформлении лицензии, а также замене бланка лицензии;
регистрационный номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;
номер лицензии и дата ее выдачи.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
До 7,75 процентов увеличена процентная ставка по некоторым операциям Банка России
Сообщается о повышении с 28 апреля 2014 года минимальной процентной ставки:
- для кредитных аукционов по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца;
- аукционов по плавающей процентной ставке по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, на срок 12 месяцев.
Данное изменение обусловлено повышением с указанной даты ключевой ставки Банка России до 7,5 процентов (Информация Банка России от 25.04.2014 "О ключевой ставке Банка России").
Бесперебойность переводов денежных средств с использованием международных платежных карт будет обеспечиваться посредством каналов межбанковского взаимодействия
Рекомендации Банка России по организации каналов межбанковского взаимодействия адресованы кредитным организациям, являющимся участниками международных платежных систем. Каналы взаимодействия могут быть организованы путем заключения с другими кредитными организациями соответствующих соглашений либо посредством участия в иных платежных системах.
Кредитным организациям предписано поддерживать указанные каналы в состоянии готовности к использованию, обеспечивая все необходимые условия для оказания услуг по осуществлению переводов денежных средств без обращения к операционным и платежным клиринговым центрам международных платежных систем.
В программном обеспечении "OpenSSL", предназначенном для криптографической защиты информации, обнаружены уязвимости
Банк России информирует о выявлении в свободном программном обеспечении "OpenSSL", предназначенном для криптографической защиты информации с использованием протокола Secure Sockets Layer (SSL), уязвимости, получившей название "Heartbleed". Уязвимость позволяет осуществить несанкционированный доступ к используемым ключам шифрования, а также к зашифрованным данным, передающимся при использовании сайтов в сети "Интернет", в том числе систем Интернет-банкинга.
Эффективные меры по минимизации риска, связанного с наличием указанной уязвимости, включают:
обновление программного обеспечения "OpenSSL" до актуальной версии;
смену криптографических ключей в порядке, определенном в соответствии с пунктом 2.9.3 Положения Банка России от 09.06.2012 N 382-П "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления
Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств" (далее - Положение Банка России N 382-П), в случае если программное обеспечение "OpenSSL" более ранних версий использовалось для криптографической защиты информации;
доведение до клиентов информации о рекомендуемых мерах по снижению возможных рисков в соответствии с пунктом 2.12.3 Положения Банка России N 382-П.
Уточнены правила распределения тарифных квот на отдельные виды экспортируемых лесоматериалов
До 30 июня 2015 года восстановлено действие положений Постановления Правительства РФ от 30.07.2012 N 779, которые были исключены из него подпунктами "б" и "в" Постановления Правительства РФ от 24.10.2013 N 946. Указанными положен!
иями определяется круг возможных получателей лицензии на экспорт лесоматериалов, сроки предоставления Рослесхозом в Минпромторг России списков арендаторов земельных участков, обладающих правом на заготовку лесоматериалов, а также перечень документов, необходимых для предоставления лицензии.
Внесенные изменения направлены на защиту интересов добросовестных российских экспортеров лесоматериалов.
Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования. Лицензии, выданные до его вступления в силу, действуют до окончания указанного в них срока.
Утверждена форма запроса о прогнозных ценах на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика в целях формирования проекта государственного оборонного заказа
Прогнозная цена продукции формируется государственным заказчиком на основании прогнозных стоимостных показателей, включенных в государственную программу вооружения, с учетом соотношения показателей, определяющих ее технические характеристики, ориентировочных объемов продукции и стоимости дополнительных работ, услуг, связанных с ее приобретением.
Также разработаны формы документов для формирования предложения о прогнозной цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
С 30 июня 2014 года вводится в действие новая форма технического плана здания
Также установлены требования к подготовке технического плана здания.
Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав плана, и разделы, включение которых в состав плана зависит от видов кадастровых работ.
Определены содержание текстовой и графической частей плана, а также сведения, подлежащие обязательному включению в его состав.
Предусмотрены общие требования к подготовке плана, требования к оформлению его текстовой и графической частей.
Определены условия допуска для целей осуществления закупок ряда товаров, происходящих из иностранных государств
Установлено, в частности, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
В документации о закупке рекомендуется устанавливать в числе прочего:
требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;
требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара несет участник закупки.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
Приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2015 года.
Разработана форма соглашения с застройщиками для осуществления строительного контроля в процессе строительства объектов к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедераций FIFA 2017 года
стоимость услуг и порядок расчетов (порядок выплаты заказчиком аванса);
документы, на основании которых производится оплата услуг по строительному контролю;
порядок взаимодействия и ответственность сторон;
формы необходимых документов ("Техническое задание на оказание услуг по осуществлению строительного контроля", "Сводный акт строительного контроля" и др.).
Строительный контроль в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, проводится в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Оргкомитетом "Россия-2018" или его дочерней организацией на основании соглашений, заключенных с застройщиками или техническими заказчиками.
Разъяснены вопросы проведения заказчиком электронного аукциона в случае проведения закупки строительных работ, а также осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием
Сообщается, что Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
В данном перечне содержатся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам эконо!
мической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, и работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150
млн. рублей, а для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. рублей, а для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, а для обеспечения муниципальных нужд
превышает 50 млн. рублей, заказчик вправе провести открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион.
Также подчеркивается, что для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий:
объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей.
Заказчикам, осуществляющим закупки в сфере государственного оборонного заказа, Минфин России рекомендует не отказывать в принятии банковских гарантий, информация о которых не включена в реестр банковских гарантий
Статьей 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено требование о включении банковской гарантии, выданной участнику
закупки в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или в качестве обеспечения исполнения контракта, в реестр банковских гарантий, ведение и размещение которого осуществляется в единой информационной системе.
Указанные положения не содержат исключений в отношении банковских гарантий, выданных в ходе осуществления закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, в том числе в рамках государственного оборонного заказа.
Сообщается, что в целях приведения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны подготовлены изменения в Федеральный закон N 44-ФЗ, устанавливающие до 1 января 2015 года переходный период, в течение которого:
банковские гарантии, выданные в качестве обеспечения заявок на участие в закрытых способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемые при осуществлении закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, либо в качестве обеспечения исполнения контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, в реестр банковских гарантий не включаются;
заказчики не вправе отказать в принятии таких банковских гарантий в связи с отсутствием информации о них в реестре банковских гарантий.
В целях соблюдения заказчиками сроков осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и исключения рисков срыва сроков реализации государственного оборонного заказа Минфин России рекомендует заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ, не отказывать в принятии банковских гарантий, информация о которых не включена в реестр банковских гарантий, в случае если указанные гарантии выданы в качестве обеспечения заявок при осуществлении закупок, сведения о которых составляют государственную тайну,
либо в качестве обеспечения исполнения контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.
Разъяснен порядок внесения в 2014 году платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в 2014 году должны быть установлены нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы для организаций, осуществляющих водоотведение и эксплуатацию
централизованных систем водоотведения (ЦСВ) и их абонентов, а с 1 января 2015 года исчисление и взимание платы за сбросы загрязняющих веществ следует осуществлять с учетом выделения самостоятельных плательщиков-абонентов.
По мнению Минприроды России, в 2014 году исчисление и внесение платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через ЦСВ должно осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение и эксплуатацию ЦСВ, в соответствии с действующими в настоящее время порядком и разрешительными документами, которыми не предусматривается выделение в самостоятельную группу плательщиков отдельных абонентов таких организаций.
Из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, исключена Глава 13 "МЕБЕЛЬ"
Указанная глава включает в себя мебель для дошкольных учреждений, мебель для учебных заведений, мебель бытовую (столы, корпусную), мебель бытовую для сидения и лежания.
По мнению Россельхознадзора, отсутствие маркировки, содержащей информацию о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и/или реэкспортере на каждой упаковке плодов и овощей не является основанием для запрета ввоза подкарантинной продукции
Сообщается, что согласно Положению о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318, должностное лицо
уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в случаях, когда в ходе осмотра установлено, что:
подкарантинная продукция является подкарантинной продукцией высокого фитосанитарного риска, а в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах указано наименование продукции с низким фитосанитарным риском и не представлен фитосанитарный сертификат на данную партию подкарантинной продукции;
сведения о наименовании продукции не соответствуют сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате;
на поверхности подкарантинной продукции, в упаковке обнаружены (с учетом результатов исследования) карантинные объекты (карантинные вредные организмы).
Отсутствие маркировки, содержащей информацию о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и/или реэкспортере на каждой упаковке плодов и овощей, является нарушением Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной
продукции на территорию РФ, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 N 456. Тем не менее указанное нарушение не является основанием для запрета ввоза подкарантинной продукции.
При транзите подконтрольных госветнадзору товаров по территории РФ будет осуществляться обязательный досмотр доступной части этих грузов
Сообщается, что в связи с участившимися случаями грубых нарушений ветеринарно-санитарных требований и норм Таможенного союза и Российской Федерации при транзите подконтрольных госветнадзору товаров по территории РФ, территориальными управлениями Россельхознадзора в пунктах пропуска после завершения документарного контроля в отношении таких товаров будет проводиться обязательный досмотр доступной части этих грузов, за исключением партий товаров, следующих железнодорожным транспортом, досмотр которых
невозможен по техническим причинам.
"Дорожная карта" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" изложена в новой редакции
Подготовка плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" осуществлялась с учетом направлений, определенных государственными программами "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" и "Развитие науки и технологий".
Подписанным Распоряжением в "дорожную карту" вносятся изменения в части:
- учета показателей по реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в части ввода мест в дошкольных образовательных организациях;
- включения мероприятий по строительству зданий, которые могут быть использованы организациями как дошкольного, так и начального общего образования;
- включения мероприятий по проведению аттестации педагогических работников с последующим переводом их на эффективный контракт;
- приведения показателей в соответствие с формами федерального статистического наблюдения;
- уточнения фактических значений показателей по итогам 2013 года;
- обеспечения соответствия показателей "дорожной карты" показателям государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы;
- корректировки прогнозных показателей средней заработной платы педагогических работников в связи с уточнением расчета потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных образовательных организаций и оптимизации реализуемых образовательных программ, а также с учетом принятия бюджетов субъектов РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, результатов анализа статистических данных по
итогам 2013 года о средней заработной плате по субъектам РФ.
В целях осуществления мероприятий, направленных на оптимизацию неэффективных расходов, предусмотрены следующие меры:
- оптимизация сети образовательных организаций и образовательных программ с учетом их особенностей, а также существующей структуры системы образования и перспектив ее развития;
- оптимизация неэффективных расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала;
- оптимизация численности отдельных категорий педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и иных работников;
- мероприятия по увеличению производительности труда педагогических работников в результате обновления образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, реализацией новых образовательных технологий и проводимых институциональных изменений, обеспечивающих повышение качества предоставляемых услуг.
В "дорожной карте" также отражены показатели, характеризующие результаты мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов:
- численность обучающихся в расчете на одного педагога;
- доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций.
Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить соответствующие региональные "дорожные карты".
Признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года N 2620-р о плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
Инвалидам должны быть доступны услуги платного телевидения, Интернета на основе бесплатных, льготных тарифов и компенсационных выплат
В утвержденных Методических рекомендациях федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется, в частности:
при разработке и внедрении систем информирования и оповещения населения о возникновении ЧС и катастроф учитывать необходимость гарантированного доведения оперативной информации до различных категорий инвалидов;
способствовать развитию сети электронных библиотек и библиотечного обслуживания как одной из форм комплексной реабилитации инвалидов;
адаптировать официальные сайты в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению;
предусматривать меры по обеспечению инвалидов качественными техническими средствами, облегчающими или создающими возможность беспрепятственного доступа к электронным и информационным технологиям;
стимулировать производство и распространение всех видов вспомогательных технических средств для инвалидов различных категорий.
Также содержатся рекомендации, касающиеся инвалидов по зрению, по слуху, инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, а также инвалидов с когнитивными и возрастными нарушениями.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р, которым была утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Вместе с тем обращаем
внимание на то, что Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 утверждена новая государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
Утвержден порядок перевода обучающихся из одной школы в другую
Для перевода совершеннолетнего обучающегося потребуется его письменное согласие, а для перевода несовершеннолетнего - письменное согласие его родителей (законных представителей).
Перевод из одной школы в другую школу будет возможен в следующих случаях:
по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;
при прекращении деятельности школы, аннулировании ее лицензии на ведение образовательной деятельности, лишении государственной аккредитации или истечении срока ее действия;
при приостановлении действия лицензии или государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования.
Для каждого случая Приказ определяет особый порядок перевода.
Утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в школах
В перечень вошли учебники по русскому языку, литературе, иностранному языку, основам религиозных культур и светской этики и другим предметам.
Указывается, что школы вправе в течение пяти лет использовать учебники, приобретенные до вступления в силу данного Приказа, если они были рекомендованы к использованию Минобрнауки России на 2013/2014 учебный год.
Установлено, что правила приема в конкретный детский сад определяются им самостоятельно, но лишь в части, не урегулированной законодательством об образовании.
Данные правила должны обеспечивать прием в детский сад всех детей, имеющих право на получение дошкольного образования. При этом правила приема в государственные и муниципальные детские сады должны также обеспечивать прием всех детей, проживающих на территории, за которой закреплен такой детский сад.
Прием в детский сад будет осуществляться в течение всего календарного года, если в нем есть свободные места. Документы о приеме должны подаваться в тот сад, в который получено направление органа местного самоуправления или органа государственной власти субъекта РФ, поставившего ребенка на учет и зачислившего его в детский сад.
Для первичного приема в детский сад родителю (законному представителю) ребенка потребуется подать в сад личное заявление, а также предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность родителя, оригинал свидетельства о рождении ребенка, а также документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания. Кроме того, при первичном приеме ребенка необходимо получить медицинское заключение.
Детским садам запрещено требовать от родителей документы, не предусмотренные законодательством об образовании.
После приема документов детский сад должен заключить с родителями ребенка договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Ребенок должен быть зачислен в детский сад в течение 3 рабочих дней после заключения договора.
Минобрнауки России даны разъяснения по использованию в учебном процессе учебников, включенных и не включенных в федеральный перечень
Сообщается, в частности, что, если образовательная программа предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253.
Отмечается, что ученики имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.
При комплектовании фондов школьных библиотек на следующий учебный год необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой;
- для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии.
Верховный Суд РФ отменил нормативы на количество детей в игровых комнатах детских садов в зависимости от их площади
Суд признал частично недействующим пункт 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Он не будет действовать в части, определяющей
установленные в нем нормативы исходя из площади (групповой) игровой комнаты на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Как указал Суд, установленные данным пунктом нормативы площади на 1 ребенка (2,5 или 2,0 кв. м в зависимости от его возраста) сами по себе не противоречат каким-либо нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Однако пункт 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 предусматривает применение этих нормативов не с учетом списочного количества детей в группе, а исходя из количества фактически находящихся в группе детей.
Данная норма допускает комплектование групп в детских садах с превышением установленных нормативов, которые могут соблюдаться лишь при условии, что часть детей, записанных в группу, не будет ходить в детский сад. В результате, если в комнате будут присутствовать все дети, записанные в группу, санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха, воспитания и обучения детей будут нарушены.
В связи с этим пункт 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 был признан Судом несоответствующим статьям 42 и 43 Конституции России, а также положениям ряда федеральных законов.
Конституционный Суд уточнил процедуру уведомления о проведении митингов
Суд признал неконституционной часть 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Норма неконституционна в той мере, в какой она не обеспечивает возможность подачи уведомления о проведении публичного
мероприятия для случаев, когда срок подачи уведомления (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия) полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.
Как указал Суд, правовое регулирование трудовых отношений допускает ситуации, при которых число следующих один за другим нерабочих праздничных дней может превышать установленный указанным законом срок подачи уведомления.
В данном деле заявителю было отказано в согласовании шествия, запланированного на 19 января 2012 года, из-за того, что уведомление о его проведении было подано 10 января, то есть с нарушением срока, предусмотренного законом. Из-за того, что в 2012 году "новогодние каникулы" длились с 1 по 9 января включительно, фактически был лишен возможности провести шествие 19 января.
Суд признал, что в подобных ситуациях организатор публичного мероприятия лишается возможности провести мероприятие без каких-либо конституционных оснований, а государство не выполняет свою конституционную обязанность обеспечить защиту права на свободу мирных собраний.
Федеральному законодателю предписано внести изменения в законодательство.
До внесения изменений правоприменительные органы должны исходить из следующего:
если общий срок подачи уведомления совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням;
если это окажется невозможным, правоприменительные органы обязаны обеспечить прием и рассмотрение уведомлений в нерабочий праздничный день;
не допускается продление на период нерабочих праздничных дней срока, в течение которого уполномоченный орган может предложить организатору мероприятия изменить место или время мероприятия, а также устранить несоответствие закону условий его проведения, указанных в уведомлении.
Верховный Суд РФ запретил Минюсту России при регистрации политических партий требовать от них подлинники всех документов
Суд признал частично недействующим пункт 41 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455. Пункт не будет действовать в той мере, в какой позволяет распространить на перечень документов, представляемых для регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде партии, требование предоставить на регистрацию все документы в двух
экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Суд указал, что данный пункт противоречит статье 16 Федерального закона "О политических партиях", которая определяет перечень документов, представляемых для регистрации политической партии. Согласно данной статье М!
инюст России не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи. При этом в данном перечне указывается, что отдельные документы должны представляться в виде копий, а не в подлиннике.
Между тем оспаривавшееся положение, по своему буквальному смыслу, требовало для регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии.
Верховный Суд РФ решил, что Минтранс России не вправе определять порядок оснащения транспортных средств навигаторами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
Суд признал недействующим приказ Минтранса России от 26.01.2012 N 20, утверждавший данный порядок. Кроме того, признан недействующим пункт 8 Техрегламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, который предоставлял Минтрансу России право издать соответствующий приказ.
Суд указал, что согласно Федеральному закону "О навигационной деятельности" только Правительство РФ обладает полномочием устанавливать порядок оснащения навигаторами транспортных средств. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в
определении от 05.07.2005 N 285-О, прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти реализовать предоставленные полномочия.
В связи с этим, предоставив Минтрансу России право утвердить указанный порядок, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией и действующим законодательством. Таким образом, приказ Минтранса России от 26.01.2012 N 20 был принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом Министерства.
До 1 января 2015 года граждане, поступившие на госслужбу в Крыму, смогут вести предпринимательскую деятельность
Кроме того, до указанной даты на граждан, поступивших на государственную службу в территориальные органы федеральных министерств и ведомств, которые создаются в Республике Крым и Севастополе, не будут распространяться следующие запреты и обязанности:
на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
обязанность передать в доверительное управление принадлежащие им ценные бумаги, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов;
обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах и имуществе, а также о доходах, расходах и имуществе своих супруг (супругов) и детей.
Для поступления на государственную службу потребуется сдать экзамен на знание российского законодательства. Экзамен будет приниматься на основе методических рекомендаций, которые утвердит Минтруд России. С гражданами, которые сдали экзамен, будут заключаться служебные контракты на неопределенный срок или на срок от 1 года до 5 лет.
До 1 января 2015 года без сдачи экзамена смогут поступить на государственную службу граждане, работавшие в крымских государственных органах на день принятия Крыма в состав России. С ними будут заключаться срочные служебные контракты на срок до 1 года.
Уклонение страховых организаций от заключения публичного договора ОСАГО является необоснованным и неправомерным
Сообщается, что согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор ОСАГО является публичным.
В силу пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор не допускается. На основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ если страховщик уклоняется от его заключения, лицо, намеренное заключить со страховщиком договор ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения
договора, должна возместить другой стороне причиненные!
этим убытки.
Также Банк России обращает внимание, что предложение-оферта может быть направлено посредством ФГУП "Почта России" на почтовый адрес страховщика, указанный в полисе ОСАГО с уведомлением о вручении почтового отправления, что позволит доказать факт получения страховщиком направленного владельцем транспортного средства предложения. Страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения оферты направить страхователю извещение об акцепте, отказе от акцепта или акцепте на иных условиях.
При получении владельцами транспортных средств от страховщика отказа в заключении договора ОСАГО в указанных выше случаях Банк России рекомендует фиксировать данные правонарушения всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять полученные материалы, свидетельствующие о признаках нарушения страховщиком законодательства, в Банк России, ФАС России, Роспотребнадзор, а также обращаться в суд для защиты своих прав и интересов.
Кроме того, согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.
С 12 апреля 2014 года для российских граждан, следующих в Коста-Рику, введен безвизовый режим въезда и пребывания на срок до 30 дней
Для посещения Коста-Рики необходимо иметь заграничный паспорт со сроком действия не менее 3-х месяцев, подтверждение платежеспособности, исходя из наличия денежных средств в размере 100 долл. США на месяц пребывания, и билет (другой маршрутный документ) для выезда из страны с указанием даты. При пересечении границы также может быть необходима информация о месте размещения.
Разрешенный 30-дневный срок пребывания может быть продлен до 90 дней при заблаговременном обращении в миграционные органы Коста-Рики с условием обоснования дальнейших целей пребывания в стране и подтверждения наличия достаточных денежных средств.